зачем египтяне красили глаза
Макияж в древнем Египте
Современный макияж связана с прошлым: от кошачьих глаз до красной помады и румян на щеках. Все датируются древними временами! Являетесь ли вы любителем истории или любите творчески использовать косметику, нельзя отрицать влияние Египта. Сегодня макияж в древнем египте продолжает нас удивлять.
Косметика существует со времен древнего Египта. Если вы когда-либо видели рисунки древних египтян, то вы, несомненно, заметили эффектный макияж глаз, присутствующий на мужчинах и женщинах. Древние египтяне обоих полов обычно наносили косметику и другие косметические средства, такие как духи. Они гордились своей внешностью и стремились улучшить свою внешность с помощью макияжа. Каким был макияж древнего египта?
Краткая история макияжа в Египте
Древние люди работали с тем, что было доступно в их среде. Египтяне использовали окружающие их природные ресурсы для создания косметики.
Еще в 4000 г. до н.э. египтяне использовали косметику для создания макияжа. Некоторые из распространенных косметических средств в Древнем Египте включали в себя:
Малахит, медная руда, для создания зеленого цвет макияжа глаз;
Кохль, использовался для рисования толстых характерных черных линий, придавая глазам миндальную форму;
Красная охра, которая использовалась как румяна или цвет губ;
Хна, которая широко использовалась для окраски кончиков пальцев рук и ног;
Минералы измельчали в порошок и затем смешивали с агентом-носителем (часто животным жиром), чтобы его было легко наносить и оставлять на коже.
Макияж глаз
Египтяне в основном использовали галену (более известный как кохль) и порошок малахита (зеленый минерал) для макияжа глаз. Галена была черной краской, которая защищала глаза от солнца, в то время как порошок малахита делал глаза больше визуально. Оба наносились с использованием слоновой кости, дерева или палочек из металла.
Черный цвет в основном для подводки глаз и создания миндальной или кошачьей формы. Кохль также применялся для бровей и ресниц. Зеленый пигмент наносился на все веко и под костью лба. Хотя стили с течением времени менялись, черный и зеленый были основными элементами красоты в древнем Египте.
Косметика использовались не только для красоты, но и для для здоровья и защиты от солнца (среди прочего, кохль отгонял мух и защищал от инфекций). Еще древние египтяне верили, что макияж защищает от зла (считалось, что глаза без макияжа более подвержены дурному глазу. В результате макияж стал источником личной силы.
Бедные люди хранили косметические средства в глиняных сосудах, а богатые в контейнерах из слоновой кости, которые были красиво вырезаны и украшены драгоценностями.
Макияж губ
Хотя глаза имели наибольшее значение, мужчины и женщины обращали внимание и на губы. Обычно губы красили красной охрой. Иногда ее смешивали со смолой, чтобы цвет дольше держался на губах. Самыми популярными цветами в древнем Египте был красный, оранжевый, пурпурный и сине-черный.
На Клеопатре была уникальная красная помада, созданная из цветов, красной охры, рыбьей чешуи, измельченных муравьев, кармина и пчелиного воска. Ингредиенты смешивали в медных или деревянных мисках (в зависимости от уровня класса), и после того, как цвет был создан, его можно было наносить прямо на губы. Это делалось с помощью мокрых деревянных палочек.
Члены королевской семьи и представители высшего класса красили губы, чтобы продемонстрировать свой статус в обществе. Он стал символом утонченности и благородного происхождения, а не просто предметом красоты.
Хотя более бедные мужчины и женщины также красили губы, это во многом считалось чем-то для высшего сословия. Вот почему зажиточных женщин часто хоронили с несколькими горшками с краской для губ.
Макияж щек
Щеки как и губы красили красной охрой. Это натурально окрашенная глина (гидратированный оксид железа), ее промывали сначала, чтобы отделить песок от охры. Затем оставляли сушиться на солнце, чтобы естественный цвет казался более ярким. Иногда прожигали, чтобы добиться более интенсивного оттенка.
После создания пигмента его смешивали с водой для более гладкого нанесения. Эти румяна похожи на современные. Египтяне наносили эту смесь ручной работы на яблоки щек с помощью влажной деревянной щетки.
Люди древнего Египта использовали румяна не только, чтобы себя украсить, но защитить себя. Жаркий и песчаный климат, интенсивные солнечные лучи действуют на кожу не лучшим образом.
Румянами пользовались как высшие, так и низшие классы. Однако те, у кого были деньги и власть, обычно покупали косметику на рынках. Бедные люди часто делали свои собственные версии дома.
Яркий макияж Клеопатры имел медицинское назначение
Французские ученые выяснили, что яркий макияж, который в Древнем Египте использовали и женщины, и мужчины – вспомните древние рисунки и фильмы о Клеопатре, – не был чисто декоративным. Черная краска, наносимая на лицо, выполняла медицинские функции, говорится в работе, опубликованной в Analytical Chemistry.
Наносимая на лицо черная краска на основе солей свинца (лаурионита Pb(OH)Cl и фосгенита Pb2Cl2CO3) изначально считалась ядовитой – именно из-за содержания свинцовых производных. Однако древним египтянам она помогала защититься от глазных и кожных болезней, а вреда не наносила из-за малого содержания свинца.
В очень низких концентрациях соли инициируют возникновение монооксида азота, который стимулирует иммунную систему. После такой «профилактики» иммунитет более эффективно справляется с бактериями, которые являются возбудителями заболеваний глаз и кожи.
Исследователи из музея Лувра, проводившие работу, отметили, что
идея о медицинском значении египетского макияжа принадлежит еще древним грекам и римлянам.
Однако подтверждения этой гипотезы с точки зрения современной науки до сих пор не было найдено. Более того, она рассматривалась скорее в порядке бреда – ядовитость солей свинца давно стала азбучной истиной и известна, наверное, каждому обывателю (вспомним запрет на повышение октанового числа бензина с помощью этилирования тетраэтилсвинцом). Однако результаты аналитических и биохимических экспериментов заставили медиков частично пересмотреть свое мнение.
Первоначально состав красок, обнаруженных в египетских гробницах и хранящихся сейчас в музеях Лувра, был определен с помощью электронной микроскопии и рентгеновской дифракции. Выяснилось, что в краске содержится четыре основных компонента – галенит (свинцовый блеск) PbS, церуссит PbCO3, лаурионит Pb(OH)Cl и фосгенит Pb2Cl2CO3. При похоронах богатого египтянина, согласно обычаям, его снабжали всеми атрибутами, которые могут понадобиться ему в загробной жизни, и черная краска была среди них. Позже химики искусственно получили аналоги этих красок, пользуясь рецептами, записанными в римских и греческих источниках.
В России PbS — вещество черного цвета — часто путают с сурьмой. Русское слово, обозначающее переходный металл Sb, произошло от аналогичного турецкого слова, которым обозначался именно PbS. Так или иначе, в этом случае речь идет не о сурьме как химическом веществе, а именно о черном минерале галите.
Хлориды свинца в качестве полезных ископаемых не встречаются в Египте и на близлежащих территориях, то есть древние египтяне получали их искусственно, придавая этому определенное значение. На это указывают и античные авторы – Плиний и Диоскорид пишут, что эти вещества хорошо подходили для глазных капель, для заживления гноящихся шрамов, а также угрей на лице.
Механизм синтеза хлоридов (основного и углекислого) весьма прост и отсылает нас к учебнику неорганической химии за 8 класс (см. схему реакций). Их получают из оксида свинца (PbO), воды (H2O), поваренной соли (NaCl) и кальцинированной соды (Na2CO3). Единственная сложность заключается в том, что рН среды постоянно должен поддерживаться на уровне 7 (то есть быть нейтральным). В кислой среде реакция не пойдет, а в избытке щелочи образуется малорастворимый и нежелательный гидроксид свинца Pb(OH)2. По этой причине щелочь (NaOH), образующуюся в ходе реакции, было необходимо непрерывно отводить из реакционной среды.
Чтобы понять, как ионы двухвалентного свинца действуют на клетку, химики-аналитики воспользовались тончайшим электродом – толщиной в 1/10 человеческого волоса. Так они выяснили, что соль свинца вызывает в клетке иммунный ответ, который позволяет более успешно бороться с болезнетворными организмами. Из-за весьма ограниченной растворимости концентрация двухвалентного свинца в клетке очень мала. Однако этого достаточно, чтобы вызвать реакцию на окислительный стресс у особых клеток – кератиноцитов. Эта реакция приводит к активации фермента NO-синтазы, избыточному синтезу в клетке монооксида азота (NO), биологическая роль которого состоит в стимулировании неспецифической иммунной защиты организма. Это было особенно актуально во время активного земледелия на плодородных заливных землях после разлива Нила. Воды реки несли с собой опасные бактерии, которые могли попасть на лицо и глаза с капельками влаги с земли. Однако защищенные «магической» подводкой глаза не боялись инфекции.
Таким образом, известная во всем мире подводка глаз древних египтян была не предметом эстетики, но одним из первых в мире искусственных лекарств и, возможно, первым иммуномодулятором.
Конечно, сами древние египтяне по-другому объясняли лечебное воздействие макияжа. Помимо эстетической функции главным его значением было исполнение ритуала поклонения богам. Нанося на лицо краску и исполняя другие требования культа, люди просили защиты своей жизни и здоровья у Гора и Ра, богов неба и солнца. Именно боги, а не иммунная система, считали египтяне, защищали их от болезней после нанесения ритуального макияжа.
Как раньше красились мужчины (да, они это делали!)
Хотя общество постепенно меняет отношение к макияжу у мужчин, им всё ещё приходится сталкиваться с критикой. В 2019 году представительство косметического бренда NYX в РФ вырезало бьюти-блогера Уэсли Бенджамина Картера с рекламного постера для российской аудитории. А в сентябре этого года под критику попал журналист Юрий Дудь. Некоторые подписчики обвинили его в чрезмерной женственности из-за сделанного маникюра. Но история показывает: косметика не всегда была в статусе «только для девочек».
Древний Египет
В Древнем Египте мужчины пользовались косметикой наравне с женщинами. Она считалась не столько средством украшения, сколько способом показать свой статус и защититься от злых духов.
Косметика была доступна представителям разных сословий, но больше продуктов и более высокое качество могли себе позволить аристократы, жрецы и фараоны. Например, они использовали кремы и пудру, чтобы отбелить кожу. Светлый тон кожи подчёркивал высокий статус, так как означал, что человеку не приходится работать под открытым небом, в отличие от простолюдинов.
В Древнем Египте делали акцент на глазах. Их обводили зелёной или чёрной краской для глаз. Зелёную делали из смеси толчёного малахита и воды. Чёрную изготавливали из минерала галенита. Считалось, что она также защищала глаза от инфекций, вызванных ярким солнечным светом, пылью или насекомыми. Но в первую очередь египтяне подводили глаза для того, чтобы отпугнуть злых духов. Они верили, что духи могут пробраться в душу через глаза.
Фараон и аристократы также нанимали мастеров по маникюру, чтобы ухаживать за ногтями на руках и ногах. Чистоплотность была в почёте у египтян. И мужчины и женщины использовали кремы и увлажняющие масла, часто принимали ванну и пользовались парфюмом.
Египтяне густо обводили верхнее и нижнее веко, добиваясь формы кошачьего глаза
Древний Китай
В этой стране косметикой пользовались в основном женщины, зато маникюр имел большое значение для обоих полов.
Примерно в 3000 году до нашей эры в Древнем Китае создали лак для ногтей. Его делали из пчелиного воска, яичных белков, желатина и натуральных красителей. Измельчённые лепестки орхидеи и роз придавали ногтям цвет от розового до красного. Раствор нужно было держать на ногтях в течение нескольких часов. Накрашенные ногти говорили о статусе как мужчины, так и женщины. Высшим почётом считалось разрешение красить ногти в цвет правящей династии.
А в 600 году до нашей эры в моду вошли длинные ногти. Так аристократы показывали, что им не нужно выполнять тяжёлую работу. Ногти отращивали очень длинными, и чтобы они не ломались, на пальцы надевали защитные накладки, выполненные из золота, серебра и драгоценностей. Длинные ногти были символом богатства и статуса, людям низших сословий было запрещено их отращивать.
Период правления Елизаветы I в Англии
Королева Елизавета правила Англией в 16‑м веке. При её дворе ценилась чистая, доведённая до белизны кожа. Сама Елизавета I отбеливала лицо с помощью пасты, известной как «венецианские белила». За ней повторяли придворные, чтобы таким образом (снова) отделить себя от представителей других сословий.
Белила были также своего рода корректором. В те времена мало кто мог похвастаться идеальной кожей из-за многочисленных болезней и сомнительной гигиены. С помощью белил скрывали родинки, веснушки, следы от оспы. Бледная кожа была составляющей и мужской привлекательности, поэтому никто не считал мужчин с выбеленным лицом странными.
Любимые аристократами «венецианские белила» делали из белого свинца и уксуса. Эта смесь вызывала серьёзные повреждения кожи, а также приводила к медленной и мучительной смерти из-за отравления свинцом.
Королева Елизавета славилась своей красотой, но быстро её потеряла из-за частого использования свинцовых белил. Чем плачевнее становилась внешность, тем более толстый слой белил наносила королева. Ведь, конечно, тогда никто не связывал плохое самочувствие с составом косметики. Свинец приводил к выпадению зубов, волос, а иногда и к потере зрения. Эти белила обезображивали лица не только королевы и придворных дам, но и мужчин.
Франция и Англия 18-го века
Во Франции 18-го века декоративная косметика стала ещё более популярной. Она была предназначена не для того, чтобы подчёркивать собственные черты лица, но чтобы создать универсальный идеальный облик. В почёте оставалось выбеленное лицо, но кроме него также в моде были красные или розовые губы и густые румяна. Как у женщин, так и у мужчин. Эту моду быстро переняли молодые люди из Англии (что им потом неприятно аукнулось).
Мужчины из высших сословий наносили на лицо густые румяна круглой или треугольной формы и красили губы розовой или красной помадой. Также нередко выщипывали брови и выделяли их углём, чтобы кожа казалась ещё белее.
Помимо косметики мужчины носили напудренные парики и туфли на каблуке. А ещё искусственные родинки. Их изготавливали из кусочков тафты. Такие мушки предназначались для того, чтобы придать пикантную деталь образу (а дамы с помощью них даже общались с кавалерами). Но было и второе, чисто практическое предназначение: с помощью таких фальшивых родинок маскировали недостатки кожи.
Примерно вот так выглядел идеал мужской красоты в Европе 18-го века
Так почему макияж в итоге стал считаться естественным только для женщин?
Отношение к мужскому макияжу стало меняться во второй половине 18-го века. В Англии выходцы из молодой британской элиты стали слишком много внимания уделять внешнему виду. Они носили огромные напудренные парики и очень густо красились. Их обвиняли в женственности и подозревали в гомосексуальных связях за чрезмерную жеманность. В обществе их прозвали «макарони» — это была более оскорбительная форма названия «щёголь».
На макарони часто рисовали карикатурные гравюры и высмеивали в театральных постановках. Их изображали как непатриотичных молодых людей, которые думают только о нарядах и собственных удовольствиях.
На отношение к косметике повлияла и церковь. Макияж стал ассоциироваться с тщеславием и притворством. А британская королева Виктория считала косметику вульгарной, и многие её в этом поддержали. Так макияж постепенно вышел из мужской моды. В 19‑м веке косметикой пользовались только женщины и только в умеренных количествах. Чаще всего обходились румянами, с помощью которых освежали лицо.
Но на этом история макияжа для мужчин не закончилась. В 20‑м веке косметика стала постепенно возвращаться в статус унисекс. Например, голливудские актёры часто прибегали к услугам визажиста, чтобы выделить черты лица. Косметикой пользовались артисты 80‑х. Среди них Дэвид Боуи и Принс. Очень может быть, что через несколько лет вид накрашенного мужчины станет для нас таким же привычным, каким это было несколько веков назад.
💄Вот эти ребята научат делать классный макияж
Магический и медицинский смысл египетских стрелок на глазах
Благодаря памятникам культуры мы имеем четкое представление о многих традициях и привычках народов, живших задолго до нас. Так, сегодня ни для кого не секрет, что в Древнем Египте и женщины, и мужчины обильно использовали макияж, в частности, рисовали стрелки на глазах.
Историки установили, что эстетическая сторона вопроса интересовала египтян в последнюю очередь. Это сейчас женщины наводят стрелки и пользуются тенями исключительно для того, чтобы выглядеть более ярко и соблазнительно. Но в Древнем Египте причин для этого ритуала было, в основном, три: религиозная, магическая, медицинская.
Клеопатра красилась на здоровье
Есть основания полагать, что первые пробы макияжа имели практическое значение. Так как сурьму изготавливали из толченого гранита, который был мощным антисептиком, египтяне обеспечивали себе такой краской защиту самого чувствительного органа — глаза. Даже в наши дни сурьму используют на Ближнем Востоке. Она способна защитить глаза в условиях экстремальных песчаных бурь, которые могут вызвать аллергию, воспаление глаза, конъюнктивит. Остается непонятным лишь то, как в те далекие времена удалось установить полезные свойства галенита.
Французские специалисты пришли к выводу, что макияж мужчин и женщин Древнего Египта если и выполнял декоративную функцию, то лишь отчасти. Все помнят макияж Клеопатры, который является эстетическим символом даже современных «стрелок». Черная краска, наносимая на лицо, делалась также с добавлением солей свинца, что является крайне опасным с научной точки зрения. Ядовитость свинца не представляет загадки для современных медиков, но почему же египтяне не умирали от такого экстрим-макияжа? Более того, благодаря краске кожа была защищена.
Возможно, дело в том, что соли свинца содержались в краске в экстранизких концентрациях. Таким образом они провоцировали возникновение монооксида азота, а это вещество является иммуностимулятором. Закаленный и натренированный иммунитет гораздо активнее сопротивлялся инфекциям, потому египтяне не только не умирали от макияжа, но даже меньше болели.
Магический образ глаза
Магический смысл макияжа, особенно зеленых теней, заключался в поклонении богине Хатхор. Косметические тени впервые появились в Синае. Именно там был распространен культ богини радости и веселья. Однако богиня Хатхор имела другую ипостась — богини-львицы Сехмет, которая, в отличие от первой, была жесткой и бескомпромиссной. Считалось, что она едва не свела в могилу всю человеческую цивилизацию. Но именно Сехмет ассоциировали с оком бога Ра, то есть бога Солнца. С помощью его жара богиня могла наслать кару на людей.
Также образ глаза присутствовал и в другом египетском мифе. Миф повествует об убитом Осирисе, сын которого решил поквитаться с убийцей, которого звали Сет. Он расчленил тело Осириса, но Гор отдал ему свой глаз, чтобы воскресить отца. Это удалось, и с тех пор Осирис стал править загробным миром.
Таким образом, мы видим, что во времена фараонов глаза олицетворяли не только красоту, но и силу возмездия. Этот образ имел огромное значение в представлении египтян о миропорядке. Глаза изображались на саркофагах, священных ладьях и в магических рисунках как знак бдительности и наблюдения за деяниями людей.
Зачем еще рисовали стрелки на глазах
Впервые о стрелках на глазах мы находим упоминания именно в документах о Древнем Египте. В те времена народ поклонялся кошачьим, следовательно хотел чем-то походить на этих грациозных животных. Имитируя их разрез глаз, можно было достичь большей их благосклонности. Жрецы говорили, что так человек создает защиту для своей души, чтобы злые духи не могли ее забрать.
Также густая подводка успешно боролась с дурным глазом завистников. Потому даже в наши дни многие египтяне не выходят из дома, предварительно не подведя глаза сурьмой.
Факты о Древнем Египте, которые удивят вас не меньше снега в июле
Кажется, что Древний Египет — небольшой период, ведь в школе ему уделяется несколько уроков. Но это не так. Доисторический период Египта начинается с 9000 г. до н. э. Первые пирамиды начали строить, когда по земле еще ходили мамонты. Пало государство в VII веке незадолго до появления викингов.
В Древнем Египте не было фараонов. Слово «фараон» впервые появилось в Библии и переводилось как «дворец». Правителя именовали царем или владыкой двух земель. Полное именование Иниотефа I звучал так: «наследственный князь, великий господин Фиванского нома, радующего царя в качестве хранителя врат Юга, великий столп того, кто делает, чтобы его обе земли жили». Первое появление титула «фараон» датируется 17 годом н. э. в жреческих летописях.
Рекорд по самому долгому пребыванию у власти поставил Пиопи II. И вряд ли кто-то сможет его повторить. Одни ученые утверждают, что он правил 94 года. Он взошел на престол в 6 лет и умер, не дожив час до 100-летия.
Власть у правителей передавалась от отца к сыну. Но, если наследников трона не было, правителем становилась женщина. Одной из первых, кто взошел на трон, стала Хатшепсут. Ей, как и мужчинам, следовало носить корону, скипетр, цеп, жезл и накладную бородку. Поэтому Хатшепсут чаще всего изображают с бородой.
Вопреки популярному мнению, слуг, жену и армию вместе с правителем не хоронили. Во-первых, похороны были дорогим удовольствием, а во-вторых, от живых слуг было куда больше пользы, чем от мумифицированных.
В гробнице царь должен был чувствовать себя как дома. Для комфортной загробной жизни в усыпальнице помещалось все самое необходимое. При раскопках археологи находили внутри пирамид лодки, золотые троны, украшения, духи и косметику. На том свете нужно было что-то есть и пить, поэтому усопшему клали напитки и фрукты. И конечно же, у каждого уважающего себя правителя должен был быть в гробнице туалет.
Египтяне одними из первых стали одомашнивать животных. 9000 лет назад они одомашнили козу, 8000 лет назад — корову, в 5000 г. до н. э. — осла, в 3000 г. до н. э. — гуся. А вот любимые египтянами котики впервые стали жить рядом с человеком на Кипре. Потом расселились вместе с земледельцами по всему Ближнему Востоку.
В день свадьбы пышных торжеств не устраивали, в храм не ходили, а просто обменивались подарками. После молодые нередко переезжали в дом к родителям жены. Завести семью было экономически выгодно. Брак помогал продвинуться по службе или обзавестись имуществом.
Египтяне первыми придумали носить обручальные кольца на безымянном пальце. Изготавливали украшения из плетеного тростника и кожи. Кольца символизировали вечную жизнь и любовь.
В Древнем Египте появились брачные контракты. Они утверждались наместником фараона. По договору муж был обязан содержать жену, а в случае развода вернуть приданое.
Судя по голливудским фильмам, египтяне прикрывались лишь белыми тряпочками. Но археологические раскопки говорят о другом. Ткани чаще всего не красили, они оставались натурального серого цвета. А если красили, то в синие и зеленые цвета. Мужчины носили набедренную повязку — шендит, а примерно с 1420 г. до н. э. появились туники. Женская одежда состояла из платья и льняной шали. Была она мешковатой и скрывала все изгибы тела. Муж не мог диктовать жене, как она должна одеваться.
Египетская медицина утерла бы нос многим современным клиникам. У каждого врача была узкая специальность и хорошие познания в анатомии. Ведь они мумифицировали тела. Медики удаляли опухоли, умели делать шунтирование сердца и пересаживали органы. Хорошо было развито протезирование. Мастера изготавливали искусственные глазные яблоки, пальцы, зубы и конечности. А антибиотики египтяне придумали задолго до Александра Флеминга. Для перевязки и обеззараживания ран использовали медовые компрессы.
Полиция — это тоже придумка египтян. Появилась она во времена Среднего царства (примерно 2050–1800 гг. до н. э.). Состояла полиция из воинов и иностранных наемников. Полицейские обеспечивали порядок в городе, боролись с мошенничеством, искали преступников, следили за тем, чтобы продавцы на рынках не обвешивали покупателей, охраняли дворцы и караваны. Сопровождали их служебные собаки и обезьяны.
В свободное от работы время египтяне развлекались настольными играми. Самая знаменитая — сенет, предок современных шахмат. Игра появилась в додинастический период (около 3500 года до н. э.). По легенде, ее создал бог знаний Тот, чтобы спасти богиню Нут от проклятия Ра. Сенет — это имитация загробного мира. Точные правила неизвестны, они со временем менялись. Цель игры — вывести все свои фишки с поля раньше противника.
В фильмах про восставших мумий любят рассказывать про древнеегипетский язык. Но его не существует. Конечно же, египтяне разговаривали, вели переписку, писали книги, завещания, составляли договоры. Но за 40 веков существования государства язык и письменность менялись. Помимо основного языка были диалекты. Египтологи выделяют среднеегипетский, новоегипетский и позднеегипетский языки, а также узкоспециализированный язык текстов пирамид. Фонетика египтян и по сей день плохо изучена. О чем рассказывает восставшая мумия, с трудом поймет современный египтолог. Что уж говорить о библиотекаре и военном в начале ХХ века.
Викторианцы были очень увлечены египтологией. Они устраивали целые вечеринки, где снимали куски ткани с мумий или брали мумий напрокат, чтобы украсить комнату для торжественного приема.
Современным археологам не нужно вскрывать саркофаги, распеленывать мумии и разбирать их по частям. Исследования проводят на томографе. С его помощью можно узнать возраст, пол, социальное положение, чем болел человек при жизни, чем питался и многое другое.