зачем государство вмешивается в экономику
Экономика свободы от чрезмерного вмешательства государства
Во время экономических кризисов всегда встает вопрос о роли государства в борьбе с возникающими проблемами и о степени его вмешательства в экономику в целом. В этом споре сторонники и противники активной государственной политики во многом опираются на идеи двух величайших экономистов XX в. – Джона Мейнарда Кейнса и Фридриха фон Хайека. Кейнс показал, что активное вмешательство государства в экономику может играть положительную роль, прежде всего в моменты кризисов, фон Хайек, напротив, указывал на опасности такой политики. Именно последнего можно считать главным классиком экономического либерализма.
Фон Хайек обращал внимание в основном на долгосрочные последствия борьбы с кризисами. Как лекарства, назначаемые во время острой фазы болезни, могут иметь очень негативные побочные эффекты в будущем, так и экономические меры, которые позволяют бороться с кризисом, могут быть вредны, если становятся долгосрочными. Примером может быть ослабление монетарной политики и снижение процентных ставок. Эти меры могут быть очень действенными в момент кризиса, но опасно с их помощью пытаться увеличить долгосрочные темпы роста. Фон Хайек отмечал, что такая политика ведет к росту инфляции по мере завершения кризиса, что искусственно заниженные процентные ставки порождают искажения на рынке капиталов и пузыри на рынке активов.
В своей книге «Чистая теория капитала» фон Хайек утверждал, что экономические кризисы во многом являются следствием искусственных экономических бумов, спровоцированных обилием слишком дешевых денег. Про этот вывод фон Хайека было бы очень полезно помнить всем, кто советует использовать монетарную политику для ускорения темпов экономического роста в России. Манипуляция процентными ставками, безусловно, – важный элемент антикризисной программы, но с точки зрения долгосрочного роста они не являются эффективным инструментом, а ключевую роль играет прежде всего стабильная инфляция.
Важным отличием подхода фон Хайека было и то, что он указывал на опасность анализа экономики исключительно с точки зрения общего спроса и общего предложения. Экономика состоит не из одинаковых «репрезентативных агентов», а из огромного количества людей с разными предпочтениями и возможностями. Игнорирование этого разнообразия чревато крайне неприятными последствиями, так как может привести к тому, что государственная помощь окажется в руках вовсе не тех людей и предприятий, которые наиболее сильно в ней нуждаются, а государственные программы искажают стимулы отдельных участников рынка. В результате лекарство может оказаться хуже болезни и вмешательство государства может принести экономике больше вреда, чем пользы.
Фон Хайек одним из первых стал указывать на важность информации и ее роль в экономическом развитии. В своей книге «Использование знаний в обществе» он писал, что информация о том, какие именно товары и услуги нужны населению, не может быть собрана в централизованном порядке, – и это один из основных аргументов против плановой системы управления экономикой. Такая информация распределена среди всех агентов, участвующих в экономике, и только свободные рынки являются институтом, который позволяет в полной мере агрегировать эту информацию благодаря свободному взаимодействию всех участников.
Любые попытки государства централизованно определять, какие именно индустрии должны развиваться, какие товары производиться и какие услуги оказываться населению, обречены на провал, поскольку чиновники недостаточно хорошо понимают, что именно нужно людям. Это предупреждение фон Хайека следует помнить всем тем, кто ратует за дерижистское управление экономикой, при котором государство определяет национальных чемпионов и секторы, которые должны стать локомотивами роста. На самом деле ни чиновники, ни экономисты не знают, какие именно индустрии и какие именно компании будут расти быстрее всех в будущем и чьи услуги и продукты будут пользоваться спросом у населения. Технологии и предпочтения людей меняются слишком быстро, чтобы за этим могли уследить любые контролеры от государства. В конечном итоге только свободные рынки позволяют агрегировать всю информацию как от производителей, так и от потребителей и дают сигналы, какие товары и услуги пользуются наибольшим спросом и должны производиться.
Пожалуй, самой влиятельной работой фон Хайека стала его книга «Дорога к рабству», указывающая на опасности слишком сильного увеличения роли государства. Увлечение такой политикой в США и Европе во время Великой депрессии и Второй мировой войны (за что ратовал, в частности, Кейнс) Хайеку представлялось очень большой угрозой как для эффективного функционирования экономики, так и для базовых свобод человека. Фон Хайек абсолютно верно отмечал, что контроль над экономической сферой со стороны государства является больше чем контролем над одним из аспектов человеческой жизни. Это, по сути, тотальный контроль над жизнью человека, так как в современном обществе именно экономическая независимость является средством достижения всех прочих целей. Именно поэтому Хайек видел в таком контроле воплощение тоталитаризма.
Фон Хайек также внес существенный вклад и в развитие политологии. Во многом благодаря его работе «Конституция свободы» при обсуждении законности стал использоваться термин «верховенство права» (rule of law). Это понятие подчеркивает тот факт, что далеко не все законы, принимаемые государством, можно считать легитимными. Существует базовое понятие о справедливости, которому должны удовлетворять все принимаемые в стране законы, для того чтобы существующую политическую и законодательную систему можно было бы считать удовлетворяющей критериям верховенства права. К сожалению, об этом ограничении временами забывают наши парламентарии, считающие, что любой принимаемый ими в рекордные сроки закон сразу же становится легитимным ограничением, которое будет соблюдаться обществом.
Многие из идей фон Хайека были слишком радикальными и не нашли никакого реального воплощения в жизнь. Например, идея отказа от государственной монополии на выпуск денег так и осталась гипотетической конструкцией, не поддержанной ни другими экономистами, ни тем более правительствами. Но в истории фон Хайек останется одним из величайших мыслителей ХХ в. и одним из ярчайших сторонников либерализма. Его полемика с Кейнсом остается актуальной и в наши дни. Тем более что, как это обычно и бывает в споре между двумя великими мыслителями, оба были правы, указывая на возможные плюсы и минусы вмешательства государства в экономику. Лишь принимая соображения как Кейнса, так и фон Хайека, можно нащупать правильный баланс, позволяющий государству играть роль спасительного доктора во время кризиса, не ставя при этом под угрозу долгосрочный экономический рост.
Почему государство вмешивается в экономику? Причины и предпосылки
Государственное регулирование экономического сектора
В первую очередь, становится вопрос о том, нужно ли государство вообще вмешиваться в экономику и заниматься государственным регулированием экономического сектора? Важно понимать, что государство представляет собой неотъемлемый субъект экономики практически во всех странах. Одновременно с тем необходимо учитывать, что его роль в разных хозяйственных системах, даже с учётом их похожести, неодинакова.
Самым главным регулятором экономики являлся и является рынок.
По опыту XX в. можно судить о том, что рынку, как ядру хозяйственной деятельности общества невозможно отыскать альтернативу. Экономическая эффективность напрямую зависит от деятельности конкурентного рыночного механизма.
Однако стоит отметить, что рынок не обладает полной самостоятельностью и не может сам решать проблемы национальной экономики. В этой связи появляется необходимость государственного регулирования.
Самым заинтересованным в государственном регулировании экономики является частный бизнес. Это обуславливается ростом концентрации производства и капитала, а также обострением внутренних противоречий рыночной экономики. Кроме того, сюда можно включить её милитаризацию и усиление международной конкуренции. Ключевым фактором, который способствует вмешательству в экономику государства, является противоречия характера производства и частной формы присвоения его результатов.
Конкурентная борьба имеет свои правила, в которой каждый производитель имеет полное право устранить другого посредством давно изученных и известных приёмов. Например, выпустить наибольшее количество товаров, сократить производство и увеличить стоимость продукции.
Описанные выше меры, можно принимать на свой страх и риск, но обособленно, чаще всего в ситуации ограниченной информации. Это может привести к всеобщему перепроизводству или нарушению экономической стабильности. Для того, чтобы развивать практически все направления экономической деятельности, создавать крупные предприятия, дороги, строить мосты, прокладывать коммуникации и т.п., необходимо иметь огромные ресурсы, которые, в том числе, связаны с малой прибылью и высоким риском потери капитала. Но это важные составляющие, которые и составляют экономическую систему и общество.
Эти факторы не представляют интереса для бизнеса и частного предпринимательства, поэтому ими просто вынуждено заниматься государство.
Сейчас может наблюдаться ситуация, когда крупные компании занимают всё свободное пространство, конкуренция сходит на нет, устанавливается монопольное господство и ликвидируются равновесные цены. Это приводит к тому, что равенство спроса и предложения на уровне макроэкономики тоже исчезает. Как следствие, формируется спекулятивная экономика «мыльного пузыря». Это подталкивает государство к проведению активной антимонопольной деятельности.
Согласно исследованиям и историческому опыту, можно говорить о том, что для хозяйствующих объектов наиболее важны ближайшие цели. В силу этого, государство занимается, в том числе, отстаиванием перспективных общих интересов.
Постоянное развитие рыночной экономики может негативно сказываться на состоянии окружающей среды. Эти последствия принято называть внешними эффектами и к ним относится, например, загрязнение природы. Такие последствия усиливают внутренние противоречия, тем самым замедляя темпы экономического роста, которые могут стать причиной краха рынка как экономической системы. В первую очередь, здесь имеется в виду обострение социальных отношений, нерациональность использования природных ресурсов и пр. Важно найти пути преодоления этих негативных последствий. Чем собственно и занимается государство.
Роль государства в экономике усиливается также и в момент обострения международной конкуренции. Оно выступает в качестве регулятора сил на мировом рынке, защищает интересы национального производства. Предприниматели в некоторых ситуациях просто вынуждены прибегать к государственной поддержке и защите.
Нестабильность, которая нарастает в экономической сфере проявляется в:
В результате данных процессов могут возникать экономические кризисы, а также массовые нарушения в системе народного хозяйства, поскольку механизм свободного рынка не получает нужного обеспечения для нормального функционирования макроэкономического сектора. Исходя из всего вышесказанного, можно утверждать, что по мере развития национального и мирового хозяйства возникновения и обострение экономических и социальных проблем неизбежно. Однако их решение целиком лежит на плечах государство, что позволяет национальной экономике достигать максимальной эффективности.
Основная цель государства в данном процессе – создавать благоприятные условия для свободного функционирования экономики.
Это говорит о том, что конкуренция должна обеспечиваться во всех сферах, а регулирующее действие власти должно проникать туда, где это необходимо. Государство должно выступать связующим звеном между интересами субъектов хозяйствования, различных социальных групп. Более того, государство должно заниматься регулированием равновесия финансового положения, а также защитой материальных благ всех слоёв населения, в том числе и самых уязвимых.
Основные формы государственного регулирования экономики
Говоря об основных формах государственного регулирования, нужно упомянуть следующие:
Определённые направления, формы, масштабы государственного регулирования экономики продиктованы характером и остротой экономических и социальных проблем в отдельно взятой стране в определённый период. С каждым годом важность и необходимость государственного регулирования возрастает в значительной степени.
Главной целью государственного регулирования экономики как системы экономических мероприятий государства, которое происходит через воздействие на социально-экономическое развитие общества, заключается в достижении экономической и социальной стабильности, а также направлено на укрепление существующего строя. Среди таких целей можно отметить:
Данные цели очень плотно связаны с объектами государственного регулирования экономики, в том числе и явления, процессы и условия социально-экономической жизни страны, ситуации, которые возникали или могут возникнуть. А также проблемы, которые могут возникнуть и не решиться автоматически или могут решиться только в отдалённом будущем. Сюда относится и преодоление проблем, необходимых для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.
Объектами государственного регулирования являются:
Объекты по своему содержанию могут занимать разный уровень: компании, региона, вида экономической деятельности, сферы экономики (это может быть промышленность, сельскохозяйственный сектор или какие-то услуги), экономика страны. Кроме того, объекты могут быть наднациональными, что означает отношения с зарубежными странами или иные интеграционные процессы.
Для рыночной экономики характерно то, что государство освобождается от нехарактерных для него функций. Сюда входят такие функции как удовлетворение совокупного спроса, директивное планирование и многие другие. Таким образом, можно говорить о том, что для государства свойственно занятие тем, без чего современное общество не может представить своего нормального существования и одновременно тем, чего напрочь избегают представители частного бизнеса. Государство в этом процессе несёт ответственность за:
Границы государственного регулирования
Нужно понимать, что несмотря на многочисленность сфер, в которые государство имеет доступ и может беспрепятственно контролировать их, всё же государственное регулирование имеет свои границы.
Особое влияние на масштабы, инструменты и эффективность государственного регулирования оказывают задачи, которые перед ней стоят в отношении материальных возможностей государства, касательно доли перераспределяемого им ВВП и размерами средств, которые оно может использовать конкретно для этих целей, а также опыт в этом вопросе.
Происходит огосударствление экономики возможно лишь до тех пор, пока не перешли границы. Говоря об ограничениях государственного регулирования, необходимо упомянуть следующие аспекты:
Основа государственных расходов представляет собой инструмент регулирования или часть ВВП, которая распределяется посредством государственного бюджета и внебюджетных фондов, а также государственная собственность. Таким образом, можно говорить, что более высокие доходы бюджета соизмеримы с более высокой ролью в экономике государственного сектора, в таком случае большая доля ВВП попадает под перераспределение государства. Государственные доходы без увеличения налогов могут расти даже в случае незначительного снижения налоговых ставок в условиях хозяйственного подъёма. Однако у государственных доходов и государственного сектора имеются относительные границы роста:
Неоправданное увеличение малоприбыльных предприятий может нарушать интересы частного бизнеса, которое именно он и должен это гарантировать.
Таким образом, когда ухудшаются условия и бюджетные доходы сокращаются, то расходы на поддержание экономики увеличиваются. В такой ситуации государство предоставляет компаниям дополнительные инвестиционные льготы, тем самым ещё больше уменьшая свои доходы.
Давая возможность расти доле нераспределённой прибыли как источника самофинансирования в ущерб дивидендам тоже не может не иметь границ. На этом пути встречаются интересы акционеров. Ускоренное амортизационное списание основного капитала представляет собой весьма работающий инструмент стимулирования инвестиций также находится в достаточно сильной зависимости от состояния конъюнктуры.
Для кризисного или депрессивного периода характерно сокращение загрузок производственных мощностей и выпуск продукции.
Как результат от регулярных издержек – амортизация, которая составляет их большую часть. Из-за этого приходится распределять их на меньшие объёмы продукции, это в свою очередь увеличивает себестоимость.
Важно понимать, что в кризисное время весьма ограничены возможности увеличения стоимости, даже можно говорить, что они практически исключены по отношению к периоду благоприятной конъюнктуры.
В этот момент сокращается валовая прибыль, которая подразумевает амортизационные списания по повышенным нормам, превышающие её.
Установленные пределы государственного регулирования рыночной экономики носят относительный характер. Для его механизма характерно постоянное совершенствование, что в современном мире имеет достаточно высокую эффективность. Это позволяет не допускать кризисов или социально опасных масштабов безработицы.
Экономика будущего: как можно сгладить несовершенства капитализма и рынка
Итоги долгого развития экономической теории в части исследования достоинств и недостатков рыночных механизмов можно свести к двум простым утверждениям:
Слабости (несовершенства) рынка — неспособность рыночных механизмов решать некоторые экономические задачи.
Причины слабостей рынка заключаются в том, что в реальной жизни никогда не удается соблюсти все те условия, которые позволяют рыночным механизмам успешно решать главные экономические проблемы общества.
Назовем наиболее важные из них:
Как правило, в условиях смешанной экономической системы государство берет на себя решение нескольких задач:
Устранение последствий, порождаемых слабостями (несовершенствами) рынка
1. Монополизация рынка
Рыночный механизм сам по себе не может помешать той или иной фирме занять главенствующее положение на рынке определенного товара. При этом такая позиция фирмы может быть достигнута в силу либо экономического преимущества, либо различных сговоров или уничтожения конкурентов. Монополизация рынка за счет экономического преимущества той или иной фирмы может возникнуть, если эта фирма смогла предложить покупателям наиболее выгодное им соотношение «цена — качество» по своим товарам. Основой такого преимущества обычно служит внедрение более совершенных технологий производства или методов организации производства и сбыта товаров.
Если итогом такой деятельности фирмы становится захват подавляющей доли рынка, то в этом нет ничего опасного — ведь здесь рыночный механизм успешно решает свою главную задачу: обеспечивает наилучшее распределение ограниченных ресурсов. Действительно, в такой ситуации наибольшая доля ресурсов достается фирме, победившей в конкурентной борьбе за счет наилучшего использования ограниченных ресурсов и достижения на этой основе минимальных затрат или наивысшего качества.
И то и другое хорошо для потребителей, а потому оснований для вмешательства государства здесь нет. Если же такая фирма попытается использовать свое господство на рынке для завышения цен, то тем самым она создаст условия, позволяющие другим фирмам — даже имеющим более высокие издержки — выжить за счет предложения покупателям более низких цен.
Монополизация рынка за счет сговора или уничтожения конкурентов — совсем иное дело. Такая ситуация возникает, когда господство на рынке одной или нескольких фирм является следствием не лучшей технологии или организации производства, а следствием сговора нескольких крупнейших фирм между собой, вытеснения остальных конкурентов с рынка или поглощения их. В этом случае хозяевами рынка вовсе не обязательно становятся фирмы, обеспечивающие наиболее эффективное использование ограниченных ресурсов, а просто самые крупные или ловкие в уничтожении соперников. В этом случае производственные ресурсы распределяются хуже, чем могло бы произойти на немонополизированном рынке (они попадают в руки не самых успешных фирм).
2. Трудности создания общественных благ на коммерческой основе
Большинство благ люди потребляют по принципу исключительности, т.е. если потребляет один человек, то другой этого сделать уже не может. Однако в ассортименте человеческих нужд есть такие блага, которые нельзя потреблять по принципу исключительности, — они равно доступны всем. Такие блага называются общественными.
Простой пример общественного блага — правовая система общества, т.е. законы и способы обеспечения их исполнения. Эта система призвана оберегать от произвола всех граждан страны и гарантировать равное соблюдение их интересов. Подобная организация общественной жизни дает всем гражданам равные исходные возможности, и потому услуги по созданию и обеспечению соблюдения законов полезны людям, т.е. являются благом.
Вместе с тем представить себе коммерческий способ создания и продажи таких услуг (например, «защищаем от ограбления только этого гражданина, поскольку он за это заплатил») в нормальном обществе просто невозможно. Подобные ситуации характерны для криминализированных стран, где государство слабо, а потому и люди, и фирмы ищут защиты от бандитов или вынуждены добиваться вроде бы гарантированных им законом прав путем подкупа коррумпированных чиновников. С подобным «криминальным правопорядком» хорошо знакомы жители не только России, но и юга Италии, а также стран Латинской Америки, Африки и некоторых азиатских государств.
В большинстве стран мира «криминальный правопорядок» уничтожен правовой системой, которая поддерживается силой государства. Именно для получения такого общественного блага, для того, чтобы закон равно защищал всех, а не только тех, кто оплатил мафии «крышу», люди готовы согласиться на вмешательство государства в жизнь общества.
Ассортимент общественных благ огромен. Сюда относятся услуги армии, милиции, проверка доброкачественности поступающих из-за рубежа продуктов питания и лекарств, аварийные службы для чрезвычайных ситуаций, службы профилактики эпидемий и т.д. Все это удобнее делать с помощью государства, чем на рыночной основе.
3. Возникновение внешних эффектов или внешних затрат
Такая ситуация характерна, например, для производств, загрязняющих окружающую среду. Химический комбинат загрязняет через атмосферные выбросы окружающую территорию, и от этого болеют дети в близлежащем городе. Это никак не волнует дирекцию комбината, зато очень заботит родителей этих детей — им бы хотелось, чтобы комбинат поставил мощные очистные сооружения и перестал загрязнять воздух.
Однако жители этого города никоим образом не участвуют в управлении комбинатом или формировании цен на его продукцию. Следовательно, в рамках стандартных коммерческих процедур их интерес рынком не может быть учтен. Покупатели химической продукции также не заинтересованы в дополнительных затратах на очистку воздуха, поскольку это вызовет удорожание покупаемого ими товара.
В результате загрязнение воздуха над жилыми кварталами оказывается как бы «внешним» эффектом, посторонним по отношению к рынку химической продукции, и потому никак не учитывается в формировании цен на нем. Это, естественно, сердит жителей пострадавшего города, и они начинают требовать от правительства «навести порядок», учесть их интересы, т.е. заставляют его вмешаться в обычные рыночные процессы.
Если загрязнение полей атмосферными выбросами промышленности — пример отрицательного внешнего эффекта, то улучшение освещения улиц вечером за счет реклам и витрин магазинов — пример положительного внешнего эффекта. Но этот эффект никак не сказывается на взаимоотношениях владельцев магазинов и покупателей в них. А значит, также не может быть учтен рынком при регулировании распределения ограниченных ресурсов (в данном случае — ресурсов, используемых для производства товаров, которые продаются в магазинах с хорошо освещаемыми витринами и световой рекламой).
Иными словами, внешние (побочные) эффекты некоторых видов хозяйственной деятельности для общества в целом могут иметь большое значение, но рынком не учитываются и потому не могут влиять на то, как он распределяет ограниченные ресурсы. Если рыночные решения принимаются без учета всех издержек и выгод, связанных с производством и потреблением определенного типа благ, то эти решения оказываются далекими от совершенства. Более того, недоучет внешних эффектов означает игнорирование потерь или выгод некоторых групп граждан или фирм, а это может породить общественные конфликты.
Вот почему государство вынуждено вмешиваться в решение проблемы внешних эффектов хозяйственной деятельности, компенсируя несовершенство рынка, его неспособность учитывать такие эффекты и находить наилучшие решения для подобного рода ситуаций.
4. Смягчение неравенства доходов и богатства
Изменить эту ситуацию можно несколькими способами:
1. Самый прямой и на первый взгляд самый простой — изъять у наиболее богатых граждан часть их доходов и богатства и распределить собранные средства между беднейшими гражданами страны.
Этот способ вполне разумен, но практическое его использование всегда порождает массу проблем, что мы и наблюдаем сегодня во всем мире, в том числе и в России. Назовем только некоторые из них.
Во-первых, изъятие достаточно большой доли доходов может отбить охоту к деятельности у наиболее экономически активных (а зачастую именно потому много зарабатывающих) граждан. Действительно, какой смысл работать особенно интенсивно или рисковать, создавая фирмы, если государство все равно отнимет почти весь полученный доход? Но если самые экономически активные или одаренные граждане перестанут работать в полную силу, то в итоге все общество начнет производить меньше благ и сумма совокупных доходов населения упадет.
Во-вторых, изъятие на цели перераспределения очень большой доли доходов может привести к тому, что граждане с самыми высокими доходами начнут прятать их от государства, пускаясь на те или иные (в том числе противозаконные) ухищрения. Между тем, развитие теневой экономики всегда и везде ведет к росту взяточничества и укреплению мафии, что разрушает все устройство государства.
Наконец, получение беднейшими гражданами денег от государства просто «за то, что они бедные» часто ведет к возникновению иждивенчества: люди начинают считать само собой разумеющимся, что они могут особенно и не стараться заработать — все равно государство «подбросит на жизнь».
2. Более сложный, но экономически более рациональный способ смягчения неравенства в доходах и богатстве семей — создание как можно более равных стартовых условий для начала трудовой деятельности.
Самый очевидный пример таких мер — это всеобщее бесплатное школьное образование. Если бы такая возможность не обеспечивалась государством и школьное образование было только платным, то получить образование и шансы на высокие доходы в будущем могли бы лишь дети из состоятельных семей.
Дети бедняков были бы обречены, даже при наличии у них больших природных способностей, заниматься во взрослой жизни только низкоквалифицированной (а значит, и малооплачиваемой) работой. Тогда неравенство доходов стало бы уделом определенных семей навсегда (вспомним, сколько об этом написано в русской литературе XIX — начала XX в.)
Создание системы бесплатного всеобщего школьного образования выпадает из рыночного механизма, требующего платить за все жизненные блага, но зато оно дает всем детям равные стартовые условия, во всяком случае с точки зрения возможности проявления своих дарованных природой умственных способностей.
Однако этого мало — необходимо устранять и другие барьеры, затрудняющие людям равный старт на рынке труда и в бизнесе. Как же государство может этого добиться?
Прежде всего необходимо не допускать дискриминации при найме на работу по этническим или иным признакам. Это весьма актуально для России, где в городах с наивысшей экономической активностью и наибольшими заработками часто невозможно найти работу только потому, что человек приехал из другой местности и у него нет регистрационной отметки в паспорте.
В идеале желательно помогать еще и начинающим предпринимателям, поскольку выходцы из беднейших семей просто не могут собрать сумму, достаточную для начала собственного дела. Вот почему во многих развитых странах мира существуют специальные программы государственной поддержки начинающих предпринимателей.
Способ ликвидации неравенства в доходах за счет поощрения трудовой и предпринимательской активности граждан — самый эффективный, но и самый трудный для реализации. Именно поэтому пока еще большинство даже самых развитых стран мира вынуждено пользоваться наиболее прямолинейным методом сглаживания различий в благосостоянии — изъятием части доходов граждан с помощью системы прогрессивного налогообложения и использованием собранных средств для оплаты программ социальной помощи беднейшим слоям населения.
Таким образом, основные функции современного государства в сфере экономики весьма многообразны.