зачем дети учатся по субботам
Школы переходят на шестидневный режим учебы. Школьники будут учиться по субботам.
Школы переходят на шестидневный режим учебы. Школьники будут учиться по субботам.
Шестидневка на пороге
Министр просвещения Сергей Кравцов объявил о введении дополнительного учебного дня в школах. Дети будут учиться по субботам. Подробнее об этом событии.
27 января в эфире телеканала «Вместе-РФ» министр просвещения РФ Сергей Кравцов сообщил о предстоящем введении шестидневной учебной недели для школьников. Соответствующие рекомендации уже направлены в регионы.
— Мы направили рекомендации в регионы. Каждая школа решает вопрос о выстраивании образовательного процесса в зависимости от того, насколько долго была либо на карантине, либо были продлены каникулы, домашнее обучение. Вводит, допустим, шестидневное обучение, — цитирует Сергея Кравцова ТАСС.
Как заявил С. Кравцов, потерянное учебное время, вызванное пандемией коронавируса, надо восполнять. Именно для этого и вводится дополнительный учебный день.
Министр уточнил, что окончательное решение по вопросам организации и сроков начала обучения по шестидневке принимает руководство регионов. Более того, закон позволяет каждой отдельной школе самостоятельно решать вопрос о дополнительном учебном дне в зависимости от ситуации.
«Каждая школа в зависимости от того, насколько долго школа была либо на карантине, либо были продлены каникулы, домашнее обучение, принимает решение о выстраивании образовательного процесса: вводит, допустим, шестидневное обучение или остается в рамках пятидневного обучения. Это решает каждая школа в зависимости от той ситуации, в которой была, и в соответствии с тем уровнем результатов, который продемонстрировали школьники по итогам срезов знаний», – отметил Кравцов.
Причины дифференциации подхода к введению шестидневки
Условия, в которых находились школы, были разные. Некоторые регионы смогли организовать частичное обучение школьников, поэтому необходимость тотального перехода на шестидневку отсутствует.
Так, например, в Москве школьники с 1-го по 5-й классы большую часть первого учебного полугодия провели в очном формате, в то время как ученики 6-х-11-х классов находились на дистанционном обучении. Переводить на шестидневку младшеклассников в этом случае нет смысла. Шестидневка коснется только старших классов.
Такой «лоскутный» переход на шестидневное обучение, по замыслу авторов инициативы, поможет школам выровнять уровень подготовки школьников в зависимости от реальных условий.
Причины перехода на шестидневку
Слова министра о потерянном учебном времени недалеки от истины. Суммарное время, потраченное на внеплановое дистанционное обучение, расширенные каникулы и школьный карантин в 2020-2021 учебном году в некоторых регионах доходит до 70% от всех учебных часов, предусмотренных для очного обучения.
Как результат — минимальные знания и невозможность проведения полноценных экзаменов в условиях тотальной неготовности к ним.
В связи с этим уже сейчас раздаются призывы к отмене экзаменов в этом году.
Сторонники отмены утверждают, что проведение ГИА в условиях неполноценной и неравномерной для разных регионов подготовки к ним в течение этого учебного года предопределило неудовлетворительные результаты.
Без дополнительных усилий со стороны родителей (приглашение репетиторов и т.д.), направленных на восполнение недополученных знаний, сдача ОГЭ и ЕГЭ в этом году будет невозможна.
Поможет ли дополнительный учебный день?
Увеличение нагрузки на школьников — не всегда идеальное решение для восполнения недополученных знаний. Существуют и другие способы наверстать важный упущенный материал, и для этого не обязательно вводить дополнительный учебный день. Речь идет о второстепенных предметах, изучение которых в такой чрезвычайной ситуации можно отодвинуть на второй план.
Введение еще одного учебного дня вряд ли поможет нагнать упущенный материал за такой короткий срок, а повышенная нагрузка на школьников может дать обратный эффект, когда перегруженный информацией ученик не сможет усвоить такой объем знаний.
Ранее уже звучали и другие предложения, в частности, о продлении учебного года на лето. Стремление всеми способами уложиться в учебные планы — не лучший выход из создавшегося положения, т.к. создает дополнительную физическую и эмоциональную нагрузку на детей в период продолжающейся пандемии.
Первая реакция родителей на новости о переходе школ на шестидневку
Многие родители отнеслись к этой идее негативно.
«Из-за противовирусных ограничений дети столкнулись не только с пробелами в знаниях, но и с ухудшением здоровья. Нельзя сейчас их на шесть дней запирать в школе, в выходные нужно давать школьникам отдыхать и гулять. Все вечера в будние и часть одного выходного дня они и так проводят за уроками. К тому же у детей, обучающихся по триместрам, скорее всего, не будет февральских каникул из-за продленных выходных в январе», — считает одна родительница.
Неоднозначная реакция на это предложение и у профессионалов.
Мнения профессионалов разделились. В то время как некоторые поддерживают данное решение, обосновывая это необходимостью нагонять упущенный материал, другие считают, что дополнительная нагрузка после периода длительного бездействия может вызвать перегруз информацией и негативно сказаться на успеваемости.
Министерство просвещения, как всегда, постаралось оградить себя от критики, переадресовав все вопросы по введению дополнительного учебного дня региональным департаментам образования и местным властям.
Несмотря на отсутствие четких ответов по срокам начала шестидневки, ясно, что принципиальное решение по этому вопросу уже принято.
А кто возражает?
Почему же большинство школ выбирает шестидневку? Да потому, что там убеждены: по сокращенной программе качественно детей не выучишь.
Того же мнения придерживается и Лидия Шишканова, заместитель директора МОУ «Гимназия» N 3 г. Оренбурга:
Для заместителя директора московского центра образования N 1454 Алексея Коробанова, который собственноручно составляет расписание уроков, как дважды два ясно, что при пятидневной неделе в этом перечне не должно быть ни на час больше того, что запланировано в базисном учебном плане. Если же такая прибавка произошла, класс автоматически переводится на шестидневный режим обучения.
За кем выбор?
Может быть, это верно для большинства российских школ. Но в тех московских, оренбургских и челябинских школах, в которых побывала я, собирая материал для этой заметки, советы существуют не на бумаге, а на деле. Так что, если ребята учатся шесть дней в неделю, значит, так решил школьный совет.
«Хотели бы, да не можем»
Вот и получается, что пятидневка на деле в школу так и не пришла. Чтобы качественно и без посредников (курсов, репетиторов) учить детей пять дней в неделю, нужен баланс между базисным учебным планом и требованиями к содержанию проверки знаний учеников, а этого пока нет. Поэтому субботний выходной по-прежнему остается лишь мечтой для большинства учеников, родителей и учителей.
Строгие СанПиНы
Школьное расписание уроков строго контролирует Минздравсоцразвития. С 2002 года действуют новые санитарно-эпидемиологические правила и нормы. Например, согласно школьным СанПиНам, занятия по математике следует проводить только вторыми, третьими и четвертыми уроками. А вот седьмых и восьмых уроков по обязательным предметам в расписании быть не должно. После уроков по обязательным базовым общеобразовательным предметам (математика, русский язык, литература, иностранный язык, история, обществознание, естествознание и физкультура) должен быть предусмотрен часовой перерыв, и лишь потом могут проводиться уроки по предметам развивающего характера. Есть требования и к распределению учебной нагрузки в недельном цикле. Скажем, наибольшая интенсивность приходится на вторник и четверг, а вот среда должна быть несколько облегченным днем.
При пятидневной неделе выполнить все эти предписания практически невозможно, утверждают педагоги.
МНЕНИЯ
Софья Митрошина, ученица 11-го класса школы N 1283 г. Москвы:
— По субботам в школу приходит мало учеников. Лучше бы каждый день по семь уроков сделали, а субботу вообще освободили.
Николай Никандров, президент Российской академии образования:
— С точки зрения здоровья весь объем школьных часов лучше делить на шесть дней, максимально уменьшая ежедневную нагрузку. Но, конечно, пятидневка удобнее и для родителей, и для детей.
Александр Адамский, ректор института проблем образовательной политики «Эврика»:
— В школе должна быть, конечно, пятидневка. А в выходные дни здесь лучше проводить совместные спортивные и культурные мероприятия с участием детей и родителей.
Татьяна Цапурина, учитель истории и обществознания школы N 21 г. Миасса Челябинской области:
4 причины, почему учиться по субботам бессмысленно
В этом году я заканчиваю школу. Семь лет из одиннадцати я учусь по шесть дней в неделю. Получается, что у меня нет нормальных выходных, зато есть переутомление. Вот, что я об этом думаю.
1. Нет полноценных выходных
Номинально один выходной всё-таки есть — воскресенье. Но де-факто на выходной он похож мало. В понедельник начинается новая неделя, а вместе с ней — 37 уроков, консультации, репетиторы. Ко всему нужно готовиться. Время есть только в воскресенье. Колесо сансары даёт оборот.
2. Психологический барьер
Суббота традиционно воспринимается как выходной. Трудно заставить себя выйти из дома, когда вся семья крепко спит и не реагирует на волны возмущения, исходящие от несчастного школьника. В школе по субботам заниматься не очень продуктивно: атмосфера выходного дня действует и на учеников, и на учителей. Из-за этого медленный темп работы, опоздания, пропуски под невнятными предлогами: «болела голова», «сидел с младшим братом», «ходил на УЗИ. А, в прошлую субботу уже было УЗИ? Ну, тогда кровь сдавал», массовые паломничества в кабинет классного руководителя со справками и записками от родителей по понедельникам.
3. Мешает учёбе
Увеличенная учебная нагрузка мешает сосредоточиться на профильных предметах. Учитывая, что и у тех, кто учится по пять дней, она достаточно большая (максимально — 34 часа в неделю), то нас, жертв шестидневки с нашими 37 уроками, можно только пожалеть. Нельзя объять необъятное: если увеличивать время, отводимое на профильные предметы, то остальные нужно сократить до установленного ФГОС.
4. Переутомление
Старшеклассники — тоже люди (хотя чем ближе к ЕГЭ, тем больше сомнений возникает по этому поводу). В одиннадцатом классе поступление в вуз — главная цель. Но иногда внутренний абитуриент затихает, и хочется простых радостей: провести больше времени с семьёй, сходить на выставку или в кино, встретиться с друзьями, выспаться. Шестидневная учебная неделя с половинкой выходного сокращает этот список до последнего пункта. И это зачастую не удаётся, потому что нужно готовиться к ЕГЭ и делать домашнее задание. Два выходных позволят если не уменьшить нагрузку, то, по крайней мере, рационально её распределить.
Как это прекратить
Радикально: сократить количество уроков до 34 в неделю и переходить на пятидневку. В идеале — позволить в старших классах самостоятельно расставить приоритеты. Например, уменьшить число обязательных предметов до минимума и дать возможность выбора профильных предметов
из списка. И обязательно — два выходных в неделю.
Зачем дети учатся по субботам
Пятидневка в школах России 2021: новый закон
Уже несколько лет идет обсуждение закона об обязательном переходе всех школ России на пятидневное обучение. Власти не хотят решать этот вопрос в едином порядке, оставляя решение за администрацией учебных заведений, что влечет за собой настоящий кризис в системе образования.
В последние годы в Подмосковье, Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и некоторых других городах школы перешли на новый 5-дневный график добровольно (или по решению местных властей), но в большинстве городов дети по-прежнему учатся 6 дней в неделю, не имея достаточно времени на отдых, занятия творчеством, подвижные игры, полноценный сон и общение с родителями.
6 дней в неделю в три смены работает около 11 000 школ в России:
СВЫШЕ 90% ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ НАШЕГО САЙТА ВЫСТУПАЮТ ЗА ПЯТИДНЕВКУ В ШКОЛАХ РОССИИ!
Что поменялось законодательно?
С осени 2020 года начали действовать новые «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» СП 2.4. 3648-20. В них указано следующее:
Таким образом, пятидневка в обязательном порядке предусмотрена только для первоклассников и детей-инвалидов. Начиная со второго класса, школы могут использовать 6-дневную неделю обучения.
Больше того, главный санитарный врач запретил нулевые уроки, что создало новые сложности при переходе на 5-дневное обучение. А в 2021 году вышли рекомендации министра образования по переходу на 6-дневку в связи с пандемией коронавируса.
СОВЕСТИ НЕТ : многие школы под давлением родителей и городских администраций перешли на 5 дней, но используют принудительные » развивающие субботы «, заставляя детей приходить в учебное заведение.
Растят рабов, а не ученых
Каждый понимает, что в российских школах при высокой нагрузке, крайне неэффективное обучение. Особенно страдают ученики специальных средних учреждений, например, православных гимназий, технических, кадетских школ, где у детей вообще нет выходных.
Ребят не только лишают детства, у них элементарно падает иммунитет. Да и в обычных школах ребенок, вместо того, чтобы нормально выспаться в субботу и погулять, должен идти на уроки.
Мало времени остается на секции и другие занятия – вместо ученых, музыкантов, писателей, растет новое поколение рабов, которые и знаний не получают нормальных, и творчески не могут развиваться.
Недостатки шестидневки в школах России:
Недостаток № 1: Ребенок не высыпается.
Недосып особенно проявляется у детей, которые учатся в первую смену. От недосыпания снижается иммунитет.
Недостаток № 2: Ребенок не успевает отдохнуть от учебы.
По факту у ребенка нет свободного дня, который бы он мог полностью оторваться от уроков и книжек, побегать на улице или провести с семьей. Ведь в воскресение он вынужден садиться за уроки. От этого не только падает интерес к учебе, но и появляется настоящее отвращение к школе.
Недостаток № 3: Родители не видят ребенка.
Большая часть российских родителей, впахивающих за копейки всю неделю, не могут из-за школьной шестидневки побыть с детьми, сходить куда-то всей семьей. Из-за такой скотской жизни даже дети перестают спасать семейное счастье. Семьи рушатся, люди – несчастны.
Недостаток № 4: Нет отдыха и учителям.
Учителю тоже надо отдыхать, у него должны быть два выходных дня. У преподавателей тоже есть свои семьи, а ведь еще нужно проверять тетрадки, готовиться к урокам.
Недостаток №5: Экономические факторы.
Пятидневка нужна даже с точки зрения экономии бюджета. 4 дополнительных рабочих дня в месяц дорого обходятся школе. Ведь столовая, медпункт, гардероб, уборщицы и так далее тоже должны работать. Плюс коммунальные услуги.
Российская система образования, разработанная еще при Ильиче, работает ужасно – это видно по отсутствию технологий, низкому уровню грамотности. Российские выпускники не знают ни одного иностранного языка, что вызывает лютое удивление даже в ближнем зарубежье.
В Европе, где базовая школа длится полноценных 12 лет, у школьников нет таких высоких нагрузок, а в последние 2 года школьникам вычитывается базовый уровень из программы, аналогичной 1-2 курсам наших ВУЗов. То есть, они изучают высшую математику, психологию, естествознание и другие предметы, находясь после окончания школы на уровне гораздо более высоком, чем российские абитуриенты. Потом 3 года в университете – и человек обретает высшее профильное образование, а если хочет учиться дальше – может получить диплом магистра.
Пенсионный возраст увеличивают, время учебы сокращают, впихивая часы в короткую неделю.
Продление образования на 1-2 года и сокращение недели до 5 дней без увеличения нагрузки решило бы эту проблему. И у детей было бы больше времени выбрать специальность, подумать о дальнейшей жизни более зрелым разумом.
И снова урок в европейской школе.
Правительству необходимы военные, полицейские и простые работяги, чтобы строить себе дворцы и обеспечивать свою безопасность. Тогда как экономика страны испытывает жесткую нехватку ученых, программистов, агрономов, электронщиков и инженеров.
Последние новости
Осень 2021. В Хабаровске родители бьются за введение пятидневки. Свыше 66% жителей города выступают за 5-дневное обучение, однако, администрации школ и городской администрации не идут навстречу горожанам. А в Нижнем Новгороде 1-7 классы переводят на сокращенную неделю.
Весна 2020. В Башкирии переход на пятидневку показал успешные результаты. Глава региона Радий Хабиров отметил, что школьники начали высыпаться, больше заниматься спортом.
Зима 2020. Депутат Гордумы города Екатеринбурга рассказал о показателях перехода на пятидневку. По его словам, в школах при переходе на 5-дневный режим поднимается успеваемость. А родители, прошедшие анкетирование, в 93-95% хотят перехода на данный график, чтобы видеть своих деток по выходным.
Сентябрь 2019. С началом учебного года некоторые родители стали высказываться против пятидневки. По их мнению, дети позже приходят со школы, у них не остается времени на секции. Проблему можно было бы решить переходом на европейскую систему образования с 12-классами обучения, но правительство боится увеличения нагрузки на бюджет.
ОБРАЗОВАНИЕ В МОСКВЕ
Шестидневка на пороге
Министр просвещения Сергей Кравцов объявил о возможном введении дополнительного учебного дня в школах. Дети будут учиться по субботам. Подробнее об этом событии.
О необходимости введения дополнительного учебного дня сообщил С.Кравцов
27 января в эфире телеканала «Вместе-РФ» министр просвещения РФ Сергей Кравцов сообщил о предстоящем введении шестидневной учебной недели для школьников. Соответствующие рекомендации уже направлены в регионы.
— Мы направили рекомендации в регионы. Каждая школа решает вопрос о выстраивании образовательного процесса в зависимости от того, насколько долго была либо на карантине, либо были продлены каникулы, домашнее обучение. Вводит, допустим, шестидневное обучение, — цитирует Сергея Кравцова ТАСС.
Как заявил С. Кравцов, потерянное учебное время, вызванное пандемией коронавируса, надо восполнять. Именно для этого и вводится дополнительный учебный день.
Министр уточнил, что окончательное решение по вопросам организации и сроков начала обучения по шестидневке принимает руководство регионов. Более того, закон позволяет каждой отдельной школе самостоятельно решать вопрос о дополнительном учебном дне в зависимости от ситуации.
«Каждая школа в зависимости от того, насколько долго школа была либо на карантине, либо были продлены каникулы, домашнее обучение, принимает решение о выстраивании образовательного процесса: вводит, допустим, шестидневное обучение или остается в рамках пятидневного обучения. Это решает каждая школа в зависимости от той ситуации, в которой была, и в соответствии с тем уровнем результатов, который продемонстрировали школьники по итогам срезов знаний», – отметил Кравцов.
Причины дифференциации подхода к введению шестидневки
Условия, в которых находились школы, были разные. Некоторые регионы смогли организовать частичное обучение школьников, поэтому необходимость тотального перехода на шестидневку отсутствует.
Так, например, в Москве школьники с 1-го по 5-й классы большую часть первого учебного полугодия провели в очном формате, в то время как ученики 6-х-11-х классов находились на дистанционном обучении. Переводить на шестидневку младшеклассников в этом случае нет смысла. Шестидневка коснется только старших классов.
Такой «лоскутный» переход на шестидневное обучение, по замыслу авторов инициативы, поможет школам выровнять уровень подготовки школьников в зависимости от реальных условий.
Причины перехода на шестидневку
Слова министра о потерянном учебном времени недалеки от истины. Суммарное время, потраченное на внеплановое дистанционное обучение, расширенные каникулы и школьный карантин в 2020-2021 учебном году в некоторых регионах доходит до 70% от всех учебных часов, предусмотренных для очного обучения.
Как результат — минимальные знания и невозможность проведения полноценных экзаменов в условиях тотальной неготовности к ним.
В связи с этим уже сейчас раздаются призывы к отмене экзаменов в этом году.
Сторонники отмены утверждают, что проведение ГИА в условиях неполноценной и неравномерной для разных регионов подготовки к ним в течение этого учебного года предопределило неудовлетворительные результаты.
Без дополнительных усилий со стороны родителей (приглашение репетиторов и т.д.), направленных на восполнение недополученных знаний, сдача ОГЭ и ЕГЭ в этом году будет невозможна.
Поможет ли дополнительный учебный день?
Увеличение нагрузки на школьников — не всегда идеальное решение для восполнения недополученных знаний. Существуют и другие способы наверстать важный упущенный материал, и для этого не обязательно вводить дополнительный учебный день. Речь идет о второстепенных предметах, изучение которых в такой чрезвычайной ситуации можно отодвинуть на второй план.
Введение еще одного учебного дня вряд ли поможет нагнать упущенный материал за такой короткий срок, а повышенная нагрузка на школьников может дать обратный эффект, когда перегруженный информацией ученик не сможет усвоить такой объем знаний.
Ранее уже звучали и другие предложения, в частности, о продлении учебного года на лето. Стремление всеми способами уложиться в учебные планы — не лучший выход из создавшегося положения, т.к. создает дополнительную физическую и эмоциональную нагрузку на детей в период продолжающейся пандемии.
Первая реакция родителей на новости о переходе школ на шестидневку
Многие родители отнеслись к этой идее негативно.
«Из-за противовирусных ограничений дети столкнулись не только с пробелами в знаниях, но и с ухудшением здоровья. Нельзя сейчас их на шесть дней запирать в школе, в выходные нужно давать школьникам отдыхать и гулять. Все вечера в будние и часть одного выходного дня они и так проводят за уроками. К тому же у детей, обучающихся по триместрам, скорее всего, не будет февральских каникул из-за продленных выходных в январе», — считает одна родительница.
Неоднозначная реакция на это предложение и у профессионалов.
Мнения профессионалов разделились. В то время как некоторые поддерживают данное решение, обосновывая это необходимостью нагонять упущенный материал, другие считают, что дополнительная нагрузка после периода длительного бездействия может вызвать перегруз информацией и негативно сказаться на успеваемости.
В заключение:
Министерство просвещения, как всегда, постаралось оградить себя от критики, переадресовав все вопросы по введению дополнительного учебного дня региональным департаментам образования и местным властям.
Несмотря на отсутствие четких ответов по срокам начала шестидневки, ясно, что принципиальное решение по этому вопросу уже принято.
Дополнительная нформация от 29 января 2021 года.
Заявление Минпросвещения:
Шквал негативных отзывов об ожидаемом введении шестидневной учебной недели вызвал на удивление быструю реакцию Минпросвещения, которое поспешило заявить в своем Telegram-канале «Большая перемена РФ» и на своем официальном сайте, что его не так поняли.
Примечание редакции:
Мы не раз обращали внимание наших читателей, что реакция общества (ваши отзывы) на различные идеи Минобразования тщательно отслеживается и изучается. На их основе строятся социологические исследования и принимаются решения. Одна из основных задач министерства — не вызвать своими действиями «социального напряжения» в обществе. Аналогичную ситуацию мы видим и в этом вопросе.
Спасибо всем нашим читателям за активную позицию.
Ваши голоса не только слышат, к ним прислушиваются!