зачем детей наряжают в военную форму
Своим мнением по поводу этого поделилась мама 4-летнего сына из Екатеринбурга Наталья Семенова.
Она говорит, что отказаться от фотосессии решили и некоторые другие родители из их садика. Среди низ была Валерия Приходкина. Она высказалась против покупки пилоток детям в детсаду. За это ее исключили из родительского чата и вернули только после поддержки одного из отцов.
Иногда родители решают отказаться от «военных» фотосессий коллективно. Жительница Екатеринбурга Анна Мирко рассказала, что так поступили в группе, в которую ходит ее сын, хотя еще 23 февраля ребенок участвовал в фотосессии с игрушечным автоматом ко Дню защитника отечества.
Обращение сотрудницы ФБК Любви Соболь в Твиттере, также привлекло внимание многих родителей. Она добилась, чтобы в детском саду ее дочери не наряжали детей в военную форму на утреннике.
Позже в интервью СМИ, Любовь добавила:
Такой позиции придерживаются не только матери, но и отцы. Кандидат психологических наук Сергей Вайсман и блогер Илья Варламов.
Психолог Елена Кузнецова поделилась своим мнением в Facebook. Пост моментально вызвал бурную дискуссию.
День Победы. Почему дети в военной форме – плохая идея
День Победы – не только священный для россиян праздник, но и золотая жила для торговцев всяким милитаристским барахлом. Наряду с советскими флажками и георгиевскими ленточками 9 мая продают пилотки, гимнастёрки, солдатские ремни и галифе. У этих товаров есть кое-что общее: почти все они детских размеров.
Родители в последнее время почему-то решили, что очень круто наряжать детей в подобие формы времён ВОВ. В принципе, даже понятно, почему. Нарядным ребёнком в красивой военной форме можно похвастаться в инстаграме. Или показать фотку коллегам – пусть завидуют! Может, ещё и начальник по службе продвинет, узнав, какой ты патриот. К почитанию памяти предков, погибших на страшной войне, весь этот маскарад отношения, разумеется, не имеет – обычная ярмарка тщеславия.
Кроме того, милитаризация детей активно пропагандируется государством. Например, в Пятигорске несколько дней назад прошёл «парад дошкольных войск» (нет, не шутка!):
«В форме пехотинцев, танкистов, лётчиков, моряков, артиллеристов и медсестёр по площади у Вечного огня промаршировали стройные ряды воспитанников детских садов города. Всего в праздничном шествии приняло участие более 500 ребят. Принимал парад Глава Пятигорска Андрей Скрипник».
То, как всё это влияет на психику маленького «солдата», никого не волнует. Поэтому здесь я хочу процитировать психолога Елену Кузнецову. Если вы хоть раз задумывались, стоит ли одевать ребёнка в военную форму, обязательно почитайте:
“Давайте на правах психолога, имеющего немалые представления о детской психике, скажу, почему так не надо делать?
Потому что это романтизация и украшательство самого страшного в нашей жизни – войны.
Воспитательный посыл, который получают через подобные действия взрослых дети – что война это здорово, это праздник, потому что потом она оканчивается победой.
А надо не так. Война оканчивается непрожитыми жизнями с обеих сторон. Могилами. Братскими и отдельными. На которые даже порою некому ходить поминать. Потому что войны не выбирают, сколько живых из одной семьи взять платой за невозможность людей жить в мире. Войны вообще не выбирают – наши и не-наши. Просто берут плату бесценным. Вот это нужно доносить до детей.
Дети не должны ходить в военной форме. Для большинства из наших предков, встретивших военные годы, эта одежда была посмертным одеянием.
Как человек, работающий с психикой, я очень хорошо понимаю, что чувство благодарности может переполнять.
Может прийти желание попраздновать «в едином порыве». Радость единства – согласия на ценностном уровне – это великая человеческая радость. Нам по-человечески важно проживать что-то вместе. Хоть то радостная победа, хоть то скорбная память.
И впереди у нас такая важная дата. Готовясь к ней, вслушайтесь в то, чем она звенит лично вам.
Мы все с вами родом из общества, где указания, как правильно жить, думать и чувствовать, выдавались сверху.
Но сегодня мы можем выбирать. Например – осознание. Что ни одна общность не стоит того, чтобы платить за неё через облачённых в одежду для смерти детей.
Мирного неба нашим детям. И трезвой нам памяти. Пусть даже в одиночку, не вместе с теми, кто вот так ”.
Стоит ли одевать детей в военную форму Великой Отечественной войны?
Два дня назад прошел священный праздник для жителей России – День победы. В последнее время среди россиян стало уже традицией самим наряжаться в военную форму Великой Отечественной войны и наряжать в нее детей. Пилотки и белые банты, гимнастерки и ползунки, крохотные погоны и сандалии: дети в советской военной форме вызывают противоречивые чувства. Одни умиляются и считают это данью памяти о подвиге советского народа. Другие не скрывают своей неприязни, называя новую традицию дурновкусием и спекуляцией на великой Победе.
При этом советская военная форма на детях – подчас не только инициатива родителей, но и государственная пропаганда. Варламов с возмущением вспоминает «парад дошкольных войск», который несколько дней назад состоялся в Пятигорске. Около 500 воспитанников городских детсадов промаршировали в форме пехотинцев, танкистов, лётчиков, моряков, артиллеристов и санитарок.
Сложно не согласиться с блогером по поводу «золотой жилы» для всякого рода торговцев. Зачастую в своей жажде наживы они попросту не знают меры. Например, в этом году, незадолго до 9 мая вспыхнул скандал: интернет-магазины предлагали приобрести даже мягкую игрушку в виде ветерана ВОВ. Этот сувенир оскорбил самих участников Великой Отечественной войны и тружеников тыла: они предложили провести рейды по магазинам с целью выявления подобных «мерзких» поделок.
У многих психологов дети в советской военной форме тоже не вызывают одобрения. По их мнению, этот карнавал может негативно сказаться на психике маленьких «солдат». Недавно психолог Елена Кузнецова объяснила, почему рядить малышей в пилотки и гимнастерки не стоит.
Кстати, часть родителей в этом году уже отказались от таких костюмов для детей. Например, юрист Фонда борьбы с коррупцией (ФБК) Любовь Соболь добилась, чтобы воспитанников детского сада, в который ходит ее дочь, не наряжали на утреннике в военную форму не наряжали детей в военную форму на утреннике.
Поговорите с воспитателями и директорами школ и садов. Наших детей должны учить любить природу и людей, помогать близким, а не как правильно военную пилотку на голову натягивать.
Сорокин невесело уточняет: значит, мальчику можно наряжаться в девочку (ведь его гендерные особенности пока ещё не определились, и ребенок ищет себя)?. Ребенку можно одеваться «как бомж», ведь это самовыражение? Можно ходить как гомосексуалист, красить волосы, губы, носить рваные или узкие джинсы; на Хэллоуин можно наряжаться Люцифером, развратной ведьмой или Королем Ночи из «Игры престолов»? В конце концов, на Западе детям можно одевать НАТОвскую или рейнджерскую форму, и это приветствуется.
Трехлетняя медсестра под обстрелом
Священники, психолог и фотограф о том, правы ли родители, наряжая детей в военную форму перед 9 Мая.
Протоиерей Александр Ильяшенко
Войну залакировали, а теперь одевают в детскую униформу
Не понимаю, почему вокруг формы на детях возникают такие баталии. Хочет родитель так одеть ребенка, пусть надевает на него форму. Не хочет — пусть не надевает. Почему мы должны диктовать родителям, что они должны делать, а чего не должны? Споры, обвинения, ругань точно не помогают осмыслению и пониманию праздника Победы. Эти споры как раз свидетельствует о том, что мы очень сильно отличаемся от наших героических предков, которые вырвали Победу у могущественного и безжалостного врага.
Понятное дело, что на желании одеть ребенка в форму Великой Отечественной войны очень хорошо наживаются фирмы, которые проектируют, изготавливают и продают такие формы.
Если же смотреть на ситуацию более глубоко: мы живем в XXI веке, когда вместо конфетки нам постоянно подсовывают пустой фантик. Думаю, что ситуация, о которой мы говорим, — это фантик, в котором конфетки нет.
Для понимания, что такое война, нужно очень много читать, изучать, разбираться, сравнивать, даже опровергать. Самое же главное — почувствовать дух тех людей, которые так сильно от нас отличались. Они не думали, во что одеться или чем укрыться. У них задача была совсем другая — спасти свою страну, свой народ, в том числе и нас всех, живущих сегодня. Эту задачу они жертвенно осознавали и готовы были до последнего сражаться за то, что они почитали святыней своей души. Вот в это нужно постараться вникнуть и перенять.
То, что войну залакировали, а теперь одевают в какую-то детскую униформу, свидетельствует о том, что мы живем в XXI веке, когда настоящих, продуманных, выстраданных и высоких идеалов в обществе практически нет или их очень трудно встретить.
Мы подчас судим обо всем категорично, но очень поверхностно. Это относится и к агрессивным спорам вокруг формы на детях.
Протоиерей Александр Балыбердин
Не надо надевать форму, если ребенок не понимает, что она символизирует
Если речь о совсем малышах, которым только год исполнился, то это, на мой взгляд, не имеет смысла. Форма все-таки имеет смысл некой общности. Когда человек вступает в коллектив и когда он становится одним из солдат или офицеров, тогда он носит форму как символ принадлежности к той или иной организации.
Младенец принадлежит семье, и главная задача родителей — обеспечить семейное воспитание.
Если говорить более конкретно о том, что родители одевают детей на 9 Мая в форму времен Великой Отечественной, то, понятное дело, здесь все — на усмотрение родителей. Их право поступать так или иначе. Но когда родитель что-либо делает, он должен понимать, что все наши действия должны быть осмыслены.
Если он может как-то внутри семьи оправдать и объяснить ребенку, зачем он это делает: например, чтобы подчеркнуть некое единство со своим прадедушкой, который сражался на фронте или погиб в годы Великой Отечественной войны, — то, наверное, это оправданно. А если это никаким образом не связано с памятью о каком-то конкретном человеке, то тогда, на мой взгляд, этого делать не стоит.
Кстати, трехлетнему ребенку еще что-то можно объяснить доступно для его понимания. А вот годовалому вряд ли что-то объяснишь, он не может осознать, что на него надели. Так что, мне кажется, не стоит этого делать. Придет время, когда военная форма, надетая ребенком, будет наполнена для него определенным смыслом, свяжет его с памятью о конкретных людях, об их подвиге во время войны.
Психолог Екатерина Бурмистрова
Нельзя из войны делать глянец
Игра в военную форму началась с детей-школьников, а потом перекинулась и на детей-дошкольников. Эта тенденция началась довольно давно, но с 2014 года получила широкое распространение.
Мы в эту игру тоже играли еще до того, как все это стало популярным на уровне государственной машины и пропаганды: мы одевали детей в атрибуты военной формы в те годы, когда День Победы еще был абсолютно забыт, когда ничего не проводилось на Поклонной горе. Мы с клубом «Рождество» в период почти тотального забвения войны все это делали, но, конечно, не масштабно.
А потом мы перестали это делать. Во-первых, потому что поняли, что дети это воспринимают как веселый карнавал: сегодня в Золушку переоденусь, а завтра в медсестру. Это абсолютно умаляет подвиг участников войны.
Понятно, что авторы идеи фотографировать детей в военной форме помимо того, чтобы заработать денег, имели в виду и что-то хорошее. Но я точно знаю по рассказам ветеранов, что война — это не весело, не красиво и не здорово. Как написал Михаил Кульчицкий:
Война — совсем не фейерверк,
А просто — трудная работа.
Одевая детей в военные костюмчики и фотографируя, переделывая военную песню под попсу, идеализируя и упрощая то, что произошло в те страшные годы, мы прививаем детям-дошкольникам совершенно иной тип памяти. Это очень большое искажение.
Никто из тех, кто пережил войну, ни за что не хотел бы видеть своего внука в форме солдата, а внучку в форме медицинской сестры. Формы памяти, конечно же, должны быть, но надо это делать очень аккуратно. Кроме победных песен, там очень много боли и вообще такого, о чем говорить вот так, между делом, нехорошо.
Сейчас мы имеем очень популяризированную, обобщенную, коммерческую картинку Великой Победы. Вспоминать о войне как о веселой победоносной прогулке так же неправильно, как не вспоминать жертв политических репрессий. Это искажение исторической памяти. В этом случае, я думаю, ненамеренное.
При том, что я большой сторонник формирования и сохранения памяти, использования разных интерактивных форм, походов в музеи, где можно увидеть военные формы, пробитые пулями, осколками. Чтобы это не травмировало ребенка, но при этом не было глянцевым. Нельзя из войны делать глянец.
Андрей Рогозин, фотограф
Главное — спросить, хочет ли этого ребенок
Честно говоря, я не вижу какой-то глобальной проблемы в этом действии и в таком образе. Я понимаю, откуда у людей могут возникать негативные ощущения от подобной фотосессии, но у меня их не возникает.
Оба мои деда прошли через Великую Отечественную войну, оба остались в живых. Один из них служил всю войну — с 1941 по 1945-й, закончил взятием Берлина. Так что у нас в семье отношение к войне и к тем, кто в ней участвовал, что называется, из первых рук.
Но у меня никаких вопросов не вызывает такая фотосессия. Если бы встал вопрос участия в ней моей дочери, я бы, в первую очередь, спросил у нее — хочет она или нет. Если хочет — почему бы и нет, не хочет — так не хочет. Моей дочери 6 лет, и, мне кажется, в этом возрасте у детей можно спрашивать. А вот в 3 года — сложный вопрос.
Анна Данилова, журналист, детский фотограф
Детская фотография в школе и садиках — это большой и слишком часто низкокачественный бизнес. Слишком часто сам фотограф совершенно не хочет и не ставит себе целью понять, заметить, услышать и почувствовать ребенка. Удобно: взяв пыльные и несвежие костюмы и создав антураж, как можно быстрее отщелкать детей, выгрузить фотографии и заставить родителей покупать фотографии. Набор ролей ограничен — пастушка, космонавт, зайчик, набор фонов тоже — и вот — к 9 мая — конечно пилотка, гимнастерка и оплата обеспечена.
Конечно, есть прекрасные фотографы, которые делают прекрасные репортажи и портреты — они приходят в разные дни, сидят на занятиях, наблюдают за детьми, воссоздают их взаимоотношения — посмотрев на такой альбом, сразу понятно, как проходит обычный день ребенка.
В этой военной фотографии меня возмущает именно коммерческая спекуляция. Я не вижу ничего плохого в том, чтобы 9 мая с букетом гвоздик пройти с «Бессмертным полком» и купить ребенку пилотку, чтобы рассказать о войне, читать военные рассказы, смотреть фильмы и играть в солдат и медсестер. Это обязательно нужно делать, и не только к 9 мая. А вот наряжать ребенка для формального кадра, подпитывая бизнес-план фотографа — недопустимо.
И еще один важный момент и совет родителям — не разрешать снимать ребенка в сад и школе без согласия родителей на съемку. Одно дело, когда вы готовитесь к съемке, выбираете фотографа, понимаете, какие фотографии получите итд, совсем другое дело когда вас ставят перед фактом уже проведенной съемки. Снимать ребенка без разрешения родителей нельзя, и это нужно очень четко понимать родителям и всему педагогическому коллективу. Где потом окажутся фотографии и в каком контексте — отследить невозможно. Проводится ли какая-то обработка костюмов после съемки — неизвестно. Поэтому на уровне каждого учебного заведения можно решить, что все съемки согласованы и спланированы, а не «Будете брать фотографию вашего ребенка? 500р за кадр!».
Детская фотография в школе и садиках — это большой и слишком часто низкокачественный бизнес. Слишком часто сам фотограф совершенно не хочет и не ставит себе целью понять, заметить, услышать и почувствовать ребенка. Удобно: взяв пыльные и несвежие костюмы и создав антураж, как можно быстрее отщелкать детей, выгрузить фотографии и заставить родителей покупать фотографии. Набор ролей ограничен — пастушка, космонавт, зайчик, набор фонов тоже — и вот — к 9 мая — конечно пилотка, гимнастерка и оплата обеспечена.
Конечно, есть прекрасные фотографы, которые делают прекрасные репортажи и портреты — они приходят в разные дни, сидят на занятиях, наблюдают за детьми, воссоздают их взаимоотношения — посмотрев на такой альбом, сразу понятно, как проходит обычный день ребенка.
В этой военной фотографии меня возмущает именно коммерческая спекуляция. Я не вижу ничего плохого в том, чтобы 9 мая с букетом гвоздик пройти с «Бессмертным полком» и купить ребенку пилотку, чтобы рассказать о войне, читать военные рассказы, смотреть фильмы и играть в солдат и медсестер. Это обязательно нужно делать, и не только к 9 мая. А вот наряжать ребенка для формального кадра, подпитывая бизнес-план фотографа — недопустимо.
И еще один важный момент и совет родителям — не разрешать снимать ребенка в сад и школе без согласия родителей на съемку. Одно дело, когда вы готовитесь к съемке, выбираете фотографа, понимаете, какие фотографии получите итд, совсем другое дело когда вас ставят перед фактом уже проведенной съемки. Снимать ребенка без разрешения родителей нельзя, и это нужно очень четко понимать родителям и всему педагогическому коллективу. Где потом окажутся фотографии и в каком контексте — отследить невозможно. Проводится ли какая-то обработка костюмов после съемки — неизвестно. Поэтому на уровне каждого учебного заведения можно решить, что все съемки согласованы и спланированы, а не «Будете брать фотографию вашего ребенка? 500р за кадр!».
Родители стали отказываться одевать детей в военную форму к 9 мая
Фотосессии в военной форме детям предлагают как в обычных муниципальных детсадах, так и в частных, и даже в элитных. Жительница Екатеринбурга Наталья Семенова, четырехлетний сын которой ходит в обычный городской детсад в центре города, отказалась от фотосессии, связанной с войной.
«К 9 мая всем деткам предлагали фотосессию, выложили примеры работ и составляли список. Я сказала, что не хочу фотографировать ребенка таким образом. Наша семья против таких проявлений. У нас никаких таких игрушек нет, нет танков, нет пистолетов. Мы с двух лет объясняли сыну, что это нехорошо, это страшно. Сейчас, когда мы проходим в магазине игрушек мимо танка, ребенок считает, что это экспонат в музее. Мы несколько раз ездили в Музей военной техники в Верхней Пышме, поэтому он так воспринимает это», — рассказала Наталья.
По ее словам, про Великую Отечественную войну она с маленьким сыном пока не говорит, но отец иногда рассказывает ему о деде-фронтовике. «Пока он говорит очень деликатно. В целом мы говорим ему, что война — это плохо, но в подробности про Великую Отечественную не вдавались», — рассказала Наталья Семенова.
Она говорит, что отказаться от фотосессии решили и некоторые другие родители из их садика.
«Так получилось, что у нас группа, где родители индифферентны ко многому. Но нам не нравится, что этот день преподносят детям как праздник, как игру. Нас не заставляли участвовать в фотосессии, но воспитатель искренне не поняла», — говорит Наталья.
Но так спокойно на отказ от милитаристской символики в садиках реагируют не всегда. Как написала на своей странице на Facebook челябинская активистка Валерия Приходькина, родители детей из группы, в которую ходит ее внук, решили купить ребятам пилотки ко Дню Победы. Когда она «возмутилась такому карнавалу», ее исключили из родительского чата.
Иногда родители принимают решение отказаться от милитаристских фотосессий коллективно. Жительница Екатеринбурга Анна Мирко рассказала, что так поступили в группе, в которую ходит ее сын, хотя еще 23 февраля ребенок участвовал в фотосессии с игрушечным автоматом ко Дню защитника отечества.
Юрист ФБК добилась того, чтобы в детсаду ее дочери детей не наряжали в военную форму
Несколько родителей из Екатеринбурга на условиях анонимности также рассказали, что запретили одевать своих детей в военную форму на утренники, посвященные Дню Победы.
Больших успехов в этом направлении достигла московский юрист Фонда борьбы с коррупцией Любовь Соболь — она добилась того, чтобы детей в группе, куда ходит ее дочь, не наряжали в форму. «Я поставила вопрос в родительском чате, что это непорядок. Я сказала, что это неправильно, потому что мы учим наших детей не ссориться, решать все конфликты миром, а потом на праздники раздаем им автоматы в руки, надеваем пилотки. Воспитатели должны учить наших детей миролюбию, человеческим ценностям, заботе о ближнем, любви к природе и этому миру. Зачем им с детства прививать образы войны и милитаризма?» — сказала Соболь Znak.com.
Не советуют наряжать детей в военную форму и психологи. Отец троих детей из Екатеринбурга, кандидат психологических наук Сергей Вайсман говорит, что ребенок воспринимает форму «как карнавальный костюм, который не имеет ничего общего с памятью о Победе».
«Основная идея тех, кто устраивает эти фотосессии, ношение детьми формы — это дань благодарности поколению, которое добилось победы. Они говорят, что память должна быть увековечена, дети, внуки, правнуки не должны о ней забывать. На самом деле такие фотосессии полностью дискредитируют эту идею. Когда взрослый человек надевает форму, он может ассоциировать себя с событиями, которые были, с памятью. Когда это делает ребенок, он вживается в эту роль. У детей, с точки зрения психологии, основная функция мышления — игровая деятельность, поэтому получается, что для детей это игра в войну. Для ребенка форма — это милитаризация сознания, которая пропагандирует войну, говорит, что война — это круто», — считает Вайсман.
По его словам, начинать говорить с ребенком о смерти можно с четырех лет, так как с четырех до шести лет у ребенка формируется представление об этом, а война — «это не что иное, как смерть». «Дети понять проблемы взрослых не могут, им они неинтересны. Поэтому в контексте войны стоит говорить им о том, как страдали дети, как с десяти лет стояли у станков, что были дети-партизаны, это надо описывать. Как дети мучались, говорить о боли, о том, что война — это страшно, а потом говорить, что пришли хорошие взрослые, которые прекратили мучения детей», — предлагает Вайсман.
В публичном поле дискуссию вокруг того, стоит ли наряжать детей в военную форму, в конце апреля подняла психолог Елена Кузнецова. На своей странице на Facebook она написала, что это «одежда для смерти», а детям «нужно покупать одежды про жизнь, а не про смерть». Пост вызвал бурную дискуссию, под ним оставили уже 156 комментариев, а лайкнули более 17 тыс. человек.