зачем в городе нужны лесопарки
ЛЕСОПАРКИ ГОРОДОВ КАК ФАКТОР СБЛИЖЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ
Аннотация: В настоящее время для жителя города созданы все необходимые условия для благоприятной жизни. В городах лесопарки являются основой биоразнообразия. Они также предоставляют различные возможности для отдыха горожанам. При этом важным остается общение человека с природой. Авторы считают, что в этом состоит основное предназначение лесопарков.
Выпуск: №4 / 2019 (октябрь — декабрь)
Автор(ы): Массеров Дмитрий Александрович
кандидат экономических наук, доцент, кафедра экологии и природопользования, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева», г. Саранск
Потапова Наталья Васильевна
кандидат сельскохозяйственных наук, доцент, кафедра агрономии и ландшафтной архитектуры, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева», г. Саранск
Ломакин Андрей Владимирович
магистрант, кафедра экологии и природопользования, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева», г. Саранск
Библиографическое описание статьи для цитирования: Массеров Д. А. Лесопарки городов как фактор сближения человека и природы [Электронный ресурс] / Д. А. Массеров, Н. В. Потапова, А. В. Ломакин // Современные проблемы территориального развития : электрон. журн. – 2019. – № 4. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 МГц ; 128 Мб ; 10 Мб ; Windows XP/Vista/7/8/10 ; Acrobat 6 х.
Лесопарк – это массив древесно-кустарниковой растительности, который служит для отдыха людей при его свободном посещении. Такая территория обычно благоустроена с сохранением природных лесных экосистем.
В городской системе с архитектурно-планировочной точки зрения лесопарки являются главными элементами зеленых зон города. Лесопарк отличается от естественного леса по структуре, использованию и хозяйственной деятельности. Все хозяйственные мероприятия в лесопарке направлены на повышение санитарно-гигиенических, эстетических достоинств территории; получение древесины имеет второстепенное значение. В лесопарке проводятся рубки ухода и формирования, санитарные рубки, лесопарковые посадки различных типов и т.п.
Размещение зеленых зон и лесопарков в города может быть равномерным или неравномерным, кольцевым, клиньями, полосами и т.д.
С развитием городов все меньше территории отдается деревьям и растительности. Но лесопарки продолжают оставаться важной частью городской среды. Парковые зоны, являясь сердцем города, играют важную роль в жизни не только больших, но и маленьких населенных пунктов.
Городские зеленые зоны играют важную роль в сохранении высокого качества жизни во все более урбанизированных обществах.Они создают условия, которые могут быть использованы для поддержания здоровья и благополучия жителей города.Однако во многих случаях эти положительные свойства не распределяются в равной степени для различных групп городского населения.
Городскими считаются леса, находящиеся в административных пределах города. Лесное хозяйство в них ведут предприятия и организации местных органов самоуправления.
Критерии, учитываемые при создании лесопарка:
– наличие водоема, который может служить местом для купания, катания на лодке, рыбалки.
– близкое расположение к городу и доступность въезда;
– площадь не менее 50 гектаров;
– биоразнообразие городских экосистем.
Необходимо уяснить, как можно планировать и управлять городскими природными условиями таким образом, чтобы они были более значимыми для различных групп людей. Результаты различных исследований дают нам знания о том, как планировать и проектировать зеленые насаждения для различных демографических и социально-экономических групп в современных городах, хотя все еще существует значительный дефицит специализированных исследований.
В. Д. Валова, например, призывает к следующему: «Живите в согласии с природой. Пользуйтесь любой возможностью побыть в лесу, у реки, в горах на море, цените любую погоду. Мы часть природы и поэтому не должны пренебрегать ее законами» [2, с. 171].
Лесопарк – обширный естественный лес поблизости от крупного города или внутри его, приспособленный для массового отдыха, спорта, развлечений и удовлетворения культурных потребностей населения [7, с. 173]. Современное развитие городов всё больше отдаляет людей от естественной природы. В лесопарках городское или сельское население может отдохнуть и с пользой провести свой досуг. Побывав в лесу, человек восстанавливает свое здоровье, а также получает положительные эмоции от общения с природой.
Парковые зоны, по мнению И. Ю. Нагибиной, «способствуют улучшению качества воздуха и являются средой обитания и развития представителей флоры и фауны. Также они способствуют сплочению городского населения и повышению качества его жизни» [6, с. 84].
Городские леса влияют на качество воздуха, а также на содержание углекислого газа в атмосфере на местном и региональном уровнях. Загрязнение воздуха, вызванное различными видами промышленной и человеческой деятельности, влияет на общее состояние здоровья населения, в частности, и на состояние экосистемы в целом. Следовательно, физиологическое благополучие людей стало подвержено неблагоприятным изменениям. В настоящее время проблема воздействия загрязненного воздуха на здоровье людей и, особенно, на дыхательную систему, является достаточно острой. Роль городского леса в смягчении этих последствий значительна. Тем более, если речь идет об улучшении здоровья детей.
В связи с этим необходимо каждодневно проявлять заботу о живой среде и прилагать усилия по устранению вредных веществ из атмосферы. Высаживая деревья в городских лесах, можно снизить серьезные неблагоприятные последствия для здоровья вследствие нахождения в воздухе гари и выбросов выхлопных газов автотранспорта.
Каким же образом на небольшой городской зеленой территории можно более полно и оптимально использовать потенциал лесопарка? В первую очередь для этого необходимо проводить биомониторинг. Изучение биологического аспекта жизни деревьев позволяет произвести необходимые измерения и расчеты. Следует обратить внимание на видовой состав городских лесов. Здесь есть возможность скорректировать план по озеленению, чтобы увеличить разнообразие видов или снизить риск появления значительного количества вредителей. Рекомендации в этой области заключаются в том, что не более 10% популяции деревьев должны принадлежать к одному роду, и не более 5% к одному виду. К сожалению, эти рекомендации не выполняются, поэтому наиболее часто используемыми видами являются клен обыкновенный и ясень. Специалисты говорят о необходимости соблюдения разнообразия по возрасту насаждений в городских лесах. Большинству деревьев в наших лесопарках около 60 лет. Если на смену им не будут посажены новые деревья, старость деревьев сделают наши городские леса уязвимыми для вредителей.
Мероприятия по охране и использованию лесов зеленых зон городов должны основываться на комплексной системе лесопользования. Такая система включает лесоводческие, биотехнические и противопожарные мероприятия, благоустройство территории для обеспечения оздоровительных и средозащитных функций леса и организации отдыха городского населения, а также предусматривает ограничение побочного пользования лесом [7, с. 175].
Биоразнообразие городских экосистем является неотъемлемой частью их функционирования и предоставления соответствующих услуг жителям. К сожалению, качество как водной, так и наземной среды обитания для биоразнообразия в городе Саранске с годами снизились в результате развития инфраструктуры, изменений в землепользовании, роста населения, изменения приоритетов в городском планировании и управлении [3].
Поскольку на основе биоразнообразия производятся экосистемные услуги, регулярная оценка функционирования данных систем во времени и пространстве имеет центральное значение для управления городской экологией. Приоритеты инфраструктуры и хозяйства города не должны затмевать важность планирования окружающей среды. Наоборот, их необходимо тщательно рассматривать в процессе проектирования развития города и его окрестностей [1].
Несмотря на то, что биоразнообразие в экосистемах оказывает значительное влияние на поддержание здоровья и благополучие человека в урбанизированных регионах, взаимосвязь между ними в управленческих структурах не всегда и не в полной мере остается сегодня понятой [4].
Мы считаем, что экосистемные услуги, потребляемые жителями городов, должны производиться на местном уровне и управляться местными как государственными, так и негосударственными организациями. Эти участники могут весьма успешно конкурировать в снабжении города чистой водой или в управлении ливневыми стоками, обеспечении жителей здоровыми и доступными продуктами питания и организации отдыха в зеленых зонах города.
Необходимо проанализировать возможности для отдыха и доступность общественных парков. Показатели их посещаемости позволяют предположить, что люди не очень любят проводить время в парках с густым растительным покровом и без дорожек [5], т.е. в них требуется провести элементарное благоустройство. Те же, кто находится в меньшей зависимости от наличия удобств, как правило, отдыхают вне городской зоны. Для получения больших рекреационных выгод из экологически ценных пространств необходимы разнообразные социальные или образовательные меры для улучшения связи человека с природой.
Список использованных источников
Masserov Dmitry
PhD in Economics, Associate Professor, Department Ecology and Environmental Management, National Research Ogarev Mordovia State University, Saransk
Potapova Natalya
PhD in Agriculture, Associate Professor, Department of Agronomy and Landscape Architecture, National Research Ogarev Mordovia State University, Saransk
Lomakin Andrey
master student, Department Ecology and Environmental Management, National Research Ogarev Mordovia State University, Saransk
URBAN FOREST PARKS AS A FACTOR OF RAPPROCHEMENT BETWEEN HUMAN AND NATURE
At present, residents of cities have all the necessary conditions for a favorable life. The forest parks are the basis of biodiversity in cities. They also provide a variety of recreational opportunities for citizen. At the same time, it is important to communicate with nature. The authors believe that this is the main purpose of forest parks.
Keywords: forest park, city, nature, people, park area, leisure, recreation, need.
© АНО СНОЛД «Партнёр», 2019
© Массеров Д. А., 2019
© Потапова Н. В., 2019
© Ломакин А. В., 2019
Зачем нужен лесопарк, если он не приносит деньги?
Этот клуб, созданный еще в 1986 году в настоящий момент объединяет тысячи людей разного возраста, профессий, сословий которые отдают предпочтение занятиям спортом на открытом воздухе. На территории зоны отдыха «Битца» ежегодно проводятся тренировки и десятки соревнований по лыжным гонкам, легкоатлетическому кроссу, маунтинбайку, гребному слалому, спортивному ориентированию и другим видам спорта.
В зоне отдыха клуба расположена единственная в Москве профессиональная лыжная трасса. Но московские чиновники в угоду толстому кошельку решили уничтожить и её. Какой прок от парковой зоны, если она не приносит барышей, которые даст жилищная застройка?
Поэтому и варганятся втихаря документы, узаконивающие строительство на заповедных землях природно-исторического парка элитного жилья и других капитальных объектов. А на публику чиновники докладывают,- все делается по многочисленным просьбам подавляющего числа москвичей.
Причем те, кто произносят такие слова, уже давно сами свято верят, что их жалкая кучка и есть подавляющее большинство. А тем не менее подобные решения должны проходить общественные обсуждения и слушания.
Этот вопрос не менее серьезный, чем выбор места для строительства храма в Екатеринбурге и многое будет зависеть от гражданской позиции каждого.
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции «Независимой газеты»;
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.
1.3. Особенности природных условий в городе (окончание)
Для прогулок и занятий физической культурой лучше выбирать место в парке, сквере или лесопарке.
Не следует ходить пешком вдоль автомобильных магистралей с интенсивным движением транспорта, особенно если ветер дует со стороны автомагистрали.
Купаться летом можно только в установленных местах, где состояние воды не опасно для здоровья.
Зелёные насаждения в городе очищают воздух и помогают вам дышать свежим воздухом. Не ломайте деревья и кустарники, не топчите газоны.
Мы можем сделать следующий вывод: в каждом городе природные условия различны и зависят от имеющихся в нём зелёных зон, водных артерий и работающих в нём фабрик, заводов и транспорта. Для того чтобы обеспечить свою безопасность, надо учитывать все факторы окружающей среды, в которой вы живёте.
1. Что влияет на природные условия в городе?
2. Зачем в городе нужны лесопарки?
3. Объясните значение слов «экологическая обстановка».
С помощью взрослых напишите небольшой рассказ (примерно 10 предложений) на тему «Экология моего района», в котором опишите экологическую обстановку в вашем районе и как можно её изменить.
1. Что влияет на природные условия в городе?
2. Зачем в городе нужны лесопарки?
3. Объясните значения слов «экологическая обстановка»
Ответ:
Постановлением Правительства РФ № 261 от 18.04.1992 г. «О создании Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях» (РСЧС) устанавливалось, что эта система предназначается для предупреждения чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время, а в случаях их возникновения — для ликвидации последствий, обеспечения безопасности населения, защиты окружающей среды и уменьшения ущерба народному хозяйству. Соответственно этому были определены ее главные задачи.
С декабря 1994 г. основополагающим документом, регламентирующим и определяющим общие для РФ организационно-правовые нормы в области защиты граждан, всего земельного, водного и воздушного пространства, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды, является федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Во исполнение его и с учетом предложений МЧС России Правительством РФ принято постановление № 113 от 5.11.1995 г. «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
В соответствии с положением об РСЧС, утвержденным указанным постановлением Правительства РФ, основными задачами РСЧС являются:
q разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
q осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм, а также подведомственных им объектов производственного и социального назначения в чрезвычайных ситуациях;
q обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
q сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обмен информацией;
q подготовка населения к действиям при чрезвычайных ситуациях;
q прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;
q создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее — резервы финансовых и материальных ресурсов);
q осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
q ликвидация чрезвычайных ситуаций;
q осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;
Настоящий Федеральный закон определяет задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны.
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 01.05.2019 N 84-ФЗ)
Защитная полоса между лесом и участком
Должна ли быть защитная полоса или дорога между лесом и участками? Могу ли я очистить какую-то территорию, прилегающую к участку, от леса самостоятельно?
Да, обязательно должна быть защитная полоса между лесничеством и участками.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 53.1 Лесного кодекса РФ меры противопожарного обустройства лесов включают в себя также прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос.
Противопожарные разрывы в соответствии с Перечнем объектов лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 17.07.2012 № 1283-р, относятся к объектам лесной инфраструктуры.
Согласно ч. 4 ст. 53.1 Лесного кодекса РФ противопожарные расстояния, в пределах которых осуществляются рубка деревьев, кустарников, лиан, очистка от захламления, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Технический регламент) и Лесным кодексом РФ.
Согласно ст. 65 Технического регламента планировка и застройка территорий поселений и городских округов должны осуществляться в соответствии с генеральными планами поселений и городских округов, учитывающими требования пожарной безопасности, установленные данным регламентом.
Федеральным законом от 10.07.2012 № 117-ФЗ в Технический регламент были внесены изменения, в результате которых противопожарные расстояния от строений до лесничеств не содержат численных значений.
В действующей в настоящее время редакции ч. 2 ст. 69 Технического регламента указано, что противопожарные расстояния должны обеспечивать нераспространение пожара от лесных насаждений в лесничествах до зданий и сооружений, расположенных:
Приказом МЧС России от 14.02 2020 № 89 были внесены изменения № 1 в Свод правил «СП 4.13130.2013. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», утвержденный приказом МЧС России от 24.04.2013 № 288.
Изменения в Свод правил вступили в силу с 14 августа 2020 г., в п. 4.14 которых были установлены численные противопожарные расстояния от зданий, сооружений на территориях городских населенных пунктов до границ лесных насаждений в лесах хвойных или смешанных пород, которые должны составлять не менее 50 м, лиственных пород – не менее 30 м.
Также согласно абз. 7 п. 63 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, вступивших в силу с 1 января 2021 г. (далее – Противопожарные правила), в целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов создаются (обновляются) до начала пожароопасного периода вокруг населенных пунктов противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 м.
Вышеуказанные противопожарные минерализованные полосы запрещается использовать для ведения сельскохозяйственных работ, для складирования горючих материалов, мусора, бытовых отходов, а также отходов древесных, строительных и других горючих материалов (абз. 2 п. 74 Противопожарных правил).
Правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов и на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов, и правообладатели территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы.
Границы уборки указанных территорий определяются границами земельного участка на основании кадастрового или межевого плана (п. 67 Противопожарных правил).
Информация о принадлежности земельного участка, на котором планируется сделать защитную полосу, в конкретном вопросе не озвучена, не ясно кому принадлежит граничащий земельный участок: автору вопроса, или это общественная земля СНТ, или лесной фонд, или земля государственная (муниципальная).
На основании вышеизложенного, автору вопроса прежде, чем приступать к очистке прилегающей к его участку чужой территории, надо выяснить владельца соседнего земельного участка, точно определив их границы.
Один из самых простых способов получения информации о граничащем земельном участке – это обратиться к сервису «Публичная кадастровая карта» на официальном сайте Росреестра (pkk5.rosreestr.ru).
Если автор вопроса уверен, что соседний лесной участок относится к землям лесного фонда, то возможно заказать выписку из государственного лесного реестра (далее – ГЛР), с целью получения более точной информации о пересечении границ земель лесного фонда с границами земель в составе иных категорий.
ГЛР содержит систематизированный свод документированной информации о границах лесов, о лесничествах и лесопарках, находящихся на территории, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве.
Если земельный участок автора вопроса расположен на подведомственной территории внутригородского муниципального образования г. Санкт-Петербурга пос. Шушары, то обращаться необходимо в Управление садово-паркового хозяйства Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга: https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/blago/gosuslugi/predostavlenie-vypiski-iz-gosudarstvennogo-lesnogo-reestra/.
Меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов, а на лесных участках, не переданных в пользование, – органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий (ч. 1 ст. 19 Лесного кодекса РФ).
Следует знать, что ст. 8.28 КоАП РФ закрепляет, что незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан наказывается штрафом. Размер штрафа для граждан составляет от 3 до 4 тыс. руб.