зачем гоголь противопоставляет остапа и андрия
Смысл противопоставления Остапа и Андрия в повести «Тарас Бульба»
Тем не менее, несмотря на выраженное внешнее сходство, характеры братьев, их поведение можно назвать диаметрально противоположными. Первые признаки различия проявились еще во время обучения сыновей Тараса Бульбы в бурсе. Остапу трудно давался процесс получения знаний, он не хотел и не мог учиться, даже несколько раз закапывал свой букварь. Лишь постоянные угрозы отца заставили его, несмотря на явное неприятие образования, остаться в бурсе. Но при этом у Остап имел и свои достоинства: он был прекрасным товарищем, никогда не сваливал своей вины на окружающих, покорно принимал заслуженное наказание.
Андрий, в отличие от брата, был изворотливым и хитрым. Он всегда увиливал от заслуженной порки, учился очень легко, охотно. Объединяло братьев стремление как можно скорее закончить обучение и принять участие в предстоящих битвах, совершив немало подвигов.
Остап — «классический» воин, боец, надежный и верный друг По характеру он спокоен, иногда излишне молчалив, рассудителен. Он стремится продолжать старинные традиции, чтит своих предков. Проблемы нравственного выбора для него не существует — Остап никогда не колеблется между личными эмоциями и долгом перед Отечеством. Его с уверенностью можно назвать цельной натурой. Являясь воином по своей природе, он безоговорочно принимает нравы и быт Запорожья, нравственные принципы и высокие идеалы своих боевых товарищей. Почтительное отношение к старшим по возрасту и званию у Остапа не переходит в чрезмерную угодливость, подхалимаж. Он может и хочет проявить собственную инициативу, но при этом уважает и мнение окружающих, прислушивается к нему. Но для Остапа имеет значение только мнение «братьев по оружию» — иноземцы и иноверцы остаются для него чужими, ничего не значащими людьми, пожалуй, не имеющими даже права на равное с ним существование.
Мир Остапа прост и понятен — в нем существуют друзья и враги, все люди четко подразделяются на «чужих» и «своих». Политикой он не интересуется, ему чужды хитросплетения дипломатических интриг, поскольку он — истинный воин, отважный, прямодушный. Его характер полностью сформирован, словно высечен скульптором из единой глыбы мрамора. Именно поэтому дальнейшее нравственное развитие, совершенствование души для Остапа стало невозожным.
Второй персонаж — Андрий — показан Гоголем в противопоставлении с Остапом. Несмотря на то, что Остап и Андрий были родными братьями, их характеры полностью противоположны. Остапа можно назвать выходцем из «героической эпохи», прямолинейным и при этом достаточно примитивным. Андрий же — продукт более поздней цивилизации, он обладает гибкостью, некоторой утонченностью, интересуется политическими новостями, торговлей и другими вещами, не имеющими непосредственного отношения к происходящим сражениям. Андрий чутко воспринимает чужую культуру, у него есть зачатки художественного вкуса, способности к пониманию искусства. При этом как воин он не слабее своего брата Остапа — Андрий также проявляет отвагу и смелость в бою. Но при этом он способен абстрагироваться от реальных событий, сделать самостоятельный выбор в сложной ситуации. Повинуясь охватившей его ослепляющей страсти, Андрий переходит во вражеский стан, но при этом он не просто «продается» иноверцам — он хочет сражаться не за абстрактную «Отчизну», а за свое, личное счастье, которое будет немыслимым без любимой женщины. Андрий не хочет участвовать в сражении только потому, что его предки передали ему определенные традиции, духовное наследство — ему необходимо сделать собственные выводы из происходящих событий.
Несчастьем Андрия, впоследствии ставшим причиной его гибели, стала встреча с молодой польской девушкой, которую он впервые увидел в Киеве. По воле судьбы его любимая оказалась в городе, осажденном казаками. Встретившись с ней ночью, Андрий понял, что без нее не сможет жить. Он восклицает: «Нету меня никого! Никого, никого! Отчизна моя — ты. И все, что ни есть, продам, отдам, погублю за такую отчизну. ».
Смысл противопоставления Остапа и Андрия
в повести «Тарас Бульба»
(урок литературы в 7 классе)
Цель урока: Сравнить образы Остапа и Андрия
1. Раскрыть образы Остапа и Андрия; обучить сопоставительной характеристике; формировать навык анализа эпизода.
2. Развивать умение собирать и систематизировать материал для характеристики героев; прививать интерес к поисковой работе.
3. Прививать любовь к Родине, к общечеловеческим, культурно-нравственным ценностям
Тип урока: повторение и обобщение изученного материала
Технология: технология критического мышления
Сегодня на уроке мы продолжаем изучение великого произведения XIX века – повесть «Тарас Бульба». Продолжая начатый разговор о семье Тараса Бульбы, о времени, в котором разворачивается действие, мы с вами будем говорить о сыновьях Тараса – Остапе и Андрии. Тема нашего урока – «Смысл противопоставления Остапа и Андрия».
Какая цель нашего урока? Чему мы должны сегодня научиться?
(Ребята высказывают свои предположения)
— Мы будем учиться сопоставительной характеристике героев, выясним, с какой целью Гоголь создаёт противоречивые образы Остапа и Андрия.
Эпиграфом урока мы возьмём слова «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая пересилила русскую силу»!
— Как вы понимаете смысл данного высказывания? Как эпиграф связан с темой урока? (Мнение детей)
— В чём своеобразие повести? (В повести рассказывается о мужественной борьбе казаков против польской шляхты и католической веры, раскрывается тема патриотизма).
— Какую ещё проблему рассматривает автор в своей повести? Каким образом? (Проблему подвига и предательства через образы Остапа и Андрия).
— Каковы истоки героизма Остапа и предательства Андрия?
На этот вопрос мы постараемся ответить с вами в конце урока. А сейчас я предлагаю вам вернуться к началу повести и проследить основные этапы жизни Остапа и Андрия. Сравним этих героев, так как именно сравнительная характеристика поможет нам найти ответ на наш вопрос.
— С чего начинается повесть? (С приезда сыновей Тараса в отчий дом из духовного училища).
— Как выглядят Остап и Андрий, опишите их внешний облик.(Крепкие, повзрослевшие. Остап более мужественный и суровый, а Андрий более красивый и нежный).
— Как Тарас встречает сыновей. Какую оценку он даёт в первые минуты Остапу? Андрию? Как сыновья отвечают на насмешки отца?
Чтение отрывка повести «Учёба в бурсе».
— Каким мы видим Остапа в Киевской академии? Почему он считался одним из лучших товарищей? Чем отличался Андрий от Остапа по участию в проказах? (Ответы учащихся)
— Назовите черты характера Остапа и Андрия. (Ответы учащихся записываются в тетрадь).
— Как ведут себя в бою Остап и Андрий? Прочитайте первый бой братьев. (чтение).
— Как братья проявили себя?
— Что было смыслом жизни для Остапа? Для Андрия? (Для Остапа – война, а для Андрия – любовь).
— Мы знаем, что первым погиб Андрий, но мы сначала проанализируем гибель Остапа. Я прочитаю сцену гибели Остапа, а вы приготовьтесь ответить на вопросы (чтение учителем сцены гибели Остапа).
— Какие качества Остапа сказались в его последний час?
— Как ведёт себя Тарас, видя мучения сына? Что он говорит? Как его характеризуют эти слова?
— Каковы последние слова Остапа?
— Почему он не проявил слабость?
— Можем ли мы понять его чувства?
— Как умирает Андрий?
Сопоставление Остапа и Андрия имеет в повести глубокий социально-философский и художественный смысл. Гоголь переосмысливает библейский мотив.
Почему Андрий не оказывает сопротивления отцу и не оправдывается перед ним в момент их последней встречи?
Можете ли вы оправдать измену героя? Как трагедия Андрия связана с особенностями его натуры? Как вы относитесь к фразе Тараса: «Я тебя породил, я тебя и убью»
— Вернёмся к нашему эпиграфу. Изменилось ли ваше отношение к сказанному в начале урока.
— Итак, какую проблему рассматривает автор в своей повести?
(Через образы Остапа и Андрия автор поднимает проблему подвига и предательства).
— Какой смысл противопоставления Остапа и Андрия?
— Таким образом, эпическое единство образа Тараса Бульбы раздваивается в образах его сыновей. Образ Остапа воплощает идею неразрывной связи с родовым телом, верность рыцарской чести и Отечеству, образ Андрия — идею отпадения, эгоистической разобщенности людей, отрыва от целого: коллектива, народа, Бога. Настоящей трагедией для Тараса Бульбы стало появление сына во главе вражеского полка. Это было страшным позором, предательством по отношению к Отчизне, заветам предков, всему казачьему войску. Не случайно убийство сына-предателя стало для Тараса долгом перед товарищами, очищением от позора — он не мог вытерпеть надругательства надо всем, что было ему дорого.
Раскрывая нам характеры двух братьев, Гоголь ни в коем случае не хочет показать одного хорошим, а другого плохим. Два брата должны стать врагами. Оба гибнут, один — от рук врагов, прочий — от руки отца. Нельзя назвать одного хорошим, другого — плохим. Гоголь дал национальный характер в развитии, показал людей, по натуре принадлежащих разным историческим эпохам. Остап перенял черты героической, но несколько примитивной эпохи. А Андрей, младший брат, уже близок к более утонченной и развитой цивилизации. Поэтому так и отличаются их взгляды, суждения о вечных человеческих ценностях, будь то любовь, честь, долг перед Родиной.
Подготовиться к классному сочинению по повести «Тарас Бульба»:
«Смысл противопоставления образов Остапа и Андрия в повести Гоголя «Тарас Бульба».
Конспект по русской литературе для 7 класса «Н. В. Гоголь «Тарас Бульба». Смысл противопоставления Остапа и Андрия»
Выбранный для просмотра документ Гоголь Н.В. Урок 7 класс.docx
Слюнкова Вера Николаевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ гимназии №1 города Армавира Краснодарского края.
Урок литературы в 7 классе.
Н. В. Гоголь «Тарас Бульба». Смысл противопоставления Остапа и Андрия.
— обучение сопоставительному анализу литературных героев;
— развитие навыков и умений выделять главное, умение разрешать проблемные вопросы;
— формирование нравственной позиции по отношению к поступкам литературных героев.
Оборудование: мультимедийный проектор.
Пусть твердят, что есть края иные,
Что в мире есть иная красота.
А я люблю свои места родные,
Свои родные, милые места.
— Мы продолжаем рассматривать повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Сегодня мы обратимся к образам Остапа и Андрия, выясним, в чём смысл противопоставления этих двух литературных героев, какое отношение к ним сложилось у вас, актуальны ли проблемы, выявленные при внимательном рассмотрении образов братьев, в наше время.
— Мы говорили о том, какой отпечаток наложили нравы того жестокого времени на характер, мировоззрение Тараса Бульбы. Повлияла ли эпоха на характеры Остапа и Андрия? При каких обстоятельствах мы встречаемся с братьями? Каково первое впечатление от Остапа и Андрия? Что у них общего? (В первый раз на страницах повести мы встречаемся с братьями во время их приезда домой. Оба комично выглядят в нелепых одеяниях. В сцене отъезда их красота и удаль подчёркивается богатым «козацким» снаряжением.)
— Чем отличались Остап и Андрий друг от друга в бурсе? (Остап – человек массы, толпы, целиком вписывается в среду, «лучший товарищ». Андрий – предводитель, изобретатель, умеет уйти от наказания, наделён воображением, чувствами, а не мужеством, смелостью.) (Слайд 3)
— Как вели себя Остап и Андрий в Запорожской Сечи и в боевых походах?
— Какие чувства у вас вызывают эти герои?
Заполните таблицу «Черты характера Остапа и Андрия» (Слайды 4-5)
Чувствительный, открытый для окружающего мира
Ясный ум, сильная воля, честность, мужество
Безрассудная храбрость, хитрость, изворотливость
Патриотизм, ненависть к врагу, героизм
– Какую судьбу выбрали для себя Остап и Андрий? По какому пути пошли? (Путь Остапа – путь верного воина Сечи, путь Андрия – судьба отказавщшегося от Сечи ради страсти.) (Слайд 6)
— Насколько однозначна оценка поведения Андрия как предательства в повести?
-Как Тарас Бульба воспринимает поступок Андрия?
Понять Бульбу поможет его речь перед запорожцами о товариществе. Найдите в речи ключевые выражения, объясняющие особенности сознания запорожцев. («Всё пропало», «…остались мы, сирые», «…так же, как и мы, земля наша…», «вот в какое время подали руку, товарищи, на братство». «Вот на чём стоит наше товарищество!») (Слайд 7)
Эпиграфом к уроку выбраны слова из песни:
Пусть твердят, что есть края иные,
Что в мире есть иная красота.
А я люблю свои места родные,
Свои родные, милые места.
— Как вы понимаете эти слова? Кому из героев повести они близки? Чьим жизненным кредо они могли бы быть?
— Отец не простил отступника. А как вы считаете, мать могла бы понять своего сына?
— Найдите слова Андрия, когда он принимает решение остаться с прекрасной полячкой. (А что мне отец, товарищи и отчизна. Так если так, так вот что: нет у меня никого! Никого, никого. »)
Он отрекается от своей семьи, от матери, которая любила его без памяти.
-Чьё имя он повторяет перед смертью? («Бледен, как полотно, был Андрий; видно было, как тихо шевелились уста его и как они произносил имя прекрасной полячки»)
— К чему стремится Андрий всю свою жизнь? Почему такая печальная судьба у этого юноши?
— Что вкладываете вы в понятие «Родина»? (Слайд 8)
У Евгения Носова есть рассказ «Малая родина». Послушайте отрывок из этого произведения:
«Вот пишут: малая родина… Но что это такое? Где её границы?
По-моему, малая родина – это окоём нашего детства.
Разумеется, у каждого человека – своя малая родина, и её приметы тоже разные».
Но небесный ветер подхватывает мальчонку, и он летит. «Малая родина – это то, что на всю жизнь одаривает нас крыльями вдохновения!»
-В чём же смысл противопоставления Остапа и Андрия?
-Как вы считаете, что сам Гоголь вкладывает в это противопоставление? На чьей стороне его симпатии?
Вот что писал Н.В.Гоголь в письме А.С.Данилевскому в 1844 году, спустя 2 года после написания «Тараса Бульбы»: «Все наслаждения наши заключены в пожертвованиях. Счастье на земле начинается только тогда для человека, когда он, позабыв о себе, начинает жить для других…» (Слайд 9) Попробуйте продолжить слова Гоголя.
Итак, противопоставляя друг другу Остапа и Андрия, Гоголь определяет, что важнее всего для человека. Он не умаляет значения любви к женщине, желания познать новое, но, когда человек теряет чувство родины, он теряет себя. Эта проблема актуальна для человека во все времена. Не случайно «Тарас Бульба» стал настольной книгой царских княжон и цесаревича. Их наставник В.П.Петров преподавал эту повесть как одно из главных произведений русской литературы.
Домашнее задание. Сочинение-рассуждение «В чём смысл противопоставления Остапа и Андрия?»
Литература. 7 класс. Учебник в 2 ч. Коровина В.Я.
Турьянская Б.И., Комиссарова Е.В., Холодкова Л.А. Литература в 7 классе: Урок за уроком.-М. Русское слово. 2009
сочинение: «Смысл противопоставления образов Остапа и Андрия в повести Тарас Бульба»
В первой главе дано общее описание Остапа и Андрия из «Тараса Бульбы»:
«Это были два дюжие молодца, ещё смотревшие исподлобья, как недавно выпущенные семинаристы. Крепкие, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого ещё не касалась бритва. Они были очень смущены таким приёмом отца и стояли неподвижно, потупив глаза в землю».
По этим строкам становится ясно, что они ещё подростки («первый пух волос»), их поведение указывает на скованность и неравное положение. И Остап, и Андрий всё ещё ощущают давление отца. Старшего сына задели слова Бульбы о смешной форме семинаристов, поэтому тот идёт на Тараса с кулаками, чтобы защитить свою честь и точку зрения. Он намерен доказать отцу, что стал взрослым мужчиной. Бульбе такой поворот событий понравился:
«– Да он славно бьётся! – говорил Бульба, остановившись. – Ей-богу, хорошо! – продолжал он, немного оправляясь, – так, хоть бы даже и не пробовать. Добрый будет козак!»
В Остапе и Андрие, сыновьях Тараса Бульбы был заложен огромный потенциал. Это подметил и сам отец, поэтому решает приобщить их к делу своей жизни – козачеству. Появилась идея у Тараса Бульбы Остапа и Андрея отправить в Запорожскую Сечь. Таланты обоих юношей пригодились им на Сечи. «Скоро оба молодые козака стали на хорошем счету у козаков». В семинарии Остап изначально показал себя не с лучшей стороны. Он много раз сбегал и докучал преподавателям. Но позже всё же взялся за ум, усердно занимался и стал одним из лучших учеников в классе. Аналитическое мышление пригодилось ему и на поле битвы. Остап быстро мог найти выход из сложившегося положения или же сделать верный тактический ход. Он был, кроме того, ещё и хорошим товарищем.
В одном из боёв старшего сына взяли в плен. Остап долго находился в польской темнице, пока не был объявлен приговор о смертной казне. Он умирает как герой, крепкий и несломленный козак, не позволив себе ни одного крика боли.
Андрий же отличался от старшего брата особой чувствительностью к тонким материям. Его привлекает красота природы, тихий шелест степной травы, старинные улицы Киева. Андрий рано открыл в себе потребность любить, но не мог признаться в этом даже близким людям. Именно эта отличительная черта в итоге обернулась фатальной. Андрий предаёт отца, отдавая всего себя на служение польской панночке. Его убивает Тарас, не желая понять, как получилось так, что любовь Андрий ценил выше долга.
Однако при таком складе характера именно Андрий был зачинщиком и организатором всяких проделок и приключений. А наказания ему удавалось избегать с помощью своего изворотливого ума. Именно эта способность найти нестандартное решение в сочетании с задатками лидера делала Андрия особенным козаком. «Он не знал, что такое обдумывать или рассчитывать… Бешеную негу и упоение он видел в битве: что-то пиршественное виделось ему в те минуты, когда… летят головы, с грохотом падают на землю кони».
Нельзя сказать, что в «Тарасе Бульбе» образы Остапа и Андрия противоположны. Это два разных героя, но тем не менее у них есть что-то общее. Они оба смелые, отважные воины, которые готовы сражаться и умирать за то, что им дорого. Остап и Андрий, сыновья Тараса Бульбы, были достойными людьми.
Приведенное описание образов сыновей Тараса Бульбы Остапа и Андрия поможет 6-7 классам при подготовке сочин
Остап и Андрий в повести «Тарас Бульба»
сочинение по литературе 7 класса
Остап и Андрий, сыновья Тараса Бульбы, – главные герои повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».
Отличия между братьями в гимназии
Есть ли отличия между двумя братьями? Несомненно!
Остапу присуща жесткость и суровость. Он не умеет прощать унижения и оскорбления, даже произнесенные в шутку.
Мы встречаемся с героями сразу после окончания ими гимназии. Остап учиться не любил, то и дело сбегал с занятий и несколько раз даже был высечен за потерю букваря.
В дружбе Остап всегда был предан, прост и честен в общении с приятелями. Иначе говоря, Остап сильно похож на отца и по духу, и по характеру. Он способен с легкостью отдать свою жизнь за родину. И только слезы матери могли растопить его суровое сердце.
Андрий же учился прилежно, был послушен. Он умел ценить прекрасное, любил женщин и женскую красоту. Впоследствии именно эта слабость станет губительной для героя.
Младший сын сильно привязан к матери, его вполне устраивает спокойная мирная жизнь. Любовь для него оказывается высшей ценностью, он настолько предан ей, что отказывается от семьи, от родины, от товарищества.
Остап и Андрий в Запорожской Сечи
Оказавшись после гимназии в Сечи, герои попадают в новые суровые условия, где нет места ни мечтаниям, ни размышлениям. Тут нельзя получить никаких навыков, кроме строжайшей дисциплины. Из развлечений была только стрельба по мишеням, поездки на лошадях, редкая охота.
Братьев приняли на Сечи как равных. Оба они были смелы и решительны в бою. Остап умел оставаться спокойным, хладнокровным и расчетливым в самых сложных обстоятельствах боя. Он умел предугадывать противника, рассчитывать его дальнейшие действия. Андрий же кидался в битву, как в омут, ни о чем не думая, ничего не рассчитывая. Он словно упивался стихией битвы, окунаясь в самое горячее сражение. Действия сыновей вызывали у Тараса лишь гордость.
Несбыточность надежд
Однако судьба не позволила мечтам Бульбы о славном будущем сыновей сбыться. Остапа казнили, а Андрий перешел из-за любви на сторону врага. Не в силах понять поступка сына, Тарас собственноручно убивает его.
Я думаю, что Гоголю дороги оба героя. Оба они сильны внутренне, бесстрашны. Их можно сравнить с былинными богатырями, которые своей несметной силой способны всегда защитить от любой беды.
Зачем в повести «Тарас Бульба» противопоставлены образы Остапа и Андрия?
Автор как бы показывает, что в одной семье могут вырасти абсолютно разные люди и зачастую это не зависит от воспитания. Просто у каждого человека практически с рождения есть свой характер и внутренний стержень. Так Остап остался сильным духом, верным себе и своему Отечеству, а вот его родной брат Андрей стал предателем и показал свою человеческую слабость.
Вот этот контраст между братьями показывает характер каждого из них: Остап предан родине, свой земле до конца всей душой, а Андрий пошел не той дорогой, не выполнил предназначения, долга.
смысл противопоставления образов остапа и андрия в повести тарас бульба 7 класс
Автор «Тараса Бульбы» противопоставляет два типа людей, два характера: патриота и предателя, чтобы раскрыть более полно суть и этих понятий и последствий выбора жизненного пути.
Оба сына Тараса Бульбы, казалось бы, воспитывались одним отцом и в одной и той же среде, но по сути они выросли с разным восприятием жизни, с разными характерами и как следствие, сделали разный выбор, когда он перед ними встал.
Остап оказался верным сыном своего тоца и Отечества, а мягкий Андрей стал предателем из-за женщины, чего не смог перенести их отец.
Противопоставление, в повести «Тарас Бульба» главных героев Остапа и Андрия, является одним из приёмов автора, Николая Васильевича Гоголя, для того, чтобы полнее раскрыть образы сыновей Тараса Бульбы, дать более полную и развёрнутую характеристику.
Возможно, что автор показывает читателям, что есть разные мнения на предмет образа жизни, представлений о мире и любви, а также о войне и месте человека на войне, и, как следствие, разные взгляды на смелость и трусость, на верность и измену и так далее.
В братьях было и что-то общее. Например, они не боялись смерти и были смелыми казаками. А почему всё произошло так, как произошло, ответ на этот вопрос и кроется в личных качествах персонажей, которые раскрываются таким литературными приёмами как сравнение и противопоставление.
Образ Остапа как патриота и Андрия как предателя противопоставлены в произведении не случайно. Анализируя их, читатель понимает, что даже в одной среде могут вырасти абсолютно противоположные люди. У них один отец, который воспитывал их одинаково, но в момент выбора один предпочел предательство и любовь женщины, а другой остался верным своему Отечеству.