зачем в соут указывать снилс
Зачем в соут указывать снилс
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
При заполнении карты специальной оценки условий труда рабочего места указывается СНИЛС занятых на данном рабочем месте работников
СНИЛС указывается в целях учета периода деятельности, включаемого в стаж работы во вредных (опасных) условиях труда конкретного работника, являющегося основанием для досрочного пенсионного обеспечения.
В случае изменения кадрового состава и соответственно СНИЛС работников изменение внесенных в карты специальной оценки условий труда СНИЛС работников может быть осуществлено только при проведении следующей специальной оценки условий труда на данном рабочем месте.
Работники (в том числе совместители), вновь принимаемые на рабочее место, в отношении условий труда которого была ранее проведена специальная оценка условий труда, а также временно переведенные работники должны быть под роспись ознакомлены с результатами такой специальной оценки условий труда.
Также сообщается, что в ходе создания Федеральной государственной информационной системы учета результатов проведения специальной оценки условий труда будет обеспечена увязка содержащихся в ней сведений с осуществляемым Пенсионным фондом Российской Федерации персонифицированным учетом граждан, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение.
Кроме того, планируется разработка нормативного правового акта, предусматривающего, в том числе, внесение СНИЛС работника в карту специальной оценки условий труда непосредственно при его ознакомлении с результатами специальной оценки условий труда.
Передача СНИЛС работников для целей СОУТ и защита персональных данных
Результаты проведения специальной оценки условий труда подлежат передаче в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда (далее – информационная система учета). Обязанность по передаче результатов проведения специальной оценки условий труда возлагается на организацию, проводящую специальную оценку условий труда. (п.1 ст.18 ФЗ №426-ФЗ)
Федеральным законом №426-ФЗ предусмотрена передача организацией, проводящей специальную оценку условий труда, в течение десяти рабочих дней со дня утверждения отчета о её проведении, в информационную систему учета в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью, страхового номера индивидуального лицевого счета работника или работников, занятых на рабочем месте, на котором проведена спецоценка. (п.п.в п.2 и п.3 ст.18 ФЗ №426-ФЗ)
Выясним, имеет ли право, организация, проводящая специальную оценку условий труда получать СНИЛС работников для целей передачи их в информационную систему учета. Для этого будем также использовать Федеральный закон №152-ФЗ «О персональных данных».
Оператором информационной системы учета является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. (п.9 ст.18 ФЗ №426-ФЗ)
Оператор – государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующий и (или) осуществляющий обработку персональных данных, а также определяющий цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными (п.п.2 ст.3 ФЗ №152-ФЗ)
Обезличивание персональных данных – действия, в результате которых становится невозможным без использования дополнительной информации определить принадлежность персональных данных конкретному субъекту персональных данных (п.п. 9 ст.3 ФЗ №152-ФЗ)
Обработка персональных данных допускается в следующих случаях:
– обработка персональных данных осуществляется в статистических или иных исследовательских целях, за исключением целей, указанных в статье 15 настоящего Федерального закона, при условии обязательного обезличивания персональных данных (п.п.5 п.1 ст.6 ФЗ №152-ФЗ)
Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора, не обязано получать согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных. (п.4 ст.6 ФЗ №152-ФЗ)
В случае, если оператор поручает обработку персональных данных другому лицу, ответственность перед субъектом персональных данных за действия указанного лица несет оператор. Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора, несет ответственность перед оператором. (п.5 ст.6 ФЗ №152-ФЗ)
Персональные данные могут быть получены оператором от лица, не являющегося субъектом персональных данных, при условии предоставления оператору подтверждения наличия оснований, указанных в пунктах 2-11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 настоящего Федерального закона. (п.8 ст.9 ФЗ №152-ФЗ)
Вывод: Организации, проводящие специальную оценку условий труда, получают СНИЛС не от работников непосредственно, а от руководителя организации, в которую они трудоустроены. А также, поскольку получаемые персональные данные являются обезличенными, необходимости в наличии согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных не требуется. В случае, если СНИЛСы работников не будут предоставлены организации, проводящей спецоценку, передача данных Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда будет невозможна, о чём будет сообщено в государственную инспекцию труда в субъекте РФ.
Предоставление СНИЛС работников при проведении специальной оценки условий труда
В карту специальной оценки условий труда (СОУТ) в строку 021 заносится номер СНИЛС только при его наличии (предоставлении работодателем/работником). Если работник отказывается предоставлять номер СНИЛС, то в строке 021 ничего не указывается.
Каких-либо последствий за невнесение в строку 021 карты СОУТ номера СНИЛС работника нормами действующего законодательства не предусмотрено.
В любом случае за дополнительными разъяснениями по данному вопросу рекомендуем Вам обратиться в Министерство труда и социальной защиты РФ.
Согласно ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 вышеуказанного 426-ФЗ форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкция по ее заполнению утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Согласно пп. 7 п. 5 Приложения №4 к Приказу Минтруда России от 24.01.2014 N 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению» при заполнении раздела III отчета о проведении специальной оценки условий труда в строке 021 карты специальной оценки условий труда указывается информация о СНИЛС работников.
В соответствии с п. 1. Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 N 610 Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруд России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере демографии, труда, уровня жизни и доходов, оплаты труда, пенсионного обеспечения, включая негосударственное пенсионное обеспечение, социального страхования (за исключением обязательного медицинского страхования), условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости населения и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы (за исключением вопросов оплаты труда), социальной защиты населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей, граждан пожилого возраста и ветеранов, граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, социального обслуживания населения, оказания протезно-ортопедической помощи, реабилитации инвалидов, проведения медико-социальной экспертизы, а также по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности.
В соответствии с п. 5.16. вышеуказанного Положения Минтруд России дает разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Часто задаваемые вопросы
Испытательная лаборатория. Услуги в сфере охраны труда и экологии
Мы приняли нового сотрудника. Нужно ли проводить снова спец. оценку?
Если на рабочем месте, на которое вы приняли нового сотрудника, спец. оценка уже была проведена, то оснований для проведения внеплановой СОУТ нет. Вновь принятый сотрудник должен ознакомиться с картой спец. оценки и расписаться в ней в течение 30 календарных дней с даты приема на работу. Если же вы принимаете сотрудника на вновь введенное в штатное расписание рабочее место, СОУТ на это рабочее место провести нужно в течение года после того, как оно перестало быть вакантным.
СНИЛС вписывать в карты не нужно, они вносятся только на этапе оформления карт СОУТ. Минтруд даже давал по этому поводу разъяснение, которое можно посмотреть тут.
Что делать, если работник, чьи ФИО и СНИЛС были вписаны в карту СОУТ, уволен, и ознакомить его с картой уже не представляется возможным?
В такой ситуации в графе ознакомления с результатами СОУТ делается запись «уволен» с указанием реквизитов приказа об увольнении. Если на его место уже принят другой человек, то его необходимо под подпись ознакомить с картой.
На ознакомление сотрудника с картой СОУТ дается 30 календарных дней. Как быть, если сотрудник находится в отпуске, в декрете, на больничном, в длительной командировке?
Законодатель предусмотрел, что если сотрудник отсутствует на рабочем месте по данным основаниям или находится на междувахтовом отдыхе, для него 30-дневный срок ознакомления с условиями труда будет исчисляться с даты выхода на рабочее место. Поэтому совершенно необязательно приглашать таких сотрудников отдельно для ознакомления с картами.
Что делать, если в процессе проведения специальной оценки условий труда или сразу после получения результатов уволился один из членов комиссии?
В первую очередь необходимо выпустить приказ об изменении состава комиссии. Если материалы СОУТ еще не предоставлены вам на печатном носителе, то можно попросить организацию, проводящую спец. оценку, учесть произошедшие изменения и обновить в материалах состав комиссии. Если подрядчик отказывается такие правки вносить или документы на бумажном носителе уже переданы вам, но еще не подписаны, то в своем приказе вы можете передать право подписи за уволенного члена комиссии другому. Таким образом, несмотря на то, что в графах будет стоять должность и ФИО одного сотрудника, подпись будет ставить другой.
Что такое аналогичные рабочие места?
По закону аналогичными рабочими местами признаются рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах), оборудованных одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.
То есть требования к аналогичным местам следующие:
— одинаковое название должности
— одинаковое время трудовой смены
— одинаковая или одна и та же система освещения, кондиционирования, вентиляции в рабочем помещении
— одинаковое оборудование, одни и те же используемые материалы и сырье
— один и тот же технологический процесс, одна и та же трудовая функция
— одинаковое время воздействия идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов. Самый простой пример аналогичных рабочих мест – два менеджера, работающих с 09:00 до 18:00 целый день в офисе друг напротив друга. Однако подводных камней очень много. Например, если одно рабочее место оборудовано настольной лампой, а другое нет, или если у одного менеджера работа разъездного характера, а у другого нет – это не аналогичные рабочие места. В первом случае из-за разной системы освещения, во-втором – из-за разного времени воздействия такого источника вредного фактора, как освещение.
Для чего рабочие места признавать аналогичными?
Чтобы сэкономить в дальнейшем ваши средства и время эксперта, т.к. измерения проводятся только на 20% аналогичных рабочих мест, то есть, если на вашем предприятии аналогичными наш эксперт признает 10 рабочих мест, замеры он проведет только на двух, а оплатите вы только одно (основное), за аналогичные рабочие места мы не выставим вам счет, вместе с тем СОУТ на всех 10 будет считаться проведенной.
Почему не оцениваются параметры микроклимата на открытой территории?
Эксперт проводит спец. оценку строго в соответствии с законом. В частности, при исследовании такого фактора, как микроклимат, он обращается к Методике проведения СОУТ (Приложение N 1 к Приказу Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 января 2014 г. N 33н). Пункт 47 методики четко определяет условия исследования параметров микроклимата: «…с учетом используемого на рабочем месте технологического оборудования, являющегося искусственным источником тепла и (или) холода, и на основе измерений температуры воздуха, влажности воздуха, скорости движения воздуха и (или) теплового излучения в производственных помещениях».
Таким образом, такой вредный производственный фактор, как микроклимат, можно идентифицировать только в производственном помещении. Определение производственного помещения дает «СанПиН 2.2.4.548-96. 2.2.4. Физические факторы производственной среды. Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений. Санитарные правила и нормы» – это замкнутые пространства в специально предназначенных зданиях и сооружениях, в которых постоянно (по сменам) или периодически (в течение рабочего дня) осуществляется трудовая деятельность людей. А замкнутое пространство — это пространство, ограниченное со всех сторон. Поэтому измерения микроклимата не проводятся на открытой территории.
Более того, нормы показателей микроклимата также указаны в Методике 33н, где четко обозначено, что нормы эти распространяются на микроклимат в производственных помещениях. То есть даже при условии измерения температуры, влажности и скорости движения воздуха на улице, пронормировать полученные показатели эксперт не сможет.
Любой ли работник может стать членом комиссии по спец. оценке?
Членом комиссии по СОУТ может стать любой ваш сотрудник.
Но если на вашем предприятии есть какой-либо представительный орган работников (например, первичная профсоюзная организация), то его представитель и специалист по охране труда в комиссию включаются в обязательном порядке.
Зачем предоставлять СНИЛС организации, проводящей спец оценку?
В соответствии с инструкцией по заполнению отчета по специальной оценке условий труда в карту СОУТ вносятся СНИЛС работников, занятых на рабочем месте. После утверждения отчета вся информация, отраженная в нем, вносится в единую информационную систему учета результатов СОУТ (ФГИС СОУТ) и становится доступной для ряда государственных органов, среди которых и пенсионный фонд, и ФСС. Более подробно о функционировании системы можно почитать тут.
Пенсионный фонд при рассмотрении вопроса о назначении досрочной пенсии сравнивает подаваемые работодателем СНИЛС с теми, что были выгружены во ФГИС СОУТ. Любое несоответствие ведет к проверкам и останавливает процесс подтверждения права работника на льготную пенсию.