зачем григорьеву понадобилась гайка

Тест с ответами: “Злоумышленник” А.Чехов

1. Как зовут мужика, над которым идет суд:
а) Денис Григорьев +
б) Григорий Денисов
в) Матвей Алёхин

2. Как выглядит этот мужик:
а) Он старый и длиннобородый
б) Он худой и босой +
в) Он плешивый и толстый

3. В чем обвиняют мужика:
а) В краже каравая
б) В нападении на чиновника
в) В отвинчивании гайки, которой рельсы крепятся к шпалам +

4. Кто задержал мужика с гайкой:
а) Сторож +
б) Полицейский
в) Один из пассажиров

5. Зачем мужику понадобилась гайка:
а) Чтобы продать
б) Для ремонта в его доме
в) Чтобы сделать из нее грузило +

6. Как мужик реагирует на слова следователя о том, что отвинчивание гайки могло привести к крушению поезда:
а) Он говорит, что следователь выдумал это специально
б) Он ему не верит +
в) Он начинает плакать

7. Кто еще промышляет отвинчиванием гаек:
а) Его брат и зять
б) Никто, их отвинчивает только Денис
в) Все климовские мужики +

8. К чему приговаривают мужика:
а) К заключению в тюрьме и каторжным работам +
б) К заключению в тюрьме
в) Решают отпустить, так как не установили у него наличие злого умысла

9. Сколько братьев было у главного героя:
а) 4
б) 3
в) 2 +

10. Что обнаружили у мужика, когда у него провели обыск:
а) Ничего
б) Еще одну гайку +
в) Взрывчатку

11. Понял ли мужик, в чем его обвиняли:
а) Нет, он считал себя несправедливо обвиненным +
б) Да, но старался переложить вину на других
в) Да, он смирился с приговором

12. В каком месяце происходили события:
а) Август
б) Июль +
в) Март

13. Как звали сторожа, который приметил мужика за откручиванием гаек:
а) Иван +
б) Павел
в) Петр

14. «Латаные порты» – это что:
а) Заштопанная рубаха
б) Заштопанные лапти
в) Заштопанные брюки +

15. Почему, по словам мужика, лучше гайки ничего не найти грузила:
а) Тяжёлая +
б) Легкая
в) Удобно в руке держать

16. Почему, по словам мужика, лучше гайки ничего не найти грузила
а) Нет дыры
б) Есть дыра +
в) Удобно в руке держать

17. Следователь говорит мужику, что если тот будет отвинчивать гайки, то произойдет:
а) Ничего не произойдет
б) Возгорание состава
в) Крушение поезда +

18. Мужика ждало наказание согласно этой статье уложения о наказаниях:
а) 1111
б) 1081 +
в) 81

19. Куда торопится мужик и где он должен «получить с Егора 3 рубля за сало»:
а) В магазин
б) Базар
в) Ярмарка +

20. Почему мужик не осознаёт своей вины:
а) Он – крестьянин, хоть и грамотный
б) Он – крестьянин, неграмотный, простота +
в) Он – деревенщина, сирота

21. В каком году был написан и опубликован рассказ А.П.Чехова «Злоумышленник»:
а) 1885 г. +
б) 1882 г.
в) 1893 г.

22. В каком печатном издании был впервые размещен рассказ «Злоумышленник»:
а) «Вестник Европы»
б) «Петербургская газета» +
в) «Воронежский Телеграф»

23. О каком виде крепежа идет речь в рассказе:
а) Болт
б) Шуруп
в) Гайка +

24. Как автор называет главного героя:
а) Мужчина
б) Мужичонко +
в) Мужичок

25. В какое время суток произошло «злоумышление»:
а) Ночью
б) Пополудни
в) Утром +

26. Какое выражение лица было у мужика, когда тот стоял перед судебным:
а) Полного раскаяния
б) Угрюмой суровости +
в) Искренней непонятливости

27. Какой вид рыбы НЕ упоминается в рассказе:
а) Ёрш +
б) Налим
в) Щука

28. Какая пословица встречается в рассказе:
а) «Ворованное впрок не идет»
б) «Без гвоздя сарай не строится»
в) «Дураку закон не писан» +

29. В рассказе упоминается слово «шилишпер». Что означает это слово:
а) Вид рыбы +
б) Наживка
в) Разновидность удочки

30. Чем заканчивается рассказ А.П.Чехова «Злоумышленник»:
а) Арестом «злоумышленника»
б) Рассказ не имеет логического окончания +
в) Нравоучительной речью следователя

Источник

Антон Павлович Чехов «Злоумышленник»

Рассказ для аргументации к направлению «Добро и зло».

Герой рассказа Чехова «Злоумышленник» простой сельский мужик, который был добрым и покладистым по натуре не ведал, что творит. Гайки, выкрученные из рельсов нужны были ему для того, чтобы грузила делать. О том, что деяние его может повлечь за собой аварию поезда и гибель многих людей, он не задумывался. Здесь невольно подумаешь: простота хуже воровства. Сделав зло, Денис Григорьев так и не понимает в чем его обвиняют, он искренне удивлен, что из-за какой-то гайки, каких у него много судить его будут. Злоумышленник – это человек, преднамеренно задумавший зло и поэтому обязанный предстать перед законом. Но оказавшиеся в трудных социальных условиях мужики таковыми не являются. Они христиане. «Зло» и «преступление» для них — понятия чуждые.

Перед судебным следователем стоит маленький, чрезвычайно тощий мужичонка в пестрядинной рубахе и латаных портах. Его обросшее волосами и изъеденное рябинами лицо и глаза, едва видные из-за густых, нависших бровей, имеют выражение угрюмой суровости. На голове целая шапка давно уже не чесанных, путаных волос, что придает ему еще большую, паучью суровость. Он бос.

— Так ли все это было, как объясняет Акинфов?

— Хорошо; ну, а для чего ты отвинчивал гайку?

— Ты это свое «чаво» брось, а отвечай на вопрос: для чего ты отвинчивал гайку?

— Для чего же тебе понадобилась эта гайка?

— Гайка-то? Мы из гаек грузила делаем.

— Мы, народ. Климовские мужики то есть.

— Послушай, братец, не прикидывайся ты мне идиотом, а говори толком. Нечего тут про грузила врать!

— Для чего ты мне про шилишпера рассказываешь?

— Чаво? Да ведь вы сами спрашиваете! У нас и господа так ловят. Самый последний мальчишка не станет тебе без грузила ловить. Конечно, который непонимающий, ну, тот и без грузила пойдет ловить. Дураку закон не писан.

— Так ты говоришь, что ты отвинтил эту гайку для того, чтобы сделать из нее грузило?

— А то что же? Не в бабки ж играть!

— Но для грузила ты мог взять свинец, пулю. гвоздик какой-нибудь.

— Свинец на дороге не найдешь, купить надо, а гвоздик не годится. Лучше гайки и не найтить. И тяжелая и дыра есть.

— Избави господи, ваше благородие! Зачем убивать? Нетто мы некрещеные или злодеи какие? Слава те господи, господин хороший, век свой прожили и не токмо что убивать, но и мыслей таких в голове не было. Спаси и помилуй, царица небесная. Что вы-с!

— А отчего, по-твоему, происходят крушения поездов? Отвинти две-три гайки, вот тебе и крушение!

Денис усмехается и недоверчиво щурит на следователя глаза.

— Это мы понимаем. Мы ведь не все отвинчиваем. оставляем. Не без ума делаем. понимаем.

Денис зевает и крестит рот.

— Теперь, говорю, понятно, отчего в прошлом году сошел поезд с рельсов. Я понимаю!

— Когда у тебя делали обыск, то нашли еще одну гайку. Эту в каком месте ты отвинтил и когда?

— Это вы про ту гайку, что под красным сундучком лежала?

— Не знаю, где она у тебя лежала, но только нашли ее. Когда ты ее отвинтил?

— Я ее не отвинчивал, ее мне Игнашка, Семена кривого сын, дал. Это я про ту, что под сундучком, а ту, что на дворе в санях, мы вместе с Митрофаном вывинтили.

— С каким Митрофаном?

— С Митрофаном Петровым. Нешто не слыхали? Невода у нас делает и господам продает. Ему много этих самых гаек требуется. На каждый невод, почитай, штук десять.

— Послушай. Тысяча восемьдесят первая статья Уложения о наказаниях говорит, что за всякое с умыслом учиненное повреждение железной дороги, когда оно может подвергнуть опасности следующий по сей дороге транспорт и виновный знал, что последствием сего должно быть несчастье. понимаешь? знал! А ты не мог не знать, к чему ведет это отвинчивание. он приговаривается к ссылке в каторжные работы.

— Конечно, вы лучше знаете. Мы люди темные. нешто мы понимаем?

— Все ты понимаешь! Это ты врешь, прикидываешься!

— Зачем врать? Спросите на деревне, коли не верите. Без грузила только уклейку ловят, а на что хуже пескаря, да и тот не пойдет тебе без грузила.

— Шилишпер у нас не водится. Пущаем леску без грузила поверх воды на бабочку, идет голавль, да и то редко.

Наступает молчание. Денис переминается с ноги на ногу, глядит на стол с зеленым сукном и усиленно мигает глазами, словно видит перед собой не сукно, а солнце. Следователь быстро пишет.

— Нет. Я должен взять тебя под стражу и отослать в тюрьму. Денис перестает мигать и, приподняв свои густые брови, вопросительно глядит на чиновника.

— То есть как же в тюрьму? Ваше благородие! Мне некогда, мне надо на ярмарку; с Егора три рубля за сало получить.

— В тюрьму. Было б за что, пошел бы, а то так. здорово живешь. За что? И не крал, кажись, и не дрался. А ежели вы насчет недоимки сомневаетесь, ваше благородие, то не верьте старосте. Вы господина непременного члена спросите. Креста на нем нет, на старосте-то.

Источник

Зачем григорьеву понадобилась гайка

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Железная дорога

View:Свежие записи.
View:Архив.
View:Друзья.
View:Личная информация.
View:Website (Железная дорога).
View:Правила сообщества. ОАО РЖД.

7 Февраль 2015

Tags:История
Security:
Subject:О рассказе Чехова «Злоумышленник».
Time:09:14 pm

зачем григорьеву понадобилась гайка. Смотреть фото зачем григорьеву понадобилась гайка. Смотреть картинку зачем григорьеву понадобилась гайка. Картинка про зачем григорьеву понадобилась гайка. Фото зачем григорьеву понадобилась гайка

Про шилишпёра и не только.

Шилишпёр в рассказе упоминается не раз. Вообще-то это искажённое, «простонародное» название. На самом-то деле он шереспёр. Он же жерех. Рыба такая семейства карповых. Среди карповых рыб практически все вегетарианцы, а этот почему-то хищник.

зачем григорьеву понадобилась гайка. Смотреть фото зачем григорьеву понадобилась гайка. Смотреть картинку зачем григорьеву понадобилась гайка. Картинка про зачем григорьеву понадобилась гайка. Фото зачем григорьеву понадобилась гайка

зачем григорьеву понадобилась гайка. Смотреть фото зачем григорьеву понадобилась гайка. Смотреть картинку зачем григорьеву понадобилась гайка. Картинка про зачем григорьеву понадобилась гайка. Фото зачем григорьеву понадобилась гайка

Итак, разберём этот рассказ по пунктам.

Пункт первый. Рельсы и шпалы.

. застал тебя за отвинчиванием гайки, коей рельсы прикрепляются к шпалам. Вот она, эта гайка. С каковою гайкой он и задержал тебя.

зачем григорьеву понадобилась гайка. Смотреть фото зачем григорьеву понадобилась гайка. Смотреть картинку зачем григорьеву понадобилась гайка. Картинка про зачем григорьеву понадобилась гайка. Фото зачем григорьеву понадобилась гайка

Гайками рельсы стали прикреплять к шпалам только тогда, когда шпалы стали бетонными. То есть лет через сто после выхода в свет рассказа «Злоумышленник». Об этом даже писал в советское время журнал «Крокодил», в номере, посвящённом юбилею Чехова. Так и писали, что Чехов, сам того не желая, предсказал будущее железной дороги.

Это современные бетонные шпалы и гайки.
зачем григорьеву понадобилась гайка. Смотреть фото зачем григорьеву понадобилась гайка. Смотреть картинку зачем григорьеву понадобилась гайка. Картинка про зачем григорьеву понадобилась гайка. Фото зачем григорьеву понадобилась гайка

Правда гайки всё-таки имели место быть на железной дороге во времена Чехова. Только они не прикрепляли рельсы к шпалам, а скрепляли рельсы между собой. Так может быть, именно эти гайки отвинчивал злосчастный мужичок?

зачем григорьеву понадобилась гайка. Смотреть фото зачем григорьеву понадобилась гайка. Смотреть картинку зачем григорьеву понадобилась гайка. Картинка про зачем григорьеву понадобилась гайка. Фото зачем григорьеву понадобилась гайка

Пункт второй. Грузила и рыбы.

— Да нешто, ваше благородие, можно без грузила? Ежели ты живца или выполозка на крючок сажаешь, то нешто он пойдет ко дну без грузила? Вру. — усмехается Денис. —

У меня сразу же возникает вопрос. Если к леске привязать вместо двух граммов двести двадцать, то какой же толщины должна быть леска с таким грузилом? И какую рыбу можно было поймать на такую леску? Леска-то должна быть «с палец толщиной». Ну, или хотя бы миллиметров пять-шесть.
Что же до рыбы, то тут мы можем пофантазировать. Какую ж рыбу собирался ловить столь огруженной снастью Денис? Арапайму, нильского окуня, сома, белугу? А климовские-то мужики, они ох как непросты. Это не Денис ли там Григорьев сидит на спине выловленной им рыбки? Какой уж там шилишпёр? Нужен им, деревенским, какой-то шилишпёришка, весом не более десяти килограммов, когда они привыкли ловить таких гигантов?

зачем григорьеву понадобилась гайка. Смотреть фото зачем григорьеву понадобилась гайка. Смотреть картинку зачем григорьеву понадобилась гайка. Картинка про зачем григорьеву понадобилась гайка. Фото зачем григорьеву понадобилась гайка

— Ну! Уж сколько лет всей деревней гайки отвинчиваем.

Столько лет отвинчивают, столько лет ловят. И всё крупнячок такой идёт. Правда почему-то из бедности не могут выбраться верные рыболовы, в латанных штанах ходят, хоть и добывают тонны вкусной, мясистой рыбы. Пьют, наверное, много.

Пункт третий. Инструмент.

Гайку нужно открутить. Для этого нужен гаечный ключ. Гаечный ключ стал обиходным, бытовым инструментом не так давно. Человеку девятнадцатого века, человеку «лошадному» гаечный ключ не нужен был ни в каком виде. Для того, чтобы удила в рот коню вставить гаечный ключ не нужен. Конечно имелись люди, которые пользовались гаечными ключами и в то время. Слесари, механики. Но я что-то сомневаюсь, чтоб среди климовских мужичков был хоть один механик.
К тому же, знаете как выглядит железнодорожный ключ? Тот самый, которым гайки отвинчивают, Это такая стоечка высотой в метр, а сверху ручечка сантиметров восьмидесяти в размахе. Гайки, коими рельсы крепятся к шпалам, обычно вручную не откручивают. Но если уж возникнет такая необходимость, то используют вот это. О размерах я уже сказал.

зачем григорьеву понадобилась гайка. Смотреть фото зачем григорьеву понадобилась гайка. Смотреть картинку зачем григорьеву понадобилась гайка. Картинка про зачем григорьеву понадобилась гайка. Фото зачем григорьеву понадобилась гайка
Для гаек, существовавших во времена Чехова, орудие было попроще, но тоже внушительных размеров.

зачем григорьеву понадобилась гайка. Смотреть фото зачем григорьеву понадобилась гайка. Смотреть картинку зачем григорьеву понадобилась гайка. Картинка про зачем григорьеву понадобилась гайка. Фото зачем григорьеву понадобилась гайка

Представьте себе, что вся деревня, вооружившись огромными ключами, попёрлась на железную дорогу. На промысел. Рыбаки. Да сторож бы свисток проглотил от страха, увидев такое. Революционеры-террористы-народовольцы не иначе.
Кстати подобный ключ был тогда и остаётся сейчас инструментом, который подлежит строгому учёту. В магазине такой ключ не купишь и на улице он не валяется. В детстве я частенько ходил возле железной дороги, рассматривая валяющиеся странные железки. Но таких ключей не видел валяющимися ни разу. Я видел их только в руках железнодорожников.

Пункт четвёртый. Безопасность.

— С Митрофаном Петровым. Нешто не слыхали? Невода у нас делает и господам продает. Ему много этих самых гаек требуется. На каждый невод, почитай, штук десять.

В общем, нужно быть гениальным писателем, чтоб тебе простили даже такой чудовищный художественный вымысел. Чехов и был гением, поэтому почти ни у кого, кто читает этот рассказ, вопросов к автору не возникает. Хотя чую я, что соображения подобные моим, высказывались ещё тогда, в девятнадцатом веке. Высказывались, но были забыты.

зачем григорьеву понадобилась гайка. Смотреть фото зачем григорьеву понадобилась гайка. Смотреть картинку зачем григорьеву понадобилась гайка. Картинка про зачем григорьеву понадобилась гайка. Фото зачем григорьеву понадобилась гайка

По поводу этого рассказа у меня в блоге год назад развернулась нешуточная дискуссия. Доводы моих оппонентов были такие. Раньше железнодорожные гайки были куда меньше и их вполне можно было использовать в качестве грузила. Существуют грузила весом и сто, и двести граммов, причём для ловли не какой-то там «сверхрыбы», а для рыб вполне обыкновенных. Выковать гаечный ключ было вполне под силу любому деревенскому кузнецу. А ещё в качестве доказательства была вот такая картинка, где видно, как рельсы крепятся к шпалам именно гайками.

зачем григорьеву понадобилась гайка. Смотреть фото зачем григорьеву понадобилась гайка. Смотреть картинку зачем григорьеву понадобилась гайка. Картинка про зачем григорьеву понадобилась гайка. Фото зачем григорьеву понадобилась гайка

А может быть, кто-нибудь знает о реальных подобных случаях, происходивших в то время?

Источник

Урок по рассказу А.П. Чехова «Злоумышленник»

зачем григорьеву понадобилась гайка. Смотреть фото зачем григорьеву понадобилась гайка. Смотреть картинку зачем григорьеву понадобилась гайка. Картинка про зачем григорьеву понадобилась гайка. Фото зачем григорьеву понадобилась гайка

Урок литературы в 5 классе

Тема. Рассказ А.П.Чехова «Злоумышленник». Приёмы создания характеров и ситуаций. Жанровое своеобразие рассказа.

помочь учащимся осмыслить авторскую позицию, жанровые особенности рассказа;

формировать навыки выразительного чтения и чтения по ролям, самостоятельной исследовательской работы с текстом, лексической работы, выборочного чтения

воспитывать гуманистическое мировоззрение учащихся в процессе выявления художественной идеи рассказа и авторской позиции.

Оборудование: мультимедийная презентация.

І. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Рассказ об А.П.Чехове.

II. Сообщение темы урока, постановка целей и задач.

1. Слушание рассказа

2. Беседа по первичному восприятию.

— Кто является главными героями рассказа?

— Было ли вам смешно при чтении рассказа? Это состояние сохранялось у вас до конца чтения или сменилось другим?

Впервые рассказ А.П.Чехова «Злоумышленник» был напечатан в «Петербургской газете» в 1885 г. под псевдонимом «А.Чехонте». В 1886 г. он был включен в сборник «Пёстрые рассказы».

При жизни А.П.Чехова рассказ был переведен на болгарский, венгерский, немецкий, сербохорватский, словацкий и чешский языки.

4. Лексическая работа.

Объясните значение слов бабки, живец, шилишпер (шереспер), пестрядинный, недоимка, злоумышленник.

5. Выразительное чтение описания портрета Дениса Григорьева.

6. Исследовательская работа с текстом.

— О чём свидетельствуют детали портрета мужика?

О чём говорит портрет мужика

Трудная, голодная жизнь

Рубахи из пестрядины – одежда простолюдина

Изъеденное рябинами лицо

Обросшее волосами лицо, нависшие брови, нечёсаные, путаные волосы

Детали напоминают о том, как выглядели первобытные люди, свидетельствуют о дремучести

Угрюмая суровость, паучья суровость

Паук – символ дикости

— Почему в тексте употреблено слово мужичонка, а не мужик? (Слово «мужичонка» передаёт впечатление о герое как о жалком и ничтожном человеке).

— Какая деталь противоречит такому представлению о герое? (Выражение угрюмой суровости глаз противоречит представлению о мужике как о ничтожном человеке).

7. Выразительное чтение отрывка от слов «Денис Григорьев!» до слов «Так ли это было?». Почему Денис Григорьев не понял вопроса следователя? (В речи следователя немало слов, непонятных Денису Григорьеву: «седьмого числа сего июля»; «коей рельсы прикрепляются»; «с каковою гайкою». Следователь не находит нужным или не умеет просто объяснить мужику, в чём тот виноват).

— Денис Григорьев действительно умышленно совершил зло и притворяется непонимающим (как считает следователь) или он действительно не понимает обвинения?

8. Выразительное чтение по ролям отрывка от слов «Чаво?» до слов «Дураку закон не писан».

— Почему Денис Григорьев так подробно начал рассказывать следователю о рыбной ловле? (Рыбная ловля – занятие, известное русскому человеку с незапамятных времён. Крестьяне знают о нём всё. Денис охотно рассказывает следователю про грузила, выползков, живцов, уклеек, пескарей, окуней, щук, налимов, шилишперов, головлей и всякую иную добычу. Он уверен, что следователь ничего не знает ни о жизни крестьян, ни о рыбной ловле и интересуется лишь тем, зачем ему понадобилось грузило).

9. Характеристика речи героев.

— Назовите просторечные слова, не свойственные литературному языку, сочетания слов и фразеологизмы, встретившиеся в речи Дениса Григорьева. (Просторечные слова: «чаво», «ежели», «нешто». Фразеологизмы: «чёрт ли в нём». Не свойственные литературному языку обороты речи: «который непонимающий».)

— Как речь характеризует героев? (Герои ведут разный образ жизни. Быт Дениса Григорьева незнаком следователю, герои находятся на разных уровнях образования, воспитания, нравственности, на разных ступенях социальной лестницы.

Герои изначально не понимают друг друга, поскольку говорят на разных языках).

— Почему следователь считает, что Денис прикидывается идиотом, врёт? (Он считает, что Денис Григорьев хочет сбить с толку следователя и уйти от ответственности).

Следователь не верит мужику, потому что, по старой русской традиции, мужик хитёр, скрытен и всегда готов обвести господина или барина вокруг пальца, прикинется неучем или дурачком, а потом сам же хвастается тем, как ловко и легко обманул барина-глупца. Такая игра между барином и мужиком хорошо знакома по фольклорным произведениям, где мужик и барин постоянно менялись местами: то умный барин превратится в дурака, то дурак-мужит обернётся умником).

— Вспомните название прочитанной ранее сказки, в которой мужик обвёл барина вокруг пальца?

12. Выразительное чтение по ролям отрывка от слов «Избави Господи, ваше величество!» до слов «Не каждый невод, почитай, штук десять».

— Прокомментируйте описание жестов, мимики, интонации Дениса Григорьева. Заполните правую часть таблицы.

Хрипит Денис, косясь на потолок

Смущается, потому что оказался в непривычной обстановке

Бормочет Денис, мигая глазами

Оскорблён – говорит правду, а ему не верят

Денис усмехается и недоверчиво щурит на следователя глаза

Он знает, что много лет всей деревней гайки отвинчивали, и хранил Господь

Зевает и крестит рот

Чувствует, что следователь говорит то, что всем известно. Ему скучно слушать прописные истины

— Прав ли следователь, подозревая Дениса в обмане? (Денис вовсе не притворщик, не хитрец, пытающийся обмануть следователя, а человек, убеждённый в том, что он прав, потому что опирается на свой личный опыт и опыт всей деревни).

— О каком качестве характера свидетельствует замечание Дениса: «На то вы и образованные, чтобы понимать, милостивцы наши…»? (Герой наделён человеческим достоинством, и хотя готов признать преимущество следователя, но не унижается перед ним. Он удивляется тому, что следователь никак не может понять простых вещей).

— Почему Денис с недоверием отнесся к словам следователя о том, что откручивание гаек может привести к крушению поезда? (В сознании мужика это никак не укладывается, и не только потому, что тёмен и необразован. Он считает, что если малое отнять от большого, оно не станет меньше. Гайка столь малый предмет, что не может принести никому и ничему никакого вреда. Гайка не бревно или рельс. К тому же одна гайка ничего не значит («Мы ведь не всё отвинчиваем… оставляем… Не без ума делаем… понимаем…»). Кроме того, житейский опыт убедил мужика и всю деревню, что от отвинчивания гаек ничего не произойдёт: «Уж сколько лет всей деревней отвинчиваем…»)

14. Выразительное чтение отрывка от слов «Послушай… 1081 статья Уложения о наказаниях говорит…» до слов «Ну молчи».

— Какого признания добивается следователь от Дениса Григорьева? (Следователь хочет выяснить, знал или не знал Денис о том, что с «умыслом учинённое повреждение железной дороги может подвергнуть опасности следующий по сей дороге транспорт»).

15. Выразительное чтение отрывка от слов «Наступает молчание» до конца рассказа.

— Прав ли следователь? (Преступление совершено, но виновный не должен нести наказание, потому что он не знал о последствиях своего поступка. Закон в таких случаях освобождал от наказания. Следователь допустил ошибку, заключив под стражу невиновного по закону человека, и поэтому сам стал преступником).

— В чём причина ошибки, почему следователь не поверил мужику? (Следователю не хватает человечности, понимания конкретной ситуации, поэтому он в непросвещённом мужике увидел сознательного преступника).

Рассказ с необыкновенной художественной убедительностью демонстрирует абсолютную невозможность понимания и согласия между мужиком и следователем, причина которой состоит в том, что у них разная «система» мышления, разная нравственность, разная логика, разное отношение к действительности; истоки этого уходят в глубь веков. Денису Григорьеву прекрасно живётся в его собственном патриархальном мире и он нисколько не чувствует какой-либо ущербности. Это не значит, что он глуп и не способен мыслить вообще. Просто у него другой, нежели у следователя, ум. Следователь наделён рациональным умом, мужик – «мужицким». Рациональной логике, основанной на законе, Денис Григорьев противопоставляет «право по совести», религиозно-патриархальное право, возникшее ещё в Древней Руси.

— Как вы понимаете слова Дениса: «Нас три брата. Кузьма не платит, а ты, Денис, отвечай…»? (Крестьянин, убеждённый в правдивом суде следователя, ищет поначалу причину не в нём, а в каких-то посторонних людях: в старосте, который напутал «насчёт недоимки», в брате, который не платит и за которого ему, Денису, приходится отвечать, хотя брат за брата не ответчик).

— К кому обращены слова героя: «Судьи! Помер покойник барин-генерал… а то показал бы вам, судьям… Надо судить умеючи, не зря…» (Эти слова обращены к следователю. Денис Григорьев считает, что судить нужно «за дело», за действительный проступок, за настоящее преступление. Обвинение в том, что он откручивал гайки, с его точки зрения, таким делом не является).

Денис Григорьев хочет, чтобы следователь судил его «по совести»… Если исходить из «суда по совести», он никакого преступления не совершил, потому что не знал о последствиях отвинчивания гаек, у него не было злодейского умысла и желания погубить людей. Если же исходить из «суда по уму», то Денис Григорьев, даже не зная о роковых последствиях отвинчивания гаек и не подозревая о том, что поезда могут сойти с рельсов, а люди жестоко пострадать, виноват и подлежит наказанию. Мужик настаивает на том, чтобы его судили по тем нравственным законам, которые существовали от века, которые он впитал с молоком матери, а не по тем новым, европейским, просвещённым, которые привнесены образованными людьми, которые чужды его сердцу и его разуму, всему образу его жизни и которые он не понимает и не принимает.

III. Подведение итогов урока.

— В чём комизм ситуации, созданной Чеховым? (Смешен Денис с его паучьей суровостью и тщедушностью, с его непониманием происходящего и уверенностью в своей правоте. Смешен и следователь, тоже не понимающий ситуации).

— Как вы думаете, в каком случае автору не до иронии и не до смеха? (За смехом возникает страшное: слепая разрушительная сила, таящаяся в непросвещённом народе, и жестокая, не видящая человека власть).

— Как в названии рассказа и его финале отразилась авторская позиция? (Отношение к изображённому ярко выражено в заглавии рассказа, окрашенном иронией, и в том, что вся сцена смешна, а финал драматичен. Показывая нелепость, абсурдность жизни, автор не только смеётся над своими героями, но оценивает происходящее с высоты гуманистического идеала, сожалеет об отсутствии истинной человечности).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *