зачем ехать на валаам
Что дают поездки на Валаам? (записки валаамского трудника)
Мы приходим разными путями к Богу, разные кресты несем в этой жизни, но все дается по нашим силам. Приглядеться к своему внутреннему миру, увидеть то, что раньше в себе не замечал, начать исправлять в себе черты характера, изменить отношение к ближнему, к себе — не поздно в любом возрасте.
Эта статья о простых деланиях в нашей жизни, которые помогают меняться. Мы часто думаем, что каждый день похож на предыдущий. Так ли это на самом деле? Можем ли мы, что-то менять? Ответы на эти вопросы может дать только тот, кто задает их сам себе. Монастыри, храмы, скиты, насельники обителей, словно маяки светят нам и указывают путь, вставая на который начинаешь узнавать другую жизнь.
Очень часто после поездок на остров Валаам мне задают вопросы: что эти поездки дают, как происходят внутренние перемены, как это отражается на жизни в миру, и легко ли после монастыря снова жить в городе? За всех приезжающих потрудиться, конечно, говорить нельзя (поскольку у каждого из нас свой путь к Богу, своё духовное состояние, степень преуспеяния, свой образ жизни и мышления), но как они влияют на меня, рассказать могу.
Прежде всего, жизнь трудника на Валааме это молитвенный подвиг и физический труд, который воспринимается обычно в радость, потому что есть осознание того, что этот труд совершается во Славу Божию.
Важно отметить то, что в монастыре кажется внешним, как-бы прорастает в тебя и становится внутренним, и именно это внутреннее состояние мы и привозим в город, и сразу же сталкиваемся с проблемой: как полученную благодать поддерживать, не растерять? Конечно для этого, прежде всего есть храм, который находится рядом, ведь дом Отца нашего Небесного, везде один и тот же — это Святая Православная Церковь. Но как часто получается, что, выходя из городского храма мы опять погружаемся в мирскую суету.
Тем, кто ездит в монастырь, зачастую, может быть проще переживать эти моменты и сопротивляться мирскому на нас влиянию: частому непониманию окружающих, изматывающей душу спешки, осуждению, внутренним скорбям и браням; потому что у нас есть тёплые воспоминания о монастыре, светлые лица отцов с которыми мы общаемся и их советы, — все это очень помогает в трудную минуту.
Но и сам уклад жизни, который мы видим, и к которому имеем отношение во время своего пребывания в монастыре, многие стараются перенести и в мир: вечернее правило, молитва перед и по окончании всякого дела, перед и после принятия пищи, чтение Иисусовой молитвы во время дел и в свободное время, умеренное употребление пищи, чтобы всегда оставаться немного голодным, теплое приветствие с человеком, с которым часто видишься, даже если вы с ним и не знакомы.
Одним из важных моментов становится чтение Священного Писания, трудов Святых отцов, не просто чтение, а применение этого в своей жизни. В трудные моменты часто вспоминаются жизнеописания Святых, их наставления, и тогда, то что казалось трудным или неприятным, воспринимается уже по-другому. Очень важно при этом помнить, что все что происходит — это Божий Промысел о тебе.
По прошествии многих поездок на Валаам, с помощью Святоотеческих трудов, благодаря общению с Валаамской братией, благодати, которую получаю в монастыре, ко мне постепенно приходило вразумление, как в своей мирской жизни, я могу применять те евангельские заповеди и святоотеческие советы по отношению к ближнему. Их слова имеют живительную силу, энергию, за ними многовековой опыт Церкви, и, если иметь толику рассуждения, чтобы правильно их применять, они становятся великой поддержкой, защитой и животворящей силой.
Итак, по приезде из монастыря в миру меня подкрепляют следующие вещи, которыми можно делиться и помогать окружающим:
1. Молитва. Обычно в свой помянник мы записываем имена близких нам людей (ушедших или здравствующих). Три года назад, я понял, что записывать надо всех тех, кто встречается на моем жизненном пути. Ведь каждая встреча не случайна: она часто несет пользу и вразумление мне, и иногда тем, с кем, я общаюсь. Во время молитвы вспоминаешь и своих недоброжелателей, которые тебя смиряют, вразумляют. Благодаря им познаешь свою немощь, начинаешь прилагать больше усилий в борьбе со своими страстями, а также каждый раз приходишь к непреложной истине, что каким грехом осудишь человека, обязательно сам потом этот грех совершишь.
Конечно, в послании говорится о подвиге, с помощью которого человек отдал свою жизнь ради другого. Доноры отдают свою кровь, для спасения жизни детей, матерей, больных онкологией, всех тех, кто попал в катастрофы. В 2010 году, в первый раз мне посчастливилось встать на донорский путь, и сейчас у меня есть решимость, сойти с него, только тогда, когда здоровье уже не позволит сдавать кровь.
3. Опытом – через свой образ жизни, который могут перенимать другие люди. Если мы ведем благопристойную жизнь, совершаем добрые и полезные поступки для ближнего, то как правило, тот кто находится рядом, начинает рано или поздно задумываться и задавать себе вопрос: а почему я этого не могу делать?
Первая моя статья про донорство крови вышла в 2014 году, после ее выхода, ко мне стали обращаться с вопросами, касаемо донорства, диеты, безопасности процедуры. Некоторые люди утверждались в своем решении и тоже становились на этот путь. О донорах, я не перестал писать и по сей день.
4. Знанием. Это то что мы получаем, когда ходим на различные занятия, курсы, окончиваем ВУЗы. Поскольку моя общественная деятельность началась до поступления в институт, то мне было немножечко проще, я всего лишь систематизировал свои знания и приумножил их в некоторых областях. Так появились лекции для школьников, связанные с поиском, аналитико-синтетической переработкой информации, после которых ребята находили информацию о своих героических предках, погибших во время Великой Отечественной войны.
«Как тело без духа мертво, так и знание без деятельности праздно», — преподобный Ефрем Сирин.
5. Деньгами. Пожалуй, это и простой и сложный способ. Зачем отдавать кому-то деньги, если можно потратить их на себя? Простой потому, что, имея свободные деньги можно пожертвовать, не задумываясь о том, что от тебя убыло, и при этом испытать радость. Сложный — понять, постараться увидеть, что человеку действительно нужно, то-то и то-то ему купить или дать деньги.
Я в своей жизни выбрал усредненный вариант, — это покупка книг о Валааме на средства, полученные от государства («компенсация за сдачу крови»), и передача их в библиотеку, а также фотовыставки в библиотеках. Способы восприятия информации у нас у всех разные. Иногда, на путешествие человека может побудить фотография. Душеполезные книги тоже должны быть в мирских библиотеках, поскольку они ведут к изменению внутреннего мира человека, могут сподвигнуть на добрые поступки или немного изменить взгляд на мир, на ближнего.
6. Словом. Иногда ближний попадает в такие ситуации, когда ему мало что может помочь кроме слова: ушел из жизни дорогой человек, развод, ребенок пошел по неправильному пути. Здесь важно понимание ситуации, состояния в котором человек находится, искреннее сострадание… И в определенный момент необходимо произнести нужные слова — утешающие слова, дать правильный совет, который поможет выйти человеку из уныния.
«Что холодная вода жаждущему в жару, то слово утешения брату в скорби», — преподобный Ефрем Сирин.
«Учение делами гораздо убедительнее и достовернее, чем учение словами», — святитель Иоанн Златоуст.
Встречи, посвященные острову Валаам, проходят обычно в Санкт-Петербурге. На них приходят люди разного возраста, и когда они видят на презентациях, как трудятся во Славу Божию с радостью, с улыбкой на лице, то начинают интересоваться как туда добраться, задают вопросы о быте Валаама, о богослужениях.
8. Памятью. Это то что мы носим в себе, но часто не передаем.
К сожалению, мы часто даже и не хотим узнавать историю своего рода, своих близких, чтобы передать ее дальше. Забываем людей, благодаря которым сейчас живём, которые отдали за нас свои жизни, прервали свой род, чтобы наш жил. Здесь уместно сказать — «Иваны, не помнящие родства», именно эта фраза в свое время побудила меня узнать о моих предках, а также начать читать лекции в библиотеках и школах, о подвиге нашего народа во время Великой Отечественной войны. Ответственность за передачу исторической памяти лежит на мне, так же, как и на любом другом человеке.
9. Временем. Это, пожалуй, самое трудное, но только по началу, когда человек не привык что-то делать ради других. Ведь всё требует времени твоей жизни: работа, написание текстов, чтение, общение с людьми, время которое мы проводим в очередях…
«Время нашей жизни бежит, проходит и не возвращается назад. А время нынешней жизни – это время жатвы и собирания плодов. И каждый собирает пищу, насколько возможно чистую, и откладывает для другой жизни», — старец Иосиф Исихаст.
Это вразумление пришло ко мне не сразу. Уже после многолетних поездок на Валаам мне стало ясно, что чем раньше начну, тем больше смогу успеть, ведь никогда не знаешь, что с тобой может произойти через минуту, да и будет ли вообще эта следующая минута в моей жизни, а ответ на суде Божием держать придется. Простые истины, но часто ли мы о них задумываемся?
Конечно на все это уходит время: сдача крови, фотовыставки, поездки за книгами на Валаамское подворье, в школы и в библиотеки…
Но когда ты понимаешь, что то, что ты делаешь приносит пользу людям, то вопрос: «надо ли это делать?», отпадает сам собой.
В конце моей статьи мне хотелось бы привести слова одного из святых XX-го века: «Не должно ни у кого испрашивать о том, нужно ли распространять славу Божию пишущею рукою, или словесно, или добрыми делами. Это мы обязаны делать по мере сил своих и возможности. Талант надо употреблять в дело. Коли будешь задумываться об этом простом деле, то диавол, пожалуй, внушит тебе нелепость, что тебе надо иметь только внутреннее делание», — праведный Иоанн Кронштадтский.
А значит каждому из нас по силам, использовать те таланты, которые дал нам Господь: в поступках наших, в словах, в труде, в отношении к ближнему. Только при этом необходимо помнить, что все нужно начинать с молитвы, а каждое доброе дело – нужно стараться делать во славу Божию, а не свою, как это, к сожалению, часто случается.
У многих из нас есть свои любимые храмы, монастыри. Так получилось, что в моей жизни этим любимым местом является Валаам. И вот, уже на протяжении двадцати лет, он меня учит, поддерживает, меняет, смиряет. Надеюсь, что и дальше Валаам и его святые будут сопутствовать мне по жизни, за что Бога, всегда, молитвенно благодарю.
P.S. В начале статьи мною было написано, что обычно не очень просто быстро адаптироваться в мирской жизни после продолжительного пребывания в монастыре, где уклад жизни очень отличен. Думаю, что выходом из ситуации может быть общение и совместная полезная деятельность с людьми близкими тебе по духу. Тогда благодать, которую мы получаем в обителях и храмах не будет легко рассеиваться, а станет источником, из которого пьем мы сами, и те, кто находится рядом.
Чтобы увидеть, что-то хорошее в другом, необходимо прежде всего относиться со вниманием к себе, к своей духовной жизни, а подобное тянется к подобному, и вы непременно найдете людей близких вам по устроению. Эти люди всегда рядом: в общинах при храмах, в благотворительных фондах, педагоги, которые понимают, что их работа не должна быть формальным исполнением обязанностей, а нести людям духовно-нравственные ценности, катехизаторы, миссионеры.
Находясь среди людей, которые верят, думают также как ты, испытываешь чувство неподдельного единения. Когда мы читали по абзацам «Молебен святым Миссионерам с молитвами об обращении заблудших», то мне вспоминался Валаам, Водопроводный дом, наше вечернее правило, которое проходит каждый вечер, перед тем как мы отходили ко сну. Мы также стоим все вместе, и читаем по очереди «Молитвы на сон грядущим», а после просим друг у друга прощение: — Прости меня брат, а в ответ слышишь: — Бог простит, и я прощаю, и ты меня прости брат. Благостное чувство, с которым мы засыпаем, словами не передать… В этом единении тоже понимаешь, что человек призван служить ближнему. И уже невольно снова вспоминаются цитаты и слова, которые слышал из уст насельников монастыря, в Братской трапезной, сейчас на молебне, слова, которые приободряют и сподвигают, которые относятся к каждому кто хоть раз их услышал или прочитал:
«Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» (1 Пет. 4. 10).
«Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1 Кор. 12. 8-11).
Мог ли, я знать, что та первая поездка на Валаам, в качестве туриста, в далеком 2001 году будет моей отправной точкой, на той дороге, идя по которой начинаешь понимать простые истины, которым уже более 2000 лет. Могу ли сказать, что сейчас все понял? Конечно не могу. Жизнь постоянно вносит свои коррективы: непредвиденные ситуации, потери, скорби, внутренние брани. Но с Богом, все преодолевается легче, и идти дальше становится проще, ощущая себя свободным.
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Как феникс из пепла
Земли острова находится на территории, которая неоднократно переходила из «рук в руки». Начиная с XI и вплоть до XVI века здесь жили монахи, которые под натиском постоянных нападений шведов вынуждены были покинуть обитель. Остров, как и монастырь, пришел в запустение. Через почти 200 лет в 1715 году Петр I отвоевывает остров и издает указ о восстановлении Валаамского монастыря.
C этого момента начинается становление обители, а на XIX век припадает ее расцвет. Если во времена Елизаветы Петровны (дочери Петра I) на острове жило всего лишь 11 монахов, то к началу Первой Мировой войны численность его населения уже насчитывала порядка 1000 человек. Но впереди монашескую обитель ожидала печальная участь: после революции Финляндия становится независимой, и к ней переходят земли Валаама.
С этого момента начинается ущемление Православной церкви как наиболее малочисленной среди населения. Хотя сам монастырь как храмовый комплекс сохранился, все же он уже не относился в полной мере к РПЦ: службы велись на финском языке; состоялся переход с юлианского на григорианский календарь; была принята западная Пасхалия.
Больше половины иноков не смирилось с нововведениями и покинуло Валаам. Те же, кто остались, приняли финское подданство и всячески старались поддерживать жизнедеятельность обители. При этом они питались растительной пищей и рыбой, которую самостоятельно вылавливали в водах Ладожского озера. Хлеб получали только на праздники.
При столь скудных средствах они еще ухитрялись как-то кормить бедных богомольцев и совершать частные пожертвования. Возможно, так бы скромно и дальше протекала жизнь на острове, если бы не советско-финская война. Территориально остров попал в зону боевых действий.
С февраля 1940 года оставшиеся монахи стали покидать Валаам, увозя с собой ценные реликвии. А 18 марта жизнь обители окончательно прекратились, о чем известил звон колокола Спасо-Преображенской церкви. В советский период чего только в стенах храма только не происходило: тут были и школа боцманов и юнг, и дом инвалидов, и подсобное хозяйство целлюлозного завода. Только в 1989 году началась деятельность по возвращению строений храмового комплекса в пользование Ленинградской епархии, которая растянулась на несколько лет.
Сегодня Валаамский монастырь – это благоустроенная территория, в которой течет обособленная жизнь, в которую тем не менее открыт вход для туристов. Но люди едут сюда не только экскурсии ради – они сами хотят стать свидетелями тех чудес, которые происходят на острове.
Чудеса Валаама
Первым из чудес, пожалуй, стоит считать неоднократное возрождение обители из руин. Разрушенный монастырь мог бы стать культурным наследием и памятником былых времен, но Богом или судьбой ему была предначертана иная участь – спасать души и жизни людей. Не иначе как чудом можно назвать и Господню кару, спустившуюся с небес на шведских колонистов, которые в 1685 году захотели откопать мощи преподобных Сергия и Германа, и надругаться над ними. Всех их «поразил недуг и расслабление членов».
Шведы, испугавшись такого совпадения, не только не надругались над мощами, но еще и построили новую часовню на их месте. Живущие здесь монахи в разные времена наделялись даром предсказания. Так монах Авель в 1787 году предсказал точную дату смерти Екатерины II, а затем – и нападение Наполеона на Россию. Было предсказано и наводнение в Ленинграде, случившееся осенью 1924 года. Тут уже проявился дар монаха Ивана.
Также на территории монастыря можно узреть чудо мироточения икон святых Германа и Сергия Валаамских, а также – иконы Божьей матери «Всецарица». На Валааме исцеляются больные, хромые и умирающие, вопреки прогнозам врачей и закономерному течению жизни. Вот почему остров по праву именуют святым. Но и на этом чудеса не заканчиваются. Сама природа подливает масла в огонь, наделяя это место какой-то особенной силой, являя нам уникальные и необъяснимые явления. Так, в 1984 году впервые в небе над островом был зафиксирован светящийся шар.
Одним разом не обошлось – очевидцы видят и сейчас то шары, то «дирижабли», которые каждый раз ведут себя по-разному: то сливаются в один, то «зависают» на какое-то время в воздухе, а потом резко улетают, то проносятся параллельно земле с удивительной скоростью.
Уже много лет посетители храма и сами монахи слышат приглушенные стуки, раздающиеся в воде вблизи острова, похожие на выстрел пушки. До сих пор научно обосновать происходящее чудеса на Валааме нет возможности. Но быть может, люди в этом и не нуждаются? Ведь в наших сердцах всегда должно оставаться место чуду.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Валаам. Посетить — однозначно. Впечатления — неоднозначные
Практически любой отчет о Валааме заканчивается восторженными эпитетами и восклицательными знаками. «Какая благодатная земля! Какие удивительные по красоте места! Какое намоленное место! Какие службы монастырские!» и прочее…
У меня же место оставило очень и очень неоднозначные впечатления…
2. Некоторые люди, такие как шаман Миша Воттоваарский, добираются до Валаама самоходом, на байдарке или самодельном парусном катамаране. Правильный подход, но в этот раз мы решили замаскироваться под настоящих туристов и попасть на остров на большой железной лодке с дизельной тягой.
Стартовав утром в славном городе Санкт-Петербурге, буквально через пару часов мы запарковали машину в Приозерске, около причала, откуда отправляются метеоры на Валаам.
Нашли некоего Владимира Сергеевича, с которым ранее созванивались по телефону, и передали ему, на минуточку, 6400 рублей на двоих, в обмен на бумажный квадратик, который нужно было показать капитану метеора:
3. Все метеоры названы в честь святых, мы ехали на «Андрее Первозванном». «Паркуются» метеоры, кстати, параллельно друг другу. Если нужно сесть во второй, то первый проходишь насквозь
4. Час с небольшим по бескрайним просторам Ладоги и мы на месте:
5. Прибывшие туристы умело сбиваются в отару специально обученным пастухом гидом-экскурсоводом:
6. Кстати, до острова, кроме метеора, можно добраться еще и на теплоходе. Время в пути порядка 3.5 часов. Если хотите постоять на палубе, то теплоход будет предпочтительнее. На метеоре окружающими видами особо не полюбуешься.
Оборачиваемся, а там поп повез прихожанку кататься. На пятисотом корвете. Но ладно, не будем отвлекаться:
7. Это Аня, наш экскурсовод. Понравилась:
8. Знаменитые Валаамские сады. Естественный слой почвы на Валааме – около 10 см, а под ним гранитная скала. Сады здесь стали возможны только благодаря насыпной почве, которую доставляли на остров всеми мыслимыми и немыслимыми способами в течении нескольких десятилетий:
9. Дальше наш путь лежит к Никоновскому скиту, а Аня рассказывает о том, что на остров можно попасть дикарем, туристом, паломником, волонтером и трудником:
10. Ну, с туристами все понятно – это однодневные мы.
Дикари – это такие, как шаман Миша Воттоваарский. Они не очень вписываются в картину мира и не приносят доход, поэтому их нещадно гоняют. Под предлогом того, что остров объявлен заповедником.
Паломники – это такие длительные туристы, с церковным уклоном. Приезжают и живут в гостинице на острове за свой счет, до двух недель.
11. Волонтеры – это натуральный студенческий стройотряд. Трехнедельный «напряженный бескорыстный труд» за проезд, еду и общагу. Есть посиделки, гитара, костер.
Трудники – что-то ближе к монахам. Также работают за проезд, еду и общагу. Должны участвовать в храмовых богослужениях. Живут в комнатах по 10-30 человек. Никаких костров и гитар:
12. Баня — раз в неделю:
13. Дальше разговор сворачивает на взаимоотношение монастыря и местного населения. И тут вскрываются ого-го какие страсти:
14. Все очень просто. После Великой Отечественной войны, когда Валаам в очередной раз перешел от Финляндии к СССР, на острове было и подсобное хозяйство, и интернат для инвалидов войны (тут целая отдельная тема по поводу ссылки калек со всей страны) и музей-заповедник. Так или иначе, но люди селились на острове, получали жилье и прописку.
В начале 90-х монастырь отходит РПЦ. И начинается локальная война…
15. Жители цепляются за свою жизнь на острове, а монастырь хочет переселить всех мирян на материк. Нужно отдать должное, переселить не в пустоту, а в отдельные квартиры в Сортавале:
16. В последнее время ситуация накалилась. Выделен бюджет на реставрацию «Зимней гостиницы» и его нужно осваивать, а приступить к работам нельзя, потому что там живут люди:
17. Живут, как я понимаю, примерно так:
18. Мы же прервались на обед (вкусно!) и отправились в Спасо-Преображенский собор – главный храм обители:
19. На входе были остановлены охраной, которая достаточно жестко потребовала от посетителей наличия юбок и платков. Снимать нельзя, поэтому фотографий нет:
20. Собор особого впечатления не произвел, а вот монастырский хор выдал так, что у меня коленки подогнулись. Могут, что тут скажешь.
На этом экскурсия подошла к концу. Мы же еще около часа погуляли по острову, и отправились в обратный путь
Такой вот получился у меня остров Валаам.
Место однозначно стоит посетить. Однозначно. А вот впечатления неоднозначные.
К сожалению, умиротворенности и святости места не почувствовал от слова «вообще». Такого, как чувствовал на закате у церкви Покрова-на-Нерли, например.
Тут очень серьезный бизнес, большие деньги и огромный туристический поток. Совершенно конские цены буквально на все. Толпы сумасшедших старух, неистово разбивающих лбы о каменный пол.
Попы на роскошных катерах, лихо вспенивающие воды Валаамских бухточек и взрывающие колесами двухсотых крузаков щебенку около пристани. Ну, в принципе могут, чем не бизнесмены…
Но о какой святости тогда может идти речь?
Комментарии 36
В конце августа посетил сие место. Впечатлений как-то не набралось, так себе
Ооо. Теперь знаю новое место где обязательно надо побывать)) очень интересно пишите)))
Лет семь назад был на Валааме, тоже было разочарование от не совпадения ожидания и реальности.
Очень характерен первый коментарий, да и комментатор тоже. А автору один вопрос, на чем основывается ожидание «умиратваренности и …». Вы на вечернюю службу сходили, исповедовались, постились? Думаю нет. А то, что вас вдохновляют чисто камни на Нерли, так это проявление язычества.
Если бы я и пошел на вечернюю службу, то сейчас постарался бы это сделать не на Валааме. К моему большому сожалению.
Вера и святость к сожалению никак не относится к церквям, имхо. Думаю для таких попов это просто работа, а крузаки и катера как и для нас средства передвижения до этой самой работы 🙂 Тоже очень сильно напрягало когда в Новом Афоне в Абхазии мужа заставили буквально надеть что-то типа юбки обмататься, и всех мужчин тоже и не пропускали. Вот зачем навязывать?
Фото как всегда на высоте! Рассказ тоже! В нём нет журналистской чёрствости + честно рассказываешь свои чувства после посещённых мест. Так держать!
Полностью поддерживаю автора в его выводах. Мне всегда было непонятно — почему в другие храмы, мечети, костёлы можно заходить свободно (практически нет ограничений и минимум требований ), т. е. заходи — посмотри, посиди, только не мешай, а у нас вход закрывается, есть не приёмные часы — Работа. Правильно говорят что «настоящие» церкви в основном находятся в глубинках и в не туристических местах. Там и люди добрее и бескорыстнее что ли.
Крайне поддержал все написанное. И сам давно бросил идею ездить по церковным бизнес центрам
Репортаж получился краткий, но емкий и самое главное все, что подмечено, достаточно объективно.
Валаам — удивительное место. Был там 21 год назад, мечтаю побывать снова. Я не понимаю, в чем суть осуждения служителей церкви? Почему это бизнес? Люди ведь сами несут в церковь деньги в виде пожертвований, церковь у них не отнимает. А то, что монахи имеют в хозяйстве ЛК200 или катера, меня лично только радует, и я не вижу в этом противоречия их праведной духовной жизни. Что плохого в том, что монахи принимают то, что люди дают им в дар от всей души?
Все просто — есть бизнес, туристический бизнес, монополизированный церковью, в принципе нет ничего предосудительного. Ничего. Кроме одного. Эксплуатация Веры. И подмена понятий Веры и религии. Назовите это туристическим бизнесом, платите налоги, и никаких претензий. В моем понимании как то так, исключительно ИМХО, в полемику вступать не буду.
Валаам — удивительное место. Был там 21 год назад, мечтаю побывать снова. Я не понимаю, в чем суть осуждения служителей церкви? Почему это бизнес? Люди ведь сами несут в церковь деньги в виде пожертвований, церковь у них не отнимает. А то, что монахи имеют в хозяйстве ЛК200 или катера, меня лично только радует, и я не вижу в этом противоречия их праведной духовной жизни. Что плохого в том, что монахи принимают то, что люди дают им в дар от всей души?
Ни в коем случае не хотел задеть ничьих чувств. Описывал исключительно субъективные впечатления. Но увидел туристическую монополию, к сожалению.
Почему туда очень сложно попасть вне экскурсии? Почему людей охрана не пускает в храм вне туристической группы? Двери храма должны быть открыты для всех, разве не так?
Вы написали отличный отзыв, я тоже лишь высказал свое мнение. Монополию предоставило церкви государство, чтобы служители церкви могли не просто влачить жалкое существование, а нормально жить. Поверьте, это нужно многим верующим. Думаю, есть монополии и несравнимо «круче», и все про них молчат. К тому же для монахов Валаам — это их дом, они отказались от прежней жизни и вправе устанавливать в своем доме свои правила, как и любой свободный человек. Двери храма должны быть открыты для всех, но не для тех, кто пришел, может и не осознанно, задеть чувства других посетителей храма только одним своим одеянием, или поведением, или чем-либо иным. Экскурсовод помогает немного познакомить сугубо мирских людей с элементарными правилами, приемлемыми для пребывания в монастыре, вне экскурсионной группы это не возможно. Монахи не для того ушли из мира, чтобы затем весь мир пришел к ним со своими «демократичными» и «толерантными» правилами. Ведь, согласитесь, несправедливо расширять свою свободу за счет свободы другого человека. Не хочу ни в коем случае навязывать Вам свою точку зрения, это лишь мой взгляд на вещи. Я на Валааме не был очень давно. Не могу исключать, что-то могло измениться к худшему, ведь лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Очень приятно читать такие взвешенные комментарии, правда. И я на самом деле был тогда немного расстроен, что Валаам не полность оправдал моих ожиданий
Вы написали отличный отзыв, я тоже лишь высказал свое мнение. Монополию предоставило церкви государство, чтобы служители церкви могли не просто влачить жалкое существование, а нормально жить. Поверьте, это нужно многим верующим. Думаю, есть монополии и несравнимо «круче», и все про них молчат. К тому же для монахов Валаам — это их дом, они отказались от прежней жизни и вправе устанавливать в своем доме свои правила, как и любой свободный человек. Двери храма должны быть открыты для всех, но не для тех, кто пришел, может и не осознанно, задеть чувства других посетителей храма только одним своим одеянием, или поведением, или чем-либо иным. Экскурсовод помогает немного познакомить сугубо мирских людей с элементарными правилами, приемлемыми для пребывания в монастыре, вне экскурсионной группы это не возможно. Монахи не для того ушли из мира, чтобы затем весь мир пришел к ним со своими «демократичными» и «толерантными» правилами. Ведь, согласитесь, несправедливо расширять свою свободу за счет свободы другого человека. Не хочу ни в коем случае навязывать Вам свою точку зрения, это лишь мой взгляд на вещи. Я на Валааме не был очень давно. Не могу исключать, что-то могло измениться к худшему, ведь лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
@Монополию предоставило церкви государство, чтобы служители церкви могли не просто влачить жалкое существование, а нормально жить.@
www.constitution.ru
Статья 14.
Никаких монополий никому.
@Думаю, есть монополии и несравнимо «круче», и все про них молчат.@
Круче монополий нет. И не было.
Валаам — удивительное место. Был там 21 год назад, мечтаю побывать снова. Я не понимаю, в чем суть осуждения служителей церкви? Почему это бизнес? Люди ведь сами несут в церковь деньги в виде пожертвований, церковь у них не отнимает. А то, что монахи имеют в хозяйстве ЛК200 или катера, меня лично только радует, и я не вижу в этом противоречия их праведной духовной жизни. Что плохого в том, что монахи принимают то, что люди дают им в дар от всей души?
В последние годы это стало реальным бизнесом! Кроме денег там не нужно ничего!
Если вы не видели пьющих, матерящихся и ворующих попов, вэлком в Карелию!
Для верующего человека, думаю, там нет никакого бизнеса. Хотя давно там не был, спорить не буду. Возможно нужно своими глазами увидеть.
Не поверите, но я видел даже стреляющих из окон протестантских пастеров. Все мы люди, все мы грешны, и священнослужители тоже. Не стоит забывать об этом.
Валаам — удивительное место. Был там 21 год назад, мечтаю побывать снова. Я не понимаю, в чем суть осуждения служителей церкви? Почему это бизнес? Люди ведь сами несут в церковь деньги в виде пожертвований, церковь у них не отнимает. А то, что монахи имеют в хозяйстве ЛК200 или катера, меня лично только радует, и я не вижу в этом противоречия их праведной духовной жизни. Что плохого в том, что монахи принимают то, что люди дают им в дар от всей души?