зачем евреи обматывают руку ремнем во время молитвы
Зачем евреи носят тфилин?
Приходилось ли видеть когда-нибудь иудеев, читающих тору? Если да, то наверняка довелось обратить внимание на то, что перед началом ритуального процесса, евреи наматывают на руку какой-то загадочный ремень. Для чего он нужен и какие функции выполняет?
Загадочный ремень, который иудеи наматывают на руку перед молитвой, это тфилин. Тфилин бывает двух видов: головная тфила и ручная тфила. Иудей может надевать любую из двух тфил, вообще не носить из или же надевать обе.
Черный ремень ритуального смысла не несет, он является способом фиксации маленькой коробочки на руке или на голове человека. Изготавливать ремешок можно только из кожи кошерных животных. Коробочки и ремни тфилин должны быть черного цвета.
После прочтения благословения, затягивают ремешок вокруг руки семь раз. Ремешок всегда наматывают чёрной стороной наружу. Существуют разные обычаи по поводу того, нужно ли обматывать ремешок по часовой стрелке, или против неё.
В черных коробочках на ремешках лежат отрывки Торы. Важно понимать, что тфилин – это не просто коробочка на ремешке, а второй по святости для евреев ритуальный предмет после Торы.
Религия евреев не регламентирует хоть сколь-нибудь жестко как, когда и куда следует повязывать тфилин. Традиционно для этого выбирается лоб и рука. Евреи повязывают данный предмет во время каждой утренней молитвы, за исключением праздничный дней и шаббата. В некоторых еврейских общинах принято также повязывать тфилин во время выполнения обрезания ребенка.
Запрещено входить в ванную комнату при наложенном тфилин. Нельзя дремать в то время, когда на мужчине тфилин. Тфилин возлагается на более слабую руку: правши возлагают на левую руку, а левши — на правую.
Женщины, согласно традиции, не носят тфилин.
Тфилин неразрывно связан с выражением любви к Богу, а любовь Бога скреплена вечными узами любви к Его народу,. Мудрецы говорят, используя аллегорию, что Бог Сам носит тфилин на руке и голове, в котором на свитках, помещённых внутри, записана Его любовь к еврейскому народу: «И кто подобен народу Твоему, Израилю, народу единственному на земле».
Для чего иудеи наматывают на руку загадочный ремень
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Загадочный ремень, который иудеи наматывают на руку перед молитвой, это тфилин. Строго говоря, тфилин бывает двух видов: головная тфила и ручная тфила. При этом наличие одной вовсе не требует наличие второй. Верующий еврей может надевать любую из двух тфил, вообще не носить из или же надевать обе. Черный ремень ритуального смысла не несет, являясь по сути лишь способом фиксации маленькой коробочки на руке или на голове человека. Тем не менее, изготавливать ремешок можно только из кожи кошерных (разрешенных в религии) животных. Коробочки и ремни тфилин должны быть черного цвета. Филактерии всегда выполнены в виде куба и имеются длину ребра в 4 см, однако данное условие обязательным не является.
В черных коробочках на ремешках лежат отрывки торы. Это может быть один из четырех фрагментов: Исх. 13:8, 9, Исх. 13:14-16, Втор. 6:6-8, Втор. 11:18, 19. В большей массе своей они связаны с историей исхода из Египта и восхвалением Господа Бога. Важно понимать, что тфилин – это не просто какая-то там коробочка на ремешке, а второй по святости для евреев ритуальный предмет после торы – главной книги религии.
Религия евреев не регламентирует хоть сколь-нибудь жестко как, когда и куда следует повязывать тфилин. Традиционно для этого выбирается лоб человек и рука. Евреи повязывают данный предмет во время каждой утренней молитвы, за исключением праздничный дней и шаббата. В некоторых еврейских общинах принято также повязывать тфилин во время выполнения обрезания ребенка. Единственный важный момент заключается в том, что если верующие надевают на себя несколько филактерий, то они должны помещаться на тело в порядке, соответствующем хронологическому порядку упоминания хранящихся в коробочке фрагментов торы.
Как правило, первой одевается ручная тфилин оборачивается вокруг локтя семь раз, после чего – головная. После этого на ручной тфилин делается перевязь до указательного пальца, так как на перевязях содержится (обычно) еще две заповеди торы. Духовный смысл коробочек с заповедями прост. Таким образом евреи надеются подчинить все свои желания, а также помочь помыслам и действиям соответствовать воле Господа. При этом головная тфилин помогает подчинить все свои мысли делу служения Всевышнему.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Что такое тфилин?
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
Тфилин — небольшие черные коробочки-футляры с кожаными ремешками, содержащие написанные на пергаменте отрывки из текста Пятикнижия — Торы. Как сами тфилин, так и пергамент сделаны из шкуры кошерного животного. Слово «тфилин» происходит от еврейского «тфила» — «молитва». Во многих языках за тфилин закрепилось название филактерии (от греч. «филактерион» — «амулет»). Накладывать тфилин — одна из заповедей иудаизма: взрослые мужчины раз в день повязывают тфилин на голову и на руку, так, чтобы ручной тфилин оказался на бицепсе руки напротив сердца, а головной тфилин —посередине головы над глазами. При этом нужно быть максимально сконцентрированным и сосредоточенным на смысле заповеди — признании Воли Вс-вышнего над собой.
Оглавление
Введение [↑]
Можно ли определить, каковы причины выполнения заповедей? Многие мудрецы Торы пытаются дать ответ на этот вопрос. В их книгах раскрываются разные аспекты заповедей. Но любые объяснения ограничены возможностью человека понимать волю Творца и претендовать на доступ к пониманию ее.
Помимо этого мы знаем, что особая заслуга евреев заключается именно в том, что они согласились исполнять заповеди, не оговорив при этом никаких специальных условий. Наши предки, стоя у горы Синай, провозгласили: «Наасэ вэ-нишма» — «Сделаем и поймем» и не потребовали никаких объяснений от Всевышнего.
Но есть заповеди, для выполнения которых необходимо понимание причин их установления. Незнание ставит под вопрос правильность исполнения таких заповедей. К таким предписаниям Торы относится, например, заповедь о тфилин, и мы имеем полное право рассмотреть причины ее установления.
Тфилин и выход из Египта [↑]
В попытках понять причину установления Творцом заповеди о надевании тфилин, нужно говорить, прежде всего, о выходе из Египта. Ведь часть отрывков Торы, помещенных в коробочках тфилин, посвящена именно освобождению евреев из египетского рабства.
Рамбам объясняет основную идею Торы в отношении заповеди надевания тфилин в классическом и фундаментальном тексте, отрывок из которого мы здесь приводим:
«Я хочу сообщить тебе причины многочисленных обязательств Торы. С развитием идолопоклонства в мире, начиная со времен Ноаха, люди стали заблуждаться в области веры. Некоторые сразу же опровергали реальность существования Бога, и говорили, что мир никогда не был создан, тем самым утверждая, что и Творец не существует. Другие отрицают, что Творец обладает какими-либо знаниями о деталях, утверждая (Тэилим, 73, 11): “Как может Всемогущий знать, есть ли ведение у Всевышнего?” Другие наделяют Его знанием, но отрицают Его ежесекундное вмешательство в существование всего живого на земле, считая, что ничто живое абсолютно не интересует Б-га, который оставил землю».
Увидев, как люди отворачиваются от первоначальной очевидности присутствия Б-га в мире и становятся идолопоклонниками или атеистами, Всесильный вмешался в ход событий и раскрыл Себя во время выхода из Египта, позволив желающим осознать, кто реально управляет миром. Рамбам так объясняет это:
«Когда Всесильный выбирает человека или общину и совершает для них чудо, которое меняет (естественный) ход событий, все могут констатировать полную тщетность вышеупомянутых концепций, так как сверхъестественное чудо доказывает, что миром управляет Творец, Который его создал, знает обо всем, что в нем происходит,… и Он всемогущ. Если ко всему прочему об этом чуде преждевременно сообщает пророк, … это означает, что Б-г говорит с человеком и раскрывает Свои планы Своим слугам пророкам. Таким образом, Тора полностью оказывается утвержденной».
Именно эта идея написана в тфилин. Таким образом, основная цель тфилина — постоянно напоминать о выходе из Египта и о чудесах, свидетелями которых мы были.
«И этот аспект является очень серьезным, потому что человек, который ест хлеб, собранный в семь дней праздника Песах (Шмот, 12:15), или отказывается принести пасхальную жертву (Бамидбар, 9:13), отрезается от еврейского народа. Мы получили обязанность записывать все, что связано с чудесами, увиденными нами, в тфилин, которые надеваем на руку и меж глаз, в мезузах, прибиваемых на дверях домов, и вспоминать об этом утром и вечером…, потому что сказано (Дварим, 16:3): “Чтобы помнил ты день исхода твоего из страны Египетской во все дни жизни твоей”».
Таким образом, по объяснению Рамбама, посредством надевания тфилин мы выполняем заповедь Торы, повелевающую помнить о выходе из Египта и обо всех чудесах, с этим связанных.
В Шульхан Арухе сказано, что при наложении тфилин надо думать о том, что Б-г нам заповедал надевать на себя специальные коробочки с этими четырьмя отрывками из Торы, в которых упоминается единство Его Имени и выход из Египта, чтобы помнить о чудесах, которые Он совершил для нас. В Шульхан Арухе также отмечается, что эти чудеса доказывают Его единство, Его силу и Его господство в высших и низших мирах. Таким образом, человек, надевающий тфилин правильно, подчиняет разум и сердце Б-гу.
Преграда для греха [↑]
Очень важно знать, что тфилин должен приостанавливать наше стремление к легкомысленному времяпрепровождению, поиску материальных удовольствий и роскоши. Такой вывод можно сделать из объяснения мудрецами (Мидраш Шохар Тов Тэилим, 2, см. Авода Зара, 3б) отрывка из Тэилим (2:3): «Расторгнем узы их и свергнем с себя оковы их!» Слова «расторгнем узы их», по мнению комментаторов, говорят о тфилине для рук; а фраза «свергнем с себя оковы их» — о тфилине для головы.
Рамбам считает (Гильхот Мэзуза, 6:13), что надеваемый с правильными намерениями тфилин, также как мезуза, способен удерживать человека на путях праведности: «Первые мудрецы сказали: “Каждый человек, который надел тфилин и цицит, а на двери своей прикрепил мезузу, гарантированно защищен от ошибки, так как он окружает себя многочисленными вещами, напоминающими ему о порядке. И от ошибки его спасут ангелы, как сказано: (там же, 34:8) Ангел Г-спода находится возле тех, кто Его боится, и помогает им избежать опасности”.
Мэам Лоэз дополняет эту идею (Дварим) и утверждает: Б-г велел надевать тфилин, говоря нам: “И будет он знаком на руке твоей и повязкой меж глаз твоих”, ведь тфилин для руки направлен к сердцу, а тфилин для головы — к мозгу. Рука и голова являются одними из самых важных органов в человеческом теле, выполняющими жизненно необходимые функции. Через них также проходят и все мысли человека, как хорошие, так и плохие. Благодаря святости тфилин, они могут очиститься, и человек может приблизиться к Б-гу, благословен Он!»
Радваз, который раскрывает многочисленные секреты Торы в отношении разных заповедей, написал по поводу повеления надевать тфилин: «Причина этой обязанности, в первую очередь, в том, что Б-г хотел нам помочь отстранить силы, постоянно побуждающие нас к плохому. Мы надеваем тфилин, содержащий четыре отрывка, которые составляют основу нашей святой Торы, чтобы постоянно помнить о них, и чтобы мысли наши от этого не отдалялись. Недаром сказано, что тфилин будет не “на голове”, а “меж глаз”. То есть сам факт надевания его на голову означает, что эти отрывки Торы всегда должны оставаться в нашей памяти…»
В современном мире этим концепциям не придают абсолютно никакой ценности, полагая, что человек волен в своих мыслях, и воображение его ничем не сковано. Он с трудом может представить себя подчиненным определенной философской мысли, и еще тяжелее ему осознать, что он должен противостоять своим самым низким наклонностям! И, тем не менее, вот что Тора ожидает от вас: «И не будете блуждать, влекомые сердцем вашим и глазами вашими» (Бамидбар, 15:39). Сама эта тема заключает в себе особую сложность для людей, воспитанных на ценностях западной культуры, с ее неудержимым стремлением к земным благам. Именно в борьбе с этими душевными устремлениями нам и призван помочь тфилин.
Атрибуты царя [↑]
В отрывке из «Песни Песней» (2:6) говорится: «…его правая рука обнимает меня…» Наши мудрецы (Мидраш Рабба) объясняют, что здесь речь идет о тфилин.
В словах пророка (Йехезкель 24:17): «…повяжи на себя головной убор славы…» комментаторы Торы видят описание тфилина, который образует корону на голове еврея. Утром, когда мы говорим благословение на то, что Б-г короновал Израиль славой, именно тфилин служит тому намеком. В виду этого, Рош обычно не произносил этого благословления до наложения тфилина.
Термин «тотафот», которым в Торе обозначается тфилин для головы, также несет значение драгоценности и короны.
Помимо этих нескольких концепций, которые повышают важность заповеди о надевании тфилин, мудрецы также объяснили, какое воздействие она может иметь на жизнь тех, кто уважительно относится к ее исполнению.
Тфилин и изучение Торы [↑]
«Израиль сказал Всесильному: “Мы хотим изучать Тору днем и ночью, но у нас нет на это времени”. Б-г им ответил: “Надевайте тфилин, и Я буду считать, что вы учились день и ночь!” (Шохар Тов Тэхилим 1).
Этот удивительный мидраш доказывает, насколько важен тфилин, способный даже в какой-то степени освободить еврейский народ от изучения Торы, которое должно быть его основным занятием ежедневно.
Раби Нафтали Цви Йегуда Берлин (Нецив) в объяснении отрывка из книги Шмот (13:9) пишет: “Слова “дабы была Тора Б-га на устах твоих” означают, что воздействие наложения тфилин направлено именно на то, чтобы, как сказано, Тора Б-га была на устах. Фактически, как Тора и ее глубокое изучение способствуют тому, что человек остается верным своему Создателю, подобным образом и тфилин удерживает каждого еврея на пути праведности. Отсюда можно понять, чему учили наши мудрецы (Мехильта 17): “Каждый, кто изучает Тору, освобожден от заповеди надевания тфилина”. Тем не менее, Ришоним [великие учителя Средневековья] (см. Бэйт Йосеф пар. 31) считают, что это не значит, что он действительно освобожден от этой заповеди. Скорее это можно выразить так: цель этой заповеди и ее принцип не настолько необходимы человеку, как изучение Торы. Тем не менее, понятно, что это предписание Торы является обязательным для всех, так же как и любая другая заповедь”.
Нецив берет отрывки Торы, используемые в тфилин, и объясняет их в рамках своего комментария: “И будете вы уважать этот закон [действуя так, как будто его причины не объясняются]”. Это сказано о тфилин [хотя и существует множество оснований для исполнения этой заповеди], так как человек, изучающий Тору, не нуждается в тфилине, согласно сказанному: “Чтобы Тора Б-га была на устах”. Но, не смотря на это, написано: “И будете вы уважать этот закон”. Значит, еврей обязан исполнить эту обязанность, как если бы она была законом без оснований».
В заключении приведем отрывок из текста прекрасного произведения рава Арье Каплана, где говорится о тфилин:
«Существует множество способов приблизиться к Б-гу. Прежде всего, посредством ума: задавать вопросы и искать ответы, благодаря которым можно достигнуть определенного восприятия Бесконечного. Это область философа.
Можно также заняться поиском Б-га на более интимном уровне — через молитву и размышления. Тогда, возможно, человек дойдет до состояния очищения.… Кажется, что дверь внезапно приоткрывается, но только на короткий миг, позволяя мельком взглянуть на Божественное и давая доступ к самому прекрасному зрелищу на земле. Тогда человек ощущает несравненную близость с Б-гом. Такое состояние невозможно описать: это все равно, что хотеть поделиться впечатлением от захода солнца со слепым. Но такое бывает: дверь открылась, и наш взгляд проскальзывает в щель. Этот уровень называется мистикой.
Но может случиться так, что дверь открывается полностью, показывая всю дорогу. Слышимый голос абсолютно чист и полученное послание полностью разборчиво. Это самая прямая связь с Б-гом, которую человек когда-либо способен достичь. Это пророчество.
Каждый еврей на горе Синай достиг этого уровня.
Тфилин возвращает нам этот неповторимый момент.
Среди нас мало философов, еще меньше среди нас людей, достигших уровня мистики. Что же касается пророков, их на земле больше не осталось.
Но у нас осталась возможность вспомнить…
Надевая наш тфилин, мы возрождаем бесконечную связь любви, сформировавшуюся на Синае.
Мы видели, как праведники — люди, достигшие наивысшей святости — испытывали мистические ощущения всякий раз, когда надевали тфилин, как будто слова, написанные на пергаменте, буквально обжигали им сердце и душу.
Мы никогда не достигнем такого уровня…, но ничего нам не мешает попробовать.
Б-г дал нам заповедь тфилин, четко объяснив, как ее исполнять.
Внешне похожий на простой футляр и на грубые повязки, он, на самом деле, представляет собой нечто большее…»
Известна реакция рава Элияу Лапиана, благословенна память праведника, одного из учителей мусара, на появление в продаже одного из первых радиоприемников. Узнав, как функционирует этот механизм, и испытав его, он сказал: «Благодаря этому приемнику можно понять действие тфилин. Он устанавливает прямой контакт посредством волн, идущих Свыше, не используя при этом ни проводов, ни других видимых соединений…»
Изготовление тфилин [↑]
Очень важно, чтобы тфилин, позволяющий создать такую необыкновенную связь со святостью, был изготовлен в оптимальных условиях с максимальным вниманием и куплен только у продавца, достойного доверия. Например, у знаменитого изготовителя тфилин. Ведь с его помощью фактически каждый еврей на своем уровне может прикоснуться к самому Источнику жизни и с каждым раз подниматься все выше на пути праведности, благодаря усилиям, вызванным его работой над собой.
В этом и заключается основной смысл тфилин — этого «аппарата славы» еврейского народа, роль каждого представителя которого в любой стране мира — стремиться принести в жизнь максимум святости и твердо бороться со злом.
Тфилин является средством, чтобы этого достигнуть, ведь он образует на голове каждого еврея корону, которая защищает нас от народов, как говорится в стихе: «Ибо увидят они, что Имя Б-га на тебе, и будут бояться тебя». Наши мудрецы объясняют, что этот отрывок говорит о тфилин.
Заказать экскурсию на производство тфилин «Хатам аИдур» можно по телефону: 052-7681488.
Знаки завета: любовь и благоговение
Назначение тфилин, мезузы и цицит — напоминать нам о Всевышнем и Его заповедях, об обязанностях человека перед своим Создателем: «…вы будете вспоминать все заповеди Г-спода и исполнять их…» (Бемидбар, 15:39). Как и молитва, которую называют «служением сердца», эти атрибуты выражают нашу любовь ко Всевышнему и являются знаками уважения к Нему.
Заповедь выполнять волю Всевышнего неотделима от заповеди любить Его. В наших ежедневных молитвах после утверждения символа веры — «Слушай, Израиль: Г-сподь —Б-г наш, Г-сподь один!» — следует напоминание: «Люби Г-спода, Б-га твоего, всем сердцем своим и всей душой своей…». Слова эти нужно воспринять всем существом, их надо неустанно внушать детям, ибо они должны сопровождать человека с момента пробуждения до отхода ко сну, дома и на работе, везде и повсюду. Для этого напоминание всегда должно быть с человеком или перед глазами его: на руке, на голове, на воротах, на косяке двери, ведущей в дом…
Примером могут служить отношения родителей и ребенка. Дитя, испытывающее к отцу и матери только любовь, без страха перед наказанием, всегда более склонно к непослушанию, чем ребенок, относящийся к своим родителям не только с любовью, но и с определенным страхом. Это особенно верно в отношении малышей, которые не в состоянии понять мотивы своих желаний и предвидеть последствия своих поступков. С другой стороны, когда единственным побуждением к послушанию является страх перед наказанием, ребенок стремится нарушить дисциплину исподтишка, когда уверен, что сможет остаться безнаказанным. Тот же, кто любит своих родителей, старается избегать поступков, которые могут их огорчить. Так и в отношении человека ко Всевышнему: крепче всего узы, сотканные в равной мере из любви и страха.
Хотя ритуал, связанный с тфилин, мезузой и цицит, следует выполнять из любви к Б-гу, его основная цель не в том, чтобы вызывать в нас некие положительные, но не обязывающие к поступкам эмоции, а в том, чтобы служить напоминанием о необходимости следовать путями Всевышнего. Заповедь любви побуждает к действию, а не к одному только чувству. Любить Б-га — это значит быть достойным Его любви. Это значит вести себя так, чтобы стать примером для ближнего, чтобы вызвать и у него любовь ко Всевышнему. А это требует соблюдения высочайших этических и моральных норм.
ТФИЛИН
«Слушай, Израиль: Г-сподь — Б-г наш, Г-сподь один! Люби Г-спода, Б-га твоего, всем сердцем своим, и всей душой своей, и всем существом своим. И будут эти слова, которые Я заповедал тебе сегодня, в сердце твоем… И повяжи их как знак на руку свою, и будут они знаками над глазами твоими, и напиши их на дверных косяках дома своего и на воротах своих» (Дварим, 6:4-9). Этим строкам Торы обязаны своим существованием два уникальных еврейских символа, которые с древних времен свидетельствуют о вечном союзе между Всевышним и Израилем. Мезузу прикрепляют у входа в жилище, на двери дома, чтобы обозначить принадлежность его обитателей к еврейскому народу. Тфилин же повязывают на руку и возлагают на голову.
Тфилин представляют собой две маленькие черные коробочки, в которые положены крохотные свитки пергамента с четырьмя отрывками из Торы: «Посвяти Мне каждого первенца… из сынов Израиля…» (Шмот, 13:1-10); «И будет, когда Всевышний приведет тебя в землю Ханаанскую, как клялся Он тебе и отцам твоим…» (Шмот, 13:11-16); «Слушай, Израиль: Г-сподь — Б-г наш, Г-сподь один. » (Дварим, 6:4-9); «И будет так: если послушаетесь Моих повелений, которые Я даю вам сегодня…» (Дварим, 11:13-21). Все эти четыре отрывка содержат указание возлагать тфилин как знак, как символ нашей веры.
§ К коробочкам прикреплены черные кожаные ремешки, так что одну из них можно повязывать на руку, а другую укреплять на лбу, «над глазами». Ремешки, коробочки и пергамент изготовлены из кожи «чистых» (кашерных) животных.
§ Текст на пергаменте должен быть написан софером —переписчиком священных текстов.
§ Женщины не обязаны возлагать тфилин.
§ Мальчики не возлагают тфилин до тринадцати лет. Достигнув этого возраста, мальчик становится бар-мицва — совершеннолетним человеком, который обязан выполнять все заповеди и сам отвечать перед Всевышним за все свои поступки. Обряд превращения мальчика в полноправною члена общины также называется бар-мицва, центральным его моментом является возложение подростком тфшшн.
§ Заповедь возложения тфилин выполняют утром, перед молитвой «Шахарит». Тфилин не возлагают в субботу и праздники. Объясняется это тем, что тфилин служат еврею символическим напоминанием о заповедях Всевышнего в те моменты, когда он обременен множеством повседневных забот. Суббота же и праздники сами по себе являются напоминанием о союзе между Всевышним и нашим народом. Дополнять субботу обрядом возложения тфилин было бы не только излишним, но и преуменьшало бы ее значение. В субботу и праздники не разрешается переносить тфилин с места на место, ибо они считаются мукцэ. Особо обстоит вопрос с возложением тфилин в холь-амоэд праздников Песах и Су-кот, т.е. в период между первым и последним днем этих праздников. Евреи, принадлежащие к сефардским и восточным общинам, и ашкеназские евреи в Стране Израиля не возлагают тфилин в эти дни. Среди ашкеназских евреев, живущих за пределами Страны Израиля, многие возлагают тфилин в холь-амоэд
§ Тфилин возлагают после того, как облачаются в талит, следуя принципу: «То, что делают чаще, предшествует тому, что делают реже» (Талмуд, трактат Звахим, 89а). Заповедь о цицит исполняют ежедневно, в том числе в субботу и в праздники, тогда как тфилин возлагают только в будние дни. Повязывают и снимают тфилин стоя. Возлагая тфилин, нельзя отвлекаться разговорами и даже отвечать амен вместе с остальными молящимися.
§ Первым повязывают тфилин шель яд, т.е. «тфилин, возлагаемый на руку». Повязывают его на левую руку. В Торе стихи «и повяжи их как знак на руку свою…» и «напиши их на дверных косяках дома своего и на воротах своих» (Дварим, 6:8,9) соседствуют. Отсюда делается вывод, что повязывает та же рука, что и пишет, то есть правой рукой повязывают тфилин на левую. По тем же причинам левша повязывает тфилин на правую руку.
§ Коробочку тфилин помещают на бицепсе — ближе к сердцу, как сказано: «И будут эти слова, которые Я заповедал тебе сегодня, в сердце твоем…» (Дварим, 6:6).
§ Тфилин шель яд повязывают таким образом, чтобы широкий край основания коробочки, где пропущен ремень, был направлен к плечу. Это делается для того, чтобы узел, символически завязанный в виде буквы «йод», которая входит в Имя Всевышнего, был расположен ближе к сердцу.
В разных общинах приняты разные обычаи возложения тфилин. Отличаются и сами тфилин — способом завязывания узла.
Прежде чем обмотать руку ремнем, надо убедиться, что узел касается футляра, и сказать:
БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, Г-СПОДЬ, Б-Г НАШ. ВЛАДЫКА ВСЕЛЕННОЙ, ОСВЯТИВШИЙ НАС СВОИМИ ЗАПОВЕДЯМИ И ПОВЕЛЕВШИЙ НАМ ВОЗЛАГАТЬ ТФИЛИН1
После этого ремень затягивают и обматывают им руку ниже локтя семь раз. Свободный конец ремня оборачивают вокруг ладони.
§ Затем возлагают тфилин шель рош. Прежде чем закрепить его на голове, говорят:
БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, Г-СПОДЬ. Б-Г НАШ. ВЛАДЫКА ВСЕЛЕННОЙ. ОСВЯТИВШИЙ НАС СВОИМИ ЗАПОВЕДЯМИ И ДАВШИЙ НАМ ЗАПОВЕДЬ О ТФИЛИН!
Как только тфилин укреплен, произносят:
БЛАГОСЛОВЕННО СЛАВНОЕ ИМЯ ЦАРСТВА ЕГО ВО ВЕКИ ВЕКОВ!
§ Нижний кран коробочки должен совпадать с линией волосяного покрова надо лбом. Если человек лью, то тфилин возлагают выше линии, где прежде кончались волосы. Тфилин помещают точно посередине надлобья. Его узел должен находиться на середине нижней части затылка, у основания черепа. Ремни перебрасывают на грудь и оставляют висеть свободно, черной стороной вперед.
§ После того как тщательно укреплен тфилин шель рош, ремень на ладони разматывают и трижды оборачивают его вокруг среднего пальца: один виток — на средней фаланге, второй и третий — на фаланге, прилегающей к ладони. Оставшуюся часть ремня оборачивают вокруг ладони и завязывают. Делая это, произносят: «И Я обручусь с тобой навеки, и обручусь с тобой в правде и справедливости, в любви и милосердии. И Я обручусь с тобой в вере, и познаешь ты Всевышнего» (Гошеа, 2:21,22).
§ Между тфилин и кожей не должно быть ничего постороннего. Если забинтована рука, человек освобождается от необходимости возлагать тфилин шель яд. Если забинтована голова, то, по некоторым указаниям, разрешено возлагать тфилин шель рош, но при этом не произносят благословение. Если по какой-либо причине (перевязка, гипс, физический недостаток, потеря одного из тфилин) молящийся не может повязать один тфилин, он непременно должен возложить другой. Возложение каждого из тфилин рассматривается как самостоятельная заповедь, и невозможность выполнить одну из них не освобождает от обязанности исполнить другую. Если возлагают лишь тфилин шель яд, произносят только первое благословение «…повелевший нам возлагать тфилин». Если возлагают только тфилин шель рош, произносят оба благословения.
§ Как правило, учатся возлагать тфилин за один-три месяца до бар-мицвы.
§ Если человек пришел утром в синагогу без тфилин, ему лучше подождать окончания службы и одолжмть их у кого-нибудь, чем молиться без тфилин. Молиться «Шахарит» без тфилин — значит проявить неуважение ко Всевышнему, предстать пред Ним одетым не по форме. Наши мудрецы говорили: (Брахот, 146), ибо произносит: «И повяжи их как знак на руку свою…», — но сам этого повеления не исполняет.
§ Чтобы научиться возлагать тфилин, достаточно нескольких минут. Тому, кто никогда не учился этому или забыл, потому что долгие годы не выполнял этой заповеди, следует обратиться к раввину или просто к любому религиозному еврею — ему с радостью помогут. Тора придает большое значение точному исполнению заповеди тфилин, и евреи, соблюдающий эту заповедь, будет удостоен великой награды.
МЕЗУЗА
§ Мезузой на иврите называется дверной косяк. Тем же словом называют небольшой кусок пергамента, который прикрепляют у входа в жилище. На пергаменте этом записаны два отрывка из Торы: «Слушай, Израиль…», «И будет так: если послушаетесь Моих повелений…» (Дварим, 6:4—9;11:13-21).
§ Свиток скручивают (исписанной стороной внутрь), помещают в футляр из дерева, металла, стекла или любого другого материала и прикрепляют к косяку двери. Разрешается также помещать мезузу просто в отверстие, выдолбленное в косяке. Если в доме несколько входных дверей, то мезузы прикрепляют ко всем, даже если постоянно пользуются только одной.
§ Если ворота в заборе или стене, огораживающей дом, отвечают перечисленным ниже критериям, то на них тоже устанавливают мезузу. Она должна висеть на всех дверях во внутренних помещениях здания, кроме туалетов и ванных комнат.
§ Дом или комната, на двери которых укрепляется мезуза, должны быть постоянным жильем. Поэтому на входе в суку, например, являющуюся временной постройкой, ме-зузу вешать не надо.
§ Мезузу надо помещать у всех проходов с двумя косяками и притолокой (если даже дверь, ворота или калитка отсутствуют). Сделать это может любой член семьи: мужчина, женщина или даже ребенок, не достигший еще тринадцати лет, но понимающий смысл и значение этой заповеди.
§ Покидая дом, лучше оставить мезузы, если известно, что в нем поселится еврей. В противном случае следует их снять, ибо нееврей может отнестись к ним неподобающим образом.
§ С незапамятных времен еврейский дом был отмечен мезузой, она свидетельствовала о том, что это — жилище еврея, и охраняла его. Но самому еврею всякий раз, как он входит в свой дом или выходит из него, мезуза должна служить напоминанием о тех заповедях, которые записаны на ней.
БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, Г-СПОДЬ, Б-Г НАШ. ВЛАДЫКА ВСЕЛЕННОЙ. ОСВЯТИВШИЙ НАС СВОИМИ ЗАПОВЕДЯМИ И ПОВЕЛЕВШИЙ НАМ УСТАНАВЛИВАТЬ МЕЗУЗУ!
§ Принято, входя и выходя из дому, целовать мезузу или дотронуться до нее пальцами, а потом поцеловать пальцы.
ЦИЦИТ И ТАЛИТ
§ На одежде, у которой нет четырех или более углов, не обязательно носить цицит.
§ Заповедь цицит мы обязаны выполнять только в дневное время, ибо подчеркнуто: «… посмотрев на которые…». Ночью же, в темноте, невозможно рассмотреть голубую нить и отличить ее от остальных.
§ В древности четырехугольные плащи были — обычной одеждой евреев. С течением времени появились другие виды одежды, и чтобы помешать забвению мицвы такого огромного символического значения, мудрецы Талмуда поощряли ношение особым образом сшитой четырехугольной накидки, что позволяет выполнить заповедь цицит.
Рамбам писал: «Хотя необязательно покупать четырехугольную одежду и носить ее только для того, чтобы было к чему привязать кисти, не следует, однако, праведному и благочестивому человеку считать себя свободным от выполнения этого предписания. Он должен стремиться носить одежду с кистями, чтобы соблюдать заповедь. А во время молитв об этом следует заботиться особо».
Поэтому талит — четырехугольное покрывало с кистями на углах — стал традиционным одеянием мужчин во время утренней молитвы.
§ Прежде чем облачиться в талит, его берут обеими руками и произносят:
БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, Г-СПОДЬ, Б-Г НАШ, ВЛАДЫКА ВСЕЛЕННОЙ. ОСВЯТИВШИЙ НАС СВОИМИ ЗАПОВЕДЯМИ И ПОВЕЛЕВШИЙ НАМ ОБЛАЧАТЬСЯ В ЦИЦИТ!
§ Именно кисти по углам талита придают ему религиозное значение. Все остальное: простота или сложность рисунка, цвет, богатство отделки — второстепенно по сравнению с главным предназначением талита — служить для исполнения заповеди цицит. Короткая бахрома, пришитая обычно по краям талита, служит исключительно для украшения. Талит должен быть такого размера, чтобы мог покрывать большую часть туловища
§ Выполняя заповедь цицит, мы не ограничиваемся облачением в талит во время утренней молитвы. Еврей, соблюдающий заповеди Торы, носит (обычно под рубашкой) еще и талит катан («малый талит»), который представляет собой четырехугольный кусок ткани, закрывающий плечи, грудь и спину. К его углам прикреплены цицит. Талит катан часто называют просто арба канфот — «четыре угла». Тот, кто носит талит катан постоянно, выполняет заповедь цицит в течение целого дня, а не только во время утренней молитвы.
§ Заповедь цицит, наряду с простым, понятным нам назначением — напоминать о заповедях Всевышнего, — исполнена огромного мистического смысла. Например, тридцать девять витков нитей каждой из четырех кистей соответствуют цифровому выражению слов Ад-ной эхад («Г-сподь один») в молитве «Шма».