зачем в обществе понятие норма
«Да ты ненормальный!» Существуют ли нормальные люди и что такое норма
«Да он ненормальный», «это норма», «нормальные люди так себя не ведут» — распространенные выражения, которые мы часто слышим как в реальной жизни, так и в онлайн-дискуссиях. Но что такое норма?
Подробно раскрыть эту тему мы решили после публикации материалов об однополой паре и о трансгендерном юноше. Очень многие комментаторы в соцсетях называют героев этих текстов «ненормальными», «не такими» (притом так выражаются даже те, кто их поддерживает). Иолина Грибкова поговорила со специалистами, которые по роду деятельности знают, что можно назвать «нормой» и существует ли она вообще.
Социолог: «Норма формируется культурой и политикой»
Что такое социальная норма?
Дарья Александрова
социолог, окончила МГУ имени М.В. Ломоносова, эксперт по исследованиям
— Социальная норма — это общепринятый стандарт поведения, позволяющий иметь упорядоченность в обществе. Примеры социальных норм — традиции, обычаи, нормы права и морали. Если человек поступает в определенных ситуациях некоторым образом и общество не считает это некорректным, значит, это нормальное поведение.
Поведение с отклонениями называется девиантным, и чаще всего оно негативное. Но может быть и позитивным — скажем, герои-спасатели тоже делают нечто такое, чего от них никто не ожидает. Если, проходя мимо горящей машины, мы не полезем в нее вытаскивать пассажиров, общество не осудит нас за это, ведь неспециалист рискует стать еще одной жертвой. Нормальным будет вызвать МЧС, но самим в машину не лезть.
Если бы никто и никогда не отклонялся от нормы, то у нас бы не было гениальных литературных произведений и прочего. Все, кто проявляет тем или иным образом свои физические и интеллектуальные способности, они, по сути, ненормальные. Быть выдающимся писателем или нобелевским лауреатом — ненормально.
Как формируется норма, кто ее создает?
— Что считается и не считается нормой — это вопрос прежде всего культуры и политики. Немного утрируя — если какое-либо действие повторяется много раз, общество формирует относительно данного действия определенное мнение, сознательно давая ему оценку. Если вводится какой-то закон, не считающий что-то нормальным и ограничивающий это явление, то постепенно общество все больше и больше будет усваивать через школы, вузы, медиа то, что это ненормально.
Значение имеет и передача норм из поколения в поколение. Например, кто-то много лет назад начал есть ножом и вилкой или перестал забрасывать женщин камнями за измену. Это прижилось и продолжает существовать.
Психологическая теория говорит, что люди разными не рождаются, а становятся — благодаря сочетанию различных типов воспитания и свойств характера.
А в социальной науке есть теория стигматизации — согласно ей, девиация определяется не поведением человека, а общественной оценкой этого поведения (негативной или позитивной).
К примеру, сейчас иметь детей вне брака считается относительной нормой, это уже не осуждается обществом так сильно, как, скажем, 50 лет назад. Прогресс — это меняющееся отношение общества.
Зачем человеку нужно понятие «нормы» и как он использует его в обществе?
— Без понятия нормы мы не сможем организованно существовать. Это как с властью — она существует не только потому, что кто-то когда-то захотел иметь больше привилегий, но и потому что без нее было бы сложно жить. Если нет главного — того, кто несет ответственность, то ничего не будет происходить структурированно.
Если у нас не будет нормы, которая бы говорила людям, что плохо, а что хорошо, общество просто не будет знать, что ему делать и как относиться к чужому поведению. Это приведет к хаосу.
Скажем, человек на улице бьет пожилую женщину. Если бы это было нормой, вы бы просто прошли мимо. Но поскольку мы знаем, что это плохо, противоправно и так делать нельзя, мы подойдем и вступимся за бабушку. Это помогает нам понимать, что мы живем в стабильном окружении и находимся в безопасности. Нормы упрощают жизнь, так как людям очень сложно принимать решения. Разновидностью социальной нормы являются не только законы, традиции и обычаи, но и этикет, и даже мода.
Но норма неоднородна. Есть статистическая норма, то есть абсолютное большинство чего-либо. Например, мы знаем, что наибольший процент населения закончил хотя бы девять классов. Из этого следует, что иметь школьное образование — нормально.
Когда мы обращаемся к культуре и социальной среде, то появляются общественные отношения и ситуационная норма. Например, в Москве к однополой паре, встреченной на улице, большинство отнесется нормально. Если та же самая ситуация произойдет в маленькой сибирской деревне, то реакция будет другой. Даже если узнавать реакцию людей одного возраста, социальной группы и всего прочего.
Когда мы говорим о том, что люди страдают от того, что что-то не считается нормой, здесь уже речь идет о моральной норме, поднимается вопрос этики. Если взять, например, ЛГБТ-сообщество, то это статистически маленькая группа. При этом современная наука ясно и четко говорит, что поведение таких людей не является аморальным.
Норма очень относительна. К примеру, если человек растет в расистском сообществе и ведет себя соответствующим образом, то с точки зрения ситуационной нормы все правильно, а вот с точки зрения морали — нет.
Психолог: «Нормальный человек — это тот, кто себя уважает»
Елена Стешенко
Человек нормальный — он существует? Что такое психологическая норма?
— Я как специалист не делю людей на нормальных и ненормальных по каким бы то ни было проявлениям. Для меня каждый индивидуален с тем багажом, который у него есть, каждый интересен и важен как личность.
Ко мне приходят люди самых разных возрастов, все они очень разные. Нормален ли ребенок, который любит решать математические примеры? А тот, кому нравится на ходу придумывать сказки.
То же самое со взрослыми. У человека есть бизнес, он структурирован, высокофункционален. Это норма? Со стороны — да. При этом мы не знаем, как он себя чувствует и ощущает наедине с собой, складываются ли у него отношения в семье, есть ли у него семья вообще.
Или творческий человек, скажем, художник: ему присуща эмоциональная мобильность, он экспрессивен и выражает это в творчестве. Это тоже норма. Важно внутреннее ощущение себя. Насколько нам комфортно с собой.
Вероятно, определение нормы можно сформулировать так: когда человеку комфортно жить, полноценно и всесторонне ощущая себя, а взаимодействие с социумом не вызывает много непереносимых эмоций.
Есть понятие здорового самосознания — уверенность в том, что чувства, желания, потребности — составная часть твоего «я». Это когда человек спокойно и естественно воспринимает свои желания и эмоции, может выражать их, чувствует внутреннюю опору. Когда ее не надо искать в ком-то другом.
Еще один важный фактор — уважение к самому себе. Когда человек может позволить себе не только радоваться, быть счастливым, но и грустить — и при этом не чувствовать вину за это, не бояться кого-то задеть проявлениями своих эмоций.
Все перечисленное я считаю близким к норме.
Можно ли говорить об абсолютном психическом здоровье?
— Никто из нас не развивается без травм, и это нормально. Они просто разной степени тяжести и по-разному влияют на жизнь. Появление на свет — это уже травма, как и отнятие от груди, как и первый поход в детский сад, а потом в школу.
Важно понимать, что все эти травмы — толчок для дальнейшего развития, без них невозможен переход на новый уровень. Каждая из травм накладывает определенный отпечаток, и в итоге становится составляющей индивидуальности.
Поэтому я не знаю, что такое абсолютное психическое здоровье. При этом не отношу к нездоровым тех, у кого есть какие-то особенности. У каждого свой путь, и это ценно.
Но ведь общество может считать кого-то ненормальным, разве не так?
— Общество состоит из совершенно разных людей, у каждого из которых свое мнение. Мы не можем быть абсолютно свободны.
Если у человека есть ощущение самодостаточности, то он понимает, что мнение другого не делает его хуже. Он видит ценность в своей личности, в своем пути. Но если вам кажется, что весь мир против вас, и вам от этого ощущения плохо, это знак того, что внутренней опоры нет. Невозможно быть абсолютно свободным от общества, но оно не обязательно должно нас разрушать. Мнение других — это лишь повод для анализа, повод для обращения к специалистам, чтобы разобраться, в чем проблема, избежать депрессий и других проявлений «голоса души».
Мы не можем изменить наше детство, эвакуировать те травмы, которые были, но мы можем сделать его более понятным, посмотреть со стороны и вынести переосмысленный опыт. Из детской тюрьмы можно вырваться и перестать быть бессознательными жертвами прошлого. Это важно, потому что тогда мы берем ответственность за свою судьбу, узнаем свою историю и можем обратить ее на пользу себе.
Послесловие
Эта статья открывает цикл из четырех текстов, в которых Юга.ру разбирают базовые понятия, важные для современного человека и общения в социуме. Второй по счету мы опубликуем статью о понятиях «пол» и «гендер», темой третьего материала станет сексуальная ориентация и ее разновидности, а завершит наш цикл исследование ксенофобии — процессов, в ходе которых представление о «других» становится основой для нетерпимости. Находить материалы цикла по мере их публикации можно по тегу «базовые понятия».
СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ И ИХ РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ
Во времена первобытного общества, когда не существовало законов и правил, движущей силой людьми выступали инстинкты. С развитием человечества, зависимость от власти инстинктов начинала ослабевать. Их постепенно заменяли социальные нормы, они зародились ещё на ранних стадиях формирования самого общества. Людям необходимо было совместно решать множество задач, а для этого уже нужны были общепринятые правила. Социальные нормы первобытного общества уже не давали права на необдуманные, импульсивные действия, не ведущие к серьёзным последствиям. Между желаемыми действиями самого человека и окружающим миром появились правила, призванные регулировать поведение каждого человека в обществе. Эти правила и стали называться социальными нормами.
Актуальность исследования определяется тем, что процесс развития не стоит на месте, развиваются все сферы жизнедеятельности человека, претерпевает изменение и общество в целом. Всё труднее и труднее становится сдерживать темпы развития, порой они жестоки и агрессивны. В качестве регулятора отношений людей в обществе, должны выступать социальные нормы. Особенно сейчас, когда общество находится на грани третьей мировой войны, каждый обязан осознавать и понимать, насколько важно иметь правильные понятия о нормах, каждый из нас должен быть просвещен и образован, правильно ориентирован на положительные стороны нашего огромного мира.
Объектом исследования данной работы являются социальные нормы общества.
Предмет исследования – характеристика и определение места права в системе социального регулирования.
Цель исследования заключается в определении роли социальных норм в обществе, их природе и специфике функционирования в качестве механизма стабилизации общественной жизни.
Поставленная цель обусловила следующие задачи исследования:
— изучить основные понятия термина «социальные нормы», определить их классификацию;
— раскрыть функции и значение социальных норм в обществе;
— проанализировать соотношение понятий «право» и «мораль»;
— рассмотреть особенности социальных норм, действующих в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Практическая значимость работы определяется тем, что результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы при чтении лекций, подготовке курсантов к семинарским занятиям по дисциплине: «Политология. Социология», «Философия», «Культурология». Данная работа имеет познавательное значение для автора и создает предпосылки для углубленной исследовательской работы.
Понятие о социальных нормах, их классификация.
Для того чтобы понять что же такое социальная норма, следует исходить из определенного типа общества и особенностей его управления, а также особенностей их содержания. Социальные нормы являются необходимым условием жизнедеятельности общества, которые отражают в себе исторические и национальные аспекты, а также экономический, политический и духовный уровни жизни.
Обычаи и традиции — правила поведения, ставшие обязательными в силу привычки и повторяющиеся из поколения в поколение;
Моральные нормы — представляют собой правила поведения, основанные на представлениях общества или отдельных социальных групп о добре и зле, плохом и хорошем, справедливом и несправедливом, честном и бесчестном и тому подобных этических требованиях и принципах. Значительная часть моральных норм вырабатывается и поддерживается обществом в целом или же большинством его членов.
Нормы этикета — совокупность формальных правил поведения в заранее определенных ситуациях, в том числе нормы общения, деловой протокол и т.д.
Правовые нормы — требования, закрепленные в государственных законах. Соблюдение правовых норм обеспечивается государственным принуждением.
Эстетические нормы — применяются по отношению к искусству, природе, человеку и его поступкам.
Политические нормы — регуляторы политической жизни, выраженные в международных договорах, декларациях, политических принципах.
Религиозные нормы — правила поведения, заповеди, содержащиеся в священных книгах и церковных установлениях.
Корпоративные нормы — правила поведения, установленные в крупных организациях, и закрепленные в уставе, кодексах, соглашениях и идеологии организаций.
Для того чтобы социальные нормы оказывали реальное влияние на поведение человека, ему необходимо: знать нормы, желать следовать им, выполнять предписанные ими действия.
Соблюдение членами общества социальных норм необходимо для сохранения стабильности в обществе. В этом отношении социальные нормы так же важны, как правила дорожного движения для организации передвижения транспорта. Если водители не будут соблюдать основные правила, например, будут ехать по встречной полосе или сядут за руль в состоянии алкогольного опьянения, то движение по дорогам станет невозможным или чрезвычайно опасным. Правила, регулирующие поведение людей, действия социальных групп, коллективов, организаций, в своей совокупности составляют социальные нормы.
Возникновение социальных норм и их развитие выражают тенденцию общества к поддержанию общественного порядка в процессе обмена материальными и духовными благами. Объекты обмена выступают в качестве тех ценностей, которые человек стремится получить, освоить, и поэтому обменные отношения приобретают нормативно-ценностный характер, а повторяющиеся, устойчивые связи, возникающие в процессе обмена деятельностью, становятся привычными эталонами должного, возможного, ожидаемого.
Признаки социальных норм.
К основным признакам социальных норм следует отнести:
2.Социальные нормы регламентируют формы социального взаимодействия людей, то есть, направлены на регулирование общественных отношений.
3.Данные нормы возникают в связи с волевой, сознательной деятельностью людей.
4.Они возникают в процессе исторического развитии и функционирования общества. Социальные нормы, будучи элементом общества, отражают процессы его развития, влияют на их темпы и характер.
5.Социальные нормы соответствуют типу культуры и характеру социальной организации общества. Известный немецкий социолог М.Вебер считал, что именно культура позволяет людям придать смысл миру, создать основу для суждения о взаимодействии людей. Культура выражается, прежде всего, в содержании социальных норм. С этой точки зрения не нужно специальных познаний, чтобы заметить различия социальных норм, принадлежащим разным культурным традициям (например, европейской и азиатской). Однако, как справедливо отмечает Тарасова Н.Н., «существуют различия в социальном нормировании жизни обществ, принадлежащих одной культурной традиции, хотя и не столь принципиальные, связанные с индивидуальной исторической судьбой конкретного народа», что, в частности, присуще и России как многонациональной стране.
6.Характер организации общества в большей мере влияет на значимость того или иного вида норм в обществе, на связи норм в социальной нормативной системе.
Анализируемые нормы имеют различное содержание, зависящее от характера отношений, которые они регулируют, различные способы возникновения и разные основы возникновения, в этой связи, как для теории, так и для практической деятельности важны классификации социальных норм. Существует множество классификаций социальный норм, предлагаемых учеными в юридической литературе, такое многообразие можно объяснить тем, что в основу той или иной классификации положены различные критерии. Наиболее распространена их систематизация по двум критериям:
-по сфере деятельности.
-по механизму (или регулятивным особенностям).
Экономические нормы имеют особое значение для нашей страны в условиях становления рыночной экономики и являются саморегулирующимися началами хозяйственной деятельности общества.
Политические нормы призваны регулировать отношения социальных групп, граждан к государственной власти, отношения между народами, участие народа в целом и отдельно взятых социальных групп в государственной власти, организации государства, взаимоотношения государства с другими организациями политической системы общества.
По механизму (или регулятивным особенностям): мораль, право, обычаи и корпоративные нормы. Здесь различие кроется в процессе формирования норм, формы их фиксации, характера регулятивного воздействия и способах и методах обеспечения.
Несмотря на выделенные классификации, важно понимание целостности и динамичности всей системы социальных норм, поскольку она является необходимым условием жизни общества, средством общественного управления, организации и функционирования государства, обеспечение согласованного взаимодействия людей, прав человека и стимулирования роста благосостояния народа. Значение анализа классификаций в рамках данной работы в том, чтобы выявить значение каждой группы социальных норм, определить их роль в процессе регуляции общественных отношений, возможные варианты их взаимодействия.
Функции социальных норм.
Необходимо отметить, что наиболее важной функцией социальных норм является регулятивная. Эти нормы устанавливают правила поведения в обществе, регламентируют социальное взаимодействие. Регулируя жизнь общества, они обеспечивают стабильность его функционирования, поддержание социальных процессов в необходимом состоянии, упорядоченность общественных отношений. Словом, социальные нормы поддерживают определенную системность общества, условия его существования как единого организма.
Можно сказать, что в социальных нормах сконцентрированы достижения человечества в организации общественной жизни, созданная поколениями культура отношений, опыт (в том числе негативный) общественного устройства. В виде социальных норм этот опыт, культура не только сохраняются, но и «транслируются» в будущее, передаются следующим поколениям (через образование, воспитание, просвещение)
Анализируемые нормы имеют различное содержание, зависящее от характера отношений, которые они регулируют. Кроме того, разные социальные нормы могут возникать различными способами и на разной основе. Некоторые нормы, будучи первоначально непосредственно включены в деятельность, не выделяются из поведения и являются его элементом. Устоявшиеся в практике образцы такого поведения, получая общественное осознание, оценку, могут трансформироваться в сформулированные правила, а могут сохраняться в виде привычек и стереотипов. Другие нормы формируются на основе доминирующих в общественном сознании идей об основаниях и принципах социальной организации. Третьи формируются как наиболее целесообразные, оптимальные для данного общества правила (например, процедурные нормы).
Когда говорят о механизме, регулятивной специфике норм, то используют следующие основные критерии сравнения: процесс формирования норм; формы фиксации (существования); характер регулятивного воздействия; способы и методы обеспечения. При таком подходе специфика норм проявляется достаточно определенно. Это достигается системным использованием критериев: некоторые нормы могут недостаточно отчетливо различаться по одному или двум критериям, но всегда однозначно разводятся по сумме всех четырех характеристик.
Значение социальных норм в обществе.
Главное общественное значение социальной нормы может быть сформулировано как регуляция социальных отношений и поведения людей. Регулирование отношений через социальные нормы обеспечивает добровольное и сознательное сотрудничество людей.
В общих чертах процесс становления и функционирования социальных норм можно условно представить в виде последовательно взаимосвязанных этапов.
Первый этап – это возникновение и постоянное развитие норм.
Второй – понимание и усвоение индивидуумом системы социальных норм общества, социальной группы, личности, иначе говоря, это этап включения человека в обществе, его социализация.
Третий этап – реальные акты, конкретное поведение индивида. Этот этап является центральным звеном механизма социально-нормативной регуляции. Именно на практике обнаруживается, как глубоко вошли в сознание личности социальные нормы.
Четвертым этапом процесса функционирования нормы выступает оценка и контроль за поведением человека. На этом этапе выявляется степень соблюдения или отклонения от нормы.
Одним из главных регуляторов норм в жизни человека выступает мораль.
«Мораль (от лат. moralis) – нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений; один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простого обычая или традиции нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т.п.». В науке государства и права под моралью понимается система норм и принципов, регулирующих поведение людей с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого и т.п. Современное общество распадается на различные социальные группы в зависимости от рода занятий, профессии, возраста, пола и иных социальных характеристик. Неоднородность и даже противоречивость моральных норм, принадлежащих разным социальным слоям общества, составляет один из характерных признаков этого вида социальных норм.
Для морали характерны еще два следующих специфических признака. Моральные нормы закрепляют по преимуществу должное поведение человека, иных лиц. Мораль является наиболее изменчивым, динамичным видом социальных норм. Контроль за исполнением норм морали осуществляет либо общество в целом, либо отдельный социальный слой. Так же в настоящее время широкое распространение получил такой вид социальных норм как нормы общественных объединений, политических партий, закрепленные их уставами. Иногда в юридической литературе эти нормы называются корпоративными. Специфика корпоративных норм состоит в том, что они имеют документальную, письменную форму выражения — формально закрепляются письменным источником — уставом, принимаемым в установленном порядке. Документальная, письменная форма выражения корпоративных норм сближает их с правом, правовыми нормами. Но корпоративные нормы не обладают и не могут обладать свойствами права, поскольку регулируют отношения общественных образований, которые в силу их специфики не подлежат нормативно-правовому регулированию.
Соотношение права и морали: единство, различие, взаимодействие и противоречие.
Право регулирует общественные отношения во взаимодействии с иными нормами, как элемент социального нормативного регулирования. В регулировании общественных отношений право взаимодействует с моралью. Поскольку и право и мораль являются видами социальных норм, они обладают некоторыми общими чертами, которые характерны для всех социальных норм, но с другой стороны имеют и принципиальные отличия.
Единство между правом и моралью прослеживается в следующем:
во-первых, в системе социальных норм они выступают самыми универсальными, распространяющимися на все общество;
во-вторых, они имеют единый объект регулирования – общественные отношения;
в-третьих, формируются в обществе, то есть возникают в связи с волей и сознанием людей;
в-четвертых, соответствуют типу культуры и характеру социальной организации.
Однако, по названным критериям, при более детальном исследовании, можно выделить и ряд отличий:
По способу происхождения мораль возникает вместе с обществом, а право вместе с государством;
В зависимости от способа формирования. Правовые нормы возникают в процессе юридической и законодательной практики, функционирования соответствующих институтов общества и государства: доминирующие в обществе идеи права переводятся в форму юридических правил. Таким образом, правовые нормы являются институциональными, четко отделенными от правосознания и действующими в рамках социальных институтов. Мораль же наоборот возникает стихийно, формируясь в духовной сфере жизни общества, следовательно, не институционализирована, не связана со структурной организацией общества и неотделима от общественного сознания. Как уже отмечалось выше, нормы морали опираются на складывающиеся в обществе представления категорий.
По форме существования (или форме выражения). Правовые нормы как институциональные регуляторы закреплены в строго определенных документальных формах, таких как нормативные акты, судебные решения и т.д. Способы их фиксации должны отвечать строго определенным требованиям, установленным в централизованном порядке. Это касается, например, характера текста, его атрибутов. Также достаточно четко очерчен круг субъектов, которые формируют юридические тексты, содержащие нормы права. В то время как моральные нормы содержатся в общественном сознании и существуют в виде принципов, понятий, идей, оценок. Значит, не предъявляется никаких особых требований к форме, тексту по поводу морали.
По характеру регулятивного воздействия. Регулятивное воздействие права на общественные отношения осуществляется через особый механизм правового регулирования, обеспечивающий перевод общих правил в конкретные юридические права и обязанности субъектов. Эти права и обязанности четко определены в виде возможных и должных вариантов поведения субъектов. Моральные нормы выражены, наоборот, в безличном долженствовании и воздействуют путем формирования внутренних регуляторов личности. Суть действия моральных норм заключается в формировании общих принципов, установок, внутренних убеждений. Следовательно, регулятивное воздействие моральных норм не имеет, в отличие от правовых норм, заранее установленных способов поведенческой реализации.
По времени введения в действие: моральные нормы вводятся в действие по мере их осознания, а правовые нормы – в конкретно установленный срок
По критериям оценки. Если нормы морали регулируют общественные отношения с позиции добра и зла, справедливого и несправедливого, то нормы права – с точки зрения законного и незаконного, правомерного и неправомерного.
По мнению большинства авторов, изучающих вопросы взаимодействия морали и права, таких как: Агешин Ю.А, Лукашева Е.А. и других, определение взаимодействия морали и право достаточно сложно определить. На современном этапе, несомненно, право поддерживается общественным сознанием. Следование праву входит в число моральных ценностей общества. Более того, принято говорить об общечеловеческих ценностях, которые закреплены как нравственные принципы во внутригосударственных и международных актах как права человека (например, Конституция РФ закрепляет общечеловеческие ценности, ст.150 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ), вслед за Конституцией, закрепляет жизнь, честь, достоинство и т.д. как нематериальные блага). Поэтому можно утверждать, что данные ценности являются конституирующими и для моральной, и для правовой системы.
Регулятивное взаимодействие права и морали достаточно отчетливо отражено в текстах юридических актов. В законодательных нормативных актах нередко используются оценочные понятия нравственного характера (недостойное поведение, цинизм и т.п.). Это свидетельствует о том, что, с одной стороны, моральные нормы могут выполнять функции оснований юридической оценки, а с другой – нарушение моральных принципов общества является в некоторых случаях достаточным для наступления правовых следствий (санкций). Приведем примеры из действующего законодательства, когда правовая норма делает ссылку на необходимость использования моральных норм. Ч.2 Ст.137 ГК РФ «Животные» закрепляет, что при осуществлении прав не допускается жестокое обращение с животными, противоречащее принципам гуманности. Понятия «жестокое обращение» и «гуманность» относятся к сфере морали. В общество определенным образом сформировалась определенная система знаний о гуманности – человечности, которая может быть применена в случае ненадлежащего обращения с животными. Как последствие несоблюдения принципа гуманности по отношению к животным, выступает ст.241 ГК РФ. основание для принудительного прекращения права собственности: в случаях, когда собственник домашних животных обращается с ними в явном противоречии с принятыми в обществе нормами гуманного отношения к животным, эти животные могут быть изъяты у собственника путем их выкупа. Или ст.293 ГК РФ предусматривает возможность прекращения права собственности на бесхозяйственно содержимое жилое помещение. Одним из оснований для прекращения права собственности может выступить систематическое нарушение собственником прав и интересов соседей. Понимание интересов соседей также пребывает не только в сфере права, но и морали.
Вместе с тем возможны и противоречия между моралью и правом. Это связано с тем, во-первых, что существование социальных групп обуславливает возможность формирования групповой морали, то есть системы нравственных ценностей и норм какой-либо социальной группы, которая может полностью или вообще не совпадать с общественной моралью. Например, криминальные группы имеют свою, на их взгляд правильную мораль, которая может быть названа антисоциальной, и идущей в разрез с общественной моралью. Во-вторых, возможны противоречия между моралью и правом, когда одна и та же ситуация может регулироваться по-разному со стороны морали и права. Причины могут быть как объективными – существующие различия между правом и моралью – и субъективными – право меняется быстрее морали и подчас с ней не согласуется в силу определенных идеологических, конъюнктурных моментов. Например, осуществление экономических реформ, кардинально меняющих тип экономики, может отразиться на моральных устоях общества. Право поменяется, закрепляя новые положения, а общественная мораль остается прежней. Вообще необходимо сказать, что смена морали процесс более длительный, нежели смена права.
Таким образом, можно сказать, что только рассмотрев в единстве различие, взаимодействие и противоречия морали и право возможно целостное восприятие соотношения права и морали. Представляется необходимым отметить регулятивное взаимодействие морали и права. В целом, в нашем обществе прослеживается определенная тенденция гармонизации механизмов взаимодействия права и морали, что связано с повышением уровня цивилизованности нашего общества.
Особенности социальных норм, действующих в Вооруженных Силах Российской Федерации.
В Вооруженных Силах действуют единые, общие для всех членов общества нормы права, нормы морали, нормы общественных организаций и другие правила социального поведения.
Кроме того, особый характер деятельности вооруженных сил обусловливает наличие таких социальных норм, которые учитывают специфику военной организации.
Эти нормы регулируют поведение только тех участников общественных отношений, которые непосредственно связаны с жизнью и строительством Вооруженных Сил.
Рассмотрим, в чем выражаются особенности социальных норм, действующих в специфических условиях государственной военной организации.
Общие правовые предписания регулируют далеко не все общественные отношения, складывающиеся в Вооруженных Силах. Имеются специальные правовые нормы, которые регулируют общественные отношения, возникающие в армии как организации, предназначенной для вооруженной борьбы. Такие нормы называются военно-правовыми, или нормами военного законодательства.
Военно-правовые нормы закрепляют обязательные требования государства к строительству и организации Вооруженных Сил, регулируют жизнь, быт и боевую учебы войск. В частности, военно-правовыми нормами регулируются общественные отношения, которые связаны с управлением Вооруженными Силами, их комплектованием, прохождением военной службы, организацией материально-технического обеспечения войск.
Военно-правовые нормы обладают всеми признаками, которые присущи в целом нормам права. Они устанавливаются и охраняются государством, имеют общеобязательный характер, выражают интересы и потребности военнослужащих. Но они имеют и ряд особенностей.
Во-первых, в военно-правовых нормах находят отражение специфические принципы военной организации: централизация руководства, единство командования, единоначалие, безусловность воинского повиновения и другие.
Во-вторых, значительное влияние на содержание военно-правовых норм оказывают объективные закономерности вооруженной борьбы. Нормы права, которые регулируют боевые действия войск, учитывают объективный характер этих закономерностей. Всестороннее отражение в военно-правовых нормах закономерностей войны и вооруженной борьбы способствует достижению необходимых результатов в войне.
Благодаря указанным особенностям военно-правовые нормы характеризуются повышенной категоричностью, большей детализацией содержащихся в них правил, а также более строгой ответственностью за их нарушение.
В Вооруженных Силах моральные нормы отражают своеобразие тех условий, в которых живут и действуют военнослужащие. В них закрепляются нравственные требования к защитникам Отечества, которые сложились в обществе в связи с представлениями людей о воинском долге, офицерской чести, доблести, героизме, мужестве, войсковом товариществе. Моральные нормы предъявляют особо высокие требования к тем нравственным качествам военнослужащих, которые необходимы им в войне, в вооруженной борьбе. Чтобы победить сильного противника, каждый воин должен быть храбрым, мужественным, способным на подвиг и самопожертвование. Особенность норм морали, действующих в вооруженных силах, выражается в том, что многие из них закрепляются в военно-правовых актах (военной присяге, уставах, наставлениях). Поэтому они являются одновременно и юридическими нормами. Соблюдение таких моральных норм обеспечивается не только внутренним убеждением, силой общественного мнения, но в необходимых случаях и мерами государственно го принуждения. Органическое слияние в них правовых и нравственных требований повышает ответственность военнослужащих за выполнение своего воинского долга.
Нормы обычаев – этот вид социальных норм получает широкое распространение в повседневной жизни Вооруженных сил. Военнослужащие соблюдают в силу привычки те нормы поведения, которые стали для них обычными еще в условиях гражданской жизни. В то же время в армии и на флоте действуют нормы воинских обычаев, которые отражают особенности военной организации государства. Они входят в привычку военнослужащих не сразу, а постепенно, в процессе прохождения военной службы. Особо прочные навыки в соблюдении норм воинского поведения вырабатываются у профессиональных военных в результате многократного повторения ими одних и тех же поступков и действий. К числу норм обычаев, которые стали естественными для многих военнослужащих, относятся точность, собранность, подтянутость, аккуратность, выдержка, исполнительность. Положительная роль таких привычек несомненна: в современной войне только прочные навыки позволят в кратчайшие сроки принять правильное решение, успешно выполнить боевое задание в быстро меняющейся обстановке.
Таким образом, особый характер деятельности Вооруженных Сил обусловливает наличие таких социальных норм, которые учитывают специфику военной организации. Эти нормы регулируют поведение только тех участников общественных отношений, которые непосредственно связаны с жизнью и строительством Вооруженных Сил.
Заключение.
Система социальных норм отражает достигнутую степень экономического, социально-политического и духовного развития общества, в них находят отражение качество жизни людей, исторические и национальные особенности жизни страны, характер государственной власти. Нормы, регулирующие общественные отношения, отражают и конкретизируют действия объективных законов, тенденций общественного развития, т.е. таких законов, которые действуют с естественноисторической необходимостью. Объективный характер этих законов органически связан с их научным пониманием людьми и использованием их в целенаправленной социальной деятельности.
Социальные нормы связаны также с законами естественно-технических наук, с самим научно-техническим прогрессом общества, всей человеческой цивилизации.
Рассматривая социальные нормы в их целостности и выявляя особенности их типологии, мы попытались выявить соотношение между различными нормами в общественном бытии на современном этапе и доказать, что требование нашего времени состоит в использовании всех социальных норм, особенно традиций и обычаев, норм совместного проживания, которые были забыты в результате доминирования правовых норм. Между тем, именно традиционные нормы могут стать эффективным средством в преодолении негативных явлений, проявляющихся в поведении людей.
Регламентируясь социальными нормами, человеку легко освоиться в обществе, особенно в тех случаях, когда он становится участником вертикальной или социальной мобильности, меняет свою привычную среду обитания в обществе на другую, или же меняет свой привычный коллектив. Несмотря на то, что все мы принадлежим к разным расам, нациям, народам – это не освобождает никого от соблюдения социальных норм поведения, так как, безусловно, одной из главных причин всех войн и конфликтов становится именно неправильное понимание и восприятие норм поведения именно в обществе. Все социальные нормы направлены исключительно на правильную регуляцию отношений между людьми, они играют огромную роль в становлении и существования мира. Особенно важны социальные нормы в Вооруженных Силах, так как именно они являются проводником этого мира, каждый военнослужащий обязан быть грамотным и воспитанным во всех сферах деятельности, особенно в социальном взаимодействии.
Список использованной литературы.
1. Конституция Российской Федерации, утверждена всенародным голосованием 12.12.1993 г. – М.: Отдельное издание. 2002 г.
2. Гражданский кодекс РФ. Ч.1 –М.: Отдельное издание. 2003 г.
3. Уголовный кодекс РФ – М.: Отдельное издание. 2002 г.
4. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридические ВУЗов – М.: 2000 г.
6. Теория государства и права. Учебник. Под ред. М.Н.Марченко – Мю: 1997 г.
7.Теория государства и права/Под ред.В.М.Корельского и В.Д.Перевалова –М.: 2000 г.
8. Энциклопедический словарь – М.: 1990 г.