зачем в русском языке такие разные предлоги 3 класс родной язык конспект урока
Методическая разработка урока по теме «Зачем в русском языке такие разные предлоги?»
Почему же в русском языке такие разные предлоги?
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по теме «Зачем в русском языке такие разные предлоги?»»
Технологическая карта урока
1. Ф.И.О. учителя: Сударкина Наталья Николаевна
2. Класс: 3 Дата: 27.11.20. Предмет: русский родной язык
3. Тема: Зачем в русском языке такие разные предлоги?
4. Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом.
— выявить роль разных предлогов в письменной и устной речи; уметь находить предлоги в предложении и выделять их в устной речи; знать наиболее употребительные предлоги;
— развивать познавательные, исследовательские и коммуникативные навыки в процессе изучения темы; развивать орфографическую зоркость, устную связную речь;
— воспитывать любовь к русскому родному языку, интерес к предмету; формировать навыки работы учащихся при работе в парах, группах.
— выявить роль предлогов в письменной и устной речи.
— уметь находить предлоги в предложении и выделять их в устной речи;
— знать наиболее употребительные предлоги;
— правильно употреблять предлоги в речи;
— мотивировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
— выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения.
— работать в парах, в малых группах;
— составлять небольшие устные и письменные высказывания.
Используемые технологии: ИКТ, проблемное обучение, здоровьесберегающие, технология критического мышления.
Оформление доски: заготовленная карточка с названием темы, заготовленные карточки с написанными задачами урока, скороговорка, слово УРОК; изображение древа знаний.
Оборудование: электронная презентация, карточки для индивидуальной работы (парной, групповой), учебник, тетрадь, индивидуальный набор листьев зеленого, жёлтого, коричневого цвета.
Этап урока
Время, мин
Цель
Содержание учебного материала
Методы
и приемы работы
ФОУД*
Деятельность учителя
Деятельность
учеников
Организовать детей, настроить на работу.
Все друг к другу повернитесь,
А теперь улыбнитесь.
Улыбнитесь мне, гостям!
И садитесь по местам.
— Подберите к каждой букве слова «урок» слова, рассказывающие, какими мы будем на нашем занятии.
Умными, успешными, усидчивыми, усердными
Радостными, работящими, рассудительными, решительными
Общительными, организованными, образованными, обаятельными
Культурными, красноречивыми, креативными, коммуникативными
Вам пошёл, ребята, впрок.
Чтоб вы новое узнали,
Всем об этом рассказали,
Знания крепко закрепили.
— Поверьте готовность к уроку. К началу урока готовы? Просигнальте! (По руке.)
Проведём наш урок в форме калейдоскопа.
Словесный.
Слово учителя
Приветствует уч-ся. Проверяет готовность обучающихся к уроку
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место.
2. Актуализация знаний.
повторить изученный материал, необходимый для «открытия нового знания»
1. Словарная работа
Кто знает, что такое калейдоскоп? Слайд 1.
2. Проверка: д/з: П. 15, упр. 3 (с. 112 – 113).
— Какое задание выполняли дома?
— Все ли справились с заданием? Слайд 2.
— Возьмите простой карандаш, проверим, оценим. (После проверки на полях дети ставят себе оценку.)
Наводит на размышление
Проверяет наличие д/р, его выполнение
Высказывают своё мнение. (Это детская игрушка, в которой можно увидеть разные узоры…)
Показывают д/р, комментируют выполнение
3. Постановка цели и задач урока.
Организация формулирования темы урока учащимися
Какое сегодня число? Прочитаем и запишем в тетрадь.
— Прочитайте запись на доске:
— Что вы прочитали? (Скороговорку.)
— Правильно ли она записана? (Нет, не хватает предлога в.)
— Вставим предлог в на место. (К доске пойдет … и допишет предлог.)
— Все ли согласны с постановкой предлога?
— Проверим. (Учитель показывает эту скороговорку в книжке «Скороговорки» с соответствующей картинкой.)
— Правильно вставили? (Да.)
— Какие вы ещё знаете предлоги? (Называют.)
— Кто догадался, какая у нас тема урока?
(открываю на доске тему)
Тема нашего урока: “ Зачем в русском языке такие разные предлоги?»
— Как вы думаете, чему мы должны с вами сегодня научиться?
Используя опорные слова, поставим задачи:
Мы познакомимся с… (новыми предлогами.)
Мы вспомним… (что уже знаем о предлоге.)
Мы узнаем… (наиболее употребительные предлоги.)
Мы сможем поразмышлять… (какой предлог вставить.)
Молодцы, ребята, поставили задачи.
— Для чего мы изучаем эту тему? (Чтобы стать более грамотными).
— Где нам пригодятся полученные знания?
Подводит к формулированию темы и постановке учебных задач.
Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем
4.Усвоение нового материала
познакомить с новым материалом
Повторение знаний о предлоге.
Что такое предлоги?
Как пишутся предлоги со словами?
Для чего служат предлоги?
— Откуда у вас эти знания о предлоге? (Изучали на уроках русского языка.)
Слайд 3. (Вывесить на доску)
Подготовленный ученик читает стих.
Чудесный выдался денёк,
Я должен твёрдо знать урок:
У нас учитель строгий!
И я шепчу, закрыв глаза,
Скрестив под стулом ноги:
Слайд 4. (Для работы в парах)
На карточке напишите свои имена.
Слайд 5. (Проверка работы в парах)
— У кого 1-2 ошибки? (По руке.)
— У кого 3-4 ошибки? (По руке.)
— Кто не ошибся? (По руке.)
Работа по учебнику с. 113 – 114
— Определи, от каких имён существительных образовались данные имена прилагательные. Запиши по образцу парами имя прилагательное и форму имени существительного с предлогом. Обрати внимание: предлог всегда пишется с буквой з.
Образец: бездонный ← без дна.
Безбрежный, безветренный, бесстрашный, бескорыстный, бездушный, бессердечный, беспомощный.
Что означает слово беспомощный?
БЕСПОМОЩНЫЙ – бессильный, слабый, нуждающийся в поддержке.
— Ребята, оглядитесь вокруг. Придумайте как можно больше словосочетаний с предлогами.
Задает вопросы, вывешивает слайд на доску
Наводит на размышление, организует проверку по контрольному листу, организует парную работу
Организует работу с учебником
Вспоминают, отвечают на вопросы, смотрят слайд, ученик читает стих
Вставляют предлоги, подходящие по смыслу, проверяют по контрольному листу, работают в паре
Выполняют письменное задание
Встаньте, внимательно слушайте задания и выполняйте их.
Присесть около парты
Постоять на одной ноге
Встать возле двери
Встать вокруг учителя
Сядьте за парты, закройте глаза, расслабьтесь.
(Звучит аудиозапись Звуки Природы – Атмосфера Деревни.)
Декламирует стихотворение, показывает движения
Закрывают глаза, слушают
6. Первичное закрепление новых знаний
умения решать учебно-познавательные задачи, выявить затруднения уч-ся
Работа по сюжетной картинке.
— Ребята, слушая Звуки Природы, вам представилась Атмосфера Города или Деревни? Почему? Мы в какой местности с вами живём? Назовите область, район, посёлок, улицу.
— Рассмотрим сюжетную картинку. Придумайте предложения с предлогами.
2. Выполняют работу с текстом в группе (прием «Взаимообучение») по подбору определённых предлогов.
— Сейчас вы будете работать в группах. Один из вас будет учителем. В группу входят три человека (две соседние парты). «Учитель» читает текст, рассказывает, что надо сделать, а после выполнения спрашивает и решает, чей ответ принять.
— Проверяем вашу работу. Слушаем работу первой группы.
— У других групп есть другие варианты ответов? (Нет)
— Проверим по образцу!
— У какой группы есть ошибки? Сколько раз ошиблись? (Сигналят по руке.)
— У какой группы нет ошибок? (Сигналят по руке.)
3.ИЗ ИСТОРИИ ЯЗЫКА И КУЛЬТУРЫ
Предлог как название речи встречается в словаре 1636 года. В течение XIX—XX веков наблюдается непрерывное пополнение предлогов.
(Учитель читает в учебнике, с. 115)
Сколько предлогов в русском языке? Больше ста. И они очень разные. Чаще всего это короткие предлоги: к, в, на, от, под. Но есть и необычные: они, прежде чем стать предлогами, были другими частями речи. Например, предлог ради образовался от глагола радеть – «заботиться». А предлог поверх возник из сочетания по верх.
Мудрость в пословицах
Не ради красы шуба, а ради тепла.
— Какой смысл у этой пословицы? (Зимой без шубы холодно.)
В русском языке всего около 200 предлогов. Однако, после имён существительных, глаголов и местоимений по частоте использования предлоги стоят на четвёртом месте. Девять предлогов (В, НА, С, К, ПО, ЗА, У, ИЗ, О) включаются в 30 самых часто употребляемых слов русского языка.
Любопытно, что предлог «В» стоит на 1-м месте, а «НА» занимает 4-е место среди самых часто употребляемых слов русского языка.
(Дополнительно: если останется время рассказывает учитель.)
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ПРЕДЛОГАХ
— Ребята, давайте сделаем вывод: «Зачем в русском языке такие разные предлоги?»
— Посмотрите на картинки, они помогут вам сделать вывод.
ВЫВОД:
Разные предлоги нужны нам для того, что связывать части речи в предложении, что бы смысл был ясен не только одному человеку, но и широкому кругу слушателей.
Конспект урока по русскому языку:»Предлоги» 3 класс
Конспект урока по русскому языку в 3 классе
Тип урока: Закрепление полученных знаний.
Тема урока: Выделение предлогов в тексте и речи.
Продолжать закреплять правильное правописание предлогов с другими словами;
формировать умения употреблять предлоги в своей речи;
коррекция устной и письменной связной речи на основе упражнений в анализе и синтезе.
воспитывать положительную мотивацию к учению.
Формирование социально-коммуникативной компетентности детей.
Оборудование: Табличка «Предлоги»; изображение Колобка,
карточки (колобок) – рефлексия (оценка собственной деятельности);
сигнальные карточки с предлогами, жёлтый круг,
Коррекционные цели: коррекция внимания, памяти.
Прозвенел и смолк звонок.
Все за парты тихо сели.
На меня все посмотрели.
Проверьте всё ли у вас готово к уроку?
Психологический настрой на урок. Внимательно смотрим на желтый круг (1-2 мин.) Что он вам напоминает? (Солнышко, Колобок) Верно, сегодня на уроке мы с вами отправимся в гости к Колобку.
( На партах у обучающихся по 2 колобка-смайлика – радостный и грустный) Покажите рисунок, который соответствует вашему настроению. Я хочу, чтобы и к концу урока у вас было хорошее настроение и радостная улыбка.
Проверка домашнего задания.
Коррекционные цели: коррекция речи, внимания, мыслительных операций.
Как вы писали эти предлоги со словами? Почему? Какие предлоги еще знаете? Для чего нужны предлоги? Всё верно.
Объявление темы и целей урока.
Сегодня мы продолжим работу по теме «Предлоги». На уроке проверим, как вы умеете находить предлоги в тексте и правильно писать их с другими словами. Но чтобы правильно выполнить все задания, вам нужны хорошие знания, грамотное письмо, внимание и красивый почерк.
Коррекционные цели: развитие мелкой моторики рук.
Чтобы правильно и красиво писать в тетрадях, надо разогреть наши пальчики. А для этого выполним несколько упражнений.
Упр. с ручкой (Покатать ручку в ладошках)
Ручку пальчиками взяли
И кружок нарисовали.
Раз кружок, два кружок –
Сосчитай-ка их дружок.
Восемь пальчиков сплели,
Два больших соединили
И немного их сдавили.
Пальцы, как венок, сплетём,
Руки вытянем потом,
Пальцы выгнутся чуть-чуть,
Их расслабить не забудь.
Молодцы, ребята. А сейчас придвиньте тетради. Положите их правильно на парте. Запишите дату. К ла сс ная работа . Обратите внимание на правописание слова «классная».
Посмотрите внимательно, какие тут буквы спрятались? Красиво запишите их на строчке.
Составьте из этих букв предлоги. Что у вас получилось?
Давайте вспомним и напишем правильное соединение букв в этих предлогах.
(Учитель прописывает на доске предлоги «за, на, в, над», обучающиеся за ним пишут в воздухе.) и в з к д н а о с п у
На из до над под за по
А сейчас аккуратно пропишите эти предлоги, чередуя. Яна и Настя полстроки.
Возьмите простой карандаш и подчеркните самый красиво написанный вами предлог.
5. Словарная работа. А вы хорошо помните сказку про Колобка? Вот мы сейчас проверим. Я буду вам задавать вопрос, а вы отгадаете и отгадку запишите. (Один на доске записывает, объясняя правописание)
Кто хотел первым Колобка съесть: волк, заяц, лиса?
На какое растение по форме похож Колобок?
Лиса уговорила сесть колобка ей: на шею, язык, зубки?
Какие слова мы записали? (Словарные) Подчеркните орфограммы.
6. Работа по теме урока.
Вставить по смыслу предлоги.
А помните ли вы песенку Колобка? Что такое амбар? Что такое сусек?
Вставьте пропущенные слова на место. Какие это слова? По, на, на, в, от
__ сусекам скребен,
Как называются пропущенные слова? Как предлоги пишутся со словами? Для чего служат предлоги? Записать предлог вместе со словом, с которым он употребляется. Как запишите эти слова? (Раздельно.)
По амбару, по сусекам, на сметане, в печку, на окошке, от дедушки, от бабушки.
Физпауза Встаньте из-за парт. Я буду называть предлоги и слова – предметы. Если произнесу предмет, плавно поднимите руки вверх, потянитесь. Услышав предлог, разведите руки в стороны. Пользуйтесь таблицей с предлогами.
Огонь, о, костер, без, под, дым, ветер, около, дружба, над, день, про, крыло, об, сердце, за, гнездо, на, из, забота.
Вставить предлоги по смыслу в предложения по картинке.
А сейчас вставьте предлоги по смыслу в предложения, используя картинки. (один обучающийся пишет у доски с объяснением изучаемой орфограммы, остальные в тетрадках.)
— Почему? (Предлоги с другими словами пишутся раздельно.)
Положила студить его __ окошка.
Прыгнул Колобок __ окошка __ скамейку.
А __ скамейки покатился __ пол.
Перепрыгнул колобок через порог в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на тропинку.
Запишите, подчеркнём предлоги. Так как записали предлог? Почему?
Работа с деформированным предложением.
Запишите продолжение, составив предложение из слов:
в Покатился лес тропинке по (Покатился по тропинке в лес.)
Самостоятельно составьте второе предложение. Запишите его, подчеркните предлог. Так как записали предлог? Почему?
ушёл волка от Колобок (Колобок ушёл от волка.)
Ребята, а для чего нужны предлоги в предложении? (Для связки слов.)
-Как записали предлог с другим словом?
Чтоб слова связать ты смог,
Очень нужен нам предлог –
Без предлога предложенье
Не заслужит уваженья.
6. Домашнее задание. Дома вы ещё раз закрепите правописание предлогов. Выполните упражнение на С.193, упр.11 – 1 группа, упр. 9 –ребята 2-3 группы.
7. Итог урока, выставление оценок.
Вспомним, что мы с вами сегодня делали? Что использовали для связки слов в предложении? (предлоги) Так как пишутся предлоги с другими словами? Вот и закончилось наше путешествие. Я вам желаю успехов в тех путешествиях, которые вам предстоит еще совершить.
Рефлексия. А теперь выразите своё отношение к уроку. Ому понравился урок, кому было интересно, кто чувствует, что на уроке хорошо поработал и научился находить и правильно писать предлоги, покажите своего колобка (весёлый или грустный).
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-871611
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Попова предложила изменить школьную программу по биологии
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки учредит именные стипендии для студентов из малочисленных народов
Время чтения: 1 минута
На новом «Уроке цифры» школьникам расскажут о разработке игр
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Российские школьники установили рекорд на олимпиаде по астрономии
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Урок русского языка в 3 классе по теме «Предлог»
Урок по русскому языку в 3 классе по теме «Предлог»
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 3 классе по теме «Предлог»»
Технологическая карта урока
«Предлог. Раздельное написание предлогов с другими словами. Роль предлогов в речи».
Средняя школа №78
Учитель: Грибанова Галина Александровна
Этапы урока
Деятельность ученика
Деятельность учителя
1.Организационный
целеполагание расширить знания о предлоге и его роли в русском языке.
ЗАДАЧИ:
-распознавать предлог среди других частей речи
-формировать навыки раздельного написания предлогов
2.Мотивация и актуализация опорных знаний
3.Открытие нового знания.
4.Планирование деятельности
5.Развитие умений –
применение знания.
Что вы знаете о предлогах? Давайте заполним таблицу:
-Используя слова, составьте предложения.
суббота, класс, идет, каток.
—Смогли? Что вызвало у вас
— Сможете ли вы без них составить свои предложения?
Предположите, какая будет тема нашего урока? Давайте еще раз вспомним, что мы знаем о предлогах и что хотели бы узнать.
— На какие вопросы мы должны получить ответы?
1. Для чего нужны предлоги?
2. На какие вопросы отвечают
Запись предложения с комментированием. Выделение орфограмм.
Повторение правила, составление схемы
Работа по учебнику с. 79, 80 Физкультминутка.
— Какой предлог можно «сыграть» на музыкальном инструменте или спеть? («До»)
— Поём басом «как медведи»
— Поём тоненько «как мышки»+ показываем движения этих животных.
-Поем заливисто «соловьи»
запишите 1предложение, в котором есть словарные слова.
Отвечают на вопросы учителя
1)– Я прочитаю стихотворение, а вы будете мне помогать.
Мне, – сказало Междометье,
Интересно жить на свете.
Похвалу, упрёк, запрет.
Тот, кого охватит страх,
У кого тяжёлый вздох,
Кто встречается с бедой,
Кто отстанет от друзей,
У кого захватит дух,
Произносит слово … Интересно жить на свете,
Если знаешь междометья!
2) – С какими словами познакомились на прошлом уроке?
— Чем интересны эти слова?
— Что вы знаете о междометии?
— На какие 2 группы поделили слова.
Прочитать слова 1 группы. Что о них можно сказать? Как они называются? Что они выражают?
А как вы бы назвали вторую группу слов? Какие еще знаете предлоги.
Что еще помните о предлоге?
2 часть таблицы: что хотели бы узнать нового о предлогах ( вспомните слова, обозначающие предметы, признаки и действия- что мы о них знаем) Используя предлоги, составьте предложение. Зачитайте предложения.
— Докажите, что это предложение.
-Какие слова помогли набор слов превратить в предложение?
-На какой вопрос сумели ответить? (для чего нам нужны предлоги)
-Что узнали о предлогах?
— Назовите предлоги, которые употребили.
-Как записали предлоги со словами? Почему? Это орфограмма? Подчеркните пробел между предлогом и словом.
-Какое правило вспомнили? Доказательством может быть и схема предложения. Начертите на доске.
-Выделите грамматическую основу, установите связь слов в предложении.
-К какому слову мы не смогли задать вопрос?
-Что узнали? На какой вопрос получили ответ?
-Изменились ли слова? Какие слова остались без изменений?
-Что еще узнали о предлогах? ( не изменяются)
– Что вы знали о предлогах? Что для вас стало открытием?
-– Сравните свои знания о предлоге с тем, что говорится в учебнике. Найдите эту информацию.
– Можно ли добавить что-то к этой информации?
–Посмотрите на строчки в тетради. Что общего у предлогов и междометий?
– Чем отличаются предлоги и междометия? Используя предлоги, составь предложение
Рассказ собака идут школа артист театр вернулся работа пирог капуста живет Москва
— Дидактическая игра.
— Услышали в словосочетании предлог – хлопни в ладоши.
У леса, около ёлки, на ежа, слетались птицы, кружили в танце, разлетались снежинки.
Что же мы хотели узнать сегодня на уроке? (Что такое предлоги?
Зачем они нужны? Можно ли к ним задать вопрос?)
— Нам удалось найти ответы на поставленные вопросы? (Да).
-Какие основные знания о предлоге получили?
— А вот это мы сейчас и проверим
а) для образования новых слов
б) для связи слов в предложении
в) для образования предложений
2.Предлоги отвечают на вопрос…
3.Предлоги пишутся со словами…
4.Из данных слов выбери только предлоги
5.Составьте предложение с предлогом:
дорожка, дети, подошли, лесной, озеро.
Проверяем. Красным карандашиком отмечаем.
— Начертите лесенку. Оцените свои знания.
— На этом не заканчивается изучение темы “ Употребление предлогов в речи”. На следующих уроках, а так же в 5-ом классе, вам предстоит в этой теме сделать еще много открытий.