зачем дисней выкупает все студии
Зачем дисней выкупает все студии
И да, «Симпсоны» все это давно предсказали
Для начала уточним детали сделки:
Причем тут стримиговые сервисы?
При всем. Именно это — фокус данной сделки. Она совершается в свете тренда, в который верят данные компании. Мы входим в эру Netflix, где кинотеатры отмирают, а крупные блокбастеры выходят сразу в сети. И теперь это уже не испуганные причитания кинокритиков или отдельных кинематографистов, а прогноз бизнесменов, на который они готовы поставить 52 миллиарда долларов. И отдать их за то, чтобы «Эра Netflix» превратилась в «Эру стриминговых сервисов», то есть откусить свой кусок пирога.
Именно поэтому сделка вообще имела место, Fox посмотрели в будущее и поняли, что успешно конкурировать на новом поле они вряд ли смогут и лучше выйти из игры, пока из этого еще можно извлечь выгоду.
Именно поэтому ключевыми в сделке являются вовсе не права на героев Marvel, а те малозаметные 30% акций Hulu (конкурента Netflix), которые Disney добавляет к своим собственным 30% и получает контрольный пакет в 60%. Вот у «Мышиного дома» и свой стриминговый сервис. Впрочем, одной площадкой они ограничиваться не собираются, запуская спортивный и семейный сервисы, подписка на которые будет, по их словам, значительно дешевле таковой у Netflix.
Вторым ключевым приобретением является бэккаталог киностудии и телеканалов. Disney нужно чем-то забивать свой сервис, чтобы конкурировать с остальными площадками. Их классических мультфильмов, «Звездных войн» и киновселенной Marvel будет недостаточно (часть их контента сейчас доступно на Netflix, но очень скоро они его оттуда заберут). Именно поэтому им очень пригодится богатая фильмотека Fox, накопившаяся за 103 года (20th Century Fox была создана в 1935 году из Fox Film, существовавшей с 1915 года, и 20th Century Pictures).
Что входит в этот богатый бэккаталог?
Такие мелочи как «Титаник» и «Аватар», вместе со всеми его четырьмя сиквелами в производстве, плюс франшизы «Чужой», «Хищник», «Крепкий орешек» и «Один дома». Так же из заметных картин Disney получает:
Из мультсериалов (вау, джекпот прямо):
Это, естественно, далеко не полные списки, лишь самые заметные проекты для общего впечатления. С некоторыми фильмами все не до конца ясно, так как Fox занимался лишь их дистрибуцией, поэтому неизвестно, позволит ли это Disney разместить их в «своем Netflix с лото и принцессами». Ту же «Кунг-фу панду 3», например.
Еще забавная деталь, которой в США посвящали отдельные статьи — Disney получает один примечательный фильм с этой сделкой, первые «Звездные войны», часть прав на который были до сих пор у Fox. А это значит, что Disney может обрадовать фанатов выпуском на дисках или на тех же пресловутых стриминговых сервисах оригинальной театральной версии картины — без правок Лукаса! Без дорисованных в кадр компьютерных монстров и так далее.
А еще — Disney, наконец, сможет вставить фанфары Fox в свои фильмы про далекую-далекую галактику, которые звучали в «Новой надежде» перед ползущим по космосу текстом и стартом заглавной музыкальной темы.
Эта вроде микроскопическая деталь сводила фанатов с ума — Ульямс даже писал свою тему в созвучии с этими фанфарами, и тишина на их месте в новых картинах Disney не давала покоя многим поклонникам «ЗВ». Теперь у Disney есть возможность исправить это недоразумение.
Чего ждать от «Эры Netflix?
Если мы действительно придем к тому, что кинотеатры превратятся в магринальное развлечение, а большинство зрителей будут смотреть фильмы дома по подписке, это меняет ландшафт развлечений кардинально.
Во-первых, как я уже говорил, меня беспокоят бюджеты. Скорее всего, выпускать блокбастеры за 100-200 миллионов и тратить столько же на их продвижение будет уже не так выгодно. Когда зритель платит за дорогой билет в 3D или IMAX на конкретный фильм — это одно. Когда он отдает пару долларов или даже те же 8 в месяц, но за доступ ко всей библиотеке — уже другое. Что лучше, снять один фильм за 400 миллионов или десяток по 40, закидывая более широкую сеть?
Ясно, что блокбастеры останутся, любой сети нужны киты, которые ее рекламируют, которые можно продвигать на узнаваемых образах, но раздутые бюджеты, скорее всего, уменьшатся. Возможно, это и к лучшему. Чем больше бюджет, тем больше паники и ответственности, больше вмешательство студии в творческий процесс — чем это заканчивается, мы уже видели на многих примерах фильмов DC.
Где-то между сотнями миллионов и микробюджетом лежит золотая середина, когда денег хватает на нормальные эффекты и съемки на локации, но продюсеры не сидят на шее режиссеров и сценаристов, нервно жуя их челки. Мы уже видели выход на такой симбиоз в формате сериалов, где вроде и качество продакшена почти киношное, но и свобода творчества и экспериментов, доверие к зрителю — все на высоком уровне.
Но есть еще один аспект — сколько будет этих «Нетфликсов»? Контент, который нам интересен неизбежно рассредоточится по десяткам площадок, каждая из которых требует свою месячную подписку.
Пусть даже это пара долларов, но, если пытаться скупить все, они превращаются в десятки. Ясно, что средний потребитель не захочет тянуть больше двух-трех подписок, да и разбираться во всем этом многообразии сервисов и их каталогов — тоже. А разбираться придется, это, скорее всего, станет той еще головной болью.
Монополия — это плохо, но и перенасыщение рынка десятками предложений — тоже. Сейчас мы можем ходить в один и тот же кинотеатр на фильмы всех студий и платить одни и те же деньги за любое кино, неразберихи минимум. Скоро, похоже, нам придется часами думать о том, какие подписки нам нужны, а затем копаться в каталогах этих площадок, чтобы выбрать что-то еще для просмотра — нужно же оправдывать потраченные деньги, не ради пары фильмов же мы купили этот доступ.
Пандора из «Аватара» — уже часть парков Disney