зачем драить палубу на корабле
Надраить палубу и задраить люки!
Почему такие совершенно разные действия, как герметичное закупоривание и усердное мытьё или натирание до блеска чего-либо, в речи моряков описываются однокоренными глаголами? Что есть драение в его первоначальном смысле?
Как и многие другие морские термины в русском языке, глагол драить заимствован из голландского языка: draaien — «проворачивать, крутить, вертеть». Задраить — значит наглухо закрутить болты на люке, иллюминаторе и тому подобном. В основном же «драить» на корабле относится к натягиванию канатов и верёвок путём их закручивания. Надраить значило «натянуть снасть туго, вытягивать в струнку» — находим у Даля. Раздраить, напротив, значило растянуть врозь, отсюда разговорное слово «раздрай», означающее раздор, ссору.
Каким же образом надраивают палубу? Всем известно, что её ни крутят, ни натягивают, а скоблят и трут до блеска. Дело в том, что на первых российских кораблях (а иногда и на некоторых современных) палубы скоблили деревянными брусками (с мокрым песком вместо чистящего порошка). Такие же деревянные бруски использовались для закручивания снастей, и назывались драйками — отсюда и взялось переносное значение глагола «драить», ныне ставшее его основным — «чистить, натирать до блеска».
Зачем моряки моют палубу?
Ответы:
Вот именно, что палубу не моют. Ее драют. От английского слова dry, что означает «сухой». Слово пришло на флот из английского морского сленга, и было заимствовано. Вероятно русские поняли слово «драй», как глагол в повелительном наклонении. Мол, отдрай ее. На деле же важна не столько чистота палубы, хотя и она так же, сколько достаточно сухое ее покрытие. Если судно движется в штормовом море, и волны перекатывают через палубу, то ни о какой сухости говорить не приходится. Но если шторм стих, то команда занимается тем, что вытирает палубу досуха.
Это делается потому, что мокрая палуба представляет серьезную опасность для команды. Человек может подскользнуться и упасть. Сломать себе что то жизненно важное. Но даже если и не важное. Больной член команды не способен работать. Это ставит под угрозу жизнь экипажа. Более того, по мокрой палубе человек может скатиться за борт. Правда ограждения, которые используются, в большинстве случаев не дадут этому случиться, но опасность не игнорируется. На парусном флоте, при работе с парусным вооружением, все детали рангоута приводились в движения с помощью человеческой силы. Да, там были такелажные блоки, и все такое. Но тянули их в итоге матросы, подобно тому, как спортсмены перетягивают канат. Забава пришла тоже с флота. Так вот, эффективно тянуть такелаж стоя на скользкой палубе невозможно. Следовательно, парус может быть вовремя не переложен. А это уже предпосылка к аварийной ситуации. А по сему, чистоте и сухости палубы уделялось и уделяется ( теперь уже во многом по традиции ) особое внимание. Моряки народ суеверный. И имеют на то все основания.
Во-первых, палуба не должна быть скользкой, поэтому ее очищают от жира, а в моющий раствор добавляли песок, чтобы палуба была шероховатой. Во-вторых, дерево гниет, во время уборки палубу очищают от всех органических веществ и морской соли. В-третьих, палуба должна быть влажной, на сухой палубе между доскам появляются щели, через которые вода попадает внутрь судна. Наконец, при уборке палубы устранялись все повреждения на ней, проводилась шпаклевка. Конечно, чистота важна для здоровья, но реально экипажи питались часто гнилой пищей и водой, не могли соблюдать элементарные правила гигиены, поэтому чистота палубы значения для здоровья не имела. А раньше мыли палубу морской водой, пресная вода, которая обычно была гнилой и вонючей, всегда была на вес золота. На современных судах и кораблях это занятие упростилось, окраска и пропитка палубы укрепляющими составами свела этот ритуал к обычному мытью пола. Кстати, палубу окрашиваю краской с абразивным порошком, который устраняет скольжение.
В квартире тоже грязи нету. Обувь же перед входом снимаете. А полы все равно мойте. Так и на корабле. Чистота должна быть везде.
В хорошую погоду на паруснике делать особо нечего, матросы народ не очень образованный и цивильный (раньше особенно), вот чтобы не было ненужных эксцессов от скуки, придумано занятие.
Не уверена, что ответ верный, но занятный.
Потому что по кораблю матросы ходят босиком и вляпаться в какую нибудь какашку это катастрофа.
Жизнь на корабле. Антиромантичность пиратского бытия
Жизнь на корабле пиратов была куда более неприятной, чем себе можно было представить. Грязи на разбойничьих судах было гораздо больше, чем на военных. Палубу драили редко, а в кубриках дела обстояли итого уже.
Свободное пространство считалось богатством, поэтому самые «крутые» пираты отвоевывали себе место для сна на нижней палубе в подвесных койках, ширина которых не превышала полутора футов (45 см). Остальным членам экипажа приходилось спать на открытом воздухе; впрочем, нигде на корабле не было места, которое можно было бы назвать комфортным. Под палубой стояла ужасная вонь от немытых тел, «мочевых бочек», установленных в проходах на случай пожара, протухшей пищи и гнилой трюмной воды. Влажность была такая, что пираты жили в постоянной сырости: просушить одежду было невозможно, к тому же, никто практически никогда не мылся.
Все это создавало прекрасные условия для распространения болезней, которые могли в кратчайшие сроки свалить с ног всю команду. Раны быстро загнаивались, начиналась гангрена, а москиты разносили малярию, холеру, желтую лихорадку и тиф. Скудная диета и отсутствие элементарной гигиены приводили к цинге, дизентерии и диарее. Не было дня, чтобы кто-нибудь не пожаловался на расстройство желудка. К этому надо добавить, что процветали болезни, передающиеся половым путем. Врач на корабле тратил гораздо больше времени на борьбу с инфекциями, чем на лечение ран и увечий, полученных в бою.
Почему так важно драить палубу?
В любой книжке, в любом фильме про море, пиратов и корабли в обязательном порядке моряки старательно драют палубу. Это действо имеет какой-то сакральный смысл? или это для чего-то реально необходимо? и вот прям драить? просто мыть недостаточно?
Это не просто влажная уборка, а уборка «с пристрастием».
Во-вторых, наведение порядка на палубе дисциплинирует, приучает к подчинению и сплачивает коллектив.
В-третьих, при «надраивании» палубы, молодыми и растущими организмами тратиться большое количество энергии, после чего, не возникает «дурных» мыслей и наступает крепкий и здоровый сон.
В-четвертых, ничто так не расслабляет и не деморализует человека, как безделье и лень, «драинье» палубы помогает решить проблему скуки и «лишнего» свободного времени с пользой для всех.
Самое главное это дисциплина. Потому, что на судах флота женщин нет. А без них мужчины способны так, распуститься, что весь корабль насквозь прогниет. Поэтому уборке уделяют столь повышенное внимание. И не только драинью палубы, но и чистке до блеска всех металлических поверхностей. Хранению в порядке всех корабельных снастей. И прочее.
И ещё одно важное. Море соленое. Поэтому соль в виде брызг проникает всюду. Что способствует коррозии и гниению. Поэтому соль следует тщательнейшим образом смыть. А это не так-то просто.
Не вижу ничего противоестественного в нелюбви к морю. У каждого человека свои предпочтения. Разве обязаны все любить, например, свеклу лишь за то, что она очень полезная?
Я согласна, что на многих действует стереотип некой элитности отдыха на море.
За свою жизнь я множество раз отдыхала на море и в нашей стране, и за рубежом. В молодости была, скорее, равнодушна к этому виду отдыха. Особенно напрягало тупое валяние на пляже. Многие утверждают, что любят просто смотреть на воду. Тоже не понимаю этого удовольствия, которое мне кажется туповатым.
Поэтому уже в зрелом возрасте перестала отдыхать на море. Наш город стоит на берегу Волги. Летом большинство горожан загорают на городских пляжах или за Волгой. Мне и это скучно.
Дело вкуса. Да еще немного тщеславия.
p_i_f
ДЛЯ ВСЕХ И ОБО ВСЕМ
10 место:
Долгое время моряки вообще не знали, куда они двигаются. Первая морская карта была составлена только во II веке до нашей эры, а до этого вся навигация сводилась к тому, чтобы выпустить птицу и плыть туда, куда она полетела: дескать, птица-то уж точно знает, где берег. К сожалению, проверить насколько надежным был такой метод – невозможно. Те, кто доплывали, говорили, что птица летела правильно, а у тех, кто не доплыл – спросить уже не получится.
6 место:
А знаете, зачем на носу парусных кораблей устанавливали фигуры чудесных женщин? Они скрывали туалеты! Поскольку, если поставить туалет на корме, попутный ветер будет задувать все на корабль, а с носа все запахи отлично сносит. Слово гальюн произошло именно от названия «галеонные фигуры».
4 место:
Русский язык получил у моряков слово «каталажка»: на старинных русских судах-расшивах провинившихся сажали в клетушку, где хранился такелаж.
3 место:
Морской способ накрывать на стол. При качке на кораблях никогда не используются сухие скатерти. Столы накрывают мокрыми, чтобы тарелки не падали на пол.
2 место:
Уборка. Знаете, почему корабли так тщательно драят? Чтобы у матросов не оставалось свободного времени. Если им нечем будет заняться, они начнут думать, а от этого возникают революционные ситуации. Раньше после таких ситуаций моряки уходили в пираты.
1 место:
И именно с пиратами связан самый удивительный факт. В знаменитой своими пиратскими похождениями Англии все пираты имели специальные свидетельства о том, что они пираты. А для того, чтобы такое свидетельство получить, нужно было предоставить капитану корабля справки от родителей и священника о своем безукоризненном моральном облике.
Информация об этом журнале
Полинезийцы подвешивали на мачту продырявленную во многих местах скорлупу кокосового ореха, и по тону свиста определяли, куда пирога плывет.
И, надо думать, совершали кругосветное плавание, что бы не платить за одни сутки?
6 место:
А знаете, зачем на носу парусных кораблей устанавливали фигуры чудесных женщин? Они скрывали туалеты! Поскольку, если поставить туалет на корме, попутный ветер будет задувать все на корабль, а с носа все запахи отлично сносит. Слово гальюн произошло именно от названия «галеонные фигуры».
Перемешаны три факта: туалет на носу, скульптуры на носах и «галеонный нос», превратившийся в гальюн. Про туалет: вам нравится его мыть? нет? а на носу, при хорошем ходе, гальюн бесплатно и без затрат усилий промывает море.
3 место:
Морской способ накрывать на стол. При качке на кораблях никогда не используются сухие скатерти. Столы накрывают мокрыми, чтобы тарелки не падали на пол.
На судах парусной эпохи (так же, как на современных яхтах) стол имеет бортики и ячейки. А скатерть.. ее вообще редко использовали, но на парусном корабле той эпохи сохранить что-либо в сухости было той еще задачей.
2 место:
Уборка. Знаете, почему корабли так тщательно драят? Чтобы у матросов не оставалось свободного времени. Если им нечем будет заняться, они начнут думать, а от этого возникают революционные ситуации. Раньше после таких ситуаций моряки уходили в пираты.