зачем детям изучать экологию
Консультация «Зачем детям рассказывать об экологии?»
Сейчас во всем мире огромное значение уделяют экологии. А экология это не просто модное слово. Экологический кризис нашей планеты становится все более угрожающим. А это наша планета, наша Земля, наш дом. И только мы сами можем спасти нашу планету от постепенного разрушения.
На сегодняшний день проблема экологии является самой важной, но многие даже не задумываются об этом, особенно родители. Они даже не замечают, как вредят природе на глазах у детей.Это может быть какая-то мелочь: кинуть мусор рядом с мусорным ведром или не сдать макулатуру в центр обработки. Для нас это кажется чем-то не важным, но именно это сильнее всего влияют на развитие ребёнка, и они начинают думать, что это правильно, что так и надо делать. Таким образом, мы случайно воспитываем в детях неуважение к экологии или пренебрежение к ней. Для того, что бы такого не допустить, детям надо рассказывать о проблемах экологии и о последствиях, к которым приведёт такое отношение к ней.
Если мы будем рассказывать нашему будущему поколению о новом континенте из мусора посереди Атлантического океана, который появился, потому что выбрасывали пластиковые бутылки, целлофановые пакеты в море. Рассказывать о вымирающих животных, которые погибают из-за выброса в атмосферу токсичных и вредных веществ. Рассказывать о бесконечно вырубаемых лесах, которые дают нам воздух, которым мы дышим, то мы сможем объяснить нашим детям, что природу надо беречь. Если мы действительно им об этом будем рассказывать, то мы не только научим их выбрасывать отходы в строго отведённые места, что-то сдавать на переработку, то, возможно, мы сможем в будущем спасти и следующее поколения, и даже нашу планету!
Личный пример взрослых является главным инструментом воспитания подрастающего поколения. Как мы с вами будем относиться к окружающему нас миру, так и наши дети.
Таким образом, мы понимаем, что крайне важно рассказывать детям об экологии. Проводить различные мероприятия для её спасения, что бы показать, что это действительно важно, чтобы показать, что так мы сможем помочь растениям, птицам, животным, насекомым и нам самим, то есть людям, что именно они, дети – ключи к спасению всего мира природы.
Так же немало важно то, как именно мы представим им эту информацию, ведь детям вряд ли будет интересна лекция. Лучше всего преподавать им это в виде игры, чтобы детям было весело и интересно.
Конспект занятия по экологии «Зачем нужен барометр» в подготовительной группе Цель. Продолжать расширять знания детей о приборах метеоплощадки, познакомить с барометром. Задачи. Познакомить с некоторыми повадками.
Консультация для родителей «Как рассказывать детям о войне?» Консультация для родителей «Как рассказывать детям о войне?» Война — та тяжелая тема, которая может травмировать, а может оказаться мощным.
Консультация для родителей старших дошкольников «Учимся рассказывать» Данная консультация будет полезна родителям детей старших и подготовительных групп. Массовое явление, связанное с низким уровнем речевого.
Консультация для родителей «Зачем детям ДОУ нужны музыкальные занятия» «…Ребенку музыка нужна для его личностного развития и роста! Музыка ему нужна, как вода и воздух…» У каждого явления на Земле есть своя.
Консультация для родителей «Зачем и как учить детей добру?» Конечно, универсального ответа и рецепта нет, очень многое зависит от душевного и духовного состояния воспитателя. В их числе – родители,.
Консультация для родителей «Зачем и какие игрушки нужны детям» Плакал громко серый зайка: «Я хочу в страну «Играйку». Там играют все ребята И пушистые зверята. Вот у взрослых есть «Ворчалка», Есть.
Консультация для родителей «Зачем нужно ГТО в дошкольном возрасте?» Историческая справка. Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО) носил характер основополагающей, единой и поддерживаемой.
Консультация для родителей «Зачем ребенку домашнее животное?» Каждый родитель стремится воспитать своего малыша ласковым, честным и добрым. Именно доброта лежит в основе нравственного воспитания ребенка.
Значение формирования экологических знаний у детей дошкольного возраста
Алена Левашова
Значение формирования экологических знаний у детей дошкольного возраста
Статья на тему:
«Значение формирования экологических знаний у детей дошкольного возрас та»
Воспитатель :Левашова Алена Николае вна
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры.
Главная цель экологического воспитания – формирование основ экологической культуры, т. е. правильного отношения ребёнка к природе, к себе и людям как части природы, к вещам и материалам природного происхождения. Такое отношение строится на элементарных экологических знаниях, приобретенных в ходе реализации деятельностного подхода к обучению, в том числе и исследовательской деятельности.
Экологическое воспитание и образование предусматривает формирование у детей знаний и представлений об окружающем мире, включающем природу и общество; понимание взаимосвязи между этими составляющими мира и взаимозависимости; выработку правильных форм взаимодействия с окружающей средой; развитие эмоционально-положительного отношения к природе.
Основы экологических знаний начинают закладываться в раннем возрасте, когда ребенок впервые начинает познавать мир природы, начинает выделять себя из окружающей среды, формируются основы нравственно-экологической позиции личности. Они проявляются во взаимодействии ребенка с природой, в создании неразрывности с ней. Благодаря этому формируются экологические знания, нормы и правила взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней и решения некоторых экологических проблем.
Возможность усвоения таких знаний детьми дошкольного возраста доказана исследованиями П. Г. Саморуковой, Н. Н. Кондратьевой, С. Н. Николаевой, Е. Ф. Терентьевой и др. [16]. Спецификой системы знаний является ее построение на конкретном материале, который доступен наблюдению детей, познанию посредством наглядности.
Дальнейшее отношение к природе будет зависеть не только от того как дети понимают влияние природы на жизнь человека, но и от понимания значения природы в жизни человека и от того как развиты и воспитаны эстетические и нравственные отношения к объектам природы.
Ознакомление с конкретными примерами жизни растений и животных, их связи со средой обитания и полной зависимости от нее позволяет сформировать у дошкольников первоначальные представления экологического характера.
Эффективность экологического образования и воспитания зависит от уровня развития познавательной активности детей. Формирование у детей правильного отношения к природным явлениям и его объектам строится на изучении особенностей жизни объектов живой природы, это роста и развития отдельных живых существ и влияние на них неживой природы.
Исходным звеном экологического воспитания дошкольников является система конкретных знаний, отражающих ведущие закономерности живой и неживой природы: многообразие живых видов, их приспособленность к среде обитания, изменения в процессе роста и развития.
Формирование экологического воспитания строится в направлении расширений знаний. В раскрытии единства живого и неживого. Наряду с растениями и животными в природе рассматривается и человек. Формирование представлений о жизненной сущности растений, животных и человека помогает раскрыть дошкольнику идею единства всего живого, что существенно меняет отношение ребенка к живым существам.
В содержании программы учитывается научность и доступность понятий. На каждом этапе экологические представления углубляются, насыщая содержание темы и переходя в понятия, которые формируются определенные знания. В соответствии с возрастом материал дается по принципу «от простого к сложному». Не стоит забывать, что дошкольникам свойственно неустойчивое внимание, кратковременность интересов, утомляемость. Поэтому к одной и той же теме можно возвращаться в течении года еще не раз, отражая ее в разных видах продуктивной деятельности играх и игровых ситуациях, что способствует развитию внимания и длительному сохранения интереса.
Формирование экологической воспитанности дошкольника предполагает решение следующих задач:
1. Развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений, знаний о ценности природы и правилах поведения в ней;
2. Формирование умений разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами;
3. Накопление детьми эмоционально- позитивного опыта общения с природой.
Экологическое воспитание детей, таким образом, есть целенаправленный педагогический процесс.
Педагогический процесс экологического воспитания требует решения всех перечисленных задач в единстве. В содержание образовательных задач включается и формирование познавательного интереса детей к природе. Наряду с образовательными воспитательные задачи. Они направлены на формирование бережного, заботливого отношения к природе, развитие эстетического отношения к ней.
Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний «Дикая роза или шиповник» Цель: расширить знания детей о лекарственном растении шиповник. Задачи: Образовательные: расширить кругозор детей, познакомив с кустарником,.
Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний «Наблюдение за гортензией» Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний «Наблюдение за гортензией» Цель: расширять знания о многообразии.
Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний «Наблюдение за хризантемой» Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний «Наблюдение за хризантемой» Цель: расширять знания о многообразии.
Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний «Наблюдение за собакой» Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний «Наблюдение за собакой» Цель: формировать представление о.
Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний «Осень листопадная, самая нарядная» Цель: продолжить знакомство с деревьями, выделяя характерные признаки и изменения, связанные с осенью. Задачи: Образовательные:.
Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний «Осенние наблюдения за березой» Цель:продолжать знакомить с березой, выделяя характерные признаки и изменения, связанные с временем года, воспитывать бережное отношение.
Консультация «Зачем нужно экологическое воспитание детей»
Марина Маташкова
Консультация «Зачем нужно экологическое воспитание детей»
Сейчас во всем мире огромное значение уделяют экологии. А экология это не просто модное слово. Экологический кризис нашей планеты становится все более угрожающим. А это наша планета, наша Земля, наш дом. И только мы сами можем спасти нашу планету от постепенного разрушения.
Поэтому обратим внимание на экологическое воспитание, на необходимость формировать новый, ответственный тип мышления, будем прививать новым поколениям экологическую культуру.
Личный пример взрослых является главным инструментом воспитания подрастающего поколения. Как мы с вами будем относиться к окружающему нас миру, так и наши дети.
Зачем нужно воспитывать в детях бережное отношение к природе?
На своих занятиях, в нашей школе искусств, уделяю особое значение экологическому воспитанию детей. Экологическое воспитание – это не только готовность беречь природу, но и формирование основ нравственности.
Важно объяснять учащимся, что человек, даже если он еще ребенок, сильнее и умнее других живых существ. И поэтому его долг — защищать и заботиться, не обижать и не уничтожать.
Посмотрите, какие прекрасные работы выполняют мои ученики из природного материала.
Консультация для родителей «Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности и интеллекта» Консультация для родителей. В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой.
«Экологическое воспитание детей». Консультация для родителей Экологическое воспитание детей – это прежде всего воспитание у детей любви к природе. Экологическое воспитание должно учить детей понимать.
Консультация для родителей «Экологическое воспитание дошкольника в семье» Взаимодействие человека с окружающим миром приобретает особую актуальность. С первых лет в детях воспитывается понятие о том, что человек.
Консультация для родителей «Экологическое воспитание дошкольников» Экология – в переводе с греческого языка – дом, жилище, местопребывание. Экология — наука, изучающая жизнь различных организмов в их естественной.
Консультация для родителей «Зачем нужно ГТО в дошкольном возрасте?» Историческая справка. Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО) носил характер основополагающей, единой и поддерживаемой.
Консультация «Экологическое воспитание» Экологический субботник в детском саду Экологическое воспитание очень важно, ведь малышей нужно как можно раньше приучать к бережному отношению.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста «Экологическое воспитание дошкольников» Всё хорошее в людях — из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем:.
Экология для детей
Экология для детей и взрослых
Рассказывать детям об экологии стоит не только, потому что наша планета находится в действительно бедственном положении (70 млн тонн мусора ежегодно в одной только нашей стране заставляют задуматься о ситуации во всем мире), но и потому что воспитать у ребенка ответственность в широком смысле этого слова, невозможно без заботы об окружающей среде. Мы можем подарить ребенку котенка или щенка, научить ухаживать за домашним животным, заботиться о ближнем, но Земля огромна и то, в каком мире будут жить наши дети, зависит от нас.
Что же могут дети, которые и сами еще нуждаются в опеке и защите взрослого? На самом деле, многое. И забота о природе может стать не только вектором жизни будущего поколения, но и увлекательным времяпровождением, добрым семейным воспоминанием уже сейчас!
Как научить детей заботиться о природе? Мы собрали 10 простых советов.
Заведите несколько мусорных пакетов
Сортировка мусора начинается не у мусорного бака, куда мы обычно спешим выбросить пакет по дороге к важным делам, заведите несколько мусорных пакетов дома. В один можно отправлять вторсырье, в другой — смешанные отходы, которые не подлежат дальнейшей переработке, а в третий — батарейки и технику, которую сдают в специальные пункты приема.
Вторсырье:
Мукулатура: бумагу, картон.
Стекло: банки, бутылки.
Металл: консервные банки, алюминиевую посуду.
Пластик: пищевые контейнеры, пленки, пакеты, упаковки от продуктов. Но важно, чтобы они были чистыми. Если вымыть не получилось, лучше отправить мусор в контейнер «Смешанные отходы».
Смешанные отходы
Поговорите с детьми о том, зачем нужна переработка отходов, почему мусорные полигоны отравляют воздух, которым мы дышим, почву, в которой выращивают овощи и фрукты.
Ходите в магазин с многоразовой тканевой сумкой
Ничто не помогает лучше личного примера. Если вы будете стараться покупать экологичные продукты и даже в малом стараться минимизировать вред природе, например, ходить с многоразовой сумкой в магазин, чтобы реже покупать пакеты, ребенок возьмет с вас пример в будущем. Важно объяснить, почему вы не берете пакет на кассе.
Купить ребенку многоразовую бутылочку для воды
В магазинах много вариантов многоразовых бутылок для воды, и у этого, несомненно, несколько плюсов. Эти бутылки очень красиво оформлены, ребенку будет приятно иметь такую вещь. Вы точно знаете, что вода в них будет хорошего качества, потому что нальете ее сами, выбрав в зависимости от своих предпочтений, и вам не придется избавляться от лишнего пластика.
Убирать мусор и устраивать субботники
Научить ребенка выкидывать фантик от конфеты в урну, а не на газон, важно не только для того, чтобы объяснить нормы поведения в социуме. Объясните, что будет, если жвачку найдет птица или животное на улице, как это может навредить и, насколько опасен мусор на улицах. Замечательно, если дети будут принимать участие в субботнике. Например, помогать убирать территорию в детском саду или около дома, в парке, где вы часто гуляете.
Сажайте растения
Косточку от хурмы, яблока или другого фрукта можно посадить в землю и вместе с ребенком наблюдать, как появляются ростки, что обязательно случиться при правильном уходе за растением. Посадить цветок, куст или дерево около дома — значит помочь природе и оставить ребенку радостное воспоминание о детстве.
Делайте кормушки для птиц
Кормушки помогают птицам выжить в городе, когда сами они не могут добыть себе пропитание. Вы можете вместе изготовить кормушку из пакета от сока, досок или картона. Полет творческой фантазии тут ничем не ограничен, главное — соблюдать технику безопасности и прочитать о том, чем можно наполнять кормушки, потому что иногда их содержимое может навредить птицам.
Покупайте игрушки из натуральных материалов
Ребенок может сам выбрать себе любую игрушку и насильственное «причинение добра» в виде запретов на игрушки из пластика не приведет ни к чему хорошему, но, если поговорить с ребенком и рассказать ему о плюсах игрушек из натуральных материалов, которые часто служат дольше, кроме того, не связаны со страданиями живых существ, гибелью растений, возможно, ребенок сам примет решение выбрать игрушку из дерева или куклу из ткани, а не из пластика.
Рассказывайте о еде
Вы можете ненавязчиво объяснять ребенку, как выпекают его любимый хлеб, выращивают овощи для его любимого салата. В городе дети не видят этих процессов, лакомства для них растут на полках магазинов. Так ребенку будет проще понять на практических примерах, почему так важно беречь планету.
Пусть забота о природе станет традицией
Раз в год устраивать генеральную уборку, субботник, сажать дерево или жертвовать часть карманных расходов организации, занимающейся спасением редких видов животных — пусть забота об экологии станет доброй семейной традицией, объединяющей родителей и детей.
Говорите об экологии
Дети порой понимают больше, чем нам кажется. И, если рассказать ребенку, как животные принимают сдутые воздушные шарики за еду, погибают, не в силах переварить такое опасное «угощение», возможно, ребенок сам пример решение украсить свой праздник по-другому. Тоже красиво, но уже безопасно для окружающей среды. Эмпатия, сочувствие чужой беде — это то, что можно воспитать в ребенке. Забота о природе — важная часть развития у человека этого важного качества.
Экология для детей — мультфильм
Экологическое воспитание
Задачи и проблемы экологического воспитания
В цивилизованном, осознанном обществе экологические проблемы и воспитание являются важными и значимыми. Пока же население не осознаёт последствия экологических проблем и в целом остаётся безучастным в вопросах охраны окружающей среды. Не уделяется этому внимание и в образовательных учреждениях, школах и вузах. Школьная дисциплина «Окружающий мир» вскользь затрагивает задачи экологического воспитания. В рабочих коллективах и на предприятиях эта тема также не освещается, либо поднимается, когда экологическая проблема уже превращается в катастрофу и требует немедленного реагирования.
Методы и формы экологического воспитания
Способов донести до людей важность проблем экологии, бережное отношение к природе и её ресурсам немало. Экологическое воспитание может проводиться не только в школах и вузах. А, например, на мероприятиях, экологических акциях, лекториях, мастер-классах, фестивалях и так далее.
С советских времён у россиян осталась замечательная традиция, которая закладывалась с детства — субботник. Многие вспоминают субботники как праздники весны, единения и труда. Обычно они проводились в апреле, после того, как сойдёт снег, и были приурочены к определенной дате, 22 апреля. К счастью, эта замечательная традиция сохранилась до наших дней. Сегодня субботники проводятся массово и повсеместно. На них выходят и предприятия, и коллективы, и просто отдельные горожане — по собственной инициативе убирают скопившийся за зиму мусор, высаживают деревья и растения, благоустраивают территорию.
Ещё одна «советская» традиция, также сохранившаяся сегодня — сбор макулатуры в школе. Как и раньше, школы проводят соревнования по количеству собранной макулатуры, в которых участвуют все классы.
Экологическое воспитание: пример для подражания
В экологическом воспитании важное значение имеет собственный пример. Дети перенимают наши слова и действия. Каждый жест, не говоря уже о поступках, может служить для детей примером для подражания. Именно в юном возрасте можно заложить экологическое сознание, причем простыми и понятными действиями: выбрасывать мусор только в урну, вовремя выключать свет и воду, не рвать растения и цветы, сортировать бытовые отходы (пластик, бумагу, алюминиевые банки, текстиль), помогать бездомным животным. Эти простые примеры дадут именно ту основу, которая поможет воспитать экологически осознанное общество.
Задачи экологического воспитания
Экологическое воспитание — важная часть воспитания в семье. Заложенные с детства ценности остаются с человеком на всю жизнь. Воспитываясь в семье с экологическим самосознанием и принципами, такой человек имеет определенные требования не только к окружающей среде и обществу, но и к качеству пищевых и промышленных продуктов, жилья, технологиям и всему, что его окружает. Именно такие люди становятся неравнодушными инициаторами экологических проектов. Один из ярких примеров — шведская школьница и активистка Грета Тунберг, которая не только обратила на себя внимание, но и заставила прислушаться к своему мнению руководство страны, Евросоюза и в целом весь мир.
Цель экологического воспитания
Конечная цель экологического воспитания — помочь окружающей среде. Экологические проблемы лежат в основе взаимоотношений народов и целых государств, формируют новое мышление и требуют объединения усилий всего человечества, но и индивидуальное участие каждого человека очень важно. Здесь нет второстепенных задач: новые технологии, подготовка специалистов, акции и мероприятия, борьба против экологических преступлений, бережное отношение к ресурсам в быту — все это проявление экологической культуры. Будем надеяться, что у будущих поколений произойдет переоценка ценностей, сформируется новое экологическое сознание и независимое мышление, которое поможет сохранить нашу замечательную планету. Ведь человек — часть природы, а сохранение природы — это и сохранение полноценной, благополучной жизни человека.