зачем гбо подключать к лямбде
Влияет ли ЛЯМБДА на работу ГБО?
Вопрос к людям которые РАЗБИРАЮТСЯ в ГБО:
Собственно есть два автомобиля — моя Mazda 6 и авто брата Seat Cordoba 2.0.
На обеих автомобилях установлено ГБО — на Mazda стоит комплект ГБО GFI, на Seat стоит Stag 4 Plus.
Так совпало, что и там и там сдох первый лямбда зонд.
И вот собственно вопрос: Влияет ли ЛЯМБДА на работу ГБО?
Нужно покупать новую или кататься так?
Комментарии 41
После замены лямбды нужно ли перенастраивать ГБО 2-е поколение?
Конечно. Что бенз что газ в принципе то одинаково работают. И для карты газа нужна карта бенза. Так что новенькую надо
Купи лямду или настраивай на газоанализаторе как евро-0
лямбда у тебя широкополосная, график ее — не синусоида. Безусловно она влияет на приготовление топливной смеси независимо бензин это или газ.
лучше шить тачку под га3 всегда
Ни чего страшного не будет просто надо его прошивкой отрубить.мы изначально во время установки его отрубаем и провод режем.
Вот к таким ОТРУБАЮЩИМ «мастерам» лучше никогда машину не доверять
Как показывает мой опыт, установщики имеют в основном, скромные познания в диагностике)))) Учатся устанавливать ГБО и могут разбираться в его компонентах, но в системе управления двигателем понимают намного слабее. Отключить лямбду проще, чем настроить гбо)))) а то что установка может забеднить смесь и тихо сажать ГБЦ их не волнует, потому как средний пробег среднего авто подсадит клапана за полтора два года)))))
Так не надо писать глупости. Если есть зрение 2 глазами, то не надо ничего отрубать.
Народ у меня на ниве такая же песня. Лямда навернулся. Прошивкой если его отрубить что может быть?
Влияет)) мне человек который занимается Чип-тюнингом сказал что на ГБО 4 — го поколения она должна работать для корректной работы ГБО!
Если ГБО подключено по К-линии то данные идут с мозгов машины на мозги гбо — следовательно и все ошибки с лямбда зондов перекочуют в гбо — ну и соответственно бедная, богатая, смесь, дергается, тупит, и что там еще — как то так, поэтому зонд нужно менять!
каким образом определили, что лямбда-зонд неисправен? Думаю, это ошибка
Настройка ГБО по ШДК
Ещё давно посещала мысль купить ШДК, потому как по работе он часто необходим, приходится отстраивать нестандартные конфигурации и зачастую обращаются по настройке ГБО, тем более у самого тоже неплохо было бы проверить смесь, был уверен что тоже с ней не всё так идеально.
Комплект Innovate LC-2 заказывал с Челябинска, вышло около 220 у.е., по РБ к сожалению никто не хочет привозить, хоть и к многим приставал. Ну да ладно, пересыл довольно недорогой.
Про зонд расписывать смысла нет, информации в интернете море, а вот на самой настройке остановимся подробнее.
Вкратце остановимся «почему нужен широкополосный лямбда зонд», ШДК сокращённо. Дело в том, что по заводу у большинства автомобилей стоят узкополосные датчики кислорода, они настроены на стехиометрическую смесь в 14.7 под бензин(для пропан-бутана она же 15.5, для дизеля, метана и метанола она так же своя), т.е. зонд может видеть только бедную или богатую смесь относительно стехиометрии 14.7, поэтому мы и видим на показаниях диагностики постоянные колебания бедная-богатая, и чем быстрее обновляется зонд(частота обновления исправного зонда должна быть в районе 1.2Гц, почему и проверяются зонды полностью ТОЛЬКО на осцилографе), тем лучше он работает и смесь «правильная».
Стехиометрическая смесь, это когда максимально полностью сгорает топливо и является наиболее оптимальной смесью с точки зрения мощности\расхода, почему её же и всегда стараются придерживаться. При динамичном разгоне смесь же необходима более богатая(принято считать 12.6:1 для максимальной мощности, а 15.4 для максимальной экономичности, применительно для бензина, хотя для каждого типа двигателя и форсировки, оптимальные показатели будут сильно разниться), при максимальной экономичности наоборот чуть беднее стехиометрии, НО этого узкополосный зонд увы не может видеть.
Широкополосный датчик кислорода наоборот же видит точную смесь, во всём диапазоне, т.е. с помощью его мы можем точно настроить топливовоздушную смесь для каждого автомобиля и режима максимально точно.
Мне частенько приходится отстраивать клиентам смесь на пропане и каждый раз я удивлялся насколько основная масса газовщиков любят беднить смесь. Зачастую считают что забеднив смесь, машина будет более экономичная, на показания долговременной и кратковременной коррекции вообще всем плевать, да и показания даже штатного зонда(почти всегда стоят узкополосные, которые и так рассчитаны на смесь 14.7, а на пропане должно быть в районе 15.5 стехиометрия) никто не смотрит, а все настройки как правило сводятся к тому что клиент жалуется много жрёт — забедним, плохо едет — обогатим, когда реально нужно богатить или беднить, и насколько, они естественно понятия не имеют достоверно точно, а график бензина в гбо вообще далёк от реальности. По таким банальным «настройкам» и ездит основная масса машин. Я же во многих режимах смесь обогащаю, на мощностных относительно бензиновой карты даже до 30% порой доходило, при этом машина становилась намного динамичней и при этом экономичней, но с узкополосным зондом конечно абсолютно точную настройку сделать нельзя, поэтому без ШДК уже точно никуда. Для примера мои карты(причём это ещё во многих режим по rpm коррекции было обогащение, которые на 2D карте остаются невидимые)
Такие графики по «мурзилке» являются эталонными и все газовщики пытаются на 2D карте добиться максимально слитных графиков, но увы, всё далеко не так легко и просто, а смесь бензина и газа отличается существенно, тем более что одна лишь карта собранная блоком ГБО далека от реальности. Для примера сбрасываю RPM коррекцию, кроме холостого хода, подключаю ШДК и смотрим какую смесь при этом же графике мы видим(в верхнем правом углу показания с ШДК).
Нужно ли подключать лямбду?
Комментарии 28
Я подключил лямбду к газомозгу при этом перестала выходить ошибка по форсункам (форсунки полностью открыты либо проверьте напряжение на лямбде) лямбда помогает форсам моё мнение
Думается, что тут может быть больше вреда, чем пользы. Надо ЗНАТЬ, для чего это нужно самому ГБО.
ГБО подключается в разрыв или снимает показания с мозгов двигателя?
Суть в том, что лямбды нужны для проверки полноты сгорания, которая в первую очередь нужна для катализаторов, а не для тяги или экономичности…
Добрый день а если ГБО 4, STAG 4 QBOX BASIC как узнать нужно ли подключать лямда зон или нет.Машина ВАЗ 2110 16 КЛ?
4е поколение лучше с лямбдами использовать…
Я даже рекомендую НЕ подключать лямбду к эбу гбо, потому как газовое эбу может давать искажение сигнала и бензомозг будет воспринимать сигнал уже не точный и будут проблемы.
у меня с отключенной лямбдой на 2 литра газа расход меньше стал, но и ехать машина перестала.
Надо лямба вообще подключен к основному компьютеру а у газа комп работает вместе с основным
лямбда не нужна для гбо, только для визуального контроля при настройке. по лямбде эбу автомобиля подкорректирует смесь если будет бедная или богатая.
К мозгам ГБО она отношения не имеет и на работу не влияет, только на начальном этапе, когда делаешь настройку, можно смотреть на состояние смеси, и все, в дальнейшем не нужна даже для этого. Я настраивал у себя с не подключенной лямбдой, все настроилось и работает и расход в норме.
Контроллер подает газ исходя из показаний лямбды и позиции воздушной заслонки. Если не будет показаний лямбды, не будет регулирование контроллером смеси. Смесь будет или богатая или бедная. При богатой смеси расход топлива будет высоким. При бедной расход будет низким но при этом будут выгорать клапана и седла клапанов.
Теперь наверно я понимаю почему у меня на газели большой расход. Так как все местные мастера кричат не нужно лямду подключать. А на газели такая же газовая стоит как я на авео ставлю.
На газели большой расход по нескольким причинам:
1 Гбо не настроено надлежащим образом
2 Мотор большого объема и грузовой авто
3 Низкая СЖ у мотора
Теперь наверно я понимаю почему у меня на газели большой расход. Так как все местные мастера кричат не нужно лямду подключать. А на газели такая же газовая стоит как я на авео ставлю.
Лямбду надо подключать с ее показателей будет управляться шаговым двигателем подача газа. Можно кинуть винт жадности и лямбда не нужна, но тогда поджимом винта жадности можно будет установить минимальный расход. Вот только экономия приведет к обедненной смеси и это повлияет на головку, ее просто сожрет у клапанов.
Контроллер подает газ исходя из показаний лямбды и позиции воздушной заслонки. Если не будет показаний лямбды, не будет регулирование контроллером смеси. Смесь будет или богатая или бедная. При богатой смеси расход топлива будет высоким. При бедной расход будет низким но при этом будут выгорать клапана и седла клапанов.
1.контроллер подает газ исходя из показаний мар сенсора.дроссельная заслонка может быть при этом хоть 100500%.
2.показания лямбды влияют только на подачу топлива бензиновым контроллером, газовый же (в данном случае) просто пересчитывает его как калькулятор умножая на коэффициент.если не будет показаний лямбды — страшного ничего не случитьс, главное чтобы она была в бензиновых мозгах.
Контроллер подает газ исходя из показаний лямбды и позиции воздушной заслонки. Если не будет показаний лямбды, не будет регулирование контроллером смеси. Смесь будет или богатая или бедная. При богатой смеси расход топлива будет высоким. При бедной расход будет низким но при этом будут выгорать клапана и седла клапанов.
Ни один газовый контроллер не берет во внимание показания лямбды — только выводит на экран ее напряжение для того, чтобы увидеть работает она или нет, и все. Регулирование смеси на газе происходит от импульсов бензиновых форсунок, на которые приходит сигнал, вот показания лямбды как раз этот сигнал и регулирует через бензиновый блок. В новых блоках ГБО есть коррекции по ОБД протоколах, и там опять же лямбда регулирует бензоблок, а от него уже и газоблок. Так, что лямбду подключать не обязательно.
Контроллер подает газ исходя из показаний лямбды и позиции воздушной заслонки. Если не будет показаний лямбды, не будет регулирование контроллером смеси. Смесь будет или богатая или бедная. При богатой смеси расход топлива будет высоким. При бедной расход будет низким но при этом будут выгорать клапана и седла клапанов.
И из показаний давления в шинах, температуре воздуха в салоне, наличия «вонючки», настроения водителя…
А если серьезно, то при чем здесь лямбда к газовому контроллеру, и (тем более!) положение воздушной заслонки. Возникает резонный вопрос — какой такой воздушной заслонки? И где она стоит? На радиаторе что ли? И тогда зачем подключают газовые форсунки в разрыв проводки на бензиновые форсунки? Для параллельности работы? ))) БРЕД!
У меня на фиате установлена TARTARINI AUTO TEC 99 на бумере такая-же схема но не помню что за установка. Показания берутся с лямбды, дроссельной заслонки, с минуса катушки для переключения на газ и подключена к блоку управления бензином для отключения форсунок бензиновых. Управляет смесью шаговым двигателем в разрыве между редуктором и смесителем на воздушном коллекторе.
Контроллер подает газ исходя из показаний лямбды и позиции воздушной заслонки. Если не будет показаний лямбды, не будет регулирование контроллером смеси. Смесь будет или богатая или бедная. При богатой смеси расход топлива будет высоким. При бедной расход будет низким но при этом будут выгорать клапана и седла клапанов.
Так нужно подключать или нет
В вашем случае не нужна, толькр для автоадаптаций и логов…
И снова лямбда зонд)
Привет всем владельцам ГБТС! Просматривая комментарии очень часто натыкаешься на споры по поводу так называемого «лямбдарегулирования». И понимаешь сколько людей столько и мнений, так вот предлагаю разобраться для чего же подключать провод от ГБО к ДК и какую функцию он выполняет? Действительно ли блок ГБО с этим проводом что то регулирует? И что же делать если такого провода нет)) Одни утверждают что без ДК не настроить правильно 4-е поколение ГБО, и только от него зависит вся работа ГБО. Кто то не совсем правильно понимает как работает ДК и в каких режимах. Но утверждают все с большой уверенностью что правы именно они! Так как правильно: подключать или нет? Давайте же разберемся с этим «лямбдарегулированием» У кого какие мнения?
Комментарии 72
В ГБО подключение к О2 имеет информационное значение, никакой коррекции не производится.
belobrov87
для того чтобы определить коэффициент умножения времени впрыска газовых форсунок, необходимо знать, как корректируется время впрыска бензиновых форсунок при переключении на газ.
то есть если ЭБУ авто по лямбле определяет что газовая смесь бедная, значит время впрыска маленькое, и эбу авто решает увеличить время впрыска бензиновых форсунок, на это реагирует газовый блок и решает увеличивать время впрыска газа до значений, когда время впрыска бензиновых форсунок не изменяется при переключении на газ.
как вы определите по ДМРВ какая у Вас смесь бедная или богатая? Никак. А это значит у Вас будет неверный коэффициент. а это значит не верный состав смеси.
Вот от того и непонимание, потому что никакой коэфициент никем не заложен. он разный для разного давления, температуры, скорости форсунок, диаметре жиклера, длины шлангов.
именно чтобы скомпенсировать все это и не только, и нужен датчик кислорода.
а это значит что ваша настройка это некий тык в небо.
с отключенным ДК у тебя будет коэффициент, который ну вааще только от фазы луны может и зависит.
Ниче Вы не знаете…
У меня стоит Stag 4 поколения, лямбды не подключены, потому как на для работы на газу нафиг не нужны. Расход по городу 16 — 18 литров, двигатель 3.5, АКПП. Я верю практике а не домыслам и рассуждениям…
Читаю уже 2ой спор по этому поводу! Решил написать простым и понятным языком, что и как примерно происходит!
В бензиновый эбу, заложены топливные и уоз карты с завода, а все датчики дают сигнал для их корректировки. Лямбда, является последним из них и имеет самую большую инертность, так как мерит то, что уже получилось и сгорело.
Газовый эбу, изменяет алгоритм сигнала с бензиновых форсунок, умножая его на коэффициент, который заложен заводом, но имеет возможность корректировки в ручную или автоматически, но не по лямбде, а опираясь на показатели, того же самого бензинового эбу.
Вопрос: Почему смесь на газе не всегда правильная и расходятся карты?
Ответ: Потому, что газовые форсунки имеют свой принцип работы, свою инертность + добавляется газовый редуктор, со своими проблемами, как давление, испаряемость газа, просадка и т.д. Но эти проблемы, частично решаются сведением газовой карты с бензиновой и периодической их правкой, вручную или автоматически. Подключение лямбды к эбу гбо не нужно, так как приготовление газовой смеси зависит только от показаний бензинового эбу, а если быть точнее от сигнала бензиновых форсунок.
Читаю уже 2ой спор по этому поводу! Решил написать простым и понятным языком, что и как примерно происходит!
В бензиновый эбу, заложены топливные и уоз карты с завода, а все датчики дают сигнал для их корректировки. Лямбда, является последним из них и имеет самую большую инертность, так как мерит то, что уже получилось и сгорело.
Газовый эбу, изменяет алгоритм сигнала с бензиновых форсунок, умножая его на коэффициент, который заложен заводом, но имеет возможность корректировки в ручную или автоматически, но не по лямбде, а опираясь на показатели, того же самого бензинового эбу.
Вопрос: Почему смесь на газе не всегда правильная и расходятся карты?
Ответ: Потому, что газовые форсунки имеют свой принцип работы, свою инертность + добавляется газовый редуктор, со своими проблемами, как давление, испаряемость газа, просадка и т.д. Но эти проблемы, частично решаются сведением газовой карты с бензиновой и периодической их правкой, вручную или автоматически. Подключение лямбды к эбу гбо не нужно, так как приготовление газовой смеси зависит только от показаний бензинового эбу, а если быть точнее от сигнала бензиновых форсунок.
Уточню: от сигнала бензофорсунок и разряжения в коллекторе. Показания МАП для газомозга имеют большое значение, а лямбда ему не нужна. Хотя при желании, с помощью ШДК, даже 4-е поколение можно довольно точно подстроить.
Есть у меня мысль, что и без шдк можно, опираясь на заводские карты.
Конечно так проще, потому все так делают. Но имея шдк — это можно сделать точно, по графикам так не получится. Вот только нормальный комплект датчика стоит более 200 долларов, поэтому мало кто заморачивается.
Просто факт — купил новую 15-ку Лада 2006 год, проехал 10 000 км на бензине, потом поставил ГБО KME — ЛЯМБДУ не подключал… Сейчас 2016 год, пробег 326 000 с копейками двигатель ни разу не вскрывался… На хрена вы ломаете себе голову?!
Обычный датчик кислорода работает в довольно узком диапазоне (
0-1В, смесь 13-16) оборотов и нагрузки, далее в ход идут карты, прописанные в основном БК. Более точно настроить можно только с помощью широкополосного ДК, который работает уже в диапазоне 0-5В, смесь
9-22. На некоторые модели автомобилей, в основном ВАГ, ШДК идут с завода.
AndryhaCh, тебе вообще многого еще не понять, ты уже надоел мне олень со своей бредятиной про лямбды, про киллограммы бензина которые смешиваются в черных пакетах с воздухом!
Производительность форс, геометрия впускного коллектора, размер впускного клапана и его подъем, фазы газораспределения ведь не с потолка берутся, все считается при проектировке двигателя
Стехиометрию считают, закладывают в топливную карту эбу, потом откатывают двигатель на разных режимах с широкополосным датчиком, вносят правки в топливные карты и настраивают куеву кучу доп коррекций
Основное участие в смесеприготовлении принимает датчик массового расхода воздуха либо датчик абсолютного давления, датчик температуры воздуха, датчик температуры двигателя
Лямбда зажимает двигатель под нормы Евро, при чиповке на мощность лямбда вообще откидывается
Умирающая лямбда такой смеси накорректирует, что мама не горюй
Если залито хреновое топливо, авто ехать не будет нормально, и никакая лямбда не поможет
Забитая бензофорсунка или газофорса быстрее убьет клапана, и никакая лямбда не спасет
Лямбда это всего лишь вспомогательный датчик
На работе есть японский карбюраторный погрузчик Тойота безо всяких лямбд, он наработал уже 11.000 моточасов и все работает как часики, для тебя AndryhaCh это вообще разрыв шаблона будет))))
мда., такое ощущение что половину людей тут отмеряет воздух и бензин килограммами на весах, кладут в черный пакет, смешивают и заправляют в двигатель.
вот не понять мне как без лямбды эту стехиометрию определять то?
belobrov87
но есть же люди, которые делают это без лямбды, на любых режимах, в любую температуру, при любой влажности и засоренности воздушного фильтра, температуре двигателя и качестве топлива.
особенно интересует как система определяет без лямбды соотношение пропана и бутана, они ведь тоже имеют разную стехиометрию, например на зимнем и летнем топливе…
мдаааа.
у меня на волге 406 мотор евро 2, стоит лямбда. расход газа был около20 литров по городу, да и машина ехала очень плохо. щас перешил мозг под евро 0 то еестсь для мозга теперь лямбда вообще не нужна, расход сразу упал до 14-15 литров и машина наконец то поехала. сдается мне что у меня лямбда неисправна, и смесь из за нее неправильно корректировалась.
Бензомозг как делал смесь 14.7+- так и будет делать. Он не знает не о каком газе при настроенном газомозге. ДК Много информации, но не по теме. ДК не измеряет кислород, он мониторит несгоревшее топливо. Во всяком случае я верю википедии и логике, бедная смесь напруга датчика вниз, богатая (кислорода нет), напруга вверх.
Датчик кислорода мониторит содержание кислорода в выхлопе, потому так и называется
Датчик кислорода мониторит содержание кислорода в выхлопе, потому так и называется
Широко распространённое заблуждение, отразившееся в русско-язычном названии — «датчик кислорода». На деле лямбда-зонд вышеописанного типа является датчиком не сгоревшего топлива — при наличии в окружающих газах одновременно и топлива и кислорода в стехиометрической пропорции (например при отсутствии горения в ДВС или просто погружение подогретого датчика в несгоревшую стехиометрическую газовоздушную смесь) — вырабатывается напряжение, трактующееся как «избыток топлива» контроллером управления ДВС. При отсутствии не сгоревшего топлива с внутренней стороны датчика — даже при погружении в чистый кислород — ячейка не вырабатывает ЭДС, выходная разность потенциалов равна нулю. Если на внутреннем платиновом электроде присутствует несгоревшее топливо, то появляется разность потенциалов 0.5-1.0 Вольта. При достижении стехиометрического состава горючей смеси, концентрация не сгоревшего топлива в выхлопных газах значительно падает, что сопровождается скачкообразным изменением э.д.с. датчика, которая фиксируется высокоомным входом измерительного устройства (бортового компьютера автомобиля).
:facepalm:
:facepalm:
:facepalm:
Эта «разоблачение заблуждения» называется — неси бред с умным видом
Вы очень убедительны, главное аргументировано.
Вот откуда вас столько берется специалистов с аргументами из интернет свалок?
Широко распространённое заблуждение, отразившееся в русско-язычном названии — «датчик кислорода». На деле лямбда-зонд вышеописанного типа является датчиком не сгоревшего топлива — при наличии в окружающих газах одновременно и топлива и кислорода в стехиометрической пропорции (например при отсутствии горения в ДВС или просто погружение подогретого датчика в несгоревшую стехиометрическую газовоздушную смесь) — вырабатывается напряжение, трактующееся как «избыток топлива» контроллером управления ДВС. При отсутствии не сгоревшего топлива с внутренней стороны датчика — даже при погружении в чистый кислород — ячейка не вырабатывает ЭДС, выходная разность потенциалов равна нулю. Если на внутреннем платиновом электроде присутствует несгоревшее топливо, то появляется разность потенциалов 0.5-1.0 Вольта. При достижении стехиометрического состава горючей смеси, концентрация не сгоревшего топлива в выхлопных газах значительно падает, что сопровождается скачкообразным изменением э.д.с. датчика, которая фиксируется высокоомным входом измерительного устройства (бортового компьютера автомобиля).
А кто в вашем понимании больше разбирается в ДК.
Википедия где кто угодно может вставить любой текст, хоть что он считает клоунов, которые бы пришли после вдыхания паров топлива. Или инженеры автоваза?
Далее представляю вам текст из книги автоваза. Специально не стал его обрезать, может полезно будет, но если читать лень — читаем только выделенное.
«Управляющий датчик кислорода (УДК)
Наиболее эффективное снижение токсичности отработавших газов бензиновых двигателей достигается при массовом соотношении воздуха и топлива в смеси (14,5… 14,6): 1. Данное соотношение называется стехиометрическим. При этом составе топливовоздушной смеси каталитический нейтрализатор наиболее эффективно снижает количество углеводородов, окиси углерода и окислов азота, выбрасываемых с отработавшими газами. Для оптимизации состава отработавших газов с целью достижения наибольшей эффективности работы нейтрализатора применяется управление топливоподачей по замкнутому контуру с обратной связью по наличию кислорода в отработавших газах.
Контроллер рассчитывает длительность импульса впрыска по таким параметрам, как массовый расход воздуха, частота вращения коленчатого вала, температура охлаждающей жидкости и т.д. Для корректировки расчетов длительности импульса впрыска используется информация о наличии кислорода в отработавших газах, которую выдает управляющий датчик кислорода (УДК) (рис. 1.1-12).
УДК устанавливается в трубе системы выпуска (рис. 1.1-13). Его чувствительный элемент находится в потоке отработавших газов. УДК генерирует напряжение, изменяющееся в диапазоне от 50 до 900 мВ. Это выходное напряжение зависит от наличия или отсутствия кислорода в отработавших газах и от температуры чувствительного элемента УДК.
Когда УДК находится в холодном состоянии, выходной сигнал датчика отсутствует, поскольку в этом состоянии его внутреннее электрическое сопротивление очень высокое — несколько МОм. По мере прогрева датчика сопротивление падает и появляется способность генерировать выходной сигнал.
Для эффективной работы УДК должен иметь температуру не ниже 300°С. Для быстрого прогрева после запуска двигателя ДК снабжен внутренним электрическим подогревающим элементом, которым управляет контроллер. Коэффициент заполнения импульсных сигналов управления нагревателем (отношение длительности включенного состояния к периоду следования импульсов) зависит от температуры УДК и режима работы двигателя.
Если температура датчика выше 300°С, то в момент перехода через точку стехиометрии, выходной сигнал датчика переключается между низким уровнем (50…200 мВ) и высоким
(700…900 мВ). Низкий уровень сигнала соответствует бедной смеси (наличие кислорода), высокий — богатой (отсутствует кислород).»