зачем дракону золото в хоббите

Смауг

Смауг

зачем дракону золото в хоббите. Смотреть фото зачем дракону золото в хоббите. Смотреть картинку зачем дракону золото в хоббите. Картинка про зачем дракону золото в хоббите. Фото зачем дракону золото в хоббите

Полное имя

Псевдонимы/Титулы

Происхождение

Национальность

Возраст

Раса/Вид

Род занятий

Силы/Способности

Защитить своё сокровище любой ценой.

Убить Бильбо, Торина и всю компанию гномов (Всё провалилось).

Уничтожить Эсгарот (частично удалось, потом потерпел неудачу).

Преступления

Тип злодея

При создании образа дракона Джон Р. Р. Толкин использовал мотивы из скандинавской мифологии и англосаксонской поэмы «Беовульф». Исследователи отмечают его сходство с Фафниром, персонажем «Саги о Вёльсунгах». Смауг непосредственно связан с одной из основных тем повести Толкина — жадностью, которую вызывает охраняемое им золото.

Содержание

Толкин отметил, что «дракону в качестве имени — или, скорее, псевдонима — досталась форма прошедшего времени древнегерманского глагола smugan, „протискиваться в дыру“: филологическая шуточка низкого пошиба». По мнению Томаса Шиппи, это имя могло быть взято из таинственного выражения sm’eah-wyrm (др.-англ. «проникающий червь»), которое присутствует в англосаксонском тексте X века «Bald’s Leechbook (англ.)русск.», и древнеанглийского заклинания wið sméogan wyrme — «от червя проникающего». Слово sméogan родственно древнескандинавскому глаголу smjúga, формой прошедшего времени которого является smaug, «он ползал». Шиппи добавляет, что имя отражает ум дракона, так как древнеанглийское слово sméagan также означает «вникать», а в форме прилагательного — «искушённый, искусный», что соответствует Смаугу, который, «по сравнению с остальными персонажами „Хоббита“, наиболее хитроумен».

Вопрос о правильном произношении имени дракона на английском языке является предметом дискуссии. Марк Хукер отмечает, что Кристофер, сын Дж. Р. Р. Толкина, произносит его, как [smowg].

зачем дракону золото в хоббите. Смотреть фото зачем дракону золото в хоббите. Смотреть картинку зачем дракону золото в хоббите. Картинка про зачем дракону золото в хоббите. Фото зачем дракону золото в хоббите

Имя дракона также связано с настоящим именем Голлума — Смеагол, которое происходит от древнеанглийского слова smygel (др.-англ. «нора», «место, в которое вползают»); его Толкин также использовал в слове «смиал» (др.-англ. smial), которым хоббиты называли свои наиболее крупные норы. Настоящее имя Смауга на языке Дейла, Трагу (англ. Tragu), таким же образом связано с подлинным именем Смеагола на вестроне — Трахальд (англ. Trahald, переводится как «рытьё нор, ввинчивание вглубь»).

В Приложениях к «Властелину Колец» дракон упоминается как Смауг Золотой (англ. Smaug the Golden). Во время разговора с драконом Бильбо называет его различными прозвищами: «Смауг Ужасный», «Смауг, Приносящий погибель», «Смауг Могущественный», «Смауг безмерно богатый», «Смауг Непроницаемый», «Ваше Великолепие».

Характеристика

Смауг — крылатый дракон золотисто-красного цвета. Он описывается как «особенно жадный, сильный и отвратительный», «самый большой из всех живших тогда драконов». В первой главе «Хоббита» сказано, что в то время, когда Смауг был молодым драконом, его рост уже превышал пять футов. Согласно «Атласу Средиземья» Карен Уинн Фонстад, длина Смауга составляет около 60 футов (18,2 м). Помимо способности к полёту, как и многие драконы, он может выдыхать пламя, удары его хвоста сравнимы с ударами тарана в руках великанов. Когда Бильбо нечаянно даёт ему возможность узнать о местонахождении своего лагеря, Смауг использует свой мощный хвост, чтобы обрушить на него и гномов скалу и похоронить их под обломками.

зачем дракону золото в хоббите. Смотреть фото зачем дракону золото в хоббите. Смотреть картинку зачем дракону золото в хоббите. Картинка про зачем дракону золото в хоббите. Фото зачем дракону золото в хоббите

Смауг обладает «драконьими чарами», и каждый раз, когда он смотрел в сторону невидимого Бильбо, последний испытывал желание выдать себя и рассказать ему всё. Дракон имеет своеобразную слабость — он любит загадки и не может устоять перед желанием разгадать их, — и разгадывая, интуитивно приходит к верному решению. Ему свойственен саркастический юмор. Согласно Томасу Шиппи, Смауг разговаривает в стиле, который напоминает «агрессивно-вежливую изысканность, характерную для представителей британского „высшего общества“». Используя своё красноречие, он пытался убедить Бильбо (и поначалу даже небезуспешно), что гномы обманывают его и он ничего или почти ничего не получит за услуги «взломщика».

В книге «Дорога в Средиземье» Томас Шиппи характеризует образ дракона следующим образом:

Литературная биография

Во время правления короля Трора королевство гномов Эребора было известно своим богатством, что привлекло внимание Смауга Золотого, одного из драконов Севера. В 2770 году Третьей эпохи он уничтожил королевство Под Горой и разрушил расположенный рядом город людей Дейл. Трору вместе с сыном Траином и внуком Торином во время нападения дракона удалось спастись, и они впоследствии поселились в Синих горах. В 2841 году Т.Э. Траин решил вернуться в Эребор. Во время путешествия на восток он был взят в плен Сауроном в заключён в крепости Дол Гулдур. В 2850 году Т.Э. Гэндальф побывал в крепости, где обнаружил умирающего Траина и убедился в том, что Саурон вернулся. Гэндальф боялся, что Саурон отправит войска на север для восстановления королевства Ангмар. При этом в северном Рованионе отсутствовали силы, которые могли бы остановить его. Кроме того, Гэндальф предполагал, что Саурон может использовать дракона в качестве союзника в войне.

зачем дракону золото в хоббите. Смотреть фото зачем дракону золото в хоббите. Смотреть картинку зачем дракону золото в хоббите. Картинка про зачем дракону золото в хоббите. Фото зачем дракону золото в хоббите

В марте 2941 года Т.Э. Гэндальф встретил Торина в Бри. Во время разговора, который состоялся в Синих горах, Гэндальф убедил его отказаться от войны с драконом и организовать тайный поход. Также он посоветовал взять с собой хоббита Бильбо Бэггинса в качестве взломщика, объяснив это тем, что Смаугу не знаком запах хоббитов.

Отряд Торина достиг Одинокой Горы осенью 2941 года Т.Э. После продолжительных поисков гномы обнаружили потайную дверь, ведущую вглубь горы. Бильбо, выполняя обязанности взломщика, отправился внутрь. Дойдя до конца туннеля, он оказался в сокровищнице гномов, в которой спал дракон. Бильбо взял стоявшую в пещере большую чашу с двумя ручками и вернулся к гномам. После пробуждения Смауг обнаружил кражу чаши. Придя в ярость, он покинул сокровищницу и обыскал склоны горы в поисках вора, но гномы и Бильбо успели спрятаться в туннеле. Поймав шестерых пони, принадлежавших отряду, Смауг вернулся в свою пещеру. Бильбо решил во второй раз отправиться туда, надеясь, что дракон заснул. Надев волшебное кольцо и став невидимым, он спустился в логово дракона. Несмотря на невидимость, Смауг почуял хоббита. После разговора, во время которого Смауг попытался узнать больше о хоббите и его спутниках, Бильбо убегает, успев заметить, что дракон имеет изъян в своей броне, о чём сообщает гномам. Дрозд, который находился рядом с гномами, услышал рассказ Бильбо, а затем улетел в Эсгарот (Озёрный Город). Тем временем Смауг покинул своё логово и попытался уничтожить гномов, разрушая склоны горы, после чего отправился к Озёрному Городу с целью отомстить его жителям, которые, как он узнал из разговора с Бильбо, оказали помощь гномам во время похода.

зачем дракону золото в хоббите. Смотреть фото зачем дракону золото в хоббите. Смотреть картинку зачем дракону золото в хоббите. Картинка про зачем дракону золото в хоббите. Фото зачем дракону золото в хоббите

Создание и развитие

Точно не известно, когда Толкин начал писать «Хоббит, или Туда и обратно». Джон Рейтлифф в «Истории „Хоббита“» предполагает, что составление повести началось не раньше лета 1930 года. В первой рукописи «Хоббита», «Фрагменте Прифтана», дракон впервые появляется под именем Прифтан (валл.Pryftan — «огненный змей»). Имя меняется на «Смауг» только в процессе пересмотра первой главы во время «второй фазы» написания «Хоббита». Толкин затем исправил все остальные упоминания имени дракона.

Автор долгое время не мог определиться с судьбой Смауга. В одном из черновиков предполагается, что дракон был убит во сне Бильбо Бэггинсом, но в более поздней записи Толкин остановился на его гибели во время битвы за Озеро. В этом же тексте впервые упоминается золотисто-красный цвет Смауга.

зачем дракону золото в хоббите. Смотреть фото зачем дракону золото в хоббите. Смотреть картинку зачем дракону золото в хоббите. Картинка про зачем дракону золото в хоббите. Фото зачем дракону золото в хоббите

Толкин нарисовал многочисленные наброски карандашом и два особо подробных изображения Смауга. Последними были нарисованный чернилами и акварелью рисунок, названный «Разговор со Смаугом» (англ. Conversation with Smaug), и грубый набросок карандашом и чернилами, названный «Смерть Смауга» (англ. Death of Smaug). Хотя в оригинальном издании «Хоббита» оба рисунка отсутствовали, спустя некоторое время они появились в последующих изданиях, и «Разговор со Смаугом» использовался особо часто. «Смерть Смауга» была использована для обложки британского издания «Хоббита» 1966 года.

Литературная критика

Образ Смауга связан с драконами из скандинавской мифологии и древнеанглийской литературы. Дуглас Андерсон обращает внимание, что он умирает после ранения в нижнюю часть тела подобно Фафниру из «Саги о Вёльсунгах» и дракону из «Беовульфа». Разговор Бильбо и Смауга напоминает диалог Сигурда с Фафниром: как и Сигурд, Бильбо отказывается назвать своё настоящее имя, рассказывая о себе загадками, а оба дракона пытаются вызвать у собеседника недоверие к своим товарищам. В радиоинтервью 1965 года Толкин подтвердил сходство Смауга с драконом из саги, но заметил, что «Фафнир был человеком или гуманоидным существом, который принял эту форму, тогда как Смауг является только умной ящерицей».

зачем дракону золото в хоббите. Смотреть фото зачем дракону золото в хоббите. Смотреть картинку зачем дракону золото в хоббите. Картинка про зачем дракону золото в хоббите. Фото зачем дракону золото в хоббите

Связь с «Беовульфом» подчёркивается в эпизоде, в котором Бильбо крадёт чашу из горы сокровищ Смауга, что непосредственно напоминает подобный отрывок в «Беовульфе». Когда Толкина спросили об этом, он ответил:

«Парадоксы, колебания между животным и интеллектуальным поведением, контраст между скрипучей вежливостью в речах и примитивным злорадством, которое он испытывает, убивая, — всё это привносит в характер Смауга то «коварство», которое и является его главной характеристикой…»

С 1925 по 1945 годы Толкин являлся профессором англосаксонского языка в Оксфордском университете и был известным экспертом по «Беовульфу» — про эту поэму он читал лекцию в Британской академии в 1936 году. Многие черты и поведение Смауга происходят напрямую от дракона из «Беовульфа»: огромный возраст, золото, на котором лежит персонаж, нарушение покоя вором и жестокая атака с неба в качестве мести. В «Хоббите» Толкин осуществляет на практике некоторые литературные теории, которые он развил вокруг портрета дракона в англосаксонской поэме: дракон наделяется характерными «звериными» чертами, чтобы он не выглядел исключительно символическим воплощением «злобы, жадности, жажды разрушения».

Толкин писал, что ярость Смауга является похожей на ту, которую «испытывают лишь купающиеся в роскоши богачи, если у них внезапно пропадёт вещь, которой они обладают давно, но которая не понадобилась им ни разу в жизни». Томас Шиппи отмечает, что жадность Смауга отражается через «морок» (англ. bewilderment) — отрицательное влияние, которое драконьи сокровища оказали на гномов. Идея про́клятого сокровища, которое вызывает жадность («драконовую болезнь») у тех, кто захочет им обладать, также встречается в «Беовульфе».

зачем дракону золото в хоббите. Смотреть фото зачем дракону золото в хоббите. Смотреть картинку зачем дракону золото в хоббите. Картинка про зачем дракону золото в хоббите. Фото зачем дракону золото в хоббите

Несмотря на интеллект Смауга, он мало что значит по сравнению с Некромантом, и разница между этими персонажами напоминает различие между лёгкостью «Хоббита» и серьёзностью его продолжения, «Властелина Колец». Если сравнивать Смауга с другим драконом из легендариума Толкина, Глаурунгом, то Смауг «столь же опасен и так же способен опустошать местность», но не обладает тем же величием. Главное его отличие от Глаурунга — свобода действий. В противоположность Глаурунгу, который зависит от Моргота, Смауг является «свободным агентом», который никому не подчиняется. Это обстоятельство, а также характер персонажа приближают его к Белому Дракону с Луны из сказки Толкина «Роверандом». По мнению Дугласа Андерсона, разговор Бильбо со Смаугом в некоторой степени походит на встречу Эрнеста с гигантской жабой в рассказе «Эрнест» английского писателя Эдварда Кнатчбул-Хугессена (англ.)русск., опубликованном в 1869 году.

Образ Смауга в адаптациях

зачем дракону золото в хоббите. Смотреть фото зачем дракону золото в хоббите. Смотреть картинку зачем дракону золото в хоббите. Картинка про зачем дракону золото в хоббите. Фото зачем дракону золото в хоббите

Смауг появляется на изображениях различных художников. Иллюстрации Алана Ли, изображающие дракона, присутствуют во многих изданиях «Хоббита». В первом издании повести на русском языке дракон изображён Михаилом Беломлинским. Несколько рисунков выполнены Джоном Хоу, в том числе «Смауг Золотой», который использовался на обложках «Хоббита», и «Смауг уничтожает Озёрный Город», опубликованный в календаре Толкина 1988 года. Канадский художник Тед Несмит создал изображения «Разговор со Смаугом», «Обыск Горы» и «Смауг Разрушитель».

В экранизации книги «Хоббит» режиссёра Питера Джексона 2012—2014 годов образ дракона создал английский актёр Бенедикт Камбербэтч с помощью технологии «захвата движения и мимики» и озвучивания персонажа. Камбербэтч выполнял движения Смауга и озвучивал его в специальном костюме с датчиками и в шлеме с камерой, которая находилась перед лицом актёра и позволяла зафиксировать его мимику. У специалистов по визуальным эффектам не было возможности использовать цифровую модель движений актёра для управления скелетом или мышцами дракона, но игра Камбербэтча оказала влияние на характер и поведение персонажа. Помимо захвата движений использовалась технология анимации по ключевым кадрам. Для максимально реалистичного отображения движений дракона компания Weta Digital применила программу собственной разработки «Tissue» (рус. ткань). Для того, чтобы сделать озвучивание Смауга более подходящим для дракона, к записи голоса актёра при помощи вокодера добавлялись звуки рычания аллигатора.

Создатели кинотрилогии «Хоббит» считали реализацию дракона сложной задачей, так как он является очень известным литературным персонажем, и в экранизации необходимо было оправдать ожидания зрителей. Смауг Толкина является образцом для драконов в современном искусстве, поэтому он не должен был напоминать других драконов из фильмов. Предполагалось, что он должен был

зачем дракону золото в хоббите. Смотреть фото зачем дракону золото в хоббите. Смотреть картинку зачем дракону золото в хоббите. Картинка про зачем дракону золото в хоббите. Фото зачем дракону золото в хоббите

превосходить их. Художниками и дизайнерами было создано множество разнообразных концептов Смауга. Некоторые из них были далеки от традиционного представления о драконах, например, один из вариантов был основан на акуле-молот. В процессе работы над дизайном персонажа было решено, что его внешность должна в большей степени соответствовать классическому образу дракона. Был предложен вариант, основанный на комодском варане, однако в итоге от него отказались. Окончательная концепция дракона основана на дизайне существа с шеей и головой змеевидной формы, которое представляло собой «своего рода странную смесь между крокодилом и змеёй». Этот образ продолжал развиваться, сформировав окончательный облик дракона в экранизации. В отличие от книги, в фильмах размер Смауга гораздо больше — длина дракона сопоставима с двумя самолётами Boeing 747, что составляет около 141,2 метра. По словам руководителя компании Weta Digital Джо Леттери, в дизайне Смауга он использовал классические европейские и азиатские представления о драконах.

Дракон во втором фильме получил преимущественно положительные отзывы критиков. Его образ отнесли к наиболее удачным элементам фильма — даже авторы негативных рецензий нередко положительно отзывались о Смауге. Некоторые обозреватели назвали его лучшим драконом в истории кино. По мнению Анны Елисеевой из газеты «Аргументы и факты», он «наверняка станет образцом для копирования и эталоном кинодракона». Рене Родригес из Miami.com считает, что визуально дракон выглядит замечательно, но является недостаточно устрашающим, и благодаря продолжительным диалогам становится похожим на «всех злодеев из фильмов о Джеймсе Бонде и Докторе Зло в од

зачем дракону золото в хоббите. Смотреть фото зачем дракону золото в хоббите. Смотреть картинку зачем дракону золото в хоббите. Картинка про зачем дракону золото в хоббите. Фото зачем дракону золото в хоббите

ном лице». Уэсли Моррис, рецензент сайта Grantland, высказал мнение, что Смауг «испытывает недостаток в непоследовательной манипуляции, которая сделала его незабываемо небезопасным в книге. Здесь он — просто повод показать полёты и огненное дыхание». Положительные отзывы получило озвучивание дракона в исполнении Бенедикта Камбербэтча. По мнению Тодда Маккарти. критика журнала The Hollywood Reporter, изменение голоса Камбербэтча с помощью звуковых эффектов не даёт возможности получить «чистое удовольствие от угрожающих чтений актера».

Лиам Лэйси из газеты Globe and Mail похвалил сцену разговора хоббита с драконом и отметил, что в пещере, наполненной сокровищами, отображается развитая автором повести тема, согласно которой «жадность — ловушка, неотличимая от темницы». Иэн Бакуолтер из National Public Radio назвал эпизод разговора со Смаугом лучшим в фильме и сравнил его со сценой «Загадки в темноте» с участием Голлума в первом фильма трилогии. По мнению кинокритика Питера Трэверса, диалоги между Бильбо и драконом «наполняют этот раздутый 3D фильм чувством характера и цели».

Если рассматривать драконов западной культуры, то он — архетип, на котором основаны все современные драконы фэнтези. Все художники в Weta это осознавали, когда начинали свои первые попытки создать его внешний вид. В течение прошлых лет мы видели на экране много великих драконов, но я лично считаю, что многие из них обязаны многими своими чертами тому, каким Толкин описал Смауга. Эти качества с тех пор повлияли на эволюцию большинства драконов западной культуры

— Дэниел Фальконер, дизайнер компании Weta Workshop

зачем дракону золото в хоббите. Смотреть фото зачем дракону золото в хоббите. Смотреть картинку зачем дракону золото в хоббите. Картинка про зачем дракону золото в хоббите. Фото зачем дракону золото в хоббите

Отражение в культуре

Драконы из произведений Толкина являются классическими для жанра фэнтези — в них сведены воедино главные особенности мифологических драконов. Смауг оказал значительное влияние на представление о драконах в литературе. По словам Тома Шиппи, «Толкин показал нам путь к драконам эпохи „после Толкина“ — их множество».

Смауг занял седьмое место в списке самых богатых вымышленных персонажей, составленном журналом Forbes в 2011 году. Его состояние оценили в 8,6 миллиарда долларов. В 2012 году он занял первое место с 62 миллиардами, но в 2013 году дракон опустился на второе место с сокровищами на 54,1 миллиарда долларов. Смауг, озвученный Бенедиктом Камбербэтчем, появился в американской телевизионной программе «Отчёт Кольбера», показанной 11 декабря 2014 года. В связи с премьерой фильма «Хоббит: Пустошь Смауга» 54-метровое изображение дракона разместили на борту самолёта Boeing 777-300, принадлежащего авиакомпании «Air New Zealand».

Источник

Зачем дракону золото

зачем дракону золото в хоббите. Смотреть фото зачем дракону золото в хоббите. Смотреть картинку зачем дракону золото в хоббите. Картинка про зачем дракону золото в хоббите. Фото зачем дракону золото в хоббите

Дракон свернулся калачиком на горе золота и драгоценных камней. Расправил крылья, опустил их, бережно подгребая откатившиеся монетки. Хвост постукивает по боку, отбивая задумчивый ритм. Взгляд ящера блуждает по стенам и потолку, замирает на выцарапанных отметках. Дракон тяжело вздохнул: нужно больше золота! Значительно больше, вдвое больше чем он сам весит!

Занятый грустными мыслями дракон не заметил, как у входа в пещеру заскрипели колёса телеги. Залязгал металла и в логово вошли два рыцаря в полных латах. Оба согнулись под весом кованого сундука, лица красные от натуги, глаза выпучены. Дракону показалось, что он слышит, как трещат их поясницы. Ящер подобрался на горе злата, как кот, перевёл взгляд на человека, идущего за рыцарями.

Крупный мужчина с широкой проседью в волосах, облачённый в пурпурную мантию с белыми точками. На голове поблёскивает корона, на шее толстая цепь с символами королевского рода. Человек идёт с прямой спиной и излучает отполированное десятилетиями величие.

— Приветствую тебя, о Красный Дракон Погибели! — Зычно продекламировал седой, церемониально склоняясь, уперев предплечье в живот. — Я, король Пальмез Третий, прибыл с оплатой по уговору. Это, задаток.

Рыцари с облегчённым, выдохом грохнули сундук на пол и откинули крышку. Дракон довольно прицокнул, увидев золотые монеты свежей чеканки, плавно сошёл с драгоценного ложа. Подцепил одну монету когтями, потянул к пасти и в последний миг одёрнулся, сдавил, поднося к глазу. Довольно кивнул и бросил в общую кучу.

— Хорошо. Вскоре я возьмусь за дело. — Сказал дракон. — Только прошу, уточните заказ. В последнее время у меня много работы.

— Похищение принцессы соседнего королевства.

— Ага. а можно подробней? У меня как минимум ещё семь заказов с такими условиями.

— Принцессу королевства Альтар, единственную дочь монарха, дорогого братца Калигана. Мой сын должен её освободить и взять в жёны.

Дракон кивнул, мысленно делая пометку.

— Точно, с вас всего десять сундуков и. два гобелена со мной.

— Гобелены уже ткут! А этот сундук, как и договаривались, аванс!

— Прекрасно, доставьте еду и мебель для девушки, я готов держать её у себя в течение. хм. трёх недель.

— Вполне достаточно. — Вздохнул король. — Мой сын прибудет в накидке с обусловленным гербом. Надеюсь, вы его не забыли?

— Ни в коем случае. Треугольный щит с шахматным узором и башней. Можно последний вопрос, из чистого любопытства?

— Да, почему бы и нет.

Дракон замялся, поскрёб подбородок, поморщился и осторожно спросил:

— А зачем вам женить сына на дочери брата? Это как-то. ну, знаете. слишком родственно.

Король хохотнул и покачал головой.

— О, вы про это. короли всегда братья! Вне зависимости от кровного родства. Мы всегда заодно, даже когда воюем.

Дракон кивнул и повернувшись, выцарапал на стене несколько символов. Король и рыцари, счастливые избавить от ноши, покинули пещеру. Ящер подтянул сундук к общей куче, переверну, вытрясая до последней монетки и зашвырнул в дальний угол, скрытый тьмой. Там грохнуло, судя по звуку, ларь ударился о гору подобных.

Остаток дня дракон принимал заказчиков, ссыпал аванс и делал записи. После, отдохнув и перекусив кашей, что принесли крестьяне в обмен на избавление от огров, начал выполнять работу. Сжигал логова разбойников, перекраивал горные дороги, углублял русла рек и даже перевозил почту. К концу месяца гора злата выросла в три раза, а ящер отправился похищать принцессу.

Через два дня, которые девушка провела трясясь от ужаса на золочёном ложе с балдахином, явился условленный рыцарь. Дракон с ленцой отыграл «сражение» и проиграл. Счастливый принц забрал принцессу, а через три дня явился король с целым караваном золота. Пока верные рыцари разгружали и переносили, монарх сказал, поглаживая бороду:

— Я вот одного в толк взять не могу. зачем дракону деньги? Да ещё столько! Вы одежду не носите, украшения тоже, живёте в пещере, а жрёте кого попало! Неужели так тепло спать на золоте зимой или ты собрался им пол выложить?

На последних словах дракон кивнул и ответил, добавляя в голос таинственные нотки:

— Деньги нужны для очень и очень важных дел! Большего сказать не могу, тайна.

Спустя несколько дней к пещере подъехала крытая повозка, с козел спрыгнул человек в сером плаще. Прижал к груди огромную сумку и вошёл в пещеру. Дракон встретил его с нетерпением. Человек поклонился, оглядывая золотую гору.

— Я смотрю у вас всё готово.

— Да! ДА! Приступай уже!

Человек начал доставать из сумки стальные инструменты жуткого вида, а дракон положил голову на пол, зажмурился и распахнул пасть во всю ширь.

— У-у. — Протянул гость, оглядывая клыки. — Да, запустили вы себя! Тут точно рвать придётся, вот этот зуб вообще сгнил, только оболочка осталась, а десна. десна! Да она раздулась! Флюс с мою голову!

Зубной окинул взглядом гору золота, вздохнул и добавил:

— Я сейчас сделаю вам уколы, но денег может не хватить. будем в долг делать или ещё подождёте? У вас там кариес на нескольких зубах. да и вообще прикус поправлять надо, пломбировать. Обезболивающее и материалы нынче дороги.

Дракон тяжело выдохнул и сказал:

— Буду. доктор. куда я денусь.

Отвернулся и тайком смахнул набегающие слёзы.

Источник

Смауг

История персонажа

Персонаж книги Джона Р.Р. Толкина «Хоббит, или Туда и обратно», а также ряда экранизаций этого текста, которые снял режиссер Питер Джексон. Золотой дракон, крылатый и огнедышащий. Главный злодей — присвоил сокровища гномов, живших под Одинокой горой, спалил и разрушил город Дейл. Когда позже небольшой гномий отряд, возглавляемый Торином Дубощитом, появился во владениях Смауга, дракон разгневался и принялся уничтожать город людей Эсгарот на Долгом озере, однако в процессе был убит Бардом из рода властителей Дейла.

История происхождения

Разрабатывая образ дракона Смауга, Толкин опирался на соответствующие образцы из англосаксонской литературы и скандинавской мифологии. В результате у Смауга есть много общих черт с персонажем исландской «Саги о Вёльсунгах» драконом Фафниром, а также с драконом из англосаксонской эпической поэмы «Беовульф».

зачем дракону золото в хоббите. Смотреть фото зачем дракону золото в хоббите. Смотреть картинку зачем дракону золото в хоббите. Картинка про зачем дракону золото в хоббите. Фото зачем дракону золото в хоббитеПисатель Джон Р.Р. Толкин

Как и эти два древних персонажа, литературный Смауг умирает, после того как ему наносят рану в нижнюю часть туловища. Диалог Смауга и Бильбо строится по тому же принципу, что беседа дракона Фафнира с героем Сигурдом. Ни Бильбо, ни Сигурд не называют дракону своего настоящего имени и о себе говорят загадками. И Фафнир, и Смауг пытаются повлиять на собеседника, вызвав у того недоверие к товарищам.

Давая интервью на радио, Толкин говорил, что Смауг действительно имеет сходство с Фафниром, но есть между ними и разница. По словам автора, Смауг — «только умная ящерица», тогда как Фафнир — антропоморфный герой, который только принял форму дракона.

зачем дракону золото в хоббите. Смотреть фото зачем дракону золото в хоббите. Смотреть картинку зачем дракону золото в хоббите. Картинка про зачем дракону золото в хоббите. Фото зачем дракону золото в хоббитеФафнир охраняющий золото

Сходство с «Беовульфом», по словам Толкина, вышло случайным. «Беовульф» был для автора ценным источником впечатлений. Но конкретно тот эпизод, где Бильбо из горы сокровищ дракона крадет чашу, был продиктован исключительно сюжетной логикой, и совпадение с аналогичным отрывком из «Беовульфа» — не намеренное. По предположению Толкина, сюжетная логика попросту толкнула его самого и автора «Беовульфа» в одну и ту же сторону.

Характер, манера поведения и черты Смауга как персонажа, тем не менее, уходят корнями в эту англосаксонскую поэму. Толкин был профессором англосаксонского языка и экспертом по «Беовульфу», читал об этом тексте лекции.

зачем дракону золото в хоббите. Смотреть фото зачем дракону золото в хоббите. Смотреть картинку зачем дракону золото в хоббите. Картинка про зачем дракону золото в хоббите. Фото зачем дракону золото в хоббитеДракон Смауг

Сюжетная линия Смауга выстроена по тем же канонам, что и линия дракона в «Беовульфе». Персонаж лежит на золоте, ему невероятное количество лет, вор нарушает покой дракона, а дракон затем мстит, атакуя с неба. При этом толкиновский Смауг обладает выраженной индивидуальностью, это не просто символическое воплощение жадности и жажды разрушения.

В «Беовульфе» можно найти и идею проклятого сокровища, прикосновение к которому вызывает «драконову болезнь» — жадность. Точно так же и в «Хоббите» — обладание драконьими сокровищами не лучшим образом отразилось на гномах.

зачем дракону золото в хоббите. Смотреть фото зачем дракону золото в хоббите. Смотреть картинку зачем дракону золото в хоббите. Картинка про зачем дракону золото в хоббите. Фото зачем дракону золото в хоббитеСмауг — арт

Исследователи творчества Толкина вывели множество вариантов этимологии имени «Смауг». Находили праиндоевропейские корни этого слова, приплетали загадочное древнеанглийское заклинание о «проникающем черве» — wið sméogan wyrme, возводили имя Смауга к древнескандинавскому глаголу «ползал» — smjúga.

Сам же Толкин писал, что в качестве драконьего имени использовал древнегерманский глагол smugan в форме прошедшего времени — «протискиваться в дыру», и называл это «филологической шуточкой низкого пошиба».

зачем дракону золото в хоббите. Смотреть фото зачем дракону золото в хоббите. Смотреть картинку зачем дракону золото в хоббите. Картинка про зачем дракону золото в хоббите. Фото зачем дракону золото в хоббитеБильбо Бэггинс

Во время работы над рукописью «Хоббита» Толкин менял имя дракона. В ранней версии дракон носит имя Прифтан, от валлийского «рryftan» — «огненный змей». Позже, пересматривая текст первой главы, Толкин изменил имя дракона на Смауга.

Судьба дракона тоже менялась. В черновиках Толкина находят разные варианты развития линии Смауга. По одной из версий, Бильбо Бэггинс убивает дракона, пока тот спит. В конечном счете Толкин остановился на всем известном варианте, когда дракон гибнет в ходе битвы на Долгом озере.

зачем дракону золото в хоббите. Смотреть фото зачем дракону золото в хоббите. Смотреть картинку зачем дракону золото в хоббите. Картинка про зачем дракону золото в хоббите. Фото зачем дракону золото в хоббитеРисунок Смауга

Осталось множество карандашных набросков и два детальных изображения Смауга, сделанных Толкином. Эти иллюстрации впоследствии часто использовались при оформлении изданий «Хоббита». Особенно выполненный в технике акварели «Разговор со Смаугом», где дракон возлежит на куче золота в гномьем подземелье и жадно обнимает сокровища хвостом.

«Хоббит, или Туда и обратно»

Смауг — золотисто-красный крылатый дракон. К имени героя добавляются прозвища «Золотой», «Ужасный», «Приносящий погибель». Желая польстить дракону (и протянуть подольше), Бильбо во время разговора награждает Смауга этими и другими подобострастными прозвищами.

В толкиновском тексте Смауг описывается как сильный, жадный и отвратительный, крупнейший среди живущих драконов. Еще в юные годы Смауг был выше пяти футов ростом, а в расцвете сил достиг 60 футов — то есть 18 с небольшим метров. Это неизмеримо меньше, чем в экранизации Джексона, но более чем достаточно для опасного хищника.

зачем дракону золото в хоббите. Смотреть фото зачем дракону золото в хоббите. Смотреть картинку зачем дракону золото в хоббите. Картинка про зачем дракону золото в хоббите. Фото зачем дракону золото в хоббитеСмауг в полный рост

Слабость Смауга — любовь к загадкам. Герой не в состоянии устоять перед соблазном их разгадывать. Делает он это интуитивно, демонстрируя интеллект, не свойственный «бестиям». Смауг саркастичен и обладает специфическим чувством юмора. Дракон красноречив и ведет беседу в стиле представителя английского «высшего общества» — с агрессивной изысканной вежливостью. Чтобы подорвать доверие Бильбо к спутникам, дракон убеждает хоббита, что хитрые и жадные гномы обманут того, что за услуги «взломщика» Бильбо в итоге ничего не получит.

зачем дракону золото в хоббите. Смотреть фото зачем дракону золото в хоббите. Смотреть картинку зачем дракону золото в хоббите. Картинка про зачем дракону золото в хоббите. Фото зачем дракону золото в хоббитеГлаз Смауга

По тексту «Хоббита», Смауг Золотой уничтожил королевство гномов Одинокой горы, привлеченный известиями о чрезвычайном богатстве этого королевства. Заодно дракон уничтожил людской город Дейл, стоящий рядом. Во время нападения Смауга часть гномов вместе с королем и его наследниками спаслась.

Позже сын гномьего короля Траин решил вернуть себе земли отца и даже отправился в путь, но темный властелин Саурон взял гнома в плен и заключил в крепости. Позже в этой крепости побывал волшебник Гэндальф, который узнал от умирающего Траина о возвращении Саурона в Средиземье. Это вызвало у волшебника небезосновательные опасения, что Саурон захочет вернуть себе власть, а в союзники возьмет дракона.

зачем дракону золото в хоббите. Смотреть фото зачем дракону золото в хоббите. Смотреть картинку зачем дракону золото в хоббите. Картинка про зачем дракону золото в хоббите. Фото зачем дракону золото в хоббитеСаурон

Позже Гэндальф встречает Торина, сына Траина, и уговаривает того организовать тайную миссию к Одинокой горе, чтобы отвоевать гномье королевство, но при этом не выступать против дракона открыто. Гэндальф же предлагает взять в команду Бильбо, потому что дракон прежде не встречал хоббитов и не знает, как те пахнут, и это может помочь в деле.

Прибыв на место, гномы находят потайной ход. Бильбо отправляется в недра горы, где находит сокровищницу, а в ней — спящего Смауга. Там хоббит крадет золотую чашу и выбирается вместе с нею наружу, к гномам. Смауг тем временем просыпается, находит, что в горе сокровищ убыло, и приходит в ярость. Дракон выбирается из сокровищницы и в поисках вора обыскивает горные склоны. Бильбо и гномы в это время прячутся, так что Смаугу достается только шестерка пони.

зачем дракону золото в хоббите. Смотреть фото зачем дракону золото в хоббите. Смотреть картинку зачем дракону золото в хоббите. Картинка про зачем дракону золото в хоббите. Фото зачем дракону золото в хоббитеТорин Дубощит

Дракон возвращается под гору, и Бильбо снова отправляется в сокровищницу гномов, на этот раз надев кольцо Всевластия, чтобы стать невидимым. Смауг не видит Бильбо, но чует присутствие хоббита. Бильбо ведет с драконом разговор, в ходе которого Смауг пытается выяснить, что это за напасть свалилась на его голову. Во время этой беседы Бильбо смог углядеть в броне дракона изъян, о котором рассказывает гномам после того, как сбегает от Смауга.

Дракон тем временем снова выбирается из гномьих пещер и пытается расправиться с гномами на склонах горы, а затем улетает к городу Эсгароту на Долгом озере. Бильбо во время беседы ухитрился «слить» дракону новости о том, что жители Эсгарота оказали гномам помощь во время похода, и Смауг жаждет отомстить этим людям.

В Эсгароте дракон причинил массу разрушений и устроил пожар, но полностью разрушить город не успел. Капитан лучников Бард из рода властителей Дейла поразил Смауга в уязвимое место специальной стрелой, выкованной гномами. Убитый дракон упал на город и так окончательно разрушил то, что еще уцелело.

Экранизации

В трилогии «Хоббит», которую режиссер Питер Джексон снял по мотивам одноименной повести Толкина, образ дракона создал и озвучил британский актер Бенедикт Камбербэтч.

зачем дракону золото в хоббите. Смотреть фото зачем дракону золото в хоббите. Смотреть картинку зачем дракону золото в хоббите. Картинка про зачем дракону золото в хоббите. Фото зачем дракону золото в хоббитеАктер Бенедикт Камбербэтч

Созданный при помощи компьютерной анимации, дракон «оживает» благодаря технологии «motion capture» — захват мимики и движения. На актера надевается специальный костюм с датчиками и шлем с камерой, закрепленной перед лицом. В этом снаряжении актер выполнял движения дракона, а камера в это время фиксировала мимику, которая затем передалась Смаугу. В результате поведение и характер дракона, которого зритель видит на экране, созданы благодаря актерской игре в той же мере, что и компьютерной анимации. Смауг говорит голосом Камбербэтча, который несколько «одраконили» при помощи звуковых эффектов.

Толкиновский Смауг с момента создания стал эталоном образа дракона в современной европейской литературе и искусстве, поэтому перед командой Джексона стояла сложная задача – создать визуальный образ дракона, который не будет напоминать ни одного из кинодраконов, созданных раньше, и даже будет превосходить их всех. В ходе разработки была предложена масса концептов Смауга, самых разных. Среди них попадались весьма далекие от классических представлений, например, основанный на образе молотоголовой акулы.

зачем дракону золото в хоббите. Смотреть фото зачем дракону золото в хоббите. Смотреть картинку зачем дракону золото в хоббите. Картинка про зачем дракону золото в хоббите. Фото зачем дракону золото в хоббитеБенедикт Камбербэтч исполняет роль Смауга

Выбранный для дальнейшей доработки вариант представлял собой «странноватую смесь крокодила и змеи». Над этим образом дизайнеры продолжили работать дальше, пока в результате не получился тот Смауг, которого зрители видят в фильмах. Дракон получился громадным, длиной в полторы сотни метров, а это два самолета «Боинг-747». Гораздо больше, чем Смауг в повести Толкина.

Три фильма серии «Хоббит» выходили с 2012 по 2014 год. Это «Хоббит: Нежданное путешествие», «Хоббит: Пустошь Смауга» и «Хоббит: Битва пяти воинств».

Цитаты

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *