зачем гоночному автомобилю крылья

Антикрыло и спойлер с гоночных болидов очень похожи. Объясняем, в чем отличие

На самом деле у них разные конструкции и функции.

Заднее антикрыло и спойлеры нередко путают из-за схожего местоположения (в задней части машины) и похожего внешнего вида. Но на самом деле это разные вещи с разными назначениями.

Антикрыло служит для генерирования прижимной силы. Это происходит благодаря разнице в давлении воздуха на нижнюю и верхнюю плоскость. Университетская аэродинамика расскажет нам, что для этого обтекающий профиль крыла снизу воздух должен пройти большую дистанцию, чем обтекающий сверху (чем больше дистанция – тем выше скорость и ниже давление). Следовательно, необходимо отверстие между аэродинамическим элементом и горизонтальной поверхностью, на которую и крепят антикрыло.

зачем гоночному автомобилю крылья. Смотреть фото зачем гоночному автомобилю крылья. Смотреть картинку зачем гоночному автомобилю крылья. Картинка про зачем гоночному автомобилю крылья. Фото зачем гоночному автомобилю крылья

У спойлера другая задача: он уменьшает завихрения в момент срыва потока воздуха с края корпуса. Суть его работы поста: чем меньше завихрений – тем ниже коэффициент аэродинамического сопротивления. А его снижение влияет на максимальную скорость и, соответственно, расхода топлива — с меньшим сопротивлением нужно меньше горючего для достижения тех же показателей на спидометре.

зачем гоночному автомобилю крылья. Смотреть фото зачем гоночному автомобилю крылья. Смотреть картинку зачем гоночному автомобилю крылья. Картинка про зачем гоночному автомобилю крылья. Фото зачем гоночному автомобилю крылья

На гоночные машины чаще всего ставят именно антикрыло, поскольку коэффициент аэродинамического сопротивления конструкторы обычно снижают в других зонах корпуса.

Источник

Сценарий интеллектуальной викторины для школьников «Техника вокруг нас»

зачем гоночному автомобилю крылья. Смотреть фото зачем гоночному автомобилю крылья. Смотреть картинку зачем гоночному автомобилю крылья. Картинка про зачем гоночному автомобилю крылья. Фото зачем гоночному автомобилю крылья

Викторина для школьников с ответами о технике

Автор: Кошкина Татьяна Владимировна, методист МБОУ ДОД «ЦД(Ю)ТТ», Алтайский край, г. Барнаул

Пояснительная записка

Техническая викторина – одна из самых увлекательных форм работы с обучающимися детских технических объединений, способствующая повышению интереса к занятиям в Центре творчества и развитию интеллекта.

Данный сценарий предназначен для обучающихся автомодельного, авиамодельного и судомодельного объединений 11-14 лет, однако может проводиться и с детьми более младшего возраста. Разница в сложности вопросов.

Игра способствует активизации и развитию познавательных процессов обучающихся (восприятие, внимание, память, сообразительность и др.).

Данная разработка может быть полезна педагогическим работникам, как дополнительного образования, так и работникам средних общеобразовательных учреждений для проведения мероприятий технической направленности.

Цели викторины:

— пропаганда технического творчества;

— расширение политехнического кругозора;

— активизация и развитие познавательных процессов обучающихся;

— формирования навыков культурного общения между сверстниками;

— повторение и закрепление пройденного ранее на занятиях в объединении

теоретического и практического материала.

Оборудование:

Грамоты для награждения.

Ход викторины

Правила:

В игре принимают участие две команды. Каждая команда выбирает своего капитана.

Викторина состоит из 22 вопросов. Ведущий зачитывает вопрос, командам дается 10 секунд на его обсуждение, после чего если команда готова дать ответ, капитан поднимает руку, либо нажимает на специально подготовленную сигнальную кнопку.

За правильный ответ, команда зарабатывает 10 очков, если ответ неверный то 0 очков, а права ответа переходит к другой команде.

Побеждает команда, набравшая наибольшее число очков.

Для проведения игры нужны два арбитра, регистрировать правильность ответов, а так же подводить промежуточные и окончательные итоги.

В конце игры жюри подсчитывает результаты, определяет и награждает победителей.

Организационный момент:

Звучит музыка, команды занимают игровые места, выбирают капитанов.

Приветствие. Объясняются правила игры. Представляется жюри.

Вопросы викторины

1. Каково назначение рисунка на шинах автомобильных колес?

Б. Для лучшего сцепления с грунтом (правильный ответ)

В. Предохраняет обод колеса от удара

2. Зачем гоночному автомобилю крылья?

А. Для большей скорости

Б. Для устойчивого поворота

В. Для того чтобы лучше прижимало к дороге (правильный ответ)

3. Какова в машине роль аккумулятора?

А. Для запаса энергии (правильный ответ)

В. Для запаса масла

4. Русский изобретатель первого в мире парового двигателя?

А. Иван Ползунов (правильный ответ)

Б. братья Черепановы

5. Прибор, определяющий количество оборотов двигателя?

Б. Тахометр (правильный ответ)

6. Где была построена первая в России линия электрического трамвая?

А. Киев (1892г.) (правильный ответ)

7. Чем вместо бензина заправляли самый первый автомобиль?

(Правильный ответ: Дровами)

8. Что в переводе с греческого означает слово автомобиль?

(Правильный ответ: Самодвижущийся)

9. Что в переводе с латинского означает «авиация»?

А. Птица (правильный ответ)

10. Каких самолётов не бывает по скорости полёта?

А. Гигозвуковых (правильный ответ)

11. Какой военный деятель и изобретатель построил в 1883 году самолёт на собственные средства?

А. Александр Можайский (правильный ответ)

12. Кто первым изобрел летательный аппарат тяжелее воздуха?

А. Братья Карамазовы.

Б. Братья Райт (правильный ответ)

В. Циолковский Константин

13. Как называется данный летательный аппарат?

А. Железный Цеппелин.

Б. Истребитель F-16 Falcon.

В. Самолет Breguet-14. (правильный ответ)

14. Как называется данный летательный аппарат?

А. Пластилиновая ворона

Б. Пассажирский самолет «Ту-104»

В. F-117 «Stealth» (правильный ответ)

15. По преданию, первый летательный аппарат был разработан древнегреческим философом Архитом Тарентским. Как он назывался?

Б. Голубь (правильный ответ)

16. Как звали первую женщину-пилота в истории авиации?

В. Раймонда Дерош (правильный ответ)

17. Система опор, необходимых для разбега самолёта при взлёте, пробега при посадке, а также передвижения и стоянки его на земле?

(Правильный ответ: Шасси)

18. Что называют «визитной карточкой корабля»?

(Правильный ответ: Корабельную шлюпку. По ее чистоте и исправности когда-то судили о морской выучке экипажа.)

19. Где располагался первый известный в истории на Земле центр кораблестроения?

А. о. Крит (в Среди-земном море.. Найденные там остатки судоверфей датируются III тысячелетием до н.э..) (правильный ответ)

20. Судно, имеющее две мачты с прямыми парусами?

В. Бриг (судно, имеющее две мачты с прямыми парусами) (правильный ответ)

21. Судно, имеющее не менее двух мачт с косыми парусами на всех мачтах?

А. Шхуна (правильный ответ)

22. Британский пароход компании «Уайт Стар Лайн» 1912 года, крупнейший пассажирский лайнер мира на момент своей постройки. Его первый рейс оказался последним из-за столкновения с айсбергом?

(Правильный ответ: Титаник)

В конце игры слово предоставляется судейской коллегии, подводятся итоги, объявляется победитель.

Список использованных источников

1. Греем И. Всё обо всем: Большая энциклопедия / И.Грем, П. Стери. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2003.

2. Новый политехнический словарь/Отв. ред. А.Ю.Ишлинский. – М.: БРЭ, 2003.

3. Энциклопедия для детей. Т.14. Техника / Глав. ред. М.Д. Аксёнова. – М.: Аванта+, 2003.

Источник

Зачем гоночному автомобилю крылья?

зачем гоночному автомобилю крылья. Смотреть фото зачем гоночному автомобилю крылья. Смотреть картинку зачем гоночному автомобилю крылья. Картинка про зачем гоночному автомобилю крылья. Фото зачем гоночному автомобилю крылья

Ну конечно всё это сделано для того чтоб автомобили имели хорошее сцепление с трассой, для аеродинамики. Это нужно на больших скоростях чтобы автомобили не улетали) в основном такое анти крыло либо его называют спойлер стоят на гоночных авто.

зачем гоночному автомобилю крылья. Смотреть фото зачем гоночному автомобилю крылья. Смотреть картинку зачем гоночному автомобилю крылья. Картинка про зачем гоночному автомобилю крылья. Фото зачем гоночному автомобилю крылья

зачем гоночному автомобилю крылья. Смотреть фото зачем гоночному автомобилю крылья. Смотреть картинку зачем гоночному автомобилю крылья. Картинка про зачем гоночному автомобилю крылья. Фото зачем гоночному автомобилю крылья

1) Перед любым гоночным автомобилем ставится ряд требований и условий. В том числе и скорость разгона должна быть очень высокой.

2)Это эстетично и радует глаз.

3) Если речь идёт про заднее крыло, спойлер, то на больших скоростях он ещё и служит для лучшего сцепления с дорогой так как придавливает авто к земле.

зачем гоночному автомобилю крылья. Смотреть фото зачем гоночному автомобилю крылья. Смотреть картинку зачем гоночному автомобилю крылья. Картинка про зачем гоночному автомобилю крылья. Фото зачем гоночному автомобилю крылья

«Гранд тур» (Grand Tour) так будет называться новое шоу про машины и все что с этим связано, главным ведущим будет Джереми Кларксон, бывший ведущий TOP-GAER, концепция шоу будет заключаться в том что они будут есздить по разным странам и тестировать различные машины тех мест, пока еще не приступили к съемкам шоу, вот тут написано о передаче подробнее

зачем гоночному автомобилю крылья. Смотреть фото зачем гоночному автомобилю крылья. Смотреть картинку зачем гоночному автомобилю крылья. Картинка про зачем гоночному автомобилю крылья. Фото зачем гоночному автомобилю крылья

Айртон Сенна был выдающимся гонщиком в классе «Формула 1». Он выиграл более сорока гонок и получил звание «Волшебник». Во время своей карьеры основным соперником Айртона Сенна был Ален Прост. К сожалению, Сенна трагически погиб 1 мая в 1994 году во время гонки на этапе Гран-при Сан-Марино в Имоле, но остался в памяти людей.

Прочитать биографию и посмотреть фотографии можно в этом источнике и тут.

зачем гоночному автомобилю крылья. Смотреть фото зачем гоночному автомобилю крылья. Смотреть картинку зачем гоночному автомобилю крылья. Картинка про зачем гоночному автомобилю крылья. Фото зачем гоночному автомобилю крылья

Ну конечно не автозаправках, так как тогда их в России было примерно столько же сколько сейчас у нас водородных заправок. А бензин, как и большинство других химических препаратов, если я правильно думаю, продавался в аптеках.

зачем гоночному автомобилю крылья. Смотреть фото зачем гоночному автомобилю крылья. Смотреть картинку зачем гоночному автомобилю крылья. Картинка про зачем гоночному автомобилю крылья. Фото зачем гоночному автомобилю крылья

Довольно шустрые получаются эти «твари» вот несколько примеров:

Самая высокая скорость реактивного автомобиля 1229,78 км/час.

Самая большая скорость автомобиля с приводом на колёса 737,395 км/час.

Самый быстрый серийный автомобиль 431 км/час (Bugatti Veyron Super Sport).

Самый быстрый спортивный автомобиль с дизельным двигателем 354 км/час (Audi R10 TDI).

Самый быстрый серийный дизельный автомобиль 320 км/час (BMW 330tds).

зачем гоночному автомобилю крылья. Смотреть фото зачем гоночному автомобилю крылья. Смотреть картинку зачем гоночному автомобилю крылья. Картинка про зачем гоночному автомобилю крылья. Фото зачем гоночному автомобилю крылья

Тут так однозначно и не ответить, ведь на некоторых трассах гонки Ф-1 больше не проводятся, другие перестроили так, что они уже ничего общего с оригиналом не имеют. Из тех, что дожили до настоящего времени, можно выделить три. Бельгийская трасса Спа-Франкоршам впервые приняла гонки в 1921-ом году, но они были на мотоциклах, а на машинах впервые гонялись тут в 1925-ом году. Итальянская Монца первый гран-при провела в 1922-ом году. На городской трассе в Монте-Карло впервые гонка состоялась в 1929-ом году, но зато она меньше всего меняла свою конфигурацию, да и сложно это сделать между капитальных построек. На первом чемпионате мира в классе Формулы-1, который прошел в 1950-ом году, были задействованы все три этих трассы. Больше всего формульных гонок прошло в Монце (66 гран-при).

Источник

Аэродинамика. Часть 1. Прижимная и подъемная силы.

зачем гоночному автомобилю крылья. Смотреть фото зачем гоночному автомобилю крылья. Смотреть картинку зачем гоночному автомобилю крылья. Картинка про зачем гоночному автомобилю крылья. Фото зачем гоночному автомобилю крылья

Аэродинамика. Часть 1. Подъемная сила

Итак, продолжу серию постов про аэродинамику и ее использование в автомобиле.

зачем гоночному автомобилю крылья. Смотреть фото зачем гоночному автомобилю крылья. Смотреть картинку зачем гоночному автомобилю крылья. Картинка про зачем гоночному автомобилю крылья. Фото зачем гоночному автомобилю крылья

зачем гоночному автомобилю крылья. Смотреть фото зачем гоночному автомобилю крылья. Смотреть картинку зачем гоночному автомобилю крылья. Картинка про зачем гоночному автомобилю крылья. Фото зачем гоночному автомобилю крылья

Каждый когда-нибудь видел, как болиды формулы 1, проносясь мимо оператора с камерой, во время дождевых гонок поднимают за собой красивые шлейфы водяного тумана. Как один болид «вешается на хвост» другому, а потом совершает резкий маневр и через несколько секунд оказывается впереди него. Как без всякой видимой причины во время ралли отрываются спойлеры и антикрылья — в эти моменты все вспоминают про аэродинамику.

зачем гоночному автомобилю крылья. Смотреть фото зачем гоночному автомобилю крылья. Смотреть картинку зачем гоночному автомобилю крылья. Картинка про зачем гоночному автомобилю крылья. Фото зачем гоночному автомобилю крылья

Аэродинамика, как магия, наука о воздухе — о том, что скрыто от человеческого глаза, но в тоже время таит в себе большую силу. Она многолика, так как воздух окружает нас повсюду. Благодаря аэродинамике летают самолеты, а лыжники с максимальной скоростью несутся по склону горы, приняв наилучшее положение для обтекания. Но в контексте драйв2 область наших интересов в аэродинамике ограничивается автомобилями — о них и поговорим)
Все слышали про Джереми Кларксона, (в прошлом одного из ведущих TopGear`а и на мой взгляд лучшего автомобильного журналиста), но мало кто слышал про Эдриана Ньюи, который учился в старших классах вместе с Джереми. А между тем, Эдриан Ньюи — гениальный инженер-конструктор, один из самых успешных в истории мирового автоспорта! Болиды, сконструированные под его руководством для разных команд, три раза побеждали в знаменитой гонке Индианаполис-500, в гонках Формулы-1 принесли победу в 150 Гран-при, 10 чемпионских титулов и 10 Кубков Конструкторов. Его по праву считают гением аэродинамики, практически волшебником. Посмотрите на любое из его творений и представьте, как оно врезается в стену воздуха, как своими грациозными обводами направляет поток именно туда, куда нужно.

зачем гоночному автомобилю крылья. Смотреть фото зачем гоночному автомобилю крылья. Смотреть картинку зачем гоночному автомобилю крылья. Картинка про зачем гоночному автомобилю крылья. Фото зачем гоночному автомобилю крылья

Работа аэродинамика в чем-то напоминает работу скульптора — нужно убрать все лишнее и оставить самую суть. Посмотрите на простую каплю дождя. Это и есть идеальная форма, созданная самим воздухом. Именно так он хочет обтекать движущееся в нем тело.

зачем гоночному автомобилю крылья. Смотреть фото зачем гоночному автомобилю крылья. Смотреть картинку зачем гоночному автомобилю крылья. Картинка про зачем гоночному автомобилю крылья. Фото зачем гоночному автомобилю крылья

Задача специалистов по аэродинамике создать такую форму, которую воздуху будет удобно обтекать, и, обтекая которую, он принесет максимум пользы. Давайте вернемся к кузову автомобиля и разберемся в том, как на него воздействует набегающий поток воздуха. Хотя по своей сути набегающий поток, это своего рода условность. Потому что на самом деле автомобиль «набегает» на неподвижный воздух. Но такую систему координат неудобно рассматривать и анализировать, поэтому свяжем ее с автомобилем. В этом случае воздух будет двигаться относительно неподвижного автомобиля.
Прежде чем рассматривать взаимодействие автомобиля с потоком, необходимо ознакомиться с некоторыми основами аэродинамики, которые понадобятся нам в дальнейшем.

В аэродинамике великое множество различных формул, уравнений/зависимостей и законов. Целью данного повествования является общее ознакомление с аэродинамикой, поэтому я не буду вдаваться в это поражающее своим разнообразием обилие символов и чисел, рассмотрим только два из основных законов.
Первый мы видим каждый день. Представьте себе кран. Обыкновенный кран в ванной комнате или на кухне, из которого спокойно вытекает струя воды. Давайте взглянем на нее повнимательнее. Что мы видим? Она сужается! На самом деле все очень просто — каждая «частичка» воды, находится под действием гравитации. Значит на каждую частицу действует ускорение свободного падения, и каждая частица по мере удаления от крана падает все быстрее. Если взять и мысленно рассечь струю у самого крана и на некотором удалении от него, то мы увидим, что через полученные сечения будут двигаться частицы воды: у крана — с малой скоростью, а на отдалении — с большей. Если площадь сечений будет постоянной, то через более удаленное сечение в единицу времени будет проходить больше жидкости, чем через менее удаленное. Но откуда она возьмется, если кран у нас один и напор воды в нем постоянный? Поэтому площадь поперечного сечения струи уменьшается с ростом скорости течения и через каждое сечение проходит одно и то же количество жидкости.

зачем гоночному автомобилю крылья. Смотреть фото зачем гоночному автомобилю крылья. Смотреть картинку зачем гоночному автомобилю крылья. Картинка про зачем гоночному автомобилю крылья. Фото зачем гоночному автомобилю крылья

Этот простой пример отражает смысл уравнения неразрывности: чем меньше площадь сечения, через которое течет жидкость, тем больше ее скорость. А причем здесь воздух, спросите вы? Оказывается, у жидкостей и газов много общего, и поведение газа при небольших скоростях во многом повторяет поведение жидкости. Поэтому уравнение неразрывности распространяется и для газовых течений. Главное, чтобы скорости не были очень большими, поскольку в этом случае газ можно считать почти несжимаемым. При больших скоростях газ начинает сжиматься. Например, на сверхзвуке уменьшение площади сечения приведет к появлению пульсаций уплотнения и снижению скорости. Но поскольку мы не рассматриваем автомобили-ракеты, пронзающие воздух на соляных озерах в погоне за очередным земным рекордом скорости, поскольку даже безумно быстрый Bugatti Veyron в два с лишним раза медленнее скорости звука, мы смело можем брать на вооружение уравнение неразрывности.

зачем гоночному автомобилю крылья. Смотреть фото зачем гоночному автомобилю крылья. Смотреть картинку зачем гоночному автомобилю крылья. Картинка про зачем гоночному автомобилю крылья. Фото зачем гоночному автомобилю крылья

зачем гоночному автомобилю крылья. Смотреть фото зачем гоночному автомобилю крылья. Смотреть картинку зачем гоночному автомобилю крылья. Картинка про зачем гоночному автомобилю крылья. Фото зачем гоночному автомобилю крылья

Второе уравнение называется уравнением Бернулли и говорит о законе сохранения энергии, выраженном через давления. Давление бывает полным, статическим и динамическим. Полное давление как раз и складывается из статического и динамического давлений:

зачем гоночному автомобилю крылья. Смотреть фото зачем гоночному автомобилю крылья. Смотреть картинку зачем гоночному автомобилю крылья. Картинка про зачем гоночному автомобилю крылья. Фото зачем гоночному автомобилю крылья

Статическое давление не зависит от скорости. То есть в движущемся с некоторой скоростью потоке для того, чтобы замерить статическое давление, необходимо двигаться со скоростью потока. В этом случае скорость потока относительно измерительного устройства (манометра) будет равно нулю.
Динамическое давление, напротив, зависит от скорости. Причем, что очень важно, не просто от скорости, а от квадрата скорости. Представьте себе неподвижный газ, находящийся в некотором объеме. Элементарные частицы газа хаотично перемещаются на микроуровне (броуновское движение). При этом они сталкиваются друг с другом и со стенками резервуара, в котором газ находится. Вот эти вот удары о стенки сосуда и создают давление. В данном случае это будет статическое давление, которое равно полному. Другими словами – динамическая составляющая давления отсутствует. Теперь если заставить этот же газ течь по трубе с какой-либо отличной от нуля скоростью, то часть энергии элементарных частиц уйдет на движение газа на макроуровне (перемещение больших объемов). А на удары о стенки трубы, по которой движется газ, у элементарных частиц останется меньше энергии. Поэтому статическое давление уменьшится по сравнению с первым случаем на величину динамической составляющей. В принципе этот пример и иллюстрирует уравнение Бернулли.

Воздействие набегающего на автомобиль потока воздуха сводят к аэродинамическим силам. В контексте этого поста нас будут интересовать сила лобового сопротивления, направленная в сторону, противоположную движению автомобиля, и подъемная сила, перпендикулярная плоскости, в которой движется автомобиль, снизу вверх (отрицательная подъемная сила называется прижимной и направлена сверху вниз).

зачем гоночному автомобилю крылья. Смотреть фото зачем гоночному автомобилю крылья. Смотреть картинку зачем гоночному автомобилю крылья. Картинка про зачем гоночному автомобилю крылья. Фото зачем гоночному автомобилю крылья

Аэродинамические силы вычисляются по формулам:

зачем гоночному автомобилю крылья. Смотреть фото зачем гоночному автомобилю крылья. Смотреть картинку зачем гоночному автомобилю крылья. Картинка про зачем гоночному автомобилю крылья. Фото зачем гоночному автомобилю крылья

Всем, кто учился в школе, известно из курса физики, что сила – это произведение давления на площадь. Но форма автомобиля достаточно сложна и на практике довольно трудно определить, на какую именно площадь какое давление действует. Поэтому берут уже знакомую нам динамическую составляющую давления (которая на вышеприведенных формулах выделена фиолетовым цветом, её еще называют скоростным напором) и умножают на некоторую характерную площадь, например на площадь поперечного сечения — так называемое миделевое сечение — (от нидерл. middel, буквально — средний, середина). А все особенности и нюансы учитывает одно число — аэродинамический коэффициент, который обозначается Сх или Су. Другими словами — это коэффициент незнания. Вычислить его теоретически очень сложно, а единственный достоверный метод определения — продувки в аэродинамической трубе или компьютерное моделирование.

Итак, вернёмся к кузову автомобиля и рассмотрим, каким образом формируется подъемная (или прижимная) сила.
Встретившись с автомобилем, набегающий поток воздуха разделяется. Одна часть потока уходит вниз, под днище автомобиля, а другая обтекает его сверху. Рассмотрим сначала поток, устремившийся под автомобиль. Все, что связано с движением потока под автомобилем так или иначе связано с английским словосочетанием «граунд-эффект» (эффект земли). А смысл граунд-эффекта объясняется при помощи уравнения Бернулли. Представьте себе крыло дозвукового самолета. Основная его особенность заключается в том, что профиль (сечение) этого крыла несимметричен, и поток над крылом должен пройти больший путь, чем поток под крылом. Таким образом, поток над крылом разгоняется, а это, согласно уравнению Бернулли, приводит к уменьшению статического давления. Разница между давлением под крылом и над крылом приводит к появлению подъемной силы. Но если взять и перевернуть это крыло, то подъемная сила превратится в прижимную.

зачем гоночному автомобилю крылья. Смотреть фото зачем гоночному автомобилю крылья. Смотреть картинку зачем гоночному автомобилю крылья. Картинка про зачем гоночному автомобилю крылья. Фото зачем гоночному автомобилю крылья

В этом и заключается граунд-эффект: если спрофилировать днище особым образом, то поток под автомобилем будет разгоняться, что приведет к формированию зоны с пониженным давлением.Сделать днище такой формы, чтобы оно повторяло профиль дозвукового крыла достаточно проблематично, поскольку при проектировании спортивного автомобиля все не сводится к одной аэродинамике: необходимо как можно ниже опустить центр масс, обеспечить наилучшую развесовку по осям, оптимально разместить элементы подвески, трансмиссии и т.д. Кроме того, появление зоны с низким давлением под днищем неминуемо вызовет эффект пылесоса: воздух из зоны с высоким давлением устремится в зону с низким давлением, поэтому для предотвращения этого необходимо использовать боковые юбки, мешающие подсосу воздуха по бокам. Кстати, на спортивных автомобилях разряжение от действия граунд-эффекта настолько велико, что способно открыть чугунный канализационный люк, над которым проносится автомобиль.

Как видно, граунд-эффект требует выполнения множества условий одновременно. Реализовать их все пытались в Формуле 1 в конце 70-х – начале 80-х. Для болидов тех времен характерны минимальный клиренс, профилированное дно, боковые юбки. Тогда же на этапе гран-при первый и последний раз появилось легендарное творение великого хитреца из ЮАР Гордона Мюррея — болид Brabham BT46B, прозванный гоночным пылесосом. На нем был установлен вентилятор в задний части, служащий якобы для охлаждения двигателя. Во всяком случае, так обосновывалось его наличие с точки зрения согласования с техническим регламентом. Но на самом деле этот вентилятор откачивал воздух из под болида. Это давало колоссальное преимущество и позволило пилоту Ники Лауде одержать уверенную победу в дебютной для этого гоночного пылесоса гонке. После этого на команду обрушилась лавина протестов и дальновидный Берни Эклстоун, руководивший Brabham в те времена, снял машину с соревнований, дабы не портить себе репутацию.
Вот как это выглядело сзади:

зачем гоночному автомобилю крылья. Смотреть фото зачем гоночному автомобилю крылья. Смотреть картинку зачем гоночному автомобилю крылья. Картинка про зачем гоночному автомобилю крылья. Фото зачем гоночному автомобилю крылья

Кстати, на заре Формулы 1 было очень много интересных, а порой и абсурдных инженерных решений, пожалуй, они стоят упоминания в отдельном посте. В среду/четверг напишу об этом отдельную статью, первые шаги аэродинамики в автоспорте — это действительно очень забавно))

Так вот, благодаря граунд-эффекту болиды с одной стороны действительно стали чудесным образом «прилипать» к трассе. Но с другой – его применение оказалось небезопасным, поскольку стоило автомобилю подскочить на кочке, как под него сразу устремлялся воздух из областей с большим давлением, прижимная сила мгновенно падала, и болид терял устойчивость. А если происходил контакт или по каким-то другим причинам разрушались юбки, то эффективность граунд-эффекта падала на порядки. Опасность заключалась еще и в том, что значительно возросли скорости и перегрузки, особенно в поворотах, и любая потеря прижимной силы вела к опасной ситуации. Поэтому руководством Формулы 1 использование граунд-эффекта было запрещено. Но это совсем не означает, что о нем забыли. Запрет лишь положил начало новому раунду борьбы конструкторов с техрегламентом. А основной принцип граунд-эффекта: разгон потока под днищем и создание разряжения, — широко применяется в автоспорте и по сей день.
Если заглянуть под любой среднестатистический автомобиль, то первое, что попадает нам на глаза — это элементы двигателя и трансмиссии, выхлопной и топливной систем, а так же детали подвески. Все они своими выступающими частями тормозят поток, делают течение под днищем вихревым (турбулентным), что приводит к снижению скорости потока и росту статического давления. Поэтому, если заглянуть под спортивный автомобиль, то вы увидите ровное дно с пластиковыми накладками, скрывающими отверстия и выступающие элементы.

зачем гоночному автомобилю крылья. Смотреть фото зачем гоночному автомобилю крылья. Смотреть картинку зачем гоночному автомобилю крылья. Картинка про зачем гоночному автомобилю крылья. Фото зачем гоночному автомобилю крылья

Вспоминаем уравнение неразрывности: чтобы увеличить скорость надо уменьшить площадь канала, по которому течет газ. Область между днищем и дорожным полотном является своего рода каналом. Значит надо уменьшить клиренс. У спортивных автомобилей он настолько мал, что зачастую мы видим, как из под дна вырываются искры, образующиеся при соприкосновении его с асфальтом. Кроме того, под автомобиль стараются пускать как можно меньше воздуха. Чем меньше воздуха попадет под дно, тем меньшее давление он сможет создать. Поэтому передний бампер спорткаров украшают массивные спойлеры, отсекающие часть воздуха, стремящегося ворваться под днище автомобиля. Цель ограничить количество воздуха, проникающего под автомобиль, преследуют и юбки по бокам, о которых уже упоминалось выше.

Неотъемлемой частью современных гоночных автомобилей стал диффузор. Диффузор – это вариация на тему профилированного дна. Спрофилировать все дно проблематично, а в ряде гоночных серий это просто запрещено регламентом. Например, в Формуле-1 дно плоское и ступенчатое (дно в области боковых понтонов выше, чем дно в центральной части, где расположена доска скольжения). Казалось бы, реализовать хоть какое-то подобие граунд-эффекта в данной ситуации невозможно. Оказывается, возможно, благодаря использованию диффузора.

зачем гоночному автомобилю крылья. Смотреть фото зачем гоночному автомобилю крылья. Смотреть картинку зачем гоночному автомобилю крылья. Картинка про зачем гоночному автомобилю крылья. Фото зачем гоночному автомобилю крылья

Рассмотрим, что происходит в области задней части днища при отсутствии диффузора.
За автомобилем находится зона разряжения. Когда поток, вырывающийся из под днища, начинает взаимодействовать с этой зоной, он резко замедляется. Это можно проиллюстрировать, рассмотрев данный процесс на упрощенном микроуровне элементарных частиц. Когда частицы газа движутся под днищем, они сталкиваются, отскакивают от днища и вновь сталкиваются, передавая тем самым энергию друг другу. Одна частица может потерять энергию, подтолкнув другую, но тут же получит энергию от третьей, та от четвертой и так далее. Таким образом, скорость потока поддерживается на определенном уровне. Когда же днище кончается, частицы не могут отталкиваться от него и часть из них устремляется в зону разряжения за автомобилем. Там взаимодействие между частицами уже не столь интенсивное, как это было под днищем. Поэтому энергия рассеивается, а скорость частиц падает. В том месте, где днище заканчивается, образуется вихревая зона. В этой области поведение потока непредсказуемо, он «не знает», куда ему двигаться: то ли в прежнем направлении, толи в зону с пониженным давлением. В вихревой зоне давление и скорость падают. В результате разгоняемый под днищем поток упирается в вихревую зону и теряет часть своей скорости, ну а последствия уже описывались: падение динамической составляющей давления, рост статической.

Диффузор представляет собой расширяющийся к концу болида участок днища. За счет того, что объем диффузора увеличивается, образуется зона разряжения. А вихри, которые образовывались без диффузора, уменьшаются. То есть диффузор как бы засасывает воздух из под днища и оптимизирует потоки в задней части. У диффузора кроме горизонтальных иногда имеются и вертикальные элементы, «причесывающие» поток и тем самым стабилизирующие его. У современных болидов Формулы 1 порядка 40 % прижимной силы создаётся благодаря работе диффузора.

зачем гоночному автомобилю крылья. Смотреть фото зачем гоночному автомобилю крылья. Смотреть картинку зачем гоночному автомобилю крылья. Картинка про зачем гоночному автомобилю крылья. Фото зачем гоночному автомобилю крылья

С тем, что происходит под автомобилем, мы разобрались. Теперь проследим за другим потоком, который огибает кузов автомобиля сверху. Если представить, что автомобиль движется в некоем канале, то окажется, что площадь этого канала уменьшается. Поэтому скользя по капоту, проносясь над лобовым стеклом, поток ускоряется, а статическое давление падает. Проходя над крышей, поток движется с постоянной скоростью, после чего замедляется в области заднего стекла и багажника. Но, даже несмотря на замедление, скорость потока сверху все равно может оказаться выше, чем скорость потока под автомобилем. Получается некоторое подобие авиационного крыла — за счет разности давлений возникает подъемная сила, и автомобиль «пытается взлететь». Для гражданских автомобилей хорошим результатом является сведение подъемной силы к нулю. Перед конструкторами гоночных болидов стоит более сложная задача: нужно прижать автомобиль к земле, создав прижимную силу. Посмотрим, что для этого придумали инженеры-конструкторы.
Во-первых, не стоит забывать о динамической составляющей давления.
Рассмотрим простой пример: Возьмем тонкую пластинку и направим поток воздуха параллельно плоскости этой пластинки. В этом случае влияние динамической составляющей на поверхность пластинки минимально. Теперь придадим пластинке некоторый угол атаки – угол между потоком и плоскостью пластинки. В авиации принято считать положительным угол атаки, образуемый вращением аэродинамической поверхности по часовой стрелке. Мы же повернем нашу пластинку против часовой стрелки, на отрицательный угол атаки (так называемый угол контратаки). С одной стороны площадь воображаемого канала уменьшится, а скорость потока возрастет. Это приведет к падению статического давления. Но наша пластина не полетит вверх, поскольку кроме ударов элементарных частиц газа на микроуровне (статическое давление) на пластинку будут оказывать влияние массы воздуха, движущиеся со скоростью потока (динамическая составляющая). Поэтому пластинка будет прижиматься вниз. То же самое происходит в области капота и лобового стекла. Придав им правильную форму, можно скомпенсировать падение статического давления увеличением влияния динамической составляющей. Но ничего не проходит бесследно. Посмотрим на нашу пластинку под углом атаки повнимательнее. Кроме того, что она прижимается вниз, она стремится сдвинуться назад. Именно так проявляется лобовое сопротивление (о котором речь пойдет в следующем посте). Поэтому необходимо искать компромисс между прижимной силой и лобовым сопротивлением.
Другой способ создать прижимную силу пришел прямиком из авиации. Если развернуть крыло, то вместо подъемной силы оно будет создавать прижимную. Эта идея перевернула гоночный мир с ног на голову в конце 60х годов, когда нелепые антикрылья стали появляться на болидах Формулы-1. С тех пор конфигурация и строение антикрыльев сильно изменилась, но основная идея осталась неизменной: ускорить поток под крылом и тем самым уменьшить статическое давление. У формульных болидов антикрылья вообще играют особую роль. Аэродинамика болидов с открытыми колесами значительно отличается от аэродинамики классических автомобилей: нет привычного капота, лобового и заднего стекла, багажника. Зато есть возможность установить массивные антикрылья спереди и сзади. Они создают свыше 50 % прижимной силы современных болидов Формулы 1. Формульные антикрылья состоят из нескольких плоскостей. Это обусловлено тем, что таким образом в ограниченные габариты можно уместить больше плоскостей, создающих прижимную силу. Но есть еще одна особенность, стимулирующая применение составных антикрыльев.

зачем гоночному автомобилю крылья. Смотреть фото зачем гоночному автомобилю крылья. Смотреть картинку зачем гоночному автомобилю крылья. Картинка про зачем гоночному автомобилю крылья. Фото зачем гоночному автомобилю крылья

Если взять обычный авиационный дозвуковой профиль и перевернуть его, то окажется, что для его эффективной работы нужны достаточно большие по автомобильным меркам скорости. Современные пассажирские самолеты взлетают на скорости 250 км/ч, а средняя скорость на гран-при Монако, где прижимная сила нужна как воздух, 150 км/ч. Плюс надо учитывать, что больше всего прижимная сила нужна в поворотах, где скорость как раз таки падает. Антикрылья можно установить под некоторым углом атаки. Но угол этот можно менять в достаточно узком диапазоне, поскольку при больших углах атаки за крылом образуется вихревая зона и значительно возрастает лобовое сопротивление. Поэтому инженеры придумали изгибать профиль. В этом случае поток, разворачиваясь, движется по дуге с некоторым радиусом и в нем возникают центробежные силы, дополнительно прижимающие антикрыло. Но гнуть крылья тоже можно в определенных пределах, поскольку при большой кривизне за ними возникает зона разряжения, способствующая вихреобразованию. Если же антикрыло сделать составным, то в щели между планками будет проникать воздух. Это позволяет уменьшить разряжение и исключить вихри. У автомобилей классической схемы антикрыло устанавливается только сзади. Наверняка вы обращали внимание, что часто антикрылья на спортивных автомобилях расположены достаточно высоко и отнесены назад. Это обусловлено тем, что наилучшим образом крыло работает в чистом, невозмущенном, ламинарном потоке.
Говоря об антикрыльях, следует упомянуть про торцевые пластины. Место окончания антикрыла — его торцы — является источником вихрей, поскольку воздух, разрезаемый крылом имеет одну скорость, а воздух, не попавший на крыло – другую. При взаимодействии этих потоков, частицы газа начинают перемешиваться, что приводит к возникновению вихрей. Если же установить торцевые пластины, то эти потоки будут разделены.

зачем гоночному автомобилю крылья. Смотреть фото зачем гоночному автомобилю крылья. Смотреть картинку зачем гоночному автомобилю крылья. Картинка про зачем гоночному автомобилю крылья. Фото зачем гоночному автомобилю крылья

Часто можно услышать мнение, что антикрыло и спойлер – это одно и то же. На самом деле, это совершенно разные аэродинамические элементы.
Антикрыло создает разность скоростей за счет того, что разделяет поток на две части, и эти две части потока проходят разные пути с разной скоростью.
Спойлер же изменяет направление потока, но не разделяет его. Он может создавать прижимную силу за счет использования динамической составляющей давления (вспоминаем пластинку, установленную под углом атаки).

Очень важным аспектом в создании прижимной силы является баланс — соотношение между прижимной силой, действующей на переднюю и заднюю оси. Можно добиться большой прижимной силы за счет большого диффузора и массивного антикрыла. Но оба эти элемента располагаются сзади, а значит и львиная доля полученной прижимной силы придется на заднюю ось. Если автомобиль заднеприводный да еще и заднемоторный, то это приведет к избыточной поворачиваемости и склонности к заносу. Если автомобиль переднеприводный, то это добавит ему стабильности в поворотах. И таких комбинаций множество. Поэтому баланс — это очень тонкое искусство. Иногда инженерам-конструкторам приходится даже специально уменьшать прижимную силу, а то и создавать подъемную, чтобы обеспечить наилучший баланс.

Подведем промежуточные итоги:
Автомобили «хотят летать», и перед инженерами стоит непростая задача заставить их прилипать к дороге. Для этого поток воздуха под автомобилем всеми силами стараются ускорить и удержать в стабильном, ламинарном (безвихревом) состоянии. Над автомобилем поток ускоряется и без помощи конструкторов. Его нужно обуздать и заставить работать так, как надо, при помощи правильных обводов кузова, обтекателей, спойлеров и антикрыльев. В этой борьбе важна каждая мелочь, даже такая, как зеркало заднего вида. Аэродинамика – это своего рода искусство. Это не просто наука с сухими формулами, таблицами и графиками. За ними скрываются красивейшие процессы, которые человек издавна пытается понять и подчинить.

Вот красивое видео, которое показывает важность аэродинамики в современном автоспорте:

На этом в принципе хотелось бы закончить рассказ о подъемной и прижимной силах)

Вторая часть статьи находится ТУТ
Третья часть ЗДЕСЬ

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *