зачем в педагогическом исследовании используется моделирование
Зачем в педагогическом исследовании используется моделирование
В настоящее время в педагогических исследованиях широко используется метод моделирования.
Моделирование – это метод создания и исследования моделей. Изучение модели позволяет получить новое знание, новую целостную информацию об объекте.
Существенными признаками модели являются: наглядность, абстракция, элемент научной фантазии и воображения, использование аналогии как логического метода построения, элемент гипотетичности. Иными словами, модель представляет собой гипотезу, выраженную в наглядной форме.
Важным свойством модели является наличие в ней творческой фантазии. Формами моделирования, скажем, воспитательного процесса могут стать концепции, парадигмы, различные сценарии, деловые и познавательные игры и т.д.
Процесс создания модели достаточно трудоемкий, исследователь как бы проходит через несколько этапов.
Первый – тщательное изучение опыта, связанного с интересующим исследователя явлением, анализ и обобщение этого опыта и создание гипотезы, лежащей в основе будущей модели.
Второй – составление программы исследования, организация практической деятельности в соответствии с разработанной программой, внесение в неё коррективов, подсказанных практикой, уточнение первоначальной гипотезы исследования, взятой в основу модели.
Третий – создание окончательного варианта модели. Если на втором этапе исследователь как бы предлагает различные варианты конструируемого явления, то на третьем этапе он на основе этих вариантов создает окончательный образец того процесса (или проекта), который собирается воплотить.
В педагогике моделирование успешно применяется для решения важных дидактических задач. Например, педагог-исследователь может разработать модели:оптимизации структуры учебного процесса, активизации познавательной самостоятельности учащихся, личностно-ориентированного подхода к учащимся в учебном процессе.
Метод моделирования открывает для педагогической науки возможность математизации педагогических процессов. Математизация педагогики несет в себе огромный гносеологический потенциал. Применение математического моделирования самым тесным образом связано с всё более глубоким познанием сущности учебно-воспитательных явлений и процессов, углублением теоретических основ исследования.
Моделирование как метод педагогических исследований
Вы будете перенаправлены на Автор24
Организация моделирования образовательных процессов
Моделирование – это отражение свойств исследуемого объекта с помощью научных понятий и предметно-имитирующих конструкций.
Модель объекта позволяет получить новые сведения, новые данные об изучаемом объекте. Моделирование выступает способом познания, посредством которого изучаются разные объекты и процессы.
Рисунок 1. Моделирование. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Моделирование активно используется в качестве метода исследования педагогической действительности, образовательного процесса, его разных сторон и процессов.
Использование моделирования в качестве метода исследования опирается на приемы аналогии познания т.е. создается объект со сходными параметрами реального объекта и проводится его исследование по определенным правилам. Таким образом, исследуется не сам образовательный процесс, объект, а его аналог, созданная модель с признаками, приближенными к реальным.
Выступая методом педагогических исследований, моделирование имеет два приложения:
Модель образовательного процесса предполагает:
Готовые работы на аналогичную тему
Модель образовательного процесса является средством решения, поставленной в исследовании задачи. Она позволяет получить целостное представление об образовательном процессе и полноценную картину образовательной работы, рассмотреть ее с разных сторон.
Модель является динамическим процессом. Она может развиваться по мере развития научных знаний и совершения выводов по ходу исследования, а может и умирать т.е. приходить в негодность из-за несоответствия ее характеристик развитию реального образовательного процесса. В этом случае ее необходимо заменить на новую модель.
Модель образовательного процесса включает в себя следующие компоненты, отражающие структуру образовательного процесса:
Моделирование позволяет объединить эмпирическое и теоретическое знание в проведенном исследовании. Однако, модель не может дать больше сведений об исследуемом педагогическом процессе, образовательной деятельности, чем в нее заложено на этапе ее формирования. Расширение данных требует преобразование модели, перевод ее на уровень динамического развития.
Алгоритм моделирования при исследовании педагогических процессов
Рисунок 2. Педагогическое моделирование. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Использование моделирования в качестве метода педагогического исследования реализуется по следующему алгоритму:
В ходе моделирования происходит сопоставление теоретических идей, гипотез исследования с экспериментальными данными, которые позволяют подтвердить их или отвергнуть.
Условия построения модели педагогической деятельности
Создание модели педагогической деятельности предполагает соблюдение ряда условий ее продуктивности. К ним относятся:
В ходе педагогического исследования могут строиться модели, опережающие исследование, а могут те, которые отражают его итоги т.е. дающие теоретические предположения, гипотезы исследования.
Модели позволяют увидеть все внутренние связи и зависимости, изучаемого педагогического процесса, отразить его сильные и слабые стороны. Это позволяет принимать управленческие решения, разрешать разнообразные образовательные задачи.
Моделирование в педагогических исследованиях
Под моделированием понимается процесс построения и исследования моделей. Например, при определении понятия «учебная модель» акцент делается на том, что характеристики модели должны легче восприниматься дидактически, чем сходные или идентичные характеристики в самом объекте, а в понятии «модель образования» акцент смещается на социально-педагогические характеристики образовательного института и т.д.
Моделирование объектов педагогической теории и практики выступает одним из основных методов современного исследования при поиске и объяснении сущностных характеристик новых объектов педагогической действительности, который может быть дополнен методами проектирования. Моделирование, как правило, выступает основой в разработке педагогических проектов при построении программ развития педагогических систем. Именно моделирование есть теоретический способ отображения формы существования, строения, состава и структуры функционирования или развития педагогического объекта через раскрытие компонентного состава и внутренних связей, а также через определение параметров, обеспечивающих возможность качественного и количественного анализа динамики изменений исследуемого педагогического явления. Причем одно и то же педагогическое явление можно представить в виде разных моделей. Это значит, что применение методов моделирования позволяет сочетать индуктивно-эмпирический поиск сути объекта педагогического исследования с дедуктивным познанием его структуры и механизмов развития.
Можно выделить следующие уровни педагогического моделирования:
Ø концептуальное моделирование (разработка концептуальной модели нового типа управления образовательным учреждением, модель развития качеств личности школьника в условиях педагогического процесса и др.);
Ø системное моделирование (разработка системы взаимосвязанных между собой моделей разных видов педагогических объектов) – системный подход в процессе моделирования дает ту связующую нить, которая объединяет многочисленные факты о педагогическом явлении, полученные традиционными средствами с помощью разных моделей в единое целое, характеризующее всю сложность изучаемого объекта;
Ø процессуальное моделирование (построение динамики моделей, отражающих логику развития исследуемого объекта);
Ø праксиологическое моделирование (модель практического результата действий педагога или его взаимодействия).
В педагогическом исследовании выделяют:
— концептуальную (теоретическую) модель;
— понятийно описанную модель;
Кроме этого в процессе исследования выстраивают корреляционные, дисперсионные, факторные модели, раскрывающие характер взаимосвязей между элементами изучаемого педагогического объекта, имитационные модели.
В процессе построения той или иной педагогической модели выделяют несколько этапов.
1Этап вхождения в процесс моделирования. Выбор теоретико-методологических основ для моделирования, качественное описание предмета исследования как прогнозирование «идеального» состояния.
2Этап формулировки задач моделирования.
3Этап построения модели с уточнением зависимости между основными элементами исследуемого педагогического объекта, определением параметров моделируемого объекта, критериев для оценки изменений этих параметров и методик измерений.
4Уточнение возможностей модели в решении исследовательских задач.
5Использование модели в опытно-экспериментальной части исследования при разработке проекта преобразования педагогической практики.
6Содержательная интерпретация результатов, полученных с помощью модели.
Структура модельного педагогического конструкта, независимо от его типа или вида, как правило, содержит меньше элементов, чем сам объект педагогической действительности.
Метод моделирования используется для точности и корректности описания и определения педагогических объектов, разработки педагогических конструктов, в том числе образовательных, воспитательных и управленческих систем.
Только опираясь на единство качественных и количественных особенностей педагогических явлений, процессов и систем, можно создать богатый арсенал моделей.
Выбор и применение педагогических моделей обусловливаются базовой теоретической или практической концепцией, а также теми конкретными задачами, которые ставятся исследователем. Одна и та же формализация в виде модели в зависимости от предмета исследования может быть наполнена разным смысловым содержанием и тогда модель будет отражать разные стороны педагогического объекта. Поэтому при построении и разработке педагогических моделей очень важно хорошо разобраться в содержании и качественном анализе исследуемого объекта через известные категории, определения и описания.
Модель может быть первичной по отношению к моделируемой системе или вторичной. Например, модель проблемного урока, разработанная М. И. Махмутовым, была первичной по отношению к практике конструирования проблемного урока, а модель выпускника школы – вторична, так как она появилась на основе анализа целого поколения выпускников большого числа школ на уровне всей страны.
Известно, что любая теория рассматривает не реальные объекты, а их идеализированные модели. Значит, чем больше разработано педагогических конструктов в виде моделей, чем активнее развивается такое направление как педагогическое моделирование, тем эффективнее развивается педагогическая теория.
Каково соотношение между педагогической моделью (конструктом) и понятием в отношении главного объекта исследования? Один из вариантов – понятийные описания обслуживают педагогические модели, то есть качественно раскрывают объект моделирования через основные его признаки как педагогического феномена. А модели структурно-функционально, структурно или функционально или графически представляют педагогические явления, процессы или системы уже через количественные характеристики и параметры.
В научных поисках модели выполняют следующие функции: эвристическую (для прояснения и развития педагогической идеи); объяснительную; иллюстративную; информационную; проективную; оценочную в понимании направлений развития педагогического явления или процесса; управленческую при выборе средств преобразования педагогической действительности; развивающую и стимулирующую в отношении познания педагогической действительности.
В научной литературе выделяют несколько подходов к педагогическому моделированию.
Первый подход основан на схематичном представлении и упрощении реального педагогического объекта, что позволяет исследовать только его отдельные стороны, зафиксированные в модели, и формы их проявления.
Второй подход к моделированию – путь строгого и формального описания в виде алгоритма.
Третий подход – образно-описательное представление педагогического объекта через типологический анализ его проявления (например, типы школьников по признакам развития и проявления у них самостоятельности, типы образования, типы воспитания и др.).
Четвертый подход связан с выделением специфического свойства – аналогии модели с оригиналом. Здесь делается акцент на специфическую функцию модели в познании педагогической действительности – функцию эвристического заменителя оригинала.
Сложность, многофакторность и изменчивость педагогических объектов затрудняет моделирование. При моделировании неминуемо огрубление, отказ от многих несущественных, по субъективному мнению исследователя, взаимосвязей, акцентирование внимания на основных чертах и характеристиках исследуемого явления. Как справедливо отмечает С. И. Архангельский, только такое упрощение, схематизация этих черт на пути анализа педагогического явления может привести к возможности количественного описания явления, а затем и к использованию математических методов. Однако моделирование как средство исследования позволяет разобраться в содержании исследуемого явления через взаимоотношения количественных и качественных характеристик объекта и понять их диалектическую взаимосвязь.
Под моделью понимают:
— мысленно представленную и материально реализованную систему, которая, отражая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает нам новую информацию об этом объекте;
— метод практического или теоретического оперирования объектом, при котором исследуется не сам объект, а используется вспомогательная искусственная или естественная система, находящаяся в определенном объективном соответствии с познавательным объектом, способная замещать его на определенных этапах познания и дающая при ее исследовании в конечном счете информацию о самом моделируемом объекте.
То есть модель выступает как промежуточное звено, с помощью которого опосредуется практическое или теоретическое освоение объекта.
Дополнительные функции моделей в педагогическом исследовании:
нормативная, если модель раскрывает принципы и нормы стабильности существования и функционирования реальной педагогической системы;
познавательная, если модель раскрывает характер развития педагогического явления и становятся понятными особенности строения эмпирического материала, зафиксированного в педагогических знаниях об исследуемом объекте.
В процессе моделирования решаются задачи:
— выбор способа моделирования того или иного состояния развивающегося объекта (схема, рисунок, таблица, граф и др.);
— формулировка гипотезы о строении и функционировании исследуемого объекта;
— определение направления процесса научного поиска.
На основании применения метода моделирования можно получить понятийное описание эмпирического материала – такое представление исследуемого объекта, которое позволит соотнести имеющиеся модели с эмпирическим материалом. Представление модели педагогических явлений или процессов возможно не только в виде схем, но и в виде суждений, алгоритмов, знаков, графиков и т.д.
Модель, понимаемая как система, изучение которой служит средством для получения информации о реальном педагогическом объекте, отражает единство его составных элементов. Единство свойств педагогического объекта и модели может быть выражено в следующих аспектах:
ñ структурном (со стороны модели и строения педагогического объекта);
ñ функциональном (со стороны работы основных механизмов функционирования или развития);
ñ информационном (по информации, которую может содержать объект и модель).
Информация, которую несет модель о реальном педагогическом объекте, характеризуется объемом; степенью адекватности структурных свойств модели реальной педагогической системе; степенью полноты, которая тем больше, чем больше объем и адекватность информации, и тем меньше, чем сложнее моделируемая система.
Модель – это цель, средство и результат моделирования в процессе педагогического исследования. Модель может выступать как теоретическая основа или результат научного поиска.
Педагогическая модель – это отражение педагогической действительности в виде структурированной информации о ней, которая служит связующим звеном между абстрактным и конкретным в ее анализе.
Педагогическое моделирование развивается в едином комплексе с методами формализации в познании педагогической действительности, а задача моделирования расширяется по мере повышения уровня и обогащения теоретического знания о педагогическом объекте. Основания при разработке педагогической модели изменяются по мере апробации конкретных вариантов, системного раскрытия природы и сути исследуемого педагогического объекта. Поэтому в педагогической модели, как правило, выражается авторское видение сущностных характеристик исследуемого объекта.
В процессе моделирования педагогических объектов используются разные принципы: линейно-функциональный, системный, сетевой, алгоритмизации, блочно-модульный принцип, принцип развития, принцип взаимодополнения, принцип расширения и обновления условий и пространства функционирования педагогического объекта, принцип полноты и достаточности, принцип историзма и педагогического контекста, принцип соответствия возможностей и эффективности в решении педагогической проблемы, принцип интеграции и дифференциации, принцип саморазвития и повышения уровня, принцип стандартизации и др.
Трудности применения метода моделирования в педагогике связаны, прежде всего, с неразработанностью методологических и логических основ моделирования его понятийного аппарата, неоднозначностью и расплывчатостью определений и описания педагогических объектов, а также самой процедурой и технологией моделирования. Другая сложность вызвана многомерностью педагогических объектов и субъективностью в их описании.
Доклад на тему «Моделирование как метод психолого-педагогического исследования, его возможности, принципы и этапы»
Доклад на тему: « Моделирование как метод психолого-педагогического исследования, его возможности, принципы и этапы »
Методом моделирования называется такой общенаучный метод исследования, при котором изучается не сам объект познания, а его изображение в виде так называемой модели, но результат исследования переносится с модели на объект.
Изучение того или иного объекта производится с помощью изучения другого объекта, в каком-то отношении подобного первому, с последующим переносом на первый объект результатов изучения второго. Этот второй объект называют моделью первого. В науке различают модель-замещение, модель-представление, модель-интерпретацию, модель-исследование. Моделирование есть процесс построения модели.
Научная модель – это мысленно представленная или материально реализованная система, которая адекватно отображает предмет исследования и способна замещать его так, что изучение модели позволяет получить новую информацию об этом объекте. Главное преимущество моделирования – целостность представления информации. Сотни лет педагогика развивалась главным образом за счет анализа – расчленения целого на части; синтезом как таковым пренебрегали. Моделирование основывается на синтетическом подходе: вычленяются целостные системы и исследуется их функционирование.
Моделирование успешно применяется для оптимизации структуры учебного материала, улучшения планирования учебного процесса, управления познавательной деятельностью и управления учебно-воспитательным процессом (диагностики, прогнозирования, проектирования).
Моделирование служит следующим целям:
а) эвристической – для классификации, обозначения, нахождения новых законов, построения новых теорий и интерпретации полученных данных;
б) экспериментальной – для решения проблемы эмпирической проверки (верификации) гипотезы с помощью оперирования теми или иными моделями;
в) вычислительной – для решения вычислительных проблем с помощью моделей.
Модель отражает предмет не непосредственно, а через совокупность целенаправленных действий субъекта:
• экспериментальный и (или) теоретический анализ модели;
• сопоставление результатов анализа с характеристиками оригинала;
• обнаружение расхождений между ними;
• интерпретацию полученной информации, объяснение обнаруженных свойств, связей;
• практическую проверку результатов моделирования.
Гносеологическая сущность научных моделей заключается в том, что они по зволяют системно и наглядно выразить знание о предмете, его функциях, параметрах и пр. Основное назначение модели – объяснить совокупность данных, относящихся к предмету познания.[4.]
Можно выделить несколько видов моделирования:
1) предметное моделирование (например, проектируя школь-
ное здание, прибегают к созданию модели этого задания);
2) знаковое, или информационное, моделирование (схемы,
чертежи, формулы, алгоритмы, план исследования, структура
3) мысленное моделирование (например, модель личности
выпускника средней общеобразовательной школы, модель
личности учителя).[1. c тр 66].
Рассмотрим основные этапы моделирования:
Этап 1. Постановка задачи.
На этом этапе четко выделяют моделируемый объект, его основные свойства, его элементы и связи между ними. Простой пример подчиненных связей объектов — разбор предложения. Сначала выделяются главные члены (подлежащее, сказуемое), затем второстепенные члены, относящиеся к главным, затем слова, относящиеся к второстепенным, и т. д.
Этап 2. Разработка модели.
На этом этапе выясняются свойства, состояния, действия и другие характеристики элементарных объектов в любой форме: устно, в виде схем, таблиц. Формируется представление об элементарных объектах, составляющих исходный объект, т. е. информационная модель. Модели должны отражать наиболее существенные признаки, свойства, состояния и отношения объектов предметного мира. Именно они дают полную информацию об объекте.
Этап 3. Компьютерный эксперимент.
Компьютерное моделирование — основа представления знаний в ЭВМ. Компьютерное моделирование для рождения новой информации использует любую информацию, которую можно актуализировать с помощью ЭВМ. Прогресс моделирования связан с разработкой систем компьютерного моделирования, а прогресс в информационной технологии — с актуализацией опыта моделирования на компьютере, с созданием банков моделей, методов и программных систем, позволяющих собирать новые модели из моделей банка.
Этап 4. Анализ результатов моделирования.
Конечная цель моделирования — принятие решения, которое должно быть выработано на основе всестороннего анализа полученных результатов. Этот этап решающий — либо вы продолжаете исследование, либо заканчиваете. Возможно, вам известен ожидаемый результат, тогда необходимо сравнить полученный и ожидаемый результаты. В случае совпадения вы сможете принять решение. [6].
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Конспект на тему «Моделирование как метод теоретического психолого-педагогического исследования, его возможности, принципы и этапы».docx
Конспект на тему: «Моделирование как метод теоретического психолого-педагогического исследования, его возможности, принципы и этапы »
Методом моделирования называется такой общенаучный метод исследования, при котором изучается не сам объект познания, а его изображение в виде так называемой модели, но результат исследования переносится с модели на объект.
Изучение того или иного объекта производится с помощью изучения другого объекта, в каком-то отношении подобного первому, с последующим переносом на первый объект результатов изучения второго. Этот второй объект называют моделью первого. В науке различают модель-замещение, модель-представление, модель-интерпретацию, модель-исследование. Моделирование есть процесс построения модели.
Научная модель – это мысленно представленная или материально реализованная система, которая адекватно отображает предмет исследования и способна замещать его так, что изучение модели позволяет получить новую информацию об этом объекте. Главное преимущество моделирования – целостность представления информации. Сотни лет педагогика развивалась главным образом за счет анализа – расчленения целого на части; синтезом как таковым пренебрегали. Моделирование основывается на синтетическом подходе: вычленяются целостные системы и исследуется их функционирование.
Моделирование успешно применяется для оптимизации структуры учебного материала, улучшения планирования учебного процесса, управления познавательной деятельностью и управления учебно-воспитательным процессом (диагностики, прогнозирования, проектирования).
Моделирование служит следующим целям:
а) эвристической – для классификации, обозначения, нахождения новых законов, построения новых теорий и интерпретации полученных данных;
б) экспериментальной – для решения проблемы эмпирической проверки (верификации) гипотезы с помощью оперирования теми или иными моделями;
в) вычислительной – для решения вычислительных проблем с помощью моделей.
Модель отражает предмет не непосредственно, а через совокупность целенаправленных действий субъекта:
• экспериментальный и (или) теоретический анализ модели;
• сопоставление результатов анализа с характеристиками оригинала;
• обнаружение расхождений между ними;
• интерпретацию полученной информации, объяснение обнаруженных свойств, связей;
• практическую проверку результатов моделирования.
Гносеологическая сущность научных моделей заключается в том, что они по зволяют системно и наглядно выразить знание о предмете, его функциях, параметрах и пр. Основное назначение модели – объяснить совокупность данных, относящихся к предмету познания.[4.]
Можно выделить несколько видов моделирования:
1) предметное моделирование (например, проектируя школь-
ное здание, прибегают к созданию модели этого задания);
2) знаковое, или информационное, моделирование (схемы,
чертежи, формулы, алгоритмы, план исследования, структура
3) мысленное моделирование (например, модель личности
выпускника средней общеобразовательной школы, модель
личности учителя).[1. c тр 66].
Рассмотрим основные этапы моделирования:
Этап 1. Постановка задачи.
На этом этапе четко выделяют моделируемый объект, его основные свойства, его элементы и связи между ними. Простой пример подчиненных связей объектов — разбор предложения. Сначала выделяются главные члены (подлежащее, сказуемое), затем второстепенные члены, относящиеся к главным, затем слова, относящиеся к второстепенным, и т. д.
Этап 2. Разработка модели.
На этом этапе выясняются свойства, состояния, действия и другие характеристики элементарных объектов в любой форме: устно, в виде схем, таблиц. Формируется представление об элементарных объектах, составляющих исходный объект, т. е. информационная модель. Модели должны отражать наиболее существенные признаки, свойства, состояния и отношения объектов предметного мира. Именно они дают полную информацию об объекте.
Этап 3. Компьютерный эксперимент.
Компьютерное моделирование — основа представления знаний в ЭВМ. Компьютерное моделирование для рождения новой информации использует любую информацию, которую можно актуализировать с помощью ЭВМ. Прогресс моделирования связан с разработкой систем компьютерного моделирования, а прогресс в информационной технологии — с актуализацией опыта моделирования на компьютере, с созданием банков моделей, методов и программных систем, позволяющих собирать новые модели из моделей банка.
Этап 4. Анализ результатов моделирования.
Конечная цель моделирования — принятие решения, которое должно быть выработано на основе всестороннего анализа полученных результатов. Этот этап решающий — либо вы продолжаете исследование, либо заканчиваете. Возможно, вам известен ожидаемый результат, тогда необходимо сравнить полученный и ожидаемый результаты. В случае совпадения вы сможете принять решение. [6].