зачем nasa отправляет имена на марс
Как отправить свое имя на Марс?
В следующем году НАСА планирует отправить на Марс очередной ровер, получивший меткое, хотя и не очень изобретательное имя – «Марс-2020». Также как его предшественники, достигнув пункта назначения, «Марс-2020» будет заниматься поиском существовавшей ранее микробной жизни, изучать климат и геологию планеты, а также собирать образцы поверхности Марса, чтобы доставить их на Землю.
И хотя до того как на Красную планету ступит нога человека, может пройти еще много лет, НАСА уже сейчас предлагает всем желающим воспользоваться возможностью отправить на Марс свое имя. Имена будут напечатаны на специальных чипах и доставлены на планету ровером «Марс-2020». На данный момент количество имен уже превысило 852 000, и эта цифра продолжает расти.
Добавить свои имена в постоянно растущий список и получить сувенирный посадочный талон на Марс могут люди из любой страны мира. Какого-либо лимита на количество имен, которые будут отправлены на борту ровера, пока не установлено.
Имена будут напечатаны на силиконовых чипах специалистами калифорнийской лаборатории Microdevices Laboratory, при этом толщина линий букв не будет превышать одной тысячной толщины человеческого волоса (75 нанометров). Учитывая такой размер, на одном чипе размером с монету можно будет поместить более миллиона имен.
Отметим, НАСА предоставляет людям возможность отправить свои имена в космос не впервые — это можно было сделать во время миссии «Insight», запущенной в 2018 году, а также с первым тестовым запуском капсулы «Орион» в 2014 году.
Желающие поучаствовать в программе могут зарегистрировать свое имя здесь до 30 сентября 2019 года. Для того, чтобы отправить свое имя на Марс, необходимо выполнить 5 простых шагов:
1: перейти на сайт и заполнить свое имя и фамилию
2: найти в списке свою страну
3: заполнить почтовый индекс
4:заполнить адрес электронной почты
5: нажать на кнопку: «Отправить мое имя на Марс» («Send my name to Mars»)
После этого вы будете перенаправлены на страницу с сувенирным посадочным талоном, который можно сохранить или распечатать.
Отправляем Хабр на Марс, Вы тоже можете полететь
В NASA запустили прием заявок на участие в программе «Отправь свое имя на Марс на борту марсохода «Марс-2020».
Хабр теперь марсианин:
Оказывается, в NASA есть хорошая традиция (ранее такие акции уже были в 2014, 2015, 2017 годах) — перед запуском очередного марсохода устраивать сбор имен любых Землян, которые хотят отправиться на Марс, правда, пока что, в виде вытравленных (выгравированных) строк на микрочипе, который будет помещен внутрь ровера «Mars 2020».
На данный момент, уже более 700000 человек решили поучаствовать в этом «марсоимении».
Миссии, которые ранее участвовали в данной программе: Mars Science Lab, MAVEN, Mars Exploration Rovers, Orion, InSight, а также New Horizons и Parker Solar Probe.
Сбор данных по этой акции в NASA будут проводить до 30 сентября 2019 года.
Прошлая такая программа проходила перед запуском аппарата «InSight»:
Ссылка на программу «Отправь свое имя на Марс на борту марсохода «Марс-2020».
«Марс-2020» (Mars 2020 Rover Mission) — миссия марсианского планетохода, разрабатываемая NASA с возможным запуском летом 2020 года и прибытием на Марс в феврале 2021 года.
Новый марсоход предназначен для астробиологических исследований древней среды на Марсе, поверхности планеты, геологических процессов и истории, в том числе оценки прошлой обитаемости планеты и поиска доказательств жизни в пределах доступных геологических материалов.
Пока что у марсохода «Марс-2020» нет своего имени, но это дело поправимое.
На борту «Марс-2020» будет установлен микрофон, чтобы записывать звуки Марса.
Главной технической новацией пятого марсохода NASA станет небольшой дрон-вертолет, который будет удаленно проводить разведку наиболее оптимальных зон для поиска потенциальных следов жизни на поверхности четвертой планеты Солнечной системы.
Отправьте своё имя на Марс вместе со спускаемым аппаратом Mars Insight
Ровно через год ваше имя может оказаться на Марсе на борту следующей миссии NASA к Красной планете. Американское космическое агентство предлагает людям со всего мира отправить своё имя на кремниевом чипе, который будет прикреплён к спускаемому аппарату Insight. Космический аппарат покинет Землю в феврале 2016 года и приземлится на Марс спустя семь месяцев.
«Наш следующий этап подготовки к путешествию на Марс — новая фантастическая миссия на поверхности этой планеты, — сказал директор планетарных исследований NASA Джим Грин. — Принимая участие в этой возможности отправить своё имя на борту InSight к Красной планете, вы приобщитесь к этому путешествию и к будущему космических исследований».
Вы можете заполнить анкету на сайте NASA до 8 сентября и получить свой «посадочный талон на Марс».
Все заполнившие анкету получат очки «постоянного путешественника», которые отражают степень участия в космических программах NASA. Так, в прошлом году более 1,38 миллиона человек получили эти очки, когда их имена полетели на борту капсулы «Орион» во время её первого тестового запуска. Следующая возможность набрать эти очки появится лишь в 2018 году, когда «Орион» будет впервые запущен с помощью новой ракеты SLS и осуществит беспилотный полёт на Луну.
Миссия Mars InSight стоимостью 425 миллионов долларов займётся изучением внутренностей Красной планеты. К примеру, посадочный модуль будет использовать сейсмометр для регистрации «марсотрясений», а также пробурит глубокую скважину. Mars InSignt прольёт свет на внутреннюю структуру Марса, в том числе на размер и состояние (жидкое или твёрдое) ядра планеты, и поможет учёным лучше изучить процесс формирования скалистых планет в целом.
Запись на: Ваше имя на следующем марсоходе NASA (в 2026)
Записаться на то, чтобы Ваше имя (для понтов, ну или а вдруг Бог будет гулять по Марсу, и увидит его), или например имя Вашего ребёнка, интересующегося космосом (для мотивации занятий наукой), было выгравировано внутри следующего марсохода NASA, планируемого на 2026 год, можно здесь, на сайте NASA:
Проверить «посадочный талон» потом можно здесь:
Там будет такой симпатичный билет:
Предыдущий «билет» на марсо-ровер, запускаемый на днях, (запись закрыта с октября 2019) выглядел так:
П.С. Ау, дорогой Роскосмос, разве это дорого/сложно сделать, для Вашего следующего спутника-зонда, например, на Луну, Венеру?
В Роскосмосе есть какой-нибудь журналист?
Правильная ссылка для проверки Вашего посадочного талона:
1. А зачем это делать?
2. Не журналист, а маркетолог.
вдруг Бог будет гулять по Марсу, и увидит его
В Роскосмосе есть какой-нибудь журналист?
На Пикабу есть какой-нибудь тролль?
До персеверанса был еще инсайт. там тоже имена отправляли.
Сайт Роскосмоса стал выглядеть получше, Устименко нетнет да и напишет что-нибудь в твиттере, Начальник Русского Космоса вообще активный пользователь. Есть аккаунты в Ютубе и вроде бы в ВК. Время от времени проводятся всякие мероприятия. Так что активность есть, проблема в ином.
Не понятно только они все имена выгравируют или будет случайный отбор?
Соратник Гагарина, Крикалев, NASA: кто собрался на конференции в ЦПК
17—19 ноября на конференции в Звёздном городке собралась, пожалуй, рекордная концентрация космонавтов, как действующих, так и ветеранов.
Учёные и специалисты из России, США, Индии, Мексики, Туниса и Хорватии приехали в Центр подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина на XIV Международную научно-практическую конференцию «Пилотируемые полёты в космос». Антон Шкаплеров и Пётр Дубров передали видеообращение с МКС. Среди почетных гостей на мероприятии присутствовали член первого отряда космонавтов, дважды Герой Советского Союза Борис Волынов (на первом фото), Герой Советского Союза, космонавт Анатолий Соловьев, и исполнительный директор по пилотируемым космическим программам Роскосмоса, Герой Советского Союза и РФ, космонавт Сергей Крикалёв.
В вышеуказанные дни в ЦПК обсудят и чисто космические задачи, такие как прокладку траекторий, и прикладные —дистанционное зондирование Земли, а также вопросы подготовки, включая изучение русского языка иностранными космонавтами. В первый день конференции руководитель офиса NASA в Звёздном городке Даглас Уиллок выразил восхищение взаимодействием ЦПК со студентами в области исследования и решения новых задач в пилотируемой космонавтике. С приветственным словом к присутствующим также обратились директор офиса ESA в Москве Рене Пишель и директор офиса JAXA в Москве Йошио Вада.
Выделим интересные темы:
— Проблемы и перспективы развития и применения пилотируемых космических систем.
— Профессиональная деятельность космонавтов (отбор, подготовка, космический полет).
— Научно-прикладные исследования и эксперименты в космосе.
— Технические средства подготовки космонавтов.
— Проблемы эксплуатации центрифуг и их применение для подготовки космонавтов.
— Медицинские и психологические аспекты отбора, подготовки, деятельности экипажей в космических полетах и послеполетной реабилитации.
— Психологическое обеспечение профессиональной деятельности космонавтов, космическая эргономика.
— Новые информационные технологии в обеспечении подготовки космонавтов.
— Молодежь для настоящего и будущего пилотируемой космонавтики.
«Роскосмос» и NASA договорились о бартере при доставке экипажей МКС
«Роскосмос» и NASA договорились о возобновлении «перекрестных» полетов, когда американские астронавты доставляются на Международную космическую станцию (МКС) российскими кораблями, а космонавты из России — американскими. Об этом исполнительный директор «Роскосмоса» по пилотируемым программам Сергей Крикалев сообщил «Интерфаксу».
«Есть принципиальное согласие. Там даже не столько технические, сколько документальные проблемы. Поскольку это бартерная схема, идет согласование на уровне правительства», — сказал Крикалев.
По его словам, в настоящее время идет согласование текстов документов.
О возможности возвращения к «перекрестной» системе в NASA говорили в 2020 году, а в марте этого года Крикалев заявлял, что обсуждение этого «давно ведется в профессиональных кругах». Он пояснил, что речь идет не взаимной покупке или продаже мест, а именно о распределении экипажа по разным кораблям. Это, по его словам, необходимо для того, чтобы «в случае задержек или аварий какого-то корабля на МКС всегда оставались представители как одной, так и другой стороны».
В начале октября в NASA также подтвердили, что такие переговоры ведутся. Тогда руководитель программы NASA на МКС Джоэль Монтальбано сообщил на пресс-конференции, что ездил в Москву, чтобы обсудить параметры соглашения о доставке экипажей. По словам представителя американского агентства, в США хотят осенью 2022 года отправить российского космонавта в рамках миссии Dragon Crew-5 и, по договору, на безвозмездной основе в то же время доставить на МКС американца на российском «Союзе».
Весь вторник 16 ноября мы долго и напряжённо ждали, пока все участвующие стороны объяснят, что вообще происходит. Сегодня можно быть уверенным, что картина сложилась.
Утро понедельника началось для космонавтов тревожно. Они несколько раз были вынуждены укрываться в космических кораблях из-за опасности столкновения МКС с космическим мусором. Корабли при таком столкновении считаются более безопасным местом, позволяя быстро отстыковаться.
Было ли испытание, действительно ли оно настолько опасно для действующих спутников и как оно связано с тревогой на МКС?
При уничтожении спутника на орбите разлетается огромное число обломков разного размера. Они превращаются в космический мусор и потенциально могут угрожать активным КА. Космический мусор не просто неприятен (попробуйте поплавать в воде среди мусора), но движется с первой космической скоростью в 7,9 км/с, иногда на встречных курсах с работающими космическими аппаратами. При столкновении на такой скорости даже с частицей мусора размером с заклёпку спутник может полностью выйти из строя. А в данном случае речь идёт о более крупных кусках мусора (каталогизация системами слежения, что нашими, что американскими начинается с 10 см), представляющих непосредственную опасность для таких больших объектов как МКС.
С другой стороны, впервые спутник был уничтожен на очень близкой к МКС орбите (485 км), и некоторые обломки после взрыва разлетелись ниже 440 км (высота орбиты МКС на тот момент 420 км), согласно данным LeoLabs, сервису мониторинга космического мусора на НОО. В итоге МКС пролетала в десятках километрах от облака разлетевшегося космического мусора каждые 93 мин (см. видео). Поэтому несколько раз экипаж МКС укрывался в космических кораблях, задраив отсеки всех внешних модулей.
На текущий момент установлено, что опасности нет. Но обломки на этой высоте могут оставаться месяцами. Мы не можем оценить степень их опасности в будущем для МКС и любого другого космического аппарата на НОО. Не очень понятно, почему МО РФ нужно было сбивать спутник на близкой к МКС высоте? Пожалуй, лучше всего спектр эмоций отразил наш коллега, Михаил Котов.
— МО РФ подтвердило, что 15 ноября проведено испытание противоспутникового оружия
— Американское космическое командирование утверждает, что уничтожен старый советский спутник радиоэлектронной разведки типа «Целина-Д» (Космос-1408) массой около 2 т на орбите высотой 485 км и наклонением 82,6°
— Образовалось облако космического мусора из более 1500 крупных и «многих тысяч более мелких» обломков, разлетевшееся на высотах 440—520 км
— Западные эксперты считают, что была непосредственная опасность МКС и другим КА, но МО РФ отрицает
— Глава Роскосмоса в срочном порядке обсудил возникшую ситуацию с главой NASA, отметив, что оба продолжают дальнейшую совместную работу, внимательно следя за ситуацией
Угроза МКС от испытаний ПКО А-235 «Нудоль» и ситуация с противоспутниковым вооружением
Собственно, над нашими головами сейчас происходит почти то же самое, с поправкой на реализм. Воздушно-космические силы Российской Федерации провели испытания противокосмической ракеты, а именно дальней противоракеты системы А-235 «Нудоль».
— Которую при СССР, правда, не успели поэксплуатировать, так как её сдали только в декабре 1990 года. В свою очередь она собой заменила более раннюю А-35 (Прошедшую модернизацию в 1978 году). Современная же итерация московской стратегической ПРО была принята на вооружение буквально недавно, в 2020 году.
Утром 15 ноября ВКС РФ провели запуск противоракеты дальнего радиуса действия 51Т6М с позиций стрельбового комплекса «Кивач-М», расположенного на космодроме «Плесецк». Это были девятые испытания с 2014 года, при этом первые с поражением орбитальной цели.
— Космический аппарат относится к семейству спутников детальной радиотехнической разведки «Целина-Д», со сроком гарантийной работы порядка шести месяцев. То есть он как минимум с 1985 года перестал подавать признаки жизни.
Выглядит ТПК (Транспортно-Пусковой Контейнер) от запущенной противоракеты примерно вот так.
Реальных проблем такие мелкие детали могут доставить только аппаратам, вращающимся по встречной траектории, то есть на ретроградной орбите (Разница в скоростях там может достигать 15+ километров в секунду).
— Туда, если я не ошибаюсь, в последние десятилетия выводят только израильские военные спутники «Офек», стартующие с космодрома Пальмахим на ракетах семейства «Шавит».
Но некоторые более крупные обломки уже могут представлять опасность для других рукотворных объектов в ближнем космосе Земли.
Официальных сообщений от минобороны не поступало, выводы были сделаны на базе того, что спутник в момент своего разрушения пролетал над Плесецком.
Вскоре после испытаний системы зондирования ближнего космического пространства засекли приближающиеся к МКС обломки.
Тем более, что ракета не совсем догоняла спутник, для этого у неё должно быть достаточно дельты для набора орбитальной скорости. Из современных ракет на это способна разве что GBMD, которая размером с полноценный многоступенчатый носитель.
— Скорее уж мы говорим об опережении летящего аппарата (Пуск провели заранее), с последующим ударом снизу.
— Роскосмос заявил, что их орбиты разошлись, и угроза столкновения миновала, но несмотря на эти оптимистичные утверждения, некоторые люки решено оставить закрытыми до вторника.
— Тогда Поднебесная уничтожила аппарат, находившийся на 865-километровой орбите. Это привело к образованию свыше трех тысяч отслеживаемых обломков, многие из которых до сих пор находятся на орбите.
В 2008 году США сбили неисправный разведывательный спутник USA-193. В отличие от предыдущего теста, этот был организован несколько лучше.
— Дело в том, что аппарат находился на низкой орбите и вскоре должен был войти в атмосферу. Так что большая часть обломков относительно быстро сошла с орбиты. Впрочем, большая, это все же не значит все.
Третий тест был проведен Индией в 2019 году. Его жертвой стал находившийся на 280-километровой орбите спутник Microsat-R. Продуктом испытания стало образование свыше 400 обломков.
— Поскольку аппарат тоже находился на относительно низкой орбите, большинство из них сгорело в атмосфере в течение последующих месяцев. В то же время, некоторые фрагменты получили достаточно энергии, чтобы перейти на более высокие орбиты, что значительно продлило их срок жизни. Но вроде как по итогу все обошлось и они ни с чем не столкнулись.
При этом перехваты, произведённые Китаем и Индией отличаются костылями, с помощью которых их удалось осуществить. Им для этого понадобилось городить перехватчики из переделанных баллистических ракет средней дальности (Семейство DF-21 и Agni), поскольку дальних противоракет у них на вооружении нет.
В то же время РФ и США могут осуществить противокосмический перехват более дешёвыми средствами, в лице ракет 40Н6 комплекса С-400 и их ближайшего американского аналога THAAD (Ближайшего только по возможностям ПРО с атмосферным/заатмосферным перехватом, ибо по аэродинамическим целям он лупит плохо, в отличие от С-400), а также 77Н6 комплекса С-500 и SM-3 Block-2 (Ситуация аналогичная предыдущей) и конечно же ракет 51Т6М от А-235 «Нудоль».
При этом возможность перехвата спутников суборбитальными ракетами у нас была уже в 1978 году, противоракеты А-350Р комплекса А-35М были способны сбивать КА на низких орбитах.
— Базовая противоракета большой дальности 51Т6, относящаяся к тому же семейству А-350 и заменившая его в А-135 «Амур», соответственно, так же сохранила эту возможность.
Основное отличие от современных ракет заключается в ядерной головной части, которая в 51Т6М была заменена на кинетическую. Но это мы говорим именно о противоракетах, которые уничтожают свои цели без выхода на орбиту.
— У СССР также были и орбитальные средства перехвата. Комплекс Циклон-2 + ИС (Истребитель Спутников) был принят на вооружение в том же 1978 году, и у них ядерной боеголовки для уничтожения вражеских целей не было, поскольку они выходили на орбиту и могли просто подлететь к чужому спутнику, после чего разогнаться и врезаться в него.
— В дальнейшем тестовые пуски проводили уже на специально предназначенных для этого ракет-носителей Циклон-2 (Переделанные Р-36орб).
В 2000-ых года вроде велись работы по наследнику этой системы, под названием «Рокот-ИС» (Одновременно собирались разворачивать порядка 14 ракет), но нынешний статус неизвестен. Вероятно её уже выпилили с боевого дежурства по причине окончания гарантийного срока эксплуатации ракет УР-100Н УТТХ.
— Теперь ждём схожей модификации уже на базе РС-28 «Сармат».
Ракета запускалась с истребителя F-15 Eagle, а не со стационарной платформы, как у нас. Момент пуска был запечатлён на фото, которое я тоже тут приложу. Высота, с которой стартовала ракета была 24 384 метра (Это выше практического потолка истребителя).
— Но это всё не основные средства, а вспомогательные. США для борьбы с авиацией предпочитают другую авиацию с ракетами воздух-воздух.
Из-за географического положения американцам нет нужды утыкивать всю свою территорию труднопробиваемым зонтиком ПВО. Наличие авианосцев тоже вносит свою лепту, так как они в любом случае нужны.
Плюсом сверху стоит сказать и о комплексе GBMD (Ground-Based Midcourse Defence). О нём я тоже писал, это стратегическая система ПКО. Она способна сбивать боевые блоки баллистических ракет на среднем участке траектории, за тысячи километров до цели.
— Это уже орбитальная система перехвата, такая же как советский «Циклон-ИС». Длина ракеты составляет 16,8 метров, вес в снаряженном состоянии — 12,7 тонн.
Да, она достаточно маленькая, так как сделана не на базе МБР, а оттого и вменяемая по цене для минобороны США, но может развивать первую космическую и у неё есть заатмосферный кинетический перехватчик для уничтожения боевых частей вражеских ракет.
— На данный момент развёрнуто 44 противоракеты и заканчивают шахты для ещё 20 таких же.
Первоначально планировалась разработка в рамках программы кластерного перехватчика, предназначенного для поражения ракет с разделяющимися боеголовками (То есть, чтобы была возможность противодействия российским ракетам), но потом от неё отказались ибо очень дорого.
— Да и в целом, с появлением сначала маневрирующих блоков, а потом и гиперзвуковых головных частей это стало бесполезно.
В целом вот эти пять стран по сути единственный, у кого есть собственные средства заатмосферного перехвата. Европу, Японию и Южную прикрывают наземные версии SM-3 Block-IIA или уже вышеописанный THAAD.
Напоследок вернёмся к нашим баранам, то есть А-235.
Однако США из этого договора вышли, ради принятия на вооружение вышеупомянутых SM-3B2 и GBMD, и ограничений больше не было.
— Но у нас других средств не предусматривалось, и мы до 2010-ых условно продолжали этот договор соблюдать, пока военные ближе к середине прошлого десятилетия не получили наконец-таки допиленную 40Н6.
Все 2010 годы мы занимались обновлением А-135 до А-235 и доведением до ума С-500 «Прометей».
Космонавт обнаружил возможное место утечки воздуха в отсеке модуля «Звезда»
Космонавт Роскосмоса Петр Дубров, обследуя в выходные промежуточную камеру (ПрК) модуля «Звезда» в российском сегменте МКС, где продолжается утечка воздуха, обнаружил возможное место такой утечки. Об этом он проинформировал во время переговоров с Центром управления полетами (ЦУП).
По словам космонавта, он сфотографировал указанный участок микроскопом с увеличительными стеклами. Видеосъемку работ не проводил.
В марте космонавты Роскосмоса Сергей Рыжиков и Сергей Кудь-Сверчков провели ремонтно-восстановительные работы на корпусе модуля «Звезда», где обнаружили трещину и ряд возможных мест негерметичности. Все действия выполнялись под руководством Главной оперативной группы управления российским сегментом МКС и инженеров РКК «Энергия», работы по поручению гендиректора Роскосмоса Дмитрия Рогозина согласовывались со специалистами NASA.
В середине апреля космонавт Роскосмоса Иван Вагнер сообщил журналистам, что утечка воздуха снизилась в три раза после герметизации трещин.
Продолжение поста «Корабль Crew Dragon миссии Crew-2 успешно вернулся на Землю»
О запуске миссии Crew-3, новые подробности посадки корабля миссии Crew-2 плюс новые нелогичные движения от РК.
— Астронавты находятся в хорошей форме и допущены к полёту (NASA не разглашает причины незначительной проблемы со здоровьем члена экипажа, выявленной ранее)
— ASOG станет платформой для посадки 1-й ступени в миссии Crew-3. JRTI немного потрепала погода в океане
— МКС выполнит манёвр уклонения от космического мусора примерно за 6 часов до пуска. Это не влияет на сроки запуска Crew-3
— Интересно, что теперь (по возможности) каждый полёт Crew Dragon будет совершать облёт МКС.
О посадке корабля миссии Crew-2 и «проблемах с парашютами»:
Командам удалось быстро доставить парашют на вертолёте из зоны приводнения Crew-2 обратно в Космический центр им. Кеннеди, где он был подвешен на кране и детально осмотрен. Это дало время для анализа развёртывания парашюта и помогло подготовить запуск миссии Crew-3 всего через 48 часов после посадки Crew-2.
Стив Стич из NASA также сказал, что эта «проблема» является «семейной» для этих парашютов из их прошлых испытаний. «Один купол парашюта надувался немного медленнее, чем другие. Однако скорость спуска была номинальной. Мы действительно не видим никаких проблем, связанных с запуском нашей завтрашней миссии», — сказал он.
Дополним вышесказанное комментарием от профессионала отрасли:
Abhi Tripathi (аэрокосмический инженер, бывший сотрудник SpaceX и NASA, директор программ в Лаборатории космических наук в Беркли):
А вот что говорла по этому поводу глава по пилотируемым полётам в NASA Кэти Людерс:
«Команды тщательно проанализируют данные о парашютах после сегодняшнего возвращения, но это именно то, что они видели в ходе их испытаний. Это поведение, которое мы наблюдали несколько раз в тестах, оно обычно происходит, когда стропы сбиваются друг к другу до аэродинамического обтекателя, затем под действием воздушного потока купол открывается и раздвигает желоба.
Все данные о замедлении корабля выглядят номинальными»
Бонусное от «Роскомоса»:
Особенно непонятно на фоне данных подробностей выглядит внезапная новость, где очередной анонимный источник заявляет что Роскосмос обеспокоили проблемы с парашютом на корабле Маска.
Что выглядит до нелепого абсурдно, учитывая что кувырок МКС на 540 градусов, который устроил ей российский модуль Наука, абсолютно никаких беспокойств у них не вызвал:
То есть угроза грандиозной аварии с отрывом солнечных панелей МКС, на что указывал руководитель американского сегмента волнует их меньше чем штатная работа парашютной системы, которая просто показалась людям со стороны не штатной, о чём они моментально озаботились даже не дождавшись результатов проверки. кто нибудь их логику вообще понимает?
На Марсе опять нашли органику
По результатам изучения образцов грунта из так называемых дюн Багнольда, которое провел марсоход Curiosity, ученые сделали вывод о существовании на поверхности Марса крупных запасов органики. Это уже второе предполагаемое «месторождение» органики на Красной планете. Описание исследования опубликовал научный журнал Nature Astronomy.
«Аминокислот в этих образцах грунта мы не обнаружили, однако там есть производные бензола и аммиака, фенолы, фосфорная кислота и высокомолекулярные соединения. Происхождение этих веществ мы пока не установили», – пишут исследователи.
Первую органику на Марсе Curiosity нашел примерно три года назад в центральной части кратера Гейл. Химическая лаборатория ровера обнаружила в образцах местных пород следы производных бензола, а также соединения серы и множество простых и ароматических углеводородов.
В ходе нового анализа ученые из команды Curiosity под руководством Пола Махаффи обнаружили еще одно крупное «месторождение» органики на Марсе. На этот раз образцы были из другой области Марса – так называемых дюн Багнольда.
Эта область кратера Гейл заинтересовала ученых тем, что здесь ровер обнаружил залежи пород, сформировавшихся в горячих источниках. В них некогда могла существовать жизнь. Поэтому Curiosity останавливался на разных участках дюн Багнольда, собрал образцы почвы и пород и поместил их в специальное хранилище лаборатории SAM для дальнейшего изучения.
Ранее в ходе анализа марсианские породы нагревали до большой температуры, в результате чего из них выделялись различные газы, которые исследовались при помощи хроматографа. Благодаря этому ученые могли обнаруживать в образцах относительно простые органические соединения, но выделить сложные вещества, которые разлагаются при нагреве, было невозможно.
Для решения этой проблемы на марсоходе установили приборы для проведения опытов по так называемой «мокрой химии». В этом случае размельченные образцы пород промывают специальным веществом, которое растворяет сложную органику и позволяет определить ее существование при помощи хроматографа. На марсоходе установлено ограниченное число емкостей с этим веществом, поэтому для опытов по «мокрой химии» образцы выбирают очень тщательно.
В случае с образцами из дюн Багнольда выбор Махаффи и его коллег был полностью оправдан. Приборы марсохода обнаружили в них соединения бензола, различные амины, фенолы, фосфорную кислоту, а также два десятка сложных органических молекул. Их точный состав пока остается загадкой из-за ограниченных возможностей лаборатории на Curiosity.
Обнаружение сложной органики сразу в двух разных участках кратера Гейл – это важное свидетельство того, что предыдущая находка Curiosity не была случайностью или ошибкой. Махаффи и его коллеги надеются, что благодаря дальнейшим опытам планетологи смогут найти следы аминокислот и других веществ, из которых могла возникнуть марсианская жизнь.
Выбран экипаж проекта SIRIUS-21: 240 дней изоляции для международной команды
Пресс-служба Института медико-биологических проблем РАН сообщает, что стал известен состав экипажа международного изоляционного эксперимента SIRIUS-21. В него войдут:
«Блинов Олег Владимирович (Россия), Кириченко Виктория Владимировна (Россия), Карякина Екатерина Сергеевна (Россия), Уильям Браун (США), Эшли Ковальски (США) и Салех Омар аль-Амери (ОАЭ)».
Проект SIRIUS (Scientific International Research In Unique terrestrial Station — международное научное исследование в уникальном наземном комплексе) проводится благодаря сотрудничеству ИМБП РАН и Human Research Program NASA (Программа исследований человека НАСА). Также в проекте участвуют партнёры из разных стран.
SIRIUS-21 основан на моделировании долгосрочной лунной миссии. Еще одна задача — изучение пилотируемой экспедиции к более удаленным космическим объектам. Проект разбит на несколько этапов, состоящих из изоляционных экспериментов с увеличивающейся продолжительностью. Во время каждого этапа испытатели находятся в наземном экспериментальном комплексе (НЭК), способным разместить 6 членов экипажа.
Это будет уже третий подобный эксперимент. В 2017 году было проведено 17-суточное исследование, а в 2019 году — 120-суточные эксперименты.
Если хотите узнать об эксперименте из первых уст, то вот вам интервью Олега Блинова для «Яндекс Кью».
Ответ на пост «Свежие фотографии Марса!»
Так вот, учитывая все эти обстоятельства, неужели нет ни одной серии фотографий звёздного неба Марса? С учётом параллакса между Землёй и Марсом, кмк, известные всем нам созвездия оттуда должны выглядеть иначе. Или я ошибаюсь?
Свежие фотографии Марса!
На прошлой неделе Perseverance вышел из «спячки» и сразу же вернулся к своей научной работе! Предлагаем к вашему вниманию одни из лучших снимков, сделанных камерами марсохода за последние десять дней!
NASA Artemis: слетать на Луну оказалось проще, чем вернуться
У американской программы Artemis («Артемида») по возвращению человека на Луну — сложная судьба. Будучи в значительной степени наследницей закрытой программы Constellation («Созвездие»), она то откатывалась «вправо», то ей, наоборот, назначали малореальные сроки — типа высадки на Луну в 2024 году. Постоянный перенос сроков запуска сверхтяжёлой ракеты-носителя SLS, судебные тяжбы с Blue Origin, недофинансирование и отсутствие скафандров — это лишь малая часть текущих проблем Artemis.
Возможно, американскую программу подстегнёт проект ILRS, совместной лунной станции России и Китая. Хорошо бы получить новую лунную гонку, столь же динамичную и насыщенную, как и во времена Apollo. Тем более что теперь в прицеле не только Луна, но и Марс.
▍ Сверхтяжёлая SLS как ключевой элемент программы Artemis
Почему NASA упорно продолжает держаться за SLS? Теоретически можно отправить миссию на Луну двумя-тремя пусками уже имеющихся тяжёлых ракет-носителей: ULA Delta 4 Heavy или SpaceX Super Heavy. Или дождаться готовности сверхтяжёлого корабля Starship. Тем более что есть вероятность старта последнего даже раньше SLS, несмотря на палки в колёса от регулятора FAA и большой объём работы, которую ещё предстоит проделать SpaceX.
Причина — в масштабности проекта SLS, который «нельзя просто взять и закрыть». При этом медлительность работ по программе, по словам одного из аналитиков, превратилась из недостатка в одну из характерных черт, не более. Создание NASA собственной сверхтяжёлой РН стабильно обеспечивает работой десятки тысяч человек в 41 из 50 штатов США (генеральные подрядчики, субподрядчики и их поставщики). Естественно, в сохранении текущего положения дел заинтересованы сенаторы от этих штатов независимо от своей партийной принадлежности. Да и сами генподрядчики со своим мощным лобби совсем не против довести дело до конца. Так что политическая поддержка у программы SLS — на уровне «бог».
В игру вступают и такие эфемерные факторы, как национальная гордость и сохранение статуса разработчика чего-то масштабного. Предельно ясно выразился Бейли Хатчисон, сенатор-республиканец от Техаса, один из двух председателей сенатского комитета по коммерции, курирующего космос (кстати, вторым был Бил Нельсон, сенатор-демократ от Флориды, нынешний глава NASA). На пресс-конференции 2012 г. во время презентации агентством NASA концепции SLS Block 1 Хатчисон заявил, что доставку на НОО и развитие там NASA готово отдать частникам, в то время как само агентство продолжит заниматься более серьёзными вещами. Вот так вот, — правильным мальчикам нужны самые большие игрушки.
Плановый разрыв топливного бака LH2 (для жидкого водорода) первой ступени SLS в ходе прочностных испытаний на предельные нагрузки. Источник: NASA, Aerospaceamerica
▍ С чем связаны проблемы создания SLS?
Прежде всего, с тем же самым политическим лобби. Текущий облик SLS был навязан сверху сенаторами для максимальной унификации новой РН с наработками предыдущих программ (для их продолжения и сохранения рабочих мест). Так SLS унаследовал двигатели первой ступени RS-25 от Space Shuttle разработки Aerojet Rocketdyne — после завершения их полётов осталось 16 движков (хватит на 4 старта). От той же программы перешли твердотопливные ускорители разработки Northrop Grumman. Верхняя ступень практически в неизменном виде перекочевала с Delta IV, а от закрытой президентом Обамой программы Constellation с РН Ares — сам космический корабль Orion разработки Lockheed Martin. В итоге всё это предстояло интегрировать в первую ступень SLS, которую заново должен был разработать Boeing. За разработку сервисного модуля корабля Orion взялся Airbus при поддержке ESA, а за верхнюю криогенную ступень на основе двигателей RL-10B2 производства Aerojet — Boeing совместно с ULA.
В результате новая ракета NASA создавалась в основном на основе технологий предыдущего поколения, не обещая выдающихся показателей. Энергоэффективность жидкого водорода двигателей RS-25 всё равно оказывается ниже, чем у керосиновой смеси RP-1 для двигателей F-1 Saturn-V. В результате даже в своём самом мощном перспективном варианте (Block 2 Cargo) SLS проигрывает по грузоподъёмности РН Saturn-V, разработанной более полувека назад (46 против 48,6 т к Луне соответственно). У начального варианта SLS Block 1 она вообще «всего» 27 т, в будущем её планируют довести в Block 1B до 38 т.
А ведь в России принято ругать «Роскосмос» и разработчиков РН «Ангара» именно за это: характеристики новой ракеты в целом такие же, как у старой. При этом упускают из виду, что ракета переведена на пару «керосин – кислород», которая гораздо экологичнее, чем пара «гептил – амин» на «Протоне». И вдруг видим, что за океаном действует та же логика «озеленения», а большие организационные системы также склонны к сохранению максимального числа рабочих мест и «раздаче всем сёстрам по серьгам».
Но вот 6 октября NASA объявило о сертификации конструкции РН SLS, что открывает дорогу к первому полёту — он ожидается в первой половине 2022 г. Будем надеяться, он станет успешным. Пока же NASA находится на этапе согласования контракта с Boeing по строительству 10 первых ступеней SLS и 9 более мощных верхних ступеней следующего этапа Block 1B.
План первого этапа программы Artemis (строительство орбитальной станции и высадки на Луну). Источник: NASA
▍ Новые проблемы программы Artemis: HLS и скафандры
Кстати, некоторые эксперты справедливо возмущаются выбором NASA — зачем платить SpaceX за избыточную забрасываемую массу к Луне (масcа ILV HLS национальной команды явно на порядок ниже, чем возможности 100 т Starship). Притом что отправка Starship к Луне потребует ещё 8 рейсов танкеров по его заправке. А модули National HLS можно вообще вывести за три пуска существующими тяжёлыми РН и собрать потом на орбите. В общем, аргументы у противников SpaceX в защиту как SLS, так и национальной команды Blue Origin тоже имеются.
Сравнение концепций HLS от трёх компаний, прошедших предварительный отбор на тендере NASA (слева-направо): SpaceX (выиграла), Dynetics и Blue Origin в консорциуме с Draper, Lockheed Martin и Northrop Grumman. Источник: IEEE
На слуху и ещё одна проблема миссии Artemis, на этот раз со скафандрами. В августе аудиторы NASA признали, что и скафандры для Луны не будут готовы к пилотируемой миссии Artemis 3 в 2024 г. И это после 14 лет разработки! Поэтому на прошлой неделе NASA нашло в себе силы и обратилось к частному сектору за помощью.
▍ План реализации программы Artemis
• Artemis 1 — Сейчас первый пуск SLS намечен на первую половину 2022 года. В ходе запуска корабль Orion облетит Луну и на её орбиту будет выведено 13 кубсатов. Что дальше?
• Artemis 2 — Миссия запланирована на конец 2023г. Планируется пилотируемый облёт естественного спутника Земли с посадкой на его поверхность небольших луноходов для поиска наилучшего места под лунную базу.
• Artemis 3 — Это первая пилотируемая Миссия пока запланирована на 2024 г., хотя неготовность скафандров и прогресс по другим компонентам заставляет в нём усомниться. Астронавты полетят к лунной орбитальной станции Lunar Gateway, строительство которой к тому моменту уже должны начать частные компании (без использования SLS). К станции заранее будет доставлен посадочный модуль HLS, в который перейдут прибывшие на Orion астронавты. И наконец высадятся на поверхность Луны.
• Artemis 4 — 7 — Далее планируются уже ежегодные пилотируемые миссии в 2025—2028 гг. и строительство долговременной лунной базы.
Интересно, что первоначально высадка на Луну планировалась как раз на 2028 г., но три года назад президент США Дональд Трамп форсировал планы и объявил, что она состоится до конца 2024 года. Будем надеяться, что новых отсрочек по SLS не будет и NASA набила все возможные шишки.
Общий вид орбитальной станции Lunar Gateway 2019 г., ещё с российским многофункциональным модулем. Источник: ESA
▍ Марс — главное отличие Artemis от Apollo
Основное отличие «Артемиды» от программы «Аполлон» полувековой давности — в создании орбитальной станции и строительстве долговременной лунной базы. Луна во всех программных документах рассматривается NASA как промежуточный этап отработки технологий для достижения основной цели — Марса. Ещё одно важное отличие — широкая международная кооперация. Так сервисный модуль корабля Orion создаёт Airbus, а ESA, JAXA и CSA участвуют в разработке модулей международной орбитальной станции Lunar Gateway. По размерам она получится примерно в 6 раз меньше МКС, и будет состоять из жилого/логистического и двигательного/транспортного модулей (первая фаза, строительство начнётся в 2023 г.). В дальнейшем к ним прибавятся ещё два модуля – международный жилой и научно-коммуникационный ESPRIT. Lunar Gateway будет рассчитана на пребывание экипажа из 4 человек в течение 1—2 месяцев.
Что касается Artemis Base Camp, то база, рассчитанная на пребывание 4 астронавтов, будет представлять не монолитный объект, а скорее «россыпь» автоматов, луноходов и обеспечивающей инфраструктуры (в т.ч. и ядерные энергетические установки Kilopower с электрической мощностью до 10 кВт). Хотя долговременный обитаемый модуль там тоже, конечно, будет.
Увеличится и длительность пребывания астронавтов на Луне — всё-таки теперь нужно не просто флаг воткнуть, а заняться серьёзными научными исследованиями. Начать выработку кислорода и водорода изо льда, протестировать их применение в качестве топлива, а кислорода — для дыхания. Поэтому экипаж миссии Artemis 3 проведёт на Луне 7 суток (вместо максимум 3 для Apollo), а с началом полноценного функционирования лунной базы длительность экспедиции вырастет до 1 месяца.
Для Apollo зоны высадки миссий выбирались исходя из безопасности — искали сравнительно ровную поверхность. А для всех миссий Artemis приоритетным стал район Южного полюса Луны, где предполагается наличие водяного льда. Он предварительно будет исследован большим числом автоматических станций в рамках программы NASA CLPS («сервис коммерческой лунной нагрузки»). Это тоже новшество, — начиная с 2022 г. по программе CLPS планируется отправлять на Луну по меньшей мере по два посадочных модуля в год с научной аппаратурой. Некоторые будут включать небольшие луноходы. Первыми станут посадочные платформы Peregrine разработки Astrobotic и Nova-C от Intuitive Machines.
План второго этапа программы Artemis и подготовка к экспедиции на Марс (строительство лунной базы, расширение орбитальной станции для «подскока»). Источник: NASA
▍ Начало новой лунной гонки
Изначально предполагалось участие в программе Artemis и «Роскосмоса», но Дмитрий Рогозин ясно дал понять NASA, что Россия будет участвовать в проекте только на условиях равного партнёра. Поскольку ничего больше, чем разработку небольшого многофункционального модуля для Lunar Gateway России не предложили, она начала прорабатывать проект совместной научной станции ILRS с Китаем. Декларацию по ILRS «Роскосмос» и Китайская национальная космическая администрация (CNSA) собираются подписать на предстоящем International Astronautical Congress, который пройдёт в Дубае уже 25-29 октября этого года (держим пальцы). С общей концепцией ILRS можно ознакомиться в брошюре «Роскосмоса» и видеоролике.
Основной фокус — на исследованиях автоматами. Но в 2021 году Китай на авиасалоне в Чжухае представил макет сверхтяжёлой РН Long March 9 (первый полёт ожидается в 2028 г., вводит до 50 т к Луне) и пилотируемый корабль, подходящий для миссий в дальний космос (Pro космос о нём писал). Эта связка может доставить на Луну и людей.
Первая разведывательная фаза продлится до 2025 г. (китайские миссии Chang’e-4, 6 и 7, а также российские миссии «Луна» 25, 26 и 27). Основная цель — отработка технологий мягкой посадки, проведение исследований (лунных и орбитальных), поиск лучшего места для создания лунной базы. Вторая, промежуточная, фаза продлится между 2026-2030 гг. (миссии Chang’e-8 и «Луна-28»). После чего начнётся третья фаза, собственно строительство первой очереди ILRS в составе как орбитальной станции, так и лунного сегмента. Планируется отправка на неё ежегодных экспедиций в период 2030-2035 гг. ILRS тоже будет «россыпью» различных объектов: посадочного модуля, транспортных средств, долгосрочного обитаемого модуля, научных инструментов и обеспечивающей инфраструктуры.
Предполагаемый состав лунной базы ILRS России и Китая к 2035 г. Источник: «Роскосмос»
Возможно, к совместной программе России и Китая по лунной базе присоединятся также Бразилия и ESA (они участвуют и в Artemis) и другие международные партнёры. Таким образом, проект ILRS становится прямым конкурентом программы Artemis, но отстаёт на 5-6 лет. Тем не менее, можно ожидать, что уже первые успехи ILRS приведут в чувство руководство США и NASA, превратив Artemis из «процесса ради процесса» во внятную программу с чёткими целями, сроками и ответственными. Собственно, как это и произошло с Apollo.