зачем европа принимает беженцев
Кризису конец? Мигранты начали возвращаться домой из Белоруссии и Евросоюза
В понедельник, 22 ноября, 118 мигрантов отправились из Минска на Родину — на Ближний Восток. СМИ подчеркивают, что они сами захотели это сделать, осознав, что добиться цели — попасть в Евросоюз и закрепиться там в статусе беженцев — не удастся. В МВД Белоруссии указывают, что еще одна партия приезжих покинет республику 23 ноября.
Побороть кризис, но «выйти победителями»
На днях отправлять мигрантов на Родину начали и по ту сторону границы. Правда, не добровольно, а принудительно. 22 ноября около 200 нелегалов были отправлены из Варшавы в Ирак за нарушение правил пересечения границы. Еще 20 мигрантов будут отправлены из Польши в течение этой недели. В ближайшем будущем депортации ожидают еще 58 человек.
Эти процессы происходят на фоне заявлений Берлина о неготовности принять беженцев, рвущихся туда через Белоруссию и Польшу. В этот момент окончательно рухнули надежды Минска на то, что Западная Европа принудит Варшаву организовать для мигрантов гуманитарный коридор, чтобы они проникли в Германию. Напомним, ранее в пресс-службе президента Белоруссии сообщили, что Ангела Меркель по итогам переговоров с Александром Лукашенко инициирует переговоры о создании гуманитарного коридора для 2 тысяч находящихся на границе беженцев.
Чтобы «не демонстрировать слабину» перед Белоруссией, европейские дипломаты пытаются работать и на другом фланге — пытаются ликвидировать проторенные пути из Ближнего Востока и Африки в Белоруссию, которые используют мигранты. С этой целью ЕС контактирует с рядом авиакомпаний, которые могли перевозить нелегалов.
Сейчас турецкая Turkish Airlines прекратила принимать на рейсы в Минск граждан Ирака, Сирии и Йемена, а сирийский авиаперевозчик Cham Wings Airlines приостановил все полеты в Белоруссию.
Всё только начинается?
Европейскому союзу в целом удалось если не разрешить, то как минимум ослабить миграционный кризис у своих границ. При этом, даже прямые контакты Ангелы Меркель с Александром Лукашенко не увенчались даже намеком на потепление отношений Белоруссии и Брюсселя. Скорее наоборот — в ЕС обсуждают очередной пакет санкций против Минска и понимают, что белорусский политический кризис снова принял форму регионального.
И в связи с тем, что от Запада не получено ни признания, ни смягчения санкций, нет никаких признаков, что Минск возобновит прежний уровень охраны европейской границы. Значит, на место покинувших Белоруссию мигрантов могут прибыть новые.
Точно таким же образом ничего не гарантирует и блокировка маршрутов с Ближнего Востока в республику — могут быть найдены новые.
«Продали дома и все, что у них было, ради шанса попасть в другую страну». Почему курды бегут в ЕС через Беларусь
Юрий Мацарский
Катастрофическая ситуация в курдистане (территории проживания курдов, распределенной между Ираком, Ираном, Сирией и Турцией) продолжается уже не первый год и даже не первое десятилетие.
Лагерь беженцев на севере Ирака
В таких лагерях люди жили годами, порой где-то подрабатывая или получая помощь от родственников, но частенько полностью завися только от доброй воли властей, распределяющих бюджетные деньги.
По официальной статистике с 2018 года за границу из Иракского Курдистана выехали больше 190 тыс. человек
Ребин Сирван
Но уже через несколько часов после подачи официального запроса, как рассказывает журналист, белорусские полицейские избили его, отобрали телефон, с которого он пытался вести стрим, и усадили на самолет, который доставил Ребина не в родной Ирак, а в соседнюю Сирию.
Экономический журналист Мохаммед Хуссейн из Иракского Курдистана говорит, что какая-то часть беженцев действительно, как и Ребин Серван, отправляется за границу по политическим мотивам, боясь преследований или расправ, но подавляющее большинство курдов гонит в Европу бедность:
Мохаммед Хуссейн говорит, что посредники, которые занимаются оформлением документов и покупкой авиабилетов (он называет их контрабандистами), никак не рекламируют себя. Во-первых, потому что такого рода услуги могут подпадать под статью уголовного кодекса, карающую за торговлю людьми. А во-вторых, потому, что контакты таких посредников и так легко может найти любой житель Курдистана.
Изнасилования и грабежи: почему беженцы рвутся в Европу и как обезопасить себя туристу?
Сколько беженцев находится в Европе?
По официальным данным, в 2015 году территорию Европы пересекли более 500 000 беженцев. Другие же источники говорят о 900 000 человек.
Reuters /Pascal Rossignol
Откуда они приезжают?
В основном беженцы прибывают из Сирии, Ливии, Ирака и Афганистана. Также на улицах Европы можно встретить граждан Марокко, Египта и Турции.
Все, что вы хотели знать о ситуации с мигрантами в ЕС, читайте здесь
Почему мигранты предпочитают просить поддержки именно в Европе?
Европа достаточно лояльно относится к беженцам далеко не первый год. Например, Германия, Франция, Швеция не раз выражали готовность принимать всех, кто нуждается в помощи.
Кроме того, уровень жизни в Европе значительно выше уровня обеспечения населения во многих странах Ближнего Востока, а законодательство до сих пор очень мягко относится к переселенцам. Во многих государствах Старого Света хорошие социальные пособия, большие сообщества мигрантов и относительно низкий уровень ксенофобии.
Сколько платят беженцам в Европе?
В Германии пособие беженцам составляет 336 евро в месяц, во Франции этот показатель равняется 300 евро, а в Великобритании 210 евро. В Швеции мигранты могут получать в месяц от 60 до 225 евро. Разница в выплатах объясняется тем, что беженцев могут расселить в общежитии (оно предоставляется бесплатно, соответственно, сумма пособия будет ниже), а могут в выбранном ими жилье (государство оплачивает только часть аренды).
Почему беженцы не едут в другие арабские государства?
Во-первых, до стран Персидского залива, например, из Сирии, непросто добраться по географическим причинам: большая площадь пустынь и сам Персидский залив создают дополнительные препятствия.
Во-вторых, жесткое миграционное законодательство и особый контроль на границах не позволяют этого сделать. Более того, арабские страны с высоким уровнем жизни предпочитают помогать своим единоверцам на расстоянии, например, предоставляя им гуманитарную помощь. В большей степени страны Персидского залива заботятся о благополучии и спокойствии своего собственного государства, нежели о том, как помочь всем арабским беженцам, которых война лишила крова.
Reuters /Pascal Rossignol
Европа принимает всех мигрантов?
Однозначно ответить на этот вопрос нельзя, так как отношение к беженцам на востоке и западе ЕС разнится. Если Восточная Европа предпочитает считать мигрантов не своей заботой, то западная часть Евросоюза убеждена в том, что нельзя не пускать беженцев. Но не стоит забывать и о том, что до получения статуса беженца и, соответственно, всех выплат, люди содержатся в специальных лагерях на границе той или иной страны.
Отказ в предоставлении им убежища будет означать превращение полезных членов общества в нелегалов. Более того, речь в данном случае идет не столько об экономических и политических обстоятельствах, сколько о полноценной гуманитарной катастрофе.
Reuters /Marko Djurica
Как обезопасить себя, путешествуя по Европе?
Планируя свой визит в ту или иную европейскую страну, необходимо помнить не только о том, что взять с собой в поездку и какие достопримечательности осмотреть, но и о возможной угрозе здоровью, связанной с незаконным поведением мигрантов.
• Не паникуйте. Лагеря беженцев сосредоточены далеко от туристических мест и центров городов. Более того, далеко не все мигранты представляют угрозу: помните, что это прежде всего люди, которые бегут от военных действий.
• Выбирайте популярные туристические маршруты и тщательно изучайте расположение отелей, в которых вы планируете останавливаться.
• Старайтесь возвращаться в гостиницу до темноты.
• Не пренебрегайте информацией Министерства иностранных дел РФ, которое регулярно публикует список потенциально опасных для туристов стран.
Европейские страны переживают один из крупнейших миграционных кризисов. По некоторым данным, в Европе уже около 900 000 беженцев. В этих условиях к туристическим поездкам необходимо относиться с большей осторожностью. Старайтесь следовать советам НТВ, будьте внимательны к тому, что вас окружает, и берегите свое здоровье.
Николай Злобин: в отличие от США, Европе будет сложно разрешить кризис с мигрантами
— Я считаю, что кризис на белорусско-польской границе — это кризис рукотворный. Он не является большой историей. Мне кажется, что обидевшийся на Европу Александр Лукашенко пытался поставить Европу в тяжелую ситуацию и показать всем, включая граждан своей страны и России, что Европа не действует в соответствии с провозглашенными принципами и является территорией двойных стандартов. Николай Злобин: кто он
Наверное, Александр Лукашенко хотел бы, чтобы санкции против него были сняты или облегчены. И кроме того, мне казалось, что Лукашенко был бы не против получить от Европейского Союза деньги на решение миграционного кризиса, как это было несколько лет назад сделано для Турции и ряда других стран, через которые шли потоки беженцев в Европу.
Однако решимость поляков не пропускать мигрантов, наверное, оказалась слишком твёрдой. В результате Александр Лукашенко стал проигрывать в глазах мирового общественного мнения, ведь было известно, что потенциальных мигрантов в Европу в Белоруссию разрешил привезти именно минский режим. Белорусские власти давали визы, видимо, понимая, что эти люди едут не смотреть белорусские красоты, а хотят направиться в Европу через Польшу.
На более поздних этапах Лукашенко удалось сделать несколько удачных политических шагов, заставить, например, Ангелу Меркель поговорить с ним, разработать какие-то совместные планы по решению этого кризиса. Очевидно, что в мирном разрешении этого кризиса заинтересован и Владимир Путин, который имеет определённое влияние на Александра Лукашенко. Конрад Рэнкас: кризис на польско-белорусской границе привёл к увеличению британского военного присутствия на Украине
В принципе, ситуация довольно противоречивая. С одной стороны, люди приехали в Белоруссию по туристическим визам и белорусские власти не препятствовали им в передвижении к границе с Польшей. Более того, несколько тысяч мигрантов из стран Ближнего Востока находились и находятся в белорусской приграничной зоне, являясь при этом иностранными туристами.
То, что Польша оказалась страной-транзитером, тоже не очень логично для этой группы мигрантов, цель которых — опасть в Германию, куда легче попасть или напрямую, или через ряд других стран, как это уже было с миллионами беженцев несколько лет назад. Россия заняла выдержанную позицию, понятно, что люди, попавшие в трудную ситуацию, не должны страдать, решение должно быть найдено, но я повторяю: этот конкретный конфликт является во многих своих аспектах конфликтов уникальным и вряд ли станет примером для дальнейших действий.
— Николай, не совсем понятен статус этих людей. Александр Лукашенко называет их то мигрантами, то беженцами, а министерство внутренних дел Белоруссии заявило, что у них у всех легитимные туристские визы. Кто эти люди с юридической точки зрения?
— С юридической точки зрения это, конечно, бардак. Посольства стран, чьими гражданами являются эти люди, Ирак, Сирия, Ливия, Афганистан и т. д., заняли абсолютно пассивную позицию. Да и сами мигранты в Белоруссии, насколько я могу понять, не связывались с посольством Германии в Минске для получения статуса беженца, а двигались сразу к границе в надежде, что польские пограничники пропустят их и позволят пройти через всю страну в Германию.
В принципе, главный вопрос, который уже не имеет большого значения: кто внушил этим людям, что из Белоруссии будет легко попасть в Германию и обрёк их на такие мучения? Для меня ещё является важным вопросом вопрос о том, могут ли беженцы получать такой статус через десять лет после окончания войны, как в Ираке или в Ливии, откуда прилетело подавляющее большинство. И наконец, вопрос, на который никто не хочет отвечать: почему все эти беженцы или мигранты стремятся попасть в те самые страны, которые ответственны за военные конфликты на их родинах, за разрушения этих стран, обнищание и гибель людей. Почему беженцы не стремятся попасть в те страны, которые пытались их защищать, а едут в Германию, которая бомбила Ирак и Ливию, где есть родитель номер один и родитель номер два, где господствует либеральный порядок и так далее.
Понятно, что социальный пакет играет свою роль, но тогда получается, что эти люди перемещаются в поисках лучшей жизни, а не просто пытаются уехать из разрушенной войною страны. Если они ищут, где платят больше, то из беженцев они превращаются в экономических мигрантов, а это совсем другой вопрос. «Они ведут себя как фашисты». Михаил Погребинский рассказал о зверствах польских пограничников
Вообще, в международном праве эти вопросы регулируются достаточно невнятно. Каждая страна имеет своё миграционное законодательство, которое может отличаться от законодательства её соседей. В ООН есть комитет по делам беженцев, однако он не обладает возможностью решать такого рода вопросы, а занимается в основном гуманитарной стороной дела.
— Проблема беженцев возникает не в первый раз, и, наверное, не в последний. Чего следует опасаться принимающим странам? Возможно, Европа однажды пойдёт на ужесточение миграционного законодательства, как это делают США?
— Если принять во внимание тот факт, что мы все находимся в переходном состоянии от старого миропорядка к новому, то нельзя забывать, что переход к этому новому миропорядку всегда сопровождался изменением экономических центров притяжения людей и соответственно — массовыми перемещениями мигрантов. Это было и после Второй мировой войны, это было и после распада СССР, когда начался разрушаться старый Ялтинский миропорядок, это же мы видели и в период цветных революций.
Мир оказал не готов к новой волне беженцев, Европа в чрезвычайном порядке приняла и с трудом переварила огромные волны мигрантов после войн на Ближнем Востоке. И мне кажется, достигла своего предела. Напомню, что плотность населения в Германии, например, в тридцать раз выше, чем в России, поэтому Германию тоже можно понять. Слишком большое количество мигрантов за короткий период времени является серьёзной обузой для социальной системы этой страны.
С другой стороны, мы знаем пример Соединенных Штатов Америки, которые как страна вообще сформировались из мигрантов и беженцев, однако это была другая историческая эпоха, другие политические условия и другие риски. Сегодня Соединенные Штаты Америки сталкиваются с огромной волной нелегальной миграции в первую очередь из стран Латинской Америки, а с другой стороны, всё больше и больше ужесточают своё миграционное законодательство, с тем чтобы более тщательно подходить к допуску тех или иных мигрантов или беженцев к себе в страну. Матеуш Пискорский: кризис с мигрантами остановил падение рейтинга польских властей
Соединенные Штаты Америки — страна, которая максимально выиграла от миграции в неё. И экономика, и научно-технический прогресс напрямую связаны с постоянным притоком новых мозгов. А массовые профессии на протяжении десятилетий были заняты мигрантами или их детьми, но Соединенные Штаты Америки создавались в тот период, когда все приезжающие в неё представители других стран хотели одного — стать американцами. И они становились американцами, сохраняя при этом и язык, и этнические корни, и культуру, и религию. Однако в Соединённых Штатах Америки изначально формировался внеэтнический, внерегилиозный политический класс, который можно называть словом «американцы». Это ведь не этническая характеристика, не религиозная и даже не культурная.
В результате Америка превратилась, как мы знаем, в плавильный котёл, а в последние пару десятилетий она стала превращаться в то, что сами американцы называют «миской с салатом». То есть в отличие от плавильного котла, никаких сплавов не получается, а получается салат, где все ингредиенты перемешаны, но сохраняют свою суть и особенности.
Дальнейшее развитие сами американцы считают уже более рискованным, а в современной Европе такая система не работает. Ни в Германии, ни в Бельгии и ни во Франции не получается ни плавильного котла, ни «мисок с салатом», там сразу стоит вопрос, если продолжать использовать аналогию с едой, о раздельном питании. И это, конечно, опасно для этих стран, о чем политические лидеры отлично знают.
Кроме того, возникает вопрос языка. Мигранты всё меньше и меньше становятся частью языкового пространства стран, в которые они попадают, соответственно, размывается национальная культура и национальные стереотипы, чего в своё время не было в Соединенных Штатах Америки. Иначе говоря, проблемы мигрантов будут продолжать возникать, мы так и не нашли механизма решения этой проблемы. ООН в очередной раз показала свою неспособность найти выход, а международное право не дало юридического обоснования как в таких случаях поступать.
— Николай, как вы считаете, возможно, в рамках Союзного государства Россия окажет Белоруссии помощь в преодолении миграционного кризиса?
— Давайте без иллюзий, никакого российско-белорусского союзного государства нет. Но Россия может помочь разрулить эту ситуацию и через посредничество с европейскими партнёрами, и через гуманитарную помощь, и через принятие части мигрантов. У России большой опыт миграционной политики, в том числе после распада СССР, отработанные методы и давайте говорить откровенно нехватка человеческих ресурсов. Но опять же возникает вопрос языка, культуры, религии и так далее. Принять у себя несколько тысяч мужчин среднего возраста из стран Ближнего Востока, наверное, будет непросто с точки зрения спецслужб Российской Федерации.
Беженцы или все же мигранты? Злобин назвал истинную причину атаки границы
«С юридической точки зрения это, конечно, бардак. Посольства стран, чьими гражданами являются эти люди, Ирак, Сирия, Ливия, Афганистан и т. д., заняли абсолютно пассивную позицию. Да и сами мигранты в Белоруссии, насколько я могу понять, не связывались с посольством Германии в Минске для получения статуса беженца, а двигались сразу к границе в надежде, что польские пограничники пропустят их и позволят пройти через всю страну в Германию», — сказал эксперт.
«И, наконец, почему все эти беженцы или мигранты стремятся попасть в те самые страны, которые ответственны за военные конфликты на их родинах, за разрушения этих стран, обнищание и гибель людей. Почему беженцы едут в Германию, которая бомбила Ирак и Ливию? Понятно, что социальный пакет играет свою роль, но тогда получается, что эти люди перемещаются в поисках лучшей жизни, а не просто пытаются уехать из разрушенной войной страны. Если они ищут, где платят больше, то из беженцев они превращаются в экономических мигрантов, а это совсем другой вопрос», — заявил Злобин.
Он уточнил, что ситуация осложняется еще и тем, что вопрос миграции в международном праве сформулирован довольно невнятно, что не позволяет комитету по делам беженцев в ООН решать подобные проблемы.
Во вторник, 9 ноября, Польша закрыла пограничный переход с Белоруссией в пункте пропуска «Кузница» из-за напряженной ситуации с мигрантами. В результате толпы иностранцев в основном арабского происхождения продолжают находиться на границе и атаковать ее.
Ранее миграционный вопрос был в ведении Белоруссии, однако, когда Евросоюз начал грозить президенту Александру Лукашенко санкциями, он предложил европейцам заняться этой проблемой без его помощи.
Поляки выставили заграждения с колючей проволокой для того, чтобы остановить тысячи нелегалов, а премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий назвал происходящее на границе со своей страной «гибридной атакой режима Лукашенко», которая угрожает безопасности всей Европы.
Минск, в свою очередь, называет действия европейцев, применяемые сейчас против беженцев, негуманными и сравнивает их со зверствами нацистов в годы Второй мировой войны.
Полностью интервью с Николаем Злобиным можно причитать здесь.