зачем в армии поют песни в строю

Зачем солдаты поют?

Живу возле воинской части, частенько слышу такое дело.
Собственно поют всяких Марусь, «Не плач девченка», в разнобой, видимо несколько рот и каждая поет о своем (вернее орет).
Зачем солдат заставляют петь, почему их не заставляют танцевать или играть на бабалайке?

[не политика] чтоб загрузить речевой процессор и тем самым заблокировать мыслительный процесс. зачем они там и что вообще делают.

Потому что если бы их заставляли танцевать, то все бы спрашивали, почему их не заставляют петь или играть на балалайке, а если бы их заставляли играть на балалайке, то все бы спрашивали, почему их не заставляют петь или танцевать.

TarasB
Тебе в армиях цены нет.

Тренировка дыхалки, а также часть строевой подготовки

Zizilk
Так для дыхалки наверное и бега хватит, они постоянно бегают, а вот в качестве строевой подготовки это как?
Чтобы с ритма не сбиться при марше?

nes
> Чтобы с ритма не сбиться при марше?
Да.

Плюс песни помогают идти/бежать.

nes
> Зачем солдат заставляют петь, почему их не заставляют танцевать или играть на
> бабалайке?

Для промывки мозга. Совместная одинаковая деятельность размывает личность.

SergeyRu
не годен в мирное время.

nes
> не годен в мирное время.

@!!ex
> Плюс песни помогают идти/бежать.
Как?

. да уж.
поколение NEXT,
дожили уже до ручки,
как жрать так «губа винтом»,
а как Родине маме долг отдать «не излечимо больные»,
причём все до одного ПАТРИОТЫ, послужили б Обязательно.
но к большому сожалению здоровье подвело.

что будем делать если Гитлер нападёт?

nes
ага, во первых легче большой коробкой(да и не очень большой) держать ногу всем строем (под барабан на сборах было вообще класс). Да и парадности хоть на грамм добавляет
Чеканить шаг и кричать тоже требует большой нагрузки дыхалку.

Не знаю как в полноценных подразделениях, но у нас на учебной батареи песни дали на откуп взводам (у каждого взвода был две песни, одна для прогулки, вторая массовая парадная). То есть как договорится и сплотиться(правда у нас во взоде все пересрались и выбрали песню в последний момент). Правда если честно наша батарея к концу сборов выучила назубок строевую роты связистов курсы молодового бойца которая проходила в той же части. Под конец было забавно как старшина связистов перед столовой отправил в одиночную строевую с песней несчастного бойца который за две недели так и не выучил их песню. После этого дождались пока он начнёт припев и вместе с ним на месте всей батарей ему «помогли» (с другого конца плаца было видно как тот покраснел). Так что тут ещё и воспитательный момент.

А так тот случай был первым в линейке которые помогли наладить отношения со срочниками (они никак не могли простить что нам месяц а им год). А совсем хорошо получилось, когда на присяге после принятия должны были пройти коробкой все батареи и срочников и наша учебная. Так срочники забыли убрать стол с пути. Что случилось дальше когда пошли парадом лучше описать словами зрителей, которые стояли сзади нашей батареи, для них было сюрпризом когда сзади коробки, которая стронулась с места материализовался стол. Для тех кто видел стол изначально выглядело так что перед коробкой он исчез за коробкой появился. Ни по головам ни по строю никто не мог сказать что в это время народ пытался матюкаясь тихонько строевым шагом неразрывая строй обойти несчастный стол. А то как никак последняя присяга в той части, так как подразделение переезжало). Срочники потом извинялись ну и наладили отношения).

Ps воду грели для срочников и обычной кухни, наша батарея горячую воду видела редко и то через налаженные отношения в термосах и 5-ти литровых канистрах, которые к концу скукожились и за спиной комбата. При этом нам ещё и неповезло что половина казармы которая нам досталась оказалась реально только с кубриками туалетами в которых половина сантехники единиц не работала и без сушилки (сушили после стирки по ночам так как комбату было насрать что у нас нет места для сушки и прочего). Потом когда унесли перегородку между солдатской и нашей частью мы ходили по солдатской части и завидовали, там у них и спортзал был с тренажёрами и весами свободными. И в умывальной/душевой/туалете всё работало

Источник

Почему солдаты ходят строем под песни?

зачем в армии поют песни в строю. Смотреть фото зачем в армии поют песни в строю. Смотреть картинку зачем в армии поют песни в строю. Картинка про зачем в армии поют песни в строю. Фото зачем в армии поют песни в строю

Ходить строем легче чем кучей, как стадо. Выдерживается темп движения колон, и легче контролировать время такого движения и командовать строями. При этом легче перестаиваться их походного порядка в оборонительный и наоборот. Это пошло не сейчас, а с тех времен, когда армии передвигались в основном в пешем порядке.

А песня нам жить помогает. С песней по жизни всегда легче! Она поддерживает бодрость и хорошее настроение. Даже когда сил нет и ноги уже не идут, запели, подтянулись и откуда силы появились!

Песни оказывают большое психологическое действие на людей. Когда поют все вместе, чувствуешь коллектив, что все как один, что ты в составе большой группы таких же людей способен на все.

зачем в армии поют песни в строю. Смотреть фото зачем в армии поют песни в строю. Смотреть картинку зачем в армии поют песни в строю. Картинка про зачем в армии поют песни в строю. Фото зачем в армии поют песни в строю

зачем в армии поют песни в строю. Смотреть фото зачем в армии поют песни в строю. Смотреть картинку зачем в армии поют песни в строю. Картинка про зачем в армии поют песни в строю. Фото зачем в армии поют песни в строю

Солдаты ходят строем под песни потому что, во первых под песню легче идти в ногу и не сбиваться. А во вторых, песни подбирают специально такие, чтобы эмоциональное состояние у солдат было позитивное.

зачем в армии поют песни в строю. Смотреть фото зачем в армии поют песни в строю. Смотреть картинку зачем в армии поют песни в строю. Картинка про зачем в армии поют песни в строю. Фото зачем в армии поют песни в строю

Солдаты обычно ходят строем под песни потому, что в строевых песнях обычно присутствует четкий ритм. Помогающий военнослужащим «топать» нога в ногу, и даже в тех случаях когда сбился с шага, моментально опять приходить в унисон с остальными бойцами.

зачем в армии поют песни в строю. Смотреть фото зачем в армии поют песни в строю. Смотреть картинку зачем в армии поют песни в строю. Картинка про зачем в армии поют песни в строю. Фото зачем в армии поют песни в строю

зачем в армии поют песни в строю. Смотреть фото зачем в армии поют песни в строю. Смотреть картинку зачем в армии поют песни в строю. Картинка про зачем в армии поют песни в строю. Фото зачем в армии поют песни в строю

Снятся девушки, дембель и кошмары,что дембель откладывается

зачем в армии поют песни в строю. Смотреть фото зачем в армии поют песни в строю. Смотреть картинку зачем в армии поют песни в строю. Картинка про зачем в армии поют песни в строю. Фото зачем в армии поют песни в строю

зачем в армии поют песни в строю. Смотреть фото зачем в армии поют песни в строю. Смотреть картинку зачем в армии поют песни в строю. Картинка про зачем в армии поют песни в строю. Фото зачем в армии поют песни в строю

зачем в армии поют песни в строю. Смотреть фото зачем в армии поют песни в строю. Смотреть картинку зачем в армии поют песни в строю. Картинка про зачем в армии поют песни в строю. Фото зачем в армии поют песни в строю

Сразу хотелось бы заметить, что частенько путают понятие общевойскового пайка с сухим пайком, а это абсолютно разные вещи, ведь общевойсковой паек, это собственно продукты, из которых пища приготавливается в столовых.

Если касаться самого перечня продуктов и норма на 1 человека, то это можно найти в Постановлении Правительства РФ от 2007 года №946.

Вот это перечень продуктов:

зачем в армии поют песни в строю. Смотреть фото зачем в армии поют песни в строю. Смотреть картинку зачем в армии поют песни в строю. Картинка про зачем в армии поют песни в строю. Фото зачем в армии поют песни в строю

зачем в армии поют песни в строю. Смотреть фото зачем в армии поют песни в строю. Смотреть картинку зачем в армии поют песни в строю. Картинка про зачем в армии поют песни в строю. Фото зачем в армии поют песни в строю

Источник

Зачем в армии поют песни в строю

зачем в армии поют песни в строю. Смотреть фото зачем в армии поют песни в строю. Смотреть картинку зачем в армии поют песни в строю. Картинка про зачем в армии поют песни в строю. Фото зачем в армии поют песни в строю

Самая древняя из сохранившихся до наших дней песен русских дружинников относится к Х веку. Ее автора, увы, мы не узнаем уже никогда.

В дальнейшем, с развитием уровня и культуры устного народного творчества жанр и форма стихосложения усложнялись. В результате возникло большое разнообразие песенных жанров.

Самыми распространенными в Русской Армии были хвалебные, походные песни и песни-баллады.

О значении солдатских песен как источников традиций и исторических сведений говорили и писали русские поэты Пушкин, Лермонтов, Жуковский.

» В великом Нове-городе
Стоят мужи ногвородские
У Святыя Софеи на площади,
Бьют вече великое,
Говорят мужи таково слово:
«Уже нам не поспеть на пособь
К великому князю Дмитрию.
Он Оку реку перевозится…»

зачем в армии поют песни в строю. Смотреть фото зачем в армии поют песни в строю. Смотреть картинку зачем в армии поют песни в строю. Картинка про зачем в армии поют песни в строю. Фото зачем в армии поют песни в строю

Песня относится к 1790 г., когда был взят Измаил. Здесь мы видим уже некое подобие рифмы. Песня казачья (казаки сыграли очень большую роль при взятии Измаила).

Как ни странно, самыми популярными в народе и в регулярной армии в XVIII- нач. XX в.в. были именно казачьи песни (вспомними, хотя бы «Донцы-удальцы»). Например, знаменитый «Марш сибирских стрелков» (вариант 1914 г., на музыку которого в годы Гражданской войны красные сочинили песню «По долинам и по взгорьям…») имеет своей основу песню кубанских казаков.

Вот несколько примеров песен, имеющих поэтическую ценность даже по меркам нашего времени:

«Кто не знал, не видал
Подвигов заветных
Кто не знал, не слыхал
Про гусар бессмертных

Начинай, запевай
Песню полковую
Наливай, выпивай
Чару круговую!

Ты не плачь, не горюй
Моя дорогая
Коль убьют, позабудь
Знать судьба такая»

зачем в армии поют песни в строю. Смотреть фото зачем в армии поют песни в строю. Смотреть картинку зачем в армии поют песни в строю. Картинка про зачем в армии поют песни в строю. Фото зачем в армии поют песни в строю

От автора. Эта песня Александрийского гусарского полка стала воистину народной. Автор в различных вариациях встречал ее в воспоминаниях красноармейцев-участников Гражданской войны, в книгах о Великой Отечественной, кроме того, эту песню пели советские солдаты в частях, расположенных в Монголии и на Дальнем Востоке в конце 60-х г.г.

«Не слышно шума городского
Над Невской башней тишина
И на штыке у часового
Горит полночная луна»

«Разудалый ты солдатик
Русской армии святой
Славно песню напеваю
Я в бою всегда лихой!

Не страшится русский витязь
Не страшится он никак
Ведь за ним семьи молитвы
С ним и Бог, и русский царь!»

«Пусть столетье за столетьем
Слава вьется над стрелком
Над Сибирским сорок третьим
Над родимым нам полком»

«Из тайги, тайги дремучей,
От Амура, от реки,
Молчаливо, грозной тучей
Шли на бой сибиряки.

Их сурово воспитала
Молчаливая тайга,
Бури грозные Байкала
И сибирские снега.

Ни усталости, ни страха;
Бьются ночь и бьются день,
Только серая папаха
Лихо сбита набекрень.

Эх, Сибирь, страна родная,
За тебя ль мы постоим,
Волнам Рейна и Дуная
Твой привет передадим!»

От автора. Вообще, Военное Министерство, понимания важность значения морального фактора, состояния боевого духа войск, уделяло большое внимание созданию и подготовке полковых оркестров, распространению и сохранению военных песен. В 1886 г. при Императорском Русском Географическом Обществе была создана специальная Песенная комиссия для сбора и издания песен казачьих войск. В 1910 г.,

зачем в армии поют песни в строю. Смотреть фото зачем в армии поют песни в строю. Смотреть картинку зачем в армии поют песни в строю. Картинка про зачем в армии поют песни в строю. Фото зачем в армии поют песни в строю

«Солдатушки бравы ребятушки
Кто же ваши сестры?
Наши сестры пики-сабли остры…»

«Где вы, соколы былые,
Черноморцы молодцы?
Где вояки удалые?
Где вы, старые бойцы?
Нет уж вас, но всякий знает
Ваши славные дела…»

Каждую свободную минуту в походе русские солдаты посвящали песне. Читаем в мемуарах: «… только развели костры, и уже послышались песни..».

зачем в армии поют песни в строю. Смотреть фото зачем в армии поют песни в строю. Смотреть картинку зачем в армии поют песни в строю. Картинка про зачем в армии поют песни в строю. Фото зачем в армии поют песни в строю

Специально для поднятия боевого духа взял с собой в поход песельников с набором народных инструментов и покоритель Сибири атаман Ермак. С пением молитв, боевых песен вошли в Сибирь казаки.

Немалое значение имели и песни-шутки, скрашивавшие нелегкий армейский быт.

Вот строки из заметок о Русской Армии германского офицера Гейно фон Базедова, много раз бывавшего в нашей стране в конце XIX- нач. ХХ века: «… Песенники играли большую роль во внутренней жизни русского войска…».

Но не только в жизни войска. Полковые оркестры в провинциальных городах зачастую являлись единственными музыкантами и играли важную роль в городской культурной жизни. Они выступали в общественных садах и парках, на торжественных и увеселительных мероприятиях. Вот отрывки из газет того времени:
-газета «Обская жизнь» (г. Ново-Николаевск) от 22 февраля 1910 г.: «В помещении городского собрания состоится бал-маскарад… Играет оркестр Иркутского полка»;
-газета «Псковский голос» (г. Псков) от 31 августа 19.. г. завтра 1 сентября

Источник

Строевые песни в армии

Вечером воины сажаются в красном уголке и «Записываем слова новой строевой песни»

«Мы выходим на рассвете

Из Сахары дует ветер

Развевая нашу песню до небес

Звон копыт летит за нами

С нами бог и с нами знамя

И тяжелый карабин наперевес»

Далее по тексту. Это Киплинг если кто не в курсе.

После этого, дня через три срываюсь в срочный отпуск по семейным обстоятельствам, оставляя карантин на помощника.

При возвращении смотрю: поют все тот же «солдатский выходной». Что за дела? Парень который оставался за командира и рассказывает, что при следующей встрече карантина, орущего строевую и ротного как раз звучал куплет:

«Не смотря на то что новый

Командир у нас хреновый,

Ну а нам на это дело наплевать. «

М-да, как-то неаккуратненько вышло ¯\_(ツ)_/¯

Песня Киплинга, байка моя, текст мой.

>Только что призванные бойцы, идут строем, четко, красиво
байка байкой, но это совсем эребор. или в вашем понятии «только что» = две-три недели назад?

Про Киплинга не знал, слышал в двух вариациях ВИА Каскад, с толковым и хреновым командиром.

блин,а мы как-то прошлись от столовки до казармы под губку боба,и тем-же вечером контрабас,который всел нас, стоял на ковре у нач штаба %) больше мы это дерьмо не пели

. с нами бог и с нами знамя

и тяжёлый АКС наперевес

командир у нас хреновый

несмотря на то что новый

ну а нам на это дело наплевать

было б выпить что покрепче

и не больше и не меньше

всё равно с какой заразой воевать

ну а если кто-то помер

за него сыграем в покер

виски пьём и не жалеем ни о чём

есть у каждого в резерве

водка деньги и консервы (варианты: виски бабы и консервы)

и могила занесённая песком

«Мы выходим на рассвете» это никаким боком не Киплинг, автор Сергей Вениаминович Шабуцкий (1964 г.).

расскажу историю ребята

привели ко мне трёх клёвеньких девчат

они были все как иха мать

У нас была строевая «белые розы». Юра Шатунов, я тебя ненавижу.

Ротный Теребилов в учебке заставлял петь любимую песню своего папы «Огненные годы». Причем потом я узнал что половину слов он переврал.

Мы мстили ему, исполняя при выходе на известный мотив: по плацу ходила большая Теребила.

У нас вот такая была

Звездопад, да рокот зарниц.
Грозы седлают коней,
Но над землей тихо льется покой
Монастырей.
А поверх седых облаков
Синь соколиная высь.
Здесь, под покровом небес
Мы родились.

След оленя лижет мороз,
Гонит добычу весь день,
Но стужу держит в узде
Дым деревень.
Намела сугробов пурга
Дочь белозубой зимы.
Здесь, в окоеме снегов
Выросли мы.

Нас точит семя орды,
Нас гнет ярмо басурман,
Но в наших венах кипит
Небо славян.
И от Чудских берегов
До ледяной Колымы.
Все это наша земля!
Все это мы!

За бугром куют топоры,
Буйные головы сечь,
Но инородцам кольчугой звенит
Русская речь.
И от перелеска до звезд
Высится Белая рать.
Здесь, на родной стороне
Нам помирать.

Нас точит семя орды,
Нас гнет ярмо басурман,
Но в наших венах кипит
Небо славян.
И от Чудских берегов
До ледяной Колымы.
Все это наша земля!
Все это мы!

Нас точит семя орды,
Нас гнет ярмо басурман,
Но в наших венах кипит
Небо славян.
И от Чудских берегов
До ледяной Колымы.
Все это наша земля!
Все это мы!

Источник

Новые строевые песни
Выпуск 3

Тексты песен из сборника с нотами для баяна

Д. Завадинский
Работа над строевой песней в подразделении

Тема вооруженной защиты Родины нашла широкое отражение в советской музыке. Наши композиторы и поэты создали замечательные военно-патриотические песни, получившие широкую популярность и признание у воинов и всего советского народа. Эти песни во время войны вдохновляли советских воинов на самоотверженные подвиги во славу любимой Родины, а в мирные дни помогают солдатам и матросам в их ратном труде.

О руководителе

Для того чтобы разучить строевую песню в подразделении, нужен музыкальный руководитель. В соответствии с Уставом внутренней службы разучивание строевых песен с солдатами, как и руководство музыкальной самодеятельностью в частях, возлагается на дирижера духового оркестра. Кроме военного дирижера, это руководство могут осуществлять и другие музыкально грамотные люди, владеющие каким-либо музыкальным инструментом — скрипкой, кларнетом, трубой. Лучше всего, конечно, если руководитель умеет играть на фортепиано или на баяне, так как эти инструменты обладают необходимой полнотой звучания и на них можно исполнять не только мелодию, но и аккомпанемент.

Если руководитель не играет ни на одном инструменте, то придется учить песню «с голоса». Это несколько затруднит процесс разучивания, так как инструмент обладает большей точностью интонации, чем голос.
Совершенно необходимо, чтобы руководитель обладал определенными музыкальными способностями — хорошим слухом и музыкальной памятью. Не рекомендуется назначать руководителем музыкально неграмотного человека. Чем лучше будет подготовлен руководитель, тем интереснее он сможет организовать занятия и увлечь солдатский коллектив.
Помимо музыкальных способностей, руководитель должен обладать организаторскими данными, быть требовательным, настойчивым, уметь навести порядок и дисциплину в коллективе, с которым ему предстоит заниматься.

Выбор песни

Подготовку к разучиванию строевой песни начинают с отбора песенного материала. Какую песню взять для разучивания? Вот первый вопрос, с которым сталкивается музыкальный руководитель.
Строевые песни имеют свои особенности, свою специфику.
Главным требованием к строевым песням является их приспособленность к четкому, равномерному шагу войск. Другими словами, строевая песня должна быть ритмически удобной для хождения в строю. Если песня не удовлетворяет этому требованию, то при всех прочих достоинствах она не подойдет для разучивания.
Мелодия песни должна быть интересной, привлекательной и легко запоминаться, а стихи — идейно выдержанными, содержательными и отражать военную жизнь, солдатский быт. Необходимо, чтобы песня была удобна для исполнения, чтобы она не затрудняла дыхание при движении на марше, то есть чтобы звучание чередовалось в ней с паузами.
Желательно, чтобы диапазон мелодии в песне не был чересчур широким (не превышал октавы), иначе одним придется петь высоко, а другим — низко. Важным качеством строевой песни является устойчивость ее мелодии, так как в строю поют обычно без музыкального сопровождения. Если мелодия окажется расплывчатой, как говорят, тонально неустойчивой, то петь ее будут нечисто, фальшиво, а это, конечно, недопустимо.

Хорошая строевая песня проста, но не примитивна. Она обладает художественными достоинствами, развивающими эстетический вкус у ее исполнителей — у солдат и матросов.
Таким образом, подходя с подобными, достаточно строгими, но обоснованными требованиями к качеству строевых песен, мы увидим, что далеко не каждая песня способна удовлетворить этим требованиям, а главное «запасть» в душу солдатам и прочно войти в их жизнь и быт.
Значительную помощь в подборе строевых песен могут оказать сборники «Новые строевые песни», регулярно выпускаемые Военным издательством Министерства обороны Союза ССР.

О запевалах

Организация разучивания строевых песен в подразделении отличается от принципов разучивания песен с самодеятельным хоровым коллективом. Руководитель хора отбирает из любителей хорового искусства наиболее одаренных певцов путем индивидуального прослушивания. Участники хора обладают более или менее хорошими голосовыми данными и музыкальными способностями.
Иначе обстоит дело в подразделении, которому предстоит разучить строевую песню. Здесь не приходится отбирать желающих петь, потому что петь должны все. Бывают, правда, исключения. Изредка встречаются люди, совершенно лишенные музыкального слуха. Руководитель обязан обнаружить таких солдат и попросить их не петь вместе со всеми, чтобы, не вносить фальши в исполнение и не мешать другим. Но в основном строевые песни исполняет, как сказано, весь личный состав подразделения.
Наиболее голосистые и способные певцы в воинских частях являются запевалами. Запевала — это певец-солист, исполняющий запев песни вплоть до припева, подхватываемого всем хором (строем). Роль запевалы на марше в известной степени соответствует роли дирижера хора на концерте. Он увлекает и ведет за собой поющий строй. Хороший, звонкоголосый запевала — любимец подразделения и гордость его. Товарищи-однополчане не только любят своего запевалу, но подчас и трогательно заботятся о нем, стараются уберечь его от простуды и переутомления.

Функции запевалы не должны ограничиваться запевом песни. Запевала — активный пропагандист строевой песни и «правая рука» музыкального руководителя. Обычно он лучше других бойцов подразделения знает песенный строевой репертуар. Первоначальный процесс разучивания песен возглавляет музыкальный руководитель. Но после того как солдаты подразделения основательно выучат слова и музыку песни, функции руководителя можно считать законченными.
Во время похода, на учениях музыкальный руководитель обычно не бывает вместе с подразделениями. Зато запевала, находясь постоянно среди бойцов, помогает одним, поправляет других, вообще следит за тем, чтобы солдаты его подразделения хорошо знали и исполняли строевые песни.

Как организовать разучивание песни

Разучивание строевых песен можно проводить различными методами. Из них наиболее распространены два:
1. Разучивание песни непосредственно с солдатами подразделений. В этом случае музыкальный руководитель собирает, обычно в клубе, солдат и поочередно, рота за ротой, разучивает с ними песню Подобных занятий с каждой группой нужно провести столько, сколько потребуется для полного усвоения солдатами мелодии и слов песни. Это будет зависеть от сложности музыкальной фактуры песни, от степени подготовленности солдат, пришедших на занятия, и от способностей руководителя. Чем более живо, увлекательно, в хорошем темпе сумеет руководитель провести занятия, тем лучше будет достигнутый результат.

2. Проведение семинаров запевал. Это наиболее часто встречающийся на практике метод разучивания строевых песен. Он состоит в том, что музыкальный руководитель собирает запевал от каждого подразделения и с ними основательно выучивает песню. При этом запевалы должны усвоить себе не только запев, но и все составные части песни.

Как правило, строевая песня состоит из запева и припева. Кроме того, очень часто в песнях мы находим так называемый подголосок. Подголосок — это побочный, украшающий голос, обычно находящийся выше мелодии и распеваемый без слов.
Запев чаще всего бывает одноголосным. Если он двухголосен, то для исполнения его потребуется дуэт запевал. Хоровой припев может быть двух, а то и трехголосным. Запевалы обязаны твердо выучить все составные части песни и все голоса ее, с тем чтобы в дальнейшем у себя в подразделении помочь солдатам усвоить новую песню.

Перед тем как собрать для разучивания песни личный состав подразделения или запевал, музыкальный руководитель должен позаботиться о том, чтобы в наибольшей степени облегчить усвоение слов и музыки песни солдатами. Для этого рекомендуется заготовить листовки с текстом песни и перед занятиями раздать их солдатам. Можно выписать слова песни крупным шрифтом на больших листах бумаги, на щитах и выставить их во время разучивания на видном месте. Лучше же всего будет, если руководитель раздаст участникам занятий партии песни не только со словами, но и с нотами. Поющие, следя за мелодией песни по нотам, невольно связывали бы высоту звука с положением нот на линейках и постепенно приучались бы к освоению нотной грамоты.

Как провести занятия по разучиванию песни в подразделении

Если строевая песня, избранная для разучивания, является новой, неизвестной солдатам, то желательно, чтобы руководитель предварительно ознакомил с нею присутствующих на занятиях. Для этого рекомендуется сыграть песню на фортепиано или баяне и спеть ее. Квалифицированному руководителю такая задача вполне по силам. После ознакомления с песней руководитель останавливает внимание слушателей на ее словах, разъясняет идейное содержание стихов, обращает внимание на смысл и правильность произношения некоторых более трудных слов.

Задача хора, то есть всех солдат подразделения, сводится в основном к исполнению припева песни. Поэтому главное внимание на занятиях нужно уделить именно припеву. Запев песни и подголосок (если он есть) не обязательно тщательно разучивать на общих занятиях. Ведь запев и подголосок исполняют запевалы. Чтобы не задерживать весь хор, их следует пройти до или после общих занятий.
Практика подсказывает, что более трудным для запоминания является второй голос песни. Поэтому с него и нужно начинать разучивание. Если же поступить наоборот и сначала выучить мелодию с тенорами (первыми голосами), то вторым голосам (басам) труднее будет усвоить свою партию, так как мелодия (верхний голос) невольно быстрее всего запоминается и будет их сбивать.
Рассмотрим процесс разучивания на песне «Далекая моя» (музыка А. Лебедева, слова П. Градова), опубликованной в настоящем сборнике.
Как уже было сказано, после предварительного ознакомления хора с новой песней руководитель останавливает внимание слушателей на стихах песни и кратко анализирует их идейное содержание. Песня «Далекая моя» является типично солдатской строевой песней и написана на военную тему. В ней органически сочетаются вопросы солдатского быта, солдатской службы с лирической темой верности, любимой девушке. Песня рисует образ советского солдата, который честно служит своей Родине, но не забывает и об избраннице своего сердца. Любовь помогает солдату в его ратном труде.

Сроднился я с военной службою,
Горжусь своей солдатской дружбою.
Но о тебе, далекая моя,
Хорошая моя,
Не забываю я.

Руководитель обращает внимание хора также и на то, что общий характер песни жизнерадостный, светлый, что она удобна для исполнения и не затруднит дыхание на марше, так как пение в ней чередуется с паузами.
После подобных предварительных замечаний руководитель приступает к разучиванию песни.
Первые две фразы песни составляют ее запев.

Так как запев песни поет не хор, а запевалы, то достаточно будет лишь ознакомить с ним участников занятий. Все внимание сосредоточивается на припеве песни.

При разучивании рекомендуется расчленять музыкальную ткань песни на отдельные фразы, так как короткие куски легче запоминаются. Сначала, как было сказано, разучивается второй голос.
Руководитель несколько раз подряд поет в сопровождении инструмента первую фразу.
«И о тебе, и о тебе, далекая моя».

Затем он предлагает басам пропеть эту фразу. Если басы сразу не запомнят ее или запомнят, но не совсем точно, то руководитель повторяет ее еще и еще раз до тех пор, пока она будет правильно усвоена. Тогда руководитель разучивает эту же фразу с тенорами. После этого он возвращается снова к басам, так как они могут, слушая мелодию песни, забыть свою партию. Когда же басы и тенора запомнят фразу, следует соединить их вместе, то есть предложить спеть всем одновременно.
Затем, описанным выше способом, разучивается следующая фраза:
«хорошая моя».
Когда и эта фраза будет усвоена, хор исполняет обе фразы вместе:
«И о тебе, и о тебе, далекая моя, хорошая моя».
Наконец, руководитель приступает к разучиванию последней музыкальной фразы:
«Не забываю я».
После усвоения этой фразы ее следует соединить с предыдущей:
«Хорошая моя, не забываю я».
В заключение предлагается каждой партии (тенорам, басам) отдельно спеть весь припев от начала до конца. Если это удастся выполнить без ошибок, то припев можно исполнять всем хором. Если ошибки окажутся, следует повторить отдельные более трудные места припева. В процессе разучивания бывает полезна проверка певцов по одному или небольшими группами для лучшего усвоения материала.
Мелодический рисунок песни «Далекая моя» прост, а потому и не труден для запоминания. Вчерне эту песню можно выучить с личным составом подразделения в течение одного занятия. Есть, однако, в песне место, которое может оказаться для исполнителей более трудным и потребовать при разучивании дополнительных усилий. Имеется в виду шестой такт припева, где на слове «хорошая» во втором голосе появляется нота фа диез (при отклонении в соль минор).
Разученную песню рекомендуется обязательно повторить на следующем занятии, чтобы усвоенный материал лучше закрепился в памяти солдат. Повторять пройденный материал следует также по отдельным фразам сначала с басами, потом с тенорами.
К этому времени запев песни уже должен быть разучен с запевалами. Чтобы практическое освоение разученной песни было полным, руководитель выстраивает подразделение в походную колонну для исполнения песни в строю при движении на месте или на марше. Пройдя таким образом песню несколько раз подряд, руководитель может считать разучивание песни законченным.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *