зачем дизайнеру высшее образование

6 мифов о высшем образовании в дизайне

зачем дизайнеру высшее образование. Смотреть фото зачем дизайнеру высшее образование. Смотреть картинку зачем дизайнеру высшее образование. Картинка про зачем дизайнеру высшее образование. Фото зачем дизайнеру высшее образование

Нужно ли поступать в вуз, если хочешь быть профессиональным дизайнером?
Чтобы ответить на этот вопрос, мы вместе с практикующими дизайнерами, представителями вузов и сферы HR разобрали популярные мифы, которые есть вокруг высшего образования.

Миф 1
Высшее образование отнимает слишком много времени ― пройти курсы можно гораздо быстрее.

Действительно, учёба в бакалавриате занимает четыре года, а пройти дизайнерские курсы можно максимум за год-два. Однако и задачи у этих форматов обучения разные: на курсах обычно можно овладеть техническими навыками и инструментами. Например, графических дизайнеров научат работать в Photoshop, Illustrator, Figma, оформлять портфолио, разбираться в брендинге, разрабатывать фирменный стиль.

— Представьте, что вы едете в отпуск во Францию на две недели. Для этого вам хватит знания трёх слов на французском: «здравствуйте», «спасибо», «до свидания». Вы можете выучить их за три минуты. А если вы переезжаете во Францию жить? Вам нужно овладеть языком в совершенстве, чтобы легче и быстрее адаптироваться к новым условиям. На это нужно больше времени.

Так и в дизайне — высшее образование даёт тот профессиональный «язык», на котором вы сможете бегло разговаривать всегда. В вузах студентов учат, где искать информацию и как её обрабатывать, чтобы дальше учиться специальности самостоятельно. Это один из ключевых навыков ― он поможет дизайнеру адаптироваться к условиям, которые постоянно меняются.

Быть дизайнером — значит никогда не переставать учиться. Если бы мы могли перенести дизайнера, который работал 30 лет назад, в наше время, что бы он делал с UX-дизайном, программированием и онлайн-миром? Это всё сбило бы его с толку. Через 30 лет будут другие вызовы. Если и через три десятилетия вы хотите работать дизайнером, привыкайте к постоянному режиму самообучения.

соучредитель Unit Editions ― британского издательства, выпускающего книги для дизайнеров

Миф 2
Дизайнеру не нужны общие дисциплины, которые преподают во всех вузах: философия, социология, экономика, психология.

Дизайн — мультидисциплинарная область. Чтобы спроектировать, например, интерьер кафе, дизайнеру нужно понимать, кто будет туда приходить: какие у этих людей привычки, доходы, культурный и исторический бэкграунд, что для них удобно, а что нет. Одно дело — создавать интерьер семейной пиццерии, другое — роскошного ресторана.

Это касается не только дизайна интерьеров. Любой продукт, который создаёт дизайнер: журнал, сайт, логотип или мобильное приложение, — всегда ориентирован на человека, который будет им пользоваться. Без знаний о человеке, которые дают гуманитарные науки, непросто спроектировать этот продукт качественно.

Андрей Великанов
Философ, теоретик искусства, преподаёт в Школе дизайна НИУ ВШЭ, в институте «База»

— Я каждый год читаю в различных учебных заведениях лекции по философии, и многие студенты относятся к ним скептически. Если я просто скажу им, что философия полезна в жизни и творчестве, они мне не поверят. Нужна внутренняя мотивация. А она появляется у людей, которые уже столкнулись с кризисом — творческим или экзистенциальным.
Философия — путь самостоятельного мышления, ухода от стереотипов и шаблонов, это смелый и даже дерзкий путь.
Тем студентам, которые всё-таки становятся на этот путь, приходится сложно. Каждому из них нужно познать самого себя, разобраться в собственных мотивациях, желаниях, возможностях. Для этого нужно, как когда-то говорили, классическое образование, а не реальное. Делая что-то руками, научишься многому, но без глубокого понимания, что и зачем делаешь, на какой основе стоишь, создать что-то интересное, новое и свежее не получится.

Миф 3
Работодателю неважно, есть у дизайнера диплом или нет.

Елизавета Юдина
HR бизнес-партнёр Skillbox

— Самое ценное, что даёт вуз, помимо знаний, — это развитие коммуникативных навыков: умение заводить знакомства, презентовать себя и решать проблемы разными способами. Студенты не всегда понимают, что важны не оценки, а сообщество вокруг них — другие ученики, преподаватели, представители индустрии. Высшее образование сегодня не только про диплом, но и про нетворкинг.
Работодатели хотят видеть не тех, кто получил только теоретические знания по специальности, а тех, кто развил кое-какие практические и «гибкие» навыки. На вопрос, где получить опыт, у крупных компаний много ответов. Один из них — стажировки.

Миф 4
Высшее образование ― это теория, а дизайнеру нужна только практика.

Пока не все вузы приблизились к идеальной схеме обучения, когда студентам дают и теоретические знания, и возможность практиковаться. В некоторых университетах «практика» до сих пор сводится к учебным проектам, не имеющим ничего общего с реальными задачами, с которыми выпускник столкнётся на первом же месте работы.

Однако постепенно ситуация меняется. В крупных вузах открывают центры развития карьеры, которые организуют для студентов практику и стажировки в больших компаниях, а ещё помогают выпускникам с трудоустройством. Такие центры, например, работают в РАНХиГС и Высшей школе экономики, в структуре которых есть школы дизайна.

Важно отметить, что некоторые компании берут на стажировки только студентов вузов. Это, например, «Сбер», Ozon, «Авито», «Райффайзенбанк», «Лаборатория Касперского».

Кстати, эффективность сотрудничества с работодателями влияет на место вуза в рейтингах. Самые авторитетные из них ― «Интерфакс» и RAEX. Чем выше вуз в списке, тем больше вероятность, что у него много партнёров, которые берут студентов на практику.

Миф 5
Вузы не успевают за новейшими инструментами, а преподают в них те, кто давно не практикует.

Когда мы беседуем с успешными дизайнерами о старте в профессии, спрашиваем и про высшее образование: даёт ли оно преимущество в работе. Не все отвечают утвердительно. Например, Илья Мюге, основатель архитектурного бюро FROM/FORM, вспомнил, что его в университете учили по старым учебникам 1980-х годов. Такое встречается и сегодня, но гораздо реже, чем раньше.

Екатерина Гурова
Директор Школы дизайна РАНХиГС

— В хороших вузах есть баланс между преподавателями-теоретиками и преподавателями-практиками. Это обязательное условие.

Практики делятся со студентами самой актуальной информацией. Теоретики, которые преподают историю дизайна или, например, шрифта, тоже не выпадают из контекста. Они участвуют в конференциях, где обсуждаются актуальные вопросы. Более того, такие преподаватели могут проектировать тенденции: дизайн постоянно эволюционирует, меняется, и, если изучать его историю, можно понять, каким он станет в будущем. Не всякому практику это под силу.

В вузах есть лектории, куда приглашают известных архитекторов, дизайнеров, искусствоведов, иллюстраторов, фотографов, представителей бизнеса. Они делятся со студентами всем самым новым и важным.

Во многих вузах, и наш не исключение, студенты работают с реальными кейсами, реальными брифами. Они учатся действовать в команде ― распределяют роли и получают экспертное мнение преподавателя или компании, которая дала задание. Так мы получаем сочетание образования и опыта.

Миф 6
Дизайну вообще нельзя научить. Тут либо есть талант, либо нет.

Дизайн бывает разным, поэтому и таланты у людей, которые приходят в профессию, могут быть разными. Если иллюстратору, чтобы стать успешным, важно уметь рисовать, то UX-дизайнер может преуспеть и без художественного таланта, его «талант» ― это аналитическое мышление.

Сергей Попков
Сооснователь Skillbox и студии AIC

— Хорошим дизайнером становится тот, у кого есть мотивация и опыт. Какой-то процент таланта, наверное, тоже играет роль. Но если человек вообще пока ни в зуб ногой в дизайне, это не значит, что он не сможет стать хорошим специалистом. Сможет, если захочет научиться и будет практиковаться.
Во времена Стива Джобса Apple придумали слоган «Think different» ― «Думай иначе». Это основа для дизайнеров: чем глубже вы можете «думать иначе», тем больше у вас шансов преуспеть в профессии.

Источник

6 мифов о высшем образовании в дизайне

Разбираемся, нужны ли дизайнерам философия и социология, смотрят ли работодатели на диплом, и не много ли это ― учиться четыре года.

зачем дизайнеру высшее образование. Смотреть фото зачем дизайнеру высшее образование. Смотреть картинку зачем дизайнеру высшее образование. Картинка про зачем дизайнеру высшее образование. Фото зачем дизайнеру высшее образование

зачем дизайнеру высшее образование. Смотреть фото зачем дизайнеру высшее образование. Смотреть картинку зачем дизайнеру высшее образование. Картинка про зачем дизайнеру высшее образование. Фото зачем дизайнеру высшее образование

Нужно ли поступать в вуз, если хочешь быть профессиональным дизайнером?

Чтобы ответить на этот вопрос, мы вместе с практикующими дизайнерами, представителями вузов и сферы HR разобрали популярные мифы, которые есть вокруг высшего образования.

Миф 1

Высшее образование отнимает слишком много времени ― пройти курсы можно гораздо быстрее.

Действительно, учёба в бакалавриате занимает четыре года, а пройти дизайнерские курсы можно максимум за год-два. Однако и задачи у этих форматов обучения разные: на курсах обычно можно овладеть техническими навыками и инструментами. Например, графических дизайнеров научат работать в Photoshop, Illustrator, Figma, оформлять портфолио, разбираться в брендинге, разрабатывать фирменный стиль.

зачем дизайнеру высшее образование. Смотреть фото зачем дизайнеру высшее образование. Смотреть картинку зачем дизайнеру высшее образование. Картинка про зачем дизайнеру высшее образование. Фото зачем дизайнеру высшее образование

Екатерина Гурова

— Представьте, что вы едете в отпуск во Францию на две недели. Для этого вам хватит знания трёх слов на французском: «здравствуйте», «спасибо», «до свидания». Вы можете выучить их за три минуты. А если вы переезжаете во Францию жить? Вам нужно овладеть языком в совершенстве, чтобы легче и быстрее адаптироваться к новым условиям. На это нужно больше времени.

Так и в дизайне — высшее образование даёт тот профессиональный «язык», на котором вы сможете бегло разговаривать всегда. В вузах студентов учат, где искать информацию и как её обрабатывать, чтобы дальше учиться специальности самостоятельно. Это один из ключевых навыков ― он поможет дизайнеру адаптироваться к условиям, которые постоянно меняются.

зачем дизайнеру высшее образование. Смотреть фото зачем дизайнеру высшее образование. Смотреть картинку зачем дизайнеру высшее образование. Картинка про зачем дизайнеру высшее образование. Фото зачем дизайнеру высшее образование

Быть дизайнером — значит никогда не переставать учиться. Если бы мы могли перенести дизайнера, который работал 30 лет назад, в наше время, что бы он делал с UX-дизайном, программированием и онлайн-миром? Это всё сбило бы его с толку. Через 30 лет будут другие вызовы. Если и через три десятилетия вы хотите работать дизайнером, привыкайте к постоянному режиму самообучения.

зачем дизайнеру высшее образование. Смотреть фото зачем дизайнеру высшее образование. Смотреть картинку зачем дизайнеру высшее образование. Картинка про зачем дизайнеру высшее образование. Фото зачем дизайнеру высшее образование

Журналистка. Из газеты — в digital. Пишет о дизайне, искусстве и красоте. Живёт на Байкале.

Миф 2

Дизайнеру не нужны общие дисциплины, которые преподают во всех вузах: философия, социология, экономика, психология.

Дизайн — мультидисциплинарная область. Чтобы спроектировать, например, интерьер кафе, дизайнеру нужно понимать, кто будет туда приходить: какие у этих людей привычки, доходы, культурный и исторический бэкграунд, что для них удобно, а что нет. Одно дело — создавать интерьер семейной пиццерии, другое — роскошного ресторана.

Это касается не только дизайна интерьеров. Любой продукт, который создаёт дизайнер: журнал, сайт, логотип или мобильное приложение, — всегда ориентирован на человека, который будет им пользоваться. Без знаний о человеке, которые дают гуманитарные науки, непросто спроектировать этот продукт качественно.

зачем дизайнеру высшее образование. Смотреть фото зачем дизайнеру высшее образование. Смотреть картинку зачем дизайнеру высшее образование. Картинка про зачем дизайнеру высшее образование. Фото зачем дизайнеру высшее образование

Андрей Великанов

Философ, теоретик искусства, преподаёт в Школе дизайна НИУ ВШЭ, в институте «База»

— Я каждый год читаю в различных учебных заведениях лекции по философии, и многие студенты относятся к ним скептически. Если я просто скажу им, что философия полезна в жизни и творчестве, они мне не поверят. Нужна внутренняя мотивация. А она появляется у людей, которые уже столкнулись с кризисом — творческим или экзистенциальным.

Философия — путь самостоятельного мышления, ухода от стереотипов и шаблонов, это смелый и даже дерзкий путь.

Тем студентам, которые всё-таки становятся на этот путь, приходится сложно. Каждому из них нужно познать самого себя, разобраться в собственных мотивациях, желаниях, возможностях. Для этого нужно, как когда-то говорили, классическое образование, а не реальное. Делая что-то руками, научишься многому, но без глубокого понимания, что и зачем делаешь, на какой основе стоишь, создать что-то интересное, новое и свежее не получится.

Миф 3

Работодателю неважно, есть у дизайнера диплом или нет.

Компания HeadHunter провела опрос среди работодателей и выяснила:

Правда, в крупных, государственных компаниях без диплома не получится попасть на руководящую должность.

зачем дизайнеру высшее образование. Смотреть фото зачем дизайнеру высшее образование. Смотреть картинку зачем дизайнеру высшее образование. Картинка про зачем дизайнеру высшее образование. Фото зачем дизайнеру высшее образование

Елизавета Юдина

HR бизнес-партнёр Skillbox

— Самое ценное, что даёт вуз, помимо знаний, — это развитие коммуникативных навыков: умение заводить знакомства, презентовать себя и решать проблемы разными способами. Студенты не всегда понимают, что важны не оценки, а сообщество вокруг них — другие ученики, преподаватели, представители индустрии. Высшее образование сегодня не только про диплом, но и про нетворкинг.

Работодатели хотят видеть не тех, кто получил только теоретические знания по специальности, а тех, кто развил кое-какие практические и «гибкие» навыки. На вопрос, где получить опыт, у крупных компаний много ответов. Один из них — стажировки.

Миф 4

Высшее образование ― это теория, а дизайнеру нужна только практика.

Пока не все вузы приблизились к идеальной схеме обучения, когда студентам дают и теоретические знания, и возможность практиковаться. В некоторых университетах «практика» до сих пор сводится к учебным проектам, не имеющим ничего общего с реальными задачами, с которыми выпускник столкнётся на первом же месте работы.

Однако постепенно ситуация меняется. В крупных вузах открывают центры развития карьеры, которые организуют для студентов практику и стажировки в больших компаниях, а ещё помогают выпускникам с трудоустройством. Такие центры, например, работают в РАНХиГС и Высшей школе экономики, в структуре которых есть школы дизайна.

Важно отметить, что некоторые компании берут на стажировки только студентов вузов. Это, например, «Сбер», Ozon, «Авито», «Райффайзенбанк», «Лаборатория Касперского».

Кстати, эффективность сотрудничества с работодателями влияет на место вуза в рейтингах. Самые авторитетные из них ― «Интерфакс» и RAEX. Чем выше вуз в списке, тем больше вероятность, что у него много партнёров, которые берут студентов на практику.

Миф 5

Вузы не успевают за новейшими инструментами, а преподают в них те, кто давно не практикует.

Когда мы беседуем с успешными дизайнерами о старте в профессии, спрашиваем и про высшее образование: даёт ли оно преимущество в работе. Не все отвечают утвердительно. Например, Илья Мюге, основатель архитектурного бюро FROM/FORM, вспомнил, что его в университете учили по старым учебникам 1980-х годов. Такое встречается и сегодня, но гораздо реже, чем раньше.

зачем дизайнеру высшее образование. Смотреть фото зачем дизайнеру высшее образование. Смотреть картинку зачем дизайнеру высшее образование. Картинка про зачем дизайнеру высшее образование. Фото зачем дизайнеру высшее образование

Екатерина Гурова

— В хороших вузах есть баланс между преподавателями-теоретиками и преподавателями-практиками. Это обязательное условие.

Практики делятся со студентами самой актуальной информацией. Теоретики, которые преподают историю дизайна или, например, шрифта, тоже не выпадают из контекста. Они участвуют в конференциях, где обсуждаются актуальные вопросы. Более того, такие преподаватели могут проектировать тенденции: дизайн постоянно эволюционирует, меняется, и, если изучать его историю, можно понять, каким он станет в будущем. Не всякому практику это под силу.

В вузах есть лектории, куда приглашают известных архитекторов, дизайнеров, искусствоведов, иллюстраторов, фотографов, представителей бизнеса. Они делятся со студентами всем самым новым и важным.

Во многих вузах, и наш не исключение, студенты работают с реальными кейсами, реальными брифами. Они учатся действовать в команде ― распределяют роли и получают экспертное мнение преподавателя или компании, которая дала задание. Так мы получаем сочетание образования и опыта.

Миф 6

Дизайну вообще нельзя научить. Тут либо есть талант, либо нет.

Дизайн бывает разным, поэтому и таланты у людей, которые приходят в профессию, могут быть разными. Если иллюстратору, чтобы стать успешным, важно уметь рисовать, то UX-дизайнер может преуспеть и без художественного таланта, его «талант» ― это аналитическое мышление.

зачем дизайнеру высшее образование. Смотреть фото зачем дизайнеру высшее образование. Смотреть картинку зачем дизайнеру высшее образование. Картинка про зачем дизайнеру высшее образование. Фото зачем дизайнеру высшее образование

Сергей Попков

Сооснователь Skillbox и студии AIC

— Хорошим дизайнером становится тот, у кого есть мотивация и опыт. Какой-то процент таланта, наверное, тоже играет роль. Но если человек вообще пока ни в зуб ногой в дизайне, это не значит, что он не сможет стать хорошим специалистом. Сможет, если захочет научиться и будет практиковаться.

Во времена Стива Джобса Apple придумали слоган «Think different» ― «Думай иначе». Это основа для дизайнеров: чем глубже вы можете «думать иначе», тем больше у вас шансов преуспеть в профессии.

Источник

Где учиться дизайну: в вузе или в онлайне

Дизайнеры из Charmer, Readymag, Intercom и Linii — о том, почему в их компаниях не смотрят на образование, когда принимают дизайнера на работу.

Материал подготовлен при поддержке онлайн-школы дизайна Bang Bang Education

Я начал изучать дизайн самостоятельно: просто рассматривал картинки в интернете и анализировал. Затем учился у арт-директоров компаний, в которых работал. В целом 90% моего пути — это самообразование.

Лет восемь назад я пошёл в «Британку» (Британская высшая школа дизайна — vc.ru) за академическими знаниями по графическому дизайну. Параллельно изучал типографику по книгам Йозефа Мюллера-Брокманна, Роберта Брингхёрста, Владимира Лаптева — и вдруг понял, что это полезнее школы. В «Британке» учили тому, как работать в команде, защищать проект и обосновывать решения — это навыки, которые скорее необходимы арт-директору, а не дизайнеру. Сейчас я просто читаю профильные статьи, и мне этого хватает.

Лучших учителей я встречал на работе: Юра Алексеев из студии Nile рассказывал, как сам собирает макеты, а Александр Кудрявцев в BrandStudio делал наоборот — не объяснял, как правильно, а просто указывал на мои ошибки. Оба способа здорово мне помогли.

Начинающему дизайнеру нужно смотреть вокруг и анализировать увиденное. Надо не просто рассуждать в категориях «нравится — не нравится», а учиться объяснять свою позицию. Если приложить усилия, то развить вкус в правильном направлении можно за пару лет. А технические знания обычно приходят в процессе работы.

Для развития аналитических навыков рекомендую копировать чужие работы: внимательно рассмотрите и попробуйте нарисовать по памяти. При сравнении с оригиналом точно окажется, что какие-то детали упущены, и после надо понять причину: это просто невнимательность или осознанное решение, попытка улучшить работу?

В университете обычно проблемы с практикой: теоретические знания нужно закреплять сразу, выполняя задание по теме, но практика часто приходится на конец семестра. Так точно что-то забудется, и студенты допустят больше ошибок.

Университет нужен тем, кто планирует заниматься графическим дизайном — это сложная дисциплина, в которой полезны систематизированные знания. То же самое и с полиграфическим дизайном: в вузе студент узнаёт, как делать полноценный дизайн книг, например. Такому не научишься за короткий онлайн-курс.

Онлайн-обучение проходит короткими итерациями: получил знания, подтвердил их и перешёл на следующий уровень. Приблизительно так устроен наш курс «Сетки и проектирование сайтов» в Bang Bang Education: мы рассказываем студентам об истории инструмента, учим строить и считать сетку. Вся теория разбита на девять лекций, которые в среднем длятся по 15 минут, а практика состоит из нескольких этапов с обсуждением работ.

Обратная связь нужна студентам: мало просто выполнить задание — нужно разобрать ошибки и узнать, как сделать лучше в следующий раз. Нехватка обратной связи на некоторых платформах — большая проблема онлайна.

Один из моих любимых объектов в плане дизайна — шахматы Баухауса, которым уже почти сто лет. Очень здорово, что форма визуализирует то, в каком направлении ходит фигура. Конь сделан в виде двух составных углов, а слон — в форме креста. Внешний вид объекта показывает его функцию. Такое решение и выглядит эффектнее, чем очередная бессмысленная игра с формой.

По образованию я социолог и окончил вуз просто из страха, что останусь без диплома. А сейчас даже не знаю, где он, — наверное, остался в родном городе. Но я доволен тем, что получил общее гуманитарное образование: вижу, что оно оказывает некоторое влияние на мою работу. Дизайну я учился сам, по книжкам и разным картинкам. Из книг, которые оказали большое влияние, назвал бы только «Типографику» Эмиля Рудера. Ещё в начале 2000-х годов из рук в руки передавались диски с музыкой, фильмами и картинками. Можно было увидеть большие коллекции фотографий, логотипов, обложек пластинок — это очень помогло.

Моим лучшим учителем был не дизайнер, а репетитор по литературе, у которого я занимался в последний год перед поступлением. В отличие от школьных преподавателей, он учил размышлять, а не повторять трактовку из учебника.

Уже взрослым я проходил парочку онлайн-курсов на Codecademy и Courserа. На Codecademy обучение построено на пошаговом руководстве к действию, а на Courserа мне запомнился курс о том, как писать эссе: преподаватели дают задания, которые учащиеся после их выполнения сами проверяют друг у друга, — мне очень понравился процесс. Я даже не знал этих людей, но мы проверяли работы друг друга и писали об ошибках — получался своеобразный краудсорсинг.

Техническая база важна для дизайнера, потому что бедность навыков будет сковывать в реализации замыслов. Если ты не можешь нарисовать какую-то форму, то как ты покажешь её людям?

Ещё важно постоянно совершенствовать английский: это одновременно и ключ к информации, и возможность общаться с людьми из других стран. И конечно, важно умение работать с людьми: половина успеха дизайнера заключается именно в умении разговаривать с коллегами и заказчиками.

Нельзя замыкаться на штудировании только дизайна. Есть дисциплины, которые мне не только интересны, но и оказывают влияние на ремесло, например кулинария и редактура текста. Умение готовить еду — искусство, очень похожее на дизайн, как и любой другой вид деятельности, который связан с созданием чего-то с нуля или из компонентов. Работа шеф-повара, кстати, очень похожа на работу арт-директора.

Редактура текста очень близка к дизайну: такая же коммуникация с человеком по другую сторону экрана или листа бумаги.

Из множества примеров приведу один: в тексте наречие должно усилить глагол. Но если глагол выбран правильно, то он хорошо передаёт действие сам по себе, не нуждаясь в наречии. В дизайне «наречия» — это все украшательства, которые можно убрать, если неотъемлемые элементы дизайна сделать достаточно выразительными.

В России диплом для дизайнера не важен: по корочкам давно никто не нанимает. В целом общая тенденция ведёт к тому, что профильное образование теряет значение во всём мире. Побеждает портфолио, и здесь действует принцип «чем меньше, тем лучше»: если дизайнер делает и типографику, и 3D, и иллюстрации, то со стороны может показаться, что он сам не знает, что из этого умеет делать хорошо. Понятно, что хочется показать всё, но чаще побеждает портфолио с работами в строго одном жанре и стиле.

Онлайн-курсы могут залатать дыры в нехватке знаний, и те курсы, что пользуются популярностью, как раз ориентированы на пробелы в навыках действующих специалистов. Минус в том, что на курсах нельзя погрузиться в беззаботную студенческую жизнь: беспечность, веселье, дружба и даже бедность — важные вещи для формирования личности.

Хороший дизайн не должен обманывать потребителя. Когда невкусная конфета завлекает красивой обёрткой, дизайнер оказывается заодно с коварным предпринимателем, который любой ценой хочет продать товар. Хороший дизайн должен быть дешёвым в производстве. Простой дизайн — классный, и не только потому, что хорошо воспринимается из-за отсутствия лишних элементов, но и потому, что его сделали быстро. А значит, успели в оставшееся время сделать что-то ещё и потратили меньше денег. Переделывать простой дизайн тоже проще — а переделывать приходится всегда.

Что касается примера хорошего дизайна, у меня есть кофта с большим нагрудным карманом. Когда сидишь, то не очень удобно держать телефон в джинсах — лучше убрать его в этот нагрудный карман. Карман настолько большой, что в него можно засунуть целую книгу или поставить стакан с пивом и в это время делать что-то освободившимися руками.

Другой пример — интерфейс с автосохранением. Изначально все программы требовали от пользователя сохранения, а если они забывали это сделать, данные терялись. В современном софте (Final Cut Pro, Sketch, Figma, Readymag) кнопка Save исчезла, и каждое действие пользователя сохраняется в фоновом режиме без необходимости об этом вообще думать. Это здорово.

Как и большинство моих знакомых, я учился дизайну сам. Мы с одноклассником развлекались и сделали сайты для себя и нашей школы — а дальше пошло-поехало. Я читал всё подряд о дизайне и постепенно перешёл к логотипам, визиткам, а потом к более сложным интерфейсам. Получил первую фултайм-работу в интерфейсах в «Ситрониксе», а затем ушёл в «Яндекс».

Лучших учителей я встретил именно на работе. Один из них — Коля Яремко, мы бок о бок работали в «Яндексе». В то время я был дизайнером почты, а Коля занимался всем: он был немножко продакт-менеджер, немножко дизайнер, немножко разработчик и вообще побывал в разных ролях. Он научил меня, как ставить себе задачи, в каком порядке их выполнять, как обсуждать результат с людьми и правильно его презентовать. На всех уровнях это было в сто раз круче того, как я делал сам. И помогло намного лучше, чем помог бы любой преподаватель.

Если бы очень известный и интересный человек решил поделиться знаниями в своём курсе, я бы с удовольствием его посмотрел. Примерно так делает The MasterClass: у них Энни Лейбовиц учит фотографии, а Фрэнк Гери — архитектуре. Из курса Фрэнка Гери дизайнер может почерпнуть много полезного: эти дисциплины очень близки.

Копирование чужих работ — необязательная вещь, но оно помогает изучить любую работу под микроскопом, увидеть за дизайном систему, мысли и решения, попытаться про каждую деталь задать себе вопрос: «Почему она именно такая? Могла ли быть другой?» Если человек и не копируя может рассмотреть под микроскопом хорошую работу — это тоже считается.

С техническими вещами уже сейчас справляются алгоритмы. Например, недавно появился бесплатный сервис Remove.bg, который перемещает объект на фотографии на прозрачный фон. Раньше этому учили, и дизайнеры оттачивали скилл на сложных картинках, а сейчас проблема решается быстро и бесплатно.

Так что из-за технической базы не стоит особенно заморачиваться, но она нужна. Представим дизайнера, который всё понимает и правильно рассуждает, но не может выдать картинку сам — извините, это не дизайнер тогда, а непонятно что.

К сожалению, soft skills почти никто не обучает. На мой взгляд, это чуть ли не половина необходимых знаний. Сначала важно получить техническую базу, теорию и насмотренность, затем очень много практики, а после нужно дополнять свой багаж «гибкими навыками»: как планировать работу, как презентовать решение и так далее.

Начинающему дизайнеру лучше всего черпать знания из самой дисциплины и читать много книг по профессии. А когда покажется, что дизайнерские книги об одном и том же, — уходить в смежные дисциплины. Например, я читал автобиографию Майи Плисецкой и нашёл там огромное количество полезных мыслей.

Любая книга по любой теме может помочь: инженерия, психология, архитектура, история, социологические и культурологические вещи. Очень полезны книжки по бизнесу, потому что дизайн — это коммерческая профессия. Ты решаешь задачи того, кто платит тебе деньги, поэтому бизнес нужно понимать.

Диплом дизайнеру не нужен.

В университетах очень много странных для 21 века вещей. Как там до сих пор проходят экзамены: студенту нужно что-то запомнить, а потом пересказать без подглядывания. Но сегодня уже не надо ничего помнить: ответ на любой вопрос лежит в кармане. Хуже всего, что в университетах готовят солдат-одиночек. И выпускники не умеют договариваться, обсуждать и спорить.

Онлайн больше подходит для обучения дизайну, чем вуз. Можно слушать лекции, когда и где тебе удобно, смотреть раз за разом, пока не вникнешь. Курсы обычно ведут практики, которые знают, что актуально в профессии, и поэтому могут часто обновлять программу, в отличие от университетской, где всё связано с министерскими требованиями.

С другой стороны, теряется важная для дизайнерского образования часть — взаимодействие с другими студентами. А работы других учеников зачастую полезнее, чем отзыв учителя. Полезно увидеть интересные ходы или ошибки других: это здорово учит. Индивидуальное имеет смысл, когда ты перерос средний уровень, а постигать азы лучше в группе.

Для устройства на работу важно портфолио с небольшим количеством сильных работ. Если я за 40 секунд не понимаю, есть ли в нём что-то интересное, то не буду разбираться. Отделаться внешним слоем не получится — нужны интересные идеи.

Очень просто сделать портфолио, где всё будет стандартно, как в сотнях тысячах примеров на Dribbble. Если говорить о продуктовом дизайне, то здесь важен процесс: как тестировали решение, понравилось ли оно людям, какие были следующие итерации. И на сайте любой студии можно посмотреть процесс во всех деталях — это же интересно в портфолио соискателя.

Дитер Рамс сформулировал десять принципов хорошего дизайна, и они не то чтобы устарели. Именно к ним я отошлю читателя за ответом на вопрос, что такое хороший дизайн.

Десять принципов хорошего дизайна Дитера Рамса:

1. Хороший дизайн — инновационный.

2. Хороший дизайн делает продукт полезным.

3. Хороший дизайн — эстетичен.

4. Хороший дизайн помогает продукту быть понятным.

5. Хороший дизайн — ненавязчив.

6. Хороший дизайн — честен.

7. Хороший дизайн — долговечен.

8. Хороший дизайн продуман до мельчайших деталей.

9. Хороший дизайн гармонирует с окружающей средой и экологичен.

10. Хороший дизайн — это как можно меньше дизайна.

Это, наверное, банально, но я пытаюсь смотреть на дизайн с позиции того, какую задачу он решает, и в этом смысле не отличаюсь от остальных дизайнеров. Я стараюсь понять, для чего он сделан, какие должен рождать чувства и эмоции у людей, которые им пользуются. И если он достигает своих целей — прекрасно, хороший дизайн. Если нет, то он не совсем удачный.

Есть байка, что заказчики о чём угодно говорят: «Сделайте мне как айфон». Это очевидный пример предмета с хорошим дизайном. Но если у человека есть только один любимый фильм, то, скорее всего, он ничего не понимает в фильмах. То же самое и с дизайном: есть сотни крутых предметов, и если я назову один, то как же остальные?

В школе я решил стать автомобильным дизайнером и поступил в МАДИ: как мне казалось, там должны преподавать хоть что-то, связанное с автомобилями. Но в какой-то момент я понял, что автомобильного дизайна в нашей стране нет и, возможно, не будет. Тогда меня потянуло в сторону разработки логотипов и фирменных стилей.

Когда я стал этим заниматься, то осознал, что мне не хватает практических навыков, — и пошёл учиться на графического дизайнера в Высшую академическую школу к Эркену Кагарову. Я считаю его своим сэнсэем: учитель не только дизайна, но и жизни. В сумме я потратил на высшее образование семь лет.

Второй важный преподаватель — Эдвин Шминдхейне, креативный директор московского отделения агентства Interbrand. Он очень сильно прокачал меня в плане брендинга и отношения к профессии и показал, что креатив — это не что-то оголтелое и оторванное от реальности, а творчество — это работа, дисциплина и профессиональное отношение.

Обязательно нужно изучать историю искусств, стилей и историю в принципе: дизайнер должен понимать принципы взаимодействия окружающих вещей, — скажем, как шрифты и стили связаны с эпохой.

Нельзя зацикливаться на дизайне в чистом виде, расти в профессии помогают и другие вещи. Например, я занимаюсь ещё и музыкой и считаю, что она может многому научить. Основные принципы этих дисциплин схожи, и понимание того, как ритм или смена ритма воздействуют на слушателя, может помочь дизайнеру в работе. Кроме этого, я стараюсь изучать бизнес, читаю соответствующую литературу и истории людей, которые чего-то добились. Это учит лучше понимать цели и проблемы бизнеса.

Все увлечения по-своему развивают специалиста, поэтому стоит уделить внимание своим интересам. Принцип 80/20 тут тоже работает: 80% усилий — на основную функцию, оставшиеся 20% — на всякие специи. Я вот не умею рисовать, но всегда выкручивался за счёт головы и креатива. И никто не замечал этого недостатка. Голова важнее, чем просто умелые руки. В противном случае получится только верстальщик или технический дизайнер, который вносит правки в макеты и готовит изображения к печати. А это менее привлекательно по деньгам, должности и навыкам.

В МАДИ меня многому научил предмет «База данных и база знаний». Казалось бы, где дизайн, а где базы данных? Но умение систематизировать потоки информации, раскладывать всё по полочкам и находить логику в любых процессах очень сильно мне помогло.

Дизайнер — новая профессия, и все мы приходим в неё с разными знаниями и навыками, отправная точка не очень важна. Поэтому я не возьму человека просто за строку в резюме о том, что он окончил какой-то определённый институт. И сами резюме почти не смотрю — важно портфолио.

Для меня действует принцип «ты хорош ровно настолько, насколько хороша твоя последняя работа».

Портфолио должно соответствовать месту, в котором хочется работать. Для дизайн-студии важны одни навыки, а для рекламного агентства — другие. Каждая студия ищет сотрудников в своей стилистике. И я советую собирать портфолио под конкретную задачу: это в разы увеличит ваши шансы. Мы сознательно не принимаем концепты — нам нужны реализованные кейсы, то есть доказательство того, что дизайнер способен пройти путь от брифа до реализации.

В университетах я вижу далёких от профессии людей, которые читают те же лекции, что и двадцать лет назад. Недавно я переделывал свой курс в Bang Bang Education, потому что шесть лет читал его в Академии коммуникаций. Программа немного менялась каждый раз, но пришла пора полностью её переписать: брендинг развивается так стремительно, что вся информация и примеры сильно устарели.

Большое преимущество онлайн-образования заключается в возможности разговаривать с регионами и даже с другими странами. На моём курсе в Bang Bang Education были студенты из Казахстана и Египта, с Дальнего Востока. Люди учатся в комфортном формате и смотрят лекции, когда им удобно. Единственное, мне довольно тяжело рассказывать что-то на камеру: по живым лицам можно быстро понять, держу ли я интерес аудитории, а тут лиц нет.

Я не верю, что можно дистанционно освоить рисунок, живопись или скульптуру. Здесь нужен преподаватель, который вовремя поправит и даст совет. Но научиться дизайну на курсах можно, хоть это и непросто. В онлайне я трачу больше времени на объяснения: при личной встрече можно что-то на листочке нарисовать, а здесь приходится долго описывать словами.

Для меня дизайн — инструмент решения бизнес-задач. Я не оцениваю его с точки зрения красоты и в первую очередь всегда пытаюсь понять, какую задачу ставили перед дизайнером и как он её решил.

Нельзя решать задачи Петербургского экономического форума тем же путём, что и задачу Пикника «Афиши». Где-то надо разговаривать сдержанно, а где-то можно позволить себе фамильярность. Дизайн — это язык, который может показать, кому подходит бренд: серьёзным дядечкам или молодым парням. В студии Linii мы больше любим слово «коммуникация», а не «дизайн». Коммуникация — это и дизайн, и картинка, и слова. Бренды через нас общаются со своей аудиторией. И хороший дизайн — тот, который выстраивает понятную коммуникацию.

Например, для ребрендинга «Кофе Хауза» мы придумали слоган «Есть. Пить. Успевать». Так мы подчеркнули, что заведение подходит тем, кто живёт в ритме мегаполиса и хочет перекусить в перерыве между делами. Именно правильная коммуникация, чёткий фокус и идея, близкая и понятная людям, помогли бренду вернуть интерес аудитории, а интересный и яркий дизайн способствовал этому.

Bang Bang Education — онлайн-школа дизайна, иллюстраций и смежных дисциплин. Цель — заполнить пробелы в академическом образовании и развить творческое мышление. Не только у дизайнеров или художников — учиться мыслить визуальными образами полезно и менеджеру или продюсеру.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *