зачем в россии строят столько церквей
«Без бога ничего не получается». Зачем России десятки тысяч православных храмов?
Данное сообщение (материал) создано и (или) распространено иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента
После Екатеринбурга РПЦ дает понять, что активное строительство церквей в стране будет продолжено
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в Кремле
Сергей Гунеев / РИА Новости
Две недели спустя после протестов в Екатеринбурге, вылившихся в антиклерикальный конфликт федерального значения, в Русской православной церкви (РПЦ) решили напомнить о впечатляющих объемах строительства православных церквей в стране.
«Сегодня мы строим примерно три храма в сутки, за 24 часа. 30 тысяч храмов за десять лет», – заявил патриарх Кирилл в минувшее воскресенье после освящения построенного в Страсбурге русского храма. Ранее глава Синодального отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Илларион оценивал количество возведенных храмов как близкое к 40 тысячам: «При такой скорости через 30 лет у нас будет 70 или 80 тысяч храмов. Количество монастырей сейчас уже более 900, а до революции их было около полутора тысяч – значит, мы уже перешли серединный рубеж», – заявил он.
Россия – страна православная чуть менее чем полностью, настаивают в РПЦ. Стремление иметь храм в каждом микрорайоне любого крупного города – просто отражение того факта, что трое из четырех россиян считают себя православными. Согласно недавнему опросу фонда «Общественное мнение», к православным себя относят 65% граждан. В РПЦ считают, что 75%. Разница не принципиальна, важнее другое.
Учитывая нюансы в формулировках социологов, речь может идти просто о культурной и национальной идентичности людей, полагают в Центре по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН. Исследование, проведенное службой «Среда» в 2012 году, выяснило, что истинно православными в строго религиозном смысле слова себя считают меньше половины россиян, и – обратите внимание – из них лишь 4% являются прихожанами. Это в общей сложности несколько миллионов человек. По другим данным, постоянных прихожан РПЦ – «от твердых 0,5% до максимум 2% населения». Эти люди «входят в более обширную группу тех, кто заходят в храмы от случая к случаю – таких до 8%».
У «Левады-центра», также замерявшего глубину российской религиозности, получалось чуть больше – 14% населения. «Люди [в основном] провозглашают себя православными, – отмечали социологи. – Это скорее декларация. На деле, как мы видим, на службы они не ходят, посты не соблюдают». Характерно, что, по данным «Левады», «только около 40% православных уверены в существовании бога, а около 30% из числа тех, кто называет себя православными верующими, вообще полагают, что бога нет».
Храмостроение на подъеме
Расхождение между фактической религиозностью населения и масштабами церковной экспансии в РПЦ игнорируют: размах, который строительство храмов приобрело в стране, направлено на преодоление духовной бедности нации. «[Строим столько храмов] не от того, что у нас слишком много денег и не знаем, куда их потратить, – поясняет патриарх Кирилл. – Народ наш, прошедший через годы атеизма, и умом, и сердцем понял, что без бога ничего не получается».
Кому нужны эти храмы?
У России особые отношения с церковью. До революции 1917 года церковь была важнейшим государственным институтом. И вопрос тут даже не в религии: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога». Церковь определяла, что такое хорошо, а что такое плохо, церковь легитимизировала власть на местах. Это не могло не сказаться на религиозной архитектуре. Храмы почти всегда были доминантами, неважно, в городе или в деревне. Можно было встретить даже градостроительные ограничения: нельзя строить выше колокольни. А сами храмы были неприлично роскошными. Золото, фрески, витражи, скульптуры.
Представьте себе простого русского мужика начала XVIII века. Он всю жизнь сидел в своей деревне, не имел возможности съездить в столицу, сходить в музей, о загранице даже и речи не было. Ему не были доступны книги. Быт его был очень аскетичным. И вот он заходит в храм! Высокие потолки, золото, дорогие ткани! Даже сегодня, заходя в некоторые храмы, невольно замолкаешь и начинаешь ощущать свою никчемность. Да, архитектура и богатое убранство должны были указать простым смертным на их место. Они чётко давали понять, кто в доме хозяин.
После революции церковь не просто так попала в опалу. Сместился центр легитимизации власти. Храмы быстро кастрировали, попов разогнали. Каким-то церквям повезло, они стали музеями и сохранились до наших дней. А каким-то нет, их взорвали и уничтожили. Большинство же перестроили и наполнили новыми смыслами – а чего добру пропадать? Так в бывших храмах открылись клубы, склады, мастерские, школы, казармы.
Интересно, что методы воздействия на людей через архитектуру, которые столетиями оттачивала церковь, стали служить уже новой власти. Тоталитарная архитектура, которая расцвела в 30-е годы как в Советском Союзе, так и в Европе, не стеснялась использовать те же приёмы. Огромные, несомасштабные человеку элементы университетов и министерств подавляли. Роскошь московского метро указывала прихожанам – ой, пассажирам – кто в доме хозяин.
В 90-е страна вновь стала верующей. Те, кто ещё вчера сидел на партсобраниях, быстро надели крестики. Но в современном мире значение у церкви уже не такое, как раньше. Хотя многие люди и считают себя религиозными, в храмы ходят единицы. Сама же религия выполняет больше развлекательно-психотерапевтическую роль.
Прихожан сегодня мало, храмы стоят пустые. Эта тенденция заметна не только в России. С развитием науки мир вообще становится менее религиозным. Так что храмы пустуют во многих странах.
Но даже тут у нас особый путь. Несмотря на огромное количество заброшенных и разрушающихся церквей, не проходит и месяца, чтобы где-то не разгорелся новый скандал, чтобы народ не вышел защищать свои парки и скверы от строительства очередного храма.
Сегодня я как раз хотел бы обратить ваше внимание на то, что у нас буквально под носом исчезают потрясающие с точки зрения архитектуры храмы. Они раскиданы по всей России. И они никому не нужны.
Когда я вижу руины очередного всеми забытого храма, мне это напоминает огромного кита, который выбросился на берег. Некогда красивое и сильное животное медленно умирает, оно просит о помощи, но помочь ему нельзя.
Дорогая дорога к храму: зачем России тысячи церквей
На днях патриарх Русской православной церкви Кирилл сообщил, что РПЦ строит в среднем по три храма в сутки, построив 30 000 храмов за 10 лет. Чем спровоцировал обсуждения в обществе на тему, а нужно ли стране столько храмов и не целесообразнее ли направить эти деньги на другие цели. У нас вообще любят рассуждать о «целесообразности» использования чужих денег. Насколько это правомерно в данном случае?
Председатель синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда уточнил данные, представленные патриархом. На самом деле речь идет не о 30 тысячах, а о 9386 новых храмов. В начале 2009 их действительно было около 30 тыс., точнее 29 263, а через 10 лет (на начало текущего года) количество возросло до 38 649 церквей и иных молитвенных помещений (рост более чем на 30%). При этом речь идет о культовых объектах по всему миру. Если говорить о России, то по сравнению со временем, прошедшим после распада СССР, количество храмов в России выросло с примерно 2 тыс. (речь о действующих) до 21 849 сейчас.
С храмовой статистикой, правда, все равно наблюдается некоторая путаница. Потому что именно про «30 тысяч храмов», но только построенных за неполные 30 постсоветских лет, в конце 2017 года говорил председатель Синодального отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион. Он же тогда приводил статистику, согласно которой «на протяжении всего этого периода мы строили или восстанавливали из руин по тысяче храмов в год, или по три храма в день». Эта статистика касается всей Русской православной церкви на территории России, Украины, Белоруссии, Молдавии, Казахстана, других республик Средней Азии, Прибалтики и дальнего зарубежья. «В дальнем зарубежье, включая Русскую зарубежную церковь, у нас сейчас около 900 храмов в 60 странах», — говорил тогда митрополит Иларион, уточнив, что «у нас сейчас количество храмов подходит к 40 тысячам. При такой скорости через 30 лет у нас будет 70 или 80 тысяч храмов».
Важно отметить, что, как правило, строительство церквей финансируют частные спонсоры. И в принципе, они могут тратить свои деньги так, как считают нужным — хоть на храмы, хоть на развитие образования и науки, хоть на больницы или частные школы, хоть на создание за свои деньги космических ракет, как делает Илон Маск. Это вопрос приоритетов. Как конкретных частных спонсоров, так и общества целом, которое такие приоритеты формирует. Или позволяет формировать. Правда, встает вопрос — насколько добровольно они скидываются.
Однако существенная доля строительства культовых сооружений финансируется за счет государственных корпораций. Тут вопрос уже более сложный. Получается, что государство как главный акционер таких структур не совсем отделено от церкви, а она от него. Если государство указывает, скажем, госкорпорациям, сколько они должны платить дивидендов, то, получается, оно также «указывает» (или согласует, как минимум), сколько они должны построить церквей? Или топ-менеджмент тут имеет автономию в решениях? Но с какой стати?
А сколько храмов нужно нашей стране на самом деле? Если взять цифры, приведенные Легойдой, то у нас сейчас при населении 146,7 млн человек одна церковь (или помещение для молитв и литургий) приходится примерно на 3,8 тыс. человек. Размещение культовых объектов, разумеется, неравномерно. Где пусто, а где густо, как говорится. По словам того же Легойды, в Новосибирской епархии, например, на один православный храм приходится 25 000 человек.
А сколько храмов нужно нашей стране на самом деле? Если взять цифры, приведенные Легойдой, то у нас сейчас при населении 146,7 млн человек одна церковь (или помещение для молитв и литургий) приходится примерно на 3,8 тыс. человек. Размещение культовых объектов, разумеется, неравномерно. Где пусто, а где густо, как говорится. По словам того же Легойды, в Новосибирской епархии, например, на один православный храм приходится 25 000 человек.
Но речь о населении в целом. Но ведь далеко не все верующие православные. Известно, например, что примерно четверть населения России — мусульмане. Еще есть иудеи, буддисты и так далее. Страшно сказать, есть атеисты. Хотя к православным относят себя во время социологических опросов примерно 80% россиян (примерно столько считают себя русскими), возможно в данном случае люди часто путают вероисповедание и национальность. Однако активных верующих, регулярно посещающих церковь и соблюдающих пост, среди населения не более 5-6%. Так, на пасхальную службу в этом году, по данным МВД, пришло 4,3 млн человек по всей стране (на 100 тыс. меньше, чем в прошлом году). Если исходить из последней цифры, то на Пасху пришелся в среднем один храм на 111 человек. Свидетельствует ли эта цифра об остром дефиците церквей в России?
еперь еще о деньгах и приоритетах. В среднем строительство одного храма на 500 прихожан обходится инвесторам в 300 млн рублей, на 250 – в 90 млн. Даже если взять последнюю цифру, то при строительстве трех храмов в день (более тысячи в год), мы получим объем храмового строительства, приближающегося к 100 млрд рублей в год.
Если инвесторам, повторим, интереснее тратить свои деньги на храмы, а не, скажем, на школы и частные космические программы или научные гранты, то, значит, таковые их приоритеты, поддерживаемые, как мы понимаем, чиновниками на соответствующих уровнях власти.
Нужно также учитывать и прокладку к религиозным сооружениям коммуникаций — а они что для дачника, что для малого предпринимателя больной вопрос. К примеру, проблема подведения коммуникаций к бесплатным земельным участкам для многодетных семей существует годами.
Кстати, если говорить о школах, то цены будут сопоставимы. Если говорить о средних цифрах, то в принципе можно уложиться в 200 млн рублей за школу на 500 учеников. Однако в случае, когда речь идет о современной школе с должным оснащением, то придется выложить уже от 300 до 560 млн и выше (оценки Главгосэкспертизы), в зависимости от климатических условий и региона. Скажем, современная хорошо оборудованная школа на 550 мест в Екатеринбурге обойдется от 377 до 391 млн рублей. Для сравнения, предварительная оценка стоимости строительства храма Св. Екатерины в сквере у Театра драмы в том же городе составила 3,5 млрд рублей.
Количество школ в России, в отличие от количества храмов, не растет, а неуклонно падает. На сегодня в стране насчитывается около 53,5 тыс. школ. В них учатся 13,4 млн школьников. Примерно в три раза больше, чем активных прихожан. За последние годы были закрыты свыше 12 тысяч средних учебных заведений, из них около 10 тысяч — это школы, находящиеся в сельской местности. Потребность в новых школах оценивается в 14 тыс. на период до 2025 года.
Разумеется, на сокращение численности школ сказалось падение рождаемости. Но разве применительно к церквям действует не та же демография?
С больницами картина еще хуже. В 2000 году в стране было 10,7 тыс. больниц и прочих лечебных заведений. Сейчас осталось примерно 5 с половиной тысяч. Темпы закрытия – примерно по одной больнице в день. Почему те же инвесторы, которые готовы тратить деньги на храмы, не хотят прославиться тем, чтобы построить больницу или школу? Риторический вопрос.
Кстати, деньги выделяются РПЦ в том числе и напрямую из госбюджета — по государственным каналам: по разным «культурным» статьям, например, на сохранение объектов культурного наследия, через разные гранты социально-культурной направленности и т.д. Порядок цифр – не менее 10 млрд рублей в год или больше. Для сравнения, на весь нацпроект «Культура» на период 2019 – 2024 годы будет выделены как раз те же самые 100 млрд рублей.
При такой социально-религиозной политике и приоритетах, закрепляемых на уровне правящей элиты и бизнес-сообщества, простым обывателям — как верующим, так и всем остальным — остается только молиться. Кто кому и на кого сможет и сочтет нужным.
Почему так много строят церквей?
Предметы убранства интерьера, архитектурные элементы: иконостасы, гробницы, раки, кадила, подсвечники, врата, оконные решетки, троны, алтарные шкафы и т. д.
Предметы атрибутики православной религии: кресты, пояса с молитвами, посохи, медальоны, штандарты, хоругви, жезлы, ладанки, художественные формы пасхальных яиц и т. д.
Необходимые элементы и вещества, без которых невозможно провести богослужение: ладан, елей, кадила, свечи, миро, приборы для соборования, херувимы, печати для просфор и артоса и т. д.
Одежда церковнослужителей: мантии, пояса, поручи, палицы, набедренники, фелони, косынки, фартуки и пр., а также держалки, вешалки, футляры, цепи, древки и т. д. для них.
Бумажная продукция: богослужебные книги (Священное Писание, молитвословы, святцы, ноты, чинопредставления, религиозные календари и др.), религиозно-образовательные, просветительские книги, официальные бланки и печатные товары религиозных организаций (грамоты, дипломы, открытки, послания, молитвы, канонические изображения, фото и др.)
Видео- и аудиопродукция церкви: материалы, наглядно обучающие, просвещающие, иллюстрирующие элементы учения, религиозной практики, богослужения и т. д.
Налог на имущество для церковных организаций
Земли, принадлежащие по праву бессрочного пользования.
Территории, на которых сооружены храмы, церкви, часовни, а также сооружения как религиозного, так и благотворительного назначения. К последним относятся:
здания для осуществления определенных богослужений, молитвенные, культовые корпуса, помещения для собраний, обрядов, церемоний;
паломнические центры и гостиницы для паломников, принадлежащие непосредственно церкви;
благотворительные столовые, общежития и больницы, православные детдома, образовательные учреждения, имеющие статус благотворительных и т. д.
Согласно письму Министерства финансов № 03-06-02-02/41. от земельного налогообложения освобождается весь участок, принадлежащий церкви, даже если на его территории расположены сооружения, не относящиеся к выше перечисленным. А НК РФ (с. 395, п. 4) сообщает, что льготной будет земля, являющаяся собственностью православной церкви, но на которой расположены постройки и сооружения других религиозных конфессий.
В продолжение темы «Платит ли церковь налоги в России?» письмо Минфина №03-05-04-02/31 от 7 мая 2008 года предупреждает, что участок, принадлежащий религиозной организации, но имеющий на свой территории только здания и сооружения для продажи атрибутики, литературы и т. п., без присутствия построек религиозного и благотворительного назначения, полноценно облагается земельным налогом.
Религиозная организация и налог на прибыль
Имущество (в т. ч. деньги) и имущественные права, которые пришли в церковный бюджет в связи с совершением религиозных обрядов и церемоний, а также в результате продажи своей профильной атрибутики и литературы.
Целевые поступления (кроме тех, что относятся к подакцизным). Сюда входят:
Налоги, уплачиваемые церковью
Платит ли церковь налоги государству в России? 91 % интересующихся этим вопросом не могут найти, что же облагается налоговыми сборами из деятельности и имущества церкви. Религиозная организация уплачивает следующее:
Транспортный налог: со всего транспорта, находящегося в ведении церкви, уплачивается налог в тех объемах, что и для других налогоплательщиков.
Подакцизные сборы (НК РФ, ст. 181): косметика и парфюмерия, спиртосодержащие вещества, лекарственные, профилактические средства и т. д.
Отметим, что ювелирная продукция, в т. ч. и продаваемая церковью, не является подакцизным элементом.
Дело это суперприбыльное. Себестоимость трехграммовой свечи примерно 20–40 копеек. Ведь этот товар состоит не из чистого воска (самый дорогой при свечном производстве материал закупается у пасечников по 250 рублей за килограмм), его там может быть всего несколько процентов. Нам их продают в храмах по 20–40 рублей. Как вам такая накрутка?
Большинство свечей изготовлено на заводе «Софрино». В России есть и другие производства. Но духовенство обязывают закупаться именно у «Софрино», которое принадлежит РПЦ, чтобы деньги не утекали из церковного кармана в чужой.
Это крупнейшее производство находится в одноименном поселке в Пушкинском районе Подмосковья. На заводе изготавливают иконы, храмовую мебель, церковную одежду, киоты, ювелирные изделия, печатную продукцию и многое другое. Духовенство закупает там свечки оптом. Набор из 100 маленьких свечей стоит 630 рублей, то есть по 6 рублей 30 копеек за штуку (значит, средняя прибыль – 300%). Своими пожертвованиями храмы обязаны делиться с епархиями (от 50 до 70 процентов), а те в свою очередь делают отчисления в патриархию.
Судить о прибыли «Софрино» можно по размаху, с которым несколько лет назад праздновали день рождения его директора Евгения Пархаева. Начался он со службы, которую возглавил Патриарх Кирилл, и банкета в храме Христа Спасителя, продолжился в ресторане «Европейский» и закончился фейерверком на даче у виновника торжества.
Кроме «Софрино», есть также небольшие мастерские, где свечи отливают из огарков. По идее свеча должна сгорать до конца, символизируя тем самым жертву, но это не дают им делать милые бабушки-служительницы – гасят раньше. Эти остатки отправляют в мастерские, в которых себестоимость свечей еще меньше.
Сколько в России храмов, кто их строит и зачем они нужны: разбор редакции
После революции 1917года, когда квласти пришли большевики, монархия сменилась накоммунизм ипоявился Советский Союз, церковь переживала кризис. Марксисты- ленинисты ивсете, кто хотел построить счастливое социалистическое общество, сказали, что «Бога нет» иначали борьбу против православия. Церковь стала объектом гонения, аантирелигиозная политика была направлена науничтожение храмов, даивообще любого предмета религиозного значения.
Большевики проделали большую работу— к1930 году прежде многочисленная русская православная церковь была наполовину уничтожена. Сталин решил неотставать отсвоих предшественников ипошел попротоптанной дороге антирелигиозной пропаганды. Хотя, стоит заметить, что его отношение кцеркви менялось— после Великой Отечественной войны вождь сменил гнев намилость идаже восстановил некоторые приходы. После число церквей опять уменьшилось. Когда распался Советский Союз иначалась эпоха уже современной нам России, отрусского православного наследства остались крохи— всего лишь10% дореволюционной силы.
В1916 году Российская Империя была поистине православной державой, сопоставить ееснынешней РПЦ практически невозможно— общее число церквей, часовен имонастырей тогда равнялось 77тысячам. Спустя десятилетия гонений, поданным на1988год, сохранилось лишь 6893прихода. Получается, что число объектов сократилось на70тысяч. Сколько точно объектов религиозного культа сровняли сземлей неизвестно, нопонекоторым данным около 40тысяч. Остальным нашли применение— вних открывали больницы, дома культуры, планетарии, музеи ит.д.
1000sovetov.ru
Когда распался Союз ипоявилась Российская Федерация, режим перешел оттоталитарного ксветскому, церковь начала свой долгий путь восстановления, теперь уже как отдельный институт, независимый отгосударства. Стоит сказать, что РПЦ заэти 30лет увеличила общее количество церквей Московского патриархата почти на32тысячии, согласно статистике, сейчас число приходов достигает 38649. Цифра получилась очень внушительная, нокогда мыговорим оней, нужно учитывать, что это общая статистика нетолько для России, ноидля православных объектов, расположенных натерритории Украины, Беларуси, Мордовии, Казахстана, Средней Азии ит.д.
Итак, поданным на2019год, конкретно вРоссии существует 21849храмов. Иэта цифра неумолимо растет. Если темпы развития останутся такимиже, товближайшие тридцать лет количество церквей увеличится вдвое.
Асколько всего вРоссии православных?
Чтобы лучше разобраться внашем главном вопросе, для начала нужно определить, сколькоже вРоссии православных людей, которым нужны эти самые храмы. Подсчитать точное количество практически невозможно— вразных исследованиях представлены разные цифры.
Например, пословам Патриарха Кирилла «общее число членов Московского патриархата, проживающих как вРоссии, так изаеепределами, составляет около 180 млн человек. Около75% россиян считают себя православными».
Однако официальная статистика говорит иначе. Поданным фонда «Общественное мнение», проводившего опрос вначале 2019года, число православных людей равняется65% отвсего населения страны. Согласно информации Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), кправославию себя причисляют около63% россиян. Какая изэтих цифр самая точная, сказать сложно, носкорее всего данные исследовательских центров наиболее верны— процент верующих колеблется от60до65%, астатистика РПЦ завышена.
1000sovetov.ru
Вышеперечисленные данные относятся только крелигиозной принадлежности— люди могут таким образом показывать свою культурную иэтническую самоидентификацию, нонеходить вцерковь. Число воцерковленных россиян значительно меньше: понекоторым данным, всего отвсего числа верующих регулярно посещают литургии ипричащаются. Около8% посещают религиозные обители, ноделают это время отвремени. Согласитесь, что такие цифры ничтожно малы, учитывая примерный процент людей, которые называют себя православными.
Если посмотреть настатистику последних 20лет, томожно заметить, что после избрания патриархом Кирилла в2010 году (аеще дела Pussy Riot в2012) численность православных увеличилась, нопотом опять сократилась. Тоже самое касается ивоцерковленных россиян— в2013 году цифра возросла до6%, новследующим году потеряла 4пункта.
Конечно, все эти данные приблизительны, ведь вРоссии никогда небыло комплексных исследований религиозного вопроса, нообщая картина понятна.
Три храма всутки— это много или мало?
Вмае 2019 года наосвящении храма вСтрасбурге Патриарх Кирилл сказал кое-что, что вызвало огромный шквал критики, море полемики испоров. Цитата звучала так: «Сегодня мыстроим примерно три храма всутки, за24часа.30тыс. храмов задесять лет. Инеоттого, что унас слишком много денег инезнаем, куда ихпотратить. Народ наш, прошедший через годы атеизма, иумом, исердцем понял, что без Бога ничего неполучается».
Это высказывание спровоцировало резонансное обсуждение того, анужноли вдействительности строить столько храмов, если можно пустить деньги надругие нужды— отстраивать школы, больницы имногое другое. Заявление как раз выпало напротестные акции против строительства храма вЕкатеринбурге, адоэтого была громкая история сИсаакиевским собором, поэтому неудивительно, что вопрос застройки такой скорости интересовал многих.
Эту цифру можно рассматривать сразных сторон. Для простого обывателя это противоречивая цифра, адля воцерковленного православного— хорошая тенденция, направленная навосстановление былого религиозного величия.
Кроме всего прочего, понекоторым данным церкви натерритории страны распределены очень неравномерно— где-то избыток, агде-то дефицит. Один приход может пустовать, адругой быть переполненным, если является единственным вгороде, селе, деревне. Так, например, пословам Владимира Легойды, наодин православный храм приходится 25000 человек вНовосибирской епархии.
Сдругой стороны, тотже Легойда вмае заявил, что повсей стране стоит около 4000 полуразрушенных храмов итех, что находятся ваварийном состоянии. Пословам главы синодального Отдела повзаимоотношениям Церкви собществом иСМИ, количество таких объектов скаждым годом сокращается. Новстает вопрос, анелучшели больше сил бросить именно навосстановление уже существующих церквей, чем строить новые?
Сколько стоит храм построить?
Цена одного православного храма на500 прихожан составляет примерно 300 миллионов рублей. Храм чуть поменьше, где-то на250прихожан, обойдётся инвесторам в90миллионов. Маленький храм где-нибудь вселе или деревне будет стоить около 10млн рублей. Если заняться простой математикой, тополучается, что только настроительство храмов вгод уходит почти 100 млрд рублей. Годовой бюджет настроительство церквей конкретно вМоскве равняется 1млрд рублей. Откуда берутся такие деньги, если церковь самостоятельный инезависимый институт насамообеспечении?
Аоткуда деньги?
В2010 году вМоскве начала действовать программа под названием «Программа 200». Она предполагает строительство храмов повсей Москве вшаговой доступности отдома, ибыла инициирована патриархом Московским ивсея Руси Кириллом в2009году. Тогда минимальную нужду Москвы оценили в200храмов. Правительство столицы для этих целей бесплатно выделяет участки, афинансирование производит фонд «Поддержки строительства храмов города Москвы», который РПЦ учредила в2010году, сопредседателем попечительского совета которого являются Мэр Москвы Сергей Собянин.
Курирует проект бывший депутат, аныне советник патриарха Кирилла построительству— Владимир Ресин. Среди членов фонда есть такие важные люди, как Герман Греф (Сбербанк), Владимир Потанин («Интеррос»), Владимир Якунин («Российские железные дороги»), Алексей Миллер («Газпром»), Игорь Сечин («Роснефть»). Получается, что многие средства поступают отчастных фондов иотспонсоров. Среди таких спонсоров есть очень внушительные государственные компании, иногда средства поступают напрямую изгосударственного бюджета, например, нареставрацию ивосстановление объектов культурного наследия, или как гранты. Пословам Владимира Ресина, завремя существования программы веефонд поступило примерно 30млрд рублей, иза8лет было отстроено 85храмов и140 деревянных часовен вМоскве.
Сколько нужно храмов стране?
Насамом деле, наэтот вопрос точного ответа нет. Пословам Легойды, один храм приходится примерно на3,8тыс. человек, это учитывая все население страны, равное 146миллионам. Здесь речь идет онаселении вцелом, однако далеко невсе причисляют себя кправославным христианам, как мывыяснили выше. Натерритории нашей страны проживает много людей других конфессий. Мусульмане, католики, иудеи, буддисты. Людей, которым церковь действительно нужна, постатистике нетак ужимного, восновном это воцерковленные православные ите, кто посещает приход время отвремени. Согласно данным «Газеты.ru», напасхальную службу пришло примерно 4,3 миллиона человек. Благодаря простым вычислениям получается, что наодин храм пришлось где-то 111человек. Это нетак ужимного. Вродебы цифра небольшая, ностоит учитывать, что церкви действительно распределены неоднородно ивкаких-то областях религиозные обители были переполнены, агде-то пустовали.
Судя поцифрам, страна перестала быть вхрамовом дефиците истроительство идет полным ходом, авбудущем уРПЦ большие планы. Мыпросто пытались разобраться вэтом вопросе, авыводы делайте сами.
Этот вопрос мы обсудили в редакции и вот, что думают мои коллеги.
Мнение №1:
Храм— это дом Божий. Это томесто, вкотором наши молитвы возносятся кнебесам еще быстрее ипроще. Выведь замечали, что все церкви ихрамы практически всегда стоят навозвышениях? То-то ионо. Раньше, еще вдохристианские времена, натакихже точно возвышенностях люди ставили капища ижертвенники светлым богам. Чем выше кСолнцу, кСвету— тем ближе кБогу, нуили кбогам. Ведь полегендам, всвое время Владимир Красно Солнышко для того Русь икрестил, чтобы объединить разрозненные племена, погрязшие вмеждоусобицах— водно великое целое. Никатолическая вера, нимусульманство небыли понятны иблизки князю, авот греческое православие подкупило Владимира. Именно оно хорошо ложилось вустои родной веры. Именно поэтому сейчас многие русские христиане верят ипочитают нетолько лишь Сына Божьего Иисуса Христа, ноивсех Святых многочисленных. Почему так— есть множество теорий иисследований, домыслов, нояихприводить небуду здесь. Яведь посути человек верующий, просто неприемлю догм инебьюсь висступлении ипостоянных мольбах, внадежде что мой путь станет легче ивсе проблемы решатся сами собой— яверю вБога, ноэто немешает мне искать инаходить среди всех религий нечто, что может связать ихвоедино. Искать ответы навопросы своей души. Вера как сама суть исокровенный смысл любой религии— вот что поистине должно объединять людей, асейчас картина, которая предстаёт передо мной, совсем нетакая. Сейчас унас уже столько разных течений ответвлений одного лишь христианства, что поневоле задумываешься— зачем люди пытаются расколоть намелкие кусочкито, что должно своим единством, нерушимостью илюдей воодушевлять насплочение? Ипусть Добро иЗло— это все эфемерное инеобъективное, новедь все внутри нас. Что снаружи— тоивнутри, вродебы это закон Гермеса Трисмегиста. Зло внутреннее всегда найдет путь вовнешний мир, оно просочится, равно как идобро. Ноэто яуже вдемагогию ушел, конечноже. Хотя умышленно. Вернусь ктеме храмов иихколичества идля чего они вообще нужны. Вплане духовном, храмы необходимы. Это оплот веры. Неважно какой, будь тоислам, христианство или буддизм. Важно только, чтобы храмы действительно являлись таковыми для людей. Важно, чтобы храмы были тем местом, куда может прийти любой человек иоткрыться перед Богом. Так изначально задумывалось. Ихочется, чтобы любой открывшийся Храм— всегда был местом светлым. Ичтобы там, вкачестве помощников духовных, отцов— всегда были светлые люди, которые всем сердцем ивпрямь радеют затех, кто приходит вхрам. Адаже если неприходит— ведь только насвет мытянемся, только кдобру души навстречу раскрываются. Вот когда получится достучаться добром итеплом долюдей— тогда ипустовать бессмысленные храмы небудут. Когда выбор духовный идушевный пропагандироваться начнет среди молодежи, когда разумнее станет церковь относиться клюдям, сопоставлять цели ипотребности всех людей сосвоими— вот тогда инестанет никаких противников строительства храмов. Тогда люди исами начнут тянуться кБогу. Когда разумно все станет. Ведь все мырано или поздно приходим кБогу. Просто каждый по-своему.
Мнение №2
Знаете, храмы, конечно, вопрос противоречивый, как исовременная (подчеркиваю) религия ицерковь. Содной стороны, когда-то это все дело объединило народ, который жил разрозненно ивроде как изжилбы сам себя, еслибы непришел Владимир инесказал: вот теперь выхристиане, изаконы жизни унас будут другие, исамим себя явам уничтожить недам. Естественно, в988 году начали бешено строить христианские храмы, церкви, соборы, потому что нужно было приобщить весь этот языческий народ, хоть как-то собрать всех под одной крышей инаучить тем законам, покоторым нужно жить теперь— ведь натот момент религиозные иобщественные законы были слиты исоблюдая одни, тыкакбы автоматически соблюдал идругие.
Прошло чуть меньше 1000лет, ималенький человек наброневике решил, что порабы Церкви передать свою власть народу. Ибольшевики пофакту оказались сильнее Церкви. Ясчитаю, можно понять тех, кто задумал революцию. Неоправдываю методы, нопонимаю, что без таких переломов общество неможет неточто развиваться— оно просто существовать неможет. Нусмотрите сами: где-то в988 году творился такой треш, что один человек, посмотрев навсе это, решил, что порабы забыть все, что было раньше, иначать жить по-другому соглядкой насамые успешные каноны.
Яочень люблю эту историю, когда Владимир выбирал, вкакую веру обратить Русь. Послы изразных стран приходили иподробно рассказывали ему, очем каждая религия, какие унее слабые исильные стороны, аонпринимал решение. Отмусульманства было решено отказаться, так как там нельзя есть свинину ипринимать алкоголь, арусский народ только нанатурхозяйстве ижил: представьте, каково былобы тем, кто держал свиней, как основной источник пропитания. Ну, насчет алкоголя какбы иобъяснять нечего— тут вспоминаем Салтыкова-Щедрина сего «пьют иворуют». Другая сторона мусульманства была неудобна тем, что там надо было молиться понескольку раз вдень: тоесть нетак молиться, как мыпривыкли— быстренько перед сном, перед едой или впроцессе работы, апрям вот вставать наколени лицом вопределенную сторону итратить достаточно много времени нато, чтобы отдать честь Аллаху. Русский человек немог себе этого позволить, потому что пока тыбудешь молиться, кто вспашет тебе поле, наготовит еды на15детей, будет ухаживать заскотиной итак далее— короче, кто будет заниматься всеми твоими делами, пока тысмотришь наАллаха? Мынемогли себе позволить тратить столько времени.
Если отмусульманства отказались почисто бытовым причинам, тоскатоличеством несложилось попричинам духовным. Знаетеже, что русская душа— штука широкая, арусский человек— человек гордый, поэтому подчиняться Папе никто нехотел— нам нужна была полная независимость исамостоятельность.
Христианство вцелом подошло повсем параметрам. Вот исмотрите, что получается: Владимир оказался прав, иего реформа успешно сыграла наруку русскому народу. Мыправда стали другими, кое-как усмирили свои языческие привычки ивроде даже объединились. Новся власть теперь оказалась вруках Церкви ипод эгидой веры творилось много непростительных зверств.
Революция сделала посути тоже самое: человек увидел кризис— человек принял решение— человек принял меры. Понимаете, без этого события мывсе также оставалисьбы науровне 1000года.
Теперь онациональных достояниях: разрушение церквей— тоже зверство непростительное. Культурное наследие— это культурное наследие, илишать свою страну этих вещей как минимум глупо. Понятно, что Церковь немогла наэто смотреть, итеперь, когда настали относительно спокойные времена, старается восстановить потерянное. Нонеслишкомли старается? Втом плане, что хорошо множить дома божьи, ноплохо делать изэтого коммерцию. Когда меня спрашивают, что ядумаю опостройке миллионного храма где-то там, явсегда вижу вэтом коммерцию, увы. Унас храмов по3штуки на100 квадратных метров, адетей наочередь всадик ставят ссамого рождения (кроме шуток). Справедливо? Нет. Когда уЦеркви много денег идостаточно храмов для прихода, ихможно распределить разумно, анестроить еще одну церковь, вкоторую будет ходить 10человек вмесяц.
Иконечно, вот эта фишка срасценками вцеркви просто убивает иногда. Моя бабушка всегда возмущается: говорит, Иисус ходил босиком иводной белой одежке, аунас скоро вцерковь бесплатно зайти нельзя будет. Иясоглашусь.
Любое действие под эгидой помощи хорошо только тогда, когда оно действительно помогает, акогда ищешь только выгоду для себя— ну, знаетели, никакой бог ваше стремление кбогатству ижестокое сердце неоправдает.
Главное фото: pravlife.org
Читайте также!
Читайте все самое интересное на нашем канале в Google Новостях