зачем еврейкам брить голову
Зачем еврейкам брить голову
Во многих мировых религиях предъявляются особые требования к поведению и одежде человека. Например, мусульмане носят хиджаб вовсе не для того, чтобы чем-то отличиться среди других людей. Это является необходимостью для по-настоящему религиозного человека, для которого важен не антураж, а вера. Данное требование скромности в различных религиях обладает в большей или меньшей степени суровыми формами.
Так вот в иудаизме есть закон, именуемый цниут (или цниют), который регламентирует поведенческие правила, обязательные для выполнения ультраортодоксальной женщиной-иудейкой. В нем предписано не простое ношение головного убора, а полное сокрытие волос под платком (тихлей).
Определенная часть женщин-иудеек поступает радикально, полностью сбривая волосяной покров на голове. Почему же они это делают?
Ортодоксальное направление иудаизма предъявляет особые требования к внешнему виду представительниц женского пола. Даже находясь в семье, жена и дочка не должны иметь ненадлежащий вид, отвлекающий мужчину-иудея от молитвы либо чтения Торы. Так что женщины должны прятать тело и волосы, находясь как дома, так и вне его.
Хочется отменить, что таких женщин-евреек довольно мало. В современном Израиле, даже верующей женщине позволяется гораздо больше, чем у евреев-харедим. Например, в некоторых семьях разрешается просто постригаться коротко и надевать парик.
В иудаизме волосы – это соблазн, который отвлекает мужчин от высоких мыслей о Всевышнем, направляя их в русло греха. Если же волосы распущены, то это и вовсе нарушение всех законов цниута. Всего лишь прядь либо волосок, который выглядывает из-под платка, рассматриваются как неприличные и вызывающие.
Во избежание введения мужчин во грех некоторые ортодоксальные еврейки, в частности, жены хасидов «Толдот Аарон», сбривают все волосы на голове. Супруги хасидов, к тому же, обязательно покрываются платком. Иногда такие женщины, носят однотонный скромный черный парик. Следует отметить, что данная часть еврейского народа имеет очень суровые законы. Последователи Израиля Бешта именуют себя «благочестивыми». А само слово хасидизм (хасидут) означает «праведность». Для полного соответствия этому хасиды строго блюдут законы, принятые тысячелетия тому назад.
Существуют и другие правила поведения жен хасидов. Кроме того, что они бреют голову наголо и обязательно носят платок, женщины, относящиеся к данной группе иудеев, должны целиком скрывать свое тело. Им запрещается носить платья, которые открывают икры ног даже при наличии на них плотных чулок. Верхом распущенности для иудейки считаются открытые колени. Если нарушаются данные запреты, то женщине грозит довольно жесткое наказание. Ее могут оплевать и даже избить. Строгое выполнение хасидских законов относится не только ко взрослым женщинам. Если неподобающим образом одета восьмилетняя девочка, то и ее могут подвергнуть публичному порицанию. Что уж говорить о ее матери, не следящей за благочестивым поведением своего ребенка.
Некоторые ортодоксальные иудейки носят никаб – длинную шаль черного цвета, которая закрывает кисти рук, лицо и даже глаза. Столь суровой скромности не придерживаются даже мусульманские женщины.
Как живет ортодоксальная еврейская семья, зачем нужен парик женщинам
Жизнь ортодоксального, то есть строго следующего религиозным правилам еврея чрезвычайно регламентирована. В Торе есть совет буквально на все — начиная с того, что есть, и заканчивая тем, на ком и как жениться. Романтические отношения между двумя религиозными ребятами начинаются со знакомства через сваху, которое называется шидух. Свахи — опасные и уважаемые люди. Именно они оценивают потенциального брачующегося, его семью, окружение, расспрашивают о нем соседей, знакомых и друзей и по результату собранной информации подбирают подходящую пару. Важно подобрать молодых людей, которые подходят друг другу во всех отношениях — степени соблюдения религиозных обычаев, характеру, происхождению. Например, в Израиле чаще всего люди, переехавшие из Европы, то есть ашкенази, сочетаются браком с ашкенази, причем желательно по происхождению из одного и того же района, и, соответственно, переехавшие из Ирака, Ирана, Йемена, то есть мизрахи, сочетаются браком с мизрахи.
Брак для религиозного человека — прежде всего соблюдение мицвы, то есть священной обязанности, завета. «Плодитесь и размножайтесь» — так было сказано когда-то, и никто пока что этого не отменял.
Шидух, то есть первая встреча будущей пары, проходит в каком-нибудь публичном месте, например в парке. Молодые люди сидят друг от друга на почетном расстоянии и обсуждают не погоду, не любовь и даже не политику, а то, каким же образом будет строиться их будущий брак, быт. В ходе беседы выясняется, сколько они хотят детей (а в религиозных семьях очень много детей), чем планируют зарабатывать на жизнь, где жить — с мамой или как? И многие другие детали, которые помогают выяснить, подходит ли кандидат на роль спутника жизни. Важно именно отношение к браку, а не внешность. Как говорят, в процессе полюбится.
Шидух прошел успешно, планы и взгляды молодых на жизнь совпадают, что дальше? Дальше знакомство родителей, брачный договор и свадьба через месяц. Молодые подписывают документ, в котором перечисляются обязанности каждого из супругов и указывается сумма, которую нарушившая договор сторона будет платить стороне пострадавшей.
Что же обязаны делать идеальные еврейские муж и жена? Как говорится в Торе, первоначальный человек был создан не мужчиной и не женщиной, а существом объединенным, только после произошло разделение на мужчину и женщину. И цель любого брака — вернуться в первоначальное объединенное состояние, слиться воедино, объединить души и стать единым совершенным существом. Ну и плодиться и размножаться, конечно.
Основная семейная заповедь, помимо сохранения мира в доме, — это, конечно, дети. Как можно больше детей. В религиозных семьях, как правило, количество детей может доходить до 13–14, ну как минимум человек семь и больше. Сложно ли это?
Отцы семейства проводят свои дни в заботах и работах. Ведут ли они свой бизнес, учатся в религиозной школе — иешиве или сочетают первое, второе и порой даже какое-нибудь третье, они заняты. Что касается женщины — она занимается домом и детьми. Жена посвящает себя дому и старшим детям, старшие дети посвящают себя средним детям, а средние дети посвящают себя младшим, так и получается, что уследить за дюжиной маленьких сорванцов становится не так уж и сложно.
Конечно, в любом предмете, даже настолько мирном, спокойном и благополучном, как еврейская семья, есть свои шокирующие моменты. Например, еврейские женщины из очень ортодоксальных общин бреют головы и носят парики. И сразу миллион вопросов возникает. Ну прежде всего почему? Есть две причины. Первая – религиозная, замужняя женщина должна всем своим видом показывать, что она уже занята, недоступна. Поэтому ее голова всегда должна быть чем-то прикрыта. Вторая причина в том, что волосы — это сексуально. Если женщина будет уделять чрезмерное внимание своей сексуальности, то это может отвлечь ее мужа от самого главного занятия жизни — изучения Торы. Именно из-за этого факта в Израиле очень развита индустрия изготовления париков.
У еврейского мужа есть прямо прописанная религиозная обязанность исполнять свой супружеский долг. Как минимум два раза в неделю. Однако есть и обратная сторона медали — так как все поступки должны быть направлены на исполнение божественной воли, а одно из правил — соблюдение скромности, то порой выполнение супружеской обязанности происходит при наличии третьего лишнего — простыни, прикрывающей наготу.
Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓
Зачем еврейкам брить голову
Мы в социальных сетях
The New York Times: Взгляд на тайный мир хасидских женщин
Ортодоксальные евреи и еврейки живут в строго ограниченных и мало соприкасающихся сферах. Фотографу Шарон Пульвер удалось получить приглашение в закрытый мир самых ортодоксальных еврейских женщин Бруклина.
Ортодоксальная еврейская свадьба в Краун‑Хайтс в Бруклине. Девочки танцуют в женском отделении Фотография Шарон Пульвер
Шарон Пульвер оказалась в бруклинском районе Вильямсбург вскоре после того, как приехала в Нью‑Йорк из Израиля изучать фотографию. Здесь она столкнулась с черными шляпами и скромными одеждами религиозных евреев Нью‑Йорка. Это зрелище ошеломило нерелигиозную еврейку. «Меня удивило, что здесь протекает такая яркая часть еврейской жизни, о которой я ничего не знала».
В автобусе, ежедневно курсирующем между главной синагогой Краун‑Хайтс и могилой раввина М.‑М. Шнеерсона в Квинсе Фотография Шарон Пульвер
Двадцатичетырехлетнюю мисс Пульвер поразили приверженцы движения Хабад‑Любавич, ортодоксальные евреи, последователи учения харизматичного раввина Менахема‑Мендла Шнеерсона, скончавшегося в 1994 году. Узнав о них больше, Шарон поразилась, до какой степени библейские заповеди строго определяют роли мужчин и женщин. Высшее призвание мужчины — жизнь, состоящая из изучения религиозных текстов; для женщины это приверженность религии, семье и дому.
«Я сама еврейка, и у меня возникают вопросы по поводу женственности и иудаизма, места женщины в еврейском мире», — говорит мисс Пульвер. Заинтересовавшись, она попыталась поближе познакомиться с группой, живущей вокруг дома № 770 по Истерн‑Парквей, не зная, что здесь находится всемирный центр движения. К ее удивлению, к наблюдательнице отнеслись приветливо.
Хасидские девочки‑подростки в Краун‑Хайтс Фотография Шарон Пульвер
По мере того как Шарон Пульвер со своей камерой все глубже проникала в мир ортодоксальных женщин, она все больше узнавала о богатстве их сугубо женской жизни. В Краун‑Хайтс, где обитает около 20 тыс. последователей Хабад‑Любавич, живут 45‑летняя Далия Шустерман, играющая на ударных в женском ансамбле (который может выступать только перед женщинами); Двора Бенджамин, организатор свадеб, которая оплачивает свадьбы малоимущим парам; а также 34‑летняя Наоми Шлифер, когда‑то нерелигиозная еврейка, которая выбрала для себя ортодоксальный образ жизни и ведет в общине группы поддержки для женщин.
Далия Шустерман во время репетиции женского ансамбля «New Moon All‑Stars Party Band» Фотография Шарон Пульвер
Эти женщины, по словам Шарон, «берутся за свои гендерные роли и делают их неповторимыми. Они превращают их в дело, которым они могут гордиться».
«Возникает чрезвычайно интересное и красивое столкновение между самовыражением и соблюдением правил, — говорит она, — а также поисками своего места в этом религиозном мире».
Двадцатидевятилетняя Сара Блау, мать четверых детей, работает в местной женской школе «Бейт Ривка» координатором специальных программ. Она автор 19 детских книг. Лавировать между весьма строгой версией иудаизма и вторгающимся внешним миром может быть нелегко, особенно при наличии социальных сетей и технологий. Девочки в ее школе пользуются смартфонами, но у них стоят интернет‑фильтры.
Сара Блау в своем доме в Краун‑Хайтс Фотография Шарон Пульвер
«Мы используем современные технологии для распространения знаний о Б‑ге, — рассказала миссис Блау в интервью Шарон Пульвер. — Мы не пытаемся спрятаться. Мы хотим вооружиться тем, что у нас есть, и вдохновить этим мир».
«Если у вас есть миссия, то вы способны на это, — продолжает она. — Когда у вас достаточно энергии, вы все можете».
Сугубо женское благотворительное мероприятие в Краун‑Хайтс Фотография Шарон Пульвер
Анат Хазан рассказала Шарон, что в возрасте 21 года она закрыла париком свои «непослушные светло‑каштановые кудри» в соответствии с религиозным предписанием, разрешающим замужней женщине показывать волосы только собственному мужу. Некоторые женщины предпочитают просто покрывать голову платком или париком‑шейтелем, а самые ревностные бреют голову под париком, чтобы уж точно никто не увидел их волос.
«В волосах скрыта определенная энергия, и когда ты выходишь замуж, эта энергия может пойти тебе во вред, а не на пользу», — считает 49‑летняя Хазан. Она опубликовала брошюру «Преимущества шейтеля» и стала признанным авторитетом в этой области.
Девочки в женском отделении во время церемоний еврейского праздника Лаг ба‑омер Фотография Шарон Пульвер
За кулисами школьного спектакля в ортодоксальной еврейской женской школе Фотография Шарон Пульвер
«Девушке требуется немало уверенности в себе, чтобы начать покрывать голову париком, — считает Анат Хазан. — Этот акт наполнен чрезвычайно глубоким смыслом, выходящим за пределы физической сферы. Парик носят не только из скромности, ведь часто бывает, что парик красивее натуральных волос женщины».
Двора Бенджамин родилась в Англии и переехала в Краун‑Хайтс, когда ей было 19 лет. Она рассказала Шарон Пульвер, что последние 30 лет реализует собственную миссию — организует свадьбы для малоимущих пар или для пар, у которых нет родителей, через основанную ею организацию «Керен симхас хосон ве‑кала», фонд «Радость жениху и невесте».
Наоми Шлифер с сыном Фотография Шарон Пульвер
Женщины пишут письма Б‑гу, которые потом оставляют на могиле раввина М.‑М. Шнеерсона Фотография Шарон Пульвер
«Нерелигиозные люди или неевреи часто спрашивают меня, зачем нужно организовывать свадьбы. “Пусть просто пойдут в окружной суд и зарегистрируются”, — рассказывает Двора, которая оплачивает большую часть свадеб сама. — Традиция очень важна. Существует традиция устраивать свадьбу. Существует традиция, что люди приходят и танцуют. Так закладываются основы новой семьи, будущего нового поколения».
Дворе Бенджамин совершенно не мешают правила о разделении полов. «У меня своя роль, у них своя роль, и нам это нужно, — уверена она. — Я не чувствую себя ущемленной из‑за этого».
Капарот, традиционный обряд покаяния, который проводится в канун Йом Кипура Фотография Шарон Пульвер
Костры в праздник Лаг ба‑омер. Фотография Шарон Пульвер
Цниут
Содержание
[править] Общая информация
Цниут — это скромность в одежде, в разговоре, в поведении женщины как её представляет еврейская традиция.
Цниут также подразумевает смирение.
Согласно мнению раввина М. Файнштейна, одежда должна быть, как минимум, такой длины, чтобы не были видны колени женщины, сидит ли она или идёт; такая длина необходима, даже если она носит непрозрачные чулки. Рукава должны закрывать локти. Однако в тех местах, где принято носить более длинную одежду, девушка или женщина должна следовать местному Минхагу и не отклоняться от него.
Причин, по которым в иудейской традиции настаивают на скромной одежде, несколько. Во-первых, нескромно одетая девушка или женщина нарушает одно из основных предписаний еврейской морали. Во-вторых, мужчине не разрешается молиться, произносить Браху или даже учить Тору, когда он видит женщину (включая собственную жену или дочь), не одетую надлежащим образом. И сомнительно, может ли он это делать, даже если отведет глаза. В-третьих, одеваясь нескромно, женщина вызывает в мужчине греховные мысли.
Девушке или женщине не следует петь в присутствии мужчин. Даже её муж, отец, сын или брат не могут молиться или произносить Браху, слыша её пение.
Женщина может молиться или произносить Браху, если она слышит пение другой женщины или если другая женщина в поле её зрения одета частично (например, только в купальный костюм). Если она сама одета только частично, она может произносить Браху, но не может молиться.
Глава раввинатского суда «Эда харедит» («Община богобоязненных») рав Вайс выпустил постановление, в котором признал похвальным стремление этих женщин, одетых в паранджу, к скромности.
Толчком к покрытию сектанток паранджой, как считают, послужила маленькая брошюра равина Даниэля Битона (родом марокканский еврей) «Не оставляй Тору матери своей». В этой брошюре раввин Битон приводит доводы в пользу того, что подобным образом закрывали тело еврейки в древности.
На изображениях финикийских женщин и карфагенской жрицы также видно, что волосы были закрыты. Йеменские еврейки практикуют ношение никаба так же как и арабские женщины.
Почему ортодоксальные еврейки бреют голову и надевают парики на лысины
Многие жены ортодоксальных евреев бреют готовы, но не все знают, с чем связана такая традиция. Некоторые еврейские женщины строго придерживаются традиций своих предков. Речь о соблюдении приличий, то есть, правил скромности, по которым, дамам нельзя быть при посторонних с неприкрытой головой.
Зачем ортодоксальные еврейки бреют и покрывают голову
В последние годы в данном вопросе случилась настоящая сексуальная революция. Стандартные платки женщины начали заменять париками. Наверное, многим евреям лучше гладить шелковые, пусть и не натуральные, женские волосы, а не щетину на бритой голове.
В настоящее время соблюдение традиций женщинами связано с большим количеством проблем. К примеру, во многих государствах Европейского Союза нельзя носить головные уборы мусульман. Остальные уборы в основном также не особо приветствуются в повседневной жизни.
С такой же проблемой часто встречаются и ортодоксальные еврейки. В соответствии с их традициями, скромная женщина не может появляться при посторонних с неприкрытой головой. Поэтому еврейские дамы привыкли одевать платки или шляпы. Вот только в сегодняшнем мире из-за такого платка могут быть проблемы на работе или учебе.
Совсем недавно изобретательные дамы нашли выход – парик. Стоит отметить, что производство париков и уход за ними являются большим и сложным трудом, хотя бизнесу каждый это приносит неплохую прибыль.
Подойдут ли парики для покрытия голов ортодоксальных евреек
Несмотря на то, что многие еврейки привыкли уже к парикам, некоторые считают его вовсе не символом скромности, а атрибутом сексуальности. Формально женщина вовсе не нарушает традицию, однако религиозные лидеры не всегда приветствуют парики.
Еврейские женщины в основном выступают за защиту париков, отмечая, что парик, как и бритье головы, вовсе не должен лишать женщину красоты и привлекательности. Убор головы в данном варианте является скорее психологическим барьером. Сейчас парики часто вовсе не отличить от натуральных волос, что дает возможность избежать неловкости в обществе.
Для самой дамы использование парика обозначает то, что, хоть она и открыта, ее настоящую может видеть только супруг. Да и истинная скромность должна быть видна в поведении и поступках, а вовсе не во внешнем виде.
Почему ортодоксальные евреи надевают кипу на голову
Покрытие головы является достаточно древней традицией, что должны придерживаться все евреи. Вполне вероятно, что причина состоит в том, что человек, что пытается прикрыть голову повышает свою богобоязненность.
Кипой называют популярный головной убор евреев, которым они прикрывают голову. Стоит отметить, что никто не заставляет надевать именно кипу, ведь можно прикрыть голову любым убором.
В соответствии с Торой, голову принято накрывать, чтобы закрепить человеческую духовность. В Храме коэну нужно было ходить с покрытой головой, а остальным это просто рекомендовалось. После того, как Храм был разрушен, головы покрывали только те, кто действительно серьезно относился к своему духовному кресту.
Около тысячи лет назад традиция так сильно распространилась, что вошла в норму. Установленной формы головного убора не существует, однако чаще всего люди носят небольшую кипу, которая может быть сделана из любого материала. Несмотря на то, что цвет не имеет значения, многие отдают предпочтение темным оттенкам.