зачем в художественном произведении в маяковский употребляет просторечные слова
Стихотворение и анализ «Нате!»
Через час отсюда в чистый переулок
вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,
а я вам открыл столько стихов шкатулок,
я – бесценных слов мот и транжир.
Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста
Где-то недокушанных, недоеденных щей;
вот вы, женщина, на вас белила густо,
вы смотрите устрицей из раковин вещей.
Все вы на бабочку поэтиного сердца
взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.
Толпа озвереет, будет тереться,
ощетинит ножки стоглавая вошь.
А если сегодня мне, грубому гунну,
кривляться перед вами не захочется – и вот
я захохочу и радостно плюну,
я – бесценных слов транжир и мот.
Краткое содержание
С. Лемехов. Банкет на Авроре. 2014
В произведении лирический герой противопоставляет себя буржуазной толпе. Истинным героем стихотворения выступает «его величество» Поэт. Он решает объявить всему миру о том, что посвящает свою Музу искусству, а не людям, готовым бездарно тратить бесценное время жизни на всякую чепуху. Являясь творческой натурой, поэт с трудом воспринимает окружающую его враждебную среду, ведь он чувствует мир совершенно иначе. В стихотворении лирический герой обращается к извечной теме «Поэт и толпа». Монолог его наполнен яркими эмоциями, которые будоражат публику.
Лирический герой осознаёт: нынешнее время, и живущие в нём люди, абсолютно не нуждаются в поэзии. Им искусство чуждо и не интересно. Герой повествует о мещанах, населяющих его страну, выражая к ним крайнюю степень отвращения: «недоеденных щей на усах; устрица из раковин вещей». Поэт хочет быть услышанным, но, понимая, что этого никогда не произойдёт, он прибегает к прямым оскорблениям ненавистных ему людей, желая таким образом пробудить их от духовного сна. Поэт пытается продемонстрировать читателям весь мир, показав, насколько тот далёк от совершенства. Он желает посредством своих стихов побудить людей к активной борьбе за самосовершенствование.
История создания
Произведение появилось на свет в 1913 г. Впервые Маяковский прочёл его в Москве, на открытии литературного кабаре «Розовый фонарь». На торжественное мероприятие он был приглашён в качестве почётного гостя. Известно, что прочитанное стихотворение вызвало настолько резкое недовольство публики, что пришлось даже вмешиваться полиции.
Любопытен следующий факт: скандальное чтение стихотворения происходило девятнадцатого октября – в годовщину Пушкинского Лицея. Это выглядит особенно знаменательно, учитывая, что Маяковский обратился к теме «Поэта и поэзии», столь знаковой для А.С. Пушкина и традиционной для всей русской поэзии.
Жанр, направление, размер
Перед нами яркий образец сатирического стихотворения. Маяковский делает объектом своего обличения самодовольную публику, которая страдает вещизмом и нацелена на получение личной выгоды. Поэт открыто оскорбляет и насмехается над представителями такой публики.
Стихотворение относится к литературному направлению «футуризм». Лирический герой осознанно противопоставляет себя бесчувственной толпе мещан, обрушивая на неё «водопад» едких насмешек и сатирических описаний.
Маяковский талантливо экспериментирует с формой своего произведения, которое он создаёт посредством акцентного стиха. Это означает, что автор использует примерно равное количество ударных слогов в каждой строфе. На лицо чередование точных/неточных, мужских/женских рифм. Рифмовка применена перекрёстная.
Композиция
Стихотворное «полотно» включает в себя четыре строфы. Композиция произведения кольцевая: лирический герой, говоря о себе, в начале и в конце стихотворения повторяет одинаковые слова: «Я – бесценных слов мот и транжир». В произведении можно выделить три семантических части:
Образы и символы
В произведении автор представляет на суд читателей три ключевых образа:
Темы и настроение
В произведении Маяковский поднимает две важных для себя темы:
Настроенческий пафос произведения – ярко обличительный. Автор употребляет множество просторечных слов, делает отталкивающие описания с единственной целью – передать собственное презрение к мещанской публике, думающей лишь о материальной составляющей жизни. Он видит, что эта публика погрязла в пороках и лицемерии.
Основная идея
Поэт доносит до читателей мысль о том, что любой творец имеет право открыто выражать свою гражданскую позицию, даже если она противоречит ожиданиям общественного большинства. Основная мысль произведения построена на приёме антитезы: «бабочка поэтического сердца» противопоставляется чванливой толпе, которую символизирует вошь.
Средства выразительности
Маяковский осознанно выбирает для своего произведения необычные, яркие и неожиданные средства художественной выразительности:
Также в произведении присутствуют инверсии, эллипсы и семантические повторы.
Контрольная работа по литературе за I полугодие, 7 класс (стр. 3 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 |
Часть В – задания без выбора вариантов ответов, предполагающее краткий ответ.
Часть С – задание с развёрнутым ответом.
В работу включены задания, направленные на проверку овладения предметными умениями, представленными в таблице.
Диагностическая работа по литературе содержит 13 заданий: 5 заданий с выбором ответа, 5 заданий с кратким ответом и 3 задания с развёрнутым ответом.
Распределение заданий по содержанию и видам деятельности.
Количество вариантов – 2
Время выполнения работы – 45 минут.
IX. Перевод баллов в оценку
Результаты административной контрольной работы свидетельствуют о том, что материал за первое полугодие учащимися 7 класса усвоен… (отлично, хорошо, удовлетворительно)
Контрольная работа по литературе за II полугодие, 7 класс
В) Атамана Кукубенко.
Б) В ночных рубашках
В) В шубах и валенках
А3. Особенность психологизма в произведении – это:
А) Осознание главным героем своей избранности и гениальности;
Б) Наличие неменяющегося характера главного героя;
В) Постоянная противоречивость в отношении главного героя к окружающим его людям
Г) Меняющийся внутренний мир главного героя.
А4. Какое животное стало причиной скандала в рассказе Чехова «Хамелеон»?
А5. Выберите предложение, в котором есть инверсия:
А) «Говорила она как-то особенно выпевая слова…»;
Б) «Бескорыстная любовь к миру обогащает»;
В) «Она улыбалась очень красиво»;
В1. Первое опубликованное стихотворение Ивана Бунина?
В2. В рассказе Леонида Андреева есть такие слова: «Всей своей собачьей душой расцвела Кусака». Что стоит за этими словами?
В3. Что помогало герою рассказа «Юшка» жить и сохранять доброжелательность к людям?
В4. Зачем в художественном произведении В. Маяковский употребляет просторечные слова?
В5. Какое нарождающееся в сознании людей отношение к миру отражает их повсеместное увлечение небывалыми кличками – Идея, Звезда, Победа и т. д. в рассказе «О чём плачут лошади»?
Прочтите отрывок из текста «Тихое утро» и дайте развёрнутый ответ на вопросы.
«…Высвободившись из штанов, он, как был, в рубашке, с сумкой
через плечо, прыгнул в воду, в два взмаха подплыл к Володе, схватил его за
Володя сразу же вцепился в Яшку, быстро-быстро стал перебирать руками,
цепляясь за рубашку и сумку, наваливаться на него и по-прежнему выдавливал
из себя нечеловечески страшные звуки: «Уаа. Уаа. » Вода хлынула Яшке в
рот. Чувствуя у себя на шее мертвую хватку, он попытался выставить из воды
свое лицо, но Володя, дрожа, все карабкался на него, наваливался всей
тяжестью, старался влезть на плечи. Яшка захлебнулся, закашлялся, задыхаясь,
глотая воду, и тогда ужас охватил его, в глазах с ослепительной силой
вспыхнули красные и желтые круги. Он понял, что Володя утопит его, что
нечеловечески страшно, как кричал Володя минуту назад, ударил его ногой в
живот, вынырнул, увидел сквозь бегущую с волос воду яркий сплющенный шар
солнца, чувствуя еще на себе тяжесть Володи, оторвал, сбросил его с себя,
замолотил по воде руками и ногами и, поднимая буруны пены, в ужасе бросился
И, только ухватясь рукой за прибрежную осоку, он опомнился и посмотрел
назад. Взбаламученная вода в омуте успокаивалась, и никого уже не было на ее
поверхности. Из глубины весело выскочили несколько пузырьков воздуха, и у
Яшки застучали зубы. Он оглянулся: ярко светило солнце, и листья кустов и
ветлы блестели, радужно горела паутина между цветами, и трясогузка сидела
наверху, на бревне, покачивала хвостом и блестящим глазом смотрела на Яшку,
и все было так же, как и всегда, все дышало покоем и тишиной, и стояло над
землей тихое утро, а между тем вот только сейчас, совсем недавно случилось
Яшка моргнул, отпустил осоку, повел плечами под мокрой рубашкой,
глубоко, с перерывами вдохнул воздух и нырнул. Открыв под водой глаза, он не
мог сначала ничего разобрать: кругом дрожали неясные желтоватые и
зеленоватые блики и какие-то травы, освещенные солнцем. Но свет солнца не
проникал туда, в глубину. Яшка опустился еще ниже, проплыл немного,
задевая руками и лицом за травы, и тут увидел Володю. Володя держался на
боку, одна нога его запуталась в траве, а сам он медленно поворачивался,
покачиваясь, подставляя солнечному свету круглое бледное лицо и шевеля левой
рукой, словно пробуя на ощупь воду. Яшке показалось, что Володя притворяется
и нарочно покачивает рукой, что он следит за ним, чтобы схватить, как только
он дотронется до него.
Чувствуя, что сейчас задохнется, Яшка рванулся к Володе, схватил его за
руку, зажмурился, торопливо дернул тело Володи вверх и удивился, как легко и
послушно оно последовало за ним. Вынырнув, он жадно задышал, и теперь ему
ничего не нужно и не важно было, кроме как дышать и чувствовать, как грудь
раз за разом наполняется чистым и сладким воздухом.
Не выпуская Володиной рубашки, он стал подталкивать его к берегу. Плыть
было тяжело. Почувствовав дно под ногами, Яшка вылез сам и вытащил Володю.
Он вздрагивал, касаясь холодного тела, глядя на мертвое, неподвижное лицо,
торопился и чувствовал себя таким усталым, таким несчастным.
Перевернув Володю на спину, он стал разводить его руки, давить на
Словотворчество В.В. Маяковского (статья)
Маяковский выступал за чистоту нравственного облика молодёжи.
Маяковский широко пользовался всеми богатствами русского языка. Когда это было нужно, не пренебрегал старыми словами-архаизмами и славянизмами.
Маяковский часто употреблял и неологизмы, слова, созданные им самим.
Лексикон языка постоянно пополняется, однако со временем новые слова осваиваются и переходят из пассивного словарного запаса в активный. И как только новое слово начинает часто употребляться, становится привычным, оно ассимилируется и стилистически уже не выделяется на фоне остальной лексики. Поэтому освоенные языком новые слова нельзя зачислять в состав неологизмов. Таким образом, термин «неологизм» сужает и конкретизирует понятие «новое слово»: при выделении новых слов принимается во внимание только время их появления в языке, отнесение же слов к неологизмам подчёркивает их особые стилистические свойства, связанные с восприятием этих слов как необычных наименований. Каждая эпоха обогащает язык новыми лексическими единицами.
Их можно сгруппировать по времени появления: новые слова петровской эпохи; новые слова, введенные Карамзиным (Ломоносовым, Радищевым, Белинским, другими писателями), новые слова начала ХХ века, первых лет революции и т.д. В периоды наибольшей активности общественно – политической и культурной жизни страны приток новых слов особенно увеличивается. Среди лексических неологизмов по словообразовательному признаку можно выделить слова, произведенные с помощью суффиксов-ян-(земляне), приставок про-(прозападный), а также суффиксально – префиксальные образование (прилунение, расстыковывать), наименования, созданные путем словосложения,(луноход, гидроневесомость), сложносокращенные слова (ОМОН, Спецназ, СНГ, СНБ,) и сокращенные слова (пом., зам.)
Аббревиация (сокращение) в современном русском языке стала одним из самых распространенных способов создания неологизмов.
К семантическим неологизмам относятся, например, такие слова, как куст в значении «объединение предприятий», сигнал – «сообщение о чем- то нежелательном в административные инстанции» и др.
В зависимости от условий создания неологизмы следует разделить на общеязыковые, появившиеся вместе с новым понятием или новой реалией, и индивидуально – авторские, введенные в употребление конкретными авторами. Подавляющее большинство неологизмов относится к первой группе, так, появившиеся в начале века неологизмы колхоз, комсомол, пятилетка и многие другие характеризуются узуальностью.
К этой же группе неологизмов принадлежат и так называемые окказионализмы (лат. “accasionalis”- случайный) – лексические единицы, возникновение которых обусловлено определенным контекстом. Все приведённые выше неологизмы относятся к языковым, они стали достоянием русской лексики, зафиксированы в словарях, как и любая лексическая единица, со всеми закреплёнными за ними значениями.
Особенно много окказионализмов создают дети: Я намакаронился; Смотри, как налужил дождь; Я уже не малышечка и подобные.
Чтобы разграничить окказионализмы художественно – литературные и чисто бытовые, не являющиеся фактом художественной речи, первые называют индивидуально – стилистическими. Если бытовые окказионализмы возникают обычно в устной речи, непроизвольно, нигде не фиксируясь, то индивидуально – стилистические являются результатом сознательного творческого процесса, они запечатлены на страницах литературных произведений и выполняют в них определенную стилистическую функцию.
В процессе развития языка в его словарном запасе одинаково часто появляются слова как чисто номинативного так и номинативно – стилистического характера. Последние обогащают и стилистическую систему русского языка в целом, и его синонимику в частности. От неологизмов, реальных слов (не какое – то время пассивного словарного запаса) языка, выступающих как воспроизводимые значимые единицы, следует отличать контекстуальные образования (окказионализмы), которые не являются словами языка в полном смысле этого слова. Они существуют в качестве определённых номинативных единиц только в том или ином контексте и не обладают основным свойством любой единицы языкового стандарта – воспроизводимостью. Это образования, которые нами понимаются, но совершено не используется.
Мы сталкиваемся с такими лексическими единицами, которые в своём подавляющем большинстве не есть наша произвольная выдумка: всякое слово, получившие место в лексике языка, есть событие в области мысли. Любой неологизм, появляющийся в языке, должен бать оправдан в своём возникновении или потребностью назвать познанное, открытое, изобретенное и т. д. или определёнными стилистическими задачами. Однако важной является не только оправданность индивидуально – стилистического образования.
Любой неологизм, появляющийся в лексике русского языка, не может быть новообразованием, созданным вне правил и законов русского делопроизводства, русской семантической системы и грамматического строя. Созданное без соблюдения указанного слово будет ненужным и бессмысленным набором звуков. Образование новых слов без учёта активных тенденций современного русского словообразования всегда было чуждо нашим писателям и поэтам.
Новообразование, создаваемым поэтом с определёнными стилистическими целями, вне родного словесного сопряжения теряют свою выразительность и, может быть, даже непонятны.
Авторские новообразования употребляются или для создания определенных художественных эффектов и тонкой словесной игры.
Именно указанным целям служат, например, окказионализмы: «О дряни».
Неологизмы могут возникать в языке:
1 и как обозначение появляющихся в жизни новых вещей, явлений, качеств.
2 и как новое название того, что уже имеет наименование.
Возникновение неологизмов первого рода совершенно необходимо; они появляются в языке, потому что в жизнь его носителя – русского народа – входят вещи, предметы, явления. Как неологизмы в слове время воспринимались слова пароход, аэроплан.
Неологизмы второго рода возможны, но не обязательны, хотя всегда в своём появлении обусловлены: Они появляются в языке, потому что возникает необходимость дать свежее, новое наименование тому, что своё обозначение в языке уже получило.
В этой связи как неологизмы в своё время воспринимались прочно вошедшие сейчас в активный запас слова предложный падеж. Например : мифология.
Это означает, что Маяковский рифмует те слова, которые выражают основной смысл произведения. Так, например, призывая подписываться на земле, Маяковский рифмует именно это главное слово:
Поэзия любить в мистику облекаться, говорить о вещах едва касаемо. Я ж открыто агитирую за покупку облегающей государственного выигрышного займа.
Часто Маяковский прибегал к составным рифмам (лет до ста расти нам без старости, «Славьте, малом и стих, землю молодости). Смартынить, спастерначать («Ты можешь так или иначе смартынить или спартерначать)
Впечатление свежести необычайности могут иметь не только авторские новообразования, но также архаизмы и слова чёткой сферы употребления, поэтому при квалификации какого – либо слова как неологизма это обстоятельство следует учитывать особа. Так по общему впечатлению к новообразованиям типа указанных выше можно отнести и слова тихойный («Только вечер тихойный ») стыд («Не пить первача в дорассветную стыд»). Тщательно работал Маяковский и над звуковой стороной стиха. Поэт утверждал, что не обязательно стращать стих вычурными аллитерациями, и если он сам прибегал к аллитерации, то только для того, чтобы сильнее подчеркнуть важные для него слова. Как, например, такой аллитерации Маяковский приводил строку: « Где он, бронзы звон или гранита грань?»
Благодаря звукам из слова «бронзы» и «звон» теснее связываются между собой. Тоже происходит и со словами « гранита» и «грань» с помощью звуков гранита. Эти звуки подчеркивают главную мысль строфы: в ней речь идет о памятнике, который обычно отличается из бронзы из бронзы или высекается из гранита.
Работа Маяковского над своими произведениями является примером для поэтов. Ритмическое богатство его стихотворений, свежие, оригинальные рифмы, смелые и яркие поэтические образы и сравнения, гибких и выразительных синтаксис, живая разговорная речь все это богатейший арсенал поэзии.
Все, что я сделал, все это ваше – рифмы, темы, дикция, бас!- писал Маяковский, обращаясь к молодым поэтам.
Сам Маяковский призывал к тому, чтобы в поэзии было «больше поэтов хороших и разных». И влияние Маяковского распространяется не только на форму, но и на содержание и направление поэзии.
Я никогда не знал, что столько тысяч тонн в моей позорно многомысленной головне. В. Маяковский.
В стихотворение « Товарищу Нетте, пароходу и человеку» встречаются слова с неологизмами, как, например, образ простого и по внешности совсем «будничного» человека: «пивал чай» смешно потел, стихи уча, болтал, глаз кося в печати сургуча, однако и это не вносит в образ человека, нарисованный поэтом, ничего необычного.
Поэт всегда страстно выступал против индивидуалистической, замкнутой в квартирном мирке поэзии и утверждал лирику большого общественного значения.
Маяковский смело расширял границы лирической поэзии. С любовью глубокой Маяковский писал о Родине, которые в труде создавали новое общество.
Признак новизны у слова может быстро утрачиваться, т. к. новый предмет, новое понятие может получить в короткий срок широкое применение. Слово лавсан, например, для 60-х г. г. – неологизм, значит синтетическое волокно. Отличительной особенностью их является то, что они, как правило, так и остаются неологизмами, т. е. не переходят в активный словарь, несмотря на возраст: громаде (В. Маяковский) машинерия, перехмурье, шестиэтажие.
Лишь отдельный авторские образования с течением времени становятся словами активного словаря: головотяп, благоглупость прозаседавшиеся (В. Маяковский).
Неологизмы, как общеязыковые, так и авторские, образуются в языке из морфем, известных уже языку, и по словообразовательным моделям, давно существующим: космизм – от слова космос с помощью суффикса – изм (центризм), с помощью суффикса – ит (магнезит), глагольных морфём – иться – от слова мужчина. Обатиться, охалатиться, омужчиниться – с помощью приставки –о.
Слова, употребление которых свойственно всем говорящим составляют общенародную лексику.
Стремление к образованию новых слов, к логическому осмыслению внутренней формы слова сохраняется у людей.
Особую роль играют специальные профессионализмы в современной поэзии, где они являются одной из примет «интеллектуализации» стиха.
Приходит страшнейшая из амортизаций-
амортизация сердца и души.
Слова, употребление которых свойственно людям определённых профессий, имеющие сферой своего использования какую- либо специальную отрасль, составляют лексику профессиональную и специальную. Поскольку они рождаются в устной речи людей, занятых той или иной профессией они редко образуют систему. В художественной прозе профессионализмы и специальные термины используются не только для речевой характеристики героев, но и для более точного описания производственных процессов, отношений людей в служебной и профессиональной обстановке.
Белый ест ананас спелый.
чёрный – гнилью моченый.
Белую работ делает белый,
чёрную работу – чёрный.
Здесь каждая строка говорит о непримиримых противоречиях в обществе.
У нас поэт событья берёт –
опишет вчерашний гул,
а надо рваться в завтра, вперёд,
чтобы брюки трещали в шагу!
Поэт, по словам Маяковского, должен быть активным работником. Здесь употребляется профессионализмы. В некоторых случаях профессионализмы могут использоваться на правах официальных терминов: их экспрессивность при этом несколько стирается, однако лежащая в их основе метафоричность значение ощущается достаточно хорошо. Такие термины, как плечо рычага, зуб шестерёнки, колено трубы.
Хотя специальная и профессиональная лексика имеют ограниченную сферу употребления, между нею и лексикой общенародной существует постоянная связь и взаимодействие.
Литературный язык осваивает многие специальные термины: они начинают употребляться в не свойственных им контекстах, переосмысляться, в результате чего перестают быть терминами, или детерминологизируются. Поиск новых художественных средств проходит по всему поэтическому фронту: обновляется лексика, образность и. т.
В поэзии Маяковского не просто не просто осваиваются оставшиеся ранее за пределами её сферы подробности жизни, но обнаруживается их причастность к большому миру. Когда поэт в своей программной поэме «Облако в штанах» дал слово дотоле «безъязыкой» улицы, то она, не оправдав поэтические представления о народной массе, присела и заорала: «Идёмте жрать!»
Слова, употребление которых свойственно людям, образующим обособленные социальные группы, составляют лексику жаргонную. Например, жулик – значит хулиган.
Поэт нередко использует устаревшие слова для того, чтобы придать стихам высокую торжественную окраску. Например:
Рассказы Маяковского о поэзии, поэтическом вдохновении, и его результатах начисто лишён какой бы то ни было отвлечённости, традиционной красивости.
Поэтическое слово выглядит поистине «весомо, грубо, зримо» уже потому, что появляется в результате переработки «тысяч тонн словесной руды».
Но вот, что существенно: в разговоре о том, что позволяет стихотворцу приводить в движении тысячи лет миллионов сердца» амортизации сердца и души.
Право на сваё существование, на внимание стороны читателей поэму нужно доказывать. И уверенность в том, что стиху уготовано бессмертие («через столетья») в бумажной раме //возьми строку (и время верти!»), вовсе не безусловна:
Подводя итог сказанному, заметим, что Маяковский предпочитает лирическому самовыражению желание убедить свою позицию, свои представления о мире, о месте человека в нём, о счастье. Идя от настоящего, представленного обильно вводимыми в стих его приметами поэт стремится и тянет за собой читателя – в светлое будущее.
Маяковский употребляет много неологизмов в своих произведениях. Их в произведениях около 60%, а также окказионализмов:
в) синтаксических – 5 – 10 % от использованных слов.
В литературоведении существует точка зрения, согласно которой Маяковский не огрубляет лексику, а раздвигает лексический диапазон, заботясь лишь о том, чтобы слово следовало за предметом, который оно обозначает.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ