зачем в кортеже президента столько машин
Секретный спецназ: Кто охраняет Aurus Владимира Путина за рубежом
С того момента, как в гараже особого назначения появились автомобили Aurus, российский лидер ездит только на них. Доставка этих машин в страну визита — целая спецоперация, провести которую поручают одному из самых засекреченных подразделений.
Фото © ТАСС / EPA MAURI RATILAINEN
Без брони и службы охраны. Лимузин Aurus превратят в доступный автомобиль?
Планировать перевозку автомобилей российские специалисты начали заранее. Обычно проработка любого визита начинается практически сразу после того, как он согласовывается обеими сторонами.
Фото © ТАСС / Михаил Метцель
— Изучается маршрут, особенности местности, прогнозируется средняя скорость движения и многое другое, вплоть до погоды и скорости ветра. Этим занимаются специальные люди, которые в дальнейшем отвечают за безопасность движения от точки «А» к точке «Б».
В России разработали Aurus на водороде
Кстати, некоторые визиты главы государства не анонсируются из соображений безопасности. Так, например, было с визитом Владимира Путина и Сергея Шойгу в Сирию в 2020 году. Тогда в целях безопасности даже знаменитый лимузин Aurus на территорию страны привозить не стали, и вся делегация передвигалась на бронированных Toyota Land Cruiser 200.
Проработка маршрута нужна и для того, чтобы автомобиль нигде не задерживался. В особенности, как «Зверь» Барака Обамы, застрявший в воротах американского посольства в Дублине.
Круче, чем Maybach и Rolls. Разбираем президентский лимузин Aurus
Фото © ТАСС / Сергей Савостьянов
Правила приёма везде разные, но неизменно одно — главные вопросы с безопасностью гостей всегда решает принимающая страна. Это касается не только охраны маршрута и физической охраны высоких гостей, но и вопроса сохранности их транспорта. Президентские автомобили Aurus прибывают в страну визита заранее — так было и в Китае в 2019 году, когда на автомобилях российского президента внезапно появились местные номера с иероглифами, и сейчас, во время подготовки Aurus ко встрече двух лидеров на швейцарской вилле «Ла Гранж».
В Астрахани заметили прототип внедорожника Aurus Komendant
Aurus попадают на территорию принимающей стороны как дипломатическая почта — не в таком же виде и не в объёмном мешке с печатями и пломбами, но в том же статусе. Досматривать их нельзя, а встречают их сотрудники генерального консульства. Так было и в этот раз — три Ил-76 вылетели из Москвы за пару дней до начала всех мероприятий. До границ России эти самолёты всегда сопровождают один-два истребителя, а после того как борты входят в воздушное пространство другой страны, им выдаётся «особый эшелон», которым машины следуют к месту посадки. Всего в кортеже президента — около пяти-семи разных Aurus (от флагманского лимузина до седанов Senat для членов делегации). Общая численность кортежа президента России может достигать 15 автомобилей, не считая машины с охраной от принимающей стороны.
Кстати, охрану Aurus президента России на территории аэропорта и во время стоянки недалеко от виллы «Ла Гранж» обеспечивает только российская сторона — швейцарская полиция и военные, которых могут привлечь для обеспечения безопасности, имеют право охранять лишь «внешний периметр».
Главный секрет Aurus
Фото © ТАСС / Михаил Метцель
Охраняет Aurus особое подразделение Федеральной службы охраны. У него нет официального названия, и попасть туда по собственному желанию практически невозможно, именно эти люди отвечают за то, чтобы подробности конструкции президентского лимузина не были раскрыты. Этих людей за глаза часто называют «охраной в охране» — пока одни сотрудники обеспечивают безопасность президента, другие с помощью специального оборудования занимаются защитой автомобилей.
Вместе с Aurus президента к месту визита приезжает и весь кортеж — автомобили с «глушилками» и специальной электроникой для подавления любых прослушивающих устройств. С прибытием машин связан любопытный факт: если транспортные Ил-76 прилетают в страну назначения ночью, то машины стоят до утра в специальных чехлах. С чем это связано, не говорят даже отставные сотрудники спецслужб, знакомые с процедурой перевозки президентских машин.
Пока президент на переговорах, все системы автомобиля Aurus находятся «в боевом режиме»: система засекреченной связи работает в пассивном режиме и включается только во время проверок, а комплекс радиоэлектронного подавления, который блокирует все подозрительные сигналы, не выключается даже на стоянке. Бывшие сотрудники спецслужб говорят, что автомобили президента — только внешне кузов и четыре колеса. Внутри — всё, что нужно для оперативной связи с любым человеком в стране, — от министра обороны до мэра любого из городов.
Достоверных данных о том, сколько именно автомобилей привозят к месту переговоров, нет. Но бывшие сотрудники спецподразделений считают, что охрана президента и «секретный спецназ», который охраняет кортеж в зарубежных поездках, не привыкли полагаться на случай.
— В таких случаях всегда пользуются принципом «один — хорошо, а два — лучше». Поэтому, как и самолёты, машины дублируются на случай непредвиденных обстоятельств.
«Кортеж Алины Кабаевой» и другие. С какой охраной ездят VIP-пассажиры
22 декабря российскую блогосферу, а также украинские и белорусские СМИ невероятно взбудоражила «новость» о том, как прославленная гимнастка, экс-депутат и, по некоторым слухам, возлюбленная президента Владимира Путина Алина Кабаева приехала в кофейню в центре Москвы под охраной «целой роты автоматчиков».
Вот такое фото выложил в соцсетях проезжавший мимо шоумен Александр Белов (сейчас его Facebook уже недоступен, а в Instagram этого снимка нет).
Правда это или вымысел, и действительно ли это была охрана Кабаевой, мы не знаем. Однако это дает нам отличный повод рассмотреть кортежи лидеров ряда стран и разобраться, зачем им, собственно, такое мощное сопровождение.
Владимир Путин
Президенты Украины
Еще не свергнутый Виктор Янукович, посещая Кременчуг в Полтавской области в феврале 2012 года, как минимум дважды прокатился по городу с кортежем, в котором насчитали до 40 автомобилей! При этом ГАИ перекрывала единственный мост через Днепр, и движение по обе стороны было парализовано на несколько часов. Очевидцы насмехались над построением колонны: «Так немцы шли – свиньей или клином…»
А вот кортеж нынешнего президента Петра Порошенко, согласно украинским СМИ, выглядит намного скромнее и даже соблюдает правила движения – по крайней мере, на одном из видео, появившихся в сети, он остановился на светофоре.
Барак Обама и его семья
Однако газета Washington Post вскоре выяснила, что это не так. В школе действительно работают 11 охранников, но ни один не вооружен.
А это было на самом деле: в августе 2014-го, через пару дней после начала бомбардировок позиций исламистов в Ираке, президент США ехал играть в гольф в штате Массачусетс в сопровождении штурмового спецотряда SWAT и двух снайперов, которых корреспондент Daily Mail заприметил в одном из бронированных авто.
А зачем столько машин в кортеже?
Конечно, строй колонны, как и ее состав, всегда меняются. Точное расположение автомобиля с президентом просчитать невозможно. Причем глава государства может даже находиться в другом месте, например, в вертолете.
Африканские лидеры
Кортеж президента Сьерра-Леоне: сначала десяток мотоциклистов, потом сам Эрнест Бай Корома в Mercedes и следом шесть сияющих внедорожников Toyota Land Cruiser 70-й серии, каждый из которых стоит около 70 тысяч долларов. Это притом, что по оценке Всемирного банка, благосостояние страны на душу населения составляет лишь 325 долларов.
Но, как подчеркивает Economist, это еще довольно скромно по сравнению с другими африканскими лидерами.
Например, лидер Уганды Йовери Кагута Мусевейни путешествует по стране в кортеже из 8-9 машин, парочки бронетранспортеров с усиленной противоминной защитой и… передвижным туалетом в большом серебристом грузовике Mercedes.
Но «круче» всех оказался король Свазиленда Мсвати III: кортеж из 20 машин, включая его любимые Rolls Royce (625 тысяч долларов), Maybach 62 (полмиллиона долларов) и BMW X6. Фото кортежа целиком не найти, но вот кадр с сайта, посвященного визиту вице-президента Тайваня в Свазиленд в 2008 году.
Мсвати III торжественно въезжает на стадион:
А это один из люксовых BMW в составе кортежа во время ежегодного «Тростникового танца» девственниц, когда король может выбрать себе очередную жену. На данный момент у него 13 жен. (Фото Reuters).
Европа
Ну и для контраста – еще один король, шведский. Несмотря на высший титул, 68-летний Карл XVI Густав ездит по городу без всяких кортежей в компактных автомобилях Volvo, как вот этот C30 стоимостью 30 тысяч долларов (по ценам 2007 года, когда было сделано это фото из газеты Aftonbladet). Как видите, монарх сам сидит за рулем.
Как кортеж Владимира Путина передвигается в России и за рубежом
В интернете появилась видеозапись проезда кортежа президента России во время недавнего визита в Вену. Оказалось, что ради президентской кавалькады городские власти даже не стали перекрывать уличное движение — австрийские полицейские на мотоциклах лишь просили проезжавших в это время в попутном направлении водителей прижаться вправо.
Сам кортеж, в котором насчитывалось 27 автомобилей и 10 мотоциклов, большей частью состоял из машин австрийской полиции, которые прикрывали президента спереди и сзади. При этом красный сигнал светофора VIP-конвой игнорирует, по ходу движения не останавливаясь.
Среди всех автомобилей в кортеже можно заметить три машины с московскими номерами: помимо президентского лимузина это еще один Mercedes и микроавтобус этой же марки со спецсигналом – они следуют почти вплотную за автомобилем главы государства.
Судя по всему, перекрывать движение ради проезда президента России – особенность мер безопасности в России и странах СНГ. На видеозаписи визитов Владимира Путина в Киев и Ереван движение на пути его следования было полностью закрыто.
А вот во время поездки в Париж, как и в Вене, никаких особенных мер безопасности ради Путина не принималось.
Помимо отсутствия каких-либо перекрытий обращает на себя внимание и сам автомобиль Владимира Путина с госномером р512рн97. Это все тот же бронированный Mercedes S600 Pullman Guard, однако отнюдь не тот, на котором президент передвигается по Москве.
Как рассказал источник «Газеты.Ru», знакомый с программой подготовки водителей для Федеральной службы охраны (ФСО), в кортеже Путина есть несколько автомобилей, которые дублируют друг друга на случай поломки.
«При работе в Москве количество автомобилей, которое будет принимать участие в поездке кортежа, определяется ФСО.
В какой из автомобилей сядет президент, решается в последний момент, иногда он едет просто в машине сопровождения,
— рассказал источник издания. — Сначала едут несколько «машин-чистильщиков», затем несколько одинаковых автомобилей. Кроме того, в кортеже почти всегда следует машина скорой помощи, которая не отличается по внешнему виду от других автомобилей».
«В президентском гараже содержится несколько бронированных автомобилей, причем почти все они разные, — подтвердил «Газете.Ru» координатор сайта o001oo.ru (собирает информацию о привилегированных автомобилях) Дмитрий Галинович. – Так, у Путина есть несколько бронированных «пульмановских» «Мерседесов» в старом 220-м кузове и несколько машин в новом 221-м кузове. В списке машин Путина есть и советский автомобиль «ЗиЛ», — скорее всего, тоже не один. Также есть микроавтобусы Mercedes-Benz. Таким образом, у президента довольно крупный автопарк».
В случае если организуется заграничная поездка, президентский автомобиль и машины из его кортежа вместе с оперативной группой доставляют на место заранее.
По словам эксперта, номерные знаки, с которыми путешествует автомобиль президента, могут быть разными. К примеру, когда делегация прибывает в Китай, на автомобиль вешаются знаки местного дипломатического представительства.
Когда президент ездит по России, то спереди номерной знак не размещается.
По словам эксперта, автомобильные номера не приписаны к конкретным машинам в кортеже и могут меняться хоть каждый день.
«Как правило, машины зарегистрированы совсем на другие номера, а путешествуют под другими комплектами – они называются «подменки». В багажнике у них лежат два-три комплекта номеров», — отметил Галинович.
При организации заграничной поездки первой на место прибывает оперативная группа. Она общается с принимающей стороной и находит некий компромисс по организации мероприятия.
В пресс-службе ФСО комментировать «Газете.Ru» особенности передвижения президентского кортежа отказались.
Что известно о лимузине Путина «Кортеж». Какие в нём гаджеты
Раньше президент РФ ездил на Mercedes S600 Pullman, теперь же пересел в лимузин отечественного производства. О нем все говорили пару месяцев назад, и сейчас можно объективно разобраться, что он из себя представляет.
Так разберемся же! Не каждый день такое видишь.
Кто создал новый лимузин президента России?
Бронированный лимузин Aurus Senat для главы государства разрабатывали в рамках проекта «Кортеж». Это неофициальное название – в документах фигурирует «Единая модульная платформа».
По сути, платформа – это набор базовых компонентов, из которых предполагается создать лимузин, седан, кроссовер и минивэн.
Название бренда является сочетанием латинского aurum (золото) и Russia (Россия).
Идею создания российского президентского лимузина озвучили в 2012 году, а в феврале 2014 года проект полноценно запустили. Разработкой «Кортежа» занимался Научно-исследовательский автомобильный институт в партнерстве с Porsche Engineering и Bosch Engineering. Участвовали в разработке и Brembo, Magna, Haldex.
Производственным партнером стал Sollers – концерн, основным брендом которого является УАЗ. Спецверсии Aurus будут мелкосерийно собирать в Москве. А массовый выпуск наладят на мощностях завода Ford-Sollers в Елабуге.
СМИ сообщали, что основную часть узлов для лимузина изготовят российские компании. Хотя в числе 130 фирм, которые значились в списке поставщиков, и зарубежных гигантов было немало.
Какой двигатель стоит в лимузине Путина?
Aurus Senat – гибрид: помимо основного бензинового двигателя, есть и электромотор. Он находится между ДВС и трансмиссией. Электромотор взял на себя три функции: собственно, тягового мотора, стартера и генератора.
ДВС для президентского лимузина является турбомотор V12 объемом 6,6 л максимальной мощностью 860 л.с. и крутящим моментом 1300 Нм, спроектированный Porsche. По другим данным, это 600-сильный мотор V8 объемом 4,4 л.
Трансмиссия девятиступечатая и, конечно, автоматическая. Произвела её московская фирма KATE. Коробка без гидротрансформатора, функции сцепления разработчики возложили на фрикционы планетарной коробки.
Ещё одна фишка – система управляемого интеллектуального полного привода. Правда, схема привода здесь паркетная: с автоматической муфтой и активацией передней оси по требованию. У массовых версий ожидается задний привод. Есть и круиз-контроль.
Что интересного снаружи и внутри в лимузине «Кортеж»
В отделке салона автомобилей проекта «Кортеж» используют кожу наппа, алькантару, ворсовые ковры, натуральное дерево и металл. Цветовых решений несколько:
Габаритная длина лимузина – 6,62 м, ширина — 2 м, высота — 1,695 м, а дорожный просвет равен 200 мм. Масса – около 6 т.
Кузов лимузина напоминает свежие модели Rolls-Royce, в частности, Phantom VIII, да и на Ghost разных версий.
Чтобы разработать дизайн авто, объявили конкурс. Отобрали 25 вариантов, показали Медведеву. Тот сократил список до восьми эскизов, и их направили Путину. Победил эскиз Алексея Чвокина, выпускника МАМИ 2007 года.
Что ж, вот вариант от ЗИЛ:
Вот так будет выглядеть кроссовер:
Впрочем, дизайн минивэна Aurus вообще напоминает катафалк:
От высоких технологий отказались ради безопасности
В президентском лимузине установлена цифровая приборная панель. Но мультимедийная система не укомплектована даже сенсорным экраном и не поддерживает интерфейсы Apple CarPlay или Android Auto. От них отказались в целях безопасности. Действительно, вдруг хакеры взломают авто и вмешаются в его работу.
Впрочем, экранов в салоне всё же предостаточно. Но, вероятно, данные на них выводятся либо локально (с флешки?), либо передаются по защищенным каналам связи.
Сколько стоит лимузин Путина и его разработка?
Российский бюджет потратил на разработку президентского лимузина 12,4 млрд рублей. Общие инвестиции в проект оцениваются в 22-24 млрд. Известно, что инвестиционный фонд компании Tawazun из ОАЭ вложит в проект около 110 миллионов евро (8 млрд рублей).
Казалось бы, чем не устраивал Mercedes S600 Pullman за 1,4 млн евро (103 млн рублей)? Всё дело в престиже.
Действительно, у британского премьера Терезы Мей Jaguar XJ, у президента Франции Эммануэля Макрона Citroen DS7 Crossback и Renault Espace, у канцлера Германии Ангелы Меркель Audi A8 Long, у императора Японии Акихито Toyota Century Royal, у президента США Дональда Трампа кастомный Cadillac по прозвищу The Beast производства США, доставшийся от Барака Обамы.
Даже у генсека компартии Китая Си Цзиньпина — отечественный FAW Hong Qi HQE за миллион долларов США, правда, на шасси Land Cruiser Prado и с деталями от немцев и японцев.
Да и вообще традиция пересаживаться на отечественное пошла ещё от Сталина. В годы гражданской войны ему как главе Реввоенсовета выделили американский Packard Twin Six, затем он пересел на Packard Twelve 14 серии – подарок Рузвельта. Но поручил наладить выпуск отечественных авто, которые бы были не хуже. Так появился ЗИС-101.
Хрущев на посту генсека ездил в бронированном ЗИС-115 и открытом ЗИС-110, а позднее – на ЗИЛ-111Г, «вдохновлённом» Cadillac Fleetwood 75. Но сам любил сидеть за рулём национализированного кабриолета Cadillac Fleetwood из ставки Гитлера под Винницей.
К слову, в создание новой версии The Beast для Трампа вложат всего 15 млн долларов.
Как лимузин Путина прошел краш-тесты?
Краш-тесты Aurus Senat проводили в России и Германии. В обеих сериях он получил максимальные пять звезд, заявил министр промышленности и торговли Денис Мантуров.
Автомобиль выдерживает не только пули, но и взрыв гранаты под днищем – это нормальная практика для президентских авто. Как именно устроена система безопасности, разработчики не рассказали.
Но если в Mercedes S600 Pullman установлена баллистическая защита уровня VR9, то и в российском должна быть не хуже.
Для понимания: в Mercedes-Maybach S600 Pullman Guard 2016 года бронированные стальные листы не покрывали кузов, но были его частью и покрывались многослойной тканью на базе арамидных волокон, а многослойные стёкла с поликарбонатным покрытием имели толщину 6 см.
Mercedes-Maybach S600 Pullman Guard 2016
Такая броня выдерживает обстрел из автоматов калибра 7,62 пулями со стальным сердечником и взрывы, эквивалентные 15 кг тротила, на расстоянии до 2 м. К слову, дверь Pullman весит 160 кг, так что для открытия и закрытия используются электромоторы.
До краш-тестов авто проехали около 10 тыс. тестовых километров из необходимых 100 тыс. Их испытывали на разных дорожных покрытиях, чтобы убедиться в безопасности.
Руководитель Центра компьютерного инжиниринга Алексей Боровков, который в составе команды разработчиков создавал автомобиль для президента, не раскрыл точных данных по краш-тестам, но отметил, что реальных испытаний было «существенно меньше, чем это требуется в рамках традиционного подхода.
Сейчас вообще в мировом автопроме происходит уменьшение объемов натурных испытаний — где-то раз в 30-50 оно уменьшилось за 10 лет. При этом более чем в 100-150 раз увеличился объем виртуальных испытаний на основе цифровых двойников.
Чтобы получился виртуальный краш-тест всего автомобиля, нужно прежде всего провести виртуальные испытания каждой детали, для каждой сварной точки, которых тысячи — то есть это как минимум 50 тысяч виртуальных испытаний.
Это очень много — считайте, 50-100 виртуальных испытаний каждый день, особенно если мы хотим сделать автомобиль по характеристикам не хуже, а даже лучше, чем аналогичные машины у Mercedes или у Rolls-Royce».
Где и когда лимузин Путина впервые показали?
Однако полноценно автомобиль не успели подготовить к дедлайну. Так, в феврале 2017 года Минпромторг заявлял, что проект будет сложно реализовать из-за ограничений, которые накладывает закон о госзакупках. Да и санкции оптимизма не добавляли.
Летом 2017 года работу над кроссовером приостановили на неопределённый срок. Причина – нехватка ресурсов.
Техническим воплощением «Кортежа» должна была заниматься компания «Маруся Инжиниринг», которая готовила суперкары. Но она потерпела крах.
Однако на встречу с Трампом в Хельсинки Aurus Senat привезли на самолете ИЛ-76. Там президент перемещался на авто во время всех официальных мероприятий. Вероятно, за пару месяцев лимузин достаточно хорошо доработали.
А можно будет купить такой лимузин, как у Путина?
Авто проекта «Кортеж» планируется отправить в свободную продажу. Их также выпустят под брендом Aurus.
Автомобили получат названия в честь башен Кремля. Минивэн будет называться Arsenal, кроссовер – Komendant, седан, как и лимузин – Senat. Массовые модели Aurus могут получить 600-сильный мотор V8, 860-сильный V12 или турбированный L4 мощностью 245 л. с.
Базовый седан покажут на Московском международном автосалоне 2018 в августе.
Заказать седаны и лимузины Aurus можно будет в августе-сентябре. Поставки начнутся в первом квартале 2019 года, выпускать планируется 200 машин в год. После 2020 года производство расширят до тысячи машин в год, если будет спрос. Есть слухи, что на них пересадят чиновников.
Минивэны и кроссоверы будут готовы лишь в конце 2019 года. В 2018 году планируется произвести лишь 70 Aurus для федеральной службы охраны.
Средняя цена серийного авто Aurus – около 10 млн рублей. Это на 20% дешевле Rolls-Royce и Bentley, но дороже, чем базовый Mercedes S-класса.
Что ещё может быть в лимузине президента РФ
Известно, что в «Кортеже» установлены защищенные линии связи, медиапроигрыватель, холодильник, система спутниковой связи. У ЗИЛ-41052 была бронекапсула. Сначала создавали её, а уже затем вокруг строился автомобиль. Вероятно, аналогичную идею реализовали в «Кортеже».
Подробных данных о необычных фишках в лимузине не достать по объективным причинам, но можно додумать их, исходя из рассекреченных особенностей автомобилей первых лиц других государств.
В лимузине Обамы (и Трампа) The Beast была даже медицинская система: оборудование и новейшие медикаменты, а также запасы донорской крови нужного резуса. Спутниковый телефон имеет прямую связь с Пентагоном и вице-президентом.
Кроме того, The Beast включает приборы ночного видения и собственный оперативный центр, систему защиты от химической атаки, кислородную установку и систему вентиляции. К слову, специальные фильтры для воздуха установлены практически на всех президентских авто. Броня выдерживает попадание из ручного гранатомета.
В переднем бампере «Зверя» расположена камера ночного видения и пушки со слезоточивым газом. Предусмотрена и система автоматического пожаротушения. Интересная деталь: в дверях «Зверя» нет замочных скважин.
Автомобиль Ангелы Меркель также бронирован со всех сторон. Помимо этого, Audi A8 Long – это мобильный офис с высокоскоростным защищенным интернетом, спутниковым телефоном, видео- и аудиосвязью.
В Bentley State Limousine Елизаветы II установлена система, характерная для бронированных авто этой марки. В особых ситуациях двери могут отстреливаться с помощью пиропатронов, чтобы обеспечить экстренную эвакуацию пассажиров.
Проверяли авто на конструкторах: их посадили в салон и открыли огонь по авто из гранатометов (и да, это стандартная процедура). А ещё в авто есть душ и стол с телефонами.
Вот так. В следующий раз, когда будете видеть какой-нибудь нашпигованный гаджетами суперкар в фильме, помните – в реальности такое действительно может быть. И даже круче.