зачем евреи делают образование
Как построено образование еврейских детей в России
Для своих детей евреи создали в России прекрасную строго национальную систему воспитания.
“Система еврейского образования практически охватывает все формы и уровни воспитания, образования и просвещения. В неё входят и еврейские детские сады, подготовительные классы и воскресные, дневные, общеобразовательные школы, и еврейские университеты, колледжи, училища, разнообразные курсы, лектории, семинары для взрослых.
Базовое место в этой системе занимают национальные, дневные общеобразовательные школы с углублённым изучением ряда еврейских предметов: иврита и идиша, истории, религии, традиций еврейского народа, основ еврейской культуры”, — гордится достигнутым Владимир Шатуро, президент Еврейского научного центра при Российской Академии наук.
Главное внимание Еврейского научного центра по признанию его президента, сосредоточено на «возрождении еврейской национальной жизни».
В классах по 10-12 детей, на 63 ученика — 35 учителей, широчайший выбор бесплатных дополнительных занятий, бесплатных спортивных секций.
Евреи не просто учат своих детей, а именно воспитывают в национальном духе и ответ на вопрос «что означает для маленьких евреев быть евреем», «какие конкретно показатели и в какой степени характеризуют их национальное самосознание», по признанию Владимира Шатуро, чрезвычайно важен для руководителей Еврейского научного центра при Российской Академии наук.
Не только еврейские школы, еврейские детские сады, еврейские колледжи, еврейские университеты и еврейские академии в России укрепляют и развивают еврейское национальное самосознание.
«Напомнить еврею, что он еврей, что он имеет свою веру, чтобы еврей почувствовал себя евреем, чтобы еврей почувствовал свою принадлежность к еврейскому народу, ощутил тепло еврейских сердец» — задача каждой еврейской организации в России.
Евреи цепко взяли в свои руки образование в России и крепко держат его, сумев выстроить такую жёсткую антирусскую структуру от авторов учебников до министра и заместителя Председателя Правительства — куратора образования — что сама мысль о национальном воспитании русских детей звучит в России, как нечто недопустимое, преступное.
Выдержки из книги Орей Волота «Крысолюди»
Зачем евреи делают образование
Британский историк Пол Джонсон охарактеризовал иудаизм как «древнейшую и высокоэффективную социальную машину по производству интеллектуалов». И объяснял это тем, что во главу угла евреи всегда ставили образование. Уже тысячелетия назад для детей работали хедеры – прообразы нынешних школ. Для молодежи – иешивы, ставшие предтечей вузов и колледжей. Для людей среднего и старшего возраста – колели, до сих пор не нашедшие аналога в нееврейской среде. Таким образом, евреи учились всю жизнь, преподавание считали высшим призванием в жизни человека, знание стало главным мерилом. И по сей день вопросу: «Где будет учиться наш Боренька?» в любой еврейской семье уделяется огромное значение.
Откуда такая невероятная тяга к знаниям, родившаяся еще, по сути, чуть ли не в первобытном обществе? Однажды лауреата Нобелевской премии по физике Исидора Раби спросили во время интервью:
– Почему вы стали ученым?
– Ученым меня сделала мама, сама того не ведая, – ответил он. – Матери моих одноклассников спрашивали у них после школы: «Что ты сегодня выучил?» А моя мама интересовалась, задал ли я в течение дня хоть один интересный вопрос учителю. Так я и стал ученым – благодаря умению задавать хорошие вопросы.
Поразительно, но иудаизм как религия не требует слепого послушания! Ещё более неожиданный факт – в иврите, на котором сформулированы 613 заповедей, выведены тысячи законов, предписаний и постановлений мудрецов, вовсе нет слова, означающего «повиновение».
В XIX веке, когда иврит возрождался в качестве современного языка, для обозначения «повиновения» использовали арамейское слово лецайет. В Торе же используется слово шма, которое скорее переводится как «внимай» и «понимай». Сама структура еврейского сознания диктует – надо сначала разобраться, прежде чем повиноваться.
В большинстве традиционных культур задачей родителя являются наставления, поучения и наказы, а обязанностью детей – послушание. Старинная английская пословица гласит: «Детей должно быть видно, но не слышно», а одна из христианских доктрин постулирует, что «сын должен во всем повиноваться отцу». Сократ, который всю жизнь учил людей задавать вопросы, был проклят жителями Афин именно за то, что «испортил молодое поколение», и оно всё теперь ставит под сомнение. Иудаизм же представляет собой редчайшее явление – веру, основанную на вопросах, которые должны, казалось, подорвать основы самой веры.
«Ду фрегст а гуте каше!» – «Ты задал хороший вопрос!» – нередко эту фразу можно услышать в любой иешиве. Как-то дипломированный психиатр раввин Авраам Тверский рассказывал, что в молодости учитель показательно ставил под сомнение и ниспровергал любые его утверждения, дабы научить критически мыслить и передать способность смотреть на вещи с разных сторон.
Многим претит эта еврейская особенность – всё время задавать вопросы, причем тяжелые, болезненные, казалось бы, неуместные, о которых хотелось бы забыть, отгородиться. Но эта способность – прямое и самое главное повеление Торы.
В библейской главе «Бо», которую иудеи всего мира читают на этой неделе и в которой повествуется о «казнях египетских» и последнем этапе перед Исходом евреев, говорится о вопросах несколько раз. «Когда спросят вас ваши дети, что за служение у вас, ответьте им: “Это жертва Г-споду, ибо Он спас дома сынов Израиля в Египте и поразил дома египтян”». И далее снова: «Если завтра сын спросит тебя, что всё это значит, ответь ему: “Силой руки своей вывел нас Г-сподь из Египта”».
Эти отрывки вошли в текст Пасхальной Агады, которая, к слову, сама начинается со знаменитых четырёх вопросов, которые дети задают родителям. Да и значительная часть всего библейского текста состоит из вопросов. «Разве Судья всей земли не поступит по справедливости?!» – обращается к Творцу Авраам. «Зачем Ты навел беду на этот народ?» – вопрошает Моисей.
«Почему вероломные благоденствуют?» – недоумевает пророк Ирмиягу. А книга пророка Иова в основном из одних вопросов и состоит. Культура вопроса – вот что должны родители воспитывать в детях. Это крайне важный навык – умение задать правильный вопрос!
Однако далеко не на все вопросы есть ответы, и этому тоже надо научить детей. Некоторые ответы к нам приходят лишь по прошествии лет и с приобретением жизненного опыта. Поиск ответов требует особых интеллектуальных усилий, но многое мы просто не в состоянии постичь на данном этапе своего развития в силу своей ограниченности. Исаак Ньютон, основавший современную науку, говорил: «Не знаю, как меня воспринимает мир, но сам себе я кажусь мальчиком, играющим на морском берегу, который развлекается тем, что время от времени отыскивает более пёстрый камешек, чем другие, в то время как великий океан истины расстилается передо мной неисследованным».
Еврейское образование
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
Еврейское образование — уникальная система, сформировавшаяся еще в эпоху Талмуда. Образование человека начинается до его рождения и заканчивается в день его смерти. Мальчики традиционно обучались в хейдерах и в талмуд-торах, а девочки — дома. Сейчас в Израиле процветает система религиозного образования как для мальчиков (талмуд-тора, ешива), так и для девочек (например, школы Бейт-Яаков, семинар). Женатые мужчины продолжают свое образование в колелях.
Оглавление
Об обязательном образовании [↑]
В просвещенном мире есть аксиома: образование должно быть обязательным. В Европе и США этот закон существует относительно недавно, а у нас, в народе Израиля, — более двух тысячелетий. В наше время никого не нужно убеждать в необходимости образования: все родители понимают, что обязаны вооружить своих детей базовыми вспомогательными средствами для дальнейшей успешной жизни. Нужно уметь читать и писать, знать арифметику, иметь понятие о том, как устроен окружающий мир.
Но у еврейского народа, названного народом святым, есть особое предназначение — нести свет Торы всему миру, поэтому еврейские родители осознают, что истинные основы образования, которые они должны дать своим детям — это первичное знакомство с Традицией.
Традиционное еврейское образование — это уникальная система образования. Западный стиль мышления ориентирован, главным образом, на развитие левого полушария головного мозга, и дети в школах изучают причинно-следственные связи, физические, математические, аналоговые, дискретные модели, компьютеры. Что касается Востока, то в их системе традиционно преобладало развитие правого полушария, поэтому были высоко развиты методы медитации без вербальных компонентов.
Наше традиционное образование основано на изучении текстов, и тексты эти представляют собой вербальные структуры. Благодаря этому у евреев, воспитанных в Традиции, оба полушария головного мозга развиваются почти равномерно. Видимо, это также является причиной того, что среди евреев так много выдающихся людей.
Когда начинается и когда заканчивается образование? [↑]
Русский министр образования Уваров однажды спросил рава Хаима из Воложина, когда начинается образование еврейского ребенка. Он ответил: «За двадцать лет до его рождения». Ответственность за образование ребенка полностью лежит на родителях, и начинается оно тоже с родителей, с их собственной работы над собой и с их самосовершенствования. По сути, Святой Язык даже не предполагает различия между образованием в его еврейском понимании и воспитанием: оба эти понятия обозначаются одним словом хинух.
Хинух означает не только формальное обучение. Буквально оно переводится как «посвящение». Хинух — это всесторонняя подготовка к жизни, а не только к зарабатыванию денег. Главные задачи еврейского образования состоят в том, чтобы привить ребенку морально-этические нормы иудаизма, научить сознательно следовать заповедям, обучить методам самостоятельного изучения Торы, Талмуда и других еврейских источников, воспитать у него любовь к своему народу.
Когда речь идет о воспитании, понятно, что оно должно быть, в первую очередь, осуществлено родителями. Еврейский закон требует от отца обучить сына Торе (Шулхан Арух,Йорэ Дэа, 245,1). Но еще до этого родители должны начать тратить время и энергию, чтобы построить правильные отношения со своими детьми. Чтобы ребенок хотел и мог выучить что-то от отца, он должен испытывать доверие к нему, уважать его, не бояться задавать вопросы.
Родители обязаны приучать детей соблюдать заповеди в соответствии с их возрастом и возможностями, как сказано: «Учи ребенка, сообразуясь с его натурой» (Мишлей, 22:6). С того момента, как ребенок начнет говорить, родители читают ему короткие отрывки из Торы, учат его благословениям, омывают ему руки.
Когда дети становятся постарше, их берут с собой в синагогу, что приучает их к порядку молитв и знакомит с мотивами песнопений. В первые годы своей жизни дети наиболее впечатлительны и наиболее восприимчивы к информации, поэтому еврейские родители начинают заниматься их образованием задолго до школы. И даже перепоручив ребенка учебному заведению, помнят, что в сфере нравственного воспитания школа может только помогать родителям в их работе. Роль родителей остается первостепенной на протяжении всех детских лет жизни ребенка, а дом — идеальным окружением для формирования его характера.
В какой-то момент ответственность за свое образование молодой человек берет на себя. «Каждый человек из (народа) Израиля обязан учить Тору», — пишет Рамбам в своем труде Мишнэ Тора. И добавляет: «До какого возраста (человек) обязан учить Тору? До дня своей смерти».
История еврейского образования [↑]
Система еврейского образования, существующая не менее двух тысяч лет, сыграла решающую роль в сохранении целостности еврейского народа и развитии его культуры. Ни одна религия не придавала такого значения образованию, как иудаизм.
Обучение письму и чтению в древнем Израиле началось, вероятно, в период Первого Храма. Очевидно, в ту эпоху существовали две формы образования. Одна — для коэнов и левитов и другая — для писцов. Коэны и левиты должны были знать тщательно разработанный ритуал богослужения. Обучение начиналось с чтения, изучались тексты, связанные с жертвоприношениями и религиозно-культовой стороной жизни народа Израиля.
В продолжение древней традиции в течение столетий ортодоксальное еврейское образование начиналось с книги Ваикра, которую Талмуд называет торат а-коаним. Поскольку музыка была неотъемлемой частью храмовой службы, левиты обучались также музыке и стихосложению. Коэн начинал исполнять свои обязанности в 30 лет, а левит — в 25 лет (Бамидбар 8:24), из чего можно заключить, что процесс обучения был очень длительным.
Обучение чиновника-писца начиналось с усвоения навыков чтения и письма. На втором этапе ученик начинал переписывать легкие тексты. Затем учили составлять контракты и административные распоряжения. Царских приближенных и чиновников, занимавшихся внешними связями, учили также иностранным языкам, особенно арамейскому, который с 5 в. до н. э. стал международным языком Ближнего Востока.
Несмотря на то, что в период Первого Храма не существовало всеобщего обязательного образования, при раскопках в Лахише и Араде обнаружены многочисленные глиняные таблички этого периода, свидетельствующие о довольно широком распространении грамотности.
Раби Шимон бен Шетах (3621-3722 гг. /139-38 гг. до н.э./),ф который был ав бейт дин в третьей «паре» зугот, стоявших во главе Санхедрина, объявил о введении обязательного начального образования для мальчиков.
К сожалению, причины введения обязательного образования были весьма скорбны. Раньше каждый отец сам заботился об обучении своего сына: учил его сам или нанимал учителя. Если кто-то оказывался сиротой, всегда находился мужчина, готовый обучать и чужого ребенка вместе со своим. Однако настал момент, когда обучение сирот стало проблематичным. «У кого был отец — обучался Торе, у кого не было отца — не обучался» (трактат Бава Батра 21а). Поэтому Шимон бен Шетах постановил организовать общественные учебные заведения, с тем чтобы каждый мог получить образование.
Сначала открыли школу в Иерусалиме, затем в провинции. Наконец, первосвященник Йеошуа бен Гамла добился обязательного открытия общественных школ в каждом городе. «Следует вспоминать о Йеошуа бен Гамла добром, потому что, если бы не он, забылась бы Тора в Израиле», — так сказали о нем наши мудрецы.
В этих школах многие начинали учиться уже взрослыми, так как не могли получить еврейское образование в детстве. Чтобы каждый ребенок мог учиться, общины были обязаны платить учителям, а также оплачивать обучение детей неимущих родителей.
После разрушения Второго Иерусалимского Храма изучение Торы стало рассматриваться как самостоятельная цель; был провозглашен принцип изучения Торы ради нее самой. Сказано в Талмуде: «Мир существует лишь благодаря дыханию детей, изучающих Тору» (Шаб. 119б).
Хейдер и талмуд-тора [↑]
В той мишне Пиркей Авот, где описывается развитие мудрости человека (Авот 5:21), сказано: «В пять лет начинают учить Писание, в 10 — Мишну, в 13 — бар-мицва. В 15 начинают изучать Талмуд».
Здесь изучение Торы начинается с Письменной Торы, а дальше, с возрастом, человек переходит к Торе Устной — Мишне и Талмуду (Гмаре). С тех пор было множество трагических периодов в еврейской истории, когда в странах рассеяния изучение Торы, а значит, религиозные школы и ешивы, объявлялись вне закона. Неизбежно это сказывалось на духовном уровне всего народа. Без сомнения можно сказать, что еврейское образование в отсутствие Храма является одним из тех столпов, что объединяет и строит еврейский народ, поэтому оно сохраняет свою традиционную систему, веками доказавшую свою состоятельность.
Даже в самых отдаленных уголках мира, где евреи жили на протяжении веков очень обособленно, существовали учителя, обучавшие грамоте и Торе еврейских детей: так было и у грузинских евреев, и у горских, и у йеменских.
Мы продвигаемся в познании Торы сегодня почти так же, как и в талмудические времена. В современных хейдерах и талмудей-тора, которые являются полноценными, признанными государством школами, мальчики начинают учить в возрасте трех лет алфавит, Писание и Пророков в 6 лет, Мишну — в 7-8, Гмару — в 9-10. Так ребенок выстраивает фундамент своего духовного знания.
По еврейскому обычаю, первое знакомство детей с Торой начинается не с сотворения мира и не с выхода евреев из Египта, а с третьей книги Пятикнижия — книги Ваикра, в которой практически нет никаких «историй», а законы, разбирающиеся в этих главах, по большей части далеки от нашей повседневной жизни и довольно трудны для восприятия. Книга Ваикра почти целиком посвящена разбору заповедей, связанных со службой в Храме, ритуальной чистотой и нечистотой и других аспектов святости еврейской жизни. Как сказано: «придут ритуально чистые (дети) и будут изучать книгу ритуальной чистоты». Так в период Храма обучали коэнов и левитов, а в наши дни — всех маленьких еврейских мальчиков.
Остались хейдеры и с преподаванием на идиш, но чаще преподавание идет на языке страны: в США — английский, в Израиле — иврит. В современном мире невозможно обойтись без базовых знаний светских наук, и в хейдерах учат математике, истории, географии, грамматике.
Но главное, что дома учения для маленьких детей — как много тысяч лет назад, так и сейчас, — остаются местом любви к Торе и воспитанию богобоязненности — «ират шамаим», и здесь очень многое зависит от фигуры учителя, от его преданности своему делу. Если он видит образование как святую задачу, как миссию своей жизни, только тогда он сможет стать тем, кому родители без страха поручат образование будущих талмидей-хахамим.
Ешива и колель [↑]
После окончания восьми классов мальчики начинают изучать Талмуд глубже в учебных заведениях, которые называется ешивой для юных (аналог старших классов средней школы). Мальчики изучают, в основном, Талмуд, и их учебный день выглядит так: в первой половине — углубленное изучение, во второй — стараются как можно больше расширить кругозор и эрудицию в Торе.
Ешива для юных обучает подростков в течение трех лет, после чего они поступают в ешива гдола. Это аналог высшего учебного заведения. Каждая ешива имеет свой характер и направление. Как правило, во главе стоит один или несколько очень харизматичных раввинов, у каждого из которых — свой особый путь познания и постижения Торы. Их цель — привить юношам любовь к глубокому исследованию Талмуда, сделать это их духовным воздухом на всю жизнь, чем бы они далее ни занимались.
Станет ли выпускник ешивы аврехом, то есть продолжит изучать Тору после свадьбы, или нет, он уже самостоятельный еврей, умеющий без посторонней помощи разобраться в большинстве законов Торы. Как правило, ешиву заканчивают в 21-23 года со свадьбой и переходом в колель — учебное заведение для женатых молодых людей.
Ешива прививает любовь к Торе и дает человеку тот необходимый уровень самостоятельности в ее изучении, который является как бы «дипломом еврея» на всю жизнь. Кем бы ни был человек по профессии — врачом, адвокатом, бизнесменом, программистом, слесарем — если он учился в ешиве, он старается часть дня посвящать изучению Торы, любит это, видит в этом смысл жизни и высочайшую точку служения Вс-вышнему наряду с молитвой, созданием крепкой еврейской семьи и воспитанием детей.
Как правило, выпускник ешивы умеет быть раввином для собственной семьи или в сложных ситуациях задать правильный вопрос, знает, где и как искать ответ, к кому за ним обратиться.
Ешива для женатых называется колель. Учатся там не менее серьезно, чем в ешивах — с утра до вечера. Колелей существует великое множество, и каждый подбирает себе место соответственно своим интересам и складу души. Некоторые посвящают себя изучению Закона и получают диплом раввина (смиха). Это позволяет принимать законодательные решения. Другие «учатся на религиозного судью». Существуют и те, кто продолжает углубленное исследование Талмуда во всех его разделах, как в ешива-гдола.
Образование для девочек [↑]
Еврейское образование традиционно было обязательным лишь для мальчиков. Между законоучителями существовали разногласия по вопросу, нужно ли давать его девочкам. Еврейское образование девочек не было признано обязательным, тем не менее, многих девочек обучали чтению, письму и молитвам. Лишь единицы изучали Устный Закон (по преданию, жена одного из крупнейших таннаев, рабби Меира, Брурия обладала познаниями законоучителя).
Из переписки и других документов средних веков можно заключить, что еврейское образование вообще и обучение девочек в частности было распространено даже среди бедных.
В современной религиозной среде есть несколько систем образования для девочек. Наиболее широкой сетью школ и детских садов обладает система «Бейт Яаков» (Дом Яакова). Созданная в довоенной Польше и перевезенная в Израиль, эта система первоначально ориентировалась на ашкеназский слой религиозного населения. Сейчас классы в школах «Бейт Яакова» наполнены девочками как из «литовских», так и из сефардских семей. У хасидов существуют отдельные школы.
Преподавание в школах для девочек ведется на иврите (в некоторых школах хасидского направления — на языке идиш). Изучаются Тора, Танах, еврейские законы, труд, математика, грамматика, география, естествознание, английский язык. Особенное значение придается воспитанию мидот — качеств характера. Учиться начинают, как и мальчики, с шести лет, но перед первым классом — обязательное посещение подготовительной группы детского сада.
Образование для девушек [↑]
Обязанность женщины изучать Тору отличается от той, которая возложена на мужчину. Мужчине заповедано погрузиться в изучение Торы до максимально возможной для него степени, даже если изучаемый предмет не имеет для него практической ценности (хотя предпочтение следует отдать областям, имеющим практическое приложение).
Женщине же, с другой стороны, рекомендуют изучение в качестве практического руководства, то есть ознакомление с касающимися ее законами и обычаями для правильного их соблюдения. Изучение Торы сверх этого не требует Алаха и, в действительности, не одобряют алахические авторитеты, хотя женщин и девушек поощряют читать и изучать Мусар (книги на этические темы) и подобную литературу.
Систематическое образование для девушек в течение многих веков было скорее исключением, чем правилом. Оно действительно не было необходимо, поскольку девушки редко отваживались покидать дом и во многих случаях дома же получали воспитание, духовные ценности и те еврейские знания, которые были им необходимы.
Однако все изменилось. С появлением светского образования для девушек и увеличением возможности воздействия нерелигиозных влияний дом больше не в состоянии нести свою традиционную функцию — быть основой надлежащего воспитания еврейских дочерей.
Ответом на этот вызов было учреждение в Европе различных школ и образовательных систем для девушек. В Израиле религиозные учебные заведения, в которых учатся девушки с 9 по 12 класс, называются семинарами. Многие девушки предпочитают получить профессию, и поэтому продолжают обучение и в 13-14 классах семинара, где наряду с профессиональным образованием также продолжают преподаваться такие предметы как «Основы еврейского дома», «Алаха» и т.п.
Эти институты, санкционированные и активно поддержанные большинством ведущих авторитетов Торы нашего времени, впоследствии распространились по всему миру и сейчас дают многим девушкам из религиозных семей надлежащее образование, которое предназначено воспитать в них внутреннюю устойчивость и силу духа, столь необходимую для противостояния чуждым влияниям, атакующим их постоянно.
Обширная программа обучения в большинстве школ основывается на мнении, выраженном Хафец Хаимом и другими авторитетами, считающими, что из-за угрозы, порожденной изменившимися обстоятельствами, женщины не только могут, но и должны изучать Письменную Тору, а также ту часть Устной Торы и других Писаний, которая усилит их благочестие или придаст им надлежащее воодушевление.
В 21-м веке женщина, получившая первую или вторую степень в области педагогики, психологии, социологии, дизайна, программирования — уже не редкость. Но религиозные женщины получают высшее образование не в университетах с совместным обучением и со светским антирелигиозным уклоном, а в специальных институтах для женщин, где преподавание всех дисциплин ведется через призму Торы. Такого же типа институты существуют и для мужчин, желающих получить высшее образование, не подвергая себя духовной опасности.
Куда идут учиться евреи?
Иерусалимский политехнический институт для религиозной молодежи
Иерусалимский политехнический институт
В настоящее время студенты могут получить первую степень по указанным специальностям в одном из четырех филиалов института: институты Лев и Наве (мужские отделения), институты Таль/ Даат и Лустиг ( женские отделения ).
Обучение в нашем институте преследует три основные цели:
Преподаватели еврейских традиций, являются лучшими в области воспитания в религиозной среде; их лекции дают разносторонние и интересные знания по иудаизму.
Преподаватели академических курсов имеют ученые степени, являются специалистами наилучших технологических компаний, что позволяет давать студенткам востребованные глубокие теоретические основы параллельно с практическими навыками.
Факультеты
· Факультет менеджмента и финансового учета
Выпускники этого факультета работают во всех отраслях экономики, в основном в рамках ценообразования и управления финансами. Программа обучения сочетает разнообразные курсы по менеджменту, финансированию, экономике и компьютерам. Выпускники факультета освобождены от большинства (13 из 15) экзаменов Совета финансовых ревизоров при получении звания аудитора.
· Факультет маркетинга и управления производством
· Факультет преподавания научных и технологических дисциплин
В программе обучения особое внимание уделяется использованию информационных технологий и компьютеров в качестве вспомогательных средств преподавания и инструктажа.
По окончании этого факультета студенты (-ки) получают как академическую степень по специальности, так и диплом, позволяющий преподавать в старших классах израильских школ.
На нашем отделении существуют особые привилегии для выходцев из бывшего Советского Союза :
В этом году появилась возможность уже весной начать бесплатное обучение на существующих курсах подготовительного отделения по следующим предметам: иврит, английский, подготовка к психотесту (вступительный экзамен «Тиль» в Иерусалимский Политехнический Институт), введение в компьютеры, для желающих – интересные лекции по иудаизму.
Подготовительное отделение и летние курсы особенно важны для окончивших школу несколько лет назад и по какой-то причине не поступивших в институт, а также для недавно приехавших в Израиль. Это дает возможность восполнить отсутствующие знания и стать студентом (-кой) одного из лучших ВУЗов Израиля.
Условия приема :
Для деталей и записи:
ул. Бейт Адфус 9, Иерусалим, 95464
тел. 972 2 654 72 21, факс: 972 2 571-1715
мобильный: 972 545 728 110, 972-526-070-114
время приема: воскресенье-четверг 10.00 – 17.00
Для поступления в наш институт есть следующие возможности: 1. Репатриация в Израиль; 2. учебно-туристическая программа « Маса-Тнуфа » ; 3. научно-религиозная программа « Села », которая принимает также и тех, кто был на программе Маса.
Программы Маса-Тнуфа и «Села», проводимые в рамках еврейских традиций, рассчитаны на еврейскую молодежь, заинтересованную в получении высшего образования в Израиле.
Бытовые условия в рамках наших программ: · проживание в рамках общежития, по 2-3 человека в комнате; · качественное кошерное трехразовое питание, включая Шабаты и праздники; · медицинская страховка; · для полностью выполняющих программу – материальное поощрение.