зачем детям так много попыток и символов
Почему дети перегружены кружками и секциями? 3 причины
Как мы превращаем детство в соревнование. Зачем родителям успехи детей
Марина Мелия кандидат психологических наук, коуч, автор книг по психологии
Психолог Марина Мелия работает с состоятельными людьми и их семьями. Но тенденции воспитания детей, которые она описывает в новой книге «Наши бедные богатые дети», заметны не только в кругу крупных бизнесменов и топ-менеджеров. К чему могут привести попытки максимально заполнить время детей полезными занятиями, начиная со студий раннего развития и заканчивая кружками, секциями и репетиторами?
О том, какие мы родители, судят по достижениям наших детей. Поэтому во многих состоятельных семьях ребенок воспринимается как инвестиционный проект, с которого надо как можно быстрее получить дивиденды.
В последние десятилетия в общественном сознании закрепились три основных воспитательных тренда. Назовем их так:
Мы всячески стремимся им соответствовать, иначе, как нам кажется, и мы, и наши дети рискуем оказаться «на обочине жизни».
Как можно больше: кружки, секции, репетиторы
Говорят, самые надежные вложения — это вложения в детей. И родители выкладываются по полной. Школьная программа — всего лишь фундамент, над которым возвышается мощная образовательная конструкция: у одних — в несколько этажей, у других — размером с небоскреб.
Иностранные языки — обязательно! Хорошо бы три: английский знают все, значит, нужен еще один европейский и, к примеру, китайский. Без спорта тоже никак: плавание — для здоровья, шахматы — для интеллекта, теннис — это престижно и аристократично, приедешь в отель и сразу на корт.
Мальчику просто необходима борьба — воспитывает характер, смелость, цепкость, упорство. К девочкам требования даже выше: они должны демонстрировать не только интеллект, образованность и воспитание, но и быть внешне привлекательными, стройными, с горделивой осанкой. Поэтому добавляем художественную гимнастику.
Естественно, в обязательный набор входит музыка — классическое фортепиано, скрипка, вокал, а также танцы и рисование. Еще хорошо бы закончить школу экстерном — тогда можно раньше поступить в какой-нибудь престижный вуз, а лучше сразу в два, чтобы учиться в них параллельно и к двадцати годам иметь уже два диплома.
Когда речь заходит о каникулах, ни о каких «поваляться на травке» и «погонять с друзьями» не стоит и мечтать. «Расслабляться» будем где-нибудь на Мальте на языковых курсах, в путешествии по музеям Европы, в лагере для молодых программистов — чтобы совместить приятное с полезным.
Справиться с необъятной программой поможет четкий график и жесткое администрирование. Как правило, во главе «офиса» встает мама. Она следит за тем, чтобы все шло по плану, чтобы «проект» развивался, а ребенок все успевал.
Что нами движет, почему мы так бьемся за количество предметов и перегружаем детей? Конечно, хочется, чтобы наш ребенок был всесторонне развит. Не стоит сбрасывать со счетов и родительские амбиции — мы с гордостью перечисляем все, чем занимается наш наследник, и с удовольствием выслушиваем комплименты.
Когда-то будущее казалось более предсказуемым, мы двигались по обкатанным, проверенным сценариям. Сегодня все иначе, жизнь меняется очень быстро. Тревога за детей рождает желание подстраховаться — не просто подготовить их к взрослой жизни, а вооружить до зубов, чтобы они смогли выстоять в конкурентной борьбе. Мы пытаемся предугадать сегодня, чтó понадобится детям завтра, и очень боимся чего-нибудь недодать.
Как можно раньше: раннее развитие и контейнерные дети
Чтобы перещеголять остальных, надо включаться в гонку на «нулевой стадии». И мы превращаем детство в соревнование: с ползункового возраста водим ребенка на развивающие занятия, читаем ему умные книги, вместе смотрим мультики на английском, слушаем Моцарта и гоним, гоним, гоним вперед без остановок.
Дух соперничества буквально витает в воздухе. Мамы ревниво наблюдают за чужими отпрысками: «Другие только переворачиваются с боку на бок, а мой уже ползает». Но вдруг соседский малыш заговорил раньше нашего. Поражение! Ведь мы с шести месяцев занимаемся по карточкам, развиваем речь — может, обратиться к логопеду?
Мы не готовы ждать, мы не даем детям времени и возможности созревать постепенно, плавно, без рывков переходя со ступени на ступень. В два года наш ребенок уже читает, в три считает, в пять болтает по-английски, в шесть прилично играет в теннис и хорошо держится на лошади. Но нам все мало: мы хотим, чтобы он выглядел маленьким взрослым, соответствовал имиджу и стилю родителей, особенно на публике.
На фотосессиях дети публичных персон одеты солидно, «как большие». К сожалению, не только перед фотокамерой детям навязывают не свойственные им роли. Молодая мама с удовольствием рассказывает подругам, что после развода с мужем шестилетний сын «заменил ей спутника» — каждую неделю он «водит ее ужинать». Мальчик открывает перед мамой двери ресторана, пододвигает стул, изучает меню, рассказывает, как прошел его день, расспрашивает о ее делах, успокаивает, если она расстроена. С ним она советовалась, когда разводилась, а теперь спрашивает, выходить ли ей замуж. Он сам оплачивает счет кредитной карточкой и даже оставляет чаевые официанту.
Стремясь опередить время, с самого рождения мы начинаем тренировать в ребенке мобильность: всюду берем его с собой — в ресторан, на шумную вечеринку к друзьям, в другие города, страны, — не задумываясь о том, как сказывается на нем бесконечная череда новых лиц и ритм жизни, подходящий скорее активному взрослому. Одна мама хвасталась: «У моего малыша за первый год — 14 перелетов, и ничего, все в порядке, вон как улыбается».
Дети проводят все больше времени не в игре, а в автомобильных креслах (ребенок засыпает тут, а просыпается там) или упакованными в детскую коляску. Появилось даже такое выражение — «контейнерные дети».
Нарушение режима сна, отдыха, приемов пищи даром не проходит — организм ребенка подвергается постоянному стрессу. Он засыпает не потому, что сыт и убаюкан колыбельной, а потому что сон — это единственная возможность отключиться от суеты, света, звуков и запахов.
Получается, мы с пеленок возлагаем на детей недетские задачи, торопим, подгоняем, принуждаем к слишком раннему взрослению, наполняем их жизнь впечатлениями и событиями, которые они пока не способны ни осмыслить, ни переварить.
Как можно лучше: успехи детей — любой ценой
У состоявшихся людей «все должно быть супер». Ребенок превращается в атрибут успеха, статусный символ — по отношению к нему формируются особые ожидания. Обычный, ничем не выдающийся ребенок — это совершенно недопустимо! Он непременно должен иметь талант — рисовать или играть на музыкальных инструментах, быть сообразительным и уверенным в себе, уметь достигать поставленной цели, чего бы это ни стоило. А еще он просто обязан побеждать всегда и везде, будь то математическая олимпиада или музыкальный конкурс. В крайнем случае сгодятся спортивные рекорды.
Воспитание все больше напоминает «выращивание выставочных экземпляров», назначение которых — производить фурор. Где бы мы ни были — в ресторане, в гостях, в фитнес-клубе, мы всегда говорим об успехах наших детей. Причем эти успехи должны быть не эфемерными, а вполне осязаемыми, конкретными, «конвертируемыми» — в медали, оценки, дипломы.
Мы связываем успехи и неудачи детей с собственными действиями или бездействием. Если нет заметных достижений у ребенка — значит, мама плохо справляется со своей работой: «Раз уж она больше ничем не занимается, могла бы, по крайней мере, следить за тем, чтобы из ребенка что-то путное вышло!» — возмущается папа-бизнесмен.
Мы даже гипотетически не допускаем, что ребенок будет расти не таким, как было запланировано. И если у ребенка от природы нет такой же энергии, способностей или просто желания взять заявленную родителями высоту, он будет выполнять навязанную нами «чемпионскую программу» только с помощью постоянного давления.
Мы подсознательно отдаляемся от детей, меньше общаемся. Мы не спрашиваем, что ребенок чувствует, думает, что его волнует, радует, огорчает — нам важно, чего он достиг и как выполняется наш план. Мы ведем себя, как инвесторы и контролеры, а не как любящие родители.
Зачастую в качестве инструмента давления мы используем условную любовь. Хочешь, чтобы тебя любили, — достигай, становись, совершенствуйся. Любовь — как приз, а наказание за неуспех — лишение родительской любви: взрослые вдруг превращаются в агрессивных, раздражительных, холодных, неприступных.
На консультации мама девочки, будто оправдываясь, сказала мне: «В разговорах с дочерью я все время повторяю, что не перестану ее любить, даже если она проиграет соревнования». В сознании этой мамы любовь к дочери крепко-накрепко связана с ее достижениями. Она не готова в этом признаться, но ребенок все чувствует и легко считывает скрытое послание: «проиграешь — перестану любить».
Бывает, что мама в присутствии ребенка жалуется на него подругам. Или ведет к психологу: «Сделайте что-нибудь! Он какой-то не такой». Слишком торопливый, слишком медлительный, слишком упрямый, слишком покладистый. За словами «какой-то не такой» скрывается претензия: не такой, каким мы его себе представляли, а значит и не достойный любви.
В конце концов дети оказываются в изоляции — и физической, и психологической. Физической — потому что редко видят родителей, ведь каждый живет по собственному графику. А психологической — потому что нет эмоционального контакта, нет поддержки, зато есть давление, требования, критика. «У меня такое странное чувство, будто мама одновременно везде и нигде», — жалуется подросток из состоятельной семьи. «Везде» означает ее назойливое вмешательство, постоянный диктат, «нигде» — отсутствие контакта.
Вред раннего развития. Чем мы рискуем?
Устраивая ребенку «эффективное детство», подталкивая, подгоняя, нагружая, не давая топтаться на месте, мы рассчитываем, что он в конце концов поймет и оценит наши усилия. Да, он устает, ему бывает трудно, но ведь все это ради него самого, ради его будущего. Однако вместо понимающего и благодарного мы получаем ребенка с целым букетом психологических проблем. Здесь и неспособность переживать радость, и отсутствие креативности, и подверженность чужому влиянию, неврозы и тревожность. Подробнее об этом — в следующий раз.
Почему дети все время врут — и что с этим делать
В каком возрасте и почему ребенок начинает обманывать и как родителям правильно реагировать на такую ложь, рассказала психолог Катерина Мурашова.
В Сети найдется немало статей о том, что если ребенок врет, то это непременно вина родителей, которые слишком строги, часто критикуют и наказывают за промахи. В качестве рецепта от детской лжи родителям предлагают осознать свою ошибку и ни в коем случае не ругать ребенка за обман. На самом же деле, причин того, что дети врут, куда больше, а наказание — не самая худшая реакция, считает детский и подростковый психолог Катерина Мурашова.
— Знаете, какой-то одной причины нет. Нельзя сказать, что все дети всегда или даже в основном врут вот по этой причине. Вариантов много.
— Какие это варианты?
— Раньше самым распространенным был вариант — от страха. То есть, «я вру, чтобы меня не наказали». Если мы посмотрим XIX век и начало XX века, я думаю, страх был основной причиной. Сейчас я бы не сказала, что это так. Страх перед наказанием встал в ряд других причин и не является преобладающим, потому что дети стали больше доверять окружающему миру, родители стали более лояльны, детей меньше бьют.
Второй вариант — вечный и тоже довольно распространенный — детские фантазии, желание приукрасить реальность, сделать ее более разнообразной, красочной, более логичной с точки зрения ребенка. Не так часто это прямая фантазия, когда вообще ничего не было, и ребенок все выдумал на пустом месте. Скорее речь идет о достраивании реальности.
Например, ребенок рассказывает своему приятелю, что подрался с Мишей. «Мы с Мишей подрались, потому что он меня обозвал. И я набил ему морду», — говорит ребенок, отчетливо понимая, что морду то набил ему Миша. Он не забыл. Просто он преобразует реальность, условно говоря, в свою пользу.
Иногда это прямое вранье, которое тоже носит характер «улучшизма» мира. Например, отдыхала семья в Шарм-эль-Шейхе. Возвращается ребенок домой и начинает рассказывать друзьям о поездке. Друзья его спрашивают: «Ты видел пирамиды? И как они?» А семья не ездила на пирамиды, они весь отдых провели на пляже. Но ребенок говорит: «Пирамиды великолепны. Если бы ты их увидел, ты бы мне позавидовал». Разумеется, ребенок не думает, что видел пирамиды. Он прекрасно знает, что этого не было.
Говоря о детских фантазиях, часто подразумевают, что ребенок придумывает новые миры или что-то такое. Вы знаете, не многие дети это делают. А вот то, о чем сказала я, делают все.
Третий вариант, не знаю, можно ли его считать напрямую враньем, — когда ребенок обманывает и окружающих, и себя самого. То есть, в какой-то момент он знает, что врет, а в какой-то — нет. Например, ребенку все говорят: «Ты можешь учиться на четверки и пятерки». Но он на самом деле не может. Он знает правду, что ему эту программу не потянуть. Однако на прямой вопрос психолога: «А как ты сам считаешь, почему у тебя такие плохие отметки?», он говорит: «Да это я ленюсь. Учительница придирается. Мне это не интересно». На самом деле он знает, что не тянет программу, но врет. В данном случае это не фантазия и не украшение мира. И если первые два типа вранья скорее являются особенностями общественного устройства и базовой характеристикой ребенка, то в третьем типе часто виноваты родители, которые тоже часто обманывают себя.
Четвертый вариант — прямая имитация. Врут дома — врет ребенок. Когда мама подметает пол, маленький ребенок берет метелку и тоже его подметает. Это имитационное поведение. Ребенок не отдает себе отчет в том, что такое мусор, почему его нужно убирать, он просто повторяет за родителем. С враньем так же. Дети врут, если они растут в атмосфере вранья, когда родители лгут и ребенку, и окружающим в его присутствии. Например, звонит телефон, ребенок говорит, что звонит тетя Света, на что мама отвечает: «Скажи, что меня нет дома». Сами взрослые часто не считают такое враньем.
Другой пример, когда взрослый человек говорит подростку: «Неужели ты не понимаешь, что никаких возможностей выстроить счастливую обеспеченную жизнь без высшего образования в этом мире нет, поэтому ты должен поступать в институт». Ребенок в 14 лет прекрасно понимает, что это вранье. К этому возрасту он и сам уже знает полтора десятка людей, которые живут прекрасной жизнью без высшего образования.
— Но, получается, что и родитель знает, что врет?
— Конечно. Но самое паскудное в том, что ребенок понимает, что родитель знает, и врет сознательно.
— Когда дети начинают врать?
— С самого раннего возраста. Двухлетний ребенок может врать: «У меня такой сильный папа, что он может передвинуть дом». Или вот рассказ трехлетнего ребенка: «Мы с Мишей ночью убежали и бегали по крышам, а потом вернулись в свои кроватки, и никто не заметил». Он точно знает, что не бегал по крышам. Вот этот «улучшизм» мира, модификация правды начинают проявляются, как только ребенок может что-нибудь сообщить миру. Врать от страха тоже начинают рано. «Кто брал эту кружку? Кто ее разбил?», — спрашивает мама. «Это не я, это кошка», — в два года ребенок совершенно спокойно так соврет, боясь наказания.
— Можно ли сказать, что, например, к подростковому возрасту дети начинают обманывать больше?
— Нет. Скорее — наоборот. Если обстоятельства жизни ребенка благоприятны, то к подростковому возрасту они врут меньше. По крайней мере, если мы говорим об обмане от страха. Скажем так, дети-третьеклашки могут часто врать о том, что забыли или потеряли дневник с двойками, а вот девятиклассники скорее не будут. Им уже «западло».
«Улучшизм» мира остается с нами на протяжении всей жизни. Это вообще часть человеческого существования, а его масштабы зависят только от индивидуальных склонностей человека. Можно подумать, кто-то из взрослых так не делает — не додумывает или не украшает реальность. Люди всегда склонны делать жизнь либо красивее, либо логичнее, достраивая какие-то кусочки, которых не хватает.
Имитационный тип вранья к подростковому возрасту просто устанавливается. Если ребенок вырос в атмосфере лжи, когда в семье врут постоянно, то он тоже к своим 14-15 годам полностью вписывается в схему, предложенную родителями. При этом он понимает, что мать знает, что она врет. И мать — что ребенок знает, что врет.
— То есть, ложь вписывается в картину мира ребенка, становится его частью, и он считает, что это норма?
— Более того: он считает, что все так живут. Он не думает, что где-то у кого-то может быть по-другому.
— Если ребенок врет, потому что боится наказания, ругать его за вранье — делать еще хуже?
— В смысле? Почему же его не ругать за вранье? Если он сказал, что закончил четверть на одни пятерки, а потом выясняется, что у него три двойки в четверти, как его не ругать?
— Но ведь в таком случае ребенок будет бояться еще сильнее? Значит, и врать больше?
— Что значит — не ругать ребенка? А как тогда он получит обратную связь от мира? Условно говоря, ребенку запретили лезть в сервант и брать варенье, а он упер оттуда банку, съел ее и сказал, что он вообще не знает, куда делась эта банка, которая, к слову, стоит у него под кроватью, и ложка из нее торчит. Что, в таком случае нужно сказать: «Ты молодец. Наверное, мы сделали какую-то ошибку. Поди съешь еще две банки»? Мне кажется, в каждом таком случае родители должны реагировать по ситуации в соответствии со своими взглядами. Идея о том, что ребенка никогда нельзя ругать или что его всегда нужно ругать, она такая же, как и вопрос — а какова причина детского вранья.
— Как родителям реагировать на детскую ложь? Как отучить ребенка врать?
— Первым делом родителям нужно проанализировать, что происходит. Например, ребенок врет, потому что боится последствий. Это может касаться «исчезнувших» сладостей, «забытого» дневника, прогулок, общения с друзьями. Например, пять раз за месяц ребенок врет, что он гуляет во дворе, а на самом деле он уходит гулять в парк или к своему другу домой — играть в компьютерные игры. И каждый раз на вопрос «А почему ты мне не сказал, что ты пошел к другу?», он отвечает: «Я думал, ты мне не разрешишь, и я не смогу больше к нему пойти». Или «Я боялся, что ты меня не пустишь в парк, а там лошади, к которым я хожу и кормлю их морковкой». Вот после того, как родители проанализировали ситуацию, им нужно сесть и подумать, что делать с диетой, с учебой, с прогулками в парке, с походами в гости к приятелю после школы — для того, чтобы ребенку не нужно было врать.
— Получается, если ребенок каждый день ходит в гости к другу, а родителям врет, то разумно в такой ситуации разрешить ему это?
— Или не разрешить. Он ведь может ходить не к нему домой, а в подвал, и взаимно заниматься с ним онанизмом, например. Вряд ли нужно разрешать это делать.
— Но если родители будут что-то запрещать, ребенок не перестанет врать?
— Если родитель принимает решение и говорит: «Да, тебе по-прежнему нельзя ходить в парк через четыре дороги», конечно, ребенок будет как-то пытаться обойти эти запреты, а родители начнут следить за его геолокацией, ставить какие-то приложения на телефон. Дальше они сражаются: ребенок — за свою свободу, родитель — за свои решения. Но в такой ситуации все равно будет меньше вранья, ведь родитель четко обозначил свою позицию. Мы же не говорим о том, чтобы ребенок не врал совсем, правда? Мы ставим вопрос иначе: «Можно ли сделать так, чтобы ребенок врал меньше?»
Допустим, ребенок врет по четырем поводам: сладости, оценки, прогулки, друзья. Родители все проанализировали и решили, что в парк по-прежнему нельзя, к другу поиграть в компьютерные игры можно, но не больше часа после школы. Из школы ребенка не переводят, но нанимают ему репетитора, потому что он явно не справляется с программой, если семь раз за два месяца «теряет» дневник с двойками. Диету родители тоже пересмотрели, и просто стали давать ребенку каждый вечер миску варенья, которое он до этого брал украдкой. Поскольку лошади по-прежнему для него привлекательны, ребенок ищет возможность добраться до парка и обойти запрет, но по всем остальным поводам вранья становится меньше. С походами к другу оно вообще сходит на нет, потому что теперь ему можно. Со сладостями — тоже. Знаете, если каждый вечер съедать миску варенья, то довольно быстро перестаешь его хотеть.
Почему дети врут: всё зависит от возраста, уровня стресса и от вас
Дети много фантазируют, это нормальный этап их развития. Но как понять, что фантазии ребёнка превращаются в намеренный обман? И что делать, если вы уличили ребёнка во лжи? Объясняет наш блогер Анита Вайаканти.
Почему дети врут
Младшие дошкольники
Детская ложь — распространённое явление среди младших дошкольников. Дети обманывают, преувеличивают, придумывают и выдумывают то, чего на самом деле не было. В общем, в этом возрасте не стоит бить тревогу, а уж тем более — ругать ребёнка за ложь. Реагировать на это надо спокойно, но показывать и говорить ребёнку, что знаете правду, — важно: «Нет, дорогой/ая, я знаю, что это было вот так».
Ребёнок в возрасте 3-4-х лет врет не потому, что хочет вас обмануть, а потому что его мозг развивается, и теперь он может мыслить другими образами, удерживать в голове больше информации, развивается воображение, а с ним открываются разные возможности.
Старшие дошкольники и школьники
Другое дело, когда обманывать начинает старший дошкольник или уже школьник. Здесь важно понять, что стало причиной лжи:
Что делать родителям
Поэтому, если вы заметили, что ваш уже взрослеющий ребёнок начал врать, ни в коем случае не закатывайте скандал, не отчитывайте его при всех, а уж тем более — не «прижимайте к стенке». Это делу не поможет, а скорее всего ещё и усугубит ваши с ним взаимоотношения. Я предлагаю вам следующий алгоритм действий:
1. Спокойно сообщите, что знаете правду. Если это детская фантазия, скажите, что знаете, как было на самом деле. Сообщите ребёнку, что вы любите его и понимаете, что он просто хотел выделиться/не хотел вас расстраивать и т. д.
2. Попытайтесь понять причину. В первую очередь задайте вопрос себе: «Может, я слишком давлю на своего ребёнка? А может, предъявляю высокие требования? Может, он просто хочет привлечь к себе внимание? Сталкивается ли он с трудностями?».
3. Похвалите ребёнка за правду. Сделать это можно сразу как только ребёнок рассказал, как всё было на самом деле. Сообщите ему, что вам неприятно не от проделанного поступка, а от самого факта обмана, но вы искренне верите, что в будущем такого не будет.
4. Примите эту правду. Важно реально принять правду, которую так тщательно скрывал от вас ребёнок. Принять искренне и без осуждений. Не нужно спрашивать: «Ну и зачем ты так поступил? Мы с тобой миллион раз обсуждали, что так делать нельзя! Как ты мог? О чем ты думал?». Вам нужно быть принимающим родителем, если хотите, чтобы ваш ребёнок перестал вам врать.
18 примеров того, как мы не задумываясь врём своим детям
Никакого крика и эмоцией. Я понимаю, что порой это сложно, особенно когда ваш любимый малыш смотрит вам в глаза и говорит неправду. Но, поверьте, сдержав свои эмоции и показав стойкость и выдержку, вы сделаете огромное одолжение (в хорошем смысле этого слова) своему ребёнку.
А что же делать после того, как вы уличили ребёнка во лжи и проговорили с ним эту ситуацию? Прежде всего — доверяйте. Не стоит теперь всегда подозревать ребёнка, задавать ему вопросы-ловушки. Не унижайте его! Верьте ему. Выстраивайте честные отношения и поощряйте честность в семье.
Если в ситуации, о которой ребёнок соврал, есть последствия, объясните, что за каждый поступок надо нести ответственность. Ведь обман обману рознь. Ребёнок может преувеличивать и придумывать небылицы, чтобы привлечь к себе внимание, а может скрывать, что разбил окно в школе или украл деньги у соседей. Поэтому если «преступление» было, то и «расплачиваться» за него придется, но с поддержкой родителей.
Как избежать обмана со стороны ребёнка
В первую очередь будьте любящим и понимающим взрослым. Не навешиваться на ребёнка свои ожидания. Будьте реалистами. Не требуйте многого от детей. Любите их и понимайте мотив их действий. Помните, дети не хотят быть плохими!
Не пугайте ребёнка своими бурными реакциями на его действия. Никаких криков, обидных слов, угроз. Это только дорога в никуда. Ребёнок в таком случае сделает вывод, что мама и папа расстраиваются по любому поводу, нужно лучше скрывать от них правду (поступки).
Если ваш ребёнок пришёл домой и честно сознался в том, что натворил каких-то бед, разбил вашу любимую вазу и т. д., то первое, что нужно сделать — похвалить его за честность. Избегайте наказаний. Лучше попробуйте найти выход из сложившейся ситуации вместе: «Как я могу тебе помочь? Что мы можем с тобой сделать сейчас, чтобы устранить последствия?»
Помните, что дети подражают родителям. Даже когда вы врёте не ребёнку, а подружке, учителю, партнёру, он всё замечает. Говорите правду в присутствии ребёнка и не только, держите своё слово, если что-то обещали — выполняйте. И главное: говорите ребёнку, что вы любите его любым. Просто так. Просто потому что он есть.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Фото: Shutterstock / Dmitry Lobanov