зачем в ссср вешали ковры на стену
Зачем в СССР вешали ковры на стены: объяснение традиции
Любовь к коврам в России времен СССР объясняется необходимостью тепло- и звукоизоляции, а также исторической традицией.
Так, в 60-х годах ковры были практически незаменимой составляющей квартир россиян. Их вешали на стены с помощью специальных петель, говорится в статье газеты Milliyet, Турция.
Как отмечает издание, во время урбанизации в СССР люди из сел и деревень стали переезжать в городские многоквартирные дома. Зимой в них было холодно, поэтому шерстяные ковры использовали для теплоизоляции всего жилища.
Еще одна причина – звукоизоляция. Стены были тонкими, из-за чего сложно было уснуть, слыша звуки работающего телевизора, криков детей, шумного выяснения отношений в квартирах соседей. Поэтому ковры стали вешать и на стены, чтобы хоть немного приглушить шум.
Кроме того, во времена СССР наличие ковров в квартире говорило о зажиточности и демонстрировало достаток семьи. Очевидно, эта традиция пришла из Европы XVI века, где купленный на Востоке ковер считался показателем статуса.
Так, в квартирах инженеров и чиновников красовались изготовленные на заказ дорогие ковры. Простые же люди, чтобы приобрести товар, записывались в очередь и могли прождать больше года.
Также в быту были популярны некоторые суеверия, связанные с коврами. Например, считалось, что прибить ковер к стене – к ссоре в семье. Поэтому ковры вешали на стены с помощью пришитых к ним петель, которые затем крепились на гвозди.
Ранее OBOZREVATEL рассказывал, что означают узоры на коврах из СССР: раскрыт секрет.
5 неожиданных причин, по которым советские люди вешали на стены ковры
В каждой семье есть фотоальбомы, где вложены снимки старшего поколения на фоне ковра. В советском интерьере было несколько главных атрибутов декора, это хрустальная посуда в серванте, вазочки из цветного стекла, керамические фигуры зайчиков и слоников. Главным же украшением дома был ковер на стене. Сейчас многие называют его пылесборником, но никто не откажется от того, что вид советского ковра вызывает теплое чувство ностальгии. Так зачем наши предки вешали его на стену, а не клали на пол?
Показать материальный достаток
Во времена всеобщего дефицита купить ковер было сложно не только по причине малого ассортимента, но и потому, что стоил он дорого. На приобретение ценной вещи семья копила месяцами. Ковры изготавливались из настоящей шерсти и служили десятилетиями. Синтетика тогда была не в почете, да и массовые изделия из химического волокна появились чуть позже. Плотное тканое изделие украшало центральную комнату, а у особо состоятельных могло быть и в других помещениях. Восточные узоры привлекали взор и говорили о достатке в семье.
В деревнях дома отапливались печами, а в городах — центральным отоплением. И в том, и в другом случае важно было это тепло сохранить. В селах чем медленнее охлаждалась стена, тем меньше надо было использовать дров, а в мегаполисах просто пытались сделать зимнюю квартиру теплее. Как известно, пластиковых окон не было, а через деревянные створки в многоэтажках проходил сквозняк. Старшее поколение помнит, как заклеивали окна с помощью клейстера из муки или крахмала и кассовой ленты. Так вот плотное шерстяное изделие помогало «запастись» теплом в квартире.
фото: Rossella De Berti / E+ / Getty Images
Использовать как звукоизоляцию
Хотите вы это признавать или нет, но раньше в квартирах было достаточно шумно. Толстые стены домов-сталинок еще хоть как-то задерживали звук, а вот хрущевки позволяли слушать соседей как через картонку. Это сейчас можно защитить стены звукопоглощающими материалами, мембранами, панелями, а в советское время это делали с помощью… Правильно — ковров. Хочешь, чтобы бабульки на скамейках не обсуждали твою личную жизнь, происходящую за стеной, вешай плотный ковер. Хотя куда без бабушек-сплетниц в те времена.
Предохранить обои от загрязнения
Ковер, как правило, вешался за диваном, кроватью или креслами. Ремонт в СССР делался реже, чем сейчас. Таких удобных материалов для поклейки обоев не было. Шпаклевку и грунтовку заменяли самодельный клей из муки и газеты, на них и клеили бумажные (не виниловые и флизелиновые) обои. Они быстро пачкались и часто отклеивались по углам. Для аккуратности в доме ковер был просто необходим. Он защищал обои от пятен и придавал дому ухоженный вид.
Закрывали неровности стен
В современном интерьере на стены вешают картины и панно, но ковер также вполне допустим. Он сейчас имеет невообразимое количество вариантов по качеству материала, форме, рисунку. Его не только вешают на стену, но кладут на диван, иногда обивают всю стену. В дизайне дома тканое изделие может сыграть ключевую роль, и оно используются в разных стилях: прованс, ренесанс, барокко, ар-деко, лофт или модерн. Посмотрим, как это делают сейчас.
фото: Legion-Media
фото: Legion-Media
фото: Legion-Media
фото: Legion-Media
фото: Legion-Media
фото: Legion-Media
фото: Legion-Media
фото: Legion-Media
фото: Legion-Media
фото: Legion-Media
фото: Legion-Media
фото: Legion-Media
фото: Legion-Media
фото: Legion-Media
фото: Legion-Media
фото: Legion-Media
фото: Legion-Media
Почему раньше вешали ковры на стену?
Молодому поколению гораздо привычнее ковёр, расположенный на полу, а настенный экземпляр зачастую вызывает вопросы либо усмешки. Давайте разберёмся, зачем в СССР вешали ковры на стену, а также рассмотрим примеры современного использования советских узорчатых полотен.
Почему они так ценились?
У многих народов ковры с различными символами несут религиозный и энергетический подтекст. Особенно ими славится Турция – ковроткачество является древним ремеслом и играет важную роль в культурном наследии страны.
В Европе первые ковровые изделия стали появляться в XVI веке и позволить их себе могли только особы королевских кровей. А в России любовь к коврам возникла во времена Петра I, когда активно развивалась торговля с другими государствами.
В Советском Союзе качественный ковёр считался символом престижа. Изделия привозили из Азербайджана, Грузии и Туркменистана, за ними выстраивались очереди, их выписывали по блату и приобретали у перекупов – любовь к красивым полотнам в СССР трудно было переоценить.
Демонстрация вкуса и достатка
Ближе к концу XX века изделия продавались уже без очередей и записи – купить их можно было в обычном мебельном магазине, но для этого, при зарплате 130 рублей, нужно было откладывать по 50 рублей около полугода.
Вместо картины
Яркие ковры с растительными орнаментами ценились за свою декоративность. Занимая немалую часть стены, они сразу становились главной изюминкой интерьера. Этому способствовала и насыщенная расцветка: наиболее распространёнными считались красные оттенки.
Также ковёр спасал владельцев квартиры от ремонта: любое повреждение (выцветшие обои, трещины или пятна на стене) можно было скрыть живописным полотном с узорами. Кто догадается, что за ним дефект?
Поддержание моды
В Советском Союзе ковры стали популярными не только из-за своих эстетических функций. Впервые попав в дом к человеку, украсившему ими свою стену, гость испытывал настоящее восхищение – полотно выглядело богато и оригинально.
Многие жители страны стремились заполучить такое же роскошное изделие, чтобы было «как у людей».
Создание уюта
Настенный ковёр удивительным образом преображал комнату. Рассматривать мягкое и красивое полотно с растительным орнаментом было гораздо приятнее, чем пустые стены. А поскольку оно чаще всего вешалось возле кровати или дивана, большинство советских детей с удовольствием засыпали за разглядыванием замысловатых узоров и до сих пор вспоминают это с чувством ностальгии.
Настенные ковры обладали высочайшим качеством: сделанные из натуральной шерсти, они не выцветали и не стаптывались благодаря своему особому местоположению. Правда, изделия накапливали пыль и требовали периодической чистки.
В качестве утеплителя
Толстые и тёплые советские ковры в тонкостенных хрущёвках выступали защитой от холода, особенно если кровать стояла возле «уличной» или подъездной стены. Они не только сохраняли тепло, но и минимизировали уровень шума. Ворсистая поверхность хорошо поглощала звуки, идущие от соседей, и защищала приватность самих владельцев.
По этим же причинам ковёр до сих пор украшает стены многих квартир: это самый простой способ звукоизолировать комнату, не тратясь на дорогой ремонт.
В современном интерьере
Ковры великолепно смотрятся в скандинавском стиле, эклектике и даже лофте. Но мода циклична, поэтому всё большую популярность приобретают и настенные ковры – правда, не советские, а дизайнерские или в виде гобеленов.
В Советском Союзе красочные тканые полотна, размещённые на стене, стали настоящим символом эпохи. Как видим, существовало множество весомых причин, чтобы располагать их столь нетрадиционным способом.
Статус или необходимость: в чем секрет популярности ковров в СССР
До середины XX века ковры в СССР считались предметом роскоши и были доступны не всем. Обычные семьи вешали на стены тонкие гобелены, например с оленями, или дешевые картины на клеенке — вроде «русалок», которыми торговал герой Георгия Вицина в фильме «Операция «Ы».
Эпоха ковров началась в 1960-е годы — они стали обязательной частью быта советской семьи. Для этого было несколько причин.
«Дырку на обоях загораживает»
«Вешайте коврики на сырую штукатурку!»
В большинстве домов советской эпохи, от хрущевок до панельных многоэтажек, стены были тонкими и промерзали, особенно в угловых квартирах. Ковры спасали одновременно от шума, холода и сырости. Чаще всего их вешали так, чтобы нижний край был между стеной и кроватью: это защищало от соприкосновения с холодным бетоном и помогало сохранить тепло. Советские семьи со средним достатком покупали ковры машинной выработки, которые можно было приобрести относительно свободно и недорого.
«Такой же, но с перламутровыми пуговицами»
Настоящей ценностью считались ковры ручной работы. Их доставали через знакомых «по блату» или получали по очереди. Такие ковры ткали в южных республиках: Туркмении, Азербайджане, Армении. Их цена начиналась от 150 руб. и могла доходить до 800 руб. при средней зарплате 130 рублей в 1970–1980-е годы.
Дефицитные ковры дарили на значимые события — например, на свадьбу, новоселье или рождение ребенка. Добытой или полученной в подарок драгоценностью гордились и вешали на видное место как произведение искусства и украшение интерьера. Ковры ручной работы считались выгодной инвестицией и передавались по наследству.
По фотографиям советской эпохи видно, что ковры стелили и на пол. Обычно на стену вешали новое, более дорогое или нарядное изделие, а на пол клали что-то попроще. За всеми коврами тщательно ухаживали. Помимо пылесоса и влажной уборки губкой или веником, зимой, раз в сезон, их чистили во дворе снегом, а летом — выбивали.
Закат и триумфальное возвращение
В 2000-е годы ковры из символа достатка стали признаком дурного вкуса. В соцсетях пользователи обсуждали фотографии знаменитостей на фоне ковров или обменивались собственными фото, устраивая флешмобы. Большинство людей от «пылесборников» избавилось — ковры сохранились лишь в «бабушкиных» квартирах, где несколько десятилетий не было ремонта.
Если вы обладатель дорогого или оригинального шерстяного ковра с узорами — не спешите его продавать или выкидывать. Мода на ковры и половики возвращается по всему миру. Британский дизайнер по интерьерам Джессика Дойл рассуждает о том, как приятно возвращаться в уютный теплый дом с деревянным полом и коврами, когда на улице непогода. Если деревянный пол давно вернул популярность и прочно ее удерживает, то для ковров, по мнению дизайнера, это был вопрос времени.
Креативный директор английской компании Alternative Flooring Лорна Хай настаивает на том, что узорчатые ковры снова в моде: они отлично вписываются в представления о семейном уюте, сделаны из натуральной шерсти, а значит, их легко чистить, они практичны и незаменимы в доме.
Куда отдать старый ковер — приюты, фестивали и выставки
Обычный «ширпотребный» ковер советских времен вряд ли пригодится в современной квартире. В крайнем случае кусочки ковра можно подложить под шаткую мебель или грохочущую стиральную машину. Но чаще их выносят на помойку, стелют в подъезд или вывозят на дачу. Можно воспользоваться акциями в магазинах и сдать старый ковер в счет покупки нового или обратиться в сервисы вывоза ненужных вещей.
Есть и другие варианты. В коврах нуждаются приюты для животных, где из них делают лежанки, игрушки и когтеточки для оставшихся без хозяев собак и кошек. Их могут забрать фотостудии, художники, организаторы фестивалей опен-эйр или выставок современного искусства и экспонатов советской эпохи. Достаточно разместить пост в соцсетях или на сайтах продажи/обмена/передачи в дар вещей.
Небольшие шерстяные коврики подойдут для рукоделия — из них получаются аппликации на сумки, мягкие игрушки и другие изделия в популярном сейчас тренде хендмейд.
«Запахло СССР»: зачем раньше наши соотечественники массово вешали ковры на стены
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
На самом деле ковры пришли в Россию задолго до создания Советского Союза. Знакомы с ними благодаря кочевым соседям с востока и туркам с юга знали еще со времен Киевской Руси. Впрочем, в те времена ковры были вещью исключительно дорогой, доступной лишь для крупных купцов или высших представителей воинской аристократии. На протяжении последующей истории русских государств ситуация поменялось не сильна. Любили класть ковры на пол и мебель и в XIX веке, и в начале XX. Долгое время ковер был одним из немногих эффективных способов, во-первых, украсить жилище, а во-вторых, утеплить его.
Совершенно очевидно, что такая многовековая традиция «общения» с коврами не могла не отразиться и на советском быте. Пускай сегодня многие относятся к ковру (особенно на стене) как к неуместному пережитку прошлого. Но кто не разглядывал замысловатый шитый узор в своем детстве? Наверняка, таких людей в нашем обществе найдется не много. Впрочем, уже в советские времена к списку утилитарных функций ковров добавилась еще одна.
Однако, прежде всего следует отметить, что в эпоху СССР в отличие от всей остальной истории ковры стали доступны широкому кругу людей благодаря развитию легкой промышленности. Делали ковры как из синтетических тканей, так и из натуральной шерсти. Последние, конечно же, были заметно дороже. Жители страны Советов также использовали данные изделия для украшения своего жилища и его утепления.
Помимо этого, граждане Советского Союза быстро смекнули, что плотные ковры заметно улучшают звукоизоляцию. А потому стали вешать их еще и на стены буквально в каждой комнате. Благо цена на средний ковер позволяла. Особенно актуально это стало на фоне урбанизации, роста городов и все большего появления «квартирных жителей». Люди, устоявшиеся в коммунальных квартирах всеми силами, хотели повысить уровень комфорта и степень защищенности личного пространства. Актуальной данная тенденция осталась и после начала массового строительства многоквартирных панельных домов.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: