зачем дети все грызут
4mama
Очень часто родителей волнует вопрос – почему дети тянут все в рот? Сосут пальцы и кончики волос, грызут ручки и карандаши, пуговицы и ногти…
И речь идет вовсе не о крошках-младенцах, которые таким образом познают мир и чешут прорезывающиеся зубки.
Мнения «как отучить» разнятся степенью гуманности. От «намазать горьким» до «бить по рукам\губам».
Анна Рымаренко – психолог, тренер, спикер на тему сенсорной интеграции.
Но что, если такое поведение вовсе не признак «дурных манер» и «плохая привычка»? Давайте разберемся, почему некоторым детям (и взрослым) так важно что-то «мусолить» во рту.
Стандартные ответы
Как правило, о таких навязчивых действиях говорят в следующем ключе:
Да, каждый из этих вариантов возможен – хотя не всегда именно с такой формулировкой.
Но всегда ли наличие такой потребности – грызть, сосать, теребить что-то во рту – свидетельствует о «родительском недосмотре»?
Современная наука шагнула далеко вперед в том, что касается детского развития. Многие проявления детей, которые раньше считались тем, что нужно «исправлять», сейчас рассматриваются как вариант нормы.
Если смотреть на эту особенность – обратите внимание, не «проблему» вашего ребенка, а именно особенность! – с позиций сенсорной интеграции*, то что мы увидим?
*Сенсорная интеграция – это процесс интегрированного получения и анализа сенсорной информации, а также формирование адекватного ответа на внешнюю ситуацию и внутренние ощущения. Также СИ – это современное направление нейронауки на стыке физиологии, неврологии и психологии, которое изучает эти процессы.
Итак, что мы имеем на уровне фактов? Область рта – потрясающе чувствительная, в ней сосредоточено огромное количество рецепторов, которые получают и передают колоссальное количество информации в наш мозг. Еще до рождения ребенок познает мир именно через рот, язык, щечки изнутри – любой новый предмет подвергается тщательному облизыванию, обсасыванию и угрызению.
Кроме того, с самого рождения (и даже до него) наше тело точно помнит, сколько приятных и успокаивающих ощущений дарит эта область тела.
В те моменты, когда мы испытываем значительное физическое, моральное или интеллектуальное напряжение – организм ищет способы успокоиться, и вполне естественно, что обращается к самому простому, знакомому и доступному из них.
Поэтому первый шаг к тому, чтобы помочь себе и ребенку-грызуну – это расслабиться. Чем больше нервничают взрослые по поводу навязчивых действий ребенка – тем больше напряжение, и «нежелательное» поведение только усиливается!
Что нельзя делать?
Табу – ругать, стыдить, наказывать; сравнивать с другими детьми, которые «ведут себя хорошо». Обязательно покажите эту статью всем, кто задействован в воспитании ребенка – родным, няне, воспитателю, учителям, чтобы они также не ругали его и понимали, что за потребность стоит за «плохой привычкой».
Полезно – учить ребенка способам релаксации (простые дыхательные практики, например «представь, что мы медленно сдуваем пушинки с грядки одуванчиков»); уменьшать количество стресса в жизни семьи (например, сверх-ценность хороших оценок в школе и подробное обсуждение политических баталий вместо тихого семейного общения).
Взрослые проблемы
Вы не задумывались, почему такое количество взрослых людей не могут бросить курить, даже осознавая весь вред этого занятия? Возможно, причина вовсе не в никотиновой зависимости (иначе все давно бы перешли на пластыри и жевательные резинки с никотином). Сам процесс курения – это социально приемлемый вид такой оральной стимуляции. Почему-то в нашей культуре мусолить во рту ручку или другой предмет – это фу-фу, стыдно и некрасиво. А бумажную трубочку с высушенной травой – вполне приемлемо. Где логика? А нет ее.
Снова возвращаемся к сенсорной интеграции. Как ни странно, часто именно недостаток ощущений от разных систем тела служит фактором беспокойства для взрослых и детей. Именно поэтому многие дети не могут стоять и сидеть спокойно – их нервная система от этого переживает тревогу «почему я не чувствую свое тело?» и запускает двигательную активность: шататься на стуле, ерзать, дрыгать ногой и тд.
Сосание и кусание предметов – это такая же сенсорная стимуляция, которая часто служит тому, чтобы собраться, сконцентрироваться, особенно во время интеллектуальной нагрузки.
Запрещая ее – вы не поможете ребенку быть более внимательным на уроке, а совсем наоборот!
Поэтому не может стоять вопрос как прекратить это делать – мы должны помочь ребенку (и взрослому) продолжать безопасным для него способом! Поэтому второй шаг – дать ребенку возможность удовлетворять эту потребность.
Как удовлетворить потребности, скрывающиеся за желанием грызть предметы или сосать пальцы?
В чем проблема грызения предметов?
Портится зубная эмаль от контакта с деревом карандашей и пластмассой ручек, попадают микробы с грязных предметов. Если просто запретить – начнется грызение ногтей, травмы кутикулы и все та же инфекция. Поэтому мы не запрещаем ребенку грызть – просто даем безопасные и специально предназначенные для этого предметы:
Также прекрасно работают пищевые уловки:
Все эти рекомендации можно и нужно использовать и взрослым, которые так же любят все грызть и тянуть в рот в минуты волнений или сосредоточенности.
Уважайте свои и детские потребности и ищите креативные способы их насытить!
Ребенок грызет все
Вопрос психологам
Спрашивает: Ольга, 30 лет
Категория вопроса: Дети
Получено 2 совета – консультации от психологов, на вопрос: Ребенок грызет все
Ответов на сайте: 4283 Проводит тренингов: 1 Публикаций: 83
Понятно ваше материнское беспокойство за сына, но не надо себя винить. Было так как было, и изменить что-то никто уже не в силах. А ваша вина перед сыном неизбежно скажется на взаимоотношениях с ним. Это ни к чему.
Да, на его небольшую жизнь выдалось много волнующих событий, каждое из которых стресс для ребенка. Если даже взять в расчет только школу, то уже многие дети могут начать проявлять схожее поведение начав ее посещать, так как адаптация к школе тоже сильный стресс.
Для начала желательно вспомнить когда конкретно у вашего сына началось такое навязчивое поведение. На какой приблизительно возраст пришлось появление первых признаков грызения/сосания предметов. Это может хотя бы приблизительно подсказать какого рода внутренний конфликт может лежать в основе этого грызения. Вам это скорее всего ничего не даст, а специалист (если вы к нему обратитесь) сумеет связать это с этапом психического развития.
Так же важно понять, что такими действиями он себя успокаивает, а значит нельзя его этим стыдить, одергивать или ругать за это. Другого способа справляться с эмоциональным напряжением он пока не выработал. Однако в школе дети и учителя могут его высмеивать и стыдить, и здесь ему потребуется ваша поддержка.
Для начала попробовать найти хорошего детского психолога, который смог бы поработать с вашим сыном. Именно очное взаимодействие с ним поможет специалисту дать вам те рекомендации, которые ему реально помогут.
Если такой возможности совершенно нет, тогда надо включить тщательное и внимательное родительское наблюдение и очень детально смотреть какие конкретно ситуации и эмоции побуждают вашего сына к сосанию и грызению. А это могут быть испуг (страх), гнев, стыд, вина, обида или что-то еще.
После этого надо обратить внимание на то как происходит срыв (остановка) самого переживания. Другими словами грызение/сосание является результатом недопережитой и невыраженной сильной эмоции, интенсивного желания отстоять свои права.
Здесь могут быть два пути: 1. его прерывают извне, 2. он прерывает себя сам.
Давайте рассмотрим подробнее.
Я привела пример лишь для того чтобы вы понимали что это всегда творческий процесс, в котором нет единого алгоритма, а есть стремление понять маленького человека, дать ему эмоциональную поддержку, а не навязывать совет или не решать за него ситуацию, которую он может решать самостоятельно.
Но могут быть и те проблемы, которые он сам решить не может, и тогда ему в самом деле потребуется ваша помощь. Допустим старшие дети во дворе его обижают, учительница пугает плохими оценками, соседка критикует за внешний вид. В подобных ситуациях необходимо сказать чтобы он всегда обращался к вам за помощью, что вы его любите и на его стороне, согласовать с ним то что вы хотите за него заступиться и самой пойти и решить возникшую проблему.
Как вы видите совет дать невозможно до тех пор пока нет ясности что мешает спокойствию вашего сына и какая помощь ему нужна. Только доброжелательные доверительные беседы с ним и внимательное отношение к его переживаниям без советов и нравоучений помогут ему. А может быть ситуация когда вам в самом деле надо вмешаться, так как проблема просто ему не по плечу в силу возраста.
Желаю вам ясности мыслей и чувств, гармонии с собой и взаимопонимания с ним.
Ваш Психолог, Гештальт терапевт. Консультации в Петербурге и Skype
Почему ребёнок всё грызёт?
Вопрос психологам
Спрашивает: Наташа
Категория вопроса: Дети
Сыну три года!грызёт всё,что попадётся под руку!зубами ломает железные машинки на мелкие части!ложки согинает вдвое!с чем это связано?
Получено 3 совета – консультации от психологов, на вопрос: Почему ребёнок всё грызёт?
Здравствуйте Наташа! Это может быть связанно ростом зубов, для этого лучше показаться детскому стоматологу, либо с агрессивностью и тревогой, в этом случае лучше обратиться на очную консультацию к психологу/невропатологу. Подумайте об этом.Удачи вам!
Габбасова Анаргуль Абишевна, психолог Астана
Это может говорить об очень сильном внутреннем напряжении. Возможно последствия травмы рождения, эмоциональных травм в раннем развитии и проч.
Покажитесь специалисту. Я бы рекомендавал телесно-ориентированного специалиста, который работает с детьми. Либо, специалиста (не детского), который который работает с травмой (ПТСР, травмой развития) тоже предпочтительно в телесно-ориентированной традиции. Хотя, 3 года это еще рановато. Может правда зубы режутся и все это скоро пройдет.
Ваша задача его просто успокаивать. Проявлять тепло и любовь. Обнимать его почаще, сидеть с ним рядом, когда ему нужно успокоиться.
Голощапов Андрей Викторович, психолог Саратов
Ответов на сайте: 20354 Проводит тренингов: 0 Публикаций: 6
Здравствуйте,Наташа.В этом поведении может быть психологическая составляющая,если Вы сильно сдерживаете развитие ребенка.Если часто и много говорите-Нельзя,или Делай то,что я говорю.Если очень часто имеет место Ваше доминирование и вмешательства.Ребенок начинает видеть,что он бессилен познавать свой мир,везде запреты,у него копится неудвольствие запретами,и это выражается в таком поведении.Так как выразить агрессию Вам он может бояться.Если гипотеза верна,то важно дать ребенку больше свободы и ослабить контроль.Дать ему разрешение познавать свой мир,а Вам больше набюдать,чем вмешиваться.Тогда его симптоматика исчезнет.Постепенно.
Каратаев Владимир Иванович,психолог психоаналитической школы Волгоград
Зачем дети все грызут
ОРАЛЬНАЯ СЕНЗИТИВНОСТЬ И СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ
Если ваш ребенок мучается или даже давится во время принятия определенной пищи – это, возможно, признак оральной гиперчувствительности, то есть оральные сенсорные рецепторы слишком чувствительны к различным текстурами. Вот некоторые признаки, по которым вы можете заметить, что ваш ребенок орально гиперсензитивен:
Исключает пищу определенной текстуры
Остается избирателен в еде, даже когда становится старше
Он не любит чистить зубы
Он избегает контакта губ со столовыми приборами
Это не может легко проглотить кусочек пищи или давится им
Он не любит сильные вкусы пищи (сладкое и кислое)
Жует карандаши и игрушки
Сосет футболки или рукава
Любит сильные вкусы пищи (сладкий, соленый, острый, кислый)
Получает удовольствие от чистки зубов электрической зубной щеткой
Оральная сенсорная интеграция
Ребенку, которому постоянно требуется сенсорная стимуляция оральных рецепторов, могут помочь простые игрушки и деятельность.
Игрушки и товары для жевания
Если у ваш ребенок имеет проблемы в детском саду или школе, не может сидеть на месте, то это может быть частично из-за его потребность в сенсорной стимуляции. Попробуйте упаковать ему игрушки или предметы, которые можно жевать или лизать. Они успокаивают оральные рецепторы и тем самым повышают внимание, необходимое ребенку приобретать новые знания. Вот некоторые из игрушек и предметов (*некоторые названия не были переведены, чтобы их легче найти в интернете; например, E-Bay или Amazon.):
CHEWY TUBES
RAINDROP RAINFOREST NECKLACE
CHEWY PENCIL TOPPERS
CHEWABLE GEM NECKLACE
CHEWABLE BRACELETS
SOOTHASAURUS RUBBER DINOSAUR
SENSORY STIXX
GOGOCHEWS CHEWABLE PENCIL TOPPERS
TACTILE CHEWABLE ARMBAND
Деятельность для оральных рецепторов
Игрушки и изделия для жевания прекрасно подходят для преодоления оральной пониженной чувствительности ребенка, но будет лучше, если их сочетать с определенными видами деятельности.
Пища для активации оральных рецепторов:
Хлебцы из злаков
Арахис (остерегайтесь аллергии!)
банановые чипсы
сушеные фрукты
яблоки
попкорн
Горячее и холодное:
Пробудить оральные рецепторы можно с помощью пищи различной температуры и вкуса. Когда вы поможете ребенку обнаружить чувствительность к горячей, холодной, пряной, соленой, кислой и сладкой пище, тогда и вам станет яснее, какая пища может помочь вам в сенсорной интеграции. Пища, которая требует облизывание губ или втягивания кроме сенсорных стимулов помогает в развитии речи и языка.
мороженое (в вафельном конусе — так, чтобы ребенок был вынужден лизать)
кетчуп – для начала сладкий и постепенно добавьте острый вкус.)
виноград – фрукт, кислый, и не портят зубы.
фруктовые хлопья
Действия для губ и языка
Постарайтесь помочь вашему ребенку использовать язык и губы через действия, которые будут способствовать улучшению оральной сенсорной чувствительности.
надувать воздушные шары
использовать электрическую зубную щетку
дуть через трубочку на кусочки бумаги
выдувать мыльные пузыри
облизывать леденец или мороженое
перевод с хорватского
Уполномоченный по правам ребёнка в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре
В этом случае гораздо важнее выяснить, почему это действие возникло и закрепилось. Нужно внимательно понаблюдать за ребенком, его окружением и эмоциональным состоянием и постараться определить причины.
Причины возникновения привычек
Большинство негативных привычек детей возникают не сразу, а поэтапно. Сначала они являются нормальным поведением раннего возраста, когда еще не до конца сформированы те или иные структуры нервной системы. Эти действия, по сути, пока не являются привычками в полном смысле слова и могут постепенно пройти сами, если развитие ребенка идет гармонично. Например, сосание пальца или других предметов обусловлено сосательным рефлексом, который в норме формируется еще до рождения и пропадает после четырех лет.
Также существуют объективные факторы окружающей среды. Так, ковыряние в носу может быть вызвано сухостью слизистой оболочки носа из-за постоянной низкой влажности воздуха в помещении.
Еще один фактор – подражание поведению родителей: то, как ведут себя родители, является для детей нормой. Поэтому, хотят этого родители или нет, если у них самих есть какие-либо вредные привычки, ребенок, скорее всего, будет их повторять.
Если какое-то действие начинает ассоциироваться у ребенка с положительным эмоциональным состоянием или уменьшением отрицательных эмоций, то оно начнет повторяться и постепенно станет привычкой. Когда положительные эмоции ассоциируются у ребенка только с этим действием и ничто другое не ослабевает тревожности и не доставляет ему радости, привычка становится невротической. То есть ребенок начинает совершать эти действия подсознательно, автоматически, чтобы испытать положительные эмоции или войти в комфортное состояние.
Тогда возможными причинами закрепления привычек могут быть следующие:
Несоответствующая возрасту учебная или умственная нагрузка.
Неблагополучная эмоциональная обстановка в семье: ссоры родителей, особенно при детях.
Авторитарные, жесткие методы воспитания или, наоборот, игнорирование ребенка.
Недостаточное внимание к ребенку, неудовлетворение его потребностей, отсутствие проявлений любви к нему, эмоциональная холодность родителей.
Все эти явления вызывают сильное внутреннее напряжение, с которым ребенок не может справиться самостоятельно. Если в этот момент родители не принимают эмоции ребенка, осуждают за злость, страх, обиду или печаль («Мальчики не плачут», «Девочки себя так не ведут», «Прекрати реветь», «На обиженных воду возят»), то у ребенка возникает подсознательный запрет на выражение негативных чувств. Поскольку любые чувства возникают естественным образом, человек с таким запретом ощущает тяжелый внутренний конфликт: с одной стороны, он никуда не может деться от отрицательных эмоций, с другой – винит себя за их возникновение. Как итог – сильное психоэмоциональное напряжение, которое и выливается в привычку грызть себя – в прямом и переносном смысле. И только снизив это напряжение, можно снять уже устоявшуюся потребность грызть ногти, губы или сосать палец.
Крайними проявлениями негативных привычек становятся неврозы навязчивых состояний. Это создание каких-либо постоянно повторяющихся ритуалов: частое мытье рук, похлопывание, постукивание. Только повторение этих ритуалов дает ребенку чувство безопасности и комфорта. Эти действия уже нельзя назвать просто вредной привычкой – они очень устойчивы и могут возникать из-за психических или органических нарушений работы нервной системы. Поэтому, чтобы с ними справиться, необходима консультация врача.
Что делать родителям
Лучше, конечно, сразу предотвращать закрепление привычки. Когда вы впервые замечаете, что ребенок начал, например, регулярно класть палец в рот, необходимо мягко, но четко останавливать его. А после необходимо предложить малышу какую-то замену этого действия. Вы можете отвлекать его какими-то интересными заданиями, совместными делами, играми. Понаблюдайте, в какие моменты он совершает это повторяющееся действие, а когда нет. Используйте эти наблюдения, чтобы в следующий раз переключать его внимание с этого действия.
Пока привычка еще не сформировалась, объясняйте ребенку, почему вы просите его так не делать. Главное – не реагировать на это поведение чересчур эмоционально, не стоит ругать или наказывать за него. Старайтесь не акцентировать на этом внимание, а также не обсуждать поведение ребенка как проблему с другими людьми, особенно при сыне или дочери. Ваше отношение к этой привычке сильно влияет на ребенка, ведь он перенимает ваши эмоции, чувствуя еще большую тревогу и напряженность
По возможности ограждайте ребенка от стрессовых ситуаций и лишнего напряжения. Понятно, что невозможно исключить из жизни все негативные события и избежать волнений. Однако постарайтесь какое-то время, пока отучаете ребенка от привычки, никуда не ездить, соблюдать стабильный режим дня, следить за его учебной нагрузкой, нечасто встречаться с новыми людьми, чтобы у него было минимум дополнительного стресса в этот период.
Если выяснилось, что ребенок чего-то боится, разберитесь с его страхами. Это можно сделать как на консультации у психолога, так и дома с помощью методов арт-терапии.
Важно принимать чувства ребенка, чтобы он впоследствии научился осознавать собственные эмоции, выражать их словами, а не накапливать внутри. Вы можете показывать пример конструктивного поведения, проговаривая чувства, которые возникают у вас и у самого ребенка во время конфликтных ситуаций. При этом важно спокойно выдерживать и его негативные чувства, показывая, что он имеет на них право. Таким образом будет происходить развитие эмоционального интеллекта, который является важной составляющей здоровья и успеха ребенка в будущем.
Улучшайте семейные отношения, создавайте дома атмосферу тепла и психологической безопасности. Если замечаете, что в вашей семье стало много конфликтов, попробуйте разобраться, в чем их причина, что вы сами чувствуете, и что лично вы можете сделать, чтобы исправить ситуацию. Это не только поможет вам справиться с негативной привычкой ребенка, но и принесет много других позитивных изменений в вашу жизнь.
Если долгое время не удается самостоятельно справиться с вредной привычкой ребенка, вы можете прийти на очную консультацию к психологу.
В любом случае следует проявлять особое внимание к состоянию ребенка и его внутреннему миру. Проводите вместе как можно больше времени, чаще проявляйте любовь. Это поможет ребенку легче отпустить ненужное поведение, так как он почувствует, что вы его любите, даже когда не одобряете его поведения. Ваша любовь и безусловное принятие помогут ему справиться с вредной привычкой.