зачем герои старшего сына врут

Нравственная проблематика пьесы А.Вампилова «Старший сын»

Разделы: Литература

Цели:

1) познакомить учащихся с жизнью и творчеством драматурга;

2) разобраться в нравственной проблематике пьесы;

3) составить план характеристики главных героев.

Оборудование: портрет А.Вампилова, художественный фильм “Старший сын”.

Методические приемы: частичная лекция, доклад учащихся, просмотр эпизодов фильма, их анализ, аналитическая характеристика героев (метод беседы).

Ход урока

I. Постановка целей и задач урока.

II. Вступительное слово учителя.

III. Сообщение учащегося о жизненном пути А.Вампилова.

IV. Слово учителя о творчестве А.Вампилова.

Драматургия Александра Вампилова делится на 2 этапа.

Первый этап – педагогический, т.е. автор растет вместе со своим героем. В этом периоде А.Вампилов опирается на неисчерпаемые силы молодости “человек должен ходить по земле гордо и легко”, следовательно, произведениям присущ оптимизм.

Конфликт имеет двуплановость:

1) молодость отцов с одной стороны;

2) мудрость отцов с другой стороны.

Юмор служит задаче: воскрешение человека, за несерьезным взглядом на вещи обнаруживается глубокая форма познания реальной действительности.

Герои способны делать выводы, основанные на внутренних душевных ценностях, поэтому автор легко и естественно приводит героев к должным поступкам, отвечающим высшим человеческим интересам.

Второй этап: новый герой, сопротивляющийся автору, идеальной обстановке противопоставляет свою, реальную, в которой нет места бескорыстной любви к ближнему, добра ради добра. Следовательно, позиция автора – честный художник, поэтому основное настроение произведения – грусть, которая пронизывает все пьесы II этапа.

V. Просмотр фрагментов художественного фильма “Старший сын” и аналитическая характеристика героев пьесы.

Беседа с учащимися:

— Эта комедия светлая и печальная; каковы отличительные черты жанра пьесы “Старший сын”?

В чем особенность системы характеров пьесы? (Это драматическое произведение, конфликт между двумя группами героев: нормальных и ненормальных*).

* Вампилов А.В. Дом окнами в поле – Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1981 – 690 с., с.130.

— Каких героев пьесы вы можете отнести к группе нормальных и ненормальных? Подтвердите свой ответ строками из текста.

— На чьей стороне симпатии автора?

Аналитическая беседа о каждом герое.

— К какой возрастной группе принадлежит этот герой, почему?

— Как относится к детям? (Просмотр фрагмента, подтверждение увиденного строками из текста).

— Как принимает известие о существовании старшего сына?

— Кто этот молодой человек?

— Как относится к своей лжи о том, что он является сыном?

-Почему он не может быть равнодушным к семье Сарафановых? (Бусыгин взвалил на себя проблему чужой семьи и с точки зрения нравственности помогает возродить семью)

— Что общего и в чем разница с Сильвой? (Просмотр отдельных эпизодов фильма). (У этих героев судьбы одинаковые, а духовный мир разный).

— Как эти герои пьесы относятся к отцу, почему?

— Как они принимают “старшего брата”?

Кудимов, Макарская, Сильва.

— Что можно сказать об этих людях?

— Что происходит в финале с этими людьми? Изменились ли они?

Понимание темы, идеи, конфликта.

— Первое название “Предместье” указывает на место, где происходит действие. Почему автор изменил название? (Очень важно понимание того, что происходит в пьесе).

— Какие проблемы решаются? (Проблемы доверия, взаимопонимания, доброты, ответственности).

— Какова двуплановость пьесы?

— Как рассматривается в пьесе вопрос о правде? Сопоставьте с вопросом о правде в пьесе М.Горького “На дне”. Зачем герои пьесы “Старший сын” врут? Есть ли у этого вранья оправдание? Всегда ли нужна правда?

— Какова тема, идея произведения?

— Как вы думаете, почему так называется пьеса?

— Финал пьесы оптимистичен. Как вы думаете, могло ли такое случиться в жизни?

— Как, по-вашему, сложатся судьбы героев в дальнейшем?

VI. Слово учителя.

— Духовное родство людей оказывается надежней и крепче формальных отношений. За внешней бравадой и цинизмом молодых людей обнаруживается неожиданная для них самих способность к любви, прощению, состраданию. Так от частной бытовой, истории пьеса поднимается до общечеловеческих гуманистических проблем. А парадокс в том, что люди становятся родными, начинают чувствовать ответственность друг за друга лишь по счастливой случайности. Показана нравственная сущность старшего сына – на его плечах все: надежда, будущее семьи, и Бусыгин – старший сын, достоин чести, нравственной основы “отца”, следовательно, он возродил семью.

VII. Домашнее задание.

Составить характеристику понравившегося героя.

Написать рецензию на фильм “Старший сын”, сопоставив его с пьесой А.Вампилова.

Источник

Вопросы к уроку литературы по пьесе А. Вампилова «Старший сын»

зачем герои старшего сына врут. Смотреть фото зачем герои старшего сына врут. Смотреть картинку зачем герои старшего сына врут. Картинка про зачем герои старшего сына врут. Фото зачем герои старшего сына врут

Карточка-задание по литературе к теме:

«Драматургия второй половины 20 века»

А. Вампилов « Старший сын»

зачем герои старшего сына врут. Смотреть фото зачем герои старшего сына врут. Смотреть картинку зачем герои старшего сына врут. Картинка про зачем герои старшего сына врут. Фото зачем герои старшего сына врут

Просмотр фрагментов художественного фильма «Старший сын» и аналитическая беседа

зачем герои старшего сына врут. Смотреть фото зачем герои старшего сына врут. Смотреть картинку зачем герои старшего сына врут. Картинка про зачем герои старшего сына врут. Фото зачем герои старшего сына врут

1. Каковы отличительные черты жанра пьесы «Старший сын»?

2. В чем особенность системы характеров пьесы?

3. Есть ли в пьесе деление на положительных и отрицательных героев?

4. Как Бусыгин из сына-самозванца превращается в родного для Сарафановых человека? Какой смысл имеет это превращение?

5. Как рассматривается в пьесе вопрос о правде?

Сопоставьте его с вопросом о правде в пьесе Горького «На дне».

Зачем герои «Старшего сына» врут?

Есть ли у этого вранья оправдание?

Всегда ли нужна правда?

6. Финал пьесы оптимистический. Как вы думаете, могло ли такое случиться в жизни?

Как, по вашему мнению, сложатся судьбы героев в дальнейшем?

7. Оцените кинематографическую инсценировку «Старшего сына».

Духовное родство людей оказывается надежней и крепче формальных родственных связей. за внешней бравадой и цинизмом молодых людей обнаруживается неожиданная для них самих способность к любви, прошению, состраданию: «Не дай Бог обманывать того, кто верит каждому твоему слову». В финале пьесы Бусыгин, в котором проснулась потребность быть кому-то нужным, говорит: «Откровенно говоря, я сам уже не верю, что я вам не сын». И сарафанов отвечает: «что бы там ни было, я считаю тебя сыном. Вы все мои дети, потому что я люблю вас».

Так от частной, бытовой истории пьеса поднимается до общечеловеческих гуманистических проблем, правда, парадокс в том, что люди становятся родными, начинают чувствовать ответственность друг за друга лишь по счастливой случайности. Недаром первый сборник рассказов Вампилова называется «Стечение обстоятельств». Уже там писатель заявляет: » Случай, пустяк, стечение обстоятельств иногда становятся самыми драматическими моментами в жизни человека. И драматург Вампилов творит такие случаи в своих пьесах.

Задание: прокомментируйте прочитанное

Написать рецензию на фильм «Старший сын», сопоставив его с пьесой Вампилова.

Дать комментарии просмотренному фильму и прочитанной пьесе.

Источник

Зачем герои старшего сына врут

Для выполнения задания выберите только ОДНУ из четырёх предложенных тем сочинений (12.1—12.4). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов сочинение оценивается 0 баллов).

Опирайтесь на авторскую позицию и формулируйте свою точку зрения.

Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).

Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения.

Продумывайте композицию сочинения.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

12.1. В чём состоит своеобразие звучания патриотической темы в лирике М. Ю. Лермонтова?

12.2. Какова позиция автора в споре «отцов» и «детей»? (По роману И. С. Тургенева «Отцы и дети».)

12.3. Какие нравственные проблемы решают герои пьесы М. Горького «На дне»?

12.4. Чем пьеса А. В. Вампилова «Старший сын» может быть интересна современному читателю?

Комментарии к сочинению.

12.1. В чём состоит своеобразие звучания патриотической темы в лирике М. Ю. Лермонтова?

Любовью к Родине наполнены многие поэтические строки Лермонтова. Он бесконечно любит свой народ, тонко чувствует красоту родной природы. В стихотворении “Родина” поэт ясно отделяет подлинный патриотизм от мнимого, официального патриотизма николаевской России. Россия Лермонтова — не только пейзажные зарисовки, не только раздолье, родные края; Россия Лермонтова предстает и в другом виде, это —

Страна рабов, страна господ.

Такая рабски покорная Россия ненавистна поэту, такая родина может вызывать только презрение. Именно таким настроением пронизано стихотворение “Прощай, немытая Россия. ”.

В стихотворении “Бородино” Лермонтов воспевает подвиг российских солдат, “богатырей”, победивших в войне 1812 года. А Бородинская битва воспринималась современниками Лермонтова как символ победы, как главное сражение Отечественной войны. Автор восхищается поколением 10-х годов XIX века, на плечи которого легла основная тяжесть войны:

Да! Были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя,

Это поколение противопоставлено поколению 30-х годов, которое “толпой угрюмою и скоро позабытой” пройдет, “не бросивши векам ни мысли плодовитой, ни гением начатого труда”.

12.2. Какова позиция автора в споре «отцов» и «детей»? (По роману И. С. Тургенева «Отцы и дети».)

12.3. Какие нравственные проблемы решают герои пьесы М. Горького «На дне»?

Пьеса М. Горького «На дне» по праву может называться философской драмой. В пьесе поднимаются вечные вопросы: столкновение правды и лжи, назначения и смысла человеческой жизни, свободы и долга. Философское звучание этих вопросов и позволяет называть «На дне» философским произведением. В качестве аргументов возможно проанализировать, как в пьесе проповедь лжи, носителем которой является Лука, проверяется жизненной практикой и опровергается ею. Ярким доказательством философской направленности пьесы будут являться и размышления героев о Человеке.

12.4. Чем пьеса А. В. Вампилова «Старший сын» может быть интересна современному читателю?

«Старший сын» начинается со злой шутки двух молодых людей — Сильвы и Бусыгина. Они решают соврать: Сильва выдает Бусыгина за внебрачного сына хозяина квартиры — Андрея Григорьевича Сарафанова. И тут все начинается.

Сарафанов — пожилой человек, имеющий дочь Нину и сына Васеньку. Ситуация в семье складывается непросто. Шестнадцатилетний сын Васенька влюбился в легкомысленную особу, которая к тому же на десять лет старше его. Из-за этого Васенька хочет покинуть дом и уехать. Дочь Нина собирается выйти замуж за Кудимова и тоже уехать, оставив своего отца. Может быть, Сарафанову не хватало того, кто бы был с ним на старости лет. И тут появился Бусыгин.

Бусыгин не ожидал, что взрослый человек так безоглядно поверит вранью, с такой щедростью и открытостью примет его за своего старшего сына. Росший без отца; Бусыгин, может быть, впервые ощутил к себе любовь. Бусыгин не просто входит в роль старшего сына, он чувствует себя им. Потому, трижды порываясь уйти и прекратить затянувшийся спектакль, он каждый раз медлит: его не отпускает ответственность за семью.

В доме Сарафановых тоже существует вранье. Отец и сын друг другу врут. Отец врет детям, что все еще работает в филармонии; дети, зная, что он давно играет в похоронном оркестре, делают вид, что верят отцу, то есть тоже врут. Но ведь ложь здесь ради сохранения душевного спокойствия отца, чтобы он не потерял свое достоинство. Но вскоре эта тайна становится известна всем. Раскрывается также и вранье Бусыгина и Сильвы. Бусыгин захотел жить честно. Во-первых, он влюбился в Нину, во-вторых, он больше не смог обманывать, по его мнению, замечательного человека Сарафанова.

Бусыгин — сын Сарафанова не по крови, а по духу. Ему, может быть, тоже не хватало любящего и заботливого отца. Сын и отец как бы обрели друг друга, они как бы искали друг друга и нашли.

Проблемы, поднятые Вампиловым в пьесе, актуальны и в наше время. Почему нужно врать, чтобы тебе поверили? Почему в одной семье самыми заклятыми врагами становятся близкие люди? Можно ли доверять окружающим? Как найти в себе мужество признаться в обмане? Ответы на эти вопросы человечество ищет много лет. Вот почему «Старший сын» Вампилова может быть интересен современному читателю.

Критерии оценивания выполнения заданияБаллы
1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне3
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, но односторонне2
Сочинение написано на заданную тему, но тема раскрыта поверхностно1
Тема не раскрыта0
2. Привлечение текста произведения для аргументации
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют3
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, допущены одна-две фактические ошибки2
Для аргументации текст привлекается на уровне общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для раскрытия темы сочинения фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п.)

ИЛИ аргументация подменяется пересказом текста, авторская позиция не искажена

И/ИЛИ допущены три фактические ошибки

1
Суждения не аргументируются текстом произведения(-ий)

ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий)) допущены четыре или более фактические ошибки

И/ИЛИ авторская позиция искажена

0
3. Опора на теоретико-литературные понятия
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, два и более из них использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют3
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, одно из них использовано для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют2
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, но не использованы для анализа текста произведения(-ий)

И/ИЛИ допущена одна ошибка в использовании понятий

1
Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение

ИЛИ допущено более одной ошибки в использовании понятий

0
4. Композиционная цельность и логичность
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов3
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны между собой,

внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы

2
В сочинении прослеживается композиционный замысел,

есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями

Источник

Вопросы и ответы к пьесе А. В. Вампилова “Старший сын”

Как вы думаете, правдоподобна ли ситуация, изображенная в пьесе? Мотивируйте свое мнение.

С житейской точки зрения ситуация малоправдоподобна. И даже сходство обстоятельств можно объяснить условностями драматического произведения.

Почему Сарафанов поверил Бусыгину, что тот действительно является его старшим сыном?

Роман (бессмертное произведение)тически настроенный исключительно доверчивый герой, к тому же нуждающийся в контакте с детьми и не находящий его, с надеждой поверил в выдвинутую версию, что Бусыгин его старший сын.

Почему Сарафанов отказывается верить разоблачению Бусыгина и его собственному признанию?

Сарафанов успел за короткое время полюбить Володю, почувствовать его сыновнее к себе отношение. И потому его первая реакция на разоблачение – прогнать самого разоблачителя. “Ты – настоящий Сарафанов! Мой

Как бы вы охарактеризовали взаимоотношения Сарафанова с Ниной и Васенькой?

Сарафанов вырастил Нину и Васеньку после того, как от него ушла жена. Дети не принимают всерьез его мечтаний и творческих порывов, иногда иронизируют над ним. Однако по-своему любят отца и берегут его “тайну”. Они никогда не говорят ему, хотя это знает весь город, что он уже полгода не работает в филармонии, что перешел в кинотеатр, затем в железнодорожный клуб, играет в похоронных процессиях.

Не подлежит обсуждению в семье и тот факт, что отец уже не один год сочиняет то ли кантату, то ли ораторию под названием “Все люди – братья”, безнадежно застряв на первой странице.

Сарафанов переживает за детей, особенно за младшего, Васеньку, у которого безответная любовь к Макарской, женщине намного старшего его и не отвечающей взаимностью. Вася хочет уехать, бежать от себя.

И это очень волнует Сарафанова, и он остро ощущает потребность в старшем сыне, чтобы помочь Васеньке.

Что влечет Бусыгина к Сарафанову и его семье? Почему он постоянно откладывает свой отъезд и фактически принимает на себя роль старшего сына и брата?

Анекдотически начавшаяся затея оборачивается для Бусыгина серьезным уроком жизни, знакомством с совсем иным, возвышенно-поэтическим взглядом на этот “безумный”, неустроенный мир, быт, где иллюзия может быть привлекательнее правды, где есть открытость, безоглядная доверчивость. Общение с Сарафановым, с одной стороны, пугает Володю, он осознает, что вместе с Сильвой совершает нравственное преступление (“этот папаша – святой человек”; “не дай-то бог обманывать того, кто верит каждому твоему слову”), а с другой – он очарован его искренностью, надеждой на то, что “старший сын” поможет решить семейные проблемы. И выйти из этой игры оказывается очень трудно.

М. И. Громова, известный театровед, справедливо указывает, что Вампилов “сумел в рамках бытовой комедии создать страсти по духовной близости людей, по доброте и взаимопониманию”.

Сопоставьте отношения Бусыгина и родных детей Сарафанова к отцу. Что общего и различного вы находите в чувствах героев? В чем причины?

Бусыгин смог взглянуть не изнутри, а со стороны на семейные проблемы Сарафановых. Его взгляд и отношение к отцу глубже, чем привычный взгляд детей, живущих и общающихся с ним постоянно. Он глубже оценивает тонкий, поэтический мир героя, пусть и во многом неудачника по жизни, понял лучше других его ранимость.

Какую роль, по-вашему, играет в пьесе Сильва, придумавший историю со “старшим сыном”? Как вы думаете, почему он носит такое прозвище?

Сильва – прозвище опереточного происхождения. Он – циник, не привык щадить чувств людей и разбираться в них. Для него важнее сиюминутные удовольствия.

Он придумывает эту историю только для того, чтобы уютно устроиться на ночлег, зная о страданиях Васеньки, вступает в любовную связь с Макарской, готов вовремя уйти во избежание опасности. Он антипод Бусыгина и Сарафанова, он воплощение бездуховности. Его роль в пьесе – роль фоновая, по контрасту с которой особенно ярко предстает тяга героев к искренности, теплоте отношений.

Какие нравственные проблемы подняты драматургом в этой пьесе?

О них уже упоминалось в ответах на предыдущие вопросы. Это прежде всего проблема человека и человеческого достоинства, духовной ценности родственных связей, которые необходимо научиться беречь. Родственная близость возникает не только по формальному родству (бросила же Сарафанова жена), но и в силу духовной привлекательности людей.

Так получилось с отношениями Сарафанова и Бусыгина.

Related posts:

Источник

Урок по пьесе А.Вампилова «Старший сын» 11 класс

зачем герои старшего сына врут. Смотреть фото зачем герои старшего сына врут. Смотреть картинку зачем герои старшего сына врут. Картинка про зачем герои старшего сына врут. Фото зачем герои старшего сына врут

Автор: Лабузова Светлана Георгиевна,

учитель русского языка и литературы,

МБОУ Хадаханская СОШ,

с. Хадахан, Нукутского района

ВАМПИЛОВ, ЗНАКОМЫЙ И НЕЗНАКОМЫЙ, НО СЕГОДНЯШНИЙ, ЖИВОЙ.

от чего не спится по ночам».

Цель урока литературы в 11 классе:

познакомить учащихся с жизнью и творчеством А. Вампилова.

р азвивать навыки анализа художественного текста, речь и мышление учащихся.

разобраться в нравственной проблематике пьесы «Старший сын»;

воспитывать нравственные идеалы.

Портрет драматурга, выставка книг с произведениями А. В. Вампилова, электронная презентация.

Вступительное слово учителя о драматурге А. Вампилове :

зачем герои старшего сына врут. Смотреть фото зачем герои старшего сына врут. Смотреть картинку зачем герои старшего сына врут. Картинка про зачем герои старшего сына врут. Фото зачем герои старшего сына врут

ВАМПИЛОВ, АЛЕКСАНДР ВАЛЕНТИНОВИЧ

русский драматург, прозаик, публицист.

17 августа 1972 года на Байкале лодка, в которой был А. Вампилов, на полном ходу натолкнулась на бревно-топляк и стала тонуть. Вода, остуженная недавним штормом до пяти градусов, отяжелевшая куртка. Он почти доплыл. Но сердце не выдержало за несколько метров до берега.
«Я думаю, что после смерти вологодского поэта Николая Рубцова не было у литературной России более непоправимой и нелепой потери, чем гибель Александра Вампилова. И тот и другой были молоды, талантливы, обладали удивительным даром чувствовать, понимать и уметь выразить самые тонкие и оттого неизвестные для многих движения и желания человеческой души», — с горечью и болью писал В. Распутин.

Сегодня мы поведем разговор о русской драматургии ХХ века. Мы поговорим о творчестве писателя, у которого юбилейная дата, именем которого названа целая эпоха русской драматургии – вампиловская драма.

А с чего же всё начиналось? С детства и юности.

2. Сообщение учащегося о Вампилове

Александр Валентинович Вампилов родился 19 августа 1937 г. в семье потомственных учителей в поселке Кутулик Иркутской области. Впоследствии о своей малой родине писатель скажет так: «Деревянный, пыльный, с огородами, со стадом частных коров, но с гостиницей, милицией и стадионом. Кутулик от деревни отстал, но и к городу не пристал. Словом, райцентр с головы до пят. Райцентр, похожий на все райцентры России, но на всю Россию всё – таки один – единственный». [1]

зачем герои старшего сына врут. Смотреть фото зачем герои старшего сына врут. Смотреть картинку зачем герои старшего сына врут. Картинка про зачем герои старшего сына врут. Фото зачем герои старшего сына врут

зачем герои старшего сына врут. Смотреть фото зачем герои старшего сына врут. Смотреть картинку зачем герои старшего сына врут. Картинка про зачем герои старшего сына врут. Фото зачем герои старшего сына врутзачем герои старшего сына врут. Смотреть фото зачем герои старшего сына врут. Смотреть картинку зачем герои старшего сына врут. Картинка про зачем герои старшего сына врут. Фото зачем герои старшего сына врут

Отец, Валентин Никитович Вампилов, бурят, из рода лам, учитель русского языка и литературы, директор Кутуликской средней школы. Мать, Копылова Анастасия Прокопьевна, русская, из семьи священника, учитель математики, завуч школы. Это ей посвятил В. Г. Распутин свой рассказ «Уроки французского».

Нравственные ценности, заложенные в обеих семьях, воспитали в нём все лучшие черты интеллигента, порядочного человека.

«Дорогая Тася! — обращается к жене отец Вампилова в ожидании его рождения. — Я уверен, все будет хорошо. И вероятно, будет разбойник-сын, и боюсь, как бы он не был писателем, так как во сне вижу писателей.
Первый раз, когда мы с тобой собирались в ночь выезда, я во сне с самим Львом Николаевичем Толстым искал дроби, и нашли. »

19 августа 1937 года: «Молодец, Тася, все-таки родила сына. Мое предчувствие оправдалось. сын. Как бы не оправдал второе. У меня, знаешь, вещие сны». [1]

Сны действительно оказались вещими.

зачем герои старшего сына врут. Смотреть фото зачем герои старшего сына врут. Смотреть картинку зачем герои старшего сына врут. Картинка про зачем герои старшего сына врут. Фото зачем герои старшего сына врут

Год рождения Вампилова был годом 100-летия со смерти Пушкина, в честь которого он и был назван Александром. Но в пророческих снах отца было не только светлое. По народным приметам, дробь – к слезам: они пролились в этом же году – В. Вампилова репрессировали, а в 1938-м расстреляли.

Детство А. Вампилова, судя по воспоминаниям матери и сверстников, было обыкновенно – типичное райцентровское послевоенное детство: школа, походы, метания сразу во все стороны: спорт, завтра – школьный театр, послезавтра – музыка и книги, и все непременно с жаром.

Сразу он не поступил: не сдал немецкий язык. Занимался языком дома с учителем.

зачем герои старшего сына врут. Смотреть фото зачем герои старшего сына врут. Смотреть картинку зачем герои старшего сына врут. Картинка про зачем герои старшего сына врут. Фото зачем герои старшего сына врут

В университет он поступил на историко-филологический факультет и с первого курса затеял театр. Его сценки и зарисовки, написанные порой прямо на лекциях, охотно печатают университетская многотиражка и иркутская газета «Советская молодёжь».

Вскоре после окончания университета Вампилов выпускает книгу «Стечение обстоятельств» под псевдонимом А. Санин. Он работал журналистом, заведовал отделом рабочей молодежи. Закончил Высшие литературные курсы в Москве.

Главной страстью А. Вампилова был театр, а в литературе – драматургия. Он погиб в 35 лет, так и не увидев ни одной своей пьесы на столичной сцене, при жизни издал лишь небольшой сборник рассказов.

зачем герои старшего сына врут. Смотреть фото зачем герои старшего сына врут. Смотреть картинку зачем герои старшего сына врут. Картинка про зачем герои старшего сына врут. Фото зачем герои старшего сына врутзачем герои старшего сына врут. Смотреть фото зачем герои старшего сына врут. Смотреть картинку зачем герои старшего сына врут. Картинка про зачем герои старшего сына врут. Фото зачем герои старшего сына врут

— Что поразило вас в биографии писателя?

Как его мировоззрение отразилось в творчестве, мы сейчас узнаем.

3. Лекция учителя «Своеобразие драматургии Вампилова»:

Как драматург Вампилов начал с одноактных пьес-шуток: «Ангел» (впоследствии — «Двадцать минут с ангелом», 1962), «Воронья роща» (1963), «Дом окнами в поле» (1964) и др. К 1972 г. написаны все основные пьесы, создавшие театр Вампилова: «Ярмарка» (1964; позднее переименованная чиновниками от культуры в «Прощание в июне»), «Старший сын», «Утиная охота» (обе — 1967);[2] «История с метранпажем» (1968) объединена с ранней шуткой «Двадцать минут с ангелом» в трагикомическое представление в 2 частях «Провинциальные анекдоты» (1970); «Прошлым летом в Чулимске» (1972). Не завершен водевиль «Несравненный Наконечников» (1972).

зачем герои старшего сына врут. Смотреть фото зачем герои старшего сына врут. Смотреть картинку зачем герои старшего сына врут. Картинка про зачем герои старшего сына врут. Фото зачем герои старшего сына врутзачем герои старшего сына врут. Смотреть фото зачем герои старшего сына врут. Смотреть картинку зачем герои старшего сына врут. Картинка про зачем герои старшего сына врут. Фото зачем герои старшего сына врут

Вампилов привел в драматургию странного героя, героя крайностей, слабого и сильного одновременно, знакомого незнакомца, открыл традиционный для русской классической литературы характер духовного скитальца, человека с расколотым сознанием, страдающую личность, кающегося грешника.

Вампилов реабилитировал в драматургии забытые жанры — водевиль и фарс («Двадцать минут с ангелом», «Несравненный Наконечников»); жанры высокой сатиры — трагифарс и трагикомедию («История с метранпажем», «Старший сын»); вернул отечественной драме ее катарсический смысл («Утиная охота», «Прошлым летом в Чулимске»). В его пьесах конфликт между добром и злом освобожден от сугубо бытовой прямолинейности.

зачем герои старшего сына врут. Смотреть фото зачем герои старшего сына врут. Смотреть картинку зачем герои старшего сына врут. Картинка про зачем герои старшего сына врут. Фото зачем герои старшего сына врут зачем герои старшего сына врут. Смотреть фото зачем герои старшего сына врут. Смотреть картинку зачем герои старшего сына врут. Картинка про зачем герои старшего сына врут. Фото зачем герои старшего сына врут

Любая из драм Вампилова имеет собственную историю создания, сценическую биографию. Вместе с тем произведения дополняют и проясняют друг друга, создавая два крупных драматургических цикла — сатирический и трагический, придавая драматургии Вампилова целостность и органическую художественную завершенность. В разных пьесах автором рассматриваются разные варианты поведения героя, мотивы его поступков. Герои одной пьесы становятся второстепенными в последующей. Второстепенные же выходят на передний план и, превращаясь в главных, снова требуют в драмах Вампилова продления своей жизни.

Нравственные искания героя, начинаясь в ранней пьесе, продолжаются в следующей и заканчиваются совсем неожиданно в истории, описанной автором позднее. Внутреннее родство пьес продумано и организовано. Например, обыкновенное случайное свидание превращается в пьесах Вампилова в свидание со смертью. Это главный кризисный момент — узнавание героем самого себя, открытие истинного своего лица. Шутливые розыгрыши приводят к серьезным последствиям. Прием фикции, мнимого факта («Двадцать минут с ангелом» — ангела нет; «История с метранпажем» — метранпаж отсутствует; «Утиная охота» — охоты на уток нет и т. п.) связывает пьесы Вампилова атмосферой условности происходящего.

зачем герои старшего сына врут. Смотреть фото зачем герои старшего сына врут. Смотреть картинку зачем герои старшего сына врут. Картинка про зачем герои старшего сына врут. Фото зачем герои старшего сына врутзачем герои старшего сына врут. Смотреть фото зачем герои старшего сына врут. Смотреть картинку зачем герои старшего сына врут. Картинка про зачем герои старшего сына врут. Фото зачем герои старшего сына врут

Цикличность подчеркивается диалогичными финалами пьес, необычными для советской драмы. Конец предыдущей пьесы в драматургии Вампилова рождает завязку следующей. Загадки его финалов разгадываются в последующих пьесах.

Можно сказать, что его драматургия делится на 2 этапа.

Первый этап – педагогический, т.е. автор растет вместе со своим героем. В этом периоде А. Вампилов опирается на неисчерпаемые силы молодости «человек должен ходить по земле гордо и легко», следовательно, произведениям присущ оптимизм.

Конфликт имеет двуплановость:

молодость – с одной стороны;

мудрость отцов – с другой стороны.

Юмор служит задаче: воскрешение человека, за несерьезным взглядом на вещи обнаруживается глубокая форма познания реальной действительности.

Герои способны делать выводы, основанные на внутренних душевных ценностях, поэтому автор легко и естественно приводит героев к должным поступкам, отвечающим высшим человеческим интересам.

Второй этап: новый герой, сопротивляющийся автору, идеальной обстановке противопоставляет свою, реальную, в которой нет места бескорыстной любви к ближнему, добра ради добра. Следовательно, позиция автора – честный художник, поэтому основное настроение произведения – грусть, которая пронизывает все пьесы II этапа.

Вместе с Вампиловым в театр пришли искренность и доброта – чувства давние, как хлеб, и, как хлеб же, необходимые для нашего существования и для искусства.

— Какие особенности творчества писателя вы можете назвать?

А сейчас проанализируем произведение драматурга, используя полученные сведения.

зачем герои старшего сына врут. Смотреть фото зачем герои старшего сына врут. Смотреть картинку зачем герои старшего сына врут. Картинка про зачем герои старшего сына врут. Фото зачем герои старшего сына врутзачем герои старшего сына врут. Смотреть фото зачем герои старшего сына врут. Смотреть картинку зачем герои старшего сына врут. Картинка про зачем герои старшего сына врут. Фото зачем герои старшего сына врут

4. Аналитическая беседа по пьесе «Старший сын»:

— Эта комедия светлая и печальная; каковы отличительные черты жанра пьесы « Старший сын»?

— В чем особенность системы характеров пьесы?

(Это драматическое произведение, конфликт между двумя группами героев: нормальных и ненормальных).

— Каких героев пьесы вы можете отнести к группе нормальных и ненормальных?

Подтвердите свой ответ строками из текста.

— На чьей стороне симпатии автора?

— К какой возрастной группе принадлежит Сарафанов?

— Как относится к детям?

— Как принимает известие о существовании старшего сына?

-Бусыгин. Кто этот молодой человек?

— Как относится к своей лжи о том, что он является сыном?

— Почему он не может быть равнодушным к семье Сарафановых?

(Бусыгин взвалил на себя проблему чужой семьи и с точки зрения нравственности помогает возродить семью).

— Что общего и в чем разница с Сильвой?

(У этих героев судьбы одинаковые, а духовный мир разный).

— Как Нина и Вася относятся к отцу, почему?

— Как они принимают «старшего брата»?

— Кудимов, Макарская, Сильва. Что можно сказать об этих людях?

— Что происходит в финале с этими людьми? Изменились ли они?

зачем герои старшего сына врут. Смотреть фото зачем герои старшего сына врут. Смотреть картинку зачем герои старшего сына врут. Картинка про зачем герои старшего сына врут. Фото зачем герои старшего сына врут

Понимание темы, идеи конфликта.

— Первое название «Предместье» указывает на место, где происходит действие. Почему автор изменил название?

(Очень важно понимание того, что происходит в пьесе).

— Какие проблемы решаются?

(Проблемы доверия, взаимопонимания, доброты, ответственности).

— Какова двуплановость пьесы?

— Как рассматривается в пьесе вопрос о правде? Сопоставьте с вопросом о правде в пьесе М. Горького «На дне».

— Зачем герои пьесы «Старший сын» врут? Есть ли у этого вранья оправдание? Всегда ли нужна правда?

— Какова тема, идея произведения?

(Внутренний конфликт героя из-за невозможности достижения гармонии между идеалом и реальностью) .

— Как вы думаете, почему так называется пьеса?

— Финал пьесы оптимистичен. Как вы думаете, могло ли такое случиться в жизни?

— Как, по-вашему, сложатся судьбы героев в дальнейшем?

5.Заключительное слово учителя:

Духовное родство людей оказывается надежней и крепче формальных отношений. За внешней бравадой и цинизмом молодых людей обнаруживается неожиданная для них самих способность к любви, прощению, состраданию. Так от частной бытовой истории пьеса поднимается до общечеловеческих гуманистических проблем. А парадокс в том, что люди становятся родными, начинают чувствовать ответственность друг за друга. На его плечах все: надежда, будущее семьи, и Бусыгин – старший сын, достоин чести, нравственной основы «отца», следовательно, он возродил семью.

Пьеса Вампилова учит нас быть добрее, любить, уважать своих родителей. Как бы не сложилась твоя жизнь, несмотря ни на что постарайся остаться человеком.

Вспомним слова Андрея Григорьевича Сарафанова: « Каждый человек родится творцом, каждый в своём деле, и каждый по мере своих сил и возможностей должен творить, чтобы самое лучшее, что было в нем, осталось после него».

зачем герои старшего сына врут. Смотреть фото зачем герои старшего сына врут. Смотреть картинку зачем герои старшего сына врут. Картинка про зачем герои старшего сына врут. Фото зачем герои старшего сына врут

зачем герои старшего сына врут. Смотреть фото зачем герои старшего сына врут. Смотреть картинку зачем герои старшего сына врут. Картинка про зачем герои старшего сына врут. Фото зачем герои старшего сына врут

— О чём вас заставила задуматься пьеса? Что для себя вы взяли с этого урока?

7.Дифференцированное домашнее задание:

1. Составить характеристику понравившегося героя.

2. Написать рецензию на фильм «Старший сын», сопоставив его с пьесой А. Вампилова.

Вампилов А. Я с вами, люди! — М., 1988. — С. 413.

Русские писатели 20 века: Биографический словарь. — М.: Большая Российская энциклопедия; Рандеву — A. M., 2000. — С. 133.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *