зачем в метро гермодвери
Гермозатворы Московского, Киевского и Пражского метро
Публикация фотографий тоннелей Московского метро вызвали большой интерес у драйвовчан, поэтому продолжаю тему метрополитена интересными, скрытым от глаз, устройствами, а именно гермозатворами тоннеля, в метрошной системе обозначений именуемыми «Металлоконструкциями» или «МК».
Троллям привет! )
Итак, история этих сооружений отправляет в период после Великой Отечественной войны, когда обозначили подземелье метро не только, как транспортное предприятие с функцией бомбоубежища, но и появилась потребность защитить людей и объекты, находящиеся там, от возможного ядерного удара наших сегодняшних «партнёров», а так же от возможных затоплений в сложных геологических условиях разветвлённой сети тоннелей метрополитена.
Интересно почитать Александра Попова ака Russos, автора этих замечательных фотографий.
Начиналось всё так:
«Первая очередь метрополитена в Москве и также все последующие до начала строительство глубокого Арбата и Кольцевой не оборудовалась гермозатворами, но опыт Великой Отечественной Войны и реалии новой третьей мировой — уже атомной, вынудили начать монтаж м/к (металлоконструкций) на уже построенных и строящихся линиях. Если разработать проект гермоворот для новых станций и перегонов особых проблем не вызвало, то оснащение металлоконструкциями уже действующих тоннелей требовало проявить инженерную смекалку, чтобы вписать затвор в конструкцию уже действующего тоннеля с его габаритом. При этом все работы должны были производится в ночные окна. Как это было решено для станций вы можете увидеть сами, например, на Театральной, Площади Революции и других станциях первых очередей. Мы же посмотрим на станцию «Красные ворота», где было по каким-то причинам применено нестандартное решение.
А вот вписать затвор в действующий перегон оказалось проблематично. В открытом состоянии он просто не помещался по высоте. А уж электрический привод и подавно не влезал в габарит. По этому были разработаны затворы с гидравлическим приводом и отклоняемой верхней частью. «Повезло» в том, что обделка, начиная с второй очереди, была диаметром 5,6 метра — вписать это в стандартные для сегодняшнего времени 5,1 метр, было бы наверно невозможно или очень сложно.
С первой очередью оказалось проще, там габарит тоннеля вполне позволял разместить специальные гермоворота, лишь немного отбив внутри бетон и изменив профиль сечения. Отклоняемая верхняя часть в данном случае была не нужна, разрабатывать новый тип затвора не стали.»
ликбез от дилетанта estimata
Новичку об основах в области экстремальных и чрезвычайных ситуаций, выживания, туризма. Также будет полезно рыбакам, охотникам и другим любителям природы и активного отдыха.
воскресенье, 7 июля 2019 г.
Выживание в метро (метро как убежище)
В учебниках по ОБЖ, как старых так и новых, можно найти предложение в случае ядерной войны использовать метро в качестве убежища.
Новый толчок к этому мнению появился после выхода книги Глуховского «Метро 2033».
Первоначально статья писалась именно любителям книг типа «Метро», где было мое мнение о возможности выжить в метро. Но люди не поняли смысл статьи. Поэтому я её кардинально переделываю, посвятив метро как убежищу гражданской обороны.
Сходные устройства на пути в метро Полосатая планка с цифрой 7 показывает край для безопасной остановки первого вагона при использовании состава из 7 вагонов |
Сигналы в метро
Подготавливаются к задействованию: санузлы на перегоне, артскважины, ФВУ, проверяются все виды связи и оповещения, выдаются ключи от сходных устройств, сооружений, декоративных щитов и решёток, камер затворов, шкафов управления, ключи Мелентьева.
По этой команде закрываются металлоконструкции, не влияющие на пассажиропоток, движение поездов и вентиляцию (прочие металлоконструкции).
В городе объявлена воздушная тревога. Выход в город прекращён. Просьба соблюдать спокойствие и порядок. Проходите к сходным устройствам для прохода в тоннель. Выполняйте указания Администрации метрополитена
Гермозатвор в метро
В официальных документах эти гермозатворы именуются просто «металлоконструкциями», или сокращенно м/к. В обиходе прижилось название «гермуха», «герма», «затвор».
Установка гермозатвора необходима не только для герметизации внутренних помещений от улицы, но и для разделения всей системы метро на несколько секций.
Самыми интересными в плане конструкции являются тоннельные гермозатворы.
Тоннельный гермозатвор Хорошо виден двигатель привода закрытия гермозатвора |
Тоннельный гермозатвор Хорошо виден двигатель привода закрытия гермозатвора |
Закрытый тоннельный гермозатвор |
Тоннельный гермозатвор отъезжающий вбок |
Тоннельный гермозатвор отъезжающий вбок Видно затвор в нише |
Засовы на рельсы у тоннельного гермозатвора |
Каждый станционный затвор оснащён шлюзом, позволяющим выйти на поверхность, не открывая основные ворота. Обычно это пара небольших гермодверей, между которыми находится помещение для раздевалки и дезинфекционной камеры, которые там будут размещены в военное время. Через шлюз наружу будут выходить подразделения радиационной и химической разведки.
Гермозатвор станции «Арсенальная» Киевского метрополитена в открытом состоянии |
Гермозатвор на станции «Новокузнецкая» Московского метрополитена в открытом состоянии |
Вентиляция в метро
Как правило, ВВ размещаются в специально выделенных подходных выработках вентиляционных шахт. Такая шахта обычно имеет два вентиляционных тоннеля: один простой, перекрываемый при необходимости гермозатворами, а другой со встроенным ВВ. Этим шахтам присваивается двойной номер: через дробь от номера ВШ указывается номер ВВ. или не указывается.
Попадалась информация, что в московском метро, например, большинство выходов вентиляционных шахт (которые могли бы выручать при отключении энергозависимой вентиляции) на поверхность заблокированы снаружи разными торговыми павильонами.
Водоснабжение в метро
В качестве источника водоснабжения используется в метро используется сеть городского водопровода. А также защищенные водозаборные скважины или запасные емкости воды.
Водозаборные скважины располагаются, по возможности, в междупутье или с внешней стороны тоннелей. Допускается вынос водозаборных скважин на расстояние не более 50 м от тоннеля с устройством между ними соединительных ходков.
Число питьевых фонтанчиков, водозаборных кранов и умывальников в отсеке определять из расчета по одному на 200 человек.
Электроснабжение в метро
На станциях при необходимости должно поддерживаться аварийное освещение от 30 минут до 1 часа, от аккумуляторных батарей.
Электроснабжение эскалаторов, вентиляционных, насосных и осветительных установок УАЖ в режиме убежища предусматривать от ТПП и ПП по электрическим сетям.
В помещениях на станциях и в перегонных тоннелях, где размещаются электрооборудование или пульты управления дополнительных устройств, предусматривать аварийное освещение с присоединением к обшей сети аварийного освещения этих сооружений. Питание аварийного освещения защищенной и незащищенной зон сооружений предусматривать по раздельным группам.
Освещение салонов вагонов поездов, размещаемых на станции, осуществлять переносными светильниками, для подключения которых предусматривать штепсельную группу осветительной сети под козырьком платформы.
Электроустановки, используемые только в режиме убежища, допускается присоединять к общим магистральным линиям напряжением 380/220 В.
Санитарый узел в метро
Медицинские помещения в метро
Использование метро в качестве убежища при ядерной войне
Близкого взрыва не выдержит никакое метро.
Если правильно организовать и выполнить все защитные меры и поддерживать гражданскую оборону в нормальном состоянии, то метро действительно выступает как надежное укрытие. НО метро не предназначено, чтобы в нем жили больше 2-3 дней. А этом можно сделать и без запасов еды.
А теперь о разрекламированной российскими писателями жизни в метрополитене после ядерной войны.
Большинство военных зарядов в настоящее время имеют не очень сильный поражающий эффект от радиации. Грубо говоря, они достаточно «чистые». По расчётам военных, обратную эвакуацию можно проводить уже через несколько часов.
Поэтому попытка на постоянной основе поселиться в тоннелях метро является просто фантастикой.
Московское метро, Реальная ситуация в случае ПЗДЦ. Секреты Родины.
При сигнале АТОМ все три эскалатора включатся на спуск. Поезда в тоннеле отключаются. Все СТП (Силовая-тяговая подстанция) отключатся от гор.сети и включаются различные подземные ДЭС (объекты секретные, их несколько штук есть в метро вашем московском)
Это один из специальных объектов, тысячи фильтров для воздуха.
Далее конечно же, народ ломится в метро, это правильно.
Все вент-шахты будут перекрыты специальными гермодверями.
Вот такими (фото мое)
Военных на станциях не будет вообще (что им там делать. )
Кое-какие ведомства ретируются в метро по своим специальным подходнякам, и будут отсиживаться в особых объектах, которые с метро соединения имеют, но вряд ли по станциям они будут ходить.
Состояние многих объектов унылое, они брошены, некоторые (которые принадлежат кому-то большому) целые и под сигнализацией, с вооруженной охраной.
Метро2? Не, не слышал 🙂
ессно, метро2 существует, есть даже несколько настоящих фотографий оттуда.
Вот например.
Проникали туда любители в 90х, во время МММ и Ельцина. Сейчас господин ПУ дырку закрыл и камеру повесил. И бочку с вазелином рядом поставил.
Зачем вообще метро2?
Гермозатвор
Все гермозатворы в метрополитене закрываются по команде «ПИ» (в отличие от многих терминов, эта аббревиатура имеет расшифровку: «полная изоляция») или «ФВ» («фильтровентиляция»), и разделяют всю систему метро на независимые герметичные отсеки, так называемые УАЖ (участок с автономным жизнеобеспечением), каждый из которых послужит убежищем (или братской могилой, как повезёт) для населения.
Гермозатворы Московского метрополитена находятся в ведении ДСО-1.
Содержание
Устройство гермозатвора
Тоннельные гермозатворы
Конструкция
Тоннельные гермозатворы представляют собой масштабные конструкции. Чаще всего они выполнены в виде распашных ворот, реже (намного) встречаются затворы, отъезжающие вбок в специальную нишу: такие устройства установлены, например, на Кольцевой линии московского метро.
Распашные гермозатворы устанавливаются в тоннели с диаметром 5,6 метров и более. В старых тоннелях диаметром 5,1 метра устанавливается специальная версия гермозатвора с откидывающимся верхом.
Разумеется, стопроцентной герметичности закрытый гермозатвор не даёт, поэтому при помощи системы фильтровентиляции в загерметизированном отсеке поддерживается повышенное давление. Благодаря этому через щели и дырки в гермозатворе воздух попадает только наружу и никогда внутрь.
Управление
Тоннельный гермозатвор управляется дистанционно при помощи электромеханического привода. Обычно привод состоит из червячной передачи, не требующей практически никакого обслуживания.
Тоннельные гермозатворы являются причиной многочисленных эпичных выпилов желающих прокатиться на крыше вагона метро. Вагон довольно сильно гуляет в тоннеле и в своей верхней точке его крыша находится в 10-15 сантиметрах от оклада гермозатвора. Дальше покатушка превращается в русскую рулетку: если повезёт и вагон окажется в нижней точке, то теоретически можно проскочить; если не повезёт, то скорость столкновения тела с бетонной поверхностью не оставляет никаких шансов на выживание.
Станционные гермозатворы
Конструкция
На станциях мелкого заложения гермозатворы, как правило, расположены в подуличных переходах и стыдливо прикрыты металлическими пластинами.
Управление
Курбель от станционной гермы находится у начальника станции.
Обходные пути
Каждый станционный затвор оснащён шлюзом, позволяющим выйти на поверхность, не открывая основные ворота. Обычно это пара небольших гермодверей, между которыми находится помещение для раздевалки и дезинфекционной камеры, которые там будут размещены в военное время. Через шлюз наружу будут выходить подразделения радиационной и химической разведки.
Элементы дезактивационного душа, костюм химической защиты, противогаз и прочие элементы можно взять на складе ГО, который есть на каждой станции, и даже не везде еще просран.
Гермозатворы в вентиляционных шахтах, ходках и коллекторах
После поступления сигнала «ПИ» все вентиляционные шахты, кроме ВВ, закрываются гермозатворами. Затворы обычно размещаются в подходных тоннелях.
Кроме того, гермозатворы перекрывают (порой в неожиданных местах) кабельные коллекторы, ходки и прочие пути проникновения радиоактивного воздуха, солёной воды и диггеров в тоннели метро.
Затворы в коллекторах редко управляются дистанционно и обычно предполагается, что они постоянно закрыты или будут закрыты в угрожаемый период. В таких местах редко применяется курбель, чаще всего небольшие затворы закрываются при помощи закреплённого на них штурвала.
В большинстве случаев в ходках и коллекторах применяются гермы в виде обычных распашных дверей. Интересным, но редко встречающимся исключением являются затворы типа «бабочка», перекрывающие круглый проём. Как несложно понять из названия, они представляют собой две половинки круга, закреплённые на вертикальной оси и складывающиеся, как крылья бабочки.
Гермозатворы в вестибюлях
В вестибюлях станций, построенных в 50-60-е годы (мы сейчас говорим про Москву, Питер и Киев) часто размещались гермозатворы, отделяющие кассовый зал от эскалаторного наклона. Считалось, что толстые бетонные стены вестибюля обеспечат достаточную защиту в случае далёкого ядерного взрыва или химической атаки. Однако, с увеличением мощности боезарядов, размещённых на межконтинентальных баллистических ракетах некоторых дружественных стран, стало понятно, что нет никакого смысла оставлять части герметизируемых зон на поверхности. С тех пор гермозатворы располагаются только в сооружениях, над которыми не меньше метра грунта и которым ничего не страшно. Кроме сваи, разумеется.
Другие ареалы обитания гермозатворов
В большинстве прочих подземных сооружений также встречаются гермозатворы, однако даже на самых серьёзных военных объектах наподобие подземного штаба полка РВСН они по своей брутальности и масштабам даже близко не дотягивают до тех, что установлены в метро. Тем не менее, увидеть гермодвери, гермодверцы, гермодверочки, гермофорточки и прочую мелюзгу можно в любом окрестном бомбоубежище, в подвалах и других неожиданных местах.
Но не стоит недооценивать, например, противоатомные гермозатворы, которые устанавливались на ряде стратегических объектов в Москве. Отдельного упоминания также заслуживает легендарный бетонный блок метровой толщины с нанесенной по центру надписью «Место для удара лбом», который располагается в гейте на «Спортивной».
Гермозатворы и водоёмы
Гермозатворы и раздолбаи
Несмотря на то, что гермозатворы рассчитаны на воздействие поражающих факторов ядерного взрыва, они не спасают от злоумышленного воздействия разного рода народных умельцев. Отмечены случаи вскрытия гермозатворов болгарками (но это очень долго), снятия их с петель ломами и домкратами. Ксенобиологи с сожалением отмечают, что им не известен ни один случай, когда снятая с петель домкратом многотонная конструкция придавила бы собой тех, кто с ней так некрасиво поступил.
Гермозатворы и Мэрсобянин
Самым простым методом оказался пофигизм: сооружения ГО проектировались, закладывались, устанавливались, но не налаживались и в строй не вводились. Большинство гермозатворов, установленных в тоннелях в «смутные девяностые», не оборудованы никакими механизмами и просто приварены при помощи арматурин к обделке тоннеля.
Валентина Матвиенко в бытность губернатором Санкт-Петербурга осторожно высказывалась в том ключе, что если федеральному центру важно, чтобы в метро были объекты ГО, пусть федеральный центр их и финансирует. Федеральный центр шутку не оценил и Валентина Ивановна больше её не повторяла.
Мэр Москвы Лужков, оставшись без федерального финансирования метро, увлёкся строительством каких-то мутантов типа лёгкого метро, мини-метро, монорельса, скоростной транспортной системы (никто так до сих пор и не знает, что это было) и т.п. В многообразии названий была определённая хитрость: российский свод строительных правил таких сущностей, как «мини-метро», не предполагал, поэтому строились они по региональным строительным нормам, в которые никакого ГО не включили. Таким образом удалось построить целую линию метро, в которой не было гермозатворов ни на станциях, ни в тоннелях, даже в точке пересечения реки.
Тем не менее, в качестве компенсирующих мероприятий в подземных сооружениях ММДЦ «Москва-Сити» запроектировали и построили огромное бомбоубежище, в составе которого имеется громадное количество гермодверей различного калибра. На момент написания этой статьи бомбоубежище оставалось недостроенным, а предназначавшиеся для него затворы были живописно разбросаны по всем подземным уровням центрального ядра ММДЦ. Впоследствии, когда достроили и запустили станцию метро «Деловой центр», ненужные железки, по всей видимости, куда-то сгребли. Данных о приеме на баланс самого бомбоубежища не имеется и по сию пору.
Сменивший Лужкова Сергей Собянин применил свои незаурядные пробивные способности для внесения изменений в строительные нормы, и с 2013 года ГО в метрополитене требуется только в том случае, если в окрестностях нет достаточного количества защитных сооружений, не связанных с метро.
На сданном в 2011 году участке Люблинской линии от станции «Марьино» до станции «Зябликово» единственный установленный гермозатвор отделяет станцию «Зябликово» от гермозоны станции «Красногвардейская». Все остальные станции построены без ГО.
Исходя из тенденции к удешевлению проектов, того, что практически все планируемые станции перепроектировали на мелкое заложение. В 2014 году, когда мы писали эту статью, мы предполагали, что эпоха сакральных объектов в метро подходит к концу и строящийся третий пересадочный контур, плавно переходящий во вторую кольцевую линию, а так же Кожуховская линия и другие новые объекты не будут герметизироваться вообще (либо все сооружения ГО будут строиться в конструкциях, без оборудования). Однако, по состоянию на 2018 год, все новые станции, включая второе кольцо, были оснащены полным комплектом сооружений ГО. Комплектных и работающих.
Что-то пошло не так
Самая частая фраза в ответ на предложение закрыть гермозатвор в нормативные сроки (не более 90 секунд с момента начала закрытия), которую слышат проверяющие из МЧС: «Закрыть мы его закроем, но он потом не откроется!». Таким образом хитрые работники метрополитена пытаются доказать, что металлоконструкция находится в рабочем состоянии (мамой клянёмся!), но лучше сейчас этого не проверять. В Екатеринбурге пару лет назад так и случилось: закрытый в рамках ночных учений ГО тоннельный гермозатвор на единственной линии екатеринбургского метро открывали почти весь день. Пассажирское движение, естественно, в этот день было прекращено.
На станции «Красные ворота» в Москве закрывающийся станционный гермозатвор сбивает плафон люстры. Плафон падает и оказывается, что специально для такого случая он сделан из небьющегося пластика. Сотрудники станции не обращают на это решительно никакого внимания. Ксенобиологи не удивятся, если окажется, что скачущий по полу плафон останавливается в точно рассчитанной проектировщиками гермозатвора точке.
Фотогалерея
Один из самых эпичных гермозатворов в командном центре ПВО США, расположенном в горе Шайен