зачем дизайнеру высшее образование
6 мифов о высшем образовании в дизайне
Нужно ли поступать в вуз, если хочешь быть профессиональным дизайнером?
Чтобы ответить на этот вопрос, мы вместе с практикующими дизайнерами, представителями вузов и сферы HR разобрали популярные мифы, которые есть вокруг высшего образования.
Миф 1
Высшее образование отнимает слишком много времени ― пройти курсы можно гораздо быстрее.
Действительно, учёба в бакалавриате занимает четыре года, а пройти дизайнерские курсы можно максимум за год-два. Однако и задачи у этих форматов обучения разные: на курсах обычно можно овладеть техническими навыками и инструментами. Например, графических дизайнеров научат работать в Photoshop, Illustrator, Figma, оформлять портфолио, разбираться в брендинге, разрабатывать фирменный стиль.
— Представьте, что вы едете в отпуск во Францию на две недели. Для этого вам хватит знания трёх слов на французском: «здравствуйте», «спасибо», «до свидания». Вы можете выучить их за три минуты. А если вы переезжаете во Францию жить? Вам нужно овладеть языком в совершенстве, чтобы легче и быстрее адаптироваться к новым условиям. На это нужно больше времени.
Так и в дизайне — высшее образование даёт тот профессиональный «язык», на котором вы сможете бегло разговаривать всегда. В вузах студентов учат, где искать информацию и как её обрабатывать, чтобы дальше учиться специальности самостоятельно. Это один из ключевых навыков ― он поможет дизайнеру адаптироваться к условиям, которые постоянно меняются.
Быть дизайнером — значит никогда не переставать учиться. Если бы мы могли перенести дизайнера, который работал 30 лет назад, в наше время, что бы он делал с UX-дизайном, программированием и онлайн-миром? Это всё сбило бы его с толку. Через 30 лет будут другие вызовы. Если и через три десятилетия вы хотите работать дизайнером, привыкайте к постоянному режиму самообучения.
соучредитель Unit Editions ― британского издательства, выпускающего книги для дизайнеров
Миф 2
Дизайнеру не нужны общие дисциплины, которые преподают во всех вузах: философия, социология, экономика, психология.
Дизайн — мультидисциплинарная область. Чтобы спроектировать, например, интерьер кафе, дизайнеру нужно понимать, кто будет туда приходить: какие у этих людей привычки, доходы, культурный и исторический бэкграунд, что для них удобно, а что нет. Одно дело — создавать интерьер семейной пиццерии, другое — роскошного ресторана.
Это касается не только дизайна интерьеров. Любой продукт, который создаёт дизайнер: журнал, сайт, логотип или мобильное приложение, — всегда ориентирован на человека, который будет им пользоваться. Без знаний о человеке, которые дают гуманитарные науки, непросто спроектировать этот продукт качественно.
Андрей Великанов
Философ, теоретик искусства, преподаёт в Школе дизайна НИУ ВШЭ, в институте «База»
— Я каждый год читаю в различных учебных заведениях лекции по философии, и многие студенты относятся к ним скептически. Если я просто скажу им, что философия полезна в жизни и творчестве, они мне не поверят. Нужна внутренняя мотивация. А она появляется у людей, которые уже столкнулись с кризисом — творческим или экзистенциальным.
Философия — путь самостоятельного мышления, ухода от стереотипов и шаблонов, это смелый и даже дерзкий путь.
Тем студентам, которые всё-таки становятся на этот путь, приходится сложно. Каждому из них нужно познать самого себя, разобраться в собственных мотивациях, желаниях, возможностях. Для этого нужно, как когда-то говорили, классическое образование, а не реальное. Делая что-то руками, научишься многому, но без глубокого понимания, что и зачем делаешь, на какой основе стоишь, создать что-то интересное, новое и свежее не получится.
Миф 3
Работодателю неважно, есть у дизайнера диплом или нет.
Елизавета Юдина
HR бизнес-партнёр Skillbox
— Самое ценное, что даёт вуз, помимо знаний, — это развитие коммуникативных навыков: умение заводить знакомства, презентовать себя и решать проблемы разными способами. Студенты не всегда понимают, что важны не оценки, а сообщество вокруг них — другие ученики, преподаватели, представители индустрии. Высшее образование сегодня не только про диплом, но и про нетворкинг.
Работодатели хотят видеть не тех, кто получил только теоретические знания по специальности, а тех, кто развил кое-какие практические и «гибкие» навыки. На вопрос, где получить опыт, у крупных компаний много ответов. Один из них — стажировки.
Миф 4
Высшее образование ― это теория, а дизайнеру нужна только практика.
Пока не все вузы приблизились к идеальной схеме обучения, когда студентам дают и теоретические знания, и возможность практиковаться. В некоторых университетах «практика» до сих пор сводится к учебным проектам, не имеющим ничего общего с реальными задачами, с которыми выпускник столкнётся на первом же месте работы.
Однако постепенно ситуация меняется. В крупных вузах открывают центры развития карьеры, которые организуют для студентов практику и стажировки в больших компаниях, а ещё помогают выпускникам с трудоустройством. Такие центры, например, работают в РАНХиГС и Высшей школе экономики, в структуре которых есть школы дизайна.
Важно отметить, что некоторые компании берут на стажировки только студентов вузов. Это, например, «Сбер», Ozon, «Авито», «Райффайзенбанк», «Лаборатория Касперского».
Кстати, эффективность сотрудничества с работодателями влияет на место вуза в рейтингах. Самые авторитетные из них ― «Интерфакс» и RAEX. Чем выше вуз в списке, тем больше вероятность, что у него много партнёров, которые берут студентов на практику.
Миф 5
Вузы не успевают за новейшими инструментами, а преподают в них те, кто давно не практикует.
Когда мы беседуем с успешными дизайнерами о старте в профессии, спрашиваем и про высшее образование: даёт ли оно преимущество в работе. Не все отвечают утвердительно. Например, Илья Мюге, основатель архитектурного бюро FROM/FORM, вспомнил, что его в университете учили по старым учебникам 1980-х годов. Такое встречается и сегодня, но гораздо реже, чем раньше.
Екатерина Гурова
Директор Школы дизайна РАНХиГС
— В хороших вузах есть баланс между преподавателями-теоретиками и преподавателями-практиками. Это обязательное условие.
Практики делятся со студентами самой актуальной информацией. Теоретики, которые преподают историю дизайна или, например, шрифта, тоже не выпадают из контекста. Они участвуют в конференциях, где обсуждаются актуальные вопросы. Более того, такие преподаватели могут проектировать тенденции: дизайн постоянно эволюционирует, меняется, и, если изучать его историю, можно понять, каким он станет в будущем. Не всякому практику это под силу.
В вузах есть лектории, куда приглашают известных архитекторов, дизайнеров, искусствоведов, иллюстраторов, фотографов, представителей бизнеса. Они делятся со студентами всем самым новым и важным.
Во многих вузах, и наш не исключение, студенты работают с реальными кейсами, реальными брифами. Они учатся действовать в команде ― распределяют роли и получают экспертное мнение преподавателя или компании, которая дала задание. Так мы получаем сочетание образования и опыта.
Миф 6
Дизайну вообще нельзя научить. Тут либо есть талант, либо нет.
Дизайн бывает разным, поэтому и таланты у людей, которые приходят в профессию, могут быть разными. Если иллюстратору, чтобы стать успешным, важно уметь рисовать, то UX-дизайнер может преуспеть и без художественного таланта, его «талант» ― это аналитическое мышление.
Сергей Попков
Сооснователь Skillbox и студии AIC
— Хорошим дизайнером становится тот, у кого есть мотивация и опыт. Какой-то процент таланта, наверное, тоже играет роль. Но если человек вообще пока ни в зуб ногой в дизайне, это не значит, что он не сможет стать хорошим специалистом. Сможет, если захочет научиться и будет практиковаться.
Во времена Стива Джобса Apple придумали слоган «Think different» ― «Думай иначе». Это основа для дизайнеров: чем глубже вы можете «думать иначе», тем больше у вас шансов преуспеть в профессии.
6 мифов о высшем образовании в дизайне
Разбираемся, нужны ли дизайнерам философия и социология, смотрят ли работодатели на диплом, и не много ли это ― учиться четыре года.
Нужно ли поступать в вуз, если хочешь быть профессиональным дизайнером?
Чтобы ответить на этот вопрос, мы вместе с практикующими дизайнерами, представителями вузов и сферы HR разобрали популярные мифы, которые есть вокруг высшего образования.
Миф 1
Высшее образование отнимает слишком много времени ― пройти курсы можно гораздо быстрее.
Действительно, учёба в бакалавриате занимает четыре года, а пройти дизайнерские курсы можно максимум за год-два. Однако и задачи у этих форматов обучения разные: на курсах обычно можно овладеть техническими навыками и инструментами. Например, графических дизайнеров научат работать в Photoshop, Illustrator, Figma, оформлять портфолио, разбираться в брендинге, разрабатывать фирменный стиль.
Екатерина Гурова
— Представьте, что вы едете в отпуск во Францию на две недели. Для этого вам хватит знания трёх слов на французском: «здравствуйте», «спасибо», «до свидания». Вы можете выучить их за три минуты. А если вы переезжаете во Францию жить? Вам нужно овладеть языком в совершенстве, чтобы легче и быстрее адаптироваться к новым условиям. На это нужно больше времени.
Так и в дизайне — высшее образование даёт тот профессиональный «язык», на котором вы сможете бегло разговаривать всегда. В вузах студентов учат, где искать информацию и как её обрабатывать, чтобы дальше учиться специальности самостоятельно. Это один из ключевых навыков ― он поможет дизайнеру адаптироваться к условиям, которые постоянно меняются.
Быть дизайнером — значит никогда не переставать учиться. Если бы мы могли перенести дизайнера, который работал 30 лет назад, в наше время, что бы он делал с UX-дизайном, программированием и онлайн-миром? Это всё сбило бы его с толку. Через 30 лет будут другие вызовы. Если и через три десятилетия вы хотите работать дизайнером, привыкайте к постоянному режиму самообучения.
Журналистка. Из газеты — в digital. Пишет о дизайне, искусстве и красоте. Живёт на Байкале.
Миф 2
Дизайнеру не нужны общие дисциплины, которые преподают во всех вузах: философия, социология, экономика, психология.
Дизайн — мультидисциплинарная область. Чтобы спроектировать, например, интерьер кафе, дизайнеру нужно понимать, кто будет туда приходить: какие у этих людей привычки, доходы, культурный и исторический бэкграунд, что для них удобно, а что нет. Одно дело — создавать интерьер семейной пиццерии, другое — роскошного ресторана.
Это касается не только дизайна интерьеров. Любой продукт, который создаёт дизайнер: журнал, сайт, логотип или мобильное приложение, — всегда ориентирован на человека, который будет им пользоваться. Без знаний о человеке, которые дают гуманитарные науки, непросто спроектировать этот продукт качественно.
Андрей Великанов
Философ, теоретик искусства, преподаёт в Школе дизайна НИУ ВШЭ, в институте «База»
— Я каждый год читаю в различных учебных заведениях лекции по философии, и многие студенты относятся к ним скептически. Если я просто скажу им, что философия полезна в жизни и творчестве, они мне не поверят. Нужна внутренняя мотивация. А она появляется у людей, которые уже столкнулись с кризисом — творческим или экзистенциальным.
Философия — путь самостоятельного мышления, ухода от стереотипов и шаблонов, это смелый и даже дерзкий путь.
Тем студентам, которые всё-таки становятся на этот путь, приходится сложно. Каждому из них нужно познать самого себя, разобраться в собственных мотивациях, желаниях, возможностях. Для этого нужно, как когда-то говорили, классическое образование, а не реальное. Делая что-то руками, научишься многому, но без глубокого понимания, что и зачем делаешь, на какой основе стоишь, создать что-то интересное, новое и свежее не получится.
Миф 3
Работодателю неважно, есть у дизайнера диплом или нет.
Компания HeadHunter провела опрос среди работодателей и выяснила:
Правда, в крупных, государственных компаниях без диплома не получится попасть на руководящую должность.
Елизавета Юдина
HR бизнес-партнёр Skillbox
— Самое ценное, что даёт вуз, помимо знаний, — это развитие коммуникативных навыков: умение заводить знакомства, презентовать себя и решать проблемы разными способами. Студенты не всегда понимают, что важны не оценки, а сообщество вокруг них — другие ученики, преподаватели, представители индустрии. Высшее образование сегодня не только про диплом, но и про нетворкинг.
Работодатели хотят видеть не тех, кто получил только теоретические знания по специальности, а тех, кто развил кое-какие практические и «гибкие» навыки. На вопрос, где получить опыт, у крупных компаний много ответов. Один из них — стажировки.
Миф 4
Высшее образование ― это теория, а дизайнеру нужна только практика.
Пока не все вузы приблизились к идеальной схеме обучения, когда студентам дают и теоретические знания, и возможность практиковаться. В некоторых университетах «практика» до сих пор сводится к учебным проектам, не имеющим ничего общего с реальными задачами, с которыми выпускник столкнётся на первом же месте работы.
Однако постепенно ситуация меняется. В крупных вузах открывают центры развития карьеры, которые организуют для студентов практику и стажировки в больших компаниях, а ещё помогают выпускникам с трудоустройством. Такие центры, например, работают в РАНХиГС и Высшей школе экономики, в структуре которых есть школы дизайна.
Важно отметить, что некоторые компании берут на стажировки только студентов вузов. Это, например, «Сбер», Ozon, «Авито», «Райффайзенбанк», «Лаборатория Касперского».
Кстати, эффективность сотрудничества с работодателями влияет на место вуза в рейтингах. Самые авторитетные из них ― «Интерфакс» и RAEX. Чем выше вуз в списке, тем больше вероятность, что у него много партнёров, которые берут студентов на практику.
Миф 5
Вузы не успевают за новейшими инструментами, а преподают в них те, кто давно не практикует.
Когда мы беседуем с успешными дизайнерами о старте в профессии, спрашиваем и про высшее образование: даёт ли оно преимущество в работе. Не все отвечают утвердительно. Например, Илья Мюге, основатель архитектурного бюро FROM/FORM, вспомнил, что его в университете учили по старым учебникам 1980-х годов. Такое встречается и сегодня, но гораздо реже, чем раньше.
Екатерина Гурова
— В хороших вузах есть баланс между преподавателями-теоретиками и преподавателями-практиками. Это обязательное условие.
Практики делятся со студентами самой актуальной информацией. Теоретики, которые преподают историю дизайна или, например, шрифта, тоже не выпадают из контекста. Они участвуют в конференциях, где обсуждаются актуальные вопросы. Более того, такие преподаватели могут проектировать тенденции: дизайн постоянно эволюционирует, меняется, и, если изучать его историю, можно понять, каким он станет в будущем. Не всякому практику это под силу.
В вузах есть лектории, куда приглашают известных архитекторов, дизайнеров, искусствоведов, иллюстраторов, фотографов, представителей бизнеса. Они делятся со студентами всем самым новым и важным.
Во многих вузах, и наш не исключение, студенты работают с реальными кейсами, реальными брифами. Они учатся действовать в команде ― распределяют роли и получают экспертное мнение преподавателя или компании, которая дала задание. Так мы получаем сочетание образования и опыта.
Миф 6
Дизайну вообще нельзя научить. Тут либо есть талант, либо нет.
Дизайн бывает разным, поэтому и таланты у людей, которые приходят в профессию, могут быть разными. Если иллюстратору, чтобы стать успешным, важно уметь рисовать, то UX-дизайнер может преуспеть и без художественного таланта, его «талант» ― это аналитическое мышление.
Сергей Попков
Сооснователь Skillbox и студии AIC
— Хорошим дизайнером становится тот, у кого есть мотивация и опыт. Какой-то процент таланта, наверное, тоже играет роль. Но если человек вообще пока ни в зуб ногой в дизайне, это не значит, что он не сможет стать хорошим специалистом. Сможет, если захочет научиться и будет практиковаться.
Во времена Стива Джобса Apple придумали слоган «Think different» ― «Думай иначе». Это основа для дизайнеров: чем глубже вы можете «думать иначе», тем больше у вас шансов преуспеть в профессии.
Где учиться дизайну: в вузе или в онлайне
Дизайнеры из Charmer, Readymag, Intercom и Linii — о том, почему в их компаниях не смотрят на образование, когда принимают дизайнера на работу.
Материал подготовлен при поддержке онлайн-школы дизайна Bang Bang Education
Я начал изучать дизайн самостоятельно: просто рассматривал картинки в интернете и анализировал. Затем учился у арт-директоров компаний, в которых работал. В целом 90% моего пути — это самообразование.
Лет восемь назад я пошёл в «Британку» (Британская высшая школа дизайна — vc.ru) за академическими знаниями по графическому дизайну. Параллельно изучал типографику по книгам Йозефа Мюллера-Брокманна, Роберта Брингхёрста, Владимира Лаптева — и вдруг понял, что это полезнее школы. В «Британке» учили тому, как работать в команде, защищать проект и обосновывать решения — это навыки, которые скорее необходимы арт-директору, а не дизайнеру. Сейчас я просто читаю профильные статьи, и мне этого хватает.
Лучших учителей я встречал на работе: Юра Алексеев из студии Nile рассказывал, как сам собирает макеты, а Александр Кудрявцев в BrandStudio делал наоборот — не объяснял, как правильно, а просто указывал на мои ошибки. Оба способа здорово мне помогли.
Начинающему дизайнеру нужно смотреть вокруг и анализировать увиденное. Надо не просто рассуждать в категориях «нравится — не нравится», а учиться объяснять свою позицию. Если приложить усилия, то развить вкус в правильном направлении можно за пару лет. А технические знания обычно приходят в процессе работы.
Для развития аналитических навыков рекомендую копировать чужие работы: внимательно рассмотрите и попробуйте нарисовать по памяти. При сравнении с оригиналом точно окажется, что какие-то детали упущены, и после надо понять причину: это просто невнимательность или осознанное решение, попытка улучшить работу?
В университете обычно проблемы с практикой: теоретические знания нужно закреплять сразу, выполняя задание по теме, но практика часто приходится на конец семестра. Так точно что-то забудется, и студенты допустят больше ошибок.
Университет нужен тем, кто планирует заниматься графическим дизайном — это сложная дисциплина, в которой полезны систематизированные знания. То же самое и с полиграфическим дизайном: в вузе студент узнаёт, как делать полноценный дизайн книг, например. Такому не научишься за короткий онлайн-курс.
Онлайн-обучение проходит короткими итерациями: получил знания, подтвердил их и перешёл на следующий уровень. Приблизительно так устроен наш курс «Сетки и проектирование сайтов» в Bang Bang Education: мы рассказываем студентам об истории инструмента, учим строить и считать сетку. Вся теория разбита на девять лекций, которые в среднем длятся по 15 минут, а практика состоит из нескольких этапов с обсуждением работ.
Обратная связь нужна студентам: мало просто выполнить задание — нужно разобрать ошибки и узнать, как сделать лучше в следующий раз. Нехватка обратной связи на некоторых платформах — большая проблема онлайна.
Один из моих любимых объектов в плане дизайна — шахматы Баухауса, которым уже почти сто лет. Очень здорово, что форма визуализирует то, в каком направлении ходит фигура. Конь сделан в виде двух составных углов, а слон — в форме креста. Внешний вид объекта показывает его функцию. Такое решение и выглядит эффектнее, чем очередная бессмысленная игра с формой.
По образованию я социолог и окончил вуз просто из страха, что останусь без диплома. А сейчас даже не знаю, где он, — наверное, остался в родном городе. Но я доволен тем, что получил общее гуманитарное образование: вижу, что оно оказывает некоторое влияние на мою работу. Дизайну я учился сам, по книжкам и разным картинкам. Из книг, которые оказали большое влияние, назвал бы только «Типографику» Эмиля Рудера. Ещё в начале 2000-х годов из рук в руки передавались диски с музыкой, фильмами и картинками. Можно было увидеть большие коллекции фотографий, логотипов, обложек пластинок — это очень помогло.
Моим лучшим учителем был не дизайнер, а репетитор по литературе, у которого я занимался в последний год перед поступлением. В отличие от школьных преподавателей, он учил размышлять, а не повторять трактовку из учебника.
Уже взрослым я проходил парочку онлайн-курсов на Codecademy и Courserа. На Codecademy обучение построено на пошаговом руководстве к действию, а на Courserа мне запомнился курс о том, как писать эссе: преподаватели дают задания, которые учащиеся после их выполнения сами проверяют друг у друга, — мне очень понравился процесс. Я даже не знал этих людей, но мы проверяли работы друг друга и писали об ошибках — получался своеобразный краудсорсинг.
Техническая база важна для дизайнера, потому что бедность навыков будет сковывать в реализации замыслов. Если ты не можешь нарисовать какую-то форму, то как ты покажешь её людям?
Ещё важно постоянно совершенствовать английский: это одновременно и ключ к информации, и возможность общаться с людьми из других стран. И конечно, важно умение работать с людьми: половина успеха дизайнера заключается именно в умении разговаривать с коллегами и заказчиками.
Нельзя замыкаться на штудировании только дизайна. Есть дисциплины, которые мне не только интересны, но и оказывают влияние на ремесло, например кулинария и редактура текста. Умение готовить еду — искусство, очень похожее на дизайн, как и любой другой вид деятельности, который связан с созданием чего-то с нуля или из компонентов. Работа шеф-повара, кстати, очень похожа на работу арт-директора.
Редактура текста очень близка к дизайну: такая же коммуникация с человеком по другую сторону экрана или листа бумаги.
Из множества примеров приведу один: в тексте наречие должно усилить глагол. Но если глагол выбран правильно, то он хорошо передаёт действие сам по себе, не нуждаясь в наречии. В дизайне «наречия» — это все украшательства, которые можно убрать, если неотъемлемые элементы дизайна сделать достаточно выразительными.
В России диплом для дизайнера не важен: по корочкам давно никто не нанимает. В целом общая тенденция ведёт к тому, что профильное образование теряет значение во всём мире. Побеждает портфолио, и здесь действует принцип «чем меньше, тем лучше»: если дизайнер делает и типографику, и 3D, и иллюстрации, то со стороны может показаться, что он сам не знает, что из этого умеет делать хорошо. Понятно, что хочется показать всё, но чаще побеждает портфолио с работами в строго одном жанре и стиле.
Онлайн-курсы могут залатать дыры в нехватке знаний, и те курсы, что пользуются популярностью, как раз ориентированы на пробелы в навыках действующих специалистов. Минус в том, что на курсах нельзя погрузиться в беззаботную студенческую жизнь: беспечность, веселье, дружба и даже бедность — важные вещи для формирования личности.
Хороший дизайн не должен обманывать потребителя. Когда невкусная конфета завлекает красивой обёрткой, дизайнер оказывается заодно с коварным предпринимателем, который любой ценой хочет продать товар. Хороший дизайн должен быть дешёвым в производстве. Простой дизайн — классный, и не только потому, что хорошо воспринимается из-за отсутствия лишних элементов, но и потому, что его сделали быстро. А значит, успели в оставшееся время сделать что-то ещё и потратили меньше денег. Переделывать простой дизайн тоже проще — а переделывать приходится всегда.
Что касается примера хорошего дизайна, у меня есть кофта с большим нагрудным карманом. Когда сидишь, то не очень удобно держать телефон в джинсах — лучше убрать его в этот нагрудный карман. Карман настолько большой, что в него можно засунуть целую книгу или поставить стакан с пивом и в это время делать что-то освободившимися руками.
Другой пример — интерфейс с автосохранением. Изначально все программы требовали от пользователя сохранения, а если они забывали это сделать, данные терялись. В современном софте (Final Cut Pro, Sketch, Figma, Readymag) кнопка Save исчезла, и каждое действие пользователя сохраняется в фоновом режиме без необходимости об этом вообще думать. Это здорово.
Как и большинство моих знакомых, я учился дизайну сам. Мы с одноклассником развлекались и сделали сайты для себя и нашей школы — а дальше пошло-поехало. Я читал всё подряд о дизайне и постепенно перешёл к логотипам, визиткам, а потом к более сложным интерфейсам. Получил первую фултайм-работу в интерфейсах в «Ситрониксе», а затем ушёл в «Яндекс».
Лучших учителей я встретил именно на работе. Один из них — Коля Яремко, мы бок о бок работали в «Яндексе». В то время я был дизайнером почты, а Коля занимался всем: он был немножко продакт-менеджер, немножко дизайнер, немножко разработчик и вообще побывал в разных ролях. Он научил меня, как ставить себе задачи, в каком порядке их выполнять, как обсуждать результат с людьми и правильно его презентовать. На всех уровнях это было в сто раз круче того, как я делал сам. И помогло намного лучше, чем помог бы любой преподаватель.
Если бы очень известный и интересный человек решил поделиться знаниями в своём курсе, я бы с удовольствием его посмотрел. Примерно так делает The MasterClass: у них Энни Лейбовиц учит фотографии, а Фрэнк Гери — архитектуре. Из курса Фрэнка Гери дизайнер может почерпнуть много полезного: эти дисциплины очень близки.
Копирование чужих работ — необязательная вещь, но оно помогает изучить любую работу под микроскопом, увидеть за дизайном систему, мысли и решения, попытаться про каждую деталь задать себе вопрос: «Почему она именно такая? Могла ли быть другой?» Если человек и не копируя может рассмотреть под микроскопом хорошую работу — это тоже считается.
С техническими вещами уже сейчас справляются алгоритмы. Например, недавно появился бесплатный сервис Remove.bg, который перемещает объект на фотографии на прозрачный фон. Раньше этому учили, и дизайнеры оттачивали скилл на сложных картинках, а сейчас проблема решается быстро и бесплатно.
Так что из-за технической базы не стоит особенно заморачиваться, но она нужна. Представим дизайнера, который всё понимает и правильно рассуждает, но не может выдать картинку сам — извините, это не дизайнер тогда, а непонятно что.
К сожалению, soft skills почти никто не обучает. На мой взгляд, это чуть ли не половина необходимых знаний. Сначала важно получить техническую базу, теорию и насмотренность, затем очень много практики, а после нужно дополнять свой багаж «гибкими навыками»: как планировать работу, как презентовать решение и так далее.
Начинающему дизайнеру лучше всего черпать знания из самой дисциплины и читать много книг по профессии. А когда покажется, что дизайнерские книги об одном и том же, — уходить в смежные дисциплины. Например, я читал автобиографию Майи Плисецкой и нашёл там огромное количество полезных мыслей.
Любая книга по любой теме может помочь: инженерия, психология, архитектура, история, социологические и культурологические вещи. Очень полезны книжки по бизнесу, потому что дизайн — это коммерческая профессия. Ты решаешь задачи того, кто платит тебе деньги, поэтому бизнес нужно понимать.
Диплом дизайнеру не нужен.
В университетах очень много странных для 21 века вещей. Как там до сих пор проходят экзамены: студенту нужно что-то запомнить, а потом пересказать без подглядывания. Но сегодня уже не надо ничего помнить: ответ на любой вопрос лежит в кармане. Хуже всего, что в университетах готовят солдат-одиночек. И выпускники не умеют договариваться, обсуждать и спорить.
Онлайн больше подходит для обучения дизайну, чем вуз. Можно слушать лекции, когда и где тебе удобно, смотреть раз за разом, пока не вникнешь. Курсы обычно ведут практики, которые знают, что актуально в профессии, и поэтому могут часто обновлять программу, в отличие от университетской, где всё связано с министерскими требованиями.
С другой стороны, теряется важная для дизайнерского образования часть — взаимодействие с другими студентами. А работы других учеников зачастую полезнее, чем отзыв учителя. Полезно увидеть интересные ходы или ошибки других: это здорово учит. Индивидуальное имеет смысл, когда ты перерос средний уровень, а постигать азы лучше в группе.
Для устройства на работу важно портфолио с небольшим количеством сильных работ. Если я за 40 секунд не понимаю, есть ли в нём что-то интересное, то не буду разбираться. Отделаться внешним слоем не получится — нужны интересные идеи.
Очень просто сделать портфолио, где всё будет стандартно, как в сотнях тысячах примеров на Dribbble. Если говорить о продуктовом дизайне, то здесь важен процесс: как тестировали решение, понравилось ли оно людям, какие были следующие итерации. И на сайте любой студии можно посмотреть процесс во всех деталях — это же интересно в портфолио соискателя.
Дитер Рамс сформулировал десять принципов хорошего дизайна, и они не то чтобы устарели. Именно к ним я отошлю читателя за ответом на вопрос, что такое хороший дизайн.
Десять принципов хорошего дизайна Дитера Рамса:
1. Хороший дизайн — инновационный.
2. Хороший дизайн делает продукт полезным.
3. Хороший дизайн — эстетичен.
4. Хороший дизайн помогает продукту быть понятным.
5. Хороший дизайн — ненавязчив.
6. Хороший дизайн — честен.
7. Хороший дизайн — долговечен.
8. Хороший дизайн продуман до мельчайших деталей.
9. Хороший дизайн гармонирует с окружающей средой и экологичен.
10. Хороший дизайн — это как можно меньше дизайна.
Это, наверное, банально, но я пытаюсь смотреть на дизайн с позиции того, какую задачу он решает, и в этом смысле не отличаюсь от остальных дизайнеров. Я стараюсь понять, для чего он сделан, какие должен рождать чувства и эмоции у людей, которые им пользуются. И если он достигает своих целей — прекрасно, хороший дизайн. Если нет, то он не совсем удачный.
Есть байка, что заказчики о чём угодно говорят: «Сделайте мне как айфон». Это очевидный пример предмета с хорошим дизайном. Но если у человека есть только один любимый фильм, то, скорее всего, он ничего не понимает в фильмах. То же самое и с дизайном: есть сотни крутых предметов, и если я назову один, то как же остальные?
В школе я решил стать автомобильным дизайнером и поступил в МАДИ: как мне казалось, там должны преподавать хоть что-то, связанное с автомобилями. Но в какой-то момент я понял, что автомобильного дизайна в нашей стране нет и, возможно, не будет. Тогда меня потянуло в сторону разработки логотипов и фирменных стилей.
Когда я стал этим заниматься, то осознал, что мне не хватает практических навыков, — и пошёл учиться на графического дизайнера в Высшую академическую школу к Эркену Кагарову. Я считаю его своим сэнсэем: учитель не только дизайна, но и жизни. В сумме я потратил на высшее образование семь лет.
Второй важный преподаватель — Эдвин Шминдхейне, креативный директор московского отделения агентства Interbrand. Он очень сильно прокачал меня в плане брендинга и отношения к профессии и показал, что креатив — это не что-то оголтелое и оторванное от реальности, а творчество — это работа, дисциплина и профессиональное отношение.
Обязательно нужно изучать историю искусств, стилей и историю в принципе: дизайнер должен понимать принципы взаимодействия окружающих вещей, — скажем, как шрифты и стили связаны с эпохой.
Нельзя зацикливаться на дизайне в чистом виде, расти в профессии помогают и другие вещи. Например, я занимаюсь ещё и музыкой и считаю, что она может многому научить. Основные принципы этих дисциплин схожи, и понимание того, как ритм или смена ритма воздействуют на слушателя, может помочь дизайнеру в работе. Кроме этого, я стараюсь изучать бизнес, читаю соответствующую литературу и истории людей, которые чего-то добились. Это учит лучше понимать цели и проблемы бизнеса.
Все увлечения по-своему развивают специалиста, поэтому стоит уделить внимание своим интересам. Принцип 80/20 тут тоже работает: 80% усилий — на основную функцию, оставшиеся 20% — на всякие специи. Я вот не умею рисовать, но всегда выкручивался за счёт головы и креатива. И никто не замечал этого недостатка. Голова важнее, чем просто умелые руки. В противном случае получится только верстальщик или технический дизайнер, который вносит правки в макеты и готовит изображения к печати. А это менее привлекательно по деньгам, должности и навыкам.
В МАДИ меня многому научил предмет «База данных и база знаний». Казалось бы, где дизайн, а где базы данных? Но умение систематизировать потоки информации, раскладывать всё по полочкам и находить логику в любых процессах очень сильно мне помогло.
Дизайнер — новая профессия, и все мы приходим в неё с разными знаниями и навыками, отправная точка не очень важна. Поэтому я не возьму человека просто за строку в резюме о том, что он окончил какой-то определённый институт. И сами резюме почти не смотрю — важно портфолио.
Для меня действует принцип «ты хорош ровно настолько, насколько хороша твоя последняя работа».
Портфолио должно соответствовать месту, в котором хочется работать. Для дизайн-студии важны одни навыки, а для рекламного агентства — другие. Каждая студия ищет сотрудников в своей стилистике. И я советую собирать портфолио под конкретную задачу: это в разы увеличит ваши шансы. Мы сознательно не принимаем концепты — нам нужны реализованные кейсы, то есть доказательство того, что дизайнер способен пройти путь от брифа до реализации.
В университетах я вижу далёких от профессии людей, которые читают те же лекции, что и двадцать лет назад. Недавно я переделывал свой курс в Bang Bang Education, потому что шесть лет читал его в Академии коммуникаций. Программа немного менялась каждый раз, но пришла пора полностью её переписать: брендинг развивается так стремительно, что вся информация и примеры сильно устарели.
Большое преимущество онлайн-образования заключается в возможности разговаривать с регионами и даже с другими странами. На моём курсе в Bang Bang Education были студенты из Казахстана и Египта, с Дальнего Востока. Люди учатся в комфортном формате и смотрят лекции, когда им удобно. Единственное, мне довольно тяжело рассказывать что-то на камеру: по живым лицам можно быстро понять, держу ли я интерес аудитории, а тут лиц нет.
Я не верю, что можно дистанционно освоить рисунок, живопись или скульптуру. Здесь нужен преподаватель, который вовремя поправит и даст совет. Но научиться дизайну на курсах можно, хоть это и непросто. В онлайне я трачу больше времени на объяснения: при личной встрече можно что-то на листочке нарисовать, а здесь приходится долго описывать словами.
Для меня дизайн — инструмент решения бизнес-задач. Я не оцениваю его с точки зрения красоты и в первую очередь всегда пытаюсь понять, какую задачу ставили перед дизайнером и как он её решил.
Нельзя решать задачи Петербургского экономического форума тем же путём, что и задачу Пикника «Афиши». Где-то надо разговаривать сдержанно, а где-то можно позволить себе фамильярность. Дизайн — это язык, который может показать, кому подходит бренд: серьёзным дядечкам или молодым парням. В студии Linii мы больше любим слово «коммуникация», а не «дизайн». Коммуникация — это и дизайн, и картинка, и слова. Бренды через нас общаются со своей аудиторией. И хороший дизайн — тот, который выстраивает понятную коммуникацию.
Например, для ребрендинга «Кофе Хауза» мы придумали слоган «Есть. Пить. Успевать». Так мы подчеркнули, что заведение подходит тем, кто живёт в ритме мегаполиса и хочет перекусить в перерыве между делами. Именно правильная коммуникация, чёткий фокус и идея, близкая и понятная людям, помогли бренду вернуть интерес аудитории, а интересный и яркий дизайн способствовал этому.
Bang Bang Education — онлайн-школа дизайна, иллюстраций и смежных дисциплин. Цель — заполнить пробелы в академическом образовании и развить творческое мышление. Не только у дизайнеров или художников — учиться мыслить визуальными образами полезно и менеджеру или продюсеру.