зачем девушки закрывают лицо
Как появилась женская традиция закрывать лицо и кому это было запрещено: История вуали
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Кому приличествовало носить покрывало на голове в древности
Одежда, которая сама по себе в человеческом обществе использовалась не всегда – а кое-где и до сих пор не применяется, тем не менее, уже в древние времена стала выполнять не только практическую функцию – защищать от холода и осадков. Встречать по одежке люди научились уже очень давно. И первые упоминания об обязанности или о праве носить на голове накидки, закрывающие лицо, встречаются уже в ассирийских законах – то есть нормах более чем трехтысячелетней давности.
При этом «низшим» классам было запрещено покрывать голову – наказание за нарушение этого правило было суровым: если рабыню или представительницу древнейшей профессии «ловили» на ношении такой накидки – первой грозило отрезание ушей, вторую приговаривали к розгам и отправляли в рабство. То есть покрывало служило знаком отличия уважаемых и высокопоставленных ассирийских женщин.
Похожий смысл такой кусок ткани, скрывающий женщину от посторонних глаз, имел и в Древней Греции – это была калиптра. Ее носили женщины в классический период, а вероятнее всего, и раньше. Да и в эпоху эллинизма считалось в порядке вещей, если гречанка закрывает на людях лицо и волосы. Римлянки должны были держать скрытыми от посторонних глаз свой дом и свои волосы – так проявлялось уважение к мужу как к главе семьи. Незамужние девушки голову не покрывали. На гетер также не распространялось это правило.
Монотеистические религии внесли в обычаи, связанные с одеждой, еще большую императивность: в иудаизме и христианстве, как и у зороастрийцев, ношение женщинами чадры воспринималось как символ скромности и благочестия. А позже эту традицию переняли и мусульмане. В период османского владычества правила насчет того, что женщины должны носить одежду, скрывающую все тело, волосы и лицо, стали особенно строгими.
Кого и от чего могла защищать вуаль
Хашим ибн Хаким, прозванный Аль-Муканна, то есть «закрытый покрывалом», был одним из самых известных в истории персонажей, скрывавших лицо от окружающих. Муканна родился в VIII веке в городе Мерве (территория современного Туркменистана). Он был организатором восстания против династии Омейядов, называл себя воплощением бога и объяснял свое покрывало тем, что сияние его лица не может вынести ни один простой смертный. Злые языки, правда, утверждали, будто за этой зеленой шелковой тканью Муканна скрывает какие-то ужасные физические недостатки, но это осталось неподтвержденным.
То, что чадру, предшественницу вуали, носили прежде всего женщины аристократических семейств, а крестьянкам и служанкам либо дозволялось, либо вообще предписывалось не покрывать голову, объяснимо и с практической стороны: в чадре работать в полях затруднительно. А вот для жителей африканской пустыни, наоборот, ткани, повязанные вокруг головы и лица, была спасением. Туареги, племена сонгай, хауса и другие народы Сахары издавна носили такую чадру, повязывая ее так, чтобы защититься от ветра и песка.
Понятно, что в средневековой Европе никаких послаблений относительно женской одежды не было – волосы покрывали чадрой, потом носили чепцы и капюшоны. А вот начиная с XV века покрывало-вуаль становится уже скорее модным аксессуаром, чем обязательным к ношению элементом гардероба приличной христианки. Очень популярны вуали были при бургундском дворе – женщины прикрепляли их на геннин – конусообразный головной убор.
Мода на вуали
Позже, в период барокко и тем более рококо, лица не скрывали, а потому вуали носили редко. Не забывали их, правда, в те моменты, когда требовалось сохранить инкогнито – при посещении любовника, например, или для еще каких темных дел – тут уж в помощь воображению призываются многочисленные романы Дюма-отца. В южных католических Италии и Испании женщины продолжали благочестиво прикрывать волосы и носили черную кружевную мантилью – это еще одна «родственница» чадры. Сейчас мантильи носят разве что во время праздников, в том числе религиозных.
Конец XIX века стал временем триумфального возвращения вуалей в женский гардероб горожанок. Носили их много – обычно в виде прикрепленного к шляпке небольшого фрагмента сетчатой ткани – на все лицо или на пол-лица. С началом Первой мировой войны этим веяниям пришел конец. А снова вуали обрели популярность в шестидесятые, став на некоторое время настоящим писком моды.
Что же до исламского мира, на протяжении XX века обычай носить чадру и другие скрывающие волосы и лицо предметы одежды, казалось, терял прежнюю устойчивость, но в последние десятилетия покрывала вновь стали непременной составляющей гардероба мусульманской женщины. Часто чадру носят вместе с никабом, который закрывает лицо, оставляя лишь прорези для глаз.
Вуаль по-прежнему не сдает позиций в свадебной моде – это традиционное украшение сначала древнеримской, а потом христианской невесты остается актуальным и в новейшие времена. Веками в Европе носили черные траурные вуали во время похорон и в первый период после них. А кружевные накидки и сейчас положено надевать в некоторых католических храмах, как в прежние времена. Вуали часто украшают шляпки тех аристократок, что принимают участие в торжественных мероприятиях высокого уровня, например, на скачках в Аскоте, где без головного убора нельзя появиться ни даме, ни джентльмену.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Обязанность мусульманки закрывать лицо и кисти рук при выходе из дома
Хвала Аллаху, Господу миров, мир и благословение нашему господину Мухаммаду, его семье и всем сподвижникам.
Аурат (араб. عورة – незащищённое место) — часть тела, которую каждый мусульманин и мусульманка обязаны прикрывать перед другими людьми.
Всем известно, что мусульманка обязана соблюдать хиджаб перед посторонними мужчинами. Однако, как оказалось, немногие знают, что в понятие «хиджаб», при взгляде постороннего мужчины, входит всё тело, включая лицо и кисти рук. Это значит, что мусульманка обязана закрывать всё своё тело, зная что на неё смотрит посторонний мужчина.
Согласно основополагающему мнению шафиитского мазхаба, аурат мусульманки при взгляде постороннего мужчины – это всё её тело, включая лицо и кисти рук. Этого мнения придерживается большинство учёных исламской уммы.
Надо отметить, что аурат женщины подразделяется на несколько категорий.
Имам Джалалуддин ас-Суюти (849–911 гг. х.) пишет в книге «Аль-Ашбах ва ан-назаири» (с. 240):
المرأة في العورة لها أحوال :
«Относительно аурата женщины есть разные положения:
1. между мужем и женой нет аурата. Также есть слабое мнение, [что им запрещено смотреть на половые органы друг друга]»;
2. в присутствии посторонних ауратом считается всё тело, даже лицо и кисти рук, согласно достоверному мнению;
3. в присутствии махрамов (близких родственников) и женщин ауратом считается часть тела между пупком и коленями;
4. во время намаза ауратом является всё тело, за исключением лица и кистей рук».
Подобное сказал также имам Абу Бакр ад-Димьяты аль-Бакри (умер в 1300 г. х.) в своей книге «И’анату-т-Талибин» (1/226):
و اعلم أن للحرة أربع عورات: فعند الأجانب جميع البدن، و عند المحارم و الخلوة ما بين سرة و الركبة، و عند النساء الكافرات ما لا يبدو عند المهنة، وفي الصلاة جميع بدنها عدا وجهها و كفيها
«Знай, что у женщины есть четыре разновидности аурата:
1. аурат перед посторонними мужчинами – это всё её тело;
2. аурат перед мужчинами-махрамами – это зона между пупком и коленями;
3. аурат перед неверующими женщинами – это все те части тела, которые не раскрываются при выполнении домашних дел;
4. аурат в молитве – это всё тело, кроме лица и кистей рук».
Остановимся на первом пункте, а именно аурат перед посторонними мужчинами. Рассмотрим этот вопрос с точки зрения шафиитского мазхаба.
Для начала приведём из Корана и Сунны доказательства того, что женщина обязана закрывать всё тело.
Всевышний Аллах сказал:
يَا أَيُّهَا النَّبِيُّ قُل لِّأَزْوَاجِكَ وَبَنَاتِكَ وَنِسَاءِ الْمُؤْمِنِينَ يُدْنِينَ عَلَيْهِنَّ مِن جَلَابِيبِهِنَّ ذَلِكَ أَدْنَى أَن يُعْرَفْنَ فَلَا يُؤْذَيْنَ
«О Пророк! Скажи своим жёнам, своим дочерям и женщинам верующих, чтобы они опускали свои покрывала. Так их легче будет отличить (от рабынь и женщин лёгкого поведения), чтобы не причинить им обиды». (сура аль-Ахзаб, аят 59)
Имам Абуль-Музаффар Мансур ибн Мухаммад ас-Сам’ани (426–489 гг. х.) комментирует этот аят в книге «Тафсир аль-Куран» (4/306-307):
«Всевышний Аллах сказал: “Опускали свои покрывала (джильбаб)”, то есть они покрываются джильбабом. А джильбаб – накидка, которой накрывается женщина поверх химара.
Убайда ас-Сальмани[1] сказал: “Женщина покрывает свою голову, лицо и всё тело, за исключением одного глаза”».
Имам Хусейн ибн Мас’уд аль-Багави (436–516 гг. х.) так комментирует этот аят в своём «Тафсире» (3/586):
قال : < يُدْنِينَ عَلَيْهِنَّ مِن جَلَابِيبِهِنَّ >جمع الجلباب ، وهو الملاءة التي تشتمل بها المرأة فوق الدرع والخمار ، وقال ابن عباس وأبو عبيدة : أمر نساء المؤمنين أن يغطين رءوسهن ووجوهن بالجلابيب إلا عينا واحدة ليعلم انهن حرائر < ذَلِكَ أَدْنَى أَن يُعْرَفْنَ >أنهن حرائر < فَلَا يُؤْذَيْنَ >فلا يتعرض لهن
«Всевышний Аллах сказал: “Опускали свои покрывала (джильбаб)”, – это накидка которой накрывается женщина поверх химара.
Ибн Аббас и Абу Убайда сказали: “Аллах велел верующим женщинам скрывать свои лица, накидывая джильбаб на голову так, чтобы открытым оставался только один глаз, чтобы кругом знали, что они являются свободными. “Так их легче будет отличить”, то есть понять, что они являются свободными, и их не подвергнут оскорблениям”».
Хафиз Исмаил ибн Умар ибн Касир ад-Димашки (701–774 гг. х.) пишет в книге «Тафсир уль-Куран аль-Азым» (4/484):
عَنْ أُمِّ سَلَمَةَ قَالَتْ : لَمَّا نَزَلَتْ هَذِهِ الْآيَةُ : ( يُدْنِينَ عَلَيْهِنَّ مِنْ جَلَابِيبِهِنَّ ) ، خَرَجَ نِسَاءُ الْأَنْصَارِ كَأَنَّ عَلَى رُءُوسِهِنَّ الْغِرْبَانُ مِنَ السَّكِينَةِ ، وَعَلَيْهِنَّ أَكْسِيَةٌ سُودٌ يَلْبَسْنَهَا
«Передаётся, что Умм Саляма сказала: “Когда был ниспослан аят: “Опускали свои покрывала (джильбаб)”, жёны ансаров оделись в черные платья и ходили так тихо и скромно, будто на их головах сидела ворона”».
Имам аль-Хатыб аш-Ширбини (умер в 977 г. х.) пишет в своём тафсире «Ас-Сирадж аль-Мунир» (3/271):
قال < يُدْنِينَ >يقربن < عَلَيْهِنَّ >أي على وجوههن وجميع أبدانهن ، فلا يدعن شيئًا منها مكشوفًا
«“Опускали свои покрывала», то есть опускали на свои лица и всё тело, не оставляя при этом ничего открытым».
В другом аяте Всевышний Аллах сказал:
وَلْيَضْرِبْنَ بِخُمُرِهِنَّ عَلَى جُيُوبِهِنَّ
«И пусть прикрывают покрывалом вырез на груди». (сура ан-Нур, аят 31)
Передаётся, что мать правоверных Аиша бинт Абу Бакр (да будет доволен ею Аллах) сказала:
لما أنزلت هذه الآية أخذن أزرهن. فشققنها من قبل الحواشي فاختمرن بها
«Когда был ниспослан этот аят, они (женщины-мухаджиры) оторвали края своих изаров и покрылись ими». (Аль-Бухари)
Хафиз Ибн Хаджар аль-Аскаляни (773–852 гг. х.) прокомментировал слова Аиши в книге «Фатх аль-Бари» (8/345):
فاختمرن؛ أي غطين وجوههن
«Покрылись – то есть скрыли свои лица».
Мнение факихов шафиитского мазхаба
В этом вопросе у учёных шафиитского мазхаба имеются разногласия. Часть шафиитов говорила о том, что желательно закрывать лицо и кисти рук, другая же часть склонилась к тому, что это обязательно, и это стало основополагающим мнением мазхаба.
Довод Ислама, имам Абу Хамид аль-Газали (450–505 гг. х.) сказал в книге «Ихья улюм ад-Дин»:
«Когда женщины выходят, им следует опускать свои глаза (притуплять взор) и не смотреть на мужчин, и мы не говорим, что лицо мужчины по отношению к женщине является ауратом, подобно тому, как лицо женщины является ауратом по отношению к мужчине. Напротив – лицо мужчины подобно лицу амрада (безбородого юнца) по отношению к мужчине, то есть запрещено смотреть на него при опасении впасть в смуту (фитну), но если риска смуты нет, это не запрещено.
Мужчины на протяжении всех времён ходили с открытым лицом, а женщины выходили в покрывалах (в никабах). Если бы лицо мужчины по отношению к женщине было ауратом, то им было бы велено надеть никаб либо запрещено выходить без необходимости»
Как видно из этой цитаты, имам аль-Газали считает, что лицо женщины является ауратом перед посторонними мужчинами.
Шейх уль-Ислам Яхья бин Шараф ан-Навави (631–676 гг. х.) сказал в книге «Минхадж ат-Талибин» (стр. 204):
وَيَحْرُمُ نَظَرُ فَحْلٍ بَالِغٍ إلَى عَوْرَةِ حُرَّةٍ كَبِيرَةٍ أَجْنَبِيَّةٍ وَكَذَا وَجْهُهَا وَكَفَّيْهَا عِنْدَ خَوْفِ فِتْنَةٍ، وَكَذَا عَنْدَ الْأَمْنِ عَلَى الصَّحِيحِ،
«Полноценному совершеннолетнему мужчине запрещается смотреть на аурат посторонней женщины, а также на её лицо и кисти рук, и при опасении впасть в смуту, и при безопасности [от смуты], согласно достоверному мнению мазхаба».
Аль-Хатыб аш-Ширбини (умер в 977 г. х.) комментирует слова имама ан-Навави в книге «Мугни аль-Мухтадж» (4/209):
«Имам обосновал это тем, что среди мусульман есть единогласие о запрете для женщины выходить с открытым лицом, а также тем, что взор (на лицо и кисти) предполагает смуту и побуждение к страсти, ибо Всевышний Аллах сказал: «Скажи верующим мужчинам, чтобы опускали взгляд». (сура Ан-Нур, аят 30)
Поэтому для достижения шариатского благополучия необходимо закрыть эти двери и избегать подобного, например, уединения с посторонней женщиной».
Имам аль-Хатыб аш-Ширбини (умер в 977 г. х.) пишет в своей книге «Мугни аль-Мухтадж» (4/204):
وقال السبكي: إن الأقرب إلى صنع الأصحاب أن وجهها وكفيها عورة في النظر لا في الصلاة وإطلاقه الكبيرة يشمل العجوز التي لا تشتهى، وهو الأرجح في الشرح الصغير، وهو المعتمد
«Такиюддин ас-Субки сказал: “Поистине, согласно самому близкому к асхаб уль-вуджух мнению, лицо женщины и кисти её рук являются ауратом для взгляда (постороннего), но не при намазе. Сюда же относится пожилая женщина, старуха, которая не способна вызвать вожделение. И это предпочтительное мнение (раджих), как пишется в “Шарх ас-Сагир”. Это основополагающее мнение (му’тамад)”».
Имам Ибн Хаджар аль-Хайтами (909–974 гг. х.) сказал в книге «Тухфат уль-Мухтадж» (3/179):
مَن تحَقَّقَت نَظَرَ أجنَبِيٍّ لها يَلزَمُها سَترُ وَجهِهَا عَنه وإلا كانَت مُعينةً له عَلى حرامٍ فتَأثمُ
«Той, которая убеждена, что на неё смотрит посторонний мужчина, необходимо прикрыть лицо от него, иначе она будет его помощницей в совершении запретного, тем самым и она совершит грех».
Имам Сулейман ибн Мухаммад аль-Буджейрами (1131–1221 гг. х.) пишет в труде «Тухфат уль-Хабиб аля шарх аль-Хатыб» (1/450):
أما عورتها خارج الصلاة بالنسبة لنظر الأجنبي إليها فهي جميع بدنها حتى الوجه والكفين، ولو عند أمن الفتنة، ولو رقيقة فيحرم على الأجنبي أن ينظر إلى شيء من بدنها ولو قلامة ظفر منفصلا منها
«Что касается аурата женщины вне намаза, в при взгляде на неё постороннего мужчины, то ауратом считается всё тело, включая лицо и кисти рук. Даже если нет риска смуты, и даже если она рабыня, постороннему в любом случае запрещено смотреть на какую-либо часть её тела, даже на отдельные обрезки её ногтей».
Имам Шихабуддин аль-Кальюби (умер в 1069 г. х.) пишет в своём субкомментарии к труду «Канз ар-Рагибин» (1/201):
وأما عند الرجال الأجانب فجميع البدن
«При посторонних мужчинах ауратом женщины является всё тело».
В заключение приведём замечательные слова хафиза Ибн Хаджара аль-Аскаляни, который сказал в книге «Фатх уль-Бари» (12/245):
وَمِنَ الْمَعْلُومِ أَنَّ الْعَاقِلَ يَشْتَدُّ عَلَيْهِ أَنَّ الْأَجْنَبِيَّ يَرَى وَجْهَ زَوْجَتِهِ وَابْنَتِهِ وَنَحْوَ ذَلِكَ
«Известно, что разумному человеку неприятно, когда посторонний мужчина видит лицо его жены, его дочери, либо других женщин из числа его махрамов».
[1] Убайда ибн Амр ас-Сальмани аль-Куфи (умер в 72 г. х.) – великий учёный и факих из поколения табиинов. Обучался у Али ибн Аби Талиба, Абдуллаха ибн Мас’уда и других сподвижников (да будет доволен ими всеми Аллах). Среди его учеников были имамы Ибрахим ан-Наха’и, Мухаммад ибн Сирин и Ша’би.
Что говорят селфи о характере человека: топ 10 самых популярных фото
В период пляжного отдыха тонны «себяшек» загружаются в социальные сети и мессенджеры. Как их расшифровать, рассказали наши эксперты. Так, ноги на пляже фотографируют хвастуны, а еду — скупердяи.
Иллюстрация «Вестей», кликните для увеличения фото
Лицо крупным планом — раскрепощенность и высокомерность
Такое фото — проявление эгоцентризма, при этом наклон головы, ракурс камеры и выражение лица на снимке расскажут о разных качествах человека. Так, если девушка сделала губы уточкой — Duckface, — она демонстрирует свою раскрепощенность и сообщает противоположному полу, что «уже созрела» к любовным отношениям.
Селфи с кем-то — комплекс внутреннего одиночества
«Себяшки» с молодым человеком/девушкой — попытка доказать всему миру: «Я не один, я нужен!» Такие люди на самом деле одиноки, а фотографиями заглушают в себе чувство сиротливости и непризнанности. Селфи женщины с ребенком может обнажать ее чувство вины за то, что из-за работы она мало времени уделяет своему чаду или, напротив, она не смогла построить карьеру, поэтому убеждает всех, в том числе и саму себя, в том, что ее жизнь идеальна, а ребенок — это главное.
Фото в зеркало (примерочные, лифты) в полный рост — низкая самооценка
Кривляния (прищуривается, показывает язык) — внутренний дискомфорт
Иллюстрация «Вестей», кликните для увеличения фото
Снимок с отдельными частями тела без лица — активность и хвастовство
Выставляя фото, на котором только ноги, человек подсознательно хвастает перед подписчиками в соцсетях: «Я двигаюсь, я чего-то добиваюсь, поэтому и так классно отдыхаю!» При этом обратите внимание на положение ног: если лодыжки перекрещены — это признак психологической закрытости человека, он никому не расскажет о своих настоящих чувствах.
Уходит вдаль, ведя за собой вторую половинку за руку, — усталость и желание доминировать
Эта поза показывает неприятие окружения, жизненного уклада, рутины и т. д. Если девушка «уводит» за собой молодого человека — она хочет за него замуж. Если на снимке семейная пара, им необходимо уединение — скорее всего, в их жизни очень много посторонних людей. Тот человек, который уводит партнера, хочет доминировать в отношениях и вести за собой не только на снимке, но и в жизни.
В ванной, в постели — уверенность в своей неотразимости
Расслабленность и даже некая небрежность на фото демонстрируют пренебрежительность к людям. Если на снимке рука заложена за голову — это показатель чувства превосходства над другими, человек со снимка как бы говорит: «Может быть, и вам когда-то повезет так, как мне!» При этом он настолько уверен в своей неотразимости, что даже не напрягается, чтобы выглядеть на фото как-то лучше. Подсознательный посыл: «Любите меня таким, какой я есть!»
На фоне дорогих машин, яхт, витрин брендовых магазинов — недостаток материального комфорта
Частые селфи на фоне дорогих, но при этом не своих вещей — свидетельство того, что человеку не хватает комфорта. Он болезненно ощущает недостаточный уровень своих заработков и из-за этого комплексует, даже если явно этого не показывает. При помощи таких снимков он пускает окружающим пыль в глаза и убеждает себя в некой причастности к миру богачей и элиты.
Фото с едой — неготовность тратиться
Еда всегда ассоциируется с благополучием, сытостью жизни. Поэтому, выставляя такие фотографии, человек на подсознательном уровне хочет показать, что у него дела не хуже, чем у других. На самом деле, такие люди нечасто себе позволяют подобные деликатесы — и не потому, что у них нет денег, а потому, что они скупы и не готовы расточать свои «кровно заработанные» на угоду своему пузу.
С фильтрами или надписями — недоверие и недостаток теплоты
Пропуская селфи через различные фильтры, вставляя их в фоторамки или делая цветные подписи, человек скрывает под ними не только часть снимка, но и настоящего себя. Черно-белые фильтры, или ретрику, применяют люди, тоскующие по своему прошлому. Используя такую обработку, они как будто возвращаются к семейному альбому, который навевает теплоту и уверенность в завтрашнем дне.
Поставим вам «психический» диагноз по вашей аватарке: чем опасны люди, которые любят профессиональные фотосессии?
Мы давно свыклись с соцсетями: общение через экран компьютера стало обычным делом. Но задумывались ли вы когда-нибудь, что по аватарке человека во «ВКонтакте» можно многое узнать о его психическом здоровье? Как оказалось, каждому из нас можно поставить диагноз по фото, впрочем, как и узнать, какие проблемы в отношениях вас поджидают с тем или иным человеком.
Неодушевленный предмет на фото
У человека на аватарке горшок с цветком, пила или карандаш? Впрочем, как и любой другой неодушевленный предмет? В этом случае у человека, скорее всего, пограничное расстройство личности средней или высокой тяжести. Такой выбор фото свидетельствует о том, что человек не знает себя, у него ложные представления о собственной личности и он сам относится к себе с огромным пренебрежением. Чего ожидать от отношений с таким человеком? Скорее всего, они будут хаотичными, напряженными и непредсказуемыми.
Животное или мультяшный персонаж
У такого человека тоже есть пограничное расстройство, но более легкой формы. У него, скорее всего, есть одна или несколько сильных и непереносимых эмоций, которые он не может осознать и вытерпеть. Проще говоря, его что-то сильно гложет. Так как он не может это в себе принять, то в виде такой аватарки он эту эмоцию он таким образом выплескивает. Кроме того, у этого человека сложные отношения с миром: он испытывает огромное количество боли, неприятия, отчаяния, считая себя самого инфантильным и не желая вырастать, становясь взрослее. Отношения с такими людьми будут интересными и небанальными: у таких людей сильно развито воображение. Но вам нужно быть готовым к тому, что такие люди сверхчувствительны и склонны обвинять в своих проблемах других и обстоятельства.
Однотипные «секси»-фото
Если у человека (как правило, речь идет о девушках) в соцсетях десятки однотипных фото с акцентом на призывных позах, а не на эмоциях — это значит, что герой или героиня этих фото старались продемонстрировать наиболее выгодные части тела. Скорее всего, у таких людей есть расстройства нарциссического и антисоциального спектра, то есть они неспособны к по-настоящему близким отношениям, а настроены только на режим: «ты мне — я тебе». Сами себя они также воспринимают в контексте объективации, размышляя в духе «что во мне такого, за что хорошо заплатят?».
На аватарке скрыты части тела или лица
Это характерно для стеснительных и зажатых людей. В отношениях с вами они будут нервничать и испытывать стыд. Раскрыть таких людей, сделав так, чтобы они раскрепостились, самим практически невозможно. Да и не стоит: потратите массу сил и нервов.
Снимок с фотосессии
Люди, которые обращаются за помощью к профессиональному фотографу, скорее всего, невротики. Как считает психолог Евгения Стрелецкая, у них, возможно, еще даже не завершилось их психосексуальное развитие. Также возможны проблемы с мужественностью или женственностью: они не совсем осознают свой образ, не умея вычленить изюминку в свойствах своего характера и личности. Поэтому-то и прибегают к постановочным фото, в которых, если что, можно все отретушировать и зафотошопить. В отношениях этих людей нужно будет часто хвалить — только так они смогут, наконец, расслабиться и взглянуть на себя сами, а не глазами других людей.
Непостановочные портреты с разными эмоциями
Из всех вышеперечисленных категорий людей — это самые свободные и самые психологически сформированные. Они не боятся выкладывать разные снимки, сделанные при разных обстоятельствах. Их эмоции естественные и непринужденные. Конечно, никто не идеален, и проблемы возникают у всех. Но люди, публикующие естественные снимки, открыты к миру и себе, поэтому отношения с ними могут сложиться наиболее гармоничными.