зачем в гроб кладут подушку

Ритуальные подушки в гроб

К непременным похоронным атрибутам относится ритуальная подушка, на которой покоится голова покойника, помещённого в гроб. Подушка являются заметной деталью внутреннего убранства гроба и служит для фиксации головы усопшего так, чтобы она не была запрокинута.

Как используется ритуальная подушка в гроб

У человека, уложенного навзничь на ровное плоское основание, затылок опускается, и голова оказывается значительно ниже передней поверхности туловища, так что при поднятом вверх подбородке челюсти размыкаются. У живого человека даже во сне некоторые мышцы остаются в напряжении, а после кончины все мускулы, в том числе и лицевые, расслабляются. В результате рот покойника открывается и смотрится это неприглядно.

Подушка под затылком усопшего помогает придать ему привычный вид в большей степени похожий на его прижизненный облик. Также при этом становится незаметна повязка под подбородком, которая удерживает челюсть. Закрытые глаза как бы обращены к груди и на скрещенные руки, в которые у православных принято вкладывать образок, крест и листок с текстом молитвы.

зачем в гроб кладут подушку. Смотреть фото зачем в гроб кладут подушку. Смотреть картинку зачем в гроб кладут подушку. Картинка про зачем в гроб кладут подушку. Фото зачем в гроб кладут подушку

зачем в гроб кладут подушку. Смотреть фото зачем в гроб кладут подушку. Смотреть картинку зачем в гроб кладут подушку. Картинка про зачем в гроб кладут подушку. Фото зачем в гроб кладут подушку

зачем в гроб кладут подушку. Смотреть фото зачем в гроб кладут подушку. Смотреть картинку зачем в гроб кладут подушку. Картинка про зачем в гроб кладут подушку. Фото зачем в гроб кладут подушку

Сначала в гроб кладут постель и ритуальную подушку, после этого туда помещают тело умершего. По размерам ритуальные подушки значительно уступают обычным спальным. Их покров изготавливают из шёлка или других тканей. В качестве наполнителя используется материал, который достаточно плотен и в то же время податлив, позволяющий зафиксировать голову покойника в нужном положении.

Помимо предыдущего важно, что благодаря ритуальной подушке лицо усопшего несколько возвышается над боковыми стенками гроба. И присутствующие на похоронах получают возможность лицезрения покойного, что важно при мысленном обращении к нему, а также, когда произносят прощальные слова.

Выбор ритуальной подушки в гроб

Обычно обращают внимание на следующее.

Когда при выборе возникают сомнения, можно попытаться представить, что предпочёл бы сам усопший. К примеру, женщине-рукодельнице скорее всего подошла бы подушка, которую украшает затейливое шитьё.

Размеры и наполнитель

Ширина ритуальной подушки соответствовать внутренним размерам гроба. Это особенно важно, если заказан нестандартный гроб – колода, домовина или небольшой гроб для ребёнка. Набивка подушки должна быть не слишком слабой или плотной для исключения «утопания» головы либо, наоборот, скатывания набок.

В старые времена нередко собирали для набивки своей погребальной подушки собственные волосы. С этим связано поверье о том, что нельзя использовать чужую расчёску во избежание попадания в подушку чужого волоса. Согласно поверью, человек умирал вскоре после смерти первоначального обладателя этого волоса.

Ритуальные подушки могут набивать древесной стружкой, сухими листьями или соломой. Советуют не использовать перьевые или пуховые набивки, которые предназначены для тех, кто ещё не умер. Нередко используют наполнители из различных видов синтетики.

Заказ подушки в гроб

Городская ритуальная службе Санкт-Петербурга предлагает широкий ассортимент ритуальных подушек в гроб. Этот траурный аксессуар представлен и в белоснежном исполнении, и в золотистых тонах, с кружевной оторочкой и в других видах. Имеются различные размеры, а также варианты отделок и расцветок. В нашем магазине можно выбирать как полные комплекта убранства в гроб, так и отдельные подушки под голову. Бесплатные консультации и разъяснения можно получить по телефону 8 (812) 500-35-77, который доступен круглосуточно в любой день недели.

Вопрос и ответ

Согласно поверью этот родственник вскоре тоже умрёт. Вообще советуют не вкладывать в гроб любую вещь, которой пользовался кто-то из живущих.

Согласно одному из толкований если привиделся сон, в котором покупаешь подушку, то это — к комфорту.

Известно толкование, согласно которому такой сон — к неприятностям.

Источник

Полное собрание примет и обычаев, связанных с похоронами

зачем в гроб кладут подушку. Смотреть фото зачем в гроб кладут подушку. Смотреть картинку зачем в гроб кладут подушку. Картинка про зачем в гроб кладут подушку. Фото зачем в гроб кладут подушку

Подготовка к погребению и сами похороны у нас проводятся по определённым правилам, далеко не всегда рационально обоснованным, однако имеющим очень давние, отчасти дохристианские истоки. Тем не менее, они мирно уживаются с православной похоронной обрядностью и в некоторой степени дополняют её. Так образуется общий культурный комплекс, внятный всем христианам восточной ветви.

Обычаи «народного» православия требуют следующих обязательных действий:

Неоднозначные приметы

Некоторые обстоятельства и действия, связанные с похоронами, могут быть истолкованы двояко. Так происходит, например, когда знатоки обычаев разъясняют символику погоды в день похорон. Одни считают, что солнечная погода сопровождает погребение человека с чистой и светлой душой, а сильный долгий дождь сопутствует душам грешников. Другие же говорят, что дождь во время похорон – это плач небес об ушедшем из жизни.

Разные мнения есть и о том, что делать с иконой, извлечённой из гроба после отпевания. Обычно её советуют взять домой для молитв об усопшем. Однако некоторые предпочитают отдать эту икону в церковь.

Погребальные приметы, которым уже не следуют

Со временем часть не оправдывающих себя поверий уходит в прошлое и свод примет меняется. Так, сейчас совершенно отказались от бытовавшего прежде запрета приносить на похороны живые цветы.

Точно так же не соблюдается правило «впереди гроба не идут». Современная похоронная процессия как раз строится в таком порядке, что перед гробом идут те, кто несёт портрет, награды, венки.

Практически не выполняется и ничем не обоснованный запрет стирать вещи мужа (жены) в течение года после смерти.

Магические действия на похоронах

Часть стародавних традиций погребения действительно забывается. Однако последователи всяческих оккультных наук всё ещё норовят появиться на похоронах. Специалистов по практической чёрной магии можно распознать по необычным действиям и странным просьбам, а именно:

Кроме того, если при уходе за могилой были найдены какие-то закопанные предметы, их надо извлечь, не прикасаясь голыми руками, и уничтожить в огне.

Вопрос и ответ

В самом деле, это может казаться каким-то дремучим средневековьем. Однако описанные магические действия встречаются чаще, чем хотелось бы. По крайней мере для того, чтобы их не поощрять, от подозрительных манипуляторов на похоронах всё-таки лучше избавиться.

Обоснования примет и обычаев редко бывают рациональными. И в этом случае они тоже более или менее мистические. С одной стороны, считается, что душа умершего ещё некоторое время витает в своём доме, всё видит, слышит, и может обидеться на то, что тело забыто родными хотя бы на краткое время. С другой стороны, постоянное присутствие кого-либо из родственников наверняка помешает пронырливым чёрным магам поживиться чем-нибудь полезным для своих сомнительных практик.

Источник

Смертный узел: какой набор вещей должен был быть у каждого русского на случай смерти

зачем в гроб кладут подушку. Смотреть фото зачем в гроб кладут подушку. Смотреть картинку зачем в гроб кладут подушку. Картинка про зачем в гроб кладут подушку. Фото зачем в гроб кладут подушку

В деревнях традиция собирать «смертный узел» сохранилась до сих пор. Во многом это объясняется и чисто практической стороной вопроса: чтобы, в случае неожиданной смерти пожилых родителей, облегчить последние проводы для молодежи, которая по большей части уезжает жить из деревни в город. Все необходимое для будущих похорон хозяйки хранили на дне сундука вместе с остальными домашними пожитками, завернув предварительно в платок, перевязанный с угла на угол – отсюда и название «смертный узел». С 1970-х годов вместо платков в ход пошли уже на тот момент вышедшие из моды, а потому утратившие свою повседневную ценность фанерные чемоданчики.

Традиционным цветом погребальной одежды на Руси считался белый. Хотя этнографы отмечают, что, например, в Рязанской области у хозяек принято обновлять вещи в своем смертном узле по мере старения – чем почтеннее возраст, тем темнее наряд. Непременным условием было хоронить покойника в новом исподнем белье. Исключением были дети, умершие во младенчестве – их клали в гроб в крестильной рубашке или рубашке, в которую вшивали часть крестильной. Желательно было, чтобы и остальная одежда на усопшем была новой, но здесь были возможны допущения. Мужчин чаще, чем женщин, хоронили в праздничной, но уже ношеной одежде. Женщины тоже могли отложить для похорон свой праздничный наряд, но предпочитали все же шить обрядовую одежду специально. Даже с распространением швейных машинок шить одежду для «смертного узла» принято было вручную, «живой ниткой», без завязывания узлов, и движением иголки от себя. До революции наряд покойника, как правило, отличался от того, в чем было принято ходить в повседневной жизни, тогда как с наступлением советского времени это правило утратило свою силу, одежда покойников стала идентична обыденной. Однако с самого начала наряд усопшего должен был верой и правдой служить ему на том свете. Оттого в некоторых случаях в «смертный узел» добавлялась даже пара сменного белья.

Последний наряд готовился со всей тщательностью – чтобы было не стыдно «ни себе, ни детям». Мужчин было принято хоронить в рубахе, кальсонах, льняных портах и шапке. Женщин хоронили в сарафане с длинным рукавом, надетом поверх ночной рубашки, хлопчатобумажных чулках (колготки на покойницах не допускаются до сих пор!) и в головном платке традиционно белого цвета. Лишь в последние десятилетия простой белый платок стал заменяться шелковым платком или шарфом в тон платья, но в деревнях традицию белого платка чтут по-прежнему. Само погребальное платье должно было быть строгим – без лишних кружев и рюшей. Во второй половине XX века для своего «смертного узла» хозяйки стали иногда готовить и вошедшее в моду платье-костюм – юбку с кофтой из одинаковой ткани. Издревле также существовала традиция класть женщин гроб в подвенечном платье, особенно это касалось незамужних дев.

Традиционной обувью покойника изначально были лапти или сапоги, но с 1950-х годов их сменили тапочки. Чтобы усопшему было удобно ходить в загробном мире, тапочки делались мягкими, на два размера больше, чем прижизненная обувь – с учетом распухания ног после смерти, и непременно с задником, чтобы тапочки «на том свете с ноги не соскакивали».

В традиционный набор «смертного узла» русского крестьянина входили также пояс, носовой платок, медный крестик, записанная на бумагу молитва и саван – двуполое холщовое покрывало с капюшоном, в котором покойник на том свете переходил «огненную реку». Мужской саван отличался от женского: первый шили наискосок, второй со сборками. В качестве обязательного атрибута для похорон хозяйки заготавливали также неразрезанное по длине вафельное полотенце, на котором гроб опускался в могилу. Еще одной древней традицией у русских женщин было на протяжении всей жизни собирать с расчески выпавшие волосы и складывать их в специальный мешочек. Этими волосами потом набивалась сшитая вручную подушка, которую клали покойнице под голову. Вместе с ней в гроб клали и гребень. В наши дни расческу принято класть в гроб и мужчинам. В 1970-х годах бытовала традиция покупать для «смертного узла» набор деревянных ложек, которые раздавали участникам поминок на сороковины. Позже ложки заменили бокалами.

Источник

Что кладут в гроб

зачем в гроб кладут подушку. Смотреть фото зачем в гроб кладут подушку. Смотреть картинку зачем в гроб кладут подушку. Картинка про зачем в гроб кладут подушку. Фото зачем в гроб кладут подушкуЧто кладут в гроб покойному? В действительности это весьма важный вопрос, который требует обстоятельных, подробных комментариев, так как сегодня на него направлено пристальное внимание церкви. Согласно утверждениям церковных представителей большинство людей, осознанно или не желая того, пытаются класть в гроб различные предметы и вещи, которые не только нарушают спокойствие живых людей, но и мешают душе умершего человека обрести покой.

По христианским традициям, покойник сохраняет свои прижизненные пристрастия, потребности. Из-за этого в гроб кладут различные предметы и продукты: одежду, полотно, хлеб, соль, вино, сахар. Также могут положить бутылку водки, пироги, воду и масло.

Что кладут в гроб мужчине

Мужчине в изголовье кладут шапку либо фуражку, если он был военным.

Что кладут в гроб женщине

Женщине в изголовье кладут платок, чепец.

Умершим до брака в гроб кладут фату, венок, а беременным – детские игрушки, пеленки.

Что надо класть в гроб опасным преступникам, самоубийцам, колдунам?

В этой статье мы опишем, что можно класть в гроб покойнику, а что нельзя класть в гроб.

Кладут ли цветы в гроб

зачем в гроб кладут подушку. Смотреть фото зачем в гроб кладут подушку. Смотреть картинку зачем в гроб кладут подушку. Картинка про зачем в гроб кладут подушку. Фото зачем в гроб кладут подушкуПочему нельзя класть в гроб живые цветы? Не разрешается класть в гроб к усопшему живые цветы, так как их во время похоронной процессии бросаются на дорогу. Это ритуал по переносу болезни с умершего человека на живых людей. Ни в коем случае не наступайте на них, не собирайте и тем паче не приносите в свой дом.

Какие цветы кладут в гроб? Если вы желаете положить цветы в гроб к покойнику, то лучше воспользоваться засушенными либо искусственными цветами.

Какую икону кладут в гроб? Можно ли класть крестик в гроб

Согласно православному обычаю захоронения в руки покойника принято давать небольшой крестик, а на его груди располагают икону. С одной стороны, оставлять в гробу икону не рекомендуется: обычно перед захоронением икону убирают и хранят дома, выставляя в поминальные дни. С другой стороны, не считается нарушением обряда оставлять в гробу икону, это допустимо, однако, никакой пользы не приносит. В вопросе какую икону кладут в гроб женщине, мужчине нет ясного ответа. Бесспорно, это православные иконы зачастую божьей матери либо покровителя усопшего человека.

Кладут ли деньги в гроб

Много воды утекло с тех пор, но традиция класть в гроб деньги осталась актуальной. Большинство людей не знают, зачем кладут деньги в гроб. Если так принято, почему я так не делаю? Все делают, и я буду: вот так эта традиция дожила до наших дней.

Можно ли в гроб класть вещи

Что кладут в гроб умершему еще? Вместе с покойным кладут мерку, так как в доме не следует оставлять вещи, с которыми он контактировал. Следовательно, и веревки, которыми перевязывались его руки и ноги, и мерка, которую снимали для гроба, необходимо уложить рядом с усопшим. Безусловно, в магии есть ритуалы с использованием этих веревок. Их не принято никому отдавать, однако ведьма может совершить кражу. Близкие, родственники вряд ли смогут уследить за всем происходящим, особенно в это время скорби, поэтому друзья и знакомые должны следить за тем, чтобы никто не смог тронуть эти вещи.

Если покойника довелось расчесывать гребнем, то его нужно либо положить в гроб, либо выбросить в реку. А все потому что такой гребень считался носителем негативной энергии, он считается нечистым и руки отмыть от него практически невозможно. Бросать гребень нужно только лишь в проточную воду, озеро для этой цели не подойдет. Так поступают для того, чтобы не было в семье новой смерти, чтобы горе покинуло дом, а родственники легче перенесли утрату. Если реки поблизости нет – положите гребень рядом с покойником. Главное, чтобы этот гребень никто из детей не взял и не расчесался.

Зачем кладут волосы в гроб

Волосы в народных представлениях являются средоточием жизненных сил человека. Отрезанные волосы в магических ритуалах, так же как и слюна, семя, кровь, ногти и пот представляли собой астрального двойника. Древние верили, что с бородой и волосами можно отнять у человека здоровье и жизненную энергию. Зачастую волосы хранили, а после смерти клали в гроб, чтобы в загробном мире отчитаться за каждый волосок.

Можно ли в гроб класть ремень

Случается, что усопший приходит к нам во сне и просит какую-нибудь вещь: очки, ремень, часы, носки и т. д. Такое происходит очень часто, когда о нем забывают, не поминают, не молятся о нем, не ставят свечи в церкви. Покойник просит не вещь, а молитву и праведные дела в его память. После таких снов необходимо посетить церковь, поставить заупокойную сечу, заказать сорокоуст и помолиться о душе усопшего. Желательно приобрести новую вещь, которую просит умерший, и отдать ее нуждающемуся человеку.

Нужно ли в гроб класть нательный крестик

зачем в гроб кладут подушку. Смотреть фото зачем в гроб кладут подушку. Смотреть картинку зачем в гроб кладут подушку. Картинка про зачем в гроб кладут подушку. Фото зачем в гроб кладут подушкуПосле смерти обладателя нательного крестика лучше положить его рядом с покойным. Крестик другого человека носить нельзя, особенно если он умер. Считается, что с ним человек принимает на себя чужие беды и горести. Можно оставить его на память и хранить в шкатулке, но носить не стоит. На вопрос класть ли крест в гроб или его можно носить любой священник ответит положительно. Только предварительно его нужно освятить в церкви.

Провожая своих родных и близких в загробный мир не нужно в гроб ничего класть, кроме положительного: венчик, нательный крестик, покрывало. Ничего постороннего рядом с покойником в гробу быть не должно. Если не знаете что укладывать в гроб, спросите об этом священнослужителей.

Источник

Славянский погребальный обряд и его атрибуты.

зачем в гроб кладут подушку. Смотреть фото зачем в гроб кладут подушку. Смотреть картинку зачем в гроб кладут подушку. Картинка про зачем в гроб кладут подушку. Фото зачем в гроб кладут подушкуУстроение гроба

Изготовление гроба уподобляется строительству нового дома. На Карпатах и Русском Севере в стенках гроба на уровне плеч делали отверстия наподобие окошек, в которые вкладывали оконное стекло. Маленькое окошко, иногда отверстие, прикрытое доской, имелось и в русских гробах-колодах. Окна делают для того, чтобы умерший мог выглядывать из своей «хаты», чтобы душа время от времени видела свое тело, чтобы умерший мог смотреть на других покойников. Традиционным материалом для гроба у всех славян являются деревянные доски.

В некоторых славянских регионах существует запрет домочадцам и близким родственникам умершего делать для него гроб; гроб делают соседи, односельчане, дальние родственники, деревенский столяр, либо его покупают готовым. Отказ делать гроб почитается тяжким грехом. Белорусы верят, что умерший будет беспокоить по ночам того, кто во время изготовления гроба переступит через гробовую крышку. Готовый гроб окуривают воском, травами, освященными в день Ивана Купалы и в Вербное воскресенье; кладут внутрь столярные инструменты, которыми пользовались при его изготовлении, закрывают крышкой и умывают над ним руки. Стружки и щепки, оставшиеся после изготовления гроба, не выбрасывали, а клали в гроб на дно, набивали ими подушку вместе с листьями березового веника, пускали по воде, выносили за село, в поле; высыпали на дороге перед домом умершего, придавив их камнем, в знак того, что в доме покойник; вносили в хату вместе с гробом, разбрасывали по полу и ставили на них гроб; бросали в огонь, на котором готовилась поминальная трапеза. В некоторых славянских регионах стружки от гроба сжигали на улице вместе с одеждой покойного, полагая, что покойник приходит греться. Наряду с этим у русских существовал запрет жечь щепку от гроба (т. к. покойнику будет жарко). Сделав гроб, работник несет его в дом покойного, идя как можно быстрее, набегая встреч с кем-либо. Встретив беременную, он бросает гроб на землю и заставляет женщину трижды обойти гроб, пятясь задом. При внесении гроба в дом соблюдаются различные правила, напр.: в этот момент из дома выходят все присутствующие, особенно беременные женщины, запрещается вносить в дом пустой гроб, поэтому в него кладут столярные инструменты и т. д. Гроб обносят три раза вокруг стола справа налево и кладут под главную балку в хате, на лавки, табуретки, доски, но не на стол.

Широко известен обычай заготавливать себе гроб задолго до смерти и хранить его на чердаке. Русские почитают это предзнаменованием долгой жизни. Часто в гробу хранили зерно и, если в доме никто не умирал, его брали на посев, подавали как милостыню. Белорусы верили, что, если оставить заранее сколоченный гроб пустым, не насыпав в него жита, он «притянет» к себе мертвеца.

Изготовление постели

зачем в гроб кладут подушку. Смотреть фото зачем в гроб кладут подушку. Смотреть картинку зачем в гроб кладут подушку. Картинка про зачем в гроб кладут подушку. Фото зачем в гроб кладут подушку

Дно гроба выстилают соломой, сеном; щепками, стружками и другими отходами от гроба; сухими березовыми вениками, часто развязанными и разрубленными, или листьями от них. Белорусы поверх прутьев развязанных веников клали поперек гроба пояс и застилали все длинным куском холста, веря, что покойник должен явиться на «тот свет» опоясанным. Сверху лиственную и другую подстилку покрывают белым холстом, простынью, платком, рушником. Во Владимирской губернии в гроб стелили лоскутки от савана. В некоторых регионах Полесья стелят скатерть, на которой освящали пасху. Подушка в изголовье гроба набита сухими листьями березовых веников, сеном, сухими пахучими травами и пр. По русскому обычаю, подушку набивали обрезками ткани, из которой шили погребальную одежду, а также куделей; в некоторых местах кудель не клали из опасения, что не уродится лен. Повсеместно остерегаются набивать подушку куриным пером.

Одежда покойника

Покойника переодевали в смертную (белую) одежду, на которой не должно было быть узлов; избегали также завязок и застежек (чтобы вдова или вдовец могли вступить в новый брак); часто требовалось, чтобы одежда была новой; в любом случае в ней не должно было быть дыр, т. к. через них покойник мог «высмотреть» кого-то из родных и увести за собой. Во время одевания покойника с ним разговаривали, обращались к нему по имени. Девушку, умершую до вступления в брак, хоронили в свадебной одежде, у украинцев ее гроб сопровождал «жених» — таким образом в обряде преодолевалось нарушение жизненного цикла.

Предметы, которые кладут в гроб

По поверьям, умерший сохраняет свои прижизненные потребности и пристрастия, поэтому в гроб кладут пищу — хлеб, пироги, различные виды злаков, кружку меда или пива, бутылку водки, вино, воду, масло, соль, сахар и т.д. Повсеместно помещают в гроб полотно и одежду (сам гроб как вместилище сравнивается с одеждой: «И деревянный тулуп по мерке шьют»): мужчине в изголовье — шапку, женщине — чепец или платок беременной — пеленки и детские игрушки, умершим до брака — венок, фату и пр. Курильщику кладут в гроб табакерку с табаком, трубку, кисет, хромому — его палку или костыль, сапожнику — шило плотнику — топор, портному — иглу. У всех славян известен обычай класть в гроб деньги как «подорожную» на «тот свет».

Могила

Заколоченный гроб опускали в могилу на веревках или на длинных широких полотенцах, чтобы дорога на “тот свет” была широкая, как полотно. В это же время присутствующие бросали в могилу различные вещи: деньги (чтобы покойник выкупил себе место на кладбище, на “том свете”), одежду (платки, шарфы, пояса), полотно, использовавшееся для шитья савана, а также иголки и нитки (чтобы ими не воспользовались для колдовства ведьмы); туда же сметали и зерно, которым посыпали гроб при выносе из дома. В могилу, как и в гроб, иногда опускали любимые умершим при жизни предметы (например, инструменты для ремесленников и т.п.). На Русском Севере гроб с висельником ставили в могиле вертикально. У многих славян сохранился обычай разбивать о спущенный в могилу гроб глиняную посуду, например ту, в которой приносили на кладбище вино и масло для окропления могилы (как это делалось у южных славян). Во многих областях Украины и Белоруссии был распространен обычай “печатать могилу”: украинский священник под особые песнопения чертил железной лопатой знак креста над могилой и крестообразным движением бросал на гроб землю; белорусы перед опусканием гроба в яму или по насыпанному уже пригорку стучали с четырех углов крест-накрест лопатой. Погребение без такого “печатания” считалось неполным: именно оно не позволяло покойнику выйти из могилы.

В Олонецкой губернии вдоль могильного холмика клали лопату, которой засыпали гроб, а сверху ставили перевернутый горшок с углями. Белорусы на засыпанной могиле сразу делают крест, хотя бы маленький, временный, пока не поставят новый, в рост человека. На могиле ребенка, родившегося мертвым, разжигают костер из осиновых веток, на могиле некрещеного ребенка оставляют камень или треугольник из осинового дерева. На могиле самоубийцы также оставляли камень; их могилы устраивали и вне пределов кладбища: русские — в глухих местах и оврагах, белорусы — на перекрестках и холмиках в лесу, чтобы они были видны отовсюду. В Закарпатье на могилы самоубийц, обычно похороненных на месте преступления, бросали камни. В день похорон на могиле устраивались поминки. Принесенные кушанья, состоявшие из кутьи или “кануна”, а также блинов, пирогов, медового напитка и др., бросали на могилу. Остатки блюд часто оставляли на могиле для умерших, отдавали нищим. По данным археологии, в древности поминки у восточных славян совершались непосредственно на могилах. До сих пор такие поминальные обряды и обычаи, как “будить покойника”, “поднимать воздух”, “приклады” (белорусский поминальный обычай, связанный с обустройством могилы), Радуница и др. происходят под открытым небом, на могилах. Могила умершего становится для родственников заменой и воплощением его самого: могилу или памятник на ней целуют, обнимают.

Могила как место вечного пребывания умершего благоустраивается и нередко оформляется в виде дома. Так, белорусы устанавливали на могилах прямоугольные деревянные сооружения. Такой “приклад” напоминал крышку гроба, он имел окошечки и покрывал весь пригорок целиком; нередко его называли “хаткой”. У русских установленные на могилах кресты с двускатным покрытием и с иконкой иногда носят название “часовенка”. На Русском Севере помимо обычного креста можно увидеть продолговатое четырехугольное сооружение (“голубец”), открытое сверху или же покрытое плоской крышей, на которой ставят крест. На могиле делают и своеобразный “сад”: сажают цветы, плодовые деревья. В Гомельском Полесье на Радуницу следовало, например, посадить на могиле дерево, а вокруг нее воткнуть березовые прутья. Могильная земля считалась очень опасной: её остерегались приносить домой; людей, копавших могилы, заставляли разуваться и вытрясать землю из обуви; никто из домашних не решался до нее дотронуться.

Вынос покойника и дорога на кладбище

На Русском Севере хозяйка дома льет воду вслед погребальному шествию — заливает след. Во время движения похоронной процессии перед ней сыплют на дорогу зерно, бросают еловые ветки. В некоторых областях еловые ветки бросают в одну сторону — стволовым сучком к дому, веточками к церкви, чтобы покойный «не возвращался домой», чтобы дорога была загорожена. Возвращаться с кладбища следовало другой дорогой, отличной от той, где шла похоронная процессия. При перемещении гроба из дома на кладбище его несли на холсте, на полотенцах, на веревках, на шестах или носилках либо везли на телеге или на санях (в т. ч. и летом). Мужчин, которые несли на себе гроб, перевязывали длинными холстяными полотенцами в знак печали и в виде подарка от лица усопшего. Ближайшим родственникам не разрешалось нести гроб. Во время движения похоронной процессии первому встречному подавали специально приготовленные для этой цели хлеб, полотно (считалось, что даже первой встреченной собаке следовало подать хлеба, «чтобы поминала»). Похоронная процессия до самой церкви сопровождали причитания, причем голосящие женщины шли с расплетенными косами и сменяли друг друга, некоторые держали при этом руки на гробе. В отдельных регионах в это время голосили как можно громче, чтобы голос доходил «до Бога» и чтобы услышали умершие и проводили нового покойного в свой мир.

Поведение родных во время и после погребения

К покойнику нельзя подходить женщине во время месячных (иначе они не прекратятся до самой смерти); нельзя подходить и смотреть на покойника беременной женщине — это может погубить плод; при крайней необходимости следовало привязать на руку красную нитку или шнурок в качестве оберега или держать за пазухой крашеную деревянную ложку или красный лоскут. Пока не похоронят покойника, с родней никто не здоровается. В поминальные дни запрещалось мазать печь; после захода солнца запрещалось выливать помои и выбрасывать мусор. С момента кончины в доме прекращается всякая работа, иногда даже готовить пищу уходили к соседям. Пока покойника не вынесут из дома, стелют скатерть изнанкой вверх, выворачивают наизнанку фартук и головной платок. До выноса гроба нельзя мести пол, чтобы не вымести живых, или следует мести «под него»; нельзя выбрасывать мусор из дома (его надо выносить вслед за гробом), заготавливать сало, квасить капусту, солить огурцы, т. к. все сгниет. Пока покойник не похоронен, в доме нельзя прясть и ткать; красить ткацкую основу; шить и вязать, «чтобы не пришить тоску». Нельзя работать в поле — пахать, возить навоз ит.п., иначе ничего не уродится; нельзя работать семь дней, иначе семь лет земля будет мертвой; в селе никто не сеет и не сажает, не начинает строить дом.

По возвращении в село участники похорон мылись в специально натопленной для этого бане, мыли руки, лицо, держали руки над горящими углями, снимали обувь, чтобы не занести в дом кладбищенской земли; запрещалось также заходить в чужие дома, чтобы не принести несчастье. На лошади, везшей покойного, вернуться с кладбища мог только старый, больной человек, не находящийся в родстве с покойным. Лошадь распрягали на гумне, где ее и оставляли, отдельно от других коней, пока ее не использовали для какой-нибудь работы по хозяйству. По возвращении с похорон телегу, на которой везли покойного, ставили вертикально, «чтобы покойнику легче было доехать до неба».

Все эти атрибуты служат для того, чтобы исключить возвращение покойника назад или не усугублять его посмертную участь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *