зачем древние египтяне приносили богам подношения подарки и молились им

Краткий курс египетской магии: как правильно просить у богов благополучия и любви

В мифологической серии издательства «Манн, Иванов и Фербер» выходит новая книга (всего их уже пять, и все они заслуживают внимания) — на сей раз это труд доктора исторических наук Гэрри Дж. Шоу о египетской мифологии и о том, как древние жители долины Нила объясняли окружавший их мир. Публикуем фрагмент, из которого вы узнаете, почему древнеегипетский храм нельзя было посещать так же свободно, как христианские церкви или мусульманские мечети, каким ритуалом и сейчас можно вызвать бога Имхотепа и что нужно сделать, чтобы вечно жить в доме бога солнца Амона.

Мифология и храмы

Идет 1200 год до новой эры. Вы подходите к мощным стенам, за которыми прячется святилище Амона в Карнаке. Отбрасывая длинную тень, перед вами высится прямоугольной формы преграда, сложенная из серого сырцового кирпича. Эти стены, укрывающие от глаз храмовый комплекс, отделяют шумный, суматошный город с его скученными домами, крикливыми торговцами и грязными улицами от чистого, просторного, священного жилища богов.

Вы шагаете во врата и видите светлые стены храма Амона с величественными пилонами при входе и высокими кедровыми шестами для флагов у фасада; на плитах из песчаника вырезаны сцены: фараон восседает в обществе богов. Пилоны значительно превосходят размерами любой дом в вашем родном городе — уже это наполняет вас благоговением, и вы возносите хвалу богам, столь милостивым к Египту.

Одни паломники пытаются выцарапать из стены кусочек камня, впитавшего божественную силу, желая привезти его домой. Другие потирают статуи древних вельмож, которые сидят или стоят на коленях у врат, словно каменные стражи, устремив незрячие взоры в вечность.

Эти манящие деревянные врата ведут в священный дом Амона, но вам туда хода нет. Лишь по особым дням их открывают настежь и пускают в святилище обычный люд, и то не далее внешних дворов.

зачем древние египтяне приносили богам подношения подарки и молились им. Смотреть фото зачем древние египтяне приносили богам подношения подарки и молились им. Смотреть картинку зачем древние египтяне приносили богам подношения подарки и молились им. Картинка про зачем древние египтяне приносили богам подношения подарки и молились им. Фото зачем древние египтяне приносили богам подношения подарки и молились им

Там удачливые паломники могут взглянуть на изваяния первых вельмож Египта — тех, кто с царского дозволения воздвиг внутри собственную статую, чтобы вечно участвовать в священных обрядах, принимать храмовые подношения и пребывать подле бога Амона. Однако если сегодня самый обычный день, если вы не жрец и не фараон (который фактически тоже жрец, только верховный), вас туда не пропустят.

Древнеегипетский храм не похож на церковь или мечеть: верующие не могли собираться там в любой день для общей молитвы. Он считался жилищем бога, его земным пристанищем — местом, где соприкасались небо и земля; мирозданием в миниатюре.

Гипостильный зал считался тростниковыми болотами — переходным пространством, где из вод Нуна поднялся первый холм творения. Его колонны были стеблями болотных растений, а капители — связками бутонов или единичными цветками папируса. Кроме того, на колонны будто бы опирался небосвод — такую метафору подчеркивали рисунки созвездий на сводах храма. Святилище в задней части храма — первый холм творения — вместе с тем символизировало небо, так что его божественный обитатель обретал частичку дома на земле.

Внутри святилища бог пребывал в виде статуи, сделанной из камня, золота, серебра или позолоченного дерева и украшенной драгоценными камнями. Его присутствие не было постоянным, однако он мог явиться в любой момент, слившись со статуей, и тогда верховный жрец вступал в контакт с прежде не видимой силой.

Читайте также

Там, в святая святых, жрецы совершали обряды во славу бога, на рассвете, в полдень и на закате (то есть в ключевые моменты жизненного цикла солнца) — подносили ему еду, одевали его и умащали благовонными маслами в надежде добиться его расположения. К этим обрядам допускалась лишь горстка избранных; только царю и верховному жрецу дозволялось входить в святилище, а их помощники оставались в соседних залах и коридорах.

зачем древние египтяне приносили богам подношения подарки и молились им. Смотреть фото зачем древние египтяне приносили богам подношения подарки и молились им. Смотреть картинку зачем древние египтяне приносили богам подношения подарки и молились им. Картинка про зачем древние египтяне приносили богам подношения подарки и молились им. Фото зачем древние египтяне приносили богам подношения подарки и молились имСтатуя высокопоставленного вельможи Аменхотепа сына Хапу

Итак, обычный человек не имел доступа к богам в святилище — как не мог и прийти во дворец к фараону. Чтобы налаживать отношения с божественными силами, египтянам приходилось прибегать к иным средствам.

Связь с богами

Изваяния, установленные во дворе храма и перед его вратами, помогали обыкновенным египтянам обращаться к богам. Некоторые их них, изображавшие вельмож или царей, служили посредниками — они передавали молитвы паломников божествам внутри храма, в награду их имена зачитывались вслух вместе с ритуальными формулами подношений. Одна из надписей, выбитых на статуе высокопоставленного чиновника Аменхотепа сына Хапу, которая некогда стояла перед десятым пилоном Карнакского храма, гласит:

О вы, люди Карнака, пришедшие, дабы узреть Амона. Подойдите ко мне, чтобы смог я передать о делах ваших. Я посланник этого бога, ибо Небмаатра [Аменхотеп III] поставил меня, чтобы сообщать о словах Обеих земель. Поднесите мне «жертвы, что дает царь», повторяйте имя мое день каждый, как делают это для того, кто хвалим…

Каир, Египетский музей, inv. JE 44862

Кроме того, к внешней задней стене храма пристраивались специальные молельни «слышащего призыв»; в них стояли большие статуи богов и царей, к которым можно было обратиться с просьбой, причем в любое время, поскольку они располагались снаружи. Молитвы также обращали к изображениям богов, вырезанным на внешних стенах храма, — они передавали просьбы в святилище.

Подобным же образом остроконечные шесты с привязанными к ним полотнами, на которых писались послания, устанавливались внутри кирпичных стен святилищ и молелен или позади храмовых ворот и дверей. Тогда бог мог прочесть адресованные ему просьбы.

Помимо крупных официальных храмов с мощными стенами, в Египте строили небольшие святилища. Они были разбросаны по всей стране, причем открыты для всех и зачастую посвящены божествам, игравшим важную роль в повседневной жизни, — например, Хатхор, богине любви, брака и материнства. В ее святилище в Фивах приносили фигурки женщин или глиняные фаллосы, молясь о зачатии ребенка.

В таких местах оставляли также особые стелы с начертанными на них благодарственными или покаянными молитвами; если человек полагал, что некое божество вмешалось в его жизнь, он таким образом восславлял его силу на весь мир. Еще в святилищах или вблизи храмов размещали стелы с изображениями огромных ушных раковин — они служили своего рода божественной связью: молящийся мог напрямую обратиться к богу или богине в полной уверенности, что его просьба будет услышана.

зачем древние египтяне приносили богам подношения подарки и молились им. Смотреть фото зачем древние египтяне приносили богам подношения подарки и молились им. Смотреть картинку зачем древние египтяне приносили богам подношения подарки и молились им. Картинка про зачем древние египтяне приносили богам подношения подарки и молились им. Фото зачем древние египтяне приносили богам подношения подарки и молились имСвященная ладья Амона-Ра на стене храма Сети I в Абидосе

Бог Имхотеп

Имхотеп — один из немногих древнеегипетских богов, начавших жизнь как простые смертные. Строитель шестиступенчатой пирамиды Нечерихега Джосера — первой в истории Египта — Имхотеп жил и умер во времена III династии, однако в эпоху Нового царства (более тысячи лег спустя) стал считаться покровителем писцов, а к началу Позднего царства был уже полностью обожествлен.

К нему обращали молитвы об исцелении, поэтому древние греки отождествляли его Бог Имхотеп со своим богом Асклепием. Пожалуй, в современной культуре Имхотеп лучше всего известен как мумия из фильма с молодым Борисом Карлоффом, а также из его ремейков, где роль Имхотепа сыграл Арнольд Вослу.

Может быть интересно

Краткий курс египетской магии: вызываем Имхотепа

Если хотите, чтобы Имхотеп явился вам во сне, следуйте инструкциям из «Греческого магического папируса» III века н.э., ныне хранящегося в Британском музее.

Празднества и оракулы

Во время некоторых празднеств жрецы забирали статую своего бога из храма и ставили ее в переносное святилище на церемониальной ладье, обыкновенно хранившейся в одном из храмовых помещений. Жрецы поднимали ладью на носилки и несли на плечах в торжественной процессии.

С начала и до конца шествия статую божества скрывала завеса, оберегая святыню от нечистых глаз. (Любопытное исключение представляла статуя бога Мина, которая, судя по всему, оставалась открытой взорам во время любой процессии.)

Если же требовалось, чтобы бог выбрал решение из нескольких возможных вариантов, их писали на глиняных черепках, обломках известняка или на кусках папируса и клали на землю перед процессией. Ознакомившись с делом, божественная сущность «подсказывала» жрецам, какой из черепков или свитков пододвинуть вперед.

Иногда список вариантов зачитывался вслух, и бог каким-либо движением давал понять, на чем нужно остановиться. Как ни странно, к божественным вердиктам прислушивались не всегда. Во времена XX династии некий обвиняемый поочередно представлял свое дело на суд трех местных форм Амона. Впрочем, они все подтвердили его вину.

В более поздние периоды древнеегипетской истории при храмах появились специальные помещения, где паломники могли поспать в надежде, что бог во сне пошлет им ответ на вопрос в сновидении. Эта практика называлась инкубацией. Чтобы излечиться от бесплодия, к примеру, требовалось прийти в храм, провести там ночь, а утром описать свои сны жрецу-толкователю. Он обдумывал их и объяснял, какие надо принять меры.

Пожалуй, самым известным таким святилищем считался храм Имхотепа в Саккаре. В эпоху Позднего царства египтяне молились Имхотепу об исцелении и приходили в его святилище, надеясь, что обожествленный зодчий явится им во сне и излечит от недуга (или хотя бы подскажет лекарство).

Инкубацию практиковали и в расположенном неподалеку храме бога Бэса, чьи стены были украшены эротическими образами. Вероятно, туда приходили в надежде исцелиться от бесплодия и полового бессилия или для облегчения родов.

Сонники

Те, кто предпочитал ночевать дома, могли обратиться к профессиональному толкователю снов при храме. Древнеегипетские жрецы вели специальные сонники, куда заносили толкования всевозможных видений. «Если человек увидит во сне бога, который в вышине, — гласит одна запись, — то это добрый знак: его ждет пир».

Другая учит: «Если человек увидит себя во сне пьющим вино, то это добрый знак: сей человек блюдет маат». Однако не все сны толковались в положительном ключе: «Если человек увидит себя во сне пьющим теплое пиво, то это дурной знак: его ждет страдание». «Если человек увидит себя во сне снимающим ногти у себя с пальцев, то это дурной знак: плоды трудов его отнимутся у него». Те же, кому было лень смотреть сны, платили жрецам, чтобы те спали вместо них.

Источник

Культура жертвоприношений древнего Египта

зачем древние египтяне приносили богам подношения подарки и молились им. Смотреть фото зачем древние египтяне приносили богам подношения подарки и молились им. Смотреть картинку зачем древние египтяне приносили богам подношения подарки и молились им. Картинка про зачем древние египтяне приносили богам подношения подарки и молились им. Фото зачем древние египтяне приносили богам подношения подарки и молились им

С одной стороны, кажется, что про религию Древнего Египта знают все. Боги с телами людей и головами животных, небесная ладья Ра, загробный мир, где сердце взвешивается на весах, — эти элементы египетской мифологии давно уже вошли в массовую культуру. Но правду ли говорят о том, что их вера была жуткой, мрачной и постоянно требовала кровавых жертв?

Говорить о некой единой системе древнеегипетских религиозных верований было бы неправильно. За тысячелетия существования египетской цивилизации сменилось несколько крупных этапов, на каждом из которых люди верили в несколько разное. Кроме того, существенно отличались верования Верхнего и Нижнего Египта. До нас дошло гигантское полотно мифов и преданий, сотканное из противоречий и недосказанности. Но есть и нечто, объединяющее все египетские мифы, — пугающе пристальный интерес к теме смерти и устрашающий вид богов, объединяющих в себе самые причудливые черты. Так чего же на самом деле боялись древние египтяне? И чего требовали их жутковатые боги?

«Невеста реки»

Великая река Нил также считалась воплощенным божеством. Точнее, существовали сразу несколько богов, которые в разное время и в разных местностях почитались как воплощения Нила. Самый популярный из них Хапи, олицетворявший ежегодный разлив Нила. От того, насколько успешным будет разлив и как много ила останется на скудной почве, напрямую зависело выживание всего народа. Поэтому к этому богу относились с крайним почтением. А жрецы Хапи могли рассчитывать на самые богатые дары — ведь они могли предсказать, насколько высоким будет разлив реки и, соответственно, насколько трудным будет предстоящий год.

У культа Нила была и своя темная сторона. Чтобы задобрить реку и обеспечить себе хороший урожай, каждый год египтяне выбирали красивую девушку и назначали ее «невестой реки». Избранницу красиво одевали, всячески украшали, затем вывозили на середину течения и сбрасывали в воду, строго следя за тем, чтобы она не смогла выплыть и спастись.

По крайней мере, описание подобного обряда древних египтян можно встретить в некоторых древних текстах (в основном греческих). Сохранилась даже история о некоем фараоне, который ради того, чтобы обеспечить разлив Нила, разрубил на куски собственную дочь. А затем, не вынеся горя, сам утопился в другой реке. Согласно легенде, звали этого фараона… Египет. И название вся страна получила именно по этому основоположнику человеческих жертвоприношений.

Историки относятся к легенде о фараоне Египте скептически и полагают ее выдумкой греков, которые неправильно поняли обычаи чуждой им страны. Согласно многим исследованиям, обычай с девушкой действительно существовал. Однако она была не «невестой Нила», а персонализацией одной из богинь — Исиды, Хатхор или Нейт. Ее задачей было доплыть на специальном судне до середины реки, произвести там некие ритуалы со специальными приспособлениями для замера высоты уровня воды, затем вернуться на берег и объявить народу волю богов.

Загробные слуги

Но многие все же по-прежнему уверены в том, что без кровавых жертв Древний Египет не обходился. И для этого есть некоторые основания. Уж в больно мрачные тона окрашена религия этой цивилизации.

Земную жизнь египтяне считали лишь подготовкой к главному событию — смерти. В загробном мире человеку предстояло предстать перед судом богов и ответить за все свои поступки. Чтобы благополучно пройти это испытание и получить в награду новую жизнь, в которой не будет невзгод, а лишь сплошные радости, требовалось многое. Нужно было иметь солидный багаж добрых дел. Необходимо было знать, что и как отвечать на вопросы строгих судей. Но самое главное — до суда нужно было еще дойти.

По дороге на душу умершего могли напасть самые разнообразные чудовища, способные поглотить ее и отправить в вечное небытие вместо блаженства. Это были гигантские крокодилы, бегемоты и придуманные монстры, один ужаснее другого.

Правители Древнего Египта относились к тому, как они будут существовать после смерти, едва ли не серьезнее, чем к тому, как править страной при жизни. И потому собирались они в последний путь с большим размахом. Это касалось в том числе и десятков, а то и сотен слуг, которых умерщвляли, чтобы они продолжили свою службу господину за гранью жизни.

Когда археологи раскопали гробницу одного из фараонов I династии — Джера, правившего примерно в 2870-2823 годах до нашей эры, — то вокруг они обнаружили массовые захоронения слуг. Как оказалось, вслед за Джером в мир иной отправились 338 человек. Другие правители раннего периода тоже забирали с собой немалый штат из слуг, архитекторов, художников, кораблестроителей и прочих специалистов, которых считали полезными.

Кстати, нередко у фараонов было две гробницы — на севере и на юге страны, чтобы и после смерти их власть символически распространялась как на Верхний, так и на Нижний Египет. Тело правителя, конечно, погребали лишь в одной из них. А вот массовые жертвоприношения слуг устраивали у обоих.

Впрочем, со временем массовые жертвоприношения при похоронах фараонов прекратились. Вместо реальных людей правители стали брать с собой их символические изображения — статуэтки-ушебти. Но это совершенно не означает, что кровь перестала литься. Просто кровавые ритуалы переместились за закрытые двери храмов, в которых поклонялись самым страшным и таинственным из египетских богов.

Бывший победитель чудовищ

При этом интересно, что изначально Сет вовсе не был таким чудовищным злодеем. Наоборот, в ранней египетской мифологии он довольно положительный персонаж, защищающий ладью солнечного бога Ра от чудовищного змея Апопа, который пытается поглотить Солнце каждую ночь. Если он когда-нибудь преуспеет, то мир погрузится в вечную тьму. Долгие века египтяне считали, что Сет — единственный, у кого хватает сил на то, чтобы каждую ночь выходить победителем из схватки с чудовищем.

Но чем дальше, тем больше в мифах о Сете появлялось страшных деталей. Он становился все большим злодеем, повелителем пустыни и песчаных бурь и источником всяческого зла. Из покровителя воинов он стал покровителем убийц и чужеземцев (от которых, как известно, добра не жди). А с чудовищным змеем Апопом теперь сражался Ра собственноручно. Сет же стал чуть ли не основным помощником монстра, пытающегося погубить Солнце.

За что египтяне так невзлюбили Сета? Не исключено, что одной из причин этого были мрачные ритуалы, которые проводились в храмах этого бога. Те же древние греки писали, что во славу Сета жрецы заживо сжигали людей. А потом публично развеивали их прах на площадях, взывая к милости грозного божества. Эти данные считаются недостоверными. Однако какая-то причина для того, чтобы начать бояться и ненавидеть Сета, у египтян точно была.

Менее известен другой бог, по имени Шезму. Хотя именно его можно назвать самым жутким в египетском пантеоне. Отвращение внушает один из вариантов его изображения — человек со львиной головой, клыки и грива которого испачканы в крови, а пояс украшают человеческие черепа. Его цветом был красный, который египтяне сильно не любили, считая символом зла и хаоса.

Шезму был одним из богов загробного мира и покровительствовал искусству бальзамирования. Но также он носил прозвища «убийца душ» и «палач Осириса». Его часто изображали с прессом для винограда в руках. И лучшим подношением для Шезму считалось красное вино. Нюанс в том, что вино в этом случае прямо символизировало кровь. А под винный пресс, согласно мифам, львиноголовый бог бросал головы преступников, которые собственноручно отрубал.

Массовое отрубание голов в Древнем Египте главным образом практиковалось для пленников. Сохранились изображения, на которых фараон лично казнит толпы пленников, захваченных после боя. Вполне вероятно, что «господин крови», как еще называли Шезму, появился в мифологии под впечатлением от этих массовых расправ.

Страшный Лабиринт

В Файюмском оазисе был расположен древнеегипетский город Шедит, который греки называли Крокодилополем. Он являлся центром, пожалуй, самого зловещего культа в Древнем Египте. Здесь поклонялись Себеку, богу с головой крокодила.

Однако при всем этом Крокодилополь окружали самые пугающие слухи. Дело в том, что там был построен гигантский храм в виде лабиринта, в котором жили крокодилы, считавшиеся воплощением бога. Самый главный и самый крупный из них жил в центре Лабиринта. За ним тщательно ухаживали, украшали золотом и кормили отборной пищей. После смерти священного крокодила мумифицировали и хоронили почти с такими же почестями, как фараона.

Но не само по себе почитание крокодила пугало египтян. Вокруг Крокодилополя упорно ходили слухи о людях, которые заходили в Лабиринт, но назад уже не возвращались. Ученые настаивают на том, что до сих пор не найдено ни одного точного свидетельства кровавых жертв Себеку. А священных крокодилов кормили мясом животных, хлебом и вином. Но откуда же тогда взялась та ненависть к Лабиринту, о которой прямо пишут античные историки?

Видимо, человеческие жертвоприношения Себеку если и проводились, то в глубокой тайне. Не исключено, что людей похищали для этих целей в разных городах Египта. Об этом догадывались, но не говорили открыто. Ведь обвинить жрецов означало бросить вызов богу. А популярность Себека с годами лишь росла. Постепенно он стал считаться одним из главных богов Египта и жрецы даже провозгласили его «богом Вселенной».

Кстати, знаменитый древнегреческий миф о Минотавре, скорее всего, опирается как раз на историю египетского Лабиринта. Только крокодила греки заменили на человека с бычьей головой (очень похожего этим на одного богов Египта).

Кстати.

Сведения о человеческих жертвоприношениях в Египте ставились под сомнение еще в эпоху Античности. Так, «отец истории» Геродот писал в V веке до нашей эры: «Много ходит в Элладе… нелепых сказаний. Так, например, вздорным является сказание о том, как египтяне по прибытии Геракла в Египет увенчали его венками, а затем в торжественной процессии повели на заклание в жертву Зевсу. Сначала Геракл не сопротивлялся, а когда египтяне хотели уже приступить к закланию его на алтаре, собрался с силами и перебил всех египтян. По моему же мнению, подобными рассказами эллины только доказывают свое полное неведение нравов и обычаев египтян.

В самом деле, возможно ли, чтобы люди, которым не дозволено убивать даже домашних животных, кроме свиней, быков, телят (если только они „чисты») и гусей, стали приносить в жертву людей. Притом Геракл прибыл туда совершенно один и, по их же собственным словам, был только смертным, как же мог он умертвить такое множество людей? Да помилуют нас боги и герои за то, что мы столько наговорили о делах божественных!» Тем не менее истории о кровавых богах Египта сохранились и благополучно дожили до наших дней.

Источник

Урок «Паломничества и святыни»

На уроке по теме «Паломничества и святыни» (модуль «Основы мировых религиозных культур») учащиеся знакомятся с главными святынями мировых религий и местами паломничеств верующих.

На уроке используются современные педагогические технологии, которые позволяют достичь поставленной цели и планируемых результатов. Фронтальная работа на этапе формулирования темы урока и постановки учебной проблемы сменяется работой в группах, где учащиеся занимаются решением проектных задач.

Урок информационно насыщен, помимо материала учебника используются дополнительные источники: индивидуальная опорная схема, репродукции картин, «Информационный справочник», электронная презентация.

Отличительной особенностью урока является наличие краеведческого компонента («Паломничества в христианстве Тюменской области»)

Тема: Паломничества и святыни.

Цели: создание условий для знакомства учащихся с главными святынями мировых религий и местами паломничеств верующих, развитие коммуникативных навыков и умения осуществлять поиск информации, воспитание нравственных и гражданственных качеств личности.

Познакомить учащихся со святынями мировых религий: христианства, иудаизма, ислама, буддизма и местами паломничеств верующих с целью формирования познавательных умений.

Развивать коммуникативные умения учащихся через работу в группах.

Развивать умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебного задания.

Развитие презентационных умений: строить монологическую речь, выступать перед аудиторией.

Воспитывать нравственные и гражданственные качества личности: признание многообразия и равенства различных религиозных культур, толерантность по отношению к представителям разных религиозных концессий.

Педагогические технологии: проблемно-диалогическое обучение, технология решения проектных задач, игровые и информационно-коммуникационные технологии.

Предметные: учащиеся познакомятся с главными святынями мировых религий и местами паломничеств верующих.

познавательные УУД: формирование умения представлять информацию в табличном виде, анализировать и делать выводы.

коммуникативные УУД: формирование умения слушать и понимать других, строить диалог и монолог, работать в группе.

регулятивные УУД: формирование умения работать по плану, осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные: формирование умения выражать свои эмоции.

Добрый день, ребята! Друзья, сегодня у нас необычный урок, а необычен он лишь тем, что у нас гости.

Поприветствуем друг друга и гостей. (Ребята сидят в группах по 4 человека)

— Посмотрите друг другу в глаза и поприветствуйте правой рукой партнера по лицу, дайте пять партнеру по плечу.

Поднимите руку партнеры под номерами 1, 4, 3, 2.

У нас сформированы команды и мы готовы начать.

-Проведем актуализацию знаний.

-Вы поработаете с партнерами по плечу. Проверяете знания по предыдущей теме. Четным номерам – вопросы, нечетным номерам – ответы. (таймер на 2 мин)

1. Зачем древние люди рисовали изображения животных, а потом поражали их копьями?

а) проведение таких действий притягивает удачу на охоте;
б) тренировались в меткости и ловкости для успехов на охоте;
в) проведение досуга.

2. Зачем древние египтяне приносили богам подношения, подарки, и молились им?

а) хотели показаться хорошими;
б) дома было всего много и проносили поделиться;
в) стремились умилостивить богов.

3. Какой обряд во всех религиях является главным ежедневным?

а) молитва;
б) жертвоприношение;
в) посещение церкви.

4. Свидетельством чего у мусульман является произношение взрослыми слов шахады?

а) свидетельство ежедневных молитв;
б) свидетельство веры;
в) чтобы стать мусульманином.

5. Шаббат – это соблюдение

а) воскресенья;
б) молитва в любой день;
в) субботы.

6. В какой вере ежедневная молитва называется мантра?

а) в буддизме;
б) в иудаизме;
в) в исламе;
г) в христианстве.

7. В течение какого срока после смерти буддисты совершают обряды, которые должны подготовить душу к ее новому перерождению?

а) 40 дней;
б) Здня;
в) 7 недель

1. Зачем древние люди рисовали изображения животных, а потом поражали их копьями?

а) проведение таких действий притягивает удачу на охоте;
б) тренировались в меткости и ловкости для успехов на охоте;
в) проведение досуга.

2. Зачем древние египтяне приносили богам подношения, подарки, и молились им?

а) хотели показаться хорошими;
б) дома было всего много и проносили поделиться;
в) стремились умилостивить богов.

3. Какой обряд во всех религиях является главным ежедневным?

а) молитва;
б) жертвоприношение;
в) посещение церкви.

4. Свидетельством чего у мусульман является произношение взрослыми слов шахады?

а) свидетельство ежедневных молитв;
б) свидетельство веры;
в) чтобы стать мусульманином.

5. Шаббат – это соблюдение

а) воскресенья;
б) молитва в любой день;
в) субботы.

6. В какой вере ежедневная молитва называется мантра?

а) в буддизме;
б) в иудаизме;
в) в исламе;
г) в христианстве.

7. В течение какого срока после смерти буддисты совершают обряды, которые должны подготовить душу к ее новому перерождению?

а) 40 дней;
б) Здня;
в) 7 недель.

а) различные действия и движения человека во время молитвы;
б) поведение человека, различные действия, которые связывают его с потусторонним миром

2. Кто ведал молитвами и подношениями в храмах древних египтян?

а) верующие;
б) жрецы;
в) старшие.

3. Сколько раз в день мусульманин должен молиться?

4. В какой вере соблюдается шаббат?
а) в христианстве;
б) в иудаизме;
в) в исламе.

5. Что символизирует особый навес во время церемонии бракосочетания в иудаизме?

а) защита от дождя;
б) шатер древних евреев;
в) красоту и таинство бракосочетания.

6 . Как назывались в древности люди которые выполняли религиозные обряды?

а) шаманы;
б) колдуны;
в) лары.

7. В какой день обычно верующие христиане посещают церковь?

а) пятница;
б) воскресенье;
в) суббота.

а) различные действия и движения человека во время молитвы;
б) поведение человека, различные действия, которые связывают его с потусторонним миром

2. Кто ведал молитвами и подношениями в храмах древних египтян?

а) верующие;
б) жрецы;
в) старшие.

3. Сколько раз в день мусульманин должен молиться?

4. В какой вере соблюдается шаббат?
а) в христианстве;
б) в иудаизме;
в) в исламе.

5. Что символизирует особый навес во время церемонии бракосочетания в иудаизме?

а) защита от дождя;
б) шатер древних евреев;
в) красоту и таинство бракосочетания.

6. Как назывались в древности люди которые выполняли религиозные обряды?

а) шаманы;
б) колдуны;
в) лары.

7. В какой день обычно верующие христиане посещают церковь?

а) пятница;
б) воскресенье;
в) суббота.

— Встаньте те, у кого ответы были все верными.

Постановка темы и целей урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

(На доске репродукции картин: Ильи Репина «Паломник» и Василия Перова «Паломница». Учитель предлагает учащимся рассмотреть их, прочитать название картин и фамилии художников).

Учитель: Кто изображён на картинах?

Расскажите о мужчине на картине Репина. Как он одет? Чем занимается?

Расскажите о женщине на картине Перова.

Что объединяет эти картины?

Учащиеся: Картины похожи тем, что изображённые на них люди отправились в далёкое путешествие. Картины имеют одинаковые названия: «Паломник» и «Паломница».

Учитель: О ком мы будем говорить на уроке?

Обсудите в группе, как мы назовём тему нашего урока? (называют)

— Тема нашего урока «Паломничества и святыни». Слайд 1

Учитель: Откройте учебник на стр. 58, узнайте значение слова «паломничество».

(Слово «паломничество» вывешивается на доску. Учащиеся объясняют значение слова)

Учитель: Образуйте от слова «паломничество» существительное, которое называет человека .

(Слово «паломник» вывешивается на доску)

Учитель: Кто такой паломник?

Чтение учителем стихотворения «Паломник» Юрия Печёрного

Куда идёшь с котомкой на плече? Ты дал обет – паломником дойти

Что ищешь в странах ты далёких? К святым местам, чтоб поклониться,

И от родного дома вдалеке И душу грешную свою спасти,

В лишениях живёшь жестоких? И благодати там напиться.

Учитель: Начиная любую работу, нужно обязательно видеть конечную цель.

Партнер номер 1 раздайте розовые листы «ЦЕЛИ» (что я хочу узнать)

В течение 30 сек. в группе отметьте галочкой в левой колонке, чего вы бы хотели достичь на уроке. Слайд 5

— Назовите цели, которые вы поставили перед собой. Начинает стол… №….

«Цели» (что я хочу узнать)

А над этим заданием вы поработаете самостоятельно.

В столбике «ДО» поставьте +, если вы согласны с утверждением, или – если вы не согласны с утверждением. Чтобы принять решение, учитывайте свой личный опыт, знания и убеждения. Слайд 6

Переверните лист, к нему мы вернемся позже

Первичное усвоение новых знаний.

-Для достижения поставленных целей, вы поработаете в группах

Партнер 3 достаньте задание из конверта. Прочитайте задание. Чтобы ответить на вопрос, вы самостоятельно находите информацию. На это Вам 3 минуты.

Используя текст в учебнике на стр. 58-61, составьте словарь терминов и понятий по уроку

Паломничество – путешествие с целью поклонения какому-то предмету или месту, являющемуся особенно священным.;

Мощи – это останки тел умерших людей – праведников;

Хадж – (в переводе с арабского) паломничество, связанное с посещением Мекки.

Накхор – паломничества в буддизме.

Используя текст в учебнике на стр. 58-59 «Паломничества в христианстве», заполните таблицу

(главные для данной Религии

Используя текст в учебнике на стр. 59-60 «Паломничества в исламе», заполните таблицу

(главные для данной Религии

Используя текст в учебнике на стр. 61

«Паломничества в иудаизме», заполните таблицу

(главные для данной Религии

Используя текст в учебнике на стр. «Паломничества в буддизме» и на желтом листе, заполните таблицу

(главные для данной Религии

Используя текст на желтом листе, заполните таблицу

«Паломничества в христианстве Тюменской области»

(главные для данной Религии

Тзачем древние египтяне приносили богам подношения подарки и молились им. Смотреть фото зачем древние египтяне приносили богам подношения подарки и молились им. Смотреть картинку зачем древние египтяне приносили богам подношения подарки и молились им. Картинка про зачем древние египтяне приносили богам подношения подарки и молились им. Фото зачем древние египтяне приносили богам подношения подарки и молились имзачем древние египтяне приносили богам подношения подарки и молились им. Смотреть фото зачем древние египтяне приносили богам подношения подарки и молились им. Смотреть картинку зачем древние египтяне приносили богам подношения подарки и молились им. Картинка про зачем древние египтяне приносили богам подношения подарки и молились им. Фото зачем древние египтяне приносили богам подношения подарки и молились имюменская область богата не только природными ресурсами и красотами. Паломников со всей страны привлекают Святыни этого региона.
На территории Тюменской области располагаются 4 действующих монастыря: Свято-Троицкий Тюменский мужской монастырь, Богородично-Рождественский Ильинский женский монастырь, Свято-Знаменский Абалакский мужской монастырь и Иоанно-Введенский женский монастырь. Все монастыри являются памятниками истории и архитектуры и тесно связаны с событиями исторического и культурного плана.

Много тайн и загадок хранят старые стены Свято-Троицкого мужского монастыря – древнейшего сибирского храма, украшенного одним из лучших иконостасов Сибири.

Повышенным интересом у жителей и гостей города Тобольска пользуется Свято-Знаменский Абалакский монастырь и его чудотворная икона Абалакской Божией Матери «Знамение», на поклонение которой в поисках душевного и физического исцеления уже более 300 лет идут и едут паломники из всех уголков России. Считается, что от этой иконы произошло более 40 случаев исцеления.

Самым популярным местом паломничества в Тюменской области является ее духовная столица Тобольск. В Тобольск с каждым годом приезжает большое количество паломников и верующих, чтобы посетить колыбель сибирского христианства и приложиться к мощам святителя Иоанна, митрополита Тобольского и всея Сибири Чудотворца.

ФИЗМИНУТКА. Встаньте, задвиньте стульчики. В ы передвигаетесь под музыку по классу. Как только музыка закончится, вы находите с помощью поднятой руки себе партнера. И отвечаете на вопросы

Как называется ежедневная молитва в буддизме?(мантра). Отвечает тот, кто выше ростом

Что такое Крещение?(таинство вхождения в христианскую общину). Отвечает тот, у кого больше букв в фамилии.

В честь чего в христианстве было дано название дня недели ВОСКРЕСЕНЬЕ?( в память о воскресении Иисуса Христа). Отвечает тот, у кого день рождения ближе к 1 июня.

Первичная проверка понимания

Партнеры 1, 2, 3, 4 расходятся по группам и начинают обучать друг друга, начиная с партнера 1 группы. Время 1 мин каждому. И заполняете Билетик на выход (маршрутный лист)

Тест. У вас на столах веера. Показываю вопрос на слайде (вопросы в презентации. Слайд 11-22), вы поднимаете номер правильного ответа на веере.

ДО/ПОСЛЕ заполняем колонку после

Рефлексия (подведение итогов занятия)

(видеофрагмент о городе Иерусалим)

Какой город называют «городом трёх религий»? (Иерусалим)

Почему в Иерусалим стремятся паломники разных религий?

(В этом городе находятся святыни христиан, иудеев, мусульман)

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Подготовить рассказ на тему «Святыни в различных религиозных культурах» или составить кроссворд (по выбору учащегося). Слайд 24

Чтение учителем стихотворения «Паломнику»

Посещайте святые места, Посещайте святые места,

Ведь они очищают нам душу, Чтоб душа пребывала в покое,

Люди верят потом в чудеса Чтоб сходила на Вас благодать

И стараются быть чуть получше. И уста воспевали бы Бога.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *