зачем гасят почтовые марки
Почтовое гашение
Гаше́ние (англ. cancellation ) — совокупность различных способов аннулирования знаков почтовой оплаты, находящихся на почтовых отправлениях, с помощью определённых пометок для предотвращения повторного использования первых для оплаты почтовых услуг. Гашение следует отличать от надпечатки и франкотипа.
Содержание
Часто к гашениям относят и нанесение штемпельных пометок на сами почтовые отправления, не затрагивающие поверхности знаков почтовой оплаты.
История
Введённые в оборот с 1840 года почтовые марки [2] сразу же породили потребность в ясном указании на франкированных марками почтовых отправлениях, что знак почтовой оплаты выполнил свою функцию и должен быть аннулирован. Наиболее ранние гашения — пером и чернилами. Однако до изобретения шариковой ручки этот процесс был более трудоёмок и занимал больше времени, чем применение ручного почтового штемпеля.
Кроме того, гашение единообразным штемпелем со всеми предписанными признаками (дата, место и т. д.) оставляло меньше возможностей для злоупотреблений. Поэтому большинство почтовых администраций ввело для сетей своих отделений обязанность использовать официально утверждённые штемпели — либо поставляемые самой администрацией, либо ручной работы начальника той или иной почты, либо заказанные им на стороне, но по утверждённому образцу. Любопытно, что почтовый штемпель более чем на 200 лет старше почтовой марки: впервые он был применён Генри Бишопом в 1661 году в Великобритании (см. домарочный период). С появлением марок функции штемпеля были расширены, а их важность переосмыслена.
Основной связанной с процессом гашения проблемой до середины XX века для почт стало изобретение и внедрение таких его способов, которые бы делали невозможным смыв чернил или краски с марки и последующее повторное её использование в ущерб почте: почтовые и смежные услуги поначалу стоили достаточно дорого, что вводило потребителя в соблазн. Технологическая мысль шла по нескольким направлениям:
Уже в начале XX века в разных странах были выданы десятки патентов на свежеизобретённые способы, устройства и машины, позволяющие аннулировать марки со всё большей гарантией и не повреждая конверта и письма. [3] С течением времени, однако, большинство таких способов постепенно потеряло актуальность по экономическим причинам: стоимость почтовых услуг становилась всё меньше и мошенничество в ущерб почте потеряло смысл. Ныне с подобной опасностью порой сталкиваются лишь филателисты: в среднем стоимость негашёных марок в 5—8 раз выше аналогичных гашёных экземпляров.
Способы гашений
1. Загрязнение поверхности знаков почтовой оплаты | ||||
---|---|---|---|---|
Ручное | Механическое | |||
чернилами перьевой или шариковой ручки | фломастером, маркером | карандашом | краской | оттиск почтового штемпеля или штампа (штемпелевание) |
2. Повреждение материала знаков почтовой оплаты | ||
---|---|---|
надрез(ы) или разрез(ы) | надрыв(ы) или разрыв(ы) | прокол(ы) или пробо́й |
В настоящее время для почтовых нужд в подавляющем большинстве случаев используется механическое гашение штемпелем, штемпелевание ( post marking ). Однако существуют и иные его способы (см. таблицу выше). Большинство их характерно для ранних этапов развития почтовой связи и, соответственно, почтовых марок классического периода, либо для марок специального назначения — газетных, посылочных, тренировочных и др. Например, первые марки Афганистана (1871—1891) при использовании разрывались, поэтому некоторые из них встречаются лишь в негашёном виде. Там же и в то же время (1871—1880) марки гасились пальцем, смоченным краской.
Разрывались пополам газетные марки в США и Австрии и посылочные — в Италии. Гашение надрезанием или разрезанием марок ножницами применялось, например, в Турции в 1908—1922 годах. В некоторых странах ранние выпуски знаков почтовой оплаты гасились от руки, чернилами ( manuscript cancellation ). В небольших, отдалённых отделениях связи такой способ иногда применяется и сейчас, хотя, как правило, почтовые отделения обладают как минимум ручными штемпелями. Гашение карандашом или пером, весьма распространённое в позапрошлом веке, ныне используется для аннулирования почтовых марок, случайно не погашенных обычным порядком, то есть почтовым штемпелем.
Повреждение бумаги почтовых марок применяется в случае, если это контрольный экземпляр или образец. Книжечки марок (буклеты) могут аннулироваться проколом или пробоем отверстия с помощью компостера, специального пробойника или просто дырокола в случае, если они высылаются компаниям, разместившим в них свою рекламу, чтобы они могли видеть результат, но не могли использовать марки. Надрывами или проколами гасились почтовые марки, наклеенные на служебную документацию в почтовом отделении, для предотвращения их незаконного снятия и продажи коллекционерам или повторного использования. В частности, подобный вид гашения применялся в середине 1920-х годов в СССР на марках денежных почтовых переводов и сопроводительных адресов к посылкам.
Существовали и ещё более экзотические виды гашения — например, широко применявшееся в конце XIX века в Австро-Венгрии, Франции и др. странах гашение газетной печатью, когда наклеенные на чистые бумажные листы газетные марки запечатывались типографским набором одновременно с печатанием самих газет (в филателии оно классифицируется обычно как род предварительного гашения), и т. д.
Виды гашений
Поскольку в настоящее время в подавляющем большинстве случаев гашение производится с помощью почтового штемпеля, виды гашений де-факто являются подразделом в классификации самих штемпелей. По назначению и значимости в почтовом деле различают основные, вторичные (или дополнительные) и служебные штемпели (подробнее см. почтовый штемпель). Все категории штемпелей технологически пригодны для гашения марок, однако не все предназначены для этого. С этой точки зрения обычно выделяют:
Филателистические аспекты
Целью гашения является аннулирование марки, однако это можно сделать двояко: затронув лишь край марки или большую часть её поверхности. В первом случае говорят о «лёгком гашении» ( light cancel ), во втором — о наличии полного штемпеля ( bulls-eye cancel или socked on the nose) — гашение «бычий глаз», или «удар по носу [предполагаемого портрета на рисунке марки]»). В зависимости от вида филателистической коллекции для её обладателя становится предпочтительнее либо тот, либо иной тип гашений.
В случаях, когда гашение нечёткое, смазанное, неочищенное, жирное, расплывшееся, со следами комков и/или излишним содержанием штемпельной краски и т. д., говорят о «грязном» или «грубом» штемпеле. Такое гашение как правило снижает филателистическую ценность марки. Филателистам стоит также опасаться фальшивых гашений, особенно некоторых марок классического периода, которые в гашёном виде редки. Иногда подделывается не оттиск целиком, но лишь его часть — дата, место гашения, номер отделения и проч.
Гашения от руки технологически подделать наиболее легко, однако в этом случае подделку часто выдаёт неестественный для соответствующего времени состав чернил, манера написания букв и т. д.
Примечания
См. также
Литература
Ссылки
почтовых марок
Авиапочтовая · Безноминальная · Военно-налоговая · Газетная · Доплатная · Коммеморативная · Местная: Городская · Земская · Пластовой почты · Разведческой почты · Украинской лагерной почты · Нетонущей почты · Оккупационная · Посылочная · Почтово-благотворительная · Почтово-налоговая: Notopfer Berlin · Почтово-рекламная · Праздничная: Новогодняя · Рождественская · Провизорий · Региональная · Служебная · Спекулятивная:
Песчаные дюны · Стандартная · Счётная · Телеграфная · Создание марки
Почта · Филателия · Легендарные марки · Марки стран и территорий мира · Тематическая филателия · Непочтовые марки · Штемпели и гашения · Каталоги и издания · Полиграфия · Организации и компании · Персоналии
Полезное
Смотреть что такое «Почтовое гашение» в других словарях:
Почтовое отделение — Иное название этого понятия «Отделение связи»; см. также другие значения. Почтовое отделение в Бад Либенштайне (Германия) … Википедия
Почтовое отправление — Почтовые отправления Великобритании Почтовое отправление отправление, которое поручается почтовому предприятию для пересылки и доставки адресату. Содержание … Википедия
Почтовое ведомство — Исторический почтовый ящик в Дрездене Почта (русск. Почта (info); от лат. posta) вид связи и учреждение для транспортировки известий (например, писем и открыток) и мелких товаров, иногда и людей[1]. Осуществляет регулярную пересылку почтовых… … Википедия
Гашение (значения) — Гашение почтовое нанесение штемпеля на марки, наклеенные на корреспонденцию; см. Гашение (почта). Гашение в неорганической химии взаимодействие оксида кальция с водой; см. Гашёная известь … Википедия
Гашение пером (почта) — Вырезка с первой маркой России (1857), погашенной пером крест накрест (англ. x cancel[1]) Гашение пером, или рукописное гашение, в филателии гашение (либ … Википедия
ГАШЕНИЕ ПОЧТОВОЕ — собирательное назв. различных форм и способов гашения знаков почт, оплаты и штемпелевания почт, отправлений, принятых почтой данной страны. К Г. п. относятся гашение и штемпелевание всевозможными почт, штемпелями и штампами, а также… … Большой филателистический словарь
Предварительное гашение — Франция: предварительное гашение (1907) Предварительное гашение, иногда предгашение (англ. … Википедия
Специальное гашение — Спецгашение от 19 сентября 1939 года «Данциг ликуя приветствует своего фюрера и освободителя Адольфа Гитлера» на марке Германии … Википедия
Возвращаемое почтовое отправление — Возвращаемое почтовое отправление, или нерозданное почтовое отправление (англ. dead letter mail), почтовое отправление, которое невозможно доставить адресату или которое возвращается отправителю. Содержание 1 Описание … Википедия
Передвижное почтовое отделение — Передвижной почтамт почтовый омнибус Австрии, датируемый 1938 годом, модель Mercedes Benz O 10000 ( … Википедия
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Не знаю собирают ли сейчас марки, но в СССР их собирали многие. Не многие были профессионалами и имели очень редкие образцы, но просто собирали «для количества» почти все. И я собирал. Марки продавались в киосках, книжных магазинах. Их обменивали у друзей и просили привезти из за границы. Это были обычные, «гашеные» и не дорогие марки, блоки, серии. Вот смотрите на фото я откопал свой старый альбом.
Выпуск почтовых марок — государственная монополия, как и эмиссия банкнот. Но если печатать деньги сложно и сравнительно дорого, то марки — дело копеечное. Не нужно разрабатывать сложный рисунок (достаточно просто интересный и красочный), не требуются водяные знаки и т.п. Сегодня в России в почтовых отделениях продаются марки номиналами в 19, 24, 25, 35 рублей, блоки стоят уже 40, 50 и 100 рублей. Это в десятки и сотни раз больше себестоимости. Доход в размере тысяч, а то и десятков тысяч процентов поступает в казну.
Спецгашение марок и конвертов, выпущенных к XVIII съезду ВЛКСМ. Фото: Юрий Абрамочкин / РИА Новости
Чем больше филателистов, тем лучше для бюджета. Если хобби достигает определенных масштабов, это может быть вполне ощутимо. Например, в Бурунди, государстве с населением около 10 миллионов человек, поступления от продажи марок с изображением африканской фауны — одна из основных статей доходов. Да, это бедная страна, но и, скажем, в весьма состоятельной Германии филателия стимулируется государством.
В Советском Союзе торговля марками была сродни торговле водкой, где тоже действовала госмонополия. И себестоимость у водки низкая. И покупают ее заядлые любители. Правда, филателия здоровью не вредит.
Фото 2.
Костер для Чингисхана
Почтовые марки — это не только государственная коммерция, но еще и пропаганда. Недаром эту отрасль в Советском Союзе курировал идеологический отдел ЦК единственной в стране Коммунистической партии. Марки прославляли мощь СССР, напоминали о юбилейных датах, значимых событиях и выдающихся, с точки зрения советской идеологии, личностях.
С идеологией иногда случались досадные недоразумения. В 1962 году Монголия выпустила серию из четырех почтовых марок, посвященных самому знаменитому монголу за всю историю — Чингисхану. Власти этой социалистической страны не учли реакцию «большого брата», от которого Монголия сильно зависела. Оказалось, что русские видели в Чингисхане не выдающегося государственного деятеля, создавшего великую империю, а кровавого завоевателя.
В результате весь выпуск было приказано уничтожить. В Улан-Баторе жгли целые тубусы с марками. Часть экземпляров удалось спасти нескольким энтузиастам. Уцелело не более 20 процентов тиража. Разумеется у коллекционеров эти марки очень ценятся.
Письма из разных стран мира, пришедшие на почтамт Ульяновска с просьбой погасить марки юбилейным штемпелем «100 лет В.И. Ленину»
Чем реже марка, тем дороже. В 1960 году во время римской олимпиады СССР выпустил спортивную серию из нескольких марок и двух блоков. Номинал — 1 рубль. Но поскольку тираж был небольшой, уже через год на вторичном рынке эти марки продавались за 100 рублей (с поправкой на деноминацию, прошедшую в 1961 году — 10 рублей). Средняя зарплата в стране составляла чуть более 80 деноминированных рублей (в прежних ценах — чуть более 800). Сейчас каталожная цена этих марок — 300 евро.
В прошлом году ценовой скачок произошел в результате перебивки номинала на марке. На двух марках, посвященных советским космонавтам Юрию Гагарину и Герману Титову, прежнюю цену — 12 рублей — зачеркнули, а рядом указали новую — 35 и 37 рублей. Купить по номиналу эти марки смогли лишь филателисты, обладающие специальным абонементом Главпочтамта на Мясницкой. Остальным коллекционерам эти марки обошлись не дешевле 8 тысяч рублей.
Фото 3.
В пионерском детстве все марки, продававшиеся в киосках и предназначенные для коллекционирования, были погашенными, то есть с почтовым штампом. Марки продавались так, как будто их уже использовали по назначению.
Коллекционер Виталий Пашенцев поясняет, что на самом деле 90 процентов серьезных филателистов собирают в основном «базовые» марки, то есть чистые, не бывшие в почтовом обращении. Именно такие марки, у которых нет повреждений ни на красочной, ни даже на клеевой стороне, и считаются лакомым куском у коллекционеров. Стоят они на рынке очень дорого. Но такие девственно чистые марки стали появляться в альбомах только с 1950-х, а в СССР — с 1960-х годов.
«Спрос на чистые марки возник, когда изобрели специальные альбомы с «кармашками», где можно было их хранить. В Советский Союз такие альбомы привозили из ГДР. Раньше марки наклеивались на альбомные листы с помощью специальных наклеек, представлявших собой небольшие куски кальки. С той поры наклеенные марки сразу потеряли половину рыночной стоимости», — поясняет коллекционер.
По словам Пашенцева, пользуются спросом также целые конверты с марками — это тоже вполне коллекционный товар, хотя и существенно дешевле «базовой» марки. Но вот если марка была отклеена от конверта, ее цена примерно в сто раз меньше.
Фото 4.
Изначально же гашеные марки, продававшиеся в киосках «Союзпечати», с точки зрения матерого филателиста, — товар, испорченный еще на стадии производства. Спрашивается — зачем же такое продавать? Оказывается, это делалось специально, чтобы филателия была доступна всем, и прежде всего детям. Глядишь, кто-то из юных филателистов станет серьезным коллекционером. А чем их больше, тем лучше народному хозяйству страны. То есть государство «подсаживало» своих юных пионеров на собирание марок.
Потом Советский Союз развалился. Новые власти унаследовали большую страну с разорванными хозяйственными связями и фактически без золотого запаса. Им было явно не до филателии. С тех пор коллекционирование марок — сугубо частное дело. Если раньше только в Москве было несколько десятков точек приобретения настоящих коллекционных марок, то теперь раритетные покупки совершаются только в Главпочтамте на Мясницкой. Разумеется, обычные марки можно купить в почтовых отделениях. Рынок съежился как минимум в сто раз.
«Сами марки также стали не лучшего качества и гораздо беднее по тематике», — сетует Пашенцев. Он уже не верит, что прежнее филателистическое великолепие когда-либо возродится. Марка в России выполняет чисто утилитарную функцию.
При этом коллекционер категорически отверг предположение, что с развитием интернета и средств связи вообще необходимость в письмах, а значит, и в марках резко сократилась. «Посмотрите, что творится в почтовых отделениях, — говорит он. — Письма отправляют мешками. Объем только вырос». Сократилась лишь частная переписка — все перешло в интернет.
Сколько может принести филателия бюджету, если государство вдруг снова решит взять шефство над этим некогда массовым увлечением? Сейчас в год выпускается порядка 200 марок тиражом около миллиона. Этого хватает на письма. Средняя цена марки — 20 рублей. Получаем оборот в 4 миллиарда рублей. Совсем несерьезная сумма в масштабах страны. Но если восстановить рынок до прежнего уровня (то есть расширить в сто раз), то оборот составит уже 400 миллиардов рублей. А это сумма замороженных пенсионных накоплений.
Есть над чем задуматься.
Фото 5.
И еще интересный факт:
Королевство Бутан получило полную независимость от Великобритании в 1949 году, но до 1962 года не имело собственной почты. Когда она появилась, американский бизнесмен Берт Тодд, ставший советником короля и во многом способствовавший модернизации этого государства, предложил сделать ставку на почтовые марки. Бутан первым в мире выпустил множество необычных марок — стереоскопических, с запахом, на стальной фольге, марок-барельефов и даже марок-грампластинок. Они печатались в количестве, гораздо превышающем внутренние нужды, и предназначались для коллекционеров по всему миру, у которых и пользовались заслуженной популярностью. В 1970-х годах продажа марок была самым большим источником доходов Бутана.
Фото 6.
Фото 7.
Фото 8.
Фото 9.
Фото 10.
Фото 11.
Фото 12.
Фото 13.
Фото 14.
Фото 15.
Фото 16.
Гашеная и негашеные марки: в чем разница между ними?
Гашеные и негашеные марки интересуют коллекционеров. Каждый экземпляр оценивают индивидуально, согласно конкретным особенностям и критериям. Сказать, какие марки ценнее – гашеные или негашеные, сложно.
Для филателиста-любителя или начинающего коллекционера важно научиться разбираться в теме, понимать, что такое гашеные и негашеные марки, в чем разница между ними, на что необходимо обращать внимание в каждом отдельном случае.
Гашение на почте
Для начала следует узнать больше про гашеные марки, что это такое, какими способами делали гашение и т. д. Коллекционные экземпляры почтовых знаков имеют ценность в кругах филателистов.
Их продают, их обменивают, ими дополняют пропущенные «окна» в имеющейся коллекции и просто хранят для будущих поколений. Чтобы лучше разбираться в ценности почтовых наклеек и знать, на что обращать внимание, важно понимать – что значит гашеные и негашеные марки.
Элементы гашенной почтовой марки
На почте марки предназначались для оплаты услуг. Стоимость уже использованной наклейки аннулировали специальными пометками.
Это процедура называется гашением. Что такое гашеная марка?
Это почтовый знак, наклейка, на которой были сделаны отметки. Такой экземпляр не может быть использован снова по своему предназначению.
Существует понятие – спецгашение. В этом случае применяют специальный штемпель, связанный с какой-то датой. Эта пометка выполняет функцию полноценного гашения и исключает вариант обработки почтового отправления со специальными знаками.
Наклейка с таким штемпельным обозначением имеет коллекционную ценность. В некоторых случаях гашение штемпелем проводили на самом отправлении, марка оставалась незатронутой.
История
Как только почтовые марки вошли в оборот, возникла необходимость аннулирования знака оплаты. Это означало, что отправление уже оплачено, марка выполнила свою функцию и это должно быть обозначено.
Наиболее ранние способы – чернилами или пером. Процесс требовал много времени и был трудоемок. Позже стали использовать почтовый штемпель.
На штемпелях имелась подробная информация – место, дата и др., что не оставляло шансов злоумышленникам. В связи с этим администрации отделений стали применять только официально утвержденные штемпели.
Гашение марки с помощью чернила и пера
Их производили вручную, либо заказывали по специальному образцу. Гашеные марки не должны были использоваться повторно – это стало основной задачей работников почты.
Необходимо было изобрести такие способы, которые бы не позволяли смывать чернила с наклейки. Услуги почты были дорогими, а злоупотребление уже использованными марками нанесло бы службе ущерб.
В этом направлении предлагались такие идеи:
В первых годах XX столетия последнюю идею стали внедрять в жизнь – многие страны начали применять машины и различные механические устройства. Они позволяли аннулировать знак с высокой гарантией, оставляя в целостности конверт. Время показало, что этот способ оказался экономически невыгоден – штемпель признали более дешевым и простым вариантом.
Способы гашения
Гашеные почтовые марки получали двумя способами – загрязнением поверхности или повреждением знака. Каждый из этих способов осуществлялся ручным или механическим методом.
Ручное загрязнение совершали обычной или перьевой ручкой, маркером или фломастером. Повреждения были в виде разрывов, надрывов и надрезов.
Способы гашения почтовой марки
Загрязнение механическим методом проводили с помощью оттиска штампа или штемпеля – этот способ назывался штемпелевание. Повреждение выполняли в виде пробоя или прокола.
Сейчас на почте часто используют штемпелевание механическим методом. При этом есть много других способов.
Многие из них соответствуют периоду раннего развития связи на почте, когда стали появляться классические марки. Есть способы, применяемые для специальных знаков – тренировочных, посылочных, газетных. Изучая этот вопрос в деталях, можно увидеть, чем отличаются гашеные марки от негашеных.
Подробнее о способах аннулирования
Первые наклейки в Афганистане после использования поддавались разрыванию. По этой причине сейчас если и можно встретить экземпляр этой страны и тех лет, то это будут марки негашеные.
Иногда в Афганистане знаки гасили краской, наносимой пальцем. Наполовину разрывали газетные наклейки в Австрии и США, в Италии такому способу подвергали посылочные обозначения.
Гашенная марка из США «Черный Джек»
С помощью ножниц делали надрезы или разрезы в Турции. В других странах, чтобы отличить гашеные и негашеные марки, использовали загрязнение чернилами ручным методом.
В некоторых далеких отделениях такой способ сохранился до настоящего времени. Большинство современных отделений имеет в своем арсенале, по меньшей мере, ручные штемпели.
Ныне в качестве способа аннулирования знака используют загрязнение ручкой, популярное много лет назад. Его применяют в крайнем случае, когда гашение штемпелем не получилось.
Метод повреждения знака применяли нечасто. От него отрывали часть, надрезали, прокалывали или пробивали. Данному способу подвергали образцы или контрольные экземпляры.
Проколом аннулировали марки, которые впоследствии отсылали компаниям, воспользовавшимся ими для своей рекламы. Прокалывали или надрывали наклейки, предназначенные для оплаты служебных отправлений – это предотвращало повторное использование, злоупотребление или продажу.
Современные марки почтовые, негашеные почтовые марки чаще всего аннулируют штемпелеванием. Существуют разные виды, которые можно назвать подразделом в разделе штемпелевания.
В почтовой службе различают несколько типов штемпелей, в зависимости от того, какая у них значимость и назначение. Все они могут быть использованы для гашения, при этом у каждого из них свое предназначение.
Виды штемпелей для гашения почтовой марки
Выделяют следующие типы штемпелей:
В кругах коллекционеров имеются как марки почтовые негашеные, так и гашеные экземпляры. Есть случаи, когда приобретают коллекцию знаков в наследство. Эти люди могут совершенно не понимать, какие марки ценятся – гашеные или нет.
Филателистические моменты
Какие марки дороже – гашеные или негашеные? Здесь однозначного ответа нет.
Каждый экземпляр рассматривают индивидуально. Высокую цену могут давать и за один вариант, и за второй.
Почтовый знак может иметь ценность, которая выражается в денежной стоимости, а может цениться в качестве коллекционного материала. Негашеные наклейки в мировых каталогах намного превышают в цене аннулированные варианты.
Дорогая гашенная марка «Желтый трехскиллинговик»
Объяснений этому несколько – негашеный экземпляр не прошел почтовую процедуру, не выполнил свою функцию, иногда его приравнивают к средству оплаты; отличный внешний вид, без штемпеля четко видны надписи и рисунок; спрос со стороны коллекционеров выше.
Есть в каталогах и аннулированные наклейки, которые стоят дорого. Они относятся к тому времени, когда под влиянием инфляции они не успевали применяться по назначению.
Те, что прошли почтовую процедуру, являются редкими, а потому, дорогими. Коллекционную ценность представляет сам штемпель.
Обязательным условием является его чистота и читаемость. «Грубый» оттиск значительно снижает стоимость знака.
Высоко ценится «легкое» гашение, при котором поверхность экземпляра остается почти незатронутой. Для полного штемпеля необходимым условием является его четкость, когда можно разобрать всю информацию на нем.
Заключение
Почтовые наклейки бывают разными, и каждая из них представляет индивидуальную ценность. Коллекционеры собирают редкие вещи, вне зависимости от того, гашеные они или нет.
Видео: Почтовые марки и виды их гашения
- Электронный течеискатель с ручной регулировкой car tool ct m1014
- Как сделать скрутку для окуривания