зачем детям рассказывать о блокаде
Беседа в младшей группе «Детям о блокаде Ленинграда»
Ирина Терехова
Беседа в младшей группе «Детям о блокаде Ленинграда»
Беседа в младшей группе
Тема : Детям о блокаде Ленинграда
Задачи :
1. Познакомить ребят с понятием блокада;
2. Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны
Виды детской деятельности: общение с взрослым, рассматривание картинок. восприятие музыки, стихов.
Интегрированные задачи:
Воспитательные: Воспитывать чувство гордости, благодарности и. Учить умению сочувствовать, сопереживать. Прививать уважительное отношение к пожилым.
Образовательные: Закрепить знания детей о героической обороне Ленинграда.
Развивающие: Закрепить навыки речевой, музыкальной и продуктивной деятельности на патриотическом материале; Пополнить словарный запас детей: город – герой, блокада, подвиг.
1. Оформление стенда посвященной Блокаде Ленинграда.
2. Рассматривание иллюстраций, изображающих монументы и памятники защитникам города.
3. Рассматривание картин о войне.
4. Прослушивание песен и музыки военных лет.
5. Чтение детям стихов и книг о блокадном городе.
Материалы и оборудование: Стенд «Письма с фронта»; книга» Блокада Ленинграда. Выстояли и победили». 1941-1944 Маневич. И
; запись метронома; запись песни «Священная война», муз. А. Александрова, сл. Лебедева – Кумача.
Ход бес еды.
Дети, 27 января 2019 года наша страна будет отмечать 75 лет снятия блокады..
Вот уже 75 лет прошло, когда был освобожден Ленинград. Но нет такого человека в нашей стране, который бы не знал о подвиге ленинградцев. К сожалению, сейчас в некоторые люди говорят, что надо было сдать город врагу, чтобы не было столько потерь среди мирного населения. Согласны ли вы с этим? Я расскажу вам про военные годы и мы с вами посмотрим на происходящее глазами блокадников…
Наступила холодная зима… Наступили страшные блокадные дни…
Их было 900… это почти 2, 5года.
Окна в домах заклеивали узкими полосами бумаги – чтобы осколки при бомбёжке не могли поранить. Вешали темные шторы, чтобы ночью не было видно даже маленького огонька свечки. Так как фашистские летчики летали и бомбили по ночам (показ иллюстрации в книге).
Город регулярно, по несколько раз в сутки обстреливали с воздуха. И тогда люди слышали такой сигнал (звучит запись воздушной сирены).
А после отбоя воздушной сирены люди слышали звук метронома (звучит запись метронома). Он напоминал звук биения сердца.
Говоривший людям, что жизнь продолжается. В тяжелые блокадные дни звук метронома не затихал ни на минуту. Все 900 дней и ночей он сообщал о том, что город живет, дышит, что Ленинград не сдался.
А после отбоя воздушной сирены люди слышали звук метронома (звучит запись метронома). Он напоминал звук биения сердца.
Говоривший людям, что жизнь продолжается. В тяжелые блокадные дни звук метронома не затихал ни на минуту. Все 900 дней и ночей он сообщал о том, что город живет, дышит, что Ленинград не сдался.
Детям было хуже, чем взрослым! Они не понимали, что происходит; почему нет папы, почему мама постоянно плачет, почему постоянно хочется есть, почему по вою сирены надо бежать в бомбоубежище. спасать свою жизнь.
Спустя 900 дней, 27 января 1944 наши войска прорвали кольцо блокады. Это был великий день! Радость наполняла сердца не только освобождённых ленинградцев, но всех солдат, защищающих страну от врага.
В заключении моего рассказа я хочу прочитать вам отрывок стиха Роберта Рождественского — Реквием :
Беседа «Блокада глазами детей»
Галина Зверева
Беседа «Блокада глазами детей»
Снятие блокады Ленинграда. Этому событию 27 января 2019 года – 75 лет. Сегодня эта дата – один из Дней воинской славы России. Вспомним страницы истории тех героических дней.
В истории города Ленинграда есть трагические события, которого коснулись почти каждой живущей ныне семьи. Это блокада Ленинграда.
Много лет тому назад, когда нас ещё не было на свете, была Великая Отечественная Война с фашистской Германией. Это была жестокая война. Она принесла много горя и разрушений. Беда пришла в каждый дом. Эта война была самым страшным испытанием для народа. Кто же напал на нашу страну?
В 1941 году на нашу Родину напала фашистская Германия. Война ворвалась в мирную жизнь ленинградцев.
(Город тогда назывался Ленинградом, а его жители –ленинградцами)
В начале войны родилась замечательная песня.Она звала на борьбу народ: «Вставай, страна огромная!». И весь русский народ встал на защиту своей Родины!
СЛАЙД 3. Что такое блокада? Это осадное кольцо, в которое взяли город. В город перестало поступать продовольствие. Отключили свет, отопление, воду… Наступила зима… Настали страшные, тяжелые блокадные дни. Их было 900… Это почти 2,5 года.
СЛАЙД 4. Город регулярно обстреливали с воздуха по 6-8 раз в сутки. И звучала воздушная тревога. Когда люди слышали сигнал, то все прятались в бомбоубежище, и чтобы их успокоить по радио звучал звук метронома, который напоминал звук биения сердца, говорившим людям, что жизнь продолжается.
А что такое бомбоубежище? (Это специальные помещения под землёй, где можно было укрыться от бомбёжки)
СЛАЙД 4. Жизнь в городе становилась всё труднее. В домах не работал водопровод, от сильных морозов вода в нём замёрзла. Еле живые люди спускались на невский лёд за водой. На саночки ставили вёдра, бидоны и набирали воду из проруби. А потом долго, долго везли домой.
СЛАЙД 5. Дома не отапливались, не было угля. Люди в комнате ставили буржуйки, маленькие железные печурки, а в них жгли мебель, книги, письма, чтобы как- то согреться. Но даже в самые лютые морозы люди не тронули в городе ни одного дерева. Они сохранили сады и парки для нас с вами.
Во время проведения мероприятия (мы положили детям кусочек темного хлеба, весом 125 грамм).
СЛАЙД 6. Исхудавший ребенок приходил домой и отрезал тоненький ломтик от этого маленького кусочка. Ломтик хлеба, ложка жиденькой каши – вот и весь обед блокадного ленинградца (рассказ о блокадном меню: суп из обоев, компот из засушенных апельсиновых корок, студень из кожаных колодок – вот и весь дневной рацион ленинградцев).
Вот дети, какое тяжелое испытание выпало Ленинградцам.
Давайте, и мы будем всегда уважительно относиться к хлебу.
Да, сейчас у нас всегда много хлеба на столе, он разный, белый и черный, но он всегда вкусный. И все вы должны помнить, что хлеб нельзя крошить, нельзя оставлять недоеденным.
В музее истории Санкт – Петербурга хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паёк для осаждённого немцами города.
Но, Ленинград продолжал жить и работать. Кто же работал в блокадном городе?
СЛАЙД 7. На заводах для фронта делали снаряды, танки, реактивные установки. Работали на станках женщины и даже школьники. Люди работали до тех пор, пока могли стоять на ногах. А когда не было сил дойти до дома, они оставались до утра здесь же на заводе, чтобы утром опять продолжить работу.
А как ещё помогали взрослым дети?
-Они тушили зажигалки сброшенные с фашистских самолётов.
-Тушили пожары, носили воду из проруби на Неве, потому что водопровод не работал.
-Стояли в очередях за хлебом, который давали по спец. карточкам.
-Помогали раненным в госпиталях, устраивали концерты, пели песни читали стихи, танцевали.
СЛАЙД 8. Многие дети вели дневники во время Великой Отечественной войны. Дневники военных детей – это свидетельства удивительной наблюдательности и беспощадной откровенности. В дневник не пишут – с дневником говорят. Читая дневники детей, переживших войну минувшую, понимаешь этот ужас ещё сильнее.
Тяжело читать, эту страшную правду, написанную детским безыскусным языком.
СЛАЙД 9-11. Кто-то вел дневник год, кто-то два. Кто-то прямо на страницах дневников умирает, как Юра Рябинкин. Или Миша Тихомиров, который на следующий день после последней записи попал под бомбежку.
СЛАЙД 12. Многим известна печальная история 11- летней ленинградской девочки Тани Савичевой. Блокада отняла у девочки родных и сделала её сиротой.В своей записной книжке Таня сделала девять коротких трагических записей:
«28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.30 утра 1941 года».
«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.».
«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.».
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 год».
«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».
«Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра. 1942 г.»
«Умерли все». «Осталась одна Таня»
Таня стойкая и мужественная. Теряя одного за другим родных людей, она «не сдавалась – жила в родном городе в самое трудное время».
СЛАЙД 13. Таню вывезли с детским домом в Горьковскую область, но нервное потрясение и крайнее истощение сломили девочку, и она вскоре умерла.
Гнев и горечь обвинения тем, кто стал причиной ее смерти. «Ее убили фашисты. Не пулей, не снарядом – голодом. Не все ли равно, чем убили. Может быть, пулей не так больно, как голодом?.»
СЛАЙД 15. Они не выросли, не повзрослели, потому что блокада отняла у них жизнь и навсегда оставила мальчишками и девчонками. Но они живы в нашей памяти, потому что они стали примером мужества, стойкости, любви к Родине. К ним обращаются наши мысли, с ними хочется дружить современным ребятам.
Именно детям блокадного Ленинграда на третьем километре Дороги жизни поставлен памятник «Цветок жизни».На лепестках этого цветка высечены слова из известной песни: «Пусть всегда будет солнце!», а рядом с ним можно увидеть каменные страницы Таниного дневника.
СЛАЙД 16. Имя Тани стало вечным. Среди орбит Земли и Юпитера есть малая планета № 2127. Уже несколько десятилетий оплывает она вокруг Солнца под именем TANYA. Так звали ленинградскую школьницу, от которой на Земле остался тонкий блокадный блокнотик — «Дневник Тани Савичевой».
Время удлиняет расстоянья
Между всеми нами и тобой.
СЛАЙД 17. «МЫ помним!»
СЛАЙД 18. Мастер-класс «Письмо сверстнику»
Здравствуй, милая девочка! Не знаю, как тебя зовут, но мое письмо адресовано тебе. Меня зовут ___. Моё письмо из 2019 года. Я пишу тебе и представляю, как ты идешь, такая маленькая, в сером пальто и теплом платочке. В Ленинграде зима. За собой ты тянешь саночки с водой. А вот ты в своей квартире греешься у огня. Тебе, наверное,___ лет, как и мне. Я хожу в школу (детский сад) ты наверное тоже ходила, пока в Ленинграде не началась блокада.
Я тоже ребенок и мне страшно представить, как вы живете. Еще я вижу, как ты с мамой стоишь в очереди за маленьким кусочком хлеба и держишь в руках талончик. Я тоже берегу хлеб и отношусь к нему с уважением.
Война прервала твое детство, но я знаю, что это ненадолго. Скоро Ленинград освободят от блокады, и закончится война. Ты держись изо всех сил, как только можешь и верь, что скоро Ленинград снова станет мирным, теплым, солнечным, и на улицах вновь будут ходить счастливые люди. И ты будешь играть с подружками, как самая счастливая девочка!
Я восхищаюсь твоим мужеством, стойкостью, выносливостью!
Я буду достойна твоей памяти!
Дорогой мой друг! Еще несколько лет назад я была уверена в том, что больше не будет места в нашей жизни войне и смерти, что дети никогда не переживут подобного ужаса! Подвиг жителей города-героя ЛЕНИНГРАДА достоин бессмертия и почитания!
Я думала, что буду видеть измученные детские лица умерших от холода и голода мальчишек и девчонок только в хронике страшных лет Ленинградской блокады. Но, увы! Несколько лет назад наши с тобой ровесники попали в такую же беду на Востоке Украины. Ребята Донецка и Луганска и сейчас переживают ужасы войны!
Ты, наверное,удивишься и спросишь: «Как же люди смогли допустить повторения трагедии после Победы нашего народа в Великой Отечественной войне?»
Мне будет трудно тебе ответить, в силу возраста не разбираюсь в политике. Но знаю точно, что и сейчас дети Донецкой Народной и Луганской Народной Республик прячутся от бомбежек в подвалах, лишены возможности нормально ходить в школу, многие потеряли родных и близких. Страшная гражданская война на Украине заставляет моих ровесников ежедневно задумываться о ценности человеческой жизни, о сломанных судьбах тысяч мальчишек и девчонок!
Уверена, тебе больно, мой друг, читать эти строки. Поверь, мне больно писать их. Но хочется верить, что взрослые люди прекратят братоубийственную войну. Однако вернуть детство ни тебе, ни моим ровесникам с Востока Украины уже будет невозможно!
Заканчивая свое письмо, хочу написать, что, став взрослой, постараюсь приложить все усилия, чтобы не было больше войны и у детей было счастливое детство!
«Письмо сверстнику в блокадный Ленинград»
Думая о героических днях блокады, представляю сверстницу, измождённую холодом, голодом, но сильную духом. Мысленно беседуя с ней, пишу ей письмо.
«Доброе утро, а может день, а может вечер. Идёт шестисотый день
блокады. Твой любимый город всё ещё в плотном вражеском кольце. Красивый, весь в огнях и фонтанах до войны, твой родной город сейчас тих и безлюден. Не гавкают собаки, кошки не мяукают, птицы не щебечут. Кажется, сама природа скорбит по горю людскому.
Моя сверстница из блокадного Ленинграда! Как же тяжело было тебе.
Очень тяжело. Какое все-таки было у тебя трудное время, но ты держалась изо всех сил! Я не могу передать все эмоции через строки письма, но меня переполняет чувство гордости за тебя!
Я представляю, как тяжело тебе было в это военное, напряженное время. Ты тушила десятки тысяч зажигалок, сброшенных с самолетов, ты потушила не один пожар в городе, ты дежурила морозными ночами на вышках, ты носила воду из проруби на Неве, стояла в очередях за хлебом, ловила шпионов и диверсантов. Ты лишена была возможности учиться в школе, ты стояла у станка на фанерном ящике, чтобы точить снаряды для нашей армии. Ты была самым тихим ребенком на Земле. Ты разучилась смеяться, улыбаться, потому что ты видела, как умирали твои родители, бабушки и дедушки. Проклятая война лишила тебя детства.
Я восхищаюсь твоим мужеством, стойкостью, выносливостью!
Ежедневно взрослые и дети получали по 125 граммов хлеба. Изредка
выдавалась банка консервов, пакетик крупы, несколько кусочков сахара. Были и такие дни, когда нечего было выдавать ленинградцам. Съели всех кошек, всех собак, которые были. Замерз водопровод, и пекарни прекратили выпечку хлеба. Ты и твои земляки голодали, сотнями умирали от истощения. Паровое отопление не действовало, а печек во многих домах уже не было. Даже дневным светом нельзя было пользоваться, потому что во многих домах от обстрелов, от бомбежки разбились стекла, и окна были забиты фанерой, завешаны одеялами, заткнуты тряпьем, матрацами.
Ты можешь гордиться тем, что отстояла Ленинград вместе со своими отцами, матерями, старшими братьями и сестрами.
Склоняю голову перед твоим подвигом! Я буду достойна твоей памяти!
В наследство от твоего поколения мы получили очень красивый город, который сейчас называется Санкт-Петербург. Приехав в этот город, можно увидеть много площадей, проспектов, дворцов и парков вместе с величавой рекой Невой. Я бы очень хотела, чтобы ты увидела, как разводят мосты в ночное время. Они все с подсветкой, и это очень красиво. Если бы ты оказалась в Санкт-Петербурге, то ты была бы очень поражена его красотой.
Спасибо тебе огромное за все, моя сверстница».
Консультация «Как рассказать ребенку о блокаде Ленинграда?»
Елена Главинская
Консультация «Как рассказать ребенку о блокаде Ленинграда?»
Консультация для родителей.
КАК РАССКАЗАТЬ ДЕТЯМ О БЛОКАДЕ И ПОДВИГЕ ЛЕНИНГРАДЦЕВ?
27 января каждого года «День воинской славы России — День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады» (1944 год) — Она продолжалась долгие 872 дня и унесла жизни полутора миллионов человек. В окружении вместе со взрослыми в эти тяжелейшие для города дни были 400 тысяч детей. Отмечается в соответствии с Федеральным законом от 13 марта 1995 года № 32-ФЗ «О днях воинской славы (победных днях) России».
В 2020 году мы отмечаем 76ю годовщину полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Эта дата важна не только для жителей Ленинграда, но и для всей страны, потому что стойкость жителей явила величайший пример духовного единства фронта и мирного населения в стремлении отстоять свою Родину и свои идеалы.
Рассказывая детям о Великой Отечественной войне, важно сделать акцент на ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ ВОЙНЫ, СТРАДАНИЙ И ПОБЕДЫ. Потому что, в отличие от сказочного пространства, победа не была предопределена. И не было бы победы, если бы не ежедневный подвиг каждого.
Безусловно, нашим современным детям нужно читать об этом, чтоб они знали и помнили. Эта память должна быть в каждом из нас, и обязательно передаваться дальше, следующим поколениям.
Эти громкие слова постичь сердцем поможет замечательная книга К. В. Ползиковой-Рубец «Они учились в Ленинграде» (1954 г.). Ксения Владимировна была учительницей истории, во время блокады она не прекращала работы в школе. Книга Ксении Владимировны, составленная на основе ее дневника, рассказывает о жизни учителей и школьников в осажденном городе.
Вот что пишет К. В.о себе:
«Мне надо подготовиться к завтрашним урокам. Руки стынут и опухли. А работать надо. Нужно так подготовить урок, чтобы мой рассказ врезался в память. И еще хочется найти что-нибудь такое, что могло бы развлечь учеников, вызвать на их лицах улыбки… Я НЕ МОГУ, Я НЕ ИМЕЮ ПРАВА ДАВАТЬ ПЛОХИЕ УРОКИ. (15 декабря 1941 года)».
Из этих слов видно, что школьный урок перестал быть явлением обыденным – он приобрел экзистенциальное значение. Ведь и для самих учителей, и для учеников уроки во время блокады – это связь с самой жизнью, отказ умирать!
Все – и ученики, и учителя – поддерживали друг друга, не давая низринуться в бездну отчаяния. Только так – преодолевая каждый самого себя, но ощущая внутреннее единство – можно было выжить.
«В школе царит рабочее настроение, почти нет отказов отвечать урок.
Тот, кто отказался,на следующем уроке непременно напоминает: “Вы меня спросите, пожалуйста, я ведь в прошлый раз отказался”.
Исчезли шпаргалки, никто не подсказывает. И вопросы дисциплины больше не тревожат учителей. Ребята учатся по-настоящему; нет отметок «плохо», и почти нет «посредственно».
ВОТ КАКОВО МУЖЕСТВО ДЕТЕЙ! (21 января 1942 года)».
Школа, о которой говорится в книге, это гимназия №239, располагавшаяся тогда в «доме со львами» (особняк Лобанова-Ростовского на Исаакиевской площади). Эти львы, на которых некогда Евгений из «Медного всадника» спасался от наводнения, стали свидетелями веры ленинградцев в победу:
«Тетя Саша, уборщица школы, приносит с улицы мраморный хвост одного из наших «львов сторожевых». “Пусть полежит в кладовке; кончится война — починят, — невозмутимо говорит она”. (27 ноября 1941 года)».
У льва оказался отбитым не только хвост, но и нижняя челюсть. Эти осколки тетя Саша хранила вплоть до реставрации дома в начале 60-х годов.
Книга оформлена в виде коротких дневниковых заметок – можно начать и кончить чтение в любом месте.
Текст удобен для детского восприятия, поскольку речь идет о школе – так детям легче будет осознать реальность происходившего и представить себя на месте ребят в окруженном городе.
Книга предназначена для среднего и старшего школьного возраста.
Вот подборка книг, которые можно почитать детям и с детьми о блокаде Ленинграда:
Это история о маленькой девочке, которая была эвакуирована из блокадного Ленинграда, и о кукле Маше, оставшейся ждать хозяйку в осажденном городе. Это история о возвращении домой, о людях — хороших и не очень, о надежде, мужестве и великодушии.
Здесь нет описания ужасов военного времени: вражеских налётов, взрыва снарядов, голода… Но осязаемо встаёт перед глазами всё то большое несчастье, случившееся с нашей страной. В нехитром, незамысловатом сюжете передано размышление о семейных отношениях, о человеческих ценностях, о жителях города-героя Ленинграда и их подвиге.
Книга «Кукла» – это не только рассказ о девочке и её игрушках. Это рассказ о беспримерном подвиге жителей и защитников города на Неве, об истинных человеческих ценностях.
Ю. Герман «Вот как это было»
Детская повесть «Вот как это было» при жизни писателя не публиковалась. Она посвящена очень важному в жизни нашей страны периоду. Здесь рассказывается о Ленинграде предвоенного времени, о Великой Отечественной войне, о ленинградской блокаде, о том, как мы победили. В повести многое документально, основано на исторических фактах.
Это не только памятные всем ленинградцам, пережившим блокаду, эпизоды с обстрелом зоопарка и пожаром в Народном доме, не только бомбёжка госпиталя… Так, например, стихи «Над Ленинградом нависла блокада», помещённые в главу «Школа в подвале», — это не стилизация, не подделка под детское творчество — это подлинное стихотворение одного ленинградского школьника тех суровых годов, подаренное писателю на встрече с юными читателями в одной из школ Ленинграда.
Повесть для детей дошкольного возраста.
Т. Цинберг «Седьмая симфония»
Блокада Ленинграда… Юная Катя берёт под свою опеку трёхлетнего мальчика, спасая его от смерти. И благодаря этому сама обретает силы жить дальше.
Повесть Тамары Цинберг рассказывает удивительно светлую и честную историю о незаметных ежедневных подвигах ленинградцев и о том, что же означала храбрость отдельного человека в годы Великой Отечественной войны.
В этой книге автор рассказывает о людях с чистой душой и совестью, о том, как, выполняя свой долг, они ежедневно совершали незаметные, но героические подвиги. И девушки-продавщицы из булочной, и управхоз, и врач из госпиталя, и девочка Катя — все они боролись за общее дело, за счастье народа.
Она — о любви, о человечности, о сострадании.
Е. Верейская «Три девочки»
Эта книга о дружбе трех девочек-школьниц – Наташи, Кати и Люси, – о том, как в мирные годы интересно и весело живут подружки в “Соленой Католюандо”, и о том, как в дни Великой Отечественной войны дружба помогает им наряду со взрослыми стойко и мужественно выдержать суровые испытания блокады Ленинграда.
Повесть “Три девочки” – это трогательная история трёх девочек, переживших блокаду Ленинграда и вынужденных столкнуться с недетскими трудностями, правдиво поведает о настоящей дружбе, мужестве и искренней преданности, о нежданных потерях и приобретениях.
Э. Фонякова «Хлеб той зимы»
Автобиографическая повесть современной петербургской писательницы Эллы Фоняковой посвящена ленинградской блокаде, с которой совпало детство автора. Написанный ярким, простым и сочным языком на основе собственных воспоминаний «Хлеб той зимы» — это честный рассказ без приукрашиваний и нагнетания кошмаров. Книга переведена на многие языки, в том числе вышла в Германии и США.
«Как это — война? Что это — война?» Немногим не понаслышке известны ответы на эти вопросы. А первоклашке Лене, оставшейся вместе с семьёй в блокадном Ленинграде, на собственном опыте приходится узнать, «как выглядит война взаправдашняя»: что такое воздушная тревога и как тушить «зажигалку», каким бывает настоящий голод и что, оказывается, оладьи можно приготовить из кофейной гущи, а студень — из столярного клея.
«Хлеб той зимы» Эллы Фоняковой — это и слепок времени, и во многом автобиографичный рассказ о блокадных днях, и пронзительная история о самой обычной девочке, её семье и обо всех ленинградцах, не оставивших окружённый город.
Л. Пожедаева «Война, блокада, я и другие»
…Она должна была погибнуть в той страшной бомбежке, ее должны были раздавить железные гусеницы прорвавшихся немецких танков, она должна была умереть еще много раз, потому что такого не может вынести даже взрослый и сильный человек. Но, наверное, души и судьбы маленьких, таких же, как она, девочек и мальчиков оставили ее жить, чтобы она могла нам сегодня рассказать о той страшной войне, которую вели блокадные дети, большие и маленькие, как могли… и часто без взрослых, закрывая и спасая своими худенькими тщедушными тельцами нас, сегодняшних…
Эта книга — укор о забытом долге перед ними, детьми Ленинградской блокады, умершими, замерзшими, раздавленными фашистской танковой атакой, разорванными самолетной бомбежкой… И нам нужно этот долг отдать и живым, и мертвым…» Александр Конюшин, директор «ДОМА сотрудничества с ЮНЕСКО в Санкт-Петербурге и Ленинградской области»
Л. Никольская «Должна остаться живой»
Действие повести происходит на протяжении одного, самого страшного, месяца блокады Ленинграда — декабря 1941 года.
Обыкновенная ленинградская девочка проявляет подлинное мужество, переживает трагические моменты, проходит настоящие приключения, помогая добру в его борьбе со злом. Несмотря на трагизм ситуации, повесть наполнена светлым оптимизмом.
Книга рассчитана на детей и взрослых.
М. Сухачев «Дети блокады»
Михаил Сухачев, автор книги «Дети блокады», двенадцатилетним мальчиком пережил много месяцев в трагической и героической блокаде Ленинграда в 1941–1944 годах. Эта книга не просто литературное произведение, она рассказывает о тяжелых и страшных воспоминаниях, о борьбе ленинградцев и их детей, оставшихся в городе, об их невыносимых страданиях от голода и холода. У многих ребят в блокаде умерли все родные.
Но это книга и о невероятном мужестве и стойкости ребят, не струсивших под бомбежками и обстрелами, а тушивших зажигательные бомбы на чердаках, помогавших женщинам и старикам и работавших на заводах наравне со взрослыми… Они быстро повзрослели и стремились сделать все, даже невозможное, для помощи городу, в котором ленинградцы умирали, но не сдавались.
Фотоотчет «Детям о блокаде Ленинграда» 27 января официально отмечается День полного снятия блокады Ленинграда. Семьдесят пять лет назад советские войска прорвали блокадное кольцо.
Фотоотчет «Беседа о блокаде Ленинграда» В рамках ежемесячного календарного планирования в нашей группе вновь состоялась встреча с Кожекиной Эльвирой Александровной заведующей методическим.
Как рассказать ребенку о Пасхе? Знакомство детей дошкольного возраста с празднованием «Пасхи» Работа подготовительной группы «Пасхальное дерево» Внутри пасхального яйца.
Консультация для родителей «9 Мая. Как рассказать ребенку о дне Великой Победы» Цель: Совершенствование воспитательно-образовательной работы; усиление ее патриотической направленности; формирование основ национального.
Консультация для родителей «Как лучше относиться к ребенку» Консультация для родителей «Как лучше относиться к ребенку» Очень часто родители задают вопрос. Как лучше относиться к ребенку? Как лучше,.
Консультация для родителей «Как рассказать ребенку о войне» Рано или поздно каждый родитель сталкивается с тем, что не знает, как рассказать ребенку о том, что такое война, почему в России отмечают.
Консультация для воспитателей «Что рассказать детям про улиток» У нас на Кубани часто можно встретить виноградную улитку. Однажды показав детворе на участке несколько виноградных улиток, мне пришлось.
Консультация «Что и как можно рассказать детям-дошкольникам об орденах и медалях» Консультация на тему: «Что и как можно рассказать детям-дошкольникам об орденах и медалях». Авторы: методист Ависова Надежда Петровна, воспитатель.