зачем грунтовать модель перед покраской
Грунтовка для моделей: Общие аспекты применения
Доброго времени суток, уважаемые пользователи проекта МоделистЪ — Путь к Мастерству.
С вами снова на связи Дмитрий Игнатычев — ваш проводник мире масштабного моделирования!
Рабочий процесс создания модели достаточно субъективен, и имеет отличительные черты у разных людей. Тут накладываются отличия жизненного и профессионального опыта, понимание работы разных инструментов, и даже некоторые мировоззренческие аспекты. К тому же достаточно активное влияние оказывает возраст.
Мы что-то привыкаем делать, и эту привычку бывает невозможно искоренить. Ну или достаточно сложно. Даже если мы знаем, что существуют более прогрессивные методы работы. Ведь производители масштабных моделей, аксессуаров, инструментов и модельной химии не стоят на месте.
ПРИВЫЧКА есть ПРИВЫЧКА
Например, кто-то грунтует свои модели. Кто-то не делает этого совсем. Кто-то делает это исключительно исходя из конкретных целей. При этом сторонники каждого метода пытаются доказать друг другу абсолютную правильность именно их подхода.
Мы же не будем придаваться дурману фанатизма ни в одном из рассматриваемых нами вопросов. А прежде всего постараемся разобраться в причинах необходимости грунтования модели. То для чего это делают, и каких эффектов достигают.
Понимание причин всегда дает возможность грамотно применять тот или иной метод в жизни.
Грунтовать модели на сегодня есть несколько основных причин…
ЗАЧЕМ ГРУНТОВАТЬ МОДЕЛЬ
ПРИЧИНА 1
Первая причина для грунтования сборной пластиковой модели — это выявление недостатков подготовки модели к последующему окрашиванию.
Ведь после того, как вы все зашкурили, зашпаклевали, на сто раз обработали и уже думаете, что модель готова к окраске — лучше перестраховаться, и провести процедуры выявления этих самых недостатков поверхности. Дело в том, что некоторые моделисты (особенно это касается начинающих) думают, что краска скроет плохо обработанную поверхность.
Если где-то есть сколы, трещины, шероховатости и неровности после обработки абразивами — начинают усиленно заливать все это дело краской.
ВНИМАНИЕ
Грунтовка Surface Primer от Tamiya |
Самый старый и проверенный способ сделать это — нанести грунтовку. Как только она ляжет на поверхность — все самые невидимые, а потому самые пакостные, дефекты проявят себя. И тут не нужно ждать, пока грунтовка высохнет. Просто стираете грунтовку, проводите повторную обработку поверхности. А затем наносите грунтовки еще раз.
Этот процесс можно повторять снова и снова. Пока не будет достигнут желаемый результат.
ПРИЧИНА 2
Вторая причина грунтования модели — это выбор типа краски для модели, по степени адгезии к поверхности.
Весь фокус в том, каким способом краска высыхает на поверхности….
Грубо говоря, как она « прилипает к поверхности «…
К примеру, все эмалевые краски частично растворяют нижележащий слой (пластика, краски), въедаются в него. Потому они весьма устойчивы к механическим повреждениям, их сложно содрать с поверхности без её повреждения.
Напротив, водорастворимые акрилы (особенно полимеризующиеся) имеют весьма слабую адгезию к поверхности. Особенно, полимеризующиеся. Те, которые не высыхают, а отвердевают по всей поверхности кристаллическим слоем. Именно поэтому они прекрасны для работы кистью, но плохо крепятся к пластику.
Ammo Mig Jimenez 2003 DARK YELLOW PRIMER (темно-желтая грунтовка) |
Например, мой любимый акрил-латексный (водный) Акан. Или знаменитый японский водорастворимый акрил Тамия. Если присмотреться — то все штатные моделисты на производстве Тамия, которые сняты в видеоматериалах Tamiya Custom, обязательно грунтуют модели перед использованием такого типа краски.
Поэтому поверхность пластика перед окраской желательно (если не обязательно) грунтовать. Грунтовка вследствие свойств, получаемых на её поверхности, значительно увеличивает адгезию краски, повышая её сцепляемость. Именно за этим, к примеру, грунтуют при покраске машины.
ПРИЧИНА 3
Грунтовка обязательна при работе с комплексными моделями (сочетание разных типов пластика, фототравление, смола). Все эти материалы имеют разные адгезивные качества поверхности. Потому краска встанет на них по-разному. Чтобы избежать неприятностей — нужно грунтовать.
ПРИЧИНА 4
Это очень хорошо — если пластик черного, или зеленого цвета. Еще лучше — когда на модели применен пластик разной цветовой гаммы. Или, как указано выше, ваша модель комплексная — есть фототравление, смола.
Вы просто наносите один хороший слой грунтовки — и поверхность приобретает однородную фактуру и цветовую гамму. После этого вам не потребуется наносить несколько слоев базового слоя краски, чтобы полностью убрать влияние фона.
Грунт Mr. Surfacer от Gunze Sungeo |
Самый распространенный вариант модельной грунтовки — серый. Он совершенно нейтрален. И позволит спокойно нанести на грунт любые оттенки. Именно поэтому сейчас фирмы-производители масштабных моделей в основном используют пластик тоже серого цвета.
Ну а если уж та необходимо (зимний грязно — белый камуфляж) нанесение светлый, белых тонов на модели — вы можете использовать грунтовку чисто белого цвета.
ПРИЧИНА 5
Грунтовка дает возможность затенить базовый цвет краски. Эта возможность основывается на принципах, описанных в предыдущем пункте. Вы специально подбираете цвет грунтовки так, чтобы он мог придать глубину и объем вашей модели. Ваша задача же наносить последующие слои не полностью прозрачными.
Это возможно при работе аэрографом, путем разбавления краски растворителем. Или специальными жидкостями, увеличивающими прозрачность краски. Такие, например, есть в ассортименте материалов к акрил-латексному АКАНу.
ПРИЧИНА 6
У грунтовки есть еще одно уникальное свойство. Правда оно присуще только некоторым, единичным типам грунтовочного материала. Они могут частично убирать дефекты поверхности. Затягивать сколы и шероховатости, придавая поверхности ровный рабочий вид.
ВЫВОДЫ
Себя же я отношу к моделистам, которые используют грунтовку. Но не во всех, а только в некоторых случаях. Самолеты 72го масштаба часто не требуют грунтования, хотя все зависит от типа краски. К примеру, если я работаю акрил-уретановой эмалью АКАН или красками серии 6 — в грунте нет необходимости.
Но если делается модель 48го или 32го масштаба, да еще и акрил-латексным АКАНом — то без грунта точно не обойтись.
СОВЕТ
Для того, чтобы определиться нужна вам грунтовка в рабочем процессе или нет — попробуйте применить её во всех выше описанных случаях. Не только на разных этапах постройки модели для достижения разных эффектов, но и на разных масштабах. Как показывает мой опыт — крупные модели (1/48) любят грунтование.
Зачем грунтовать модель перед покраской
Ordo Hereticus Inquisitor Lord
Репутация: 578
Не претендуя на серьезный опус, тем не менее хотел бы провести небольшой экскурс в покраску.
Первым делом поговорим о грутовке.
Введение. Понятия. Виды.
Итак, грутовку по типу наложения можно разделить на:
1. грунтовку кисточкой;
2. грутовку спрем, «балончиком», аэрографом.
Поэтому, если перед Вами всё еще стоит выбор каким типом грунтовать модель, не сомневайтесь и выбирайте второй. Поскольку многие из нас еще только начинают заниматься покраской миниатюр, я бы порекомендовал грунтовать ГВшным спреем. Мой личный опыт пользования других грунтовок показал, что это оптимальный вариант для начинающего, в то время как, к примеру, автомобильный грунт требует уже некоторого навыка работы с грутовкой.
По цветам грунт грубо можно поделить на 3 типа:
1. белый;
2. черный;
3. любой другой цвет.
В большинстве же случаев выбирается черный грунт, поскольку, как было уже сказано, он более прощающий к неточностям покраски и более легок в начальном освоении этого хобби, поэтому я бы рекомендовал именно его. Используя изначальный цвет грунта как черный, можно быстро и эффектно покрасить свои первые миниатюры с помощью легкий и быстрых в освоении техник «сухой кисти» и «проливки» (лессировки).
Техника работы с грунтовкой-спреем
Итак, основные правила работы с грутовкой типа «спрей»
2. Грунтуйте по возможности на свежем воздухе, либо в хорошо проветриваемом помещении. Тем не менее температура должна быть близка к комнатной (не ниже +10), потому что иначе грунт будет ложиться неровными пятнами и со странными «артефактами».
3. Загрунтованная модель в идеале должна простоять сутки, чтобы грунт полностью засох. Можно оставить на ночь (только, пожалуйста, не грунтуйте перед сном в комнате, где вы спите, поверьте моему опыту).
4. Скорее всего у высокодетализированных миниатюр будет очень сложно залезть струёй спрея в самые глубокие впадины, поэтому впоследствии придется пройтись в этих местах разведенной краской того цвета, которым вы грунтуете.
5. Перед грунтовкой необходимо балончик встряхивать в течение как минимум 1-2 минут, чтобы краска внутри как следуюет перемешалась.
6. Грунтовать нужно короткими, по 1-2 секунде струями, долго не задерживаясь на одной миниатюре (если вы грунтуете сразу весь отряд) или на одной части миниатюры. В том случае, если одного прохода было недостаточно, подождите 10-15 минут, чтобы первый слой высох и продйтиесь заново.
7. Струю нужно начивать вести с пустого места, потому что сначала идет. ммм.. скажем, «некачественная» смесь пигмента и раствора. Т.е. начинайте грунтовать с пустого места, постепенно проводя по моделям.
9. Грунтовать следует с расстояния в 20-30 см. Не ближе, чтобы не «залить» миниатюру краской, и не дальше, чтобы опять-таки избежать хлопьев.
10. Помните, что состав спрея отличается от состава обычной краски в баночке, поэтому при несоблюдении 5 и 9 пунктов можно легко «сжечь» пластиковую миниатюру.
Надеюсь, все эти предостережения не отпугнут Вас от грунтовки спреем, потому как освоив эти несложные правила, Вы сократите время грунтовки Ваших миниатюр в разы, одновременно подняв качество покраски на более высокий уровень.
Небольшая хитрость: если металлическую миниатюру покрыть поверхностно, не залезая в углубления, сначала автомобильной грунтовкой (рекомендую т.н. «Shining Beauty»), а затем ГВшной, то края миниатюры не будут облезать. Не пытайтесь грунтовать автомобильным грунтом пластик! Концентрация растворителя в машинном грунте гораздо выше, чем в ГВшном, и Вы можете просто расплавить пластик парой «пшиков».
(с) Руслан (с дополнениями от Chortos, Dee)
Грунтовка
Желательно только пластиковую пробку. Различные лекпрепараты продают в подобных пузырьках разной ёмкости.
Как маляр скажу, что ничего странного. Т.н. метод нанесения «мокрым по сырому» широко применяется в ремонтной окраске авто, главное чтобы материалы были совместимы. Именно по этому в автомастерских пользуются продуктами из одной линейки (как правило). Данный продукт грунтом как таковым не является, это чисто адгезионный материал на который желательно положить уже обычный одно или двух компонентный грунт. Хотя если уверенны в отсутствии дефектов поверхности можно и на него красить, но если высушили его полностью всетаки лучше предварительно заматовать.
Смотря чем будете красить. Если акриловыми красками, тонадо загрунтовать модель. Если эмалями или на нитрооснове краска, до достаточно обезжирить модель, но лучше загрунтовать, не помешает. грунтовкой, например Mr.Surfacer 1000 или 1200, или Mr White Base 1000. Для тамиевской грунтовки (серая, я купил такую в квадратной баночке) я правильно понял, есть свой специальный разбавитель? Ее (грунтовку) тоже до состояния молока разводить? Не подскажите точные пропорции для достижения этого состояния? Сколько стоит такая в баллончике, примерно? Не скажу, я вредный и отправляйтесь-ка в интернет-магазины и там смотрите. Да. Для эмали Lacquer Thinner В интернет магазине можно купить гораздо дешевле, на пример, я моделист. Конечно с одной грунтовкой замарачиваться накладно,но там много чего интересного. Подскажите, пожалуйста, есть оловянная миниатюра, загрунтованная акриловой грунтовкой KUDO (KU-2104 белый) Если считать по миллионам. то в Москве найдется пара магазинов. где бывает такая грунтовка. Еще вопрос. Вы наверное видели фильм от МИГ с Адамом Вайлдером, второй фильм про цветовую модуляцию. Я не вполне понял. Там по фильму начали задувать модель черной и красной краской создавая градиент. Это просто краска или это специальный такой грунт? Как правильно красить сборные модели танков, кораблей, самолетов, автомобилей и другой техники1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.46 (26 Голоса(ов)) Что требуется для покраски сборных моделей 1 Краска Выбрать краску для моделирования не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Отлично подходят акриловые краски, растворяемые водой, которые можно наносить кистью или распылять аэрографом. Краски для моделирования удобно продаются в наборах, специально подобранных по цвету того или иного вида техники, например, «Военная техника», «Корабли», «Авиация» и т.д. |
2 Кисти Кисти подойдут любые, по вашему вкусу, главное, чтобы ворс был мягким и не оставлял следов. Хотя в некоторых случаях такие следы могут придать реалистичную фактурность модели. Например, чтобы передать фактуру дерева на досках корабля, можно воспользоваться щетиной небольшого диаметра. Вместо кисти можно использовать аэрограф, но это инструмент, скорее, для профессионалов.
На практике можно и кистью добиться отличных результатов. Берите кисти нескольких размеров, круглые и плоские, чтобы можно было легко красить большие поверхности и маленькие детальки.
3 Грунт При покраске моделей акриловыми красками, грунтовка нужна обязательно, иначе краска попросту «скатится» с поверхности, не окрасив ее. К тому же, с грунтовкой проще выявить непредвиденные неровности на поверхности, чтобы потом зашпатлевать их, зачистить и снова загрунтовать. Модели под нитрокраску грунтовать не обязательно, но все же это будет не лишним для выявления и устранения неровностей. Обязательно выбирайте грунт, подходящий для полистирола, чтобы не повредить модель!
4 Лак Лак является отличной защитой готовой модели от всех внешних факторов. Модель не только можно будет протирать от пыли, но даже полностью «искупать» под краном, не боясь стереть краску или что-то повредить. Для нитрокрасок подойдет как нитро, так и акриловый лак. Но для акриловых красок следует применять только акриловый лак! Иначе слой краски может вздуться.
Большое количество лаков, красок и грунтов продаются в аэрозольных баллончиках. Краски не нужно разводить, в целом, такой вариант хорошо подходит для крупных моделей.
Подготовка к работе
Подготовив и защитив рабочую поверхность и мебель вокруг, можно приступать к сборке модели. Аккуратно отсоедините детали от литников и тщательно обработайте наждачкой места срезов, чтобы их сгладить.
Внимательно изучите инструкцию и посмотрите, какие места сможете прокрасить после склеивания, а какие нет. Исходя из этого, некоторые детали модели можно сразу соединить между собой. Клей наносите точечно самым кончиком кисти или обычной швейной иглой, затем проклеенные детали плотно прижмите друг к другу и оставьте на несколько минут. Клей полностью высохнет примерно за сутки.
Если в модели присутствуют прозрачные детали, их лучше закрыть малярным скотчем.
Подойдут коричневый, серый фильтр, охра, а можно нанести несколько фильтров последовательно друг за другом. После нанесения фильтра модель оставляем высыхать минимум на сутки.
Можно придать модели еще больше реалистичности. Например, изображение налипшей грязи хорошо получается губкой, а брызги легко изобразить, если набрать краски на зубную щетку и провести по ней пальцем, разбрызгивая краску на нужную поверхность. Добиться фактурности, например, налипших комьев земли, можно, смешав краску с клеем ПВА и шпаклевкой. Втирание краски сухой кистью тоже даст интересные эффекты. А если немного размыть разбавителем некоторые участки на модели, то получится имитация выгорания краски на солнце.