зачем в школе психологические тесты

Социально-психологическое тестирование обучающихся: порядок утвержден

Тестирование на наркотики — одна из мер, профилактики наркомании, направленная на раннее выявление тех, кто только попробовал наркотики или психотропные вещества. Согласно Федеральному закону от 7 июня 2013 г. N 120-ФЗ тестирование состоит из двух этапов: социально-психологического — проводит Минобрнауки РФ и медицинского, включающего медицинские осмотры и сдачу нужных анализов — проводит Минздрав РФ.

Приказом Минобрнауки России от 16 июля 2014 г. №658 (зарегистрирован в Минюсте РФ 13 августа 2014 г. Регистрационный N 33576) утвержден Порядок проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования (далее — Порядок). Приказ вступает в силу 31 августа 2014 г.

Согласно утвержденному Порядку тестирование является добровольным:

Тестирование проводится в образовательной организации. Для проведения тестирования руководитель образовательной организации, проводящей тестирование:

Тестирование осуществляется Комиссией в соответствии с распорядительным актом руководителя образовательной организации.

Родители (законные представители) обучающихся допускаются в аудитории во время тестов. Они могут прийти на тестирование и посмотреть, как обучающиеся заполняют анкеты. Обучающимся ходить по кабинету, общаться, заглядывать друг другу в опросники категорически запрещается. Каждый обучающийся, участвующий в тестировании, имеет право в любое время отказаться от тестирования, поставив об этом в известность члена Комиссии, и уйти из аудитории.

Документы, которые подтверждают согласие на тестирование от обучающихся, их родителей (законных представителей) остаются в образовательной организации и хранятся в условиях конфиденциальности в течение года.

Все анкеты делятся на две группы: для обучающихся, кому уже есть 15 лет, и для тех, кто не достиг этого возраста. Руководитель образовательной организации, проводящей тестирование, в трехдневный срок с момента проведения тестирования обеспечивает направление акта передачи результатов тестирования в региональный орган управления образованием. Там специалисты за 30 дней обработают тесты. Затем результаты без фамилий обучающихся, но с указанием их места учебы, возраста, класса отправляются в региональный орган здравоохранения для планирования дополнительных мер по профилактике немедицинского потребления обучающимися наркотических средств и психотропных веществ в конкретной школе или вузе.

По сведениям главного нарколога Минздрава РФ Евгения Брюна среди старшеклассников опыт употребления наркотиков имеют от 10 до 13 процентов учащихся, у студентов вузов эти показатели уже возрастают до 15 процентов.

Говоря о последствиях по итогам тестирования, Евгений Брюн сказал:

«Ни о каких последствиях речь не идет. Мне бы очень хотелось, чтобы родители понимали: факт того, что мы зафиксировали опыт употребления наркотиков у того или иного учащегося, никак не повлияет на его социальный статус и дальнейшую карьеру».

Примечание. Минобрнауки РФ разработаны проекты опросников, которые уже прошли обсуждение на специальном сайте. В одном из них 142 вопроса, в другом — 105. Предполагается, что ответы на вопросы займут у обучающихся 45 минут.

В основе теста лежит опросник Кеттела — один из наиболее распространенных анкетных методов оценки индивидуально-психологических особенностей личности как за рубежом, так и у нас в стране. Он позволяет в том числе выявить детей и подростков с признаками аддиктивного поведения (адди́кция – от англ. addiction — зависимость, пагубная привычка).

При интерпретации результатов теста обучающихся до 15 лет используются следующие факторы: степень эмоциональной устойчивости, принятия моральных норм, неискренности и самоконтроля. Главный критерий — степень принятия моральных норм.

У обучающихся от 15 лет для определения аддиктивного поведения используются четыре главных фактора: эмоциональная стабильность-нестабильность, низкая и высокая нормативность поведения, подозрительность (доверчивость), низкий и высокий самоконтроль. Главный критерий — ненормативность поведения.

В анкете нет прямых вопросов об употреблении наркотиков. Например, тестируемых спрашивают:

— Ты обижаешься на друзей, если они посмеиваются над твоими маленькими странностями или непохожестью на других, особенно если дело касается твоей одежды?

— У тебя возникает иногда желание стать другим человеком, не таким, какой ты есть сейчас?

— Если ты на глазах у людей совершаешь какую-то глупость, можешь ли ты отделаться шуткой и вести себя как ни в чем не бывало?

— Бывало так, что перед сном тебе в темноте иногда мерещились человеческие лица и фигуры?

Тестируемым предлагается при ответах на вопросы руководствоваться четырьмя правилами:

Источник

Социально-психологическое тестирование лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях

Б). Письменно согласие на проведение в отношении несовершеннолетнего тестирования. Руководитель образовательной организации, проводящей тестирование, организует получение от обучающихся либо от их родителей или иных законных представителей информированных согласий. При этом предлагается заполнить одну из утвержденных распорядительным документом форм: информированное согласие об участии в социально-психологическом тестировании обучающихся в образовательных организациях на предмет раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ либо Отказ от участия в социально-психологическом тестировании на раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ (пример форм для заполнения в приложениях 1 и 2 в ссылке: http://edu.vladimir-city.ru/upload/iblock/345/345d44016eb85bb1106d5a74a69237d7.pdf ). Необходимо обратить внимание: в случае заполнения согласия Вы также подписываете то, что

«С основаниями, целями и порядком тестирования ознакомлена (-а)» (нижняя строка). То есть, каким бы ни был результат тестирования, в дальнейшем Вы не сможете утверждать обратное, что не были ознакомлены с Порядком проведения тестирования, а равно и с последствиями, о которых подробно будет изложено в п. 3.

В). Порядок проведения тестирования. Порядок изложен в Приложении к Приказу Министерства образования и науки РФ от 16 июня 2014 г. N 658 «Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования» (с изменениями и дополнениями от 14 февраля 2018 года):

3. Тестирование осуществляется ежегодно в соответствии с распорядительным актом руководителя образовательной организации, проводящей тестирование.

4. Для проведения тестирования руководитель образовательной организации, проводящей тестирование:

организует получение от обучающихся либо от их родителей или иных законных представителей информированных согласий;

утверждает поименные списки обучающихся, составленные по итогам получения от обучающихся либо от их родителей или иных законных представителей информированных согласий;

утверждает расписание тестирования по классам (группам) и кабинетам (аудиториям);

обеспечивает соблюдение конфиденциальности при проведении тестирования и хранении результатов тестирования.

5. При проведении тестирования в каждой аудитории присутствует член Комиссии.

6. При проведении тестирования допускается присутствие в аудитории в качестве наблюдателей родителей (законных представителей) обучающихся, участвующих в тестировании.

7. Перед началом проведения тестирования члены Комиссии проводят инструктаж обучающихся, участвующих в тестировании, в том числе информируют об условиях тестирования и его продолжительности.

8. С целью обеспечения конфиденциальности результатов тестирования во время его проведения не допускается свободное общение между обучающимися, участвующими в тестировании, перемещение по аудитории. Каждый обучающийся, участвующий в тестировании, имеет право в любое время отказаться от тестирования, поставив об этом в известность члена Комиссии.

9. По завершении тестирования члены Комиссии собирают результаты тестирования, которые группируются по возрасту обучающихся (не достигших возраста пятнадцати лет; достигших возраста пятнадцати лет), и упаковываются членами Комиссии в пакеты. На лицевой стороне пакетов с результатами тестирования указывается: наименование образовательной организации, проводящей тестирование, ее местонахождение; возраст и количество обучающихся, принявших участие в тестировании; дата и время проведения, тестирования; ставятся подписи всех членов Комиссии с расшифровкой фамилии, имени и отчества.

10. Руководитель образовательной организации, проводящей тестирование, в трехдневный срок с момента проведения тестирования обеспечивает направление акта передачи результатов тестирования в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, на территории которого находится образовательная организация, проводящая тестирование.

Руководитель образовательной организации, проводящей тестирование, обеспечивает хранение в течение года информированных согласий в условиях, гарантирующих конфиденциальность и невозможность несанкционированного доступа к ним.

11. В целях проведения тестирования органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, рекомендовано:

формирование на каждый учебный год календарного плана проведения тестирования расположенными на их территории образовательными организациями;

взаимодействие с образовательными организациями, проводящими тестирование, по приему результатов тестирования;

определение мест хранения результатов тестирования и соблюдение конфиденциальности при их хранении и использовании;

выполнение обработки и анализ результатов тестирования в период до тридцати календарных дней с момента их получения от образовательных организаций, проводящих тестирование;

составление акта результатов тестирования с указанием образовательных организаций, принявших участие в нем (с информацией об адресах образовательных организаций, количестве участников тестирования, их возрасте и классе), его передачу в орган государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья для планирования дополнительных мер по профилактике немедицинского потребления обучающимися наркотических средств и психотропных веществ.

Учитывая то, что в информированном согласии указано и предложено подписать за разъяснение Порядка проведения тестирования, скорее всего именно с данным Приложением Приказа предполагается ознакомление. Но как быть, если возникли дополнительные вопросы относительно Порядка? Ведь в данном документе не сказано, какие предполагаются последствия прохождения тестирования. А вопросов много: сколько по времени проходит тестирование? (согласно п. 7 условия тестирования и его продолжительность фактически раскрывается перед самим тестированием, то есть после дачи согласия на него) какого рода вопросы будут задаваться ребенку? Могут ли родители получить результаты тестирования, обжаловать их? На сколько результат тестирования будет точен (хотя бы в %-ном соотношении)? А ведь ответы на эти вопросы и родители (законные представители), и дети вправе получать.

Д). Альтернатива. Если же у Вас возникли подозрения в употреблении ребенком запрещенных веществ или хотите проверить склонность к употреблению их, возможно в частном порядке обратиться лично к психологу для проведения тестирования, результаты которого сообщат исключительно Вам; приобрести в аптеке мультитестер на определение наркозависимости. При этом данные методы вряд ли приведут к столь неожиданным для Вас последствиям, но право реагировать самостоятельно на результат останется у Вас.

Источник

Психологическое тестирование детей: зачем русским школам западная система оценки знаний?

Когда я смотрю, как играют русские и немецкие дети, в голове возникает один и тот же вопрос: откуда берутся конфликты между народами? Ведь немецкий ребенок — это тот же русский. Так же терпеть не может школу, так же в контрах с кем-нибудь из сверстников, обожает айпады, мультики, хулиганить и плескаться в бассейне. Пацаны хотят побеждать, девчонки — нравиться.

зачем в школе психологические тесты. Смотреть фото зачем в школе психологические тесты. Смотреть картинку зачем в школе психологические тесты. Картинка про зачем в школе психологические тесты. Фото зачем в школе психологические тесты

А когда я услышала на ломаном русском «за нечаянно — бьют отчаянно», поняла, что дети при желании могут освоить что угодно.

Но подход к детям, отношение к ним со стороны взрослых — принципиально различаются. И я не знаю, зачем в России хватаются за образовательные технологии, использовать которые не умеют, которые не вписываются в нашу систему образования. Если то, что у нас есть сейчас, можно в принципе назвать системой.

В частности, огромное значение придается разным психологическим тестам и отборам. Чем круче школа, тем сильней степень помешательства.

Я столкнулась с этим дважды. Когда моя дочь поступала в 1 класс немецкой гимназии и позже — когда она поступала в 5-й математический класс лицея.

На курсах подготовки к немецкой школе результатом отбора шестилетки было его фото на стенде. Никто с нами не встречался, результаты тестов выдавались родителям позже, в запечатанных конвертах, информация об успеваемости хранилась в условиях строжайшей секретности, словно за ней охотились с Викиликс. Идешь в школу, сердце сжимается: есть фото или нет? Пфф, слава Богу, есть! Спасибо, что не убили!

Каждая школа извращалась как могла, придумывая свои правила отсева. Но в ту школу «любителей фото» мы не пошли, хоть и прошли. До того она извела меня еще до 1 класса. Ушли в обычную без экзамена. Но после 4 класса решили ее покинуть: ни образования, ни тяги к знаниям она толком не дала. Всё гнали тесты и мониторинги, вечно боялись проверяющих, изводили нервы, проекты полностью выполнялись родителями, дети сидели за уроками до полуночи.

Прошлой весной при поступлении в 5 класс первым экзаменом было психологическое тестирование ребенка, провалив которое он не допускался к экзамену по русскому и математике. Что же это был за тест? Помимо пары- тройки заданий на логику, было несколько таких, о которых говорят «без поллитры не разберешься». зачем в школе психологические тесты. Смотреть фото зачем в школе психологические тесты. Смотреть картинку зачем в школе психологические тесты. Картинка про зачем в школе психологические тесты. Фото зачем в школе психологические тесты Фото: Depositphotos

К примеру, одну и ту же полоску надо было провести как правой, так и левой рукой. Странные задания, смысла которых мне не пояснили, но которых я опасалась более всего, ибо подготовиться к ним сложно, но именно психотест влиял на допуск к экзамену по русскому. То есть играл ключевую роль в отборе, хотя родителей уверяли, что он «лишь поможет вам лучше узнать своего ребенка». Тоже, кстати, шаблонная фраза, пришедшая к нам из-за океана.

Во время учебы в лицее больше никто детей не тестирует, все как в обычной хорошей школе: кружки, практикумы, олимпиады, в общем — насыщенная лицейская жизнь в лучших традициях спецшкол советского времени. Зачем было устраивать тестирование (по результатам которого пара-тройка светлых голов оказалась за бортом), чтобы потом никогда о нем не вспоминать — непонятно.

С годами мне стало ясно, откуда у системы тестов растут ноги. Запад давно уже болен всякого рода тестами, системами баллов, значение которых, по моему мнению, чрезмерно переоценено.

Например, немецкие школьники уже в 4 классе делятся на тех, кому есть дорога в вуз, и тех, у кого дороги туда нет. Стоит лишь получить бумагу о том, что ты, перефразируя, «не рекомендован к учебе в гимназии», и это автоматом означает, что высшее образование тебе не светит. Понимаете? Путь закрыт навсегда. И закрыт он абсолютному большинству человек в классе. Причем судьбу ребенка определяет учитель. Довольно субъективное судейство, как понимаете.

В Швейцарии такое деление осуществляется еще раньше, до школы. Жестко, но хотя бы понятно, чего ждать, можно готовиться заранее. зачем в школе психологические тесты. Смотреть фото зачем в школе психологические тесты. Смотреть картинку зачем в школе психологические тесты. Картинка про зачем в школе психологические тесты. Фото зачем в школе психологические тесты Фото: Depositphotos

В то время как русский ребенок долгие лета существует в двойной системе оценки знаний. По-западному тестируется, чтобы по-советски учиться. Из любой школы может хотя бы попытаться поступить хоть куда-нибудь, никто не ставит на нем крест.

Тогда зачем все эти психотесты? Кто и для чего использует их результаты в промежуточных отборах и почему нельзя принять в лицей просто на основании результатов экзаменов по профильным предметам? Ведь если ребенок сдает их, это и так означает, что он в достаточной мере мотивирован и готов работать.

Трудно представить, что человек в 6−10 лет полностью «прозрачен», все его наклонности определены, а способности раскрыты так, что больше и ожидать от него нечего. По мне, так отечественное образование вот уже долгие годы — это смесь бульдога с носорогом, смесь западной и советской систем. Уже 20 лет нет понимания, куда нам, сплошные эксперименты над молодежью: то полностью тестовая система, то частично устная, то возвращение сочинения. Пора бы уже выбрать путь и идти по нему.

Для меня по-прежнему остается открытым вопрос: психологические тесты — что это? Объективная необходимость или дань моде? Какова их роль? Если необходимость, то означает ли это, что скоро мы полностью перейдем к западной системе оценки знаний? Будем определять будущее ребенка в 4 классе? Пока одни вопросы, как видите. зачем в школе психологические тесты. Смотреть фото зачем в школе психологические тесты. Смотреть картинку зачем в школе психологические тесты. Картинка про зачем в школе психологические тесты. Фото зачем в школе психологические тесты Фото: Depositphotos

В любом случае опасения на этот счет есть. Уже формируется понятие «одаренные дети», разрабатываются какие-то льготы для них, как для отдельной касты. Поговаривают о конкурсе аттестатов. Собираются электронные портфолио ученика, где как на ладони вся его «трудовая» жизнь с 1 класса. Откуда не выкинешь и слова, где ошибки не исправляются, а тянутся как фата невесты, путаясь под ногами, до самого гро… вуза.

Создается впечатление, что снова что-то делается, а как этим пользоваться, никто, к сожалению, не знает.

Источник

Что такое социально-психологическое тестирование и для чего она нужно?

зачем в школе психологические тесты. Смотреть фото зачем в школе психологические тесты. Смотреть картинку зачем в школе психологические тесты. Картинка про зачем в школе психологические тесты. Фото зачем в школе психологические тесты

В школе, где обучается мой 14-летний ребенок, проводится социально-психологическое тестирование. Что это за процедура и для чего она нужна?

В настоящее время увеличилось число подростков, доставленных в медицинские организации с отравлениями наркотическими средствами и психотропными веществами, растет количество несовершеннолетних, привлеченных к административной ответственности за правонарушения в сфере незаконного оборота наркотических средств.

Тестирование ведется с соблюдением конфиденциальности. В качестве наблюдателей в процессе могут участвовать родители. Содержание вопросов анкет отражает наиболее актуальные для каждого возрастного этапа развития несовершеннолетних проблемы, связанные с различными аспектами психологической устойчивости личности и рисками вовлечения их в немедицинское потребление наркотиков.
Полученные данные используются для планирования воспитательной работы в образовательных организациях, для оказания психолого-педагогической и медицинской помощи учащимся выявленных групп высокого социального риска наркопотребления.

Реализуя право на отказ от социально-психологического тестирования ребёнка, родители, тем не менее, должны осознавать необходимость ведения работы по выявлению немедицинского потребления детьми наркотических средств, формирования у них ценностей и навыков здорового образа жизни.

Реалии современного мира показывают, что в подростковом возрасте зависимое поведение формируется намного быстрее, чем у взрослых, поэтому совместное участие детей и родителей в мероприятиях по раннему выявлению немедицинского потребления наркотиков позволит всем членам семьи сплотиться на основе общего дела – сохранения жизни и здоровья детей.

Старший прокурор отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи прокуратуры Вологодской области Крылова Ю.В.

Источник

Социально-психологическое тестирование

Что такое социально-психологическое тестирование.

За короткий промежуток времени подростковое сообщество переживает по меньшей мере три тревожные тенденции.

Первая – синтетические наркотики. Молодежь перешла на синтетические вещества, которые можно легко «раздобыть», а эффект от их применения не так очевиден окружающим. Специалисты подчеркивают, что некоторые дети начинают употреблять синтетические вещества едва ли не с начальной школы. Несмотря на все предпринимаемые правительством меры, с каждым годом синтетические наркотики становятся все более и более смертоносными, и одновременно скрытыми. Родителям, как правило, бывает сложно обнаружить употребление наркотиков ребенком, пока употребление не перерастает в необратимую стадию – зависимость. Позднее выявление приводит к росту общей заболеваемости, то есть к тяжелым медицинским и социальным потерям. При отсутствии профилактических мероприятий эти лица быстро пополняют группу больных наркоманией.

Третья – подростковая делинквентность (антиобщественное противоправное поведение). Новостей по теме подростковой преступности очень много, и это, к сожалению, не только кража шоколадки из магазина. Но есть проблема, имеющая не меньшие драматические и резонансные эффекты. Это, например, школьная травля (буллинг). Как правило асоциально настроенная молодежь просто преследует, прессует, избивает тех, кто по уличным законам жить не умеет.

Задача социально-психологического тестирования – выявить у детей исключительно личностные (поведенческие, психологические) особенности, которые при определенных обстоятельствах могут стать, или уже стали, значимыми факторами риска возможного вовлечения в зависимое поведение подростка, связанного с дефицитом ресурсов психологической устойчивости личности.

Социально-психологическое тестирование проводится в образовательных организациях области в соответствии со следующими нормативно правовыми актами:

· Федеральный закон от 07.06.2013г. № 120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ».

· Приказ Министерства просвещения РФ от 20. 02. 2020 г. № 59 «Об утверждении Порядка проведения социально психологического тестирования обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях».

· Распоряжение Министерства образования и молодежной политики Свердловской области.

Следует отметить, что с прошлого 2019/2020 ученого года процедура проведения социально-психологического тестирования в части использования инструмента кардинально поменялась. Данный факт, прежде всего, связан с внедрением Единой методики для выявления латентной и явной рискогенности социально-психологических условий, формирующих психологическую готовность к зависимому поведению.

Единая методика социально-психологического тестирования.

Проведение социально-психологического тестирования на территории Свердловской области рекомендовано с использованием Единой методики социально-психологического тестирования (далее ЕМ СПТ), разработанной ФГБНУ «Центром защиты прав и интересов детей» совместно с МГУУ им. М.В. Ломоносова. Данная методика применяется для тестирования лиц подросткового и юношеского возраста с 13 до 18 лет включительно (или обучающихся в 7-11 классах общеобразовательных организаций и студентов 1-2 курсов профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования).

Целью тестирования является выявление скрытой и явной рискогенности социально-психологических условий, формирующих психологическую готовность к аддиктивному (зависимому) поведению у лиц подросткового и юношеского возраста.

Методика не может быть использована для формулировки заключения о наличии наркотической или иной зависимости респондента.

К организации проведения социально-психологического тестирования в субъекте Российской Федерации и интерпретации его результатов допускаются специалисты, имеющие высшее психологическое образование и прошедшие обучение по применению ЕМ СПТ.

Методика полностью или какая-либо ее часть не может находиться в открытом доступе для всеобщего ознакомления.

Принципы построения и проведения методики.

Научность. Все результаты и выводы, получаемые с помощью методики, формируются на основе научных подходов и подтверждаются статистическими методами обработки данных.

Конфиденциальность. Каждому обучающемуся, принимающему участие в тестировании, присваивается индивидуальный код участника, который делает невозможным персонификацию данных. Список индивидуальных кодов и соответствующих им фамилий хранится
в образовательной организации в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2007 г. № 152-ФЗ «О персональных данных».

Добровольность. Тестирование обучающихся, достигших возраста пятнадцати лет, проводится при наличии их информированных согласий в письменной форме об участии в тестировании (далее – информированное согласие). Тестирование обучающихся, не достигших возраста пятнадцати лет, проводится при наличии информированного согласия одного из родителей или иного законного представителя.

Достоверность. В методике используется трехступенчатый алгоритм селекции недостоверных ответов, что позволяет исключить результаты обучающихся, отвечающих на вопросы не откровенно или формально.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *