зачем головотяпам нужен князь

М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города». Пересказ с цитатами из текста, комментарий. Глава «О корени происхождения глуповцев».

Глава посвящена истории происхождения глуповцев, описывает её летописец.

Племена постоянно враждовали («взаимно разорили они свои земли»).

Но когда «ободрали на лепешки кору с последней сосны, когда не стало ни жен, ни дев, и нечем было «людской завод» продолжать», тогда головотяпы предложили другим племенам: «Будем друг с дружкой до тех пор головами тяпаться, пока кто кого перетяпает». А так как их головы были привычны «тяпать», то они и победили все племена.

Собрав все побеждённые племена, головотяпы начали думать, как же порядок навести.

Далее автор с иронией говорит о тех методах, которые предпринимали головотяпы, но ничего не помогло ( «Волгу толокном замесили, потом теленка на баню тащили, потом в кошеле кашу варили, потом козла в соложеном тесте утопили, потом свинью за бобра купили, да собаку за волка убили. » и пр, и пр.) Рознь продолжалась пуще прежнего. «Нет порядку, да и полно».

И только вор-новотор нашёл им князя. Однако править от своего имени князь назначил этого вора-новотора, приказав платить дань, воевать, если будет война. « И тех из вас, которым ни до чего дела нет, я буду миловать; прочих же всех — казнить.» Понурили головотяпы головы, только теперь поняв, «какова такова прекрасная воля есть». Заложили около болота они город, назвав его Глуповым, а себя- глуповцами.

Управлять глуповцами новотору было совсем несложно – этот народ отличался покорностью и беспрекословным исполнением приказам власти.

Затем в Глупове стали появляться другие заместители князя. Все они – одоевец (тот самый, который «на грош постных яиц купил»»), орловец, калязинец, – оказались ворами даже еще хуже новатора.

Князь лично явился в город с криком: «Запорю!».

Этим криком начался отсчет «исторического времени».

В следующей главе даётся краткое описание правителей города Глупова.

КОММЕНТАРИЙ.

Продолжение следует…

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Источник

Анализ главы О корени происхождения глуповцев (роман Салтыкова-Щедрина История одного города)

Глава «О корени происхождения глуповцев» является частью романа М.Е.Салтыкова-Щедрина «История одного города». Произведение было создано в 1870 году. Писатель охватывает в своем повествовании временные рамки от правления Анны Иоанновны (1731) до восстания декабристов (1825). Пародия на российский самодержавный строй написана методом сатирической фантастики.

Жанр произведения – роман, так как в нем можно проследить несколько сюжетных линий с большим количеством персонажей. Основными героями главы являются сами глуповцы. Здесь также встречаются описания многих племен. Несмотря на нелепые названия (рукосуи, гущееды, моржееды, куралесы и др.), автор поясняет, что это не им придуманные топонимы, а реальные названия, взятые из книги И.П. Сахарова «Сказания русского народа».

Глава является завязкой всего романа. Именно в ней автор объясняет причины, по которым жители города стали искать себе градоначальников. Летописное повествование подражает «Слову о полку Игореве». Из «летописи» можно узнать, что первоначально глуповцы назывались головотяпы. Найденный ими князь дал их племени название «глуповцы» из-за совершенных ими поступков, таких как «блинами конопатить баню», «толокном Волгу месить», «комара ловить за семь верст». Кроме вышеобозначенных героев, в главе упоминается старец Добромысл, который созывает головотяпов на поиски князя. Говорится и об Ивашке, смеющимся над Пётром, который безуспешно комара ходил ловить. Остальные герои ничем не примечательны и похожи один на другого, поэтому автор не дает им имён.

Поиски градоначальника поначалу были безуспешными: никто не хотел править таким народом, который был глупее самого управленца. Но однажды головотяпам улыбнулась «удача»: по дороге встретился вор-новотор, который надоумил их пойти на «поляночку за ельничком». Встретив там князя, глуповцы упросили его править ими. Тут же вольная жизнь их закончилась, и глуповцы «пожелали сами себе кабалы».

Основная мысль, присущая главе, состоит не только в иллюстрации глуповцев как представителей смиренного, неразумного и долготерпящего народа России, но и в том, чтобы сатирически изобразить народнические и самодержавные течения, которые в действительности были далеки от самого народа. Поиски правителя и не могли окончиться благополучно, ведь глуповцы изначально искали такого князя, который не отличался особой любовью к народу.

2 вариант

“История одного города” — сатирический роман М.Е.Салтыкова-Щедрина. Глава “О корени происхождения глуповцев” имеет важное функциональная значение. Являясь отправной точкой развития сюжета, она знакомит читателей с глупым, но в тоже время сильным народом, именуемым сначала головотяпами, а затем глуповцами.

Предметом сатиры писателя является самодержавие и отношение к нему народа. Начинается глава вступлением, автор подражает древним летописцам, повествование идет лаконично, события показаны в хронологической последовательности. Простым и понятным языком Салтыков-Щедрин раскрывает суть политической обстановки в древней Руси.

В центре повествования — племя головотяпов. Народ этого племени славится крепостью своих голов. По причине своей глупости, головотяпы оказались на грани вымирания, что заставило их задуматься об установлении власти. Сначала они решили самостоятельно навести порядок в своем племени. Но их напрасные старания не увенчались успехом. Тогда пошли головотяпы искать себе князя. Слава о глупости и бестолковости народа уже обошла всех правителей. Князья один за другим отказывали головотяпам, советую найти правителя достойного их глупости. Долго они искали правителя, но все же нашли. Князь, который захотел править глупым народом, назначил вместо себя наместника, а сам обложил головотяпов многими данями. За то, что головотяпом не жилось свободно и сами они пожелали себе кабалы, князь переименовал их в глуповцев, а главный город в честь племени, назвал Глуповом.

Возвращаясь домой, глуповцы поняли всю абсурдность и бестолковость своего желания найти князя. Но власть уже была установлена, народу оставалось лишь смирится. Первый наместник князя оказался человек хитрый и жадный. Чтобы заслужить милость правителя ему нужны были бунты, поэтому начал он донимать глуповцев несправедливостями и всевозможными поборами. Следующие поставленные князем вместо себя правители также оказались мошенниками и ворами. Вскоре князь стал править народом самостоятельно. Жестокий правитель обещал “запопроть” ослушавшихся его.

С нескрываемой иронией изображен Салтыковым-Щедриным глупый народ, жаждущий кабалы. Головотяпы не смогли самостоятельно установить власть, которая могла бы быть менее жестокой и беспощадной. Вместо этого они беспрекословно согласились на абсурдные условия князя, который обложил их данями и всевозможными обязательствами. В сатирической форме в “Истории одного города” показано раболепие народа перед властью.

Источник

Зачем головотяпам нужен князь

Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович

Сказка о России Салтыкова-Щедрина

Быть дураком – наше врожденное естественное свойство. Ничего стыдного в этом нет. Сознание и признание данного факта в той или иной мере присущи всякому разумному человеку. Кто никогда не видел в зеркале дурака – тот попросту идиот, этого еще не знающий. Есть смиренная русская поговорка: «Родился мал, вырос глуп, помер пьян, ничего не знаю. – Иди душа в рай».

Как всякий человек, всякий народ тоже имеет неотъемлемое право на глупость. «История одного города» Салтыкова-Щедрина (1826–1889) – наш драгоценный вклад в сокровищницу всемирной дури и жемчужина в ее короне. Наравне со вкладами Джонатана Свифта, Эразма Роттердамского («Похвала глупости»), Себастьяна Бранта («Корабль дураков»), Брейгеля Мужицкого («Нидерландские пословицы») – в противовес «Городу Солнца» Кампанеллы и прочим утопичным грезам, от Платона до Мора, отцов иезуитов, якобинцев, фурьеристов и т. д.

Прямая линия может быть прочерчена от щедринского города Глупова и глуповцев к «Городу Градову», «Чевенгуру» и «Котловану» Андрея Платонова, к зиновьевскому Ибанску и заибанцам; ретроспективная – к русскому фольклору, басням Крылова и гоголевскому «Ревизору»; боковые – к «Проекту введения единомыслия в России» Козьмы Пруткова и «Истории России от Гостомысла до наших дней» А. К. Толстого; диагональные – к Ильфу и Петрову с Булгаковым и дальше – к ерофеевскому эпосу «Москва – Петушки» (где заявлено, что все на свете должно происходить медленно и неправильно, чтоб не загордился человек), и к приговскому циклу про Милицанера (который пусть не михалковский дядя Степа Каланча, а все у него под контролем почище, чем у американских суперменов и бэтменов), и даже к детским сказкам о Буратино и Незнайке (первые сведения о котором можно найти еще в русском фольклоре – как незнайка на печи лежит, а знайку на веревочке ведут).

Но пора уже от похвалы глупости переходить к дифирамбу бюрократу.

И чиновники чувствовать умеют

Нет другого сословия, которое дружно поносили бы все кому не лень и почем зря. Фигура бюрократа и чиновника – это наш идол для битья и козел отпущения. Словно он повинен в нашей неспособности к самоуправлению и недоговороспособности. Тогда как в государстве так и должно быть – разделение труда. И чем инфантильнее население, тем всевластнее бюрократ и свирепее методы правления. В щедринском Городе у градоначальников универсальный ключ к решению любой проблемы – «принцип свободного сечения», то бишь профилактическая порка населения.

Глупо или смешно, но стоит помнить, что телесные наказания еще не столь давно были распространены повсеместно – от английских школ до российской армии. У нас дворян-то перестали сечь только после указа Петра III в 1762 году, а крестьян и солдат секли еще сто лет на законном основании да еще полста рукоприкладствовали или пороли по особому распоряжению, вплоть до самой Гражданской войны (последним, кажется, массовую порку населения практиковал Верховный правитель России Колчак, одно слово – герой и мученик белой идеи). Даже после отмены крепостного права в «Московских ведомостях» необходимость и оправданность телесных наказаний аргументировались так: «Есть грубые натуры, на которые ничто не действует, кроме телесной боли».

Так вот, Салтыков-Щедрин был чиновником и бюрократом. Что не было такой уж редкостью для русских писателей – достаточно вспомнить Державина, Гончарова, Грибоедова с Тютчевым, да и Пушкин порой числился на государственной службе. Как и Пушкин, Салтыков окончил Царскосельский лицей, эту элитную кузницу госслужащих, и даже пописывал стишки, да вовремя бросил. Более того, угодив на службу в канцелярию военного министра России, также поплатился многолетней ссылкой в Вятку за «вредный образ мыслей» и дебютные литературные публикации без спросу и одобрения начальства.

Салтыков был чиновником образцово-показательным, не бравшим и не позволявшим другим брать взятки и, таким образом, «подмазывать» косную и буксующую бюрократическую систему, с чем люди давно свыклись. В старину система самообеспечения чиновничьего сословия простодушно называлась «кормлением» и не очень усовершенствовалась за прошедшие века. Салтыков проявил себя толковым бюрократом, за что и поплатился в конце концов отставкой, дослужившись до чина действительного статского советника, штатского генерала. Все триста лет правления дома Романовых имелся спрос на более-менее честных и принципиальных чиновников, как до того – на смышленых думных дьяков, искушенных кремлевских «визирей», деятельных царских воевод. Не возникло бы иначе никакой империи.

Вот характерная история из трудовой биографии Салтыкова. Будучи в очередной раз вице-губернатором, он потребовал от своих подчиненных трудиться сверхурочно. Честно отработав полдня, как было заведено, те возвращались в свой «спальный район» в дальнем предместье, а к восьми вечера вынуждены были возвращаться на службу. В распутицу они брели босиком по бездорожью, а дойдя до мощеных улиц, мыли ноги в последней луже и влазили в свои сапоги, чтобы выглядеть опрятно и прилично. Эту картину увидел и описал заезжий газетчик, скрывшийся под псевдонимом, что было нормой в то время. Так вот, Салтыков не только устыдился и отменил собственное распоряжение, но потратил время и старания, чтобы отыскать журналиста, поблагодарить за урок и даже предложить сотрудничать.

На всех портретах Салтыков-Щедрин выглядит «букой», наводящим страх на современников и потомков. Мандельштам писал в «Шуме времени»: «…эмблема всего дома, портрет Щедрина, глядящий исподлобья, нахмурив густые губернаторские брови и грозя детям страшной лопатой косматой бороды. Этот Щедрин глядел Вием и губернатором и был страшен, особенно в темноте». Но этот всегда недовольный «угрюм-бурчеев» имел сердце и, выбранив на чем свет стоит подчиненных, выписывал им премии, вспомоществование или повышение оклада. Каким чиновником он был, таким впоследствии стал и редактором, возглавив после Некрасова «Отечественные записки» – влиятельнейший литературный журнал того времени, где он сам вкалывал как чернорабочий и литературный поденщик. Литература и журналистика, которыми он занимался, причислялись тогдашней публикой к «обличительному направлению» (столетием позже американцы станут звать таких обличителей «разгребателями грязи»). Поэтому уму непостижимо, как удалось Щедрину создать попутно такой несомненный литературный шедевр, как «История одного города». И наоборот, понятно, отчего после закрытия журнала правительством, которое затягивало гайки после убийства Александра II, ему не оставалось ничего другого, как безнадежно разболеться и умереть. Трудно поверить, какое нежное сердце было у этого чиновника – чрезвычайно умного и болезненно непримиримого человека. Вот что писал своим детям этот бюрократ, отвлекаясь от литературных и политических баталий:

«Доношу вам, что без вас скучно и пусто. Когда вы были тут, то бегали и прятались в моей комнате, а теперь такая тишина, что страшно. И еще доношу, что куклы ваши здоровы и в целости. Им тоже скучно, что никто их не ломает. А еще доношу, что сегодня Арапка [едва оперившаяся канарейка], когда я вошел в игральную, сел сначала мне на плечо, а потом забрался на голову, и не успел я оглянуться, как он уже сходил. Вот так сюрприз. Что же касается до Крылатки, то она еще совсем голенькая, но мать начинает уже летать от нее. Ни конфект, ни апельсинов после вашего отъезда в Петербурге уж нет; все уехали следом за вами в Баден. Я думаю, что вы уж возобновили с ними знакомство. Будьте умники и учитесь. Пишите ко мне что вздумается, но непременно пишите. Я буду прятать ваши письма, и, когда вы будете большие, мы станем вместе их перечитывать. Целую вас обоих крепко-накрепко. Как только можно будет, прилечу. Не забывайте папу».

Источник

История происхождения глуповцев в Истории одного города Салтыкова-Щедрина

«История одного города» – один из самых известных романов Салтыкова-Щедрина.

В городе Глупов когда-то проживал народ, называемый головотяпами. Но позже, как гласит летопись, из-за их глупости головотяпов прозвали глуповцами.

Глупость – отличительная черта характера всех глуповцев. Именно глупость – основополагающая предпосылка бед и страданий этого народа.

Жители города под названием «Глупов» веселые, они отличаются добродушием и беспечностью. А также они восторженные и легкомысленные. «…обычная глуповская восторженность, и обычное глуповское легкомыслие».

Глуповцам нравится, когда ими руководят. Это называется «начальстволюбием». Для горожан не важно, будет градоначальник умным или нет, главное, чтобы он был ласковым с жителями города.

Ели город по каким-то причинам временно остается без градоначальника, жители города чувствуют себя потерянными, даже сиротами. А если градоначальник отсутствует дольше недели, то горожане впадают в состояние анархии.

В гражданско-правовом смысле жители города несмышленный народ. Этот народ невежественный и темный, даже Бородавкин, пытавший пролить свет на их головы, не добился успеха.

Глуповцы – не самый ловкий народ. Для них такое качество является изумительным. Нет у жителей города и такой черты характера как предприимчивость.

Этот народ отличается твердостью, но и эта черта характера не приносит им положительных результатов.

Жители Глупова – очень живучий народ. Автор отмечает один факт в истории народа – даже если сегодня жителей города всех истребят, они назавтра появятся вновь.

В этом городе постоянно происходят ситуации, граничащие с фантастическими. В летописи города часто описываются волшебные преображения.

В целом о жизни горожан нельзя сказать, что она лестная, такой уровень жизни и нормальным можно назвать с большой натяжкой.

Даже если глуповцы могут позволить себе носить кожаные сапоги, они все равно носят лапти, это лишний раз показывает насколько глупы горожане. Они просто отправили весь материал в Византию и получили за это деньги.

Лучше всего жители города живут при таких градоначальниках как Микаладзе, Беневоленский, Прыщ, Иванов и Дю Шарио. Даже при Иванове, который совсем не пользовался своим умом, глуповцы живут благополучно. Можно даже сказать, что отсутствие мозгов у этого градоначальника пошло горожанам на пользу, а не во вред.

Глуповцы считают все несчастья не зависимым от них самих событием, поэтому относятся к бедам с философским спокойствием и принимают их неотвратимость.

2 вариант

Увидев бессмысленность своих решений, головотяпы пришли к единому мнению, что им нужен правитель. Однако многие князья, узнав о глупости народа, отказывались им править. Они советовали головотяпам найти такого же глупого князя, как они сами. Расстроенные после неудачных попыток отыскать правителя головотяпы снова пробовали самостоятельно навести порядок в своих поселениях, но так и не добились в этом успеха. Однажды им посчастливилось найти князя, который захотел “володеть” ими. Он обложил народ многими данями и обязал ходить вместе с ним на войну. За то, что головотяпы не смогли жить свободно и сами пожелали себе кабалы, правитель переименовал их в глуповцев.

Только после установления власти князя, головотяпы поняли всю свою глупость. Они могли бы самостоятельно управлять племенем, но вместо этого нашли себе жестоко безжалостного правителя. Глуповцы покорно выслушали требования князя, согласившись с ними. По возвращению домой они выбирают болотину, на которой основали город Глупов. Едва прибывший в Глупов князь обещал запороть всех, кто его ослушается. Глуповцы в сатирическом романе М.Е. Салтыкова-Щедрина показаны как покорный раболепный народ. Они смиренно принимают все тяготы и невзгоды, которые обрушиваются на них с появлением правителя.

Также читают:

Картинка к сочинению История происхождения глуповцев в Истории одного города

Популярные сегодня темы

Пушкин написал огромное количество разных произведений, которые стали известны на весь мир. Но самое первое произведение, которое завершил автор, называется «Повесть Белкина»

Стремление к своей цели, к своему желанию является главным смыслом жизни человека. А не имея своей цели, своей мечты – то вовсе и нет человека, как нет птицы без крыльев.

Основой произведения является повествование о трагической истории романтических отношений двух крепостных, парикмахера Аркадия Ильича и актрисы Любови Онисимовны, представленное в виде рассказа

В сказке Паустовского Заячьи лапы мы видим Ваню немного упрямым, но очень человечным мальчиком. Про него можно было бы сказать: Маленький человек с большим сердцем. Он захотел зайчику помочь

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *