зачем география когда извозчики есть
Дебилизация России и новые Митрофанушки
Митрофанушка: «Для чего учить географию,
если есть извозчик, который всегда довезет».
Д.И. Фонвизин «Недоросль» (1781)
Эти дяди и тёти – мессия!
Митрофанушка так ликовал.
ОБэЖэ, физкультура, Россия
И долой навсегда интеграл.
Математику, физику, русский
Не придётся мне больше учить.
Уменьшает нам школа нагрузки,
Все предметы не надо зубрить.
Калькулятор мгновенно считает,
Прощевайте царица наук.
И грамматику WORD исправляет,
Запятую я мигом найду.
Старшеклассникам школа предложит,
Выбирай шесть предметов на вкус.
Пусть химичка меня не тревожит,
К её колбам теперь не вернусь.
— А что это за 10 предметов?
— Три предмета будут обязательными: ОБЖ, физкультура и новый предмет— «Россия в мире» (синтез истории, обществознания, географии и культурологи, направленный на формирование цельного образа страны в мире. Остальное подростки смогут выбрать из шести предметных областей: «русский язык и литература или родной язык и литература», «иностранные языки», «математика и информатика», «естественные науки», «общественные науки», «искусство» или «предметы по выбору».
Чему будут учить старшеклассников
Обязательные предметы:
— ОБЖ, физкультура, «Россия в мире»
Предметы на выбор:
— Русский язык и литература, родной язык и литература
— Иностранный язык (первый иностранный, второй иностранный)
— Общественные науки (обществознание, история, география, экономика, право)
— Математика и информатика (математика, информатика, алгебра, начала матанализа, геометрия, информатика)
— Естественные науки (естествознание, физика, химия, биология, экология)
— Курсы по выбору (искусство или предмет по выбору школы — для национальных республик)
Зачем географию знать?
Совершенно случайно наткнулся: 14 апреля – двести семьдесят пять лет Фонвизину (1745-1792). Вроде бы известный писатель, а дата не на слуху. Да и спорен год рождения: старят его иные, как и Крылова, на год-другой.
Но так или иначе, а из его столетия он больше всех в нашей памяти. Что, например, осталось из поэзии Ломоносова? «Науки юношей питают, отраду старым подают». Не будем о том, во что «ослоумы» это переделали. Или из Державина: «Осёл останется ослом, хотя осыпь его звездАми». Куда как актуально, однако многие приписывают Крылову. Что ещё? Сумароков: «И птицы держатся людского ремесла». (То есть воровать умеют.) Возможные варианты: «и немцы (янки, негры, чукчи и т. д.) держатся» того же самого. Но это для любителя.
Денис Иванович оставил больше: и нарицательного Митрофанушку, и его с матушкой «умные» речи. Кто не слыхал? «Не хочу учиться – хочу жениться!» Или: «Дверь прилагательна».
Не забылось и это: «Зачем еоргафию знать?» Многие продолжают: «Кучер довезёт». Не так! «Извозчики-то на что?» – вопрошает госпожа Простакова. Разница есть. Кучер – господский слуга: если он с юных лет при этом деле, то географию знает не лучше своих господ. Извозчик – другое дело. Пусть он и крепостной, на заработки отпущенный: из родной деревни добрался до города, где есть спрос, возит разных людей на различные расстояния. В пути и увидишь, и наслушаешься.
Адам Адамыч Вральман, Митрофанушкин учитель, как раз был кучером. Он, однако, служил у разных хозяев, от родной Германии, в ту пору раздробленной, доехал до наших краёв. Многого нахватался. При этом наверняка он грамотен.
Впрочем, для таких, как господа Простаковы, всякий немец – большой учёный.
В наши дни – прогресс: не то что извозчик – космонавт не довезёт, так прокатит. Правда, не всякому по карману. При этом самому придётся стать космонавтом – каким-никаким.
А всё-таки географию знать стоит. Хотя бы для того, чтобы извозчика не принять за космонавта. Или ещё за кого. Много таких: образовательный уровень не выше, чем у того же Вральмана, а уж так преподнесёт! Учите историю исключительному по нему: как он, Адам Адамыч наш доморощенный, где-то что-то предотвратил, чему-то посодействовал. А потом (вместо того чтобы стать рейхсканцлером) подался в собеседники к простаковской скотнице Хавронье.
Трудно не услышать такое, не прочитать. Легко – пока ещё – переключиться. Даже высказать мнение. И нетрудно напомнить иному холую, в какой стороне почти что от всей России находится Санкт-Петербург. (Да и Москва – не на Дальнем Востоке и не в Сибири.) А также напомнить, что Россия от Швеции отличается несколько меньше, чем от Греции и тем паче Израиля. Как раз в свете географии – физической. Только сперва самим надо её вспомнить. А что-то забывши – суметь задать вопрос тому же интернету.
Но для этого русский язык не худо знать. И не по Вральману.
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Зачем география когда извозчики есть
Тувинская правда запись закреплена
ЗАЧЕМ ГЕОГРАФИЮ ЗНАТЬ.
Зачем географию знать, если извозчик и так довезет? Все помнят эту крылатую фразу из известного произведения Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль». Попытаюсь и я ответить на этот вопрос, так часто задаваемый моими учениками. Самое главное для школьников и их родителей — понять, насколько нужна география в повседневной жизни?
Хотя бы для того, чтобы элементарно поддержать беседу или поиграть в города, чтобы ориентироваться во времени и часовых поясах, чтобы не объяснять землетрясения, наводнения, цунами, молнии гневом богов и знать, почему летом день длиннее, а зимой короче. Чтобы знать, на южную или северную сторону выходят окна вашей квартиры, куда лучше поставить аквариум и в какой комнате раньше зацветет орхидея. И, наконец, чтобы учащиеся выпускных классов определились с выбором профессий, в основе которых лежат знания географии, её законов и закономерностей.
Возникает вопрос, в каких же профессиях может пригодиться география и в чем заключаются их суть? Я знакомлю своих учеников с наиболее интересными специальностями, которые в настоящее время востребованы как в нашей стране, так и за рубежом.
Начнем с профессии агронома. Перед ним стоит задача не только увеличить производство твердых и сильных сортов пшеницы, уметь их выводить, но и управлять жизнедеятельностью растений. Специалисты экологии и охраны природы работают в заповедниках, учреждениях природоохранного характера, биологических, географических, природоохранных научных учреждениях и вузах. Лесник — первая рабочая должность лесной охраны. Помимо охраны леса, он участвует во всех лесохозяйственных работах.
Геоморфологи изучают рельеф земной поверхности и занимаются решением многих народнохозяйственных проблем. Климатологи изучают роль климата в природных процессах, работают над выбором морских путей и авиатрасс, учитывая климат, а также мест для строительства санаториев, которые позволяют значительно увеличить эффективность лечения. Люди с устройством в виде зрительной трубы на штативе и рейками — геодезисты, за работой которых мы часто наблюдаем на улицах, выполняют операцию, которая называется нивелированием. В первую очередь они выполняют топографическую съемку для создания крупномасштабного плана площадки намечаемого строительства с нанесением всех существующих зданий и сооружений, подземных и воздушных коммуникаций.
Профессия метеоролога относится к числу редких. Он непременный участник различных экспедиций. В последние годы наметилась тенденция к развитию ещё одной специализации — спутниковой метеорологии, что диктуется непрерывно возрастающей потребностью использования информации метеорологических спутников для нужд хозяйства. Медицинские географы занимаются нанесением уровня заболеваемости какой-либо болезни на географические карты, что даёт полное представление об её распространении. Сфера ландшафтного дизайна включает садово-парковое искусство, озеленение и благоустройство жилых территорий, улиц и дорог, городских центров. Картографы разработывают и создают различные карты, атласы и глобусы.
После того, как я познакомила выпускников 9-х и 11-х классов с этими специальностями, я провела опрос: какие профессии, на их взгляд, самые актуальные и какие они могли бы выбрать для себя. Оказалось, большинство девятиклассников обратили внимание на профессию ландшафтного дизайнера, делее — метеоролога и геодезиста. А среди выпускников 11-х классов многие также хотели бы работать в качестве ландшафтных дизайнеров, но и не оставили без внимания профессии климатолога и метеоролога. Менее интересны для учащихся 11-х и 9-х классов профессии лесника и картографа. Это и не удивительно, ведь не каждый городской молодой человек готов работать в дикой природе, хотя и такие желающие есть.
Также был проведен сравнительный анализ востребованных профессий, связанных с сельским хозяйством в Центральной России и Сибири, и сделан вывод. В Центральной России эти профессии более востребованы, так как климат там благоприятный и процент сельского хозяйства выше.
География — это просторы Тувы и России, это наша огромная планета. Когда изучаешь географию — ты и метеоролог и археолог, геолог и гидрограф, и вообще можешь представить себя на месте любого профессионала. Обязательно ли изучать географию? Каждый ответит на этот вопрос сам. Но куда без географии? Никуда!
Наталья НИКИТИНА,
учитель географии кызылской школы № 1
#образование_тп
grraen
Алексей Якименко
Прежде всего родители наняли для юного маркиза воспитателя; воспитатель, мужчина весьма представительной внешности и совершенный невежда, не мог ничему научить своего подопечного. Отец хотел, чтобы сын изучил латынь, мать этого не хотела. Рассудить их они просили некоего сочинителя, прославившегося к тому времени своими приятными произведениями. Пригласили его к обеду. Хозяин дома начал с того, что обратился к гостю со словами:
– Сударь, поскольку вы знаете латынь и бываете при дворе…
– Что вы, сударь, какая латынь! Да я ни звука не знаю по-латыни, – отвечал остроумец. – Как известно, на родном языке говоришь гораздо лучше, если остаешься верен ему и не обременяешь себя знанием иностранного. Взгляните на наших дам, у них ум гораздо приятнее чем у мужчин, их письма во сто раз изящнее, и этим превосходством, сравнительно с нами, они обязаны именно тому, что не знают латыни.
– Вот видите? Говорила же я! – подхватила хозяйка. – Я хочу, чтобы мой сын стал человеком остроумным, чтобы он преуспевал в свете. Теперь вам ясно, что, знай он латынь, он совсем пропал бы. Скажите на милость, разве оперы и комедии представляют на латинском языке? Разве в суде выступают на латинском языке? Разве на латинском языке объясняются в любви?
Хозяин, обезоруженный этими доводами, признал свою несостоятельность, и было решено, что молодому маркизу не стоит тратить время на Цицерона, Горация и Вергилия. Но что же он станет изучать? Ведь надо же ему что-то знать. Не познакомить ли его чуточку с географией?
– А на что она ему? – возразил воспитатель. – Когда маркиз пожелает отправиться в свои поместья, неужели почтари не найдут дороги? Будьте покойны, не заблудятся. Для путешествий нет нужды в буссоли, и из Парижа в Овернь люди отлично добираются, не ведая, на какой они широте.
(Вольтер «Жанно и Колен» 1764)
Г-жа Простакова (Правдину). Как, батюшка, назвал ты науку-то?
Г-жа Простакова (Митрофану). Слышишь, еоргафия.
Митрофан. Да что такое! Господи боже мой! Пристали с ножом к горлу.
Г-жа Простакова (Правдину). И ведомо, батюшка. Да скажи ему, сделай милость, какая это наука-то, он ее и расскажет.
Правдин. Описание земли.
Г-жа Простакова (Стародуму). А к чему бы это служило на первый случай?
Стародум. На первый случай сгодилось бы и к тому, что ежели б случилось ехать, так знаешь, куда едешь.
Г-жа Простакова. Ах, мой батюшка! Да извозчики-то на что ж? Это их дело. Это-таки и наука-то не дворянская. Дворянин только скажи: повези меня туда, свезут, куда изволишь.
Жизненная сущность ГЕОГРАФИИ
«Г-жа Простакова (сыну). Слышишь, друг мой сердечный? Это что за наука?
Митрофан (тихо матери). А я почем знаю.
Г-жа Простакова (тихо Митрофану). Не упрямься, душенька. Теперь-то себя и показать.
Митрофан (тихо матери). Да я не возьму в толк, о чем спрашивают.
Г-жа Простакова (Правдину). Как, батюшка, назвал ты науку-то?
Г-жа Простакова (Митрофану). Слышишь, еоргафия.
Митрофан. Да что такое! Господи боже мой! Пристали с ножом к горлу.
Г-жа Простакова (Правдину). И ведомо, батюшка. Да скажи ему, сделай милость, какая это наука-то, он ее и расскажет.
Правдин. Описание земли.
Г-жа Простакова (Стародуму). А к чему бы это служило на первый случай?
Стародум. На первый случай сгодилось бы и к тому, что ежели б случилось ехать, так знаешь, куда едешь.
Г-жа Простакова. Ах, мой батюшка! Да извозчики-то на что ж? Это их дело. Это таки и наука-то не дворянская. Дворянин только скажи: повези меня туда, — свезут, куда изволишь. Мне поверь, батюшка, что, конечно, то вздор, чего не знает Митрофанушка.
Стародум. О, конечно, сударыня. В человеческом невежестве весьма утешительно считать все то за вздор, чего не знаешь.»
Фрагмент пьесы Д.И. Фонвизина «Недоросль»
Это классика, и она к сожалению, находит отражение и сегодня. С улыбкой и грустью мы смотрим на Митрофанушку и узнаем в нём сегодняшних учеников….
Действительно, а зачем нужна география? Как рассуждает современное поколение: Земля-шарообразная. Точнее-эллипсоид. В этом факте никто не сомневается? Ну то что Земля не совсем шар, а сплющенный шар-это не принципиально важно. Или кто-то сомневается, что в Африке жарко, а в Антарктиде-холодно?) Наверное, это известно с детского сада.
Ну так зачем школьнику нужно знать географию? Может мадам Простакова и была права, говоря о “извозчике, который довезет куда вы прикажите”?
«Молодое поколение, — сказал А. А. Жданов, — должно быть воспитано стойким, бодрым, не боящимся препятствий. и умеющим их преодолевать».
География рассматривает явления природы и человеческого общества во взаимосвязи и в развитии. На конкретных фактах ученики видят единство разнообразных противоречивых процессов: горообразование и выравнивание земной поверхности, размывание и отложения, испарение воды и её осадки, нагревание и охлаждение и т. д. География даёт научное объяснение обыдённым природным явлениям: осадкам, смене дня и ночи, времён года и т. п. Тем самым она формирует научный, материалистический взгляд на окружающий мир.
Как сделать так, чтобы наши ученики проявляли интерес к географической дисциплине в школе? Можно и нужно применять разнообразные формы и методы. Из них особенное значение имеют следующие:
• Рассмотрение географических объектов в отношении к человеческому обществу.
• Увязка географических тем с фактами человеческой жизни и деятельности, хозяйственными, политическими и культурными задачами,
• Применение при обучении географии, наряду с основными словесными и книжными методами, экскурсий, наблюдений, упражнений на географической площадке, школьного краеведения.
Чтобы показать ученикам реку, озеро, холм, завод, предприятие и т. п., надо к ним совершить экскурсию.
Что еще дает человеку знание географии и умение пользоваться своими географическими знаниями?
Оно дает человеку возможность выбираться из трудной ситуации без паники: например, заблудился в незнакомом месте, дает уверенность в жизни, не беспомощность, а широту взглядов во всем – география база для мировоззрения человека, она учит жить на Земле.,
Профессии, связанные с географией, очень разнообразны. Специалисты различных направлений применяют свои знания в этой области. В своей работе знания географии используют геологи, археологи, лоцманы, штурманы, метеорологи, геодезисты, гиды, переводчики и туроператоры.
Работа геолога связана с нахождением месторождения природных ископаемых. Он изучает особенности залегания и расположения различных пород. Геологи принимают участие в научно-исследовательской работе и экспедициях, связанных с изучением земных недр. Знания геологии также используются в строительстве, чтобы выявить особенности грунтов перед застройкой территории.
Профессия штурмана очень похожа на профессию лоцмана. Штурман осуществляет управление воздушным, наземным, водным и подводным транспортом. Он исследует курс, вычисляет пути перемещения транспорта, отмечает его на карте и следит за работой навигационных приборов. Кроме того он учитывает влияние погодных условий на передвижение и маршрут транспорта.
Гид или экскурсовод должен сопровождать туристов во время походов, экскурсий или круизов. Гид хорошо знает города и страны, в которых он проводит экскурсию, а также культурные и исторические памятники, и владеет иностранными языками.
Работа переводчиков очень разнообразна. Они знают много языков и занимаются переводом текстов, документов различного направления, фильмов и книг. Могут также сопровождать делегации и переводить устную речь. Вовремя изучения языка, будущий переводчик также изучает обычаи, культуру, историю и географию страны.
Хорошо разбираются в географических и климатических особенностях разных стран туристические операторы. Они помогут вам выбрать наиболее подходящий тур с учетом ваших предпочтений, интересов и возможностей.