зачем в пакистане украшают грузовики
Пакистанские автобусы и грузовики
Как только у пакистанского владельца машины появляются свободные деньги, он первым делом пускает их на разрисовку кузова. Лидируют тут водители грузовиков, автобусов и джипов. Роспись грузовика стоит 3-5 тыс. долларов, ещё до 2 тыс. долларов уходит на оформление кабины коврами. Только в одном Карачи росписью машин занимается 50 тыс. мастеров.
01. Первым разрисовывать свои автобусы в Пакистане (тогда ещё – части Индии) в 1920-е годы взялся некий владелец фирмы «Кохистан». Художники, которых он нанял, до этого специализировались на оформлении сбруи для лошадей и верблюдов. Ну а потом пошло-поехало: такое оформление автопарка в Пакистане стало традицией.
02. Сегодня грузовики, автобусы, джипы, тракторы и т.д. принято там не только расписывать, но и украшать фигурной резьбой и электрическими огнями. При этом часто рисунки наносятся «со смыслом»: это могут быть военные герои – как к примеру, Азиз Бхатти, убитый в пакистано-индийской войне 1965 года; звёзды кино или великий игрок в крикет Имрам Хан; или даже леди Диана.
03. Как уже говорилось выше, только в одном 14-миллионном Карачи в росписи автосредств заняты около 50 тыс. художников. И что интересно – заработки среднего рисовальщика выше, чем водителя грузовика или автобуса.
04. Так, художник может зарабатывать до 300-400 долларов в месяц, подмастерье при нём – 150 долларов, а водитель – 150-200 долларов. Роспись грузовика занимает в среднем 6-10 недель, и всё это время транспортное средство простаивает (т.е. его владелец лишается в этот период средств к существованию).
05. Но было бы странным, если эти расходы не окупались. Владелец красиво раскрашенного грузовика может рассчитывать, что выгодный заказ на перевозку достанется именно ему, а не конкуренту на обычной машине, а в расписной автобус пакистанцы набиваются битком: как верят пассажиры, красивая машина оберегает их от аварий.
06. Кабина водителя не менее яркая, чем кузов!
Джингл-трак – «звенящие» грузовики Юго-Восточной Азии
Джингл-трак – распространенное в Южной Азии искусство украшения грузовиков. Изначально зародившись в Пакистане, оно затем распространилось в соседние страны – Индию и Афганистан. Такие грузовики раскрашиваются яркими разноцветными красками, на них наносятся узоры, каллиграфия и даже портреты людей, а бампера украшаются цепями, которые звенят во время езды (англ. jingle – звон, колокольчик). Подробнее о джингл-трак – в материале Исламосферы.
Истоки искусства украшения грузовиков восходят в Пакистан 1920-х годов. Тогда туда завезли грузовики Бедфорд (Bedford) из Англии. Они оснащались деревянными козырьками над кабиной, именуемыми «тадж» (корона) и декоративными бамперами. В конце 1940-х годов, когда грузовики стали перевозить грузы на дальние расстояния, компании разработали логотип, чтобы неграмотные люди понимали, кто является владельцем грузовика. Первоначально грузовики украшались по минимуму, но со временем украшения становились ярче и богаче.
Очень популярны были портреты. Они наносились яркими, кричащими красками. Мусульманские перевозчики и водители любили украшать свои автомобили портретами известных суфийских святых.
Очень популярно наносить на грузовики изображения суфийских святых и духовных подвижников / Источник: dawn.com
В 1947 году Пакистан обрел независимость. После этого дальнобойщики начали добавлять вокруг портретов суфийских шейхов больше разных элементов, такие как пейзажи, летающие лошади, павлины и т. д.
В 1960-е грузовики стали украшаться политическими образами. В частности, в те времена были распространены портреты военного диктатора Пакистана Мухаммеда Айюб Хана. Позже его место заняли портреты Зульфикар Али Бхутто.
Из непакистанских знаменитостей особое распространение получили портреты актера и мастера боевых искусств Брюса Ли. Причем его портреты соседствовали с традиционными пакистанскими образами, что создавало сюрреалистическую картину.
Разукрашивание грузовиков – весьма трудоемкий процесс, который может занять до двух лет / Источник: rferl.org
Сегодня искусство украшения грузовиков развивается даже сильнее, чем в прошлые десятилетия. Оно соединяет современные эстетические элементы и образы с традиционными духовными и народными. Суфийские святые, духовные подвижники, летающий конь, орел, павлин, сокол и воображаемые сцены рая (джаннат) соседствуют с популярными политическими деятелями, военными героями, знаменитыми игроками в крикет, представителями шоу-бизнеса, самолетами F-16 и ракетами.
Хотя искусство украшательства грузовиков помимо Южной Азии распространено в Японии и Южной Америке, наиболее развито оно в Пакистане, особенно в Карачи. В этом городе, в котором насчитывается 21 млн человек, живет 50 тысяч художников, специализирующихся на разукрашивании грузовиков. Почему же такой большой спрос на их работу?
Пакистанцы считают, что если грузовик выглядит причудливо и к тому же недавно окрашен, то он, скорее всего, находится в лучшем состоянии. Такой грузовик будет пользоваться большим доверием. То есть благосостояние владельца грузовика напрямую зависит от того, насколько причудливее он украшен. Поэтому водители порой тратят до 2500 долларов на украшение, что равняется их двухгодовому доходу. Кроме того, большую часть своего времени водители занимаются чисткой грузовиков, а когда краска тускнеет, немедленно перекрашивают их. Процесс украшения может занимать от нескольких недель до двух лет. Грузовики – источник их благосостояния, поэтому они должны иметь безупречный вид.
Название джингл-трак произошло от звенящих цепей, которыми украшаются бампера грузовиков / Источник: pinterest.ru
Некоторые пакистанские водители настолько любят свои грузовики, что уделяют им больше внимания, нежели своим домам. В действительности, грузовики зачастую заменяют им дома, так как в них они проводят больше времени, нежели дома.
Что касается названия, то «джингл-трак» (буквально «звенящий грузовик») – жаргонное слово американских солдат, воевавших в Афганистане. Они прозвали так грузовики за то, что цепи, которыми были украшены из бампера, издавали при езде звон.
Сегодня искусство украшения грузовиков известно во всем мире. В разных странах проводятся даже выставки, главными экспонатами на которых являются грузовики, украшенные самым затейливым образом.
Необычные автобусы и грузовики Пакистана (40 фото)
Как только у пакистанского владельца машины появляются свободные деньги, он первым делом пускает их на разрисовку кузова. Лидируют тут водители грузовиков, автобусов и джипов. Роспись грузовика стоит 3-5 тыс. долларов, ещё до 2 тыс. долларов уходит на оформление кабины коврами. Только в одном Карачи росписью машин занимается 50 тыс. мастеров.
01. Первым разрисовывать свои автобусы в Пакистане (тогда ещё – части Индии) в 1920-е годы взялся некий владелец фирмы «Кохистан». Художники, которых он нанял, до этого специализировались на оформлении сбруи для лошадей и верблюдов. Ну а потом пошло-поехало: такое оформление автопарка в Пакистане стало традицией.
02. Сегодня грузовики, автобусы, джипы, тракторы и т.д. принято там не только расписывать, но и украшать фигурной резьбой и электрическими огнями. При этом часто рисунки наносятся «со смыслом»: это могут быть военные герои – как к примеру, Азиз Бхатти, убитый в пакистано-индийской войне 1965 года; звёзды кино или великий игрок в крикет Имрам Хан; или даже леди Диана.
03. Как уже говорилось выше, только в одном 14-миллионном Карачи в росписи автосредств заняты около 50 тыс. художников. И что интересно – заработки среднего рисовальщика выше, чем водителя грузовика или автобуса.
04. Так, художник может зарабатывать до 300-400 долларов в месяц, подмастерье при нём – 150 долларов, а водитель – 150-200 долларов. Роспись грузовика занимает в среднем 6-10 недель, и всё это время транспортное средство простаивает (т.е. его владелец лишается в этот период средств к существованию).
05. Но было бы странным, если эти расходы не окупались. Владелец красиво раскрашенного грузовика может рассчитывать, что выгодный заказ на перевозку достанется именно ему, а не конкуренту на обычной машине, а в расписной автобус пакистанцы набиваются битком: как верят пассажиры, красивая машина оберегает их от аварий.
06. Кабина водителя не менее яркая, чем кузов!
08. Автобусы очень старые, но оформлены с любовью 😉
09. Если бы не яркая раскраска, это был бы обычный автохлам.
10. Все свободное время водитель начищает свою машину. На дороге вы почти не встретите грязный автобус.
12. Когда эта конструкция едет, все звенит и переливается.
14. Водители отдыхают в ожидании рейса.
17. Аварии с автобусами случаются здесь постоянно.
20. А вот так это чудо выглядит на серых улицах города.
22. на крыше пассажиры едут не из-за нехватки мест в салоне. Просто там проезд стоит в два раза дешевле!
23. Эти места очень опасны. При резком торможении пассажиры эконом-класса часто падают с крыши и попадают под колеса.
28. Роспись одной из маршруток в Пешаваре.
29. Грузовики мало чем отличаются от автобусов.
30. Они также богато декорированы.
33. Обратите внимание на резные двери!
36. Грузовики иногда перевозят пассажиров.
СОДЕРЖАНИЕ
«Джингл грузовик» происхождение
Упражняться
Художники
Пхул Джи, имя художника г-на Сайеда Пхула Бадшаха, является известным художником по грузовикам, который наиболее известен своим уникальным стилем изобразительного искусства с изображением грузовиков.
Региональные стили
Оказать влияние
Искусство грузовиков вышло за рамки украшения и украшения грузовиков в других формах и средствах массовой информации.
Машины
Хотя в Южной Азии автомобили традиционно не украшают, есть примеры автомобилей, украшенных в стиле грузового искусства. В 2009 году Foxy Shahzadi, VW Beetle 1974 года выпуска, оформленный в стиле грузовых автомобилей, совершил 25-дневное путешествие из Пакистана во Францию. В индийском городе Мумбаи некоторые водители украшают свои такси в стиле грузовика.
Яркие цвета пакистанских грузовиков вдохновили некоторых модельеров. Итальянская модная компания Dolce & Gabbana использовала экспозиции в стиле грузовиков в своей кампании 2015 года. Хотя некоторые мужские одежды чаще используются в женской моде, они вдохновлены южноазиатским грузовым искусством.
Галерея
Украшения могут быть очень подробными.
Все части грузовика очень украшены.
Деревянные панели часто высекаются с высокой детализацией.
Замысловатая кабина грузовика.
Украшенные грузовики можно найти даже в самых отдаленных уголках Пакистана.
Кровати грузовиков тоже иногда украшают.
Крупным планом вид произведения искусства.
Украшенный грузовик Bedford в Гилгит-Балтистане
Фраза « Рог, пожалуйста » широко используется в южноазиатском грузовом искусстве.
Украшенный грузовик в Афганистане.
Автобус в пакистанском стиле на Юстон-роуд в Лондоне.
Почему дальнобойщик в Пакистане тратит на украшение грузовика больше, чем на свадебное платье для невесты
Дальнобойщики в Пакистане проводят за рулем фуры больше времени, чем дома с женой. Так что не стоит удивляться, что свои 10-тонные авто они украшают всеми возможными способами. Порой кажется, что их машины-любимицы выглядят наряднее невест.
Дальнобойщики в Пакистане не жалеют сил и времени на то, чтобы украсить свою фуру. Яркие расцветки кузова, декор из искусственных цветов, постеров, ленточек и вельветовой обивки салона – все это можно увидеть практически на каждом транспортном средстве. Кабину, как правило, изготавливают на заказ, чтобы она отличалась от остальных. Но, пожалуй, больше всего удивляет привычка водителей вешать рядом с колесами металлические колокольчики. Во время езды можно услышать их перезвон под рычание колес. Американские военные даже прозвали этот транспорт “звенящие фуры”. Интересно, что и невесты к свадебному наряду тоже надевают колокольчики, так что и в этом есть сходство.
Идея украшать транспорт пришлась по душе не только дальнобойщикам. Изощряются также и водители пассажирских автобусов, водовозов, грузовиков, рикши и даже продавцы с тележками. Все они стараются выделиться и потому выбирают для декора самые яркие цвета.
Необычная традиция сформировалась в 1920-е годы. Именно тогда в стране появились британские фургоны Bedford, которые считались самыми надежными и престижными на протяжении полувека. Каждая компания, владевшая таким грузовиком, рисовала логотип, чтобы даже неграмотные люди могли распознать, кому принадлежит транспорт. Логотипы становились все более изощренными, в 1950-е годы водители принялись наносить рисунки на весь кузов. Те, кто сумел разбогатеть, не жалели денег на то, чтобы демонстрировать это всеми возможными способами.
Водители не желают денег на украшения для машин. В среднем за декорирование фургона многие готовы отдать заработанное за два года. Некоторые и вовсе тратят все многолетние сбережения, лишь бы их машина выглядела лучше, чем у других. Бывают случаи, когда дизайн обновляют каждый 3-4 года.
Многие водители считают правильным вкладывать больше средств в фуру, чем в благополучие собственной семьи. Они уверены, что богато украшенная машина – лучшая реклама их бизнеса, знак того, что водитель хорошо за ней следит, а значит, и товары перевозит ответственно.
Роспись фургонов и фур – это налаженный бизнес, в котором сегодня задействованы более 50 тысяч человек. Это и профессиональные художники, и владельцы лавочек со всякими безделушками и аксессуарами. Правда, в последние годы отрасль развивается все активнее, и водители все чаще выбирают клеящиеся стикеры вместо рисунков. Культурологи обеспокоены тем, что оригинальному искусству жители Пакистана предпочитают массмаркет. Видимо, традиция постепенно угасает.