зачем в чернобыле ису 152
Зачем в чернобыле ису 152
Отрывок из книги Е.В. Миронова «Чернобыль. Необъявленная война»
Более того, есть мысли, что САУ использовались для проделывания отверстий в толстых стенах четвертого блока, чтобы протащить бетоноводы или трубы охлаждения. Так как уровень радиоактивного фона был высок, то работать человеку длительное время отбойным молотком было нереально. Упоминания о таком способе работы можно найти в «Чернобыльской тетради» Григория Медведева:
Возможно, по этому вопросу правда, как говорится, где-то посередине. В Интернете потомки ликвидаторов пересказывают истории, о том, что все-таки по началу стреляли. Но это только осложнило ситуацию: выход радиации и поднятие радиоактивной пыли заставили отказаться от данной затеи.
Продолжая о стрельбе из самоходок, находим информацию, что машины изначально перебросили в Чернобыль для испытания нового метода тушения пожара. Производился выстрел над реактором специальным снарядом, содержащим особый порошок, способный ликвидировать возгорание. Также предполагалось использовать крупнокалиберные пулеметы для уничтожения графита, вплавившегося в кровлю машинного зала. Однако эта версия не имеет официального подтверждения.
Другое применение ИСУ-152 касается тоже сноса зданий и стен, но имеет фотодоказательство.
Иных назначений самоходной установки в зоне аварии атомной станции не находится. Как бы то ни было, легендарные машины послужили на благо отечества даже через 40 лет с окончания войны и не подвели.
Великая Отечественная, … и не только
Применение ИСУ-152 в Чернобыле
Все мы слышали о Чернобыле. Событие 1986 года настолько потрясло мир, что название города стало синоним ядерной катастрофы. Устранение катастрофы в Чернобыле потребовало неимоверного количества усилий людей и техники, даже из военной сферы.
Ходит много версий о том, зачем перебросили десяток самоходок в Чернобыль. К сожалению, нет официальной и достоверной информации обо всех способах применения САУ, поэтому информацию приходится собирать по крупицам из разных источников.
Самая распространенная версия — для уничтожения стен, мешавших проходу ликвидаторов, бетонобойными и кумулятивными снарядами. Так утверждает журнал «Крылья Родины». Косвенное подтверждение этому можно найти и в книге Е.В. Миронова «Чернобыль. Необъявленная война».
Возможно, по этому вопросу правда, как говорится, где-то посередине. В Интернете потомки ликвидаторов пересказывают истории, о том, что все-таки по началу стреляли. Но это только осложнило ситуацию: выход радиации и поднятие радиоактивной пыли заставили отказаться от данной затеи.
Продолжая о стрельбе из самоходок, находим информацию, что машины изначально перебросили в Чернобыль для испытания нового метода тушения пожара. Производился выстрел над реактором специальным снарядом, содержащим особый порошок, способный ликвидировать возгорание. Также предполагалось использовать крупнокалиберные пулеметы для уничтожения графита, вплавившегося в кровлю машинного зала. Однако эта версия не имеет официального подтверждения.
Другое применение ИСУ-152 касается тоже сноса зданий и стен, но имеет фотодоказательство.
Лобовая броня машины — 90 мм, мощность двигателя — 520 л.с. Все это позволяло сносить преграды прямо самоходкой: броня, покрытая свинцовыми листами, могла какое-то время защищать от радиации и падающих бетонных конструкций. К тому же, к военной технике с легкостью можно присоединить ковш, что случалось во время войны. Специальные же машины для разбора зданий и завалов не обладали подобной защитой.
И последнее, самое простое и очевидное применение САУ — в качестве тягача. Все тот же двигатель, все те же свинцовые листы позволяют работать в зоне аварии дольше, чем на спецтехнике. К тому же стоимость современной на тот момент, например, ИМР-2 (инженерная машина разграждения) выше устаревшей самоходки. И экономически целесообразным будет привлекать мощную, но устаревшую военную технику к непрофильным работам. В конечном счете, всё придется захоронить или оставить. Экономия на лицо.
Иных назначений самоходной установки в зоне аварии атомной станции не находится. Как бы то ни было, легендарные машины послужили на благо отечества даже через 40 лет с окончания войны и не подвели.
Также же можете оценить мою подборку атмосферных фотографий танков, оставленных в «полной свободе» от человека
Применение ИСУ-152 в Чернобыле
Все мы слышали о Чернобыле. Событие 1986 года настолько потрясло мир, что название города стало синоним ядерной катастрофы. Устранение катастрофы в Чернобыле потребовало неимоверного количества усилий людей и техники, даже из военной сферы.
Ходит много версий о том, зачем перебросили десяток самоходок в Чернобыль. К сожалению, нет официальной и достоверной информации обо всех способах применения САУ, поэтому информацию приходится собирать по крупицам из разных источников.
Ликвидаторы на фоне ИСУ-152
Переброшенные ИСУ-152 с экипажем (обратите внимание на бортовой номер машины, мы его еще увидим)
Отрывок из книги Е.В. Миронова «Чернобыль. Необъявленная война»
Более того, есть мысли, что САУ использовались для проделывания отверстий в толстых стенах четвертого блока, чтобы протащить бетоноводы или трубы охлаждения. Так как уровень радиоактивного фона был высок, то работать человеку длительное время отбойным молотком было нереально. Упоминания о таком способе работы можно найти в «Чернобыльской тетради» Григория Медведева:
Отрывок из «Чернобыльской тетради» Григория Медведева
Возможно, по этому вопросу правда, как говорится, где-то посередине. В Интернете потомки ликвидаторов пересказывают истории, о том, что все-таки по началу стреляли. Но это только осложнило ситуацию: выход радиации и поднятие радиоактивной пыли заставили отказаться от данной затеи.
Продолжая о стрельбе из самоходок, находим информацию, что машины изначально перебросили в Чернобыль для испытания нового метода тушения пожара. Производился выстрел над реактором специальным снарядом, содержащим особый порошок, способный ликвидировать возгорание. Также предполагалось использовать крупнокалиберные пулеметы для уничтожения графита, вплавившегося в кровлю машинного зала. Однако эта версия не имеет официального подтверждения.
Другое применение ИСУ-152 касается тоже сноса зданий и стен, но имеет фотодоказательство.
Брошенная ИСУ-152 с тем самым бортовым номером 100
ИСУ-152 на фоне ЧАЭС (прошу прощения за размер, единственный вариант)
Иных назначений самоходной установки в зоне аварии атомной станции не находится. Как бы то ни было, легендарные машины послужили на благо отечества даже через 40 лет с окончания войны и не подвели.
ИСУ-152 в Припяти: стреляли ли САУ по аварийному энергоблоку ЧАЭС?
На фото из зоны отчуждения периодически встречается кажущийся неуместным ржавый остов самоходного орудия ИСУ-152. В Сети по сей день ведутся споры: сколько их было в Припяти во время ликвидации аварии в Чернобыле и использовали ли они по назначению 152-мм орудия МЛ-20С. Попробуем разобраться.
Реальная Припять не слишком похожа на локации «Сталкера». Некоторых это разочаровывает. Последний реактор заглушили в 2000 году, но и по сей день рядом с живописной «заброшкой» торчат современные постройки, ходят люди и ездит транспорт.
До лесных пожаров 2020-го и пандемии коронавируса в зоне отчуждения хватало и туристов. Со снорками и псевдогигантами дело обстоит гораздо хуже, а контролёры встречаются разве что ведомственные.
Зато здесь можно встретить стальных «зверобоев».
Немного о локациях
Между Яновским затоном, выселенными микрорайонами Припяти и Рыжим лесом всё ещё работают объекты нефтебазы. У восточного забора одного из них живописно врастает в землю массивный силуэт, который мгновенно узнает любитель военной истории.
Если присмотреться к соседней свалке техники ликвидаторов, найдётся ещё одна САУ. В гораздо худшем состоянии, с развороченным моторно-трансмиссионным отделением и без ствола. Орудие вырвали не сталкеры в поисках хабара и не охотники за радиоактивным черметом. Именно в таком виде машина с бортовым номером «100» и прибыла к ещё дымящейся Чернобыльской АЭС в мае 1986‑го.
Была ещё одна. Со стволом и бортовым номером «129». Она чаще других встречается на фотографиях времён ликвидации — но дальнейшая её судьба не совсем понятна.
По одной из версий, она застряла и была брошена в окрестностях села, а ныне урочища Корогод — пустоши в 12 километрах к юго-западу от Припяти, невдалеке от «психотронно выжигающей мозги» РЛС «Дуга». По некоторым утверждениям, именно здесь базировался импровизированный взвод инженерных войск на ИСУ.
Как говорят очевидцы, у разваливающихся домов и ферм Корогода табун лошадей Пржевальского встретить можно, а вот с САУ «129» всё сложно. То ли она есть, то ли её нет, то ли она была, но потом исчезла. Фотографий этой машины после завершения работ по ликвидации в Сети не видно, в отличие от её «коллег» на нефтебазе.
Откуда в Припяти взялись САУ?
Насколько известно, машины перебросили в Припять с базы хранения в Новомосковске Днепропетровской области. Территория УССР считалась тылом советских группировок в Европе и была удивительно богата на военные склады: мало что из старого военного имущества может пригодиться, если Третья мировая пойдёт для СССР не лучшим образом.
Ликвидировать аварию на АЭС отправили не САУ образца Второй мировой. ИСУ-152К — модернизация середины 1950-х годов, с новым двигателем мощностью 520 л. с. и элементами тяжёлого танка Т-10 в ходовой части. Машины этого типа успели повоевать при подавлении венгерского восстания и в арабо-израильских войнах. К 1974 году их признали несоответствующими современным требованиям и отправили на базы хранения.
Многие источники утверждают, что «зверобоев» при ликвидации аварии на ЧАЭС было около десятка. Попавшие в Сеть фотографии демонстрируют три машины, из которых до наших дней дожили остовы двух. Две обычные, с орудиями МЛ-20С, одна — без, с заглушкой на месте ствола.
Порой пишут о свинцовых экранах — но на фотографиях их не видно. Впрочем, броня САУ и сама по себе должна была служить неплохой защитой для экипажа.
Большинство очевидцев и пытавшихся разобраться авторов склоняются к тому, что САУ под Чернобылем использовали как тяжёлые гусеничные тягачи. А также для сноса построек таранными ударами. Но для этих целей больше подходят БТТ-1 — танковые тягачи на базе ИСУ-152. Всё то же, только со штатным бронелистом на месте орудия и рядом доработок для использования как раз в подобных ситуациях.
Почему на ликвидацию аварии отправили именно САУ с пушками, а не тягачи на их базе, приспособленные для инженерных работ? Или правы утверждающие, что ИСУ-152К вели-таки огонь из 152-мм орудий по горящей станции?
В Припяти в составе сил инженерного отдела 90-й оперативной группы в основном работали инженерные машины ИМР и ИМР-2. Вскоре прибыли и специально переоборудованные ИМР‑2Д.
Однако БТТ-1 в таком качестве были бы ещё лучше.
По АЭС прямой наводкой?
В книгах «Чернобыльская тетрадь» Григория Медведева и «Чернобыль. Необъявленная война» Евгения Миронова утверждается, что ИСУ по приказу маршала Огаркова сначала вели огонь по строившемуся пятому корпусу. Главной задачей было проделать кумулятивным выстрелом дыру в радиоактивном корпусе аварийного четвёртого энергоблока, чтобы протянуть через неё шланг для подачи жидкого азота под фундаментную плиту. Для этого нужно было потренироваться на менее опасном объекте.
Участник ликвидации Валерий Стародумов в серии интервью на YouTube утверждает: ИСУ использовали только как тягачи.
О дальнейшем все источники утверждают единогласно: ИСУ-152К использовали как тягачи и «гусеничные тараны» для сноса построек. После чего вместе с оставшейся техникой бросили в Припяти.
К сожалению, о точных фактах мы по-прежнему можем лишь гадать. Наиболее реалистичной выглядит версия, что ИСУ-152К изначально перебросили в Припять именно из-за мощных 152-мм орудий, которыми собирались решить ряд задач.
Однако на месте сочли их использование слишком опасным и нецелесообразным. Если ИСУ и стреляли в Припяти, то только в порядке тренировки на недостроенном корпусе пятого энергоблока. После чего ретротехнику — раз уж она уже здесь и её всё равно придётся бросить из-за радиации — применили в качестве тягачей и инженерных машин.
Ну а теперь «зверобои» покоятся на нефтебазе и привлекают туристов. Некоторые энтузиасты даже фотографируются на броне хорошо сохранившейся «100-й» машины в модном стиле Squatting Slavic Hardbass Gopnik или залезают внутрь пофотографировать.
Едва ли это мудрое решение. Особенно без дозиметра.
ИСУ-152 в Припяти: стреляли ли САУ по аварийному энергоблоку ЧАЭС?
На фото из зоны отчуждения периодически встречается кажущийся неуместным ржавый остов самоходного орудия ИСУ-152. В Сети по сей день ведутся споры: сколько их было в Припяти во время ликвидации аварии в Чернобыле и использовали ли они по назначению 152-мм орудия МЛ-20С. Попробуем разобраться.
На фото из зоны отчуждения периодически встречается кажущийся неуместным ржавый остов самоходного орудия ИСУ-152. В Сети по сей день ведутся споры: сколько их было в Припяти во время ликвидации аварии в Чернобыле и использовали ли они по назначению 152-мм орудия МЛ-20С. Попробуем разобраться.
Реальная Припять не слишком похожа на локации « Сталкера». Некоторых это разочаровывает. Последний реактор заглушили в 2000 году, но и по сей день рядом с живописной « заброшкой» торчат современные постройки, ходят люди и ездит транспорт.
До лесных пожаров 2020-го и ‘ title=>пандемии коронавируса в зоне отчуждения хватало и туристов. Со снорками и псевдогигантами дело обстоит гораздо хуже, а контролёры встречаются разве что ведомственные.
Зато здесь можно встретить стальных « зверобоев».
Немного о локациях
Между Яновским затоном, выселенными микрорайонами Припяти и Рыжим лесом всё ещё работают объекты нефтебазы. У восточного забора одного из них живописно врастает в землю массивный силуэт, который мгновенно узнает любитель военной истории.
Игрок в WoT не удержится от комментария: « Бревномёт!». На ржавой броне всё ещё виден тактический номер « 130».
Если присмотреться к соседней свалке техники ликвидаторов, найдётся ещё одна САУ. В гораздо худшем состоянии, с развороченным моторно-трансмиссионным отделением и без ствола. Орудие вырвали не сталкеры в поисках хабара и не охотники за радиоактивным черметом. Именно в таком виде машина с бортовым номером « 100» и прибыла к ещё дымящейся Чернобыльской АЭС в мае 1986‑го.
Была ещё одна. Со стволом и бортовым номером « 129». Она чаще других встречается на фотографиях времён ликвидации — но дальнейшая её судьба не совсем понятна.
По одной из версий, она застряла и была брошена в окрестностях села, а ныне урочища Корогод — пустоши в 12 километрах к юго-западу от Припяти, невдалеке от « психотронно выжигающей мозги» РЛС « Дуга». По некоторым утверждениям, именно здесь базировался импровизированный взвод инженерных войск на ИСУ.
Как говорят очевидцы, у разваливающихся домов и ферм Корогода табун лошадей Пржевальского встретить можно, а вот с САУ « 129» всё сложно. То ли она есть, то ли её нет, то ли она была, но потом исчезла. Фотографий этой машины после завершения работ по ликвидации в Сети не видно, в отличие от её « коллег» на нефтебазе.
Откуда в Припяти взялись САУ?
Насколько известно, машины перебросили в Припять с базы хранения в Новомосковске Днепропетровской области. Территория УССР считалась тылом советских группировок в Европе и была удивительно богата на военные склады: мало ли что из старого военного имущества может пригодиться, если ‘ title=>Третья мировая пойдёт для СССР не лучшим образом.
Ликвидировать аварию на АЭС отправили не САУ образца Второй мировой. ИСУ-152К — модернизация середины 1950-х годов, с новым двигателем мощностью 520 л. с. и элементами тяжёлого танка Т-10 в ходовой части. Машины этого типа успели повоевать при подавлении венгерского восстания и в арабо-израильских войнах. К 1974 году их признали несоответствующими современным требованиям и отправили на базы хранения.
Многие источники утверждают, что « зверобоев» при ликвидации аварии на ЧАЭС было около десятка. Попавшие в Сеть фотографии демонстрируют три машины, из которых до наших дней дожили остовы двух. Две обычные, с орудиями МЛ-20С, одна — без, с заглушкой на месте ствола.
Порой пишут о свинцовых экранах — но на фотографиях их не видно. Впрочем, броня САУ и сама по себе должна была служить неплохой защитой для экипажа.
Большинство очевидцев и пытавшихся разобраться авторов склоняются к тому, что САУ под Чернобылем использовали как тяжёлые гусеничные тягачи. А также для сноса построек таранными ударами. Но для этих целей больше подходят БТТ-1 — танковые тягачи на базе ИСУ-152. Всё то же, только со штатным бронелистом на месте орудия и рядом доработок для использования как раз в подобных ситуациях.
Почему на ликвидацию аварии отправили именно САУ с пушками, а не тягачи на их базе, приспособленные для инженерных работ? Или правы утверждающие, что ИСУ-152К вели-таки огонь из 152-мм орудий по горящей станции?
Зачем именно ИСУ?
В Припяти в составе сил инженерного отдела 90-й оперативной группы в основном работали инженерные машины ИМР и ИМР-2. Вскоре прибыли и специально переоборудованные ИМР‑2Д.
Вот только наличие манипулятора исключало их использование для сноса тараном высоких зданий, при котором сверху будет падать бетон и ломать ценное оборудование.
Для этого ИСУ-152К с прочной бронёй и снятым пулемётом гораздо пригоднее.
Однако БТТ-1 в таком качестве были бы ещё лучше.
По АЭС прямой наводкой?
В книгах « Чернобыльская тетрадь» Григория Медведева и « Чернобыль. Необъявленная война» Евгения Миронова утверждается, что ИСУ по приказу маршала Огаркова сначала вели огонь по строившемуся пятому корпусу. Главной задачей было проделать кумулятивным выстрелом дыру в радиоактивном корпусе аварийного четвёртого энергоблока, чтобы протянуть через неё шланг для подачи жидкого азота под фундаментную плиту. Для этого нужно было потренироваться на менее опасном объекте.
Участник ликвидации Валерий Стародумов в серии интервью на YouTube утверждает: ИСУ использовали только как тягачи.
Версию об обстреле стен аварийного энергоблока называет « чушью собачьей».
О дальнейшем все источники утверждают единогласно: ИСУ-152К использовали как тягачи и « гусеничные тараны» для сноса построек. После чего вместе с оставшейся техникой бросили в Припяти.
К сожалению, о точных фактах мы по-прежнему можем лишь гадать. Наиболее реалистичной выглядит версия, что ИСУ-152К изначально перебросили в Припять именно из-за мощных 152-мм орудий, которыми собирались решить ряд задач.
Однако на месте сочли их использование слишком опасным и нецелесообразным. Если ИСУ и стреляли в Припяти, то только в порядке тренировки на недостроенном корпусе пятого энергоблока. После чего ретротехнику — раз уж она уже здесь и её всё равно придётся бросить из-за радиации — применили в качестве тягачей и инженерных машин.
Ну а теперь « зверобои» покоятся на нефтебазе и привлекают туристов. Некоторые энтузиасты даже фотографируются на броне хорошо сохранившейся « 100-й» машины в « бронелифчиков». Но славен он не только этим. Мы решили взять у него интервью и узнать, почему австралиец так увлечён Великой Степью и реалиями бывшего СССР.
‘ title=>модном стиле Squatting Slavic Hardbass Gopnik или залезают внутрь пофотографировать.