зачем гоголь использует фантастику в произведениях
реальное и фантастическое в повестях Гоголя? (Гоголь Н. В.)
Гоголь относится к числу тех немногих писателей, которые имеют такой дар, как удачное соотнесение реальности и фантастики. Эти два стиля так тесно переплетаются в его произведениях, что невозможно представить его творения без этих составляющих. Почти во всех своих произведениях русский писатель Гоголь употребляет этот прием, так «Портрет» не стал исключением.
Для чего автор использует реальное и фантастическое в повести «Портрет»? Я думаю, что автор использует данный прием для того, чтобы читатель смог лучше понять суть, обыденность всего происходящего не сразу бросилась в глаза.
Фантастические мотивы, автор использует для того, чтобы противопоставить их повседневной жизни. Этот прием употребляет очень часто, но его заметить сложно. Все очень гармонично, я восхищаюсь его творчеством, а в частности этой особенностью письма. Гоголь как никто другой передает проблемы человечества, показывая их через призму фантастических событий и явлений, которые не оставляют ни одного читателя равнодушным. В произведении «Мертвые души» Гоголь так же использует данный прием, так как в реальности сложно представить, как какой-то чиновник будет скупать мертвые души. Автор использует этот прием ( фантастические элементы) для того, чтобы с помощью него показать плохие стороны человека, его чрезмерную алчность и скупость. Те проблемные места, которые надо исправлять.
Таким образом, Гоголь использует совмещение реального и фантастического, для погружения читателя в мир писателя, для того, чтобы показать истинную сущность вещей.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Презентация по литературе на тему «Роль фантастики в произведениях Н.В.Гоголя»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Роль фантастики в произведениях Н.В.Гоголя
МБОУ «Летуновская средняя школа»
Подготовила: Маркина О.Ю.
2020 год
Описание слайда:
Введение
В русской литературе период повестей «в фантастическом роде» тесно связан с именем великого писателя – Николая Васильевича Гоголя.
Изучая творчество этого замечательного писателя, нами замечена такая особенность: в большинстве его произведений сталкиваются два мира – реальный и сверхъестественный. А гротеск и гипербола становятся важнейшими элементами эстетики Гоголя и помогают завершить создаваемые им образы.
Во всех ли произведениях Николая Васильевича роль, место и способы включения фантастического элемента одинаковы?
Описание слайда:
Поиски ответа на этот вопрос определили предмет нашего исследования.
Объектом исследования работы является фантастические элементы в произведениях Гоголя.
Материалом для данной работы послужили повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством», «Шинель», «Портрет».
Целью данной работы является выявление роли фантастики в отдельных произведениях Н.В. Гоголя и способы ее «существования» в художественном тексте.
Описание слайда:
Задачи исследования:
Определить теоретическую базу исследования.
Дать представление об эволюции фантастического в произведениях Н.В.Гоголя;
Охарактеризовать особенности фантастического в повестях Н.В.Гоголя: «Ночь перед Рождеством», «Шинель», «Портрет».
Актуальность работы определяется интересом к творческой манере Н.В. Гоголя, которая получила свое продолжение в творчестве таких писателей XX века, как, например, Владимир Маяковский и Михаил Булгаков.
Научно-практическая значимость работы заключается в возможности использования её материалов для докладов, лекций на уроках литературы и научно-практических конференциях по русской литературе ХIХ века.
Описание слайда:
Эволюция фантастического в творчестве писателя
В этом смысле он изменялся, и в этом же смысле происходит эволюция фантастического в его творчестве.
Описание слайда:
Гоголевская фантастика построена на представлении о двух противоположных началах – добра и зла, божеского и дьявольского.
Используя распространенный в мировой литературе мотив продажи души черту в обмен на богатство, деньги, автор не декларирует мысль о том, что союз с нечистой силой имеет печальные последствия, приносит несчастье. Он преподносит ее в образной форме, демонстрируя ее справедливость всем ходом развития действия.
Описание слайда:
«Главная мысль всей жизни и творчества Н.В.Гоголя» в повести «Ночь перед Рождеством»
В повести «Ночь перед Рождеством», относящейся к раннему периоду творчества писателя, автор с помощью фантастических приемов изобразил реальную жизнь украинского народа, с ее радостями и печалями, весельем и заботами, мечтами и переживаниями.
Следуя традициям народного творчества, Гоголь изображает жизнь своих героев в постоянной борьбе с человеческими пороками: завистью, злобой, невежеством, хитростью и жадностью. Эти отрицательные, враждебные народному характеру черты автор воплощает в сказочных образах черта, ведьмы и другой нечистой силы.
Описание слайда:
Комическая обрисовка «демонических» образов связана с религиозностью писателя, который, высмеивая черта, как будто преодолевает «отрицание Бога», «вечное зло» в мире. Д. С. Мережковский писал, что «главная мысль всей жизни и творчества Гоголя» — «как черта выставить дураком».
Описание слайда:
Скорбь о живой душе в повести Гоголя «Шинель»
В одной из петербургских повестей, «Шинели», Гоголь обращается к новому для него типу героя – «маленькому человеку». Этим героем является Акакий Акакиевич Башмачкин.
Действительность обращается к нему фантастической, жуткой стороной. В этой холодной и смертоносной действительности Петербурга того времени вырастают ложные и пошлые идеалы, возникают суеверия и мистические мечтания. Они-то и приводят к гибели никем не замечаемого и задавленного обстоятельствами бедного титулярного советника.
Описание слайда:
Гоголь видит в Башмачкине поверженного человека, «своего брата по человечеству», и вступается за него. Вводя фантастический элемент в конце своей повести, писатель пытается восстановить справедливость (недаром призрак Башмачкина срывает шинели с богатых людей, которые при жизни не замечали или обижали его). «Скорбь о живой душе, жаждущей гармонии с миром, и сострадание к ней придают повести трагический колорит».
Описание слайда:
Описание слайда:
Овладевшее душой дьявольское наваждение непроизвольно и незаметно для самого художника (и человека) проникает в его произведения.
Фантастическое служит у Гоголя предупреждением о необходимости хранить духовность, серьёзно и ответственно относиться к нравственным достоинствам и гуманистическому содержанию личности.
Описание слайда:
Главной в повести становится мысль об ответственности человека за нравственное содержание личности, художника за свой труд писателя и гражданина: «Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою. Другому простится многое, но ему не простится». Эту мысль Гоголь относил и к себе самому.
Описание слайда:
Заключение
Повести Гоголя – страстное предупреждение о том, что спор между человечным и античеловечным в мире и в самом человеке не прекратился.
Николай Васильевич Гоголь был в некотором роде идеалистом и страстно желал «научиться» изображать положительно-прекрасный мир, подлинно гармонические и возвышенно-героические характеры. Однако реальность такова, что в ней есть не только общечеловеческие добродетели, но общечеловеческие пороки.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Исследовательская работа «Фантастические образы в произведениях Н.В. Гоголя»
Школьный этап научного форума молодых исследователей
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа» 15
«Фантастические образы в произведениях Н.В. Гоголя»»
МАОУ Средняя общеобразовательная
школа № 15 города Тюмени
Власова Елена Сергеевна,
МАОУ Средняя общеобразовательная
школа № 15 города Тюмени
Российская Федерация, г. Тюмень
1.1 Фантастика в произведениях Н.В. Гоголя 4
2.1 Фантастические образы в произведениях Н.В.Гоголя 5
Список литературы 16
Фантастические мотивы имеют широкое распространение в русской классической, а также современной литературе. Будучи гораздо древнее письменного слова, мотивы эти уходят своими корнями в фольклорные и мифологические системы славянских и других народов. Именно в творчестве Николая Васильевича Гоголя мы встречаемся с частыми обращениями к фантастическим мотивам, и примером этому могут служить его сборники «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Петербургские повести». Как и каждый писатель, переосмысливающий в ходе творческой работы первоначальный материал, взятый за основу, Гоголь не просто переносит на бумагу народные сказания (хотя и сам писатель утверждал, что не изменял малороссийского предания), но создает на их основе – и на основе виденной им реальности – новое, истинно художественное произведение. Чтобы понять сущность мистических образов в творчестве Н.В. Гоголя, необходимо проследить их связи с собственно народным творчеством, с объективной реальностью, которая окружала писателя, выявить место каждого из двух миров в целостной системе каждого из рассматриваемых произведений.
Актуальность исследования – показать, что классические произведения не теряют своей значимости и в современное время.
Целью исследования является рассмотрение специфики фантастических образов в произведениях Н.В. Гоголя.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
— сопоставление литературных мистических образов, созданных Н.В. Гоголем, с их фольклорными прототипами, выявление сходства;
— рассмотрение специфики гоголевских мистических персонажей;
— исследование причин введения мистической линии в изучаемых произведениях, их ценности для сюжета и идейного содержания.
— анализ источников информации;
— обобщение полученных данных.
Нами была выдвинута гипотеза :
Практическая значимость данной работы определяется актуальностью изучаемой
проблемы, возможностью использования материала на уроках литературы.
Фантастика в произведениях Н.В. Гоголя
Фантастика — это особая форма отображения действительности, логически несовместимая с реальным представлением об окружающем мире. Она распространена в мифологии, фольклоре, искусстве и в особых, гротескных и «сверхъестественных», образах выражает миросозерцание человека.
В литературе фантастика развивалась на базе романтизма, основным принципом которого было изображение исключительного героя, действующего в исключительных обстоятельствах. Это освобождало писателя от каких-либо ограничивающих правил, давало ему свободу в реализации творческих возможностей и способностей. Видимо, это и привлекало Н. В. Гоголя, который активно использовал фантастические элементы не только в романтических, но и в реалистических произведениях.
Н. В. Гоголь — исключительно самобытный, национальный писатель. Он создал пленительный образ Родины, обращаясь не только к мотивам народных преданий и легенд, но и к фактам действительной жизни. Сочетание романтического и реалистического становится важнейшей особенностью произведений Гоголя и не разрушает романтической условности. Описание быта, комические эпизоды, национальные подробности удачно сочетаются с лирической музыкальностью, свойственной романтизму, с условным лирическим пейзажем, выражающим настроение, эмоциональную насыщенность повествования. Национальный колорит и фантастика, обращение к преданиям, сказкам, народным легендам свидетельствуют о становлении в творчестве Н. В. Гоголя национального, самобытного начала.
2.1. Фантастические образы в произведениях Н.В. Гоголя
Русалкам приписывались как положительные, так и отрицательные черты характера. Они часто были враждебно настроены к людям всех возрастов, но, несмотря на свой нрав, русалки могли поступать благородно. Они очень хорошо относились к маленьким детям. Хоть Левко и не малыш, но панночка отнеслась к нему с пониманием, помогла ему жениться на любимой Ганне. Таким образом, у Гоголя получилась малороссийская мавка с положительными чертами характера. Хочу заметить, что образ утопленницы здесь с целью того, чтобы показать, что чудеса действительно бывают! Ведь Левко считал историю о панночке бабьей выдумкой, а вот как бывает на свете! Чудеса есть!
Эти мертвецы не кто иные как упыри. По словам пана Данило, на кладбище, мимо которого он проплывал, “гниют его нечистые деды”. Деды не пана Данило, а колдуна. Сам колдун тоже, по всей видимости, стал упырём, поскольку в его труп осиновый кол никто не вбивал, погиб он насильственной смертью, и нет ему покоя на том свете.
Теперь обратимся к повести “Ночь перед Рождеством”. Вся эта забавная новогодняя история произошла благодаря чёрту, “которому последняя ночь осталась шататься по белому свету и выучивать грехам добрых людей”. Ему захотелось покутить напоследок, прежде чем вернуться к прямым обязанностям- варит грешников в котле. И для начала он украл месяц, потом приволокнулся за Солохой, а потом получил по шее от Вакулы.
В фольклоре и мифологии чёрт является злым духом, он озорной, игривый и похотливый. Чаще всего чёрта описывают с рогами, хвостом, козлиными ногами и копытами, с шерстью и пятачком. Считается, что чёрт служит Люциферу, охотится на людские души, которые пытается заполучить обманом или договором. Может обитать не только в подземном мире, но и в омуте, обладает способностью к полёту, невидимости и оборотничеству. Также стережёт драгоценные клады.
У Гоголя сия нечисть представлена немцем и совершенным франтом: “Спереди совершенно немец: узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая всё, что ни попадалось, мордочка оканчивалась, как и у наших свиней, кругленьким пятачком, ноги были так тонки, что если бы такие имел яресковский голова, то он переломал бы их в первом козачке. Но зато сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире, потому что у него висел хвост, тако острый и длинный, как теперешние мундирные фалды; только разве по козлиной бороде под мордой, по небольшим рожкам, торчавшим на голове, и что весь был не белее трубочиста, можно было догадаться, что он не немец и не губернский стряпчий, а просто чёрт, которому последняя ночь осталась шататься по белому свету и выучивать грехам добрых людей. Завтра же, с первыми колоколами к заутрене, побежит он без оглядки, поджавши хвост, в свою берлогу”. Теперь, когда мы с ним знакомы, можно сказать и о роли этого образа.
Чёрт, представленный Николаем Васильевичем, соответствует образу в фольклоре: такой же игривый и похотливый. И я считаю, в данной повести чёрное созданьице олицетворяет похоть, людские желания. Сам грешен такими делишками и других подначивает. Направляя чёрта через все возможные дымоходы, автор показывает, что желания есть в любом доме.
Как мы знаем, чёрт вечен. Погуляет, погуляет, и опять вернётся в мир. То есть и желания наши вечны, нет-нет да и вернутся. Но с ними можно совладать, как это сделал Вакула: наложил крест на чёрта. Справиться с собой и с нечистью может только волевой человек.
По сюжету исчадие ада захватило месяц. Без месяца нет ночи, без ночи нет дня, без дня нет жизни. То есть чёрт на какое-то время обрёл власть над миром, над людскими душами, а не является безызвестным и то, что отдать в лапы нечисти душу- значит быть обманутым. И пожалуйста, все обожатели Солохи были ею обмануты, в том числе и сам чёрт. Можно сказать, это был небольшой намёк автора на исход событий. По моим личным наблюдениям, Гоголь часто делает такие намёки, но их видно не сразу, нужно копнуть достаточно глубоко.
Но Вий у Николая Васильевича не причастен к разрушению города. Своим взглядом он добил несчастного, дрожащего от страха, как осиновый лист, философа Хому Брута. А дело было вот как: ритор, философ и богослов во время странствования “своротили с большой дороги в сторону, с тем, чтобы в первом попавшемся хуторе запастись провиантом”. Набрели они на домишко, где жила одна старушка. Скрепя сердце, впустила она “трёх учёных мужей” переночевать. Философу отвела пустой овечий хлев. Спустя немного времени, старушка вошла к философу и кинулась на него, потом проехалась на нём верхом. Но Хома вспомнил заклятия, и подействовало, поскольку старуха оказалась ведьмой. Освободившись от наездницы, сам “оседлал” её и поленом в придачу побил. Но когда женщина упала в изнеможении, философ с ужасом осознал, что перед ним лежит красавица-девушка. Испугавшись, он во весь дух пустился в Киев. Но за свои поступки нужно отвечать, и вот Хоме докладывают, умерла де панночка велела тебе три ночи по ней молиться. Делать нечего, приехал к панночке Хома, а оказалась, что эта та самая ведьма, на которой он прокатился с ветерком. Поместили его вместе с гробом в местную церквушку и на ночь запрели. Только каждую ночь делалось всё страшнее: вставала ведьма из гроба, ходила по церкви и искала философа. Бедный Хома был настолько напуган, что пытался сбежать, но не вышло. На третью, последнюю, ночь приказала усопшая чудищам, что явились на вторую ночь, привести Вия. Привели. Внутреннее чутьё подсказывало Хоме, здравый смысл неистово кричал о том, что не нужно смотреть Вию в глаза! Но коварное любопытство взяло вверх, и когда Вий провозгласил, что не видит, и нужно ему поднять веки, философ глянул ему в глаза, да и помер.
Также Вий, по моему мнению, является олицетворением страха философа. Ведь убив ведьму, философ боялся, бежав в Киев, боялся, отправляясь обратно в ту деревеньку, боялся, идя в церковь и пребывая там, боялся. Он сам себя настолько запугал, что, взглянув на Вия, от страха и помер. В данном случае у страха глаза велики в прямом смысле. А ещё все три ночи, что Хома отсидел в церкви, подтверждают то, что мысли материальны. Ведь он всё смотрел, смотрел на гроб, где лежала ведьма, и думал: “Ох, сейчас встанет…!”. Ну она и встала, раз Хома этого так “хотел”. А если бы философ просто читал молитвы, положившись на силу Божью, может, жив бы остался!
“ Вечера на хуторе…”- своеобразная дань Родине, Украине, где отразился её быт, жизнь, где нет конца и края юмору автора.
Но для чего носу майора, как Ковалёв сам себя называл, понадобилось отлучаться? Ковалёв был достаточно уважаемым человеком, любим многими, и, разумеется, его внешность была немаловажной в этом деле. А он этого не ценил! И нос сбежал, чтобы Ковалёв ощутил всю важность дела и стал более бережно относиться ко всему. А может ему это приснилось, но в любом случае урок на всю жизнь майор получил и усвоил.
Также цирюльник Иван Яковлевич одним прекрасным утром нашёл сию часть тела Ковалёва в хлебе. Но зачем же цирюльнику чужой нос? Да чтобы тоже переосмыслил своё отношение к работе! Негоже людей сильно за носы хватать и руки не мыть! Так что хитрый нос Ковалёва всем преподал урок. И вам, дорогие читатели Николая Васильевича Гоголя. Фантастика повести выстроена преимущественно на фоне живых бытовых иллюзий. Быт в его многообразном, многоликом выражении становиться не столько фоном повести, сколько именно входит внутрь сюжета, определяет сущность характеров героев. В фантастике «Носа» всюду ощущается реальность подтекста, его генетические бытовые картины. Ковалев обнаружил свою пропажу 25 марта День благовещенья. Тогда, когда надо было явиться в церковь при всем параде. Пропавший с лица Ковалева нос выводит героя из состояния праздного самодовольства. Однако «движение» героя только подчеркивает фантастическую неподвижность сюжетного действия, и в конечном итоге неизменность и самого героя. Фантастическое, ориентированное на быт, обновляет не бытие героя, а взгляд читателя на привычное, повседневное. День, когда происходит событие – пятница. А именно, 25 марта – День Богородицы, день гаданий. А нос пропал в ночь с четверга на пятницу, и, как известно, в русской народной демонологии пятница почиталась днем, связанным с нечистой силой. В пятницу, по народному чернокнижию, должны сбываться сны, сон с четверга на пятницу считается вещим. Если заглянуть в толкователь снов, можно найти такое определение: «носа лишиться во сне – знак вреда и убытка». Гоголь избрал для подачи фантастического своеобразный прием, как бы вывернув общепринятый – сна, похожего на явь. Как видно, мотив порчи, мотив колдовства появляются в сознании героя вследствие бытовой причины – мести матери, которую Ковалев «водит за нос» в связи с женитьбой на её дочери. Мотив женитьбы, как и мотив чина, в свою очередь начинает искриться метафорическими смыслами, возникающими от соприкосновения с бытовой культурой времени. Фантастическое в повести «Нос» возникает на пересечении двух типов культур – социально-бытовой и народно-бытовой.
Гоголь на этот раз отступает от привычной манеры повествования и не использует фантастических элементов. Однако и эта повесть в финале, по словам самого автора, «неожиданно принимает фантастическое окончание». «Со всех плеч, не разбирая чина и звания», срывало шинели привидение, в котором свидетели происшествий узнали недавно почившего Акакия Акакиевича. Следовательно, в произведении реально-бытовой сюжет дополняется фантастическими элементами
В процессе изучения материала мы пришли к следующим выводам:
Мы сопоставили фольклорные прототипы с гоголевскими персонажами. Мы сопоставили фольклорные прототипы с гоголевскими персонажами и выявили их сходство с мифологическими образами. Так, русалка из повести “Майская ночь или утопленница” у Гоголя является доброжелательной мавкой, однако в народе они считались злыми духами. Колдун, чёрт и Вий предстают перед нами во всей красе, как есть- отрицательными персонажами. Гоголь не просто переносит на бумагу народные сказания (хотя и сам писатель утверждал, что не изменял малороссийского предания), но создает на их основе – и на основе виденной им реальности – новое, истинно художественное произведение.
Говоря о причинах введения мистической линии в изучаемых произведениях, их ценности для сюжета и идейного содержания, можно отметить, что Николай Васильевич Гоголь вводит фантастические образы с целью показать и высмеять недостатки людей. Например, через сотника и его жену из повести “Майская ночь или утопленница” мы можем наблюдать коварство и неуважение к ближнему своему. Через образ колдуна- искушение, любовь к деньгам, через чёрта- людские желания, похоть, через Вия- страх за свои необдуманные поступки, через деда из “Заколдованного места”- хвастовство, напористость, чрезмерное любопытство, через коллежского асессора Ковалёва- обман, зависимость от общественного мнения, через цирюльника Ивана Яковлевича- халатное отношение к работе, через Башмачкина Акакия Акакиевича- излишнюю скромность, ограниченность, неумение противостоять обществу.
Также подтвердилась наша гипотеза: Гоголь весьма народен в своих произведениях (это в своей статье также отмечал В.Г.Белинский), так как его главными героями являются обычные люди. Он черпал сюжеты для своих повестей из жизни, просто наблюдая за представителями рода человеческого, и не обязательно это должны были быть высокопоставленные лица. Николай Васильевич также очень религиозен в своих сочинениях, так как наделяя своих персонажей людскими пороками, он призывает соблюдать заповеди Божьи: люби ближнего своего; живи по совести; не прелюбодействуй; не кради; не поддавайся влиянию нечистых сил; не думай, что всё содеянное останется безнаказанным; помни, что мысли материальны; а главное- верь в чудо!
Гоголевская фантастика стала достоянием не только русской, но и мировой литературы, вошла в ее золотой фонд. Емкость, разящая сила смеха парадоксально соединены в его творчестве с трагическим потрясением, а фантастические образы не так уж далеки от реальных… Примечательно, что фантастика Гоголя несет очищающую силу, задача которой – оздоровление общества. Это ярчайший пример того, как литература помогает воспитанию честного, трудолюбивого человека, искренне радеющего за Отечество.
Фантастические образы в развитии доведены автором до абсурда, но чем страшнее эти примеры, тем чище будут души читателей, которые увидят ту глубину пропасти, в которую тянут за собой нечестные люди, заботящиеся о собственном благополучии любой ценой.
Белинский В. Г. О Гоголе. Статьи, рецензии, письма.- М., 1999
Белый А. Мастерство Гоголя.- М., 1934
Гоголь Н.В. Вечера на хуторе близ Диканьки.-М, 1982
Искусство детали: наблюдение и анализ: о творчестве Гоголя./ Е. Добин. Л.: «Сов. писатель». Ленингр. отд-ние, 1975
О языке худ. прозы Н.В.Гоголя: искусство повествов. / Отв.ред. А.Н.Кожин; АН СССР. – М.: Наука, 1987
Соколов Б.В. Расшифрованный Гоголь. Вий. Тарас Бульба. Ревизор. Мертвые души. – М.: Яуза, Эксмо, 2007.