зачем в лагере мажут зубной пастой
Вожатские байки. Глава пятнадцатая. Королевская Но
Давным-давно, когда наши бабушки ещё играли в песочницах, в одном лагере один пионер чем-то не угодил другому пионеру. Пострадавшая сторона решила отомстить. И под покровом ночи обиженный будущий комсомолец проник в палату злодея и изобразил на его безмятежно спящем лице снежинку. Зубной пастой.
С тех пор это стало доброй традицией – украшать своих товарищей по лагерю прохладной и освежающей поры лица мятной субстанцией из тюбика. В дневное время между художниками и жертвами, как правило, не было никакой вражды. Более того – в повседневной жизни они могли быть не-разбей-стакан-друзьями. Однако ночью действовали свои правила. И если у тебя получалось намазать товарища настолько аккуратно, что он даже не заворочался во сне – ты красавчик.
Какое-то время администрация лагеря пыталась бороться с ночными художествами. Угрожали. Даже выгоняли из лагеря без возмещения стоимости путёвки. Но – бесполезно. Дети как красили других детей по ночам, так и продолжали это делать. И тогда кто-то умный из старших предложил упорядочить это дело, разрешив пионерам неофициально делать ночные вылазки лишь один единственный раз за смену.
В Королевскую Ночь.
В Ночь накануне отъезда. В Ночь, когда терять уже нечего – ведь утром всем уезжать в свои серые будни, и из лагеря уже не выгонят.
* * *
Вместе с Королевской Ночью заканчивается лагерная смена. А вместе с ней и лето.
И если, мой друг, тебе ещё нет шестнадцати лет, то через год у тебя будут все шансы вернуться в замечательный мир под названием «лагерь». Но если ты уже староват для отдыха в отряде, то вариантов попасть сюда снова – практически никаких.
Хотя – вру. Один вариант всё-таки есть.
Самому стать вожатым.
Лагерь целиком и полностью пропитан историями.
О многом из того, что происходило с нами, я так и не рассказал.
Например, о том, как мы получили предупреждение на счёт употребления алкоголя в день получения зарплаты. А алкоголь был уже куплен. И как Михалычу пришлось разбивать литр «Беленькой». Вдребезги.
Или о том, как всё тот же Михалыч катал девочек из своего отряда на карусели «Ромашка» до состояния крайней синевы. А потом девочки лежали в траве и не могли пошевелиться.
Я не рассказал про то, как Димон сказал мелким детям, что у Вовчика есть много конфет, и как после этого дети большим стадом бегали за Володей по футбольному полю, требуя сладостей.
Многие истории ещё терпеливо ждут того, чтобы быть рассказанными.
* * *
Со времени описанных выше событий прошло около десяти лет.
За окном моего офиса – третье июля 2015-го года, пятница.
Пятница. Соответственно, завтра в лагере «Радуга» начинается новая лагерная смена. Приедут дети. Их встретят воспитатели и вожатые.
А это значит, что история нашего лагеря – продолжается.
Ну разве не здорово, а?!
Смайлик.
Зубная паста как орудие мести или Как советские дети отжигали в лагерях
Популярное
В центре Волгограда планируют изменить транспортную схему
В Волгограде приостановил работу подлежащий сносу «Сосновый бор»
Снизить риск инсульта способны продукты, богатые клетчаткой
«Заберите меня отсюда!» Так зачастую начинались письма из пионерлагеря на первой неделе пребывания. Родители мчались за город, чтобы увезти со смены страдающее чадо. А приехав в лагерь, слышали: «Я никуда не поеду, здесь просто здорово!» За этим «здорово» стояли не только зарницы, песни у костра, конкурсы и дискотеки… Были и розыгрыши, и страшилки по ночам, и, конечно, зубная паста на конопатых лицах.
Пионерский лагерь в советское время – это целая жизнь! С первого класса по восьмой, школьники СССР регулярно отправлялись по путевкам в детский лагерь. Все с нетерпением ждали последнего дня учебы, выпрашивая у мам и пап поездку в несколько смен. Новички в первые дни тяжко страдали, особенно ученики начальной школы. Вожатые буквально отнимали у ребят письма домой, говоря, что, мол, напишете через неделю. И правильно поступали! Жизнь на закрытой территории вдали от родителей быстро захватывала. Напевая заводную песенку «мы маленькие дети, нам хочется гулять!», примерные пионеры любили и пошалить. О розыгрышах и страшилках того времени ходят легенды. Было и страшно, и обидно, и смешно. Но, главное, сильно-то никто не обижался!
В темной-темной комнате…
– С каким восторгом я вспоминаю свое «пионерлагерное» детство! – говорит Елена Косова из Дзержинского района, – даже школу меньше вспоминаю. Для нас пробыть смену в лагере было за счастье! Родители все лето на работе, ну чем дома заняться? Я помню, как перед лагерем мне отрезали косы, потому что за год до этого я приехала из ланеря с колтунами в волосах. С поцарапанными коленками, синяком от укуса… и, как оказалось позже, с лишаем! Но зато радостная и счастливая! В третьем классе я уже везла в чемодане пионерский галстук. Это было незабываемо! Я – взрослая, я – пионерка! Путевки в пионерлагерь были бесплатными. Маме их давали от «Волгоградстроя». Помню свой любимый лагерь имени Аркадия Гайдара в Суровикинском районе, хутор Пятиизбянка. Приезжаешь и сразу «забиваешь» себе койку. Было такое правило: у двери и у окна лучше не спать! Ведь ночи пионерские были бессонные! В окно на кровать мальчишки могли высыпать муравьев или подбросить мертвую мышку. Крепко спящих девчонок могли аккуратно на простынке или вместе с кроватью перенести в мужскую спальню. Вот это были розыгрыши! Я помню такой случай. Вожатая ушла, мы взяли фонарик и стали рассказывать страшилки. Прибежали к нам и мальчишки послушать. «В темной-темной комнате, в самую страшную темную ночь появилась черная женщина с черными глазами…» – так начиналась история. В палате тишина! Всем страшно! Да еще рассказчик и голос такой делает зловещий. История была обычной: женщина пошла на кладбище, где прятался мальчик, она хотела забрать его сердце, но не нашла, тогда она обратилась к мертвецам за помощью. Накал страстей среди детей нарастал. Все просто дрожали. И тут наша сказочница, как закричит:
– Злой дух, вселись! Выходи из могил!
Тут что началось! Один из мальчишек подскочил с кровати, запутался в простыни, упал и дико закричал: «Помогите! Помогите! Вожа-атые!» Прибежали наставники наши, включили свет, а паренька прям трясет. Успокоить его не могут, спрашивают, что случилось. Тот залепетал:
– Я же ей своего имени не говорил! А она… злой дух… Выходи, Измаил!
Мальчишка оказался Измаилом Ибрагимовым. Мы смеялись так, что вожатые тоже не выдержали и начали хохотать. В конце концов и наш Измаил рассмеялся.
Мальчики против девочек
– Я часто ездила по спортивным лагерям, – вспоминает Елена Зайцева, Спартановка, – там много не почудачишь. И то умудрялись! Бежишь кросс. Если кто-то подрезал несправедливо, то месть рождалась сразу! Рано утром нитку с иголкой берешь и к мальчишкам в комнату. Обидчику спортивные шорты внизу зашьешь. Он утром в полусне пытается шорты надеть и никак! Падает, а все смеются! Клали кнопки под простыни. Выливали шампунь… А вместо него писали в тюбик. Стоим, помню, перед домиком с душем и ждем, какая реакция будет. И все это, поверьте, делали без злости. Это как будто такая игра была. Как в шахматы. Сделал ход и ждешь, что теперь в ответ сделают. Все в таком ликовании и восторге от этой войны – мальчики и девочки.
Самым запоминающимся стал такой случай. Ночью юная легкоатлетка Маша Ягодкина по нашему сценарию вышла из комнаты с веревкой. Дверь мальчишек находилась напротив. Надо было связать ручки дверей. Маша перестаралась. Двери-то связала… Крепко так. А ведь в свою палату проход забыла оставить. Пыталась отвязать, не получилось. Нас не дозвалась. Побоялась разбудить вожатых и ночевала с мячами и скакалками в подсобке. Утром наш тренер споткнулся о веревку и упал на спину. От крика проснулись и мы. Развязать веревку не удалось, тренер разрезал ножом. А потом мы бегали штрафной кросс…В тандеме. Каждый мальчик был привязан за руку веревкой к девочке. Это потому, что мы Машку не выдали! Ни девчонки, ни мальчишки!
«И алые трусы так гордо реют»
– Мы приезжали из лагеря с заметно пополненным словарным запасом и знанием фольклора, – вспоминает Евгений Куприянов из Центрального района, – песенки «Тишина на Ивановском кладбище», «Не дождалась девчонка паренька». Стишки типа «маленький мальчик достал пулемет, больше в психушке никто не живет». Привозили новые слова и фразочки: «отвянь, моя черешня», «козломорда», «хлебало». Родители были в шоке, обещаясь больше меня в лагерь не пускать. Но пускали!
А помните, никто в столовке сначала дежурить не хотел, а потом вдруг все понимали, что это «хлебА!» И компота побольше попьешь, и булочек в карманы наворуешь! Правда, негодяи мы были еще те! В компот на подносе плевали. А потом смеялись, как его пили. Могли муху в суп кинуть. Однажды дырки в кусочках хлеба сделали и «хлебА» для меня закончились.
А какой пионерский лагерь без зубной пасты? После отбоя все пацаны засовывали тюбики в трусы! Это обязательная подготовка, чтобы паста нагрелась. Пробираемся к девчонкам…И давай мазать. Или рядом на кровати намажешь, все равно испачкаются! Пришивали одеяло к простыне так, чтобы утром встать никто не смог! Вот это был смех! Клеем приклеивали босоножки к полу. Красками брови рисовали ночью.
Меня, как самого идейного наказали, заставили выучить песню «Алые паруса». А петь я ее должен был утром перед директором лагеря и приглашенными гостями. Был какой-то праздник. В ночь перед этим событием девчонки связали всю нашу одежду в гирлянду. Брюки, рубашки, кофты. Все чемоданы выпотрошили. Утро наступило, а надеть-то нечего! Вот тогда ко мне пришла идея. В вожатской комнате стоял манекен пионера с трубой. Снял с него красные трусы, майку, галстук и красную пилотку. Трусы велики! Я резинку подтягиваю и вперед! Бегу на завтрак, все смеются! Начался концерт. Стою. За мной хор девочек. «Не три глаза, ведь это же не сон. И алый парус правда гордо реет. В той бухте, где отважный Грей нашел свою Ассоль. В той бухте, где Ассоль дождалась Грея…» Спел нормально. А после этого ко мне подошел дяденька в костюме и спросил:
– Девочка, у тебя прекрасный голос!
Какая девочка? Я был в шоке! А потом посмотрел на себя в зеркало… Красные трусы на три размера больше, были затянуты резинкой так, что это была…юбка! И сколько потом надо мной смеялись! Дразнили: «Девочка, а не спеть ли нам про паруса?» или «И алые трусы так гордо реют».
И первые признания, и грязные носки
– Я все свое детство провела в лагерях! – рассказывает Ирина Катаева из Дзержинского района. – «Босоногий гарнизон», лагерь имени Гули Королевой, имени Саши Филиппова, имени Титова в Советском районе, была в «Дружбе», «Артеке на Ахтубе». И по несколько смен! Я была там своей. Могла и с вожатыми на речку сходить и чайку с ними попить вечером. Любила «Зарницу», дискотеки.
Помните, как девчонки все время одеждой менялись? А признания в любви и первые записочки? Эх, ностальгия такая! Палата на палату ходили. И дружба до слез была, и бойкоты устраивали тем, кто «крысничал» с едой, не делился.
Конечно, и разыгрывали друг друга. Фишка первая – «велосипед». Ночью между пальцев спички засовывали и поджигали. Играли в привидения – надевали пододеяльники и ночью так по корпусу бродили. Постель мочили. На крышу корпуса залазили с ведром воды и сливали вниз на мальчишек. И укатывались все время со смеху. Пьяного дворника в кровати к метле привязали. Пастой мазали не только детей, но и ручки дверей и тумбочек.
Любимый розыгрыш – ведро на швабре возле двери вожатых. И хохоту и грохоту было столько! А еще вчетвером утром будили сонь с брызгалками: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой!» А грязные носки под нос положить? Подушками дрались и устраивали споры, кто главный в отряде. А еще крапиву в кровать подкладывали, шнурки у вожатых за обедом связывали… А вожатые нас сильно и не ругали. Они сами нам иногда розыгрыши устраивали! Правда, только добрые… То конфеты под подушку положат, то стенгазету с фотографиями вывесят. Хорошо тогда было. До слез вспоминаю прощальный вечер и костер, где мы все стояли, обнявшись. А утром каждый забирал домой уголек…
Королевская ночь
В любом случае, лагеря, благодаря его историям, всегда ассоциировались у меня с посиделками у костра, историями про приведений, вечно неспящими вожатыми, и, конечно, королевской ночью, куда ж без нее. Серьезно, это же так захватывающе и интересно, пробираться в комнаты и домики. соотрядников. (хз, как их еще назвать), мазать их пастой, пугать бабех призраками из простыней, и в принципе творить всю ночь лютый беспредел. Мечта, а не времяпрепровождение.
Но мы же, черт возьми, дети. Взрослые здоровенные дитяти, но все же. Нам хоть и нужно было в лагере в первую очередь лечиться, думали мы совершенно о другом. Так что во время первого же вечернего собрания в холле кто-то из ребят поинтересовался, кого мы собираемся мазать пастой в последнюю ночь. Наш горячо любимый педагог, до этого мирно залипающий в телефоне и пропускающий все наши разговоры мимо ушей, едва не свалился со стула, и, пытаясь установить равновесие, крикнул нам, чтобы никто об этом даже думать не смел. Мы терпеливо дождались, пока он поставит стул обратно в устойчивое положение, и приготовились слушать его нравоучения (в хорошем смысле).
Согласно легенде, произошла эта история сколько-то лет назад в нашей области, в одном из известных загородных лагерей. Последняя ночь, шайка малолетних бандюганов решила отдать дань традициям и намазать зубной пастой одну из девчонок. Вооружившись всем необходимым, они пробрались к ней в комнату, сделали свои дела, и, посмеявшись, срулили развлекаться дальше. Лежала девочка на боку, так что намазали они, соответственно, только одну щеку.
Постскриптум, чтобы вы не грустили, а то мало ли 🙂
Сижу и думаю: бляха, а если бы у парня на маркер аллергия была. Кажется, нас. обманули.
ltraditionalist
VIRTUEАЛЬНЫЙ ПАРНИЧОК
ВЕРТОГРАД, СИРЕЧЬ: ЦВЕТНИК ДУХОВНЫЙ
«Королевская ночь» как псевдоинициация.
«Королевская ночь» в (пионерском) лагере. Это последняя ночь перед днём отъезда. Никто из взрослых её не устанавливал, но она негласно существует. Иногда дети сами задают вопрос вожатым: «А у нас будет королевская ночь?» Что остаётся делать вожатым? Отбирать и прятать зубные пасты, так как в «королевскую ночь» принято друг друга мазать зубной пастой. И это ещё самая невинная «забава».
Вот как описала Piratka свою «королевскую ночь»: «Последние сутки лагерной жизни. Трудовой детский лагерь Маяк прощается с очередной сменой. Месяц жизни в колхозном бараке с глиняными полами подошел к концу. Дети беспредельничают. Повсюду валяются ненавистные подушки с клопами; девчонки скачут на пружинах собранных кроватей, давя спелые донские арбузы, закатанные туда; к соседней койке мы с подружками приковали амбарным замком лифчик Наташки, которая нам всю смену не нравилась. Все двадцать один человек, что жили в нашей шестой палате, расписывают друг друга шариковыми ручками: руки, ноги, спины, животы, шеи, щеки…Фразы типа: «А ты думала, в сказку попала?», «Не ссы, прорвемся!», «Гондурас», «Пора домой!», а еще телефоны, имена, адреса, чтобы потом найти друг друга.»
Это напоминает обряд посвящения в традиционных обществах.
Подростков в традиционных обществах инициируют духи. Взрослые, опытные члены общины только помогают инициации, создают условия для встречи с духами. В детском же лагере, понятное дело, никто и слыхом не слыхивал о каких-то первобытных «инициациях», но, тем не менее, дети сами, на свой страх и риск, пытаются создать некое подобие посвящения. Взрослые запрещают, но их словно «черти разжигают».
Понятное дело, что у детей ничего не получается, да и не может получиться, но в высшей степени примечательна сама эта бессознательная попытка создания обряда перехода. Собственно, здесь присутствуют все традиционные признаки инициации: разрыв с родителями, временное пребывание в неизведанном мире лагерной жизни, тут подросток должен доказать силу воли, не расплакаться, пройти испытания. Но испытания эти «не страшные», и вот дети в конце заезда сами устраивают себе и друг другу ещё дополнительные «сверхиспытания». Последняя ночь перед отъездом выбирается, конечно, потому, что испытания должны быть «страшные», может быть даже преступные. Ну а утром мы «свалим» по домам и никто с нас за преступления спрашивать не будет: вчера там родителей не было, а сегодня уже воспитателей нет.
Не стоит забывать и о том, что все «забавы» «королевской ночи» имеют сексуальный подтекст. Ибо королевы проводили свои ночи как хотели и с кем хотели. Конечно, всё это больше в фантазиях и, как правило, далее измазывания девчонок зубной пастой дело не заходит, но эротическое возбуждение имеет место быть, как накануне ночи на Ивана Купалу. В «королевскую ночь» ожидаются какие-то чудеса наподобие истории из фильма «Ирония судьбы, или С лёгким паром». Без ожидания таких чудес никаких «королевских ночей» не было бы.
Зачем в лагере мажут зубной пастой
А как вы шутите над пионЭрами или вожатыми? Вот немного из моего архива:
Обмазывание зубной пастой — самая знаковая черта лагерей. Заключается это развлечение в стелсовой вылазке на территорию условного противника с целью обмазывания его тушки пастой. Обычно к нескольким потокам лагерники-кемперы вырабатывают следующие полезные умения:
1. Способность просыпаться в 5 часов без будильника, после этого выглядеть и чувствовать себя так, как будто бы выспался нормально. Скилл очень полезен при обмазывании, поскольку в это время не спит только сторож, и есть почти полная гарантия не запалиться.
2. Разогрев пасты до оптимальной температуры подмышкой. Помни, школьник: мазать надо теплой пастой, иначе тебя изловят и отп*здят.
3. Полная анонимизация. Рожу рекомендуется замотать туалетной бумагой или накрыть чем-нибудь.
4. Намаз обычно вызывает у жертвы лютую ненависть, и некоторые неадекватные вместо ответного хода следующей ночью на утро могут просто взять и уеб. отомстить. Безопасность и анонимность. Ну ты понел.
5. Совершенно читерский скилл — это намаз без проникновения в место расположения врага. Выдавливается немного пасты и резким движением через окно стряхивается на жертву. При должном умении эффективность не уступает традиционному методу нанесения.
6. Хинт молодым психологам. Необязательно намазывать самому, достаточно изучить поведение жертвы, и она сама натрется по самые помидоры. Пример: намазать жертве ладонь. Если поблизости есть комары (а они обычно есть), жертва будет от них отмахиваться и тереть руками лицо — PROFIT! 7. Алсо, считается самым спортивным методом намаза, доступным только гуру. Также можно выдавить пасту на ладонь жертве, пощекотать лицо оной прутиком от веника/травинкой и ловить лулзы, глядя, как жертва мажет сама себя.
8. Практически фаталити — мазать поциента его же собственной пастой.
Очень важно правильно подбирать инвентарь. Паста должна быть как можно менее аутентичной; известны случаи, когда в лагерь понаезжавшие брали с собой два тюбика пасты: одну нормальную и дорогую — чистить зубы, вторую — ядерную мятную дешевку для ночных диверсий. Алсо, если паста заканчивалась, в ход шли гуашевые краски и шампунь (sic!), последний выливался в трусы жертвам, отчего те доставляли мегатонны лулзов. Однако наиболее доставляло юзание зелёнки.
Вынос спящего тела вместе с кроватью или на матрасе в сортир/коридор/на улицу.
Походы в город бывают двух типов: официальные и неофициальные. В первом случае народец собирают и строем (нередко — в форменных футболках) ведут в ближайший город, дабы детишки могли купить жрат/местную симку/прочую фигню. Алкоголь/сигареты, в футболке с надписью «Детский лагерь „Солнышко“» и под присмотром вожатого, взять вряд ли удастся. Хотя дерзайте, и обрящете!
Случай второй требует определенных навыков и группы больше 1-2 человек. Краткий план:
1. Встать в 5 утра, причем всем участникам (хотя можно и в любое другое время, зависит от степени палева в лагере. Раннее утро — самый безопасный случай.) Требуется соответствующая способность.
2. Без палева покинуть территорию лагеря. Причем самый стрем обычно бывает не при перелазе забора или выходе из корпуса, а при передвижении по территории лагеря.
3. Добраться до города. Требуется хоть какое-то знание местности.
4. В городе найти работающий в это время магазин с необходимым товаром, после чего произвести контрольную закупку. Можно погулять по городу или искупаться в море (лучше не купаться).
5. Возврат в лагерь — самая захватывающая и интересная часть мероприятия. В руках тяжелые пакеты с продуктами/cувенирами/ещё чем нибудь, до лагеря не так уж и близко, а время поджимает. Тут главное — быть в палате ДО выхода спорт-кружков на утреннюю пробежку.
6. Собственно употребление. Но, рекомендую просто всё спрятать и лечь спать, а употребление начать вечером, перед сном (прогуливая с друзьями дискотеку, например). Мы съедобные трофеи, в виде чипсов/сухариков/прочего, просто раздавали тем кто хотел.