зачем евреи крутят курицу

Капарот — обряд искупления

Изначально установленное время для Капарот — перед рассветом в канун Йом-Кипура, ибо в этот период милосердие Всевышнего одерживает верх над Его строгостью.

Однако можно совершить ритуал раньше, начиная со дня, когда мы постимся в память о Гдалье.

Для исполнения этого ритуала очищения от грехов мужчина берет петуха, а женщина — курицу.

Держа птицу в правой руке, произносит отрывок «Бней-адам…» («Сыны человеческие…»), потом поднимают ее над головой и совершают рукой вращательные движения, говоря при этом: «Зэ халифати, зэ трумати, зэ капарати. Зэ а-тарнеголь…» (Это — замена мне; [прими] это вместо меня ; это — выкуп мой. Пусть уделом этого петуха…).

(В сефардских общинах отрывок «Бней-адам…» не читают.)

После этого птицу относят к шойхету (резнику). Если нет возможности достать петуха или курицу, можно заменить их другой кашерной птицей, за исключением голубей; некоторые авторитеты считают, что птицу можно заменить живой рыбой.

Есть и такие, кто проводит этот ритуал, используя вместо птицы или рыбы деньги. В таком случае вместо «Зэ а-тарнеголь» говорят «Зэ а-кесеф йелех ле цдака» («Пусть эти деньги пойдут на благотворительные цели»).

Человеку не следует думать, что, исполнив этот ритуал, он уже заслужил искупление, — ему надо только раскаяться в своих грехах, ясно представляя себе: мучения, которые испытывает птица, были бы справедливым наказанием ему самому за все его проступки, — и надеяться на милосердие к нему Всевышнего.

Примечание: рав Ицхак Зильбер всегда старался делать капарот именно на деньги, так как главное в капарот, чтобы деньги попали нуждающимся, a когда капарот делаются на курице, за этим сложно проследить и кроме того, можно нарушить мицву «цаар баалей Хаим» (мучение животных).

Капарот — обряд искупления. Повторяют три раза:

Людей, обитающих во мраке и в тени смерти, скованных страданием и железом, Он выведет из мрака и из тени смерти, разрубит их оковы.

Глупцы страдают из-за своих грехов и беззаконий! Их душа отвергает любую пищу; приблизились они к воротам смерти. (Но когда) воззовут к Г-споду в своем горе — Он избавит их от мучений. Ниспошлет Свое слово и исцелит, спасет их от гибели.

Да возблагодарят они Г-спода за Его милость и чудеса, совершенные для людей. Если есть у человека ангел-заступник — один из тысячи — который замолвит слово в его оправдание, то Он сжалится над ним и скажет (ангелу): «Не дай сойти ему в преисподнюю, (ибо) Я нашел искупление (за его грехи)».

Совершающий обряд искупления (при помощи петуха), произносит три раза: Вот моя замена. Это вместо меня. Вот мой выкуп.

Тот кто делает капарот на деньги, совершают вращательные движения над головой зажатыми в руках купюрами.

Деньги от капарот нужно передать нуждающимся.

Если капарот жертвуются онлайн, то сначала над головой вращают соответствующую сумму денег, затем ее жертвуют онлайн, а купюры, которые вращали над головой, можно использовать.

Относительно суммы, на которую делать капарот — чем она больше, тем лучше.

Источник

Капарот (ритуальный обычай)

Капаро́тискупления (כפרות — мн. число от כפרה, капара — искупление).

Содержание

История возникновения

Цель обряда

Капарот

В каждой общине отдельные элементы ритуала зачастую имеют свои специфические особенности.

Подготовка

— Бытует мнение, что для обряда желательны куры белого цвета.

— Куры могут быть заменены другой кошерной птицей, за исключением голубей; в некоторых общинах считают, что птицу можно заменить живой рыбой.

— Отдельные авторитеты рекомендуют ритуал проводить, используя вместо птицы деньги.

Ритуал

зачем евреи крутят курицу. Смотреть фото зачем евреи крутят курицу. Смотреть картинку зачем евреи крутят курицу. Картинка про зачем евреи крутят курицу. Фото зачем евреи крутят курицу

зачем евреи крутят курицу. Смотреть фото зачем евреи крутят курицу. Смотреть картинку зачем евреи крутят курицу. Картинка про зачем евреи крутят курицу. Фото зачем евреи крутят курицу

— Обряд капарот совершают также дети или взрослые за них.

— Беременным женщинам некоторые авторитеты рекомендуют совершать обряд с двумя курицами и петухом (за себя и ожидаемых мальчика или девочку).

— Многократное использование в обряде одних и тех же кур запрещается.

— После совершения обряда птицу относят к шойхету (резнику).

Кошерный убой кур

— Принято резать кур сразу же после выполнения обряда.

— В связи с большим наплывом желающих сделать шхиту (кошерный убой) накануне Йом-Кипура, резнику настоятельно рекомендуется накануне днем хорошо выспаться.

— Поскольку перед Йом-Кипуром шхита часто производится ночью, резать кур разрешается только при наличии источника яркого света.

— Резник должен проверить курицу после шхиты.

Благотворительность

— После шхиты бедным передаются деньги (в размере стоимости этих кур). Это рекомендовали, в частности, выдающийся законоучитель, один из духовных лидеров своего поколения Раби Йеошуа-Лейб бар Биньямин Дискин (Маарил) [3] и знаменитый израильский каббалист Ицхак Кадури. Куры используются для приготовления пищи в семье

— В некоторых общинах после шхиты принято отдавать кур бедным, а потроха диким птицам.

Отношение к ритуальному обычаю

Тысячелетняя история

Ритуальный обычай Капарот существует свыше тысячи лет; и все это время наблюдается неоднозначное отношение к обряду.

С одной стороны, такие величайште религиозные авторитеты средних веков как Ицхак Лурия и Йешаяhу бен Авраам hа-Леви Горовиц (ШЛА) наделили ритуал мистическим смыслом. Выдающийся законоучитель того времени Моше бар Исраэль Исерлис (РаМА) считал обряд очень важным. Любавичский Ребе Менахем Мендл Шнеерсон совершал [4] этот обычай. Многие раввины признали его обязательным.

С другой стороны, против Капарот выступали такие крупнейшие раввины своего времени, знатоки Галахи, как комментатор ТаНаХа и Талмуда Моше Бен Нахман, Нахманид (РаМБаН), автор респонсов Шломо бен Адерет (Рашба), законоучитель, автор основополагающего кодекса галахических предписаний «Шулхан арух» Йосеф бен Эфраим Каро.

Также отрицательного мнения придерживался один из выдающихся духовных авторитетов ортодоксального еврейства, раввин Элияху бен Шломо Залман (Виленский Гаон), раввин-реформист Авраам Кон (Abraham Kohn) называл этот обычай «варварским предрассудком, противоречащим основам еврейской религии». [5]

По мнению РаМБаНа этот обычай является обрядом, источник которого либо идолопоклонство, либо суеверие, имеющее нееврейское происхождение.

Рав Йосеф Каро в своем галахическом кодексе «Шульхан арух» писал, что нужно отменить этот обычай. Еще одной причиной противодействия данному обычаю было опасение, что из-за спешки велика вероятность нарушения правил шхиты.

В наше время посек (ученый, посвятивший себя решению практических проблем Галахи) Хаим Давид Галеви называл Капарот издевательством над животными.

Нынешнее время

Несмотря на многовековую критику этот обычай продолжает жить, в основном среди харедим (ультраортодоксов), исповедующих ортодоксальный иудаизм.

В последнее время можно даже совершать [7] [8] обряд в режиме on line (через Интернет). Достаточно (по одному из предложений в сети) перевести 18 долларов и произнести слова:

Источник

Расскажите о смысле и истории возникновения обряда Капарот

Шалом!! Расскажите, пожалуйста, о смысле и истории возникновения обряда капорес перед Йом-Кипуром. Является ли капорес аналогом храмовой жертвы, приносящейся для искупления грехов человека?

Отвечает рав Берл Набутовский

Обряд Капорес не упоминается в Талмуде. Он возник в Вавилонии в период гаойним, т.е. в период, непосредственно следующий за написанием Талмуда. Речь идёт о 7—8 веках н.э. Первое упоминание обряда мы встречаем в респонсах Рава Сассны Гаона [i].

Уже в период ришоним (ранних комментаторов, 11—16 вв. н.э.) возник спор, следует ли соблюдать этот обряд. Рамбан (Нахманид) и его великий ученик Рашбо (Раби Шломо бен Адерет)[ii] считая, что это напоминает действия колдунов, обряд запретили. Но некоторые другие мудрецы этого периода[iii] полагали, что следует продолжать его соблюдать.

Составитель Шулхан Оруха Раби Йосеф Каро постановил[iv], что Капорес делать не следует. Но по мнению Рамо[v] (автора комментария на Шулхан Орух, в котором приводятся ашкеназские традиции) Капорес — очень важный обряд, который нужно сохранить.

Вы правы, действительно, намерение того, кто исполняет этот обряд, напоминает намерение человека, приносящего жертву в Храме. Человек должен думать о том, что за грехи, которые он совершил, ему полагается то, что делают сейчас петуху. Кроме того, принося жертву, человек должен иметь в виду, что ради исполнения воли Вс-вышнего он готов пойти на заклание, как это жертвенное животное. Это же можно иметь в виду и при выполнении обряда Капорес.

При всём этом, очень важно не забывать, что Капорес — не жертвоприношение. Тора строжайше запрещает евреям приносить жертвы вне Храма. Это одна из причин, по которым используют именно кур или, по некоторым традициям, рыб. Эти виды непригодны для жертвоприношения, поэтому опасность перепутать и зарезать петуха в качестве жертвы уменьшается.

Если Вы делаете Капорес на петуха или на курицу, при исполнении обряда следует принять во внимание следующие моменты:

1. Как уже говорилось, жертвоприношения вне Храма строго запрещены. Делая Капорес, нужно помнить, что это всего лишь символ. Это не жертвоприношение и не выполнение заповеди. Это всего лишь давняя традиция.

2. Нельзя использовать одну и ту же курицу для Капорес два раза. К сожалению, люди, которые организуют обряд Капорес, часто этого не знают (или намеренно забывают) и смешивают кур, уже использовавшихся для Капорес другими людьми, со «свежими» курами. Поэтому для выполнения обряда лучше купить курицу самостоятельно. Конечно, это относится только к тем случаям, когда кур не режут сразу после Капорес.

3. Ещё одна причина купить кур отдельно: организаторам обряда Капорес часто не удаётся привезти и продать кур, не нарушив запретцаар баалей хаим — издеваться над животными.

4. Принято резать кур сразу же после выполнения обряда.

5. Так как шхита (кошерный убой) во время обряда Капорес часто производится ночью и при большом скоплении людей, велика возможность того, что шойхет (резник) ошибётся. Поэтому стоит делать Капорес, только если Вы можете самостоятельно сделать шхиту или у Вас есть знакомый шойхет, который сделает шхиту специально для Вас. Если в результате выполнения обряда кто-то съест некошерное мясо (не дай Б-г), будет нарушен запрет Торы. Получится, что от выполнения обряда — гораздо больше вреда, чем пользы!

6. Резать разрешается, только если есть источник яркого света.

8. Резник должен проверить курицу после шхиты.

9. Мишна Брура[vi] настоятельно рекомендует резнику хорошо выспаться в день перед Капорес. Так как Капорес обычно делается ночью, резник, который не выспался днём, не сможет отдохнуть и ночью. Усталый человек может легко совершить ошибку при шхите.

10. Если Вы покупаете кур, нельзя специально искать белых [vii]. Можно только выбрать белых из тех, которых вам предложат купить.

11. Кур, использованных для обряда Капорес, лучше съесть самому, а деньги (стоимость этих кур) раздать бедным.

12. Нельзя покупать кур для Капорес из денег, которые Вы отделили в качестве десятины.

13. Если Вам не удаётся избежать перечисленных здесь проблем, лучше сделать Каппорес на деньги, и эти деньги раздать бедным.

Надеюсь, что Вс-вышний примет наше раскаяние.

[iv]Шулхан Орух, часть Орах Хаим 605

[vii]Опять же, потому что это похоже на действия колдунов.

Источник

Правила исполнения обряда Капарот

Накануне Йом Кипура принято совершать обряд искупления — «капарот» (европейские евреи это слово произносят так: «капойрес»). Нет, в принципе капарот можно делать в течение всех десяти Дней трепета, но согласно Каббале лучше всего это делать в день предшествующий Йом Кипуру, причем на рассвете.

Взяв птицу в правую руку, читают установленный мудрецами текст, а затем вращают ею над головой, говоря: «Это – моя замена, мой заместитель, мое искупление. Этот петух умрет, (или «пусть эти деньги пойдут на благотворительные цели») а мне предстоит долгая, добрая и мирная жизнь». Эти слова произносятся трижды.

Не следует думать, что тому, кто совершает капарот, прощаются все грехи. Слово «искупление» нужно понимать как «замену вместо меня в качестве выкупа», то есть, как бы вместо нас умирает петух. И очень важно это хорошо понимать!

После этого петуха/курицу режут, а мясо отдают бедным людям (или продают птицу, а ее стоимость отдают на цдаку).

Что можно использовать для капарот?

Мужчина берет петуха, а женщина – курицу. Желательно, чтобы птица была белого цвета, что символизирует чистоту от греха. При этом нельзя специально выискивать где бы купить белую птицу, так как это уже походит на нееврейский обычай (даркей а-эмори и хок акум). Используют именно петуха (и курицу), так как петух в Талмуде называется «гевер» (мужчина), то есть получается, что берем «мужчину» за мужчину. Кроме того, петухи и курицы более доступны, чем другие животные.

Согласно некоторым мнениям можно также взять для капарот кошерную рыбу или других кошерных птиц и животных. Однако нельзя брать птиц и животных, подходящих для жертвы, так как в таком случае обряд будет выглядеть как жертвоприношение, а это большой грех – приносить жертву вне Храма. По этой же причине Хазон Иш и Стайплер не делали рукоположение на капарот, так как рукоположение делали перед жертвоприношением в Храме.

Вместо птицы можно также взять деньги и делать капарот на них. Логично, что следует брать сумму, как минимум, равную стоимости курицы, однако лимита не устанавливается, и так как эти средства идут в цдаку, то каждый увеличивающий сумму пожертвования будет благословлён. Интересно отметить, что наш праведный учитель — рав Ицхак Зильбер, благословенной памяти, использовал для обряда капарот деньги.

Средства для обряда капарот нельзя брать из маасера (десятина).

Кто делает обряд капарот?

Принято, чтобы обряд выполнялся для каждого человека, даже для еще не родившегося ребенка. Один человек может сделать капарот для другого человека, но важно, чтобы он сам, прежде, совершил обряд для себя. Так, например, отец сначала делает капарот для себя, а потом для детей. При этом каждый раз нужно произносить текст молитвы.

Если нет достаточных средств, то двое человек одного пола могут объединиться и совершить обряд одновременно. В таком случае каждый должен читать молитву за себя, но при этом не нужно говорить «Душа за душу» в тексте молитвы. По всей видимости, также следует держать капарот вместе.

Беременная женщина берет курицу, и петуха – на случай, если родится мальчик (если родится девочка, то на нее действует капарот мамы). Есть мнения, что ей следует делать капарот на две курицы и петуха, так как совершение капарот мамой не засчитывается плоду, даже если это девочка.

Берут в руки птицу (или деньги) и произносят следующий текст:

Произнося следующие слова, поднимают над головой птицу (или деньги) и трижды совершают вращательное движение рукой, в которой держат птицу (деньги)

Это — замена мне; [прими] это вместо меня; это — выкуп мой.

Все вышесказанное повторяют трижды и в том же порядке

Когда делают обряд капарот?

Можно делать капарот с поста Гедалии, однако особенно рекомендуется производить этот обряд ночью в канун Йом Кипура (по окончанию слихот после полуночи), так как в это время преобладает качество милосердия. Поскольку, согласно законам шхиты, необходимо делать шхиту при свете, то в таком случае необходимо обеспечить качественное освещение. Многие, из опасений сделать некачественную шхиту, предпочитают проводить обряд утром перед Йом Кипуром, при свете дня (при этом важно, чтобы шхита была совершена до Йом Кипура). Если же обряд выполняется деньгами, то это вполне можно сделать ночью после слихот.

Что делать, если курица оказалась некашерной?

Если была проблема в шхите, то обряд не считается выполненным. Если же курица оказалась трейфа, то по ряду мнений обряд считается выполненным, а по другим мнениям – не выполненным. Если делать капарот с помощью денег, то этих проблем нет.

Почему лучше делать обряд капарот с помощью денег?

1. Нет проблем с неправильной шхитой и с трейфой

2. Можно сделать в идеальное для капарот время – ночью накануне Йом Кипура

3. Полная гиматрия слова «кесеф» — «каф», «самах», «фей» равна гиматрии слова «капара». То есть существуют основания для обряда с деньгами.

4. По некоторым мнениям (Стайплер — рав Яаков Каневский) человек, который всегда делал капарот на птицу, и вдруг столкнулся с трудностями достать птицу и вынужден делать капарот на деньги, обязан сделать «атарат недарим».

5. Физически это намного проще.

6. Помощь бедным (а это очень важный элемент обряда) намного эффективнее осуществлять деньгами, чем курицей. Тем более, что даже в случае осуществления капарот на курицу принято выкупать эту курицу за деньги, и передавать эти деньги бедным, чтобы они не чувствовали себя плохо от того, что им досталась «курица с вашими грехами».

Почему лучше делать обряд капарот на птицу?

1. Более ярко ощущается идея капарот.

2. По Каббале нужно делать именно на петуха (курицу).

3. Возможность выполнить заповедь «покрытие крови» (покрывание крови землей после шхиты). Кстати, законоучители отмечают, что предпочтительней, чтобы человек назначил шойхета своим посланником для выполнения этой заповеди.

Некоторые интересные нюансы обряда

1. Есть места, где принято кидать птицу, для того чтобы была аналогия с казнью «скила» (забрасывание камнями, когда виновного кидают в яму на камни и затем, при необходимости, забрасывают камнями сверху). Очень важно делать это после шхиты, а не до, так как иначе возможны проблемы с трейфой (также может быть проблема с причинением ненужного страдания животному – «цар баалей хайм»).

2. Беременная женщина делает обряд за еще не родившегося ребенка, несмотря на то, что плод еще не совершил никаких грехов по двум причинам: чтобы плод не пострадал, если на него что-либо постановлено (Стайплер), и за грехи в своем прошлом воплощении (Рав Пинхас Шайнберг).

3. Если плоду еще нет 40 дней, то, по мнению рава Вознера, не нужно делать капарот, а по мнению рава Хайма Каневского – нужно.

4. В случае сомнения беременна ли женщина или нет, по мнению рава Вознера, нет необходимости делать капарот за ребенка.

5. Если женщина сделала капарот за не родившегося ребенка до Йом Кипура, а перед Йом Кипуром ребенок родился, то нет необходимости снова делать капарот.

6. Если ультразвуковое исследование показало пол ребенка, то нет необходимости делать для него двойные капарот.

7. Если по ошибке сделали за мужчину капарот курицей или наоборот, то нет необходимости делать заново.

8. В принципе беременной женщине достаточно сделать капарот только за себя, так как ребенок считается ее частью. При этом Стайплер считает, что для обряда капарот необходимо использовать также и петуха – на случай, если ребенок будет мужского пола.

9. Нет необходимости подозревать, что женщина беременна близнецами, так как это редкость. В тех же случаях, когда известно, что есть несколько плодов, то нужно делать капарот отдельно за каждый плод.

10. Птицу или деньги нужно брать в правую руку. Если человек левша, то нет четкого предписания, какой рукой следует это делать.

11. Лучше делать капарот самому за себя, нежели просить другого, чтобы он сделал капарот для него.

12. Рав Элияшев считает, что нельзя выполнить обряд капарот за кого-то на расстоянии.

13. Существует обычай выбрасывать внутренности птицы в место, где их могут взять другие птицы. Причина этого обычая заключается в том, что птицы часто воруют еду, и она находится во внутренностях. Выбрасывая их, мы хотим показать, что мы по максимуму отдаляемся даже от намека на воровство. Посредством же того, что мы выбрасываем внутренности в место, где их могут съесть другие животные, мы, тем самым, проявляем милосердие к этим животным, и так же, как мы смилостивились и позаботились о пропитании других, так же и Вс-шний смилостивится над нами. При этом, по ряду мнений, не нужно выбрасывать печень вместе с остальными внутренностями.

Источник

Мистика “капарот”: зачем евреи крутят курицу над головой?

Обычай «капарот» перед Йом Киппуром – это очень древний и распространенный обычай в большинстве еврейских общин. При этом споры о нем ведутся не одну сотню лет. В наши дни они стали еще более актуальными в связи с кампаниями проводимыми защитниками животных.

Во время проведения обряда принято произносить несколько стихов из 107-го псалма (10,14, 17-21) «(10) Сидящие во тьме и мраке, окованные страданием и железом»,«(14) Вывел Он их из тьмы и мрака и узы их расторг», «(17) Глупцы страдают из-за грешного пути своего и из-за беззаконий своих. (18) Всякую пищу отвергает душа их, и дошли они до ворот смерти. (19) И воззвали они к Г-споду в бедствии своем, и от нужды их Он избавил их. (20) Послал Он слово Свое, и исцелил их, и спас их от могил. (21) Пусть благодарят они Г-спода за милосердие Его и за чудеса Его – пред сынами человеческими», а так же стихи из книги Йова (32,23-24):«Если же есть ангел – предстатель за него – один из тысячи, чтобы возвестить о человеке правоту его, (То) сжалится он над (человеком) и скажет: “Спаси его, чтоб не сошел он в могилу: я нашел искупление (ему)”.

Этот обычай вызывал и вызывает много споров и дискуссий среди галахических авторитетов. Его сторонниками были РАМО, РОШ и АРИЗАЛЬ, а противниками РАШБА, РАМБАН, и рав Йосеф Каро. Противники этого обычая используют вместо кур деньги (нет обязательной конкретной суммы, и обычно используются типологические числа [18,26,10 и кратные им], но есть так же те, кто используют рыбу или даже овощи. От р.Э.Тальберга, возглавляющего религиозную русскоязычную общину «Ницоц Маханаим» города Кармиэль, я слышал идею использовать яйцо.

Нет точных сведений, когда именно появился данный обычай. Скорее всего его прообразом являлась одна из церемоний храмовой службы в Йом-Киппур – отправление в пустыню козла отпущения (“сеир леазазель”). Общим между церемониями является то, что человеческие грехи перекладываются на животное, которое умерщвляют, и этим оно искупает грехи человека. Основная разница между церемониями заключается в том, что отсылание козла отпущения являлось актом общенационального уровня, и искупал он прегрешения всего народа, в то время, как птица, или её эквиваленты, искупают каждого человека отдельно. Сам порядок церемонии и то, что принято говорить в это время напоминают обычай выкупа первенцев в период гаонов в Вавилоне (комментарий Рабейну Хананэль на Тору, упоминаемый рабэйну Бехае в главе Шофтим).

Из респонса Шошана Гаона также следует, что богатые люди того времени использовали для этого обряда животных, в частности антилоп. Понятно, что их не крутили над головой, а возлагали на них руки, подобно храмовым жертвоприношениям. Одно из объяснений использования именно петухов и куриц связано не только с широкой доступностью этих птиц, но также и с тем, что они не использовались во время храмовой службы и таким образом исключалось малейшее опасение того, что кто-то попытается принести жертвоприношение вне Храма. Похожий обычай во времена Гаонов совершался накануне Рош ха-Шана.

Со временем этот обычай распространился из Вавилона в Испанию, Францию, Германию и на всю остальную диаспору.

Почему у этого обычая были и есть противники? По мнению Рамбана, этот обычай является обычаем, источником которого является либо идолопоклонство, либо суеверие, имеющее нееврейское происхождение (Респонсы РАШБА 391). Были те, кто противились этому обычаю, так как он напоминал храмовые жертвоприношения. Рамбам не упоминал этот обычай в «Мишнэ Тора» и других своих трудах, и поэтому он не принят среди йеменских евреев.

Рав Йосеф Каро в своем галахическом кодексе «Шульхан Арух» (Орах Хаим, 505) утверждал, что нужно отменить этот обычай и в первом издании еще при его жизни данный раздел шел под заголовком «Обычай «каппарот» накануне Йом Киппура – это глупый обычай». В более поздних изданиях, слова «глупый обычай» были удалены. Еще одной причиной противодействия данному обычаю было опасение, что из-за спешки велика вероятность нарушения законов шхиты и затрефления птиц. Еще одной важной причиной является опасение того, что участники данного обычая могут полагаться на него вместо того, чтобы стремиться исправить собственные недостатки.

Среди раввинов прошлого поколения можно назвать наиболее известного каббалиста рава Ихака Кадури, заявившего в 2002 году, что предпочтительнее дать деньги бедным, и не связываться накануне Йом Киппура с опасностью нарушить запрет Торы о жестоком обращении с животными. Про рава Шломо Залмана Ойербаха известно, что в начале он делал обряд на птицу, потом перешел на рыбу, а в последние годы жизни на деньги, которые передавал бедным. Также рав Овадья Йосеф использовал только деньги. Нынешний главный раввин Израиля, рав Давид Лау призывает быть осторожными с соблюдением этого обычая и подчеркивает, что не может соблюдаться обычай, через нарушение заповеди Торы.

В последнее время противники этого обычая появились так же в среде харедим в рамках организации «Бехемла» (аббревиатура: Харедим Митнадвим Лемаан Хайот – харедимные волонтеры в защиту животных). По мнению главы организации Йегуды Шайна, «использование птицы для «каппарот» является осквернением имени Творца,которое не прощается в Йом Киппур. Не может быть, чтобы богобоязненные евреи способствовали тому, чтобы издевались над курами и морили их голодом в страшной тесноте”.

Сторонниками обычая были РАМО, который базировался на традиции ашкеназских евреев идущей от РОШ. Так же АРИЗАЛЬ был сторонником этого обычая. Рав Шнеур Залман из Ляд, основатель ХАБАДа, в своем комментарии «Шульхан Арух аРав» (505,2) писал, что обычай сам по себе правильный, а вот искать именно птицу белого цвета – это суеверие.

При всей важности заботы о животных, важно также помнить о пропорциях. Их страдания должны нас волновать не только в дни между Рош ха-Шана и Йом Киппуром. Хочется надеяться, что организации, борющиеся за права животных, делают это искренне, а не как некий антирелигиозный шаг. К сожалению, я не припоминаю каких-либо общественных акций, направленных против некошерных ресторанов, предлагающих «дары моря», в которых например раков и ракообразных варят живьем (а они тоже живые существа).

Дай Бог, чтобы все мы удостоились совершить такую духовную работу, которая позволит нам успешно пройти Йом-Киппур.

Автор: Ашер Рохбергер (Израиль).

stdClass Object ( [term_id] => 1401 [name] => иудаизм [taxonomy] => post_tag [slug] => iudaizm )

stdClass Object ( [term_id] => 22480 [name] => Израиль [taxonomy] => category [slug] => izrail )

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *