зачем едят блины на поминках

Поминальная еда: почему блины являются обрядовым блюдом? (2 фото)

О том, почему блины на поминках подают в обязательном порядке, задумывались многие, кому пришлось побывать на этом печальном мероприятии.

зачем едят блины на поминках. Смотреть фото зачем едят блины на поминках. Смотреть картинку зачем едят блины на поминках. Картинка про зачем едят блины на поминках. Фото зачем едят блины на поминках

У славян поминки покойного представляли собой своего рода милостыню для души. Тризны на могилах почивших близких устраивались с глубокой древности, еще до прихода христианства.

Обязательными элементами поминального стола также являются кутья (коливо, канун) и кисель. Раньше кутью готовили из ячменя или пшеницы. Сейчас ее варят из риса, добавляя мед и изюм. Зерна символизируют собой воскрешение и вечную жизнь: попадая в землю, они дают всходы и новые растения. Так и душа умершего после захоронения тела снова возрождается к вечной жизни. Сладкая составляющая – мед, изюм выражает собой сладость духовную, которая ожидает в Царствии небесном.

Наши предки отдавали первые блины на помин души нищим, странникам, то есть пришедшим извне. Такие люди считались посредниками, проводниками между реальным и загробным миром. Блин помимо прочего считается символом смерти и загробного мира, пищей, которой можно символически накормить души усопших.

Что касается киселя, то он у славян отличался от привычного нам напитка. Он был сытным, и именно пищей, а не питьем, как сейчас. Основой киселя была специальная закваска на муке. Если вспомнить народные сказки, то их герои нередко упоминают удивительные земли (тот свет), где среди кисельных берегов текут молочные реки.

Блины как элемент свадебного обряда

зачем едят блины на поминках. Смотреть фото зачем едят блины на поминках. Смотреть картинку зачем едят блины на поминках. Картинка про зачем едят блины на поминках. Фото зачем едят блины на поминках

О том, что блины являются главным символом Масленицы, знают все. Но эта выпечка использовалась славянами не только как элемент поминок, но и свадебных обрядов. Но их отсылка опять-таки поминальная, поскольку невеста «умирала» для своей семьи, как девушка, а потом «воскресала» уже в новой, возрождалась в ином качестве – жены и матери в последующем.

Новобрачных было принято кормить блинами после первой брачной ночи. Еще старинной традицией было угощение блинами новоиспеченного зятя тещей. А молодая жена в шутку должна была пытаться отобрать первый блин, чтобы стать главой семьи. В некоторых местностях невеста сама пекла блины и угощала ими гостей.

зачем едят блины на поминках. Смотреть фото зачем едят блины на поминках. Смотреть картинку зачем едят блины на поминках. Картинка про зачем едят блины на поминках. Фото зачем едят блины на поминках

зачем едят блины на поминках. Смотреть фото зачем едят блины на поминках. Смотреть картинку зачем едят блины на поминках. Картинка про зачем едят блины на поминках. Фото зачем едят блины на поминках

зачем едят блины на поминках. Смотреть фото зачем едят блины на поминках. Смотреть картинку зачем едят блины на поминках. Картинка про зачем едят блины на поминках. Фото зачем едят блины на поминках

зачем едят блины на поминках. Смотреть фото зачем едят блины на поминках. Смотреть картинку зачем едят блины на поминках. Картинка про зачем едят блины на поминках. Фото зачем едят блины на поминках

зачем едят блины на поминках. Смотреть фото зачем едят блины на поминках. Смотреть картинку зачем едят блины на поминках. Картинка про зачем едят блины на поминках. Фото зачем едят блины на поминках

зачем едят блины на поминках. Смотреть фото зачем едят блины на поминках. Смотреть картинку зачем едят блины на поминках. Картинка про зачем едят блины на поминках. Фото зачем едят блины на поминках

зачем едят блины на поминках. Смотреть фото зачем едят блины на поминках. Смотреть картинку зачем едят блины на поминках. Картинка про зачем едят блины на поминках. Фото зачем едят блины на поминках

Как правильно есть блины)))
Николай Лесков «Железная воля»:

«– Да зачем его жевать, блин что хлопочек: сам лезет; ты вон гляди, как их отец Флавиан кушает, видишь? Что? И смотреть-то небось так хорошо! Вот возьми его за краечки, обмокни хорошенько в сметанку, а потом сверни конвертиком, да как есть, целенький, толкни его языком и спусти вниз, в свое место.
– Этак нездорово.
.

Отец Флавиан спускал конвертиками один блин за другим, и горя ему не было; а Гуго то краснел, то бледнел и все-таки не мог с отцом Флавианом сравняться. А свидетели сидели, смотрели да подогревали его азарт и приводили дело в такое положение, что Пекторалису давно лучше бы схватить в охапку кушак да шапку; но он, видно, не знал, что «бежка не хвалят, а с ним хорошо». Он все ел и ел до тех пор, пока вдруг сунулся вниз под стол и захрапел.Дьякон Савва нагнулся за ним и тянет его назад.
– Не притворяйся-ка, – говорит, – братец, не притворяйся, а вставай да ешь, пока отец Флавиан кушает.
Но Гуго не вставал. Полезли его поднимать, а он и не шевелится. Дьякон, первый убедясь в том, что немец уже не притворяется, громко хлопнул себя по ляжкам и вскричал:
– Скажите на милость, знал, надо как здорόво есть, а умер!
– Неужли помер? – вскричали все в один голос.А отец Флавиан перекрестился, вздохнул и, прошептав «с нами бог», подвинул к себе новую кучку горячих блинков.»

зачем едят блины на поминках. Смотреть фото зачем едят блины на поминках. Смотреть картинку зачем едят блины на поминках. Картинка про зачем едят блины на поминках. Фото зачем едят блины на поминках

зачем едят блины на поминках. Смотреть фото зачем едят блины на поминках. Смотреть картинку зачем едят блины на поминках. Картинка про зачем едят блины на поминках. Фото зачем едят блины на поминках

Кто же умирает в этот день? Исследователи утверждают – «зима», Мара. Но это значение лежит на поверхности. Чтоб ответить на этот вопрос, давайте вспомним, как жили предки в наших северных широтах. Всю долгую зиму питались тем, что удалось заготовить стремительным северным летом. Магазинов ещё не было, не было и больниц с новейшим оборудованием. Так что зима собирала свою печальную жатву. Очень многие не доживали до весны. Вот всех их, зимних покойников, провожали с миром в первые дни Масленицы.

Пели поминальные песни, пекли блины, варили кисель. Ходили друг к другу в гости, чтоб помянуть других, узнать, кто ушёл из жизни.

Масленица раньше праздновалась не менее двух недель, это потом, когда появилась трудовая повинность, праздник всё сокращали и сокращали. Сегодня уже мы гуляем только три дня.

Важным элементом масленичных гуляний был именно Калинов мост. Его отголоски остались в бое мешками с сеном на бревне. Сегодня сражаются на бревне два человека, а раньше человек старался победить нечистую силу – ряженых. Тот, кому удавалось сбить нечисть, объявлялся масленичным князем. Конечно, таких князей вполне могло быть несколько, поэтому возникало небольшое соревнование между ними. Полный победитель становился князем, остальные – воеводами.

Пока мужчины выясняли, кто сильнее, женщины создавали Мару – куклу из соломы и тряпок. Не просто из ветоши, для чучела использовалась часть одежды умерших этой зимой людей. Всех их женщины оплакивали поимённо, о каждом вспоминали, трудясь над масленичным чучелом.

Источник

Почему на поминки принято печь блины? И что еще обязательно должно быть на столе?

При соблюдении православных традиций обязательны на поминках кутья и блины, которые являются обрядовыми блюдами, связанными с представлением о потустороннем мире, солнце и свете. Первый блин обычно кладут на окно — для покойного. Второй блин отдавали нищим, чтоб усопших помянули.

В скоромные дни разрешались мясные блюда: жаркое, мясная тушенка, пироги «кулебяка», борщ, каша, лапша с птицей. Горячая пища считалась обязательной, т. к. верили, что душа покойного отлетает вместе с паром.

Старались, чтобы на столе стояло четное количество блюд, смена их не практиковалась, но придерживались определенной последовательности приема.

Кутью положено предварительно освящать в храме. Здесь тоже имеется своя символика, в которой зерна служат знаком воскрешения, а мед (изюм) знаменует духовную сладость благ вечной жизни в Царствие Небесном. В кутье как бы заключены представления древних о бессмертии души.

Православные каноны устанавливают, что на поминальном столе не должно быть спиртного, т. к. главное в поминках не еда, а молитва, явно несовместимая с нетрезвым состоянием, в котором вряд ли допустимо просить у Господа улучшения загробной участи почившего. Недаром народная пословица гласит «Питие есть веселие души», но в такой день вряд ли веселье будет праздничным.

Хлеб, пироги было принято разламывать руками, а не резать. Остатки поминального обеда, а особенно выпечку всегда раздавали присутствующим «на вынос» с тем, чтобы те и дома могли еще раз со своими домочадцами помянуть добрым словом умершего, тем более, что не все могли по разным причинам присутствовать на поминках. Крошки хлеба на следующий день носили на могилу, тем самым как бы приобщая покойного к информации о том, как проходили поминки.

Последним поминальным блюдом обычно был кисель, чай.

Источник

Зачем умерших людей поминают едой

Поминки – важный обряд не только для живых, но и для мертвых.

Похороны в православии сопровождаются специальными обрядами, одним из которых являются поминки. Их ключевой момент – коллективная трапеза, которую родственники умершего устраивают на кладбище или в доме покойного.

Откуда у ритуала ноги растут

Этот ритуал берет начало со времен Византии, и до наших дней он дошел практически без изменений. Поминки совершаются первый раз сразу после погребения и затем еще трижды: на 9 день после смерти, на сороковой день и на годовщину. Прийти на поминальную трапезу могут все, кто хочет отдать дань уважения усопшему. Далее поминки проходят ежегодно в день смерти человека в семейном кругу после посещения могилы.

Почему нужно есть кутью, блины и кисель

Далеко не в каждой культуре поминальный обряд связан с едой, но в православии принято именно так. Не стоит думать, что поминки – обычная трапеза. Ее цель – отдать дань уважения умершему, вспомнить все хорошее, что было с ним связано и помолиться об упокоении его души. Меню поминальной трапезы достаточно специфичное: кутья, блины с медом и кисель. Кутья – это каша из риса или цельных зерен пшеницы, заправленная изюмом и медом. Поскольку традиция восходит к раннему христианству, то зерна символизируют Воскресение, а мед и изюм – радостную жизнь праведников на небесах. Именно поэтому кутью обязан попробовать каждый, присутствующий на поминках. Также зернами питаются птицы, и у древних славян считалось, что душа умершего сможет вернуться на землю в птичьем образе. Кисель, который также должен выпить каждый, подается в завершении поминок перед уходом. Остальная еда должна быть простой, не праздничной. По церковным правилам нельзя поминать усопшего водкой и крепкими алкогольными напитками, но в современной практике этого мало кто придерживается. Оставшуюся от поминок еду дают с собой уходящим, с просьбой помянуть усопшего еще раз дома или относят в церковь с той же целью.

Зачем раздавать сладости

Иногда родственники раздают на кладбище различные сладости. Этот ритуал также пришел из глубины веков, когда сладкое было редкостью и ценилось высоко. Таким образом люди просили окружающих помолиться за помин души умершего. Очередные поминки совершаются на 9 день в честь 9 ангельских чинов, которые ходатайствуют о помиловании умершего перед Господом. В этот день на поминальную трапезу приглашаются только близкие умершего. Очень важны поминки на 40 день. Они призваны «загладить» грехи усопшего, поэтому на них приглашают всех, кто готов за трапезой помолиться о его душе.

Поминая усопших, не забывайте, что их душам нужна не еда, а молитва и наша память.

Источник

Блины в русских обрядах и поверьях

Основная символика блинов связана с представлением о смерти и потустороннем мире: блины посвящают умершим, символически кормят ими души предков, передают блины на «тот свет» в гробу с покойником и т.п.

Посредниками между реальным и потусторонним миром выступают лица, являющиеся «извне»: нищие, странники, колядники, которым раздают блины.

БЛИНЫ В ПОХОРОННО-ПОМИНАЛЬНЫХ ОБРЯДАХ

На похороны и поминки блины пекут как поминальное блюдо, посвящаемое умершим. В день погребения на стол ставят кипу блинов, и старший из присутствующих мужчин разламывает первый блин и кладет на окно для покойника. На похоронах и поминках первый горячий блин, как и хлеб, не режут, а рвут на части и раскладывают на окнах, чтобы паром от него питалась душа умершего. Блины иногда кладут на грудь умершему, в гроб, на могилу. Блинами поминают на могиле, а остатки отдают нищим странникам. На следующий день носят завтрак покойному, тоже оставляя блины на могиле. Блины пекут на девятый, на сороковой день и в последующие поминальные дни, а также в календарные поминальные («родительские») праздники: на Фоминой неделе (на «дедовую неделю», Красную Горку, Радуницу), в Дмитровскую субботу и т.д.

Считалось, что кто «печет» блины на поминки, «печется» о насыщении души умершего. Поминальные блины разносят по домам, приносят на могилу, в церковь, раздают нищим.

В Прощеное воскресенье или в субботу идут с блинами на кладбище «прощаться с родителями». В обряде похорон Масленицы блин дают в руки чучелу Масленицы.

Блины пекут также на Вознесение. Их называют «Христу онучи», «христовы (или «божьи») онучи». Их пекут на счастье, берут с собой в поле.

Блины бывают составной частью угощения на дожинках и в начале жатвы.

БЛИНЫ В СВАДЕБНЫХ ОБРЯДАХ

После брачной ночи молодых кормят блинами, совершают шуточный обряд «блин продолбить», устраивают «блинный стол», мать невесты присылает блины к выходу молодых из бани. Повсеместно у русских теща угощает зятя блинами в конце свадьбы. Во время угощения невеста старается вырвать у жениха первый блин, чтобы получить власть над мужем. По способу поедания женихом блина судили о девственности невесты: если она оказалась «нечестной», жених ломал блин, прокусывал у него середину, откладывал взятый блин и больше не ел, дарил теще дырявый блин или клал на блин не целый рубль, а мелочь, если молодая «не цела». В некоторых местах и сама невеста в конце свадьбы печет блины и угощает ими мужа и гостей, иногда устраивают шуточную продажу невестиных блинов.

СИМВОЛИКА БЛИНОВ В ФОЛЬКЛОРЕ И БЫТУ

Символика блинов в фольклоре, как и в обрядах, связывает их со смертью и с небом как иным миром. Так, в сказке старик лезет на небо и видит там избушку из блинов.

Тот же мотив отражен в поговорке про избу: «Блинами прошить, лепешками покрыть».

В сказке солнце на небе печет на себе блины (ср. украинскую пословицу: «Вона своiм носом чуе, як на небi блины печуть»).

В заговоре от икоты ее отсылают туда, где пекут блины; «там блины пякуть, табе дадуть», подобно тому как оставляют их покойнику на поминках. В загадке блин в масле на сковороде сравнивается с рыбой, с которой их роднит использование в качестве поминального угощения: «Берега железны, вода дорога, рыба без костей».

С печением блинов связан ряд бытовых предписаний и запретов. Так, посторонним запрещается смотреть, как пекут блины, иначе они не зададутся. У белорусов пекущего блины приветствуют: «Скачком блiны!», а в ответ на это, говорят: «Тарчком з iзбы!»

Выпекая первый блин, зовут покойных родных есть блины. Первый блин перед обедом дают молодому домашнему животному, а последний оставляют на сковороде и после обеда скармливают матери этого животного.

Одолженную под блины сковороду возвращают не пустую, а с последним блином, причем держат ее не голыми руками, а сковородником.

В Полесье запрещается печь блины в Великий пост (а иногда и на Пасху, на Новый год, в Петровский пост) во избежание засухи.

Источник

Статьи

Ритуальные услуги в России → Почему на поминках едят блины и пьют кисель?

зачем едят блины на поминках. Смотреть фото зачем едят блины на поминках. Смотреть картинку зачем едят блины на поминках. Картинка про зачем едят блины на поминках. Фото зачем едят блины на поминках

Традиционными блюдами на поминках у православных христиан являются кутья ((сладкое блюдо из риса с добавлением меда и сухофруктов), блины и кисель. В древности только эти три блюда и составляли весь поминальный стол. Готовили все эти обрядовые блюда во все времена и в разных регионах по-разному, поэтому классических рецептов не существует. Разберем каждое из трех блюд в отдельности.

Кутья. В старину для ее приготовления использовали ячменную или пшеничную муку, позже делали ее из вареного риса, добавляя в него мед и сухофрукты (чаще изюм). Кутью предварительно положено освящать в храме или хотя бы окроплять святой водой дома. Зёрна кутьи символизируют воскрешение: попадая в землю, они превращаются в растения – так же и умерший после захоронения воскресает к вечной жизни. Мед в кутье является символом духовной сладости тех благ вечной жизни, которые ожидают умершего в Царствии Небесном. В кутье заключены представления наших предков о бессмертии души.

Блины. Это особое обрядовое блюдо у восточных славян, в частности у русских. Главная символика блинов связана с представлениями о потустороннем мире и о смерти. Блины у нас принято посвящать умершим, символически кормить ими души предков. В обрядовых традициях посредниками между потусторонним миром и миром реальным выступают нищие, странники, которым мы даем подаяние и раздаем блины в том числе. Из распространенных обрядовых традиций, связанных с блинами, всем хорошо знакомо празднование Масленицы.

Кисель. На Руси издавна кисель был обрядовым блюдом. Однако процесс приготовления был совсем иным, да и конечный продукт сильно отличался от современного киселя. «Древний» кисель делали на закваске из муки, это было сытное блюдо, а не напиток как сейчас. Поэтому его варили по особым случаям, таким, как поминки. Существует вариант, что около четырех веков назад кисель готовили как основное блюдо, чтобы раздавать его нищим и бездомным, которые в огромном количестве приходили на поминки, и всех их нужно было накормить.

Если обратить к народному фольклору, то узнаем, что кисель связан с потусторонним миром. Вспомните, когда герои умирали, попадали в тридевятое царство, «на тот свет», то они видели сказочные молочные реки в кисельных берегах. Поэтому наши предки на поминках ели кисель вместе с молоком.

Сейчас, конечно, вся символика практически утеряна, а традиция варить кисель, печь блины и делать кутью осталась.

Автор: Сидорова Татьяна, дата публикации: 15.02.2017
Перепечатка без согласия редакции запрещена!

Вы можете приложить к своему отзыву картинки.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *