зачем евреи раскачиваются во время молитвы
Почему евреи раскачиваются во время молитвы?
от fpm_start("true");
Почему евреи раскачиваются во время молитвы?
от Источник
Почему евреи молятся, раскачиваясь?
Кто наблюдал за тем, как учатся, или проводят богослужение религиозные евреи, наверняка замечали и «странное», с нашей точки зрения их поведение: на месте устоять не могут, раскачиваются в разные стороны, вечно в каком-то движении, нет, чтоб сидеть и читать, спокойно стать и помолиться. И оказывается, не мы одни озадачиваемся этим вопросом, он интересовал многих мудрецов задолго до нас, и они находили этому феномену свои объяснения.
Хотя и есть мнение, что подобающее поведение для еврея во время молитвы – это стоять неподвижно, не двигаясь, обычной практикой стало раскачивание и во время молитвы, и во время изучения Торы или Талмуда.
Из объяснений рационального характера приведем мнение, высказанное в книге «Кузари» (философское произведение поэта и философа, раввина Иегуды Галеви, написанное в XII веке). Автор пишет следующее: так как в древности рукописей книг было совсем мало (от себя добавим, что и печатные потом были в большом дефиците), то вокруг одной книги сидело несколько учеников, например, с десяток, так что головы одних закрывали текст глазам других. И каждый из учеников должен был наклониться, чтобы заглянуть в написанное в книге – отсюда и раскачивания («Кузари» 11,80).
Еще одно мнение: этот обычай идет еще со средних веков, так человеку проще отстраниться от всего земного. Многим раскачивание помогает сосредоточиться, попасть в ритм произносимого текста, а то и впасть в некий молитвенный транс. Если вам приходилось молиться в обществе хасидов, замечали ли вы, насколько их молитва искренна, отрешенная от материального мира, буквально внеземная? Каждый как будто находится не здесь, а прямо в чертогах Всевышнего и просит – да где там просто просит, – вымаливает, умоляет, требует! Незабываемая картина.
Как легитимацию этого обычая приводят стихи Торы и Танаха, где намеками говорится, что именно это и есть нормальное поведение пред лицом Всевышнего. Например: «И увидел народ, и покачнулись они» (в рассказе о даровании Торы: Шмот 20:14); «И он боялся Меня, и перед именем Моим раскачивался он» (Малахи 2:5) и т.д. Также в Тегиллим говорится: «Все кости мои скажут. » (Тегиллим 35:10) – т. е в общении со Всевышним – в молитве, в обращении к Нему, должны быть задействованы «все кости», а достичь этого можно, раскачиваясь.
Есть и каббалистическое объяснение обычая: душа еврея связана с Торой, подобно тому, как фитиль горящей свечи неразрывно связан с пламенем, дрожащим и раскачивающимся на ветру. На страницах книги «Зогар», главной книги Каббалы (гл. Бамидбар 218-б – 219-а) рассказывается, что раби Аба задал раби Шимону бар Йохаю вопрос о причинах раскачивания во премя молитвы. Раби Шимон бар Йохай уподобил еврейскую душу свече, на основании сказанного в притчах царя Шломо: «Душа человека – светильник (буквально: «нер» – «свеча») Всевышнего…» (Мишлей 20:27). Как огонь свечи, только лишь загорелся фитиль, он уже не остаётся в покое, а постоянно движется – так и евреи, чьи души подобны огню свечи. Когда еврей произносит слово Торы, «свет» зажигается, и молящийся не может оставаться неподвижным, он начинает раскачиваться из стороны в сторону, как колеблется пламя свечи.
А почему раскачиваются именно вперед и назад? Приводят слова Рамбама из «Мишне Тора» (2:2) о том, что, изучая великие деяния Творца, человека охватывает любовь и желание постичь Всевышнего, но только лишь человек задумывается о смысле этих непостижимых человеческому разуму вещей, как он «..тут же отшатнется назад, и устрашится, и охватит его ужас, ибо он осознает, что он – маленькое, низкое и ничтожное создание, стоящее со своим мизерным умом перед Разумом Совершенным». Т.е. соприкасание со святостью вызывает у человека две противоположные, разнонаправленные реакции: с одной стороны, страстное желание приблизиться к Творцу, а, с другой, – некое отдаление и трепет перед Ним. И эта реакция сопровождает еврея в контакте с абсолютной святостью: он раскачивается (молясь или изучая Тору), вперед и назад, то приближаясь к Творцу, то отдаляясь от Него.
Почему евреи раскачиваются во время молитвы?
Обращали ли Вы внимание на то, что евреи в то время, когда они молятся или изучают Тору, раскачиваются? Почему?
В Книге Зоар (Бемидбар 218, б — 219, а) этот вопрос рабби Аба задал рабби Шимону бар Йохаю. Рабби Шимон бар Йохай ответил, что душа еврея подобна свече, как сказано (Мишлей 20, 27): «Душа человека — светильник Господень (буквально “свеча”)». Как огонь свечи, с того мгновения, как загорелся фитиль, никогда не остаётся в покое, ее пламя постоянно колеблется: то замирает, то снова пламенеет, мерцает и вспыхивает, так и евреи, чьи души подобны огню свечи, с того момента, как начинают молиться или произносить слова Торы, не могут оставаться неподвижными: их души отражают мерцание «света», и молящиеся начинают раскачиваться из стороны в сторону.
И все же, почему их движение происходит в направлении вперед и назад, а не вправо и влево?
Чтобы ответить на этот вопрос, приведем слова Рамбама (Законы основ Торы, 2, 2): «В то время, когда человек изучает деяния Его и чудесные, великие Его созидания, и видит в них проявление мудрости, которой нет конца и края, — тут же он любит, и восхваляет, и возвеличивает, и загорается желанием постичь великого Б-га… Но стоит только человеку задуматься о смысле этих непостижимых человеческим разумом вещей, как он тут же отшатнется назад, и устрашится, и охватит его ужас, ибо он осознает, что он — маленькое, низкое и ничтожное создание, стоящее со своим мизерным умом перед Разумом Совершенным».
Мы видим, что соприкосновение со святостью вызывает у человека две противоположные, разнонаправленные реакции: с одной стороны, страстное желание приблизиться к Творцу, а, с другой, — некое отдаление и трепет перед Ним.
И эти два противоположных действия сопровождают еврея в его соприкосновении со святостью: он раскачивается, молясь или изучая Тору, вперед и назад, то приближаясь к Творцу, то отдаляясь от Него.
Почему евреи качаются, когда молятся
Рабби Шимон бар Йохай в книге «Зоар» подробно дает ответ на этот вопрос, сравнивая человеческую душу с пламенем зажженной свечи. Фитиль с момента своего загорания вообще не спокойный.
Пламя все время колеблется: то вспыхивает с новой силой, то мерцает, то замирает. Как считают евреи, душа человека – светильник Господень – подобна огню, поэтому на протяжении всей молитвы они не могут оставаться неподвижными.
Почему они качаются не влево и вправо, а именно вперед и назад? Ответ состоит в том, что в то время, когда человек пытается изучать великие деяния Бога и его созидания, видя в них проявление бесконечной мудрости, он возвеличивает Творца, восхваляет его. Но стоит лишь задуматься о смысле вещей, непостижимых разуму, человек тут же отшатнется, устрашится, его охватит ужас, так как он осознает, каким на самом деле он является ничтожным созданием, которое стоит перед Разумом Совершенным. Поэтому на соприкосновение со святостью человек реагирует одновременно разнонаправлено и противоположно: он стремится стать к Творцу как можно ближе, и тут же отдаляется в трепете перед Ним. Выше изложенные строки и объясняют, почему евреи качаются, когда молятся. Когда тело человека, во время молитвы и изучения Торы, подается слегка вперед, он желает приблизиться к Богу, отшатнувшись назад, он отдаляется. Все это действительно заставляет задуматься, насколько ничтожны мы перед Творцом, перед его величием, его совершенным разумом
Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓