зачем евреи кладут камни на могилу
Почему евреи кладут камни на могилы
Многие из вас почитают древнюю традицию возложения цветов на могилы. Однако на еврейских могилах вы не увидите ни одного цветочка. Их могилы покрыты камнями. Но почему евреи так делают, и откуда взялась такая традиция?
Люди покрывают могилы своих мертвецов цветами ещё с доисторических времён. Даже в пещерных поселениях археологами были обнаружены могилы, выложенные цветами. Древние люди при погребении использовали цветы и продукты. Но еврейские правители и представители власти и духовенства всегда выступали против возложения цветов на места захоронений. Хотя в Талмуде в некоторых местах и упоминается, что в погребении Берахот использовались цветочки и специи, но основным мнением по этому поводу оставалось то, что это является языческим обычаем.
На традиционных еврейских кладбищах надгробия покрыты галькой. Эти камни имеют разные размеры, варьирующиеся от яйца до футбольного мяча. Сложены эти камни без рисунка или орнамента, просто в свободном порядке. Если вы посетите военное еврейское кладбище в Иерусалиме, то вы увидите могилы солдат полностью заваленные камнями так, что они похожи на небольшие бастионы.
Многие люди воспринимают камни, ка нечто суровое, мрачное. Они считают их неподходящими подношениями на могилы. Но в иудаизме камни носят особый характер. Если вы откроете Библию, то из неё вы узнаете, что жертвенник, это всего лишь груда камней.
На них человек приносит жертву Богу. Авраам приносил в жертву своего сына на камне, называемом хашитьях, который считается основанием мира. Для евреев самым святым местом считается Стена Плача, представляющая собой груду камней. Как говорят евреи, есть люди с каменным сердцем, а есть достающие камни из сердец. Так почему же евреи кладут камни на могилы?
Этому древнему обычаю есть несколько объяснений от суеверий до практической стороны. Согласно суеверию, положенные на могилу камни удерживают внутри могилы душу умершего. Такое поверье уходит корнями в Талмуд, где сказано, что души продолжают жить в течение какого-то времени в могиле, куда помещены тела мертвецов. Евреи считают, что могила, называемая ими постоянным домом, сохраняет некоторые аспекты души умершего.
Камни не просто какой-то знак, они считаются средством, удерживающим мертвецов на месте. В некоторых народных поверьях говорится о добрых душах, которые испытали ужасный страх перед смертью, поэтому они не могут найти покой. Для того, чтобы они не могли выбраться наружу из-под земли, выстраивается преграда из камней. Еврейская мифология имеет много историй о привидениях, выбравшихся в мир живых. Так что одним из объяснений почему евреи кладут камни на могилы, является гарантия, что души не выберутся на поверхность, оставаясь там, где им положено быть.
Согласно ещё одной версии считалось, что еврейские священнослужители могут стать нечистыми, если будут непосредственно контактировать с покойником. Поэтому, чтобы оградить их от таких контактов, могилы сверху выкладывали камнями. Гальки на надгробиях служили предупреждением для раввинов, что к этому месту нельзя приближаться.
Другая версия говорит нам о том, что как бы ни хороши и красивы были цветы, они быстро увядают. Этим цветы отличаются от долговечных камней. Об этом говорит Исайя. Любая плоть, буть то трава, со временем увядает, поэтому евреи считают, что принесённые на могилу цветы являются плохим символом долгой памяти.
Память должна длиться вечно, а для этого больше подходят камни, как символ её постоянства, так как не могут умереть. На многих надгробиях евреи пишут фразу, которая переводится, как “да будет его душа будет связана узами вечной жизни”.
Раньше среди евреев было много пастухов, но они не могли считать. Поэтому пастухи носили специальную сумку через плечо, в которой лежало столько камней, сколько овец было в стаде. Они не надеялись на свою память в подсчёте особей в отаре.
Кладя камни на могилу, евреи просят Бога удержать душу в Его праще. Бог заботится о душах, и каждый камешек, положенный на могилу, является напоминанием об умерших. Камень также является символом древности и основательности иудаизма. Когда человек сталкивается с хрупкостью жизни, иудейские традиции напоминают ему о постоянстве. Если другие вещи могут исчезнуть, то камни остаются вечными всегда.
Ещё одно из объяснений заключается в том, что лежащие на еврейских могилах камни защищают души умерших от проникновения в могилу злых духов и демонов, которые хотят похитить их. В Библии есть упоминание, когда Иисусу Навину Бог велел сложить памятник из двенадцати камней, символизирующих колена Израиля в веках.
Поэтому такое изображение израильтян вылилось в практику оставления на надгробиях камней. Когда-то давно евреи были кочевым народом, поэтому изначально они помечали свои поселения камнями. Евреи жили в засушливых местах, где было трудно копать могилы, поэтому захоронения были неглубокими. Чтобы их не разрыли дикие животные и не растащили останки, они клали на могилу тяжёлые камни. Этот обычай объясняется и практической стороной.
На протяжении тысячелетий евреи верны своим древним традициям. В наше время каждый еврей, посещая кладбище, приносит с собой гальку. Чем больше камней на могиле, тем чаще её посещали близкие и друзья покойного. По их количеству можно узнать, сколько человек посетили могилу, почтив память покойного.
Зачем евреи кладут камни на могилу
Еврейская нация крайне необычная. В ней много символичного, причем символами могут являться абсолютно обыденные для других народов вещи. Это касается, к примеру, камней. Казалось бы, обыкновенный булыжник, но у евреев он является символом вечности.
В более поздние времена, когда еврейская нация уже полностью сформировалась, происходило нечто подобное. Во время Исхода из Египта евреям некогда было хоронить своих умерших собратьев. Это занимало бы слишком много времени, которое в их походных условиях и без того было крайне ограниченным. Тогда и отыскалось нестандартное решение. Чтобы предохранить тела усопших от поедания хищниками, живые обкладывали их камнями.
По всей видимости, именно в те времена начала складываться традиция возложения камней на могилы умерших. Булыжник, не меняя формы, может лежать столетиями. Так что камни, положенные на могилу, будут вечно предохраняя усопшего от осквернения. А чем больше их будет лежать на могиле, тем лучше сохранится тело покойного. Так и стал камень символизировать вечность.
Количество камней, положенных на могилу, стало показывать еще и степень уважения усопшего при его жизни. Их количество также демонстрировало то, людей еще помнят и продолжают любить ушедшего из жизни человека. Вот и получается, что простое практическое действие, к которому евреи прибегли вынужденно, получило глубокий философский подтекст, превратившись в традицию, сохраняющуюся до наших дней.
Однако данная интерпретация – только часть еврейской идеологии. Камни для них несут еще одну нравственную нагрузку. Мудрецы говорят, что камки Эрец Исраэль являются осколками Иерусалимского храма, разрушенного завоевателями Иудеи. Укладывая камень на могилу умершего человека, евреи, как бы проводят аналогию со своей историей, наполненной славой и трагедиями, великими достижениями и драматическими падениями. Это прошлое, которое дало миру множество философов и ученых, великих царей и героев-воинов. Но главное, евреи подтверждают традиции своего народа, зародившиеся тысячи лет назад и сохраняющиеся в памяти народной до настоящего времени.
ПОЧЕМУ НА МОГИЛЫ ЕВРЕИ ПРИНОСЯТ КАМНИ.
Могила Бен-Гуриона.
По еврейской традиции, чтобы почтить память умершего, посетители кладут на могилу небольшие камни. В еврейской интерпретации камень символизирует вечность.
Всему свое время, и время всякой вещи под небом.
Время рождаться, и время умирать;
время насаждать, и время вырывать насаженное;
Время убивать, и время врачевать;
время разрушать, и время строить;
Время плакать, и время смеяться;
время сетовать, и время плясать;
Время разбрасывать камни, и время собирать камни;
время обнимать, и время уклоняться от объятий;
Время искать, и время терять; время сберегать, и время бросать;
Время раздирать, и время сшивать; время молчать, и время говорить;
Время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру.
Книга Екклезиаста или Проповедника
На иудейские могилы принято класть камни в знак памяти, на могиле Шиндлера всегда много камней.
Он завещал, чтобы его похоронили в Иерусалиме.
Его завещание было выполнено. Он был похоронен на католическом кладбище на горе Сион в Иерусалиме.
Шиндлер спас от смерти 1200 человек. Большинство из них уже там же, где и он,но живут на свете 6000 потомков этих спасенных.
И вот «евреи Шиндлера» — так они сами себя называют — считают, что Оскар Шидлер спас 6000 человек.
Камешки — это традиция. Еврейские могилы нельзя сносить. Они должны стоять вечно, Мошиаха дожидаться. Считается, что камнями отмечали места захоронений, чтобы случайно не уплотнить одну могилу другой. Думается, что камешек — еще и дань уважения разрушенному Храму. Можно долго копаться в мидрашах смыслов, но в наше время камешек — просто знак внимания еврея к еврею, пусть даже «нехорошему», пусть даже выкресту. Я видела камешки на могилах Александра Галича в Сен Женевьев де Буа и Хаима Сутина на Монпарнасе. Крест и камень, иконка и цветок, почему нет? Камешек как поклон и признание в любви. Что
уж говорить о могилах Гейне (на Монмартре) или Модильяни (на Пер-Лашез), там горы камешков.
А.Городницкий
Камни на еврейских могилах
Много раз объясняли мне это, и все же неясно пока мне,-
Почему не цветы на могилы евреи приносят, а камни?
Потому ли, что в жарких песках Аравийской пустыни,
Где в пути они гибли, цветов этих нет и в помине?
Потому ли, что там, где дороги души бесконечны,
Увядают цветы, а вот камни практически вечны?
Или в том здесь причина, что люди стремятся нередко,
Снявши камень с души, передать его умершим предкам?
Потому ли, что Бог, о идущих к нему вспоминая,
Эти камни горячие сыпал со склона Синая,
Где над желтой рудой, в голубой белизне пегматита
Прорастали слюдой непонятные буквы иврита?
Постою над плитой, над водою невидимой Стикса,
Подчиняясь крутой позабывшейся воле инстинкта.
И когда под плиту эту лягу я с предками рядом,
Под осенним дождем, под весенним прерывистым градом.
Откуда пошла эта традиция?
Раби Калонимус, “Бааль а-нес”, похороненный на еврейском кладбище у подножия Масличной горы рядом с могилой пророка Захарии, чудом спас евреев Иерусалима от последствий кровавого навета. Арабы убили одного из своих детей и подбросили труп во двор синагоги. Дело было в шаббат, но раби Калонимус сознательно пошел на его нарушение. Он написал одно из Святых Имен Б-га на клочке пергамента и положил его на лоб убитого ребенка. Вокруг собралась грозная толпа арабов, готовых учинить погром. И тут произошло чудо. Мальчик встал и молча указал на своего настоящего убийцу. Евреи были спасены. Но раби Калонимус сам вынес себе приговор за нарушение шаббата. Он велел, чтобы после его смерти каждый, кто пройдет мимо его могилы, бросил в нее камень. Благодарные евреи по-своему выполнили указание мудреца и своего спасителя. Приходя на кладбище, они бережно клали камень в горку других камней, скопившихся на его могильной плите. Так возник обычай класть камни на еврейскую могилу, принятый всей диаспорой.
Поскольку для этой горной породы применяются такие названия, как «Еврейский камень», «еврейские письмена», обстоятельство сходства букв иврита и элементов текстуры камня пегматита замечено довольно давно.
Почему евреи кладут камни на могилы
Многие из вас почитают древнюю традицию возложения цветов на могилы. Однако на еврейских могилах вы не увидите ни одного цветочка. Их могилы покрыты камнями. Но почему евреи так делают, и откуда взялась такая традиция?
Люди покрывают могилы своих мертвецов цветами ещё с доисторических времён. Даже в пещерных поселениях археологами были обнаружены могилы, выложенные цветами. Древние люди при погребении использовали цветы и продукты. Но еврейские правители и представители власти и духовенства всегда выступали против возложения цветов на места захоронений. Хотя в Талмуде в некоторых местах и упоминается, что в погребении Берахот использовались цветочки и специи, но основным мнением по этому поводу оставалось то, что это является языческим обычаем.
На традиционных еврейских кладбищах надгробия покрыты галькой. Эти камни имеют разные размеры, варьирующиеся от яйца до футбольного мяча. Сложены эти камни без рисунка или орнамента, просто в свободном порядке. Если вы посетите военное еврейское кладбище в Иерусалиме, то вы увидите могилы солдат полностью заваленные камнями так, что они похожи на небольшие бастионы.
Многие люди воспринимают камни, ка нечто суровое, мрачное. Они считают их неподходящими подношениями на могилы. Но в иудаизме камни носят особый характер. Если вы откроете Библию, то из неё вы узнаете, что жертвенник, это всего лишь груда камней.
На них человек приносит жертву Богу. Авраам приносил в жертву своего сына на камне, называемом хашитьях, который считается основанием мира. Для евреев самым святым местом считается Стена Плача, представляющая собой груду камней. Как говорят евреи, есть люди с каменным сердцем, а есть достающие камни из сердец. Так почему же евреи кладут камни на могилы?
Этому древнему обычаю есть несколько объяснений от суеверий до практической стороны. Согласно суеверию, положенные на могилу камни удерживают внутри могилы душу умершего. Такое поверье уходит корнями в Талмуд, где сказано, что души продолжают жить в течение какого-то времени в могиле, куда помещены тела мертвецов. Евреи считают, что могила, называемая ими постоянным домом, сохраняет некоторые аспекты души умершего.
Камни не просто какой-то знак, они считаются средством, удерживающим мертвецов на месте. В некоторых народных поверьях говорится о добрых душах, которые испытали ужасный страх перед смертью, поэтому они не могут найти покой. Для того, чтобы они не могли выбраться наружу из-под земли, выстраивается преграда из камней. Еврейская мифология имеет много историй о привидениях, выбравшихся в мир живых. Так что одним из объяснений почему евреи кладут камни на могилы, является гарантия, что души не выберутся на поверхность, оставаясь там, где им положено быть.
Согласно ещё одной версии считалось, что еврейские священнослужители могут стать нечистыми, если будут непосредственно контактировать с покойником. Поэтому, чтобы оградить их от таких контактов, могилы сверху выкладывали камнями. Гальки на надгробиях служили предупреждением для раввинов, что к этому месту нельзя приближаться.
Другая версия говорит нам о том, что как бы ни хороши и красивы были цветы, они быстро увядают. Этим цветы отличаются от долговечных камней. Об этом говорит Исайя. Любая плоть, буть то трава, со временем увядает, поэтому евреи считают, что принесённые на могилу цветы являются плохим символом долгой памяти.
Память должна длиться вечно, а для этого больше подходят камни, как символ её постоянства, так как не могут умереть. На многих надгробиях евреи пишут фразу, которая переводится, как “да будет его душа будет связана узами вечной жизни”.
Раньше среди евреев было много пастухов, но они не могли считать. Поэтому пастухи носили специальную сумку через плечо, в которой лежало столько камней, сколько овец было в стаде. Они не надеялись на свою память в подсчёте особей в отаре.
Кладя камни на могилу, евреи просят Бога удержать душу в Его праще. Бог заботится о душах, и каждый камешек, положенный на могилу, является напоминанием об умерших. Камень также является символом древности и основательности иудаизма. Когда человек сталкивается с хрупкостью жизни, иудейские традиции напоминают ему о постоянстве. Если другие вещи могут исчезнуть, то камни остаются вечными всегда.
Ещё одно из объяснений заключается в том, что лежащие на еврейских могилах камни защищают души умерших от проникновения в могилу злых духов и демонов, которые хотят похитить их. В Библии есть упоминание, когда Иисусу Навину Бог велел сложить памятник из двенадцати камней, символизирующих колена Израиля в веках.
Поэтому такое изображение израильтян вылилось в практику оставления на надгробиях камней. Когда-то давно евреи были кочевым народом, поэтому изначально они помечали свои поселения камнями. Евреи жили в засушливых местах, где было трудно копать могилы, поэтому захоронения были неглубокими. Чтобы их не разрыли дикие животные и не растащили останки, они клали на могилу тяжёлые камни. Этот обычай объясняется и практической стороной.
На протяжении тысячелетий евреи верны своим древним традициям. В наше время каждый еврей, посещая кладбище, приносит с собой гальку. Чем больше камней на могиле, тем чаще её посещали близкие и друзья покойного. По их количеству можно узнать, сколько человек посетили могилу, почтив память покойного.
Новое в блогах
А. Городницкий Камушки на плитах еврейских могил.
Александр Городницкий, профессор, доктор геолого-минералогических наук.
Много раз объясняли мне это, и все же неясно пока мне,-
Почему не цветы на могилы евреи приносят, а камни?
Потому ли, что в жарких песках Аравийской пустыни,
Где в пути они гибли, цветов этих нет и в помине?
Потому ли, что там, где дороги души бесконечны,
Увядают цветы, а вот камни практически вечны?
Или в том здесь причина, что люди стремятся нередко,
Снявши камень с души, передать его умершим предкам?
Потому ли, что Бог, о идущих к нему вспоминая,
Эти камни горячие сыпал со склона Синая,
Где над желтой рудой, в голубой белизне пегматита
Прорастали слюдой непонятные буквы иврита?
Может быть, эти камни — осколки погибшего храма,
Что немало веков сберегают потомки упрямо?
К ним приходят потом, как к стене неизбывного плача,
Вспоминая о том, кто уже невозвратно утрачен.
А скорее, и в этом, возможно, основа идеи,
Эти камушки — часть каменистой земли Иудеи,
Чтобы всюду усопшие, где бы они ни лежали,
Вспоминали Отчизну, откуда их предки бежали.
Много раз объясняли мне это, и все же понять я не в силах,
Почему только камни лежат на еврейских могилах?
Я не знаю причины, но, верный традициям этим,
И холодной зимой, и неласковым питерским летом
На Казанское кладбище, к старой раскидистой ели,
На могилу родителей камни несу я в портфеле.
Никаких не скажу над могилой родительской слов я, —
Принесенные камни у их положу изголовья.
Постою над плитой, над водою невидимой Стикса,
Подчиняясь крутой позабывшейся воле инстинкта.
И когда под плиту эту лягу я с предками рядом,
Под осенним дождем, под весенним прерывистым градом
Принесите мне камушки тоже — неважно какие,
Но желательно все же, чтобы был среди них рапакиви.
Потому что порвать не могу я связующей нити
С этим городом вечным, стоящим на финском граните,
Где родился когда-то и вновь, вероятно, усну я,
Чужеродную землю наивно приняв за родную.
И в продолжение — притча
Раби Калонимус, «Бааль а-нес», похороненный на еврейском кладбище у подножия Масличной горы рядом с могилой пророка Захарии, чудом спас евреев Иерусалима от последствий кровавого навета. Арабы убили одного из своих детей и подбросили труп во двор синагоги. Дело было в шаббат, но раби Калонимус сознательно пошел на его нарушение. Он написал одно из Святых Имен Б-га на клочке пергамента и положил его на лоб убитого ребенка. Вокруг собралась грозная толпа арабов, готовых учинить погром. И тут произошло чудо. Мальчик встал и молча указал на своего настоящего убийцу. Евреи были спасены. Но раби Калонимус сам вынес себе приговор за нарушение шаббата. Он велел, чтобы после его смерти каждый, кто пройдет мимо его могилы, бросил в нее камень. Благодарные евреи по-своему выполнили указание мудреца и своего спасителя. Приходя на кладбище, они бережно клали камень в горку других камней, скопившихся на его могильной плите. Так возник обычай класть камни на еврейскую могилу, принятый всей диаспорой